Научная статья на тему 'Возможности бенчмаркинга для управления предприятиями коммунального комплекса'

Возможности бенчмаркинга для управления предприятиями коммунального комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
594
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / УПРАВЛЕНИЕ / КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / BENCHMARKING / MANAGEMENT / MUNICIPAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукьянец Анатолий Алексеевич, Ротарь Виктор Григорьевич, Шумский Алексей Анатольевич, Чернов Артём Геннадьевич

Рассматриваются основные положения бенчмаркинга как инструмента управления. Анализируются международная и российская практики применения бенчмаркинга. Исследуются преимущества и особенности применения бенчмаркинга в коммунальном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лукьянец Анатолий Алексеевич, Ротарь Виктор Григорьевич, Шумский Алексей Анатольевич, Чернов Артём Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article benchmarking is discussed as a management tool. The authors analyse international and domestic practices of benchmarking application. Advantages and special features of using benchmarking in municipal economy are researched.

Текст научной работы на тему «Возможности бенчмаркинга для управления предприятиями коммунального комплекса»

А.А. Лукьянец, В.Г. Ротарь, А.А. Шумский, А.Г. Чернов

ВОЗМОЖНОСТИ БЕНЧМАРКИНГА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Рассматриваются основные положения бенчмаркинга как инструмента управления. Анализируются международная и российская практики применения бенчмаркинга. Исследуются преимущества и особенности применения бенчмаркинга в коммунальном комплексе.

Ключевые слова: бенчмаркинг; управление; коммунальный комплекс.

В последнее время все большее внимание уделяется применению бенчмаркинга для повышения эффективности управления в коммунальной сфере. Интерес проявляют как сами предприятия - муниципальные, коммерческие, смешанных форм собственности, так и органы власти, заинтересованные в повышении эффективности деятельности коммунального комплекса. Что касается предприятий, то их очевидный интерес к бенчмаркингу во многом объясняется рыночными требованиями к повышению производительности труда, эффективности использования активов, улучшению работы с клиентами и т.д.

С органами власти ситуация несколько иная. В современном мире изменения происходят настолько быстро, что развитие государственных и общественных институтов не успевает за развитием бизнеса и новых технологий. Негибкая государственная политика часто становится тормозом развития важнейших отраслей, в том числе и относящихся к коммунальной сфере. Неэффективные предприятия остаются на рынках благодаря различным мерам поддержки со стороны государства. Конкуренция в коммунальном секторе имеет ограниченное воздействие, следовательно, здесь меньше стимулов к экономному расходованию ограниченных ресурсов и повышению качества услуг, чем в коммерческих организациях. Бенчмаркинг же, если его применять квалифицированно, поможет создать систему индикаторов, которая будет стимулировать коммунальные предприятия к постоянному повышению эффективности и тем самым сдерживать рост тарифов.

Таким образом, применение бенчмаркинга полезно как для отдельных предприятий, так и на региональном уровне в целом. В связи с этим рассмотрим его основы и некоторые особенности применения в сфере предоставления коммунальных услуг.

Впервые бенчмаркинг как метод был разработан в 1972 г. для оценки эффективности бизнеса Институтом стратегического планирования в Кембридже (США) [1]. Бенчмаркинг (или эталонное сравнение) представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах ведения бизнеса. Он позволяет идентифицировать как сильные стороны предприятия, так и нуждающиеся в улучшении, а также найти перспективные решения на основании аналогов. Такая информация обеспечивает компанию инструментальными средствами для определения конкурентной стратегии отдельной организации, а на отраслевом и международном уровне - позволяет вырабатывать взвешенную политику регулирования рынков и улучшать качество услуг, которые государство предоставляет населению [2].

Подробно ознакомиться с принципами проведения бенчмаркинга и его классификацией можно с помощью

специализированной литературы [3]. В данной статье лишь кратко напомним основные особенности данного инструмента с целью выяснить, как он может быть применен в коммунальном хозяйстве.

В настоящее время выделяют несколько видов бенчмаркинга, у каждого из которых есть свои преимущества и недостатки. Обычно их разделяют по объектам бенчмаркинга, в соответствии с их принадлежностью отрасли, выполняемым функциям и т.д. Особенно часто в качестве объектов рассматривают:

- внутренние или дочерние оргструктуры - такой бенчмаркинг называют внутренним;

- конкурентов - это конкурентный бенчмаркинг;

- отраслевые предприятия, не являющиеся прямыми конкурентами - промышленный бенчмаркинг;

- лидеров из других отраслей - функциональный бенчмаркинг.

Внутренний бенчмаркинг предполагает проведение сравнений между различными подразделениями организации, дочерними предприятиями или одного подразделения в различные периоды времени. Коммунальным предприятиям данный вид бенчмаркинга полезен для сравнения эффективности работы отдельных цехов и участков, занимающихся одинаковыми видами деятельности. Измерение производительности труда, эффективности использования основных фондов, числа аварийных инцидентов позволяет выявить лучшие подразделения, проанализировать причины их успеха и по возможности распространить позитивный опыт на другие подразделения.

Бенчмаркинг с конкурентом подразумевает сравнение своего предприятия с конкурентами по различным параметрам. Для коммунальных предприятий нередко прямой конкурент неочевиден, поскольку большинство из них является локальным монополистом. Но при этом имеются сторонние организации, как работающие во многих регионах, так и местные, желающие «зайти» на этот рынок. Для того чтобы не стать жертвой поглощения или не потерять рынок, необходимо адекватно оценивать свои возможности в сравнении с потенциальными конкурентами с точки зрения потенциала снижения издержек, лоббирования интересов через органы власти, технологиями общения с потребителями и т.д.

Промышленный (отраслевой) бенчмаркинг состоит в оценке позиций компании в соответствующей отраслевой или функциональной области. Для коммунальных предприятий этот вид бенчмаркинга также может оказаться достаточно полезным. Например, предприятия, работающие в разных муниципальных образованиях, могут провести эталонное сравнение практически по всем основным направлениям деятельности: использование основных фондов, энергоэффективность, ква-

лификация персонала и производительность труда, состояние сетей и других объектов инфраструктуры, качество работы с потребителями и т.д. По результатам сравнения принимаются решения (в том числе и органами власти) о модернизации основного и вспомогательного оборудования, изменении системы мотивации персонала, внедрении более совершенной системы оплаты труда, новых методов работы с потребителями.

Функциональный (операционный) бенчмаркинг предполагает проведение сравнения с организациями, не относящимися к числу внутриотраслевых конкурентов, но осуществляющих функциональную деятельность, в улучшении которой заинтересована компания. Заимствование опыта предприятиями коммунального комплек-

са путем функционального бенчмаркинга перспективно, т.к. он позволяет получить новые знания в тех областях, где остальные виды бенчмаркинга неэффективны. Так, достижения в диагностике состояния нефте- и газопроводов могут оказаться полезными для водного и теплового хозяйств, а опыт работы телекоммуникационных компаний с клиентами - для обеспечения расчетов сбытовых подразделений/организаций с потребителями.

Другим классификационным признаком является предмет исследования, т.е. каким элементам предприятий при эталонном сравнении уделяется особое внимание. Обычно в этом качестве выступают бизнес-процессы, результаты деятельности, функциональные стратегии предприятий (рис. 1).

Информация

Финансы

Кадры

Оборудование

Топливо

Энергия

Услуги

Бенчмаркинг

процессов

Предприятие ЖКХ

- эталон

водо- ( отведение! /\ водо-г ^снабжение

"Ч жилищные

) услуги

тепло- снабжение электро- снабжение

выходы^

Товары

Услуги

Прибыль

Социальная

ответственность

Информация

Экология

Стратегический

бенчмаркинг

Информация

Финансы

Кадры

Оборудование

Топливо

Энергия

Услуги

Бенчмаркинг

результативности

Товары

Услуги

Прибыль

Социальная

ответственность

Информация

Экология

Рис. 1. Предметы бенчмаркинга в коммунальном комплексе

Бенчмаркинг процессов сфокусирован на отдельных рабочих операциях и бизнес-процессах, таких как «снятие показаний приборов учета», «выставление счета потребителю», «планирование закупки топлива», «подбор сотрудника» и т.д. Причём для коммунального сектора эти процессы разделяются по видам деятельности: водо-, тепло-, электроснабжение, водоотведение, предоставление жилищных услуг. Сильная сторона процессного бенчмаркинга состоит в возможности достигать с его помощью конкретных конечных результатов. Например, если коммунальное предприятие в результате проведения процессного бенчмаркинга сумеет улучшить один из своих основных бизнес-процессов, например автоматизировать снятие показаний приборов учета, это заметно скажется на показателях экономической эффективности. В этом случае конечный положительный эффект может быть измерен в терминах снижения издержек, повысившейся результативности, снижении потерь и т.д. Все перечисленное выливается в улучшение краткосрочных финансовых результатов или других ключевых показателей эффективности деятельности.

Бенчмаркинг результативности позволяет оценить конкурентные позиции фирмы или отдельного товара, относительное качество предоставляемого вида услуг, в том числе по техническим характеристикам и предпочтениям потребителей. Очевидно, что для коммунальных предприятий бенчмаркинг результативности может быть направлен в первую очередь на показатели качества коммунальных услуг.

Стратегический бенчмаркинг в целом связан с анализом того, как отдельные организации добиваются конкурентных преимуществ. Для коммунальных предприятий продуктивным может оказаться опыт стратегий по снижению издержек, выхода на новые территориальные рынки, развития и использования ноу-хау.

Проведение бенчмаркингового исследования для коммунального предприятия занимает достаточно длительный срок и включает несколько основных этапов:

- выбор субъекта исследования;

- формирование набора показателей;

- выбор эталона для сравнения;

- сбор информации;

- анализ данных;

- апробация полученных знаний; Пример возможных результатов бенчмаркингового

- внедрение. исследования приведен в таблице.

Этапы бенчмаркингового исследования на примере предприятия теплоснабжения

№ Этап Пример результатов

1 Выбор субъекта исследования Количество жалоб потребителей

2 Определение набора показателей (индикаторов) для проведения эталонного сравнения - оценка качества функционирования теплоснабжения - вероятность безотказной работы системы, коэффициент готовности (качества) системы, живучесть системы; - технологическая оценка качества теплоносителя - качество воды для подпитки закрытых тепловых сетей, норма утечек, качество подпиточной воды открытых систем теплоснабжения; - оценка качества потребителями - количество обращений потребителей на ненадлежащее качество коммунального ресурса в тепловую инспекцию (на 1000 Гкал), субъективная оценка качества работы предприятия (по пятибалльной шкале); - реагирование на инциденты - количество инцидентов (на 10 км трубопроводов), средние сроки устранения неисправностей, производительность труда аварийных бригад (факт/норма)

3 Выбор эталона для сравнения (объекта бенчмаркинга) Коммунальное предприятие территориального объединения, обеспечившее за прошедшие несколько лет существенное повышение качества теплоснабжения

4 Сбор информации Ежегодные отчеты, базы данных, информация, предоставленная исследовательскими компаниями, правительственными организациями и самим предприятием эталоном о своей деятельности

5 Анализ данных и выяснение причин отставания - высокая вероятность отказов оборудования; - сверхнормативные сроки устранения неисправностей системы теплоснабжения; - относительно низкая оценка качества работы предприятия потребителями; - низкая квалификация кадров и т.д.

6 Апробация полученных знаний Запуск пилотного проекта в одном из подразделений

7 Внедрение новшеств - для повышения вероятности безотказной работы системы: обеспечить увеличение доли труб с полимерным покрытием, установку средств катодной защиты, внедрение средств диагностики сети; - для сокращения сроков устранения неисправностей систем теплоснабжения: повысить мобильность и технологическую вооруженность аварийных бригад, обеспечить повышение квалификации; - для повышения оценки качества работы предприятия потребителями: повысить прозрачность работы предприятия, улучшить имидж за счет работы со СМИ, улучшить работу абонентского отдела

Приведенная выше последовательность этапов с одной стороны проста, а с другой - понятна и эффективна. Работники и руководство коммунальных предприятий ясно представляют своё отставание, получают стимул к соперничеству и улучшению показателей работы. Кроме того, коммунальное хозяйство, во-первых, является социально значимой отраслью, а во-вторых, процесс предоставления услуг имеет естественно-монопольный характер. Поэтому бенчмаркинг в ЖКХ может стать для власти инструментом как контролирующим, так и стимулирующим повышение качества услуг. Следует отметить, что в Японии, США и других странах программы бенчмаркинга развиваются при государственной поддержке. Считается, что благодаря такому обмену опытом выигрывает экономика страны в целом. В подтверждение этому приведём примеры проведения бенчмаркинга международными организациями.

Подход Мирового банка к проведению бенчмаркинга

Мировой банк регулярно проводит бенчмаркинговые исследования различных стран и регионов. Среди прочих вопросов достаточно пристальное внимание уделяется развитию и использованию коммунальной инфраструктуры. Основной целью таких исследований является эталонное сравнение с другими странами и регионами, при этом ключевыми вопросами являются следующие:

- как выглядит объект исследования в сравнении с эталоном в системе индикаторов?;

- что говорят значения соответствующих индикаторов относительно сильных и слабых сторон исследуемого объекта?;

- по каким индикаторам наблюдаются наибольшие отклонения как положительные, так и отрицательные?;

- каким образом полученную информацию можно использовать для улучшения ситуации?

Для проведения эталонного сравнения используется специальная база данных, в которой собрана информация по различным странам (более 200), сфокусированная на таких характеристиках, как физическая доступность, ценообразование и качество (техническое или субъективное).

Для сравнения систем электроснабжения применяются следующие показатели:

- доступ к электрическим сетям (доля населения в процентах);

- доступность электрических сетей для домохозяйств (доля домохозяйств);

- энергоемкость валового национального продукта (кг нефтяного эквивалента/доллар ВНП);

- стоимость электроэнергии для конечного потребителя (центов/кВт.ч);

- удовлетворенность потребителей качеством электроснабжения (экспертная оценка - от «плохо» до «отлично»);

- удовлетворенность потребителей деятельностью государственного органа, регулирующего сферу электроснабжения (экспертная оценка - от «плохо» до «отлично»);

- потери электроэнергии при передаче и распределении.

Для сравнения систем водоснабжения и канализации рассчитываются показатели:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- доступ к системе водоснабжения (доля населения в процентах);

- доступ к системе канализации (доля населения в процентах);

- удовлетворенность потребителей качеством водоснабжения (экспертная оценка - от «плохо» до «отлично»);

- доля домохозяйств, использующих водопроводную или колодезную воду в качестве питьевой.

После того как получены значения соответствующих индикаторов, производится эталонное сравнение, при этом для повышения эффективности работы сравнение может производиться с несколькими странами или мировыми регионами. Нередко также раздельно рассматриваются городские и сельские поселения. По результатам исследований отмечаются наиболее существенные отличия, а также возможные пути их преодоления, в т.ч. на основе опыта и достижений государства-эталона.

Опыт бенчмаркинга в Американской ассоциации предприятий водного хозяйства

Американская ассоциация предприятий водного хозяйства (American Water Works Association, далее AWWA, интернет-сайт http://www.awwa.org) обеспечивает эффективное сотрудничество предприятий по различным направлениям с 1881 г. Последние несколько лет AWWA активно реализует программу бенчмаркинга между предприятиями - членами ассоциации, активными участниками которой являются более 200 организаций практически всех штатов.

Основой системы бенчмаркинга AWWA является специально разработанная система индикаторов. Она состоит из 22 отдельных показателей и контрольных точек. Отметим, что контрольная точка включает в себя несколько показателей, применимость которых определяется целями эталонного сравнения и спецификой предприятия (виды деятельности, учет, установленные тарифы и т.д.). Все они собраны в пять групп, каждая из которых отвечает за определенное направление деятельности предприятий водного хозяйства: развитие организации, взаимоотношения с клиентами, деятельность организации, процессы водоснабжения и водоотведения. Этот перечень был сформирован благодаря специально проведенным работам исследовательского фонда AWWA.

Первая группа отвечает за развитие организации и включает в себя четыре индикатора.

Индикатор «Методы организации производственных работ» предусматривает самооценку применения семи методов менеджмента на предприятии: стратегическое планирование, долгосрочное финансовое планирование, управление рисками, оптимальное управление активами, менеджмент качества, управление взаимоотношениями с потребителями, процедуры постоянного совершенствования.

Индикатор «Здоровье персонала и безопасность труда» показывает количество дней временной нетрудоспособности в году, приходящихся на одного человека.

Индикатор «Подготовка персонала» учитывает количество часов, потраченных на официальную подготовку и обучение персонала.

Индикатор «Производительность труда» оценивает количество клиентов на одного работника, объем дос-

тавленной воды (на одного сотрудника), очистку воды (на одного сотрудника).

Вторая группа оценивает взаимоотношения с клиентами и состоит из пяти индикаторов.

Индикатор «обращения с жалобами в клиентскую службу» и «количество претензий по качеству на 1000 клиентов» дополняют друг друга. Причем первый показатель ассоциируется непосредственно с работой соответствующей службы, а второй - с качеством услуги (товара).

Индикатор «Нарушение водоснабжения» измеряет количество потребителей (относительно 1000), имевших инциденты с водоснабжением/водоотведением.

Индикатор «Стоимость водоснабжения и/или водоотведения для населения» - состоит из показателей, которые рассчитываются попарно для предприятий, оказывающих услуги только водоснабжения, только водоотведения или совместно оба вида. Показатели отражают величину счета за услугу в месяц, исходя из нормативного или фактического объема потребления.

Индикатор «Удельные затраты клиентской службы на лицевой счет» измеряет расходы на содержание лицевого счета потребителя в год.

Индикатор «Точность расчетов» показывает количество корректировок в неверно оформленных счетах (на 10 000 счетов), выпущенных в отчетном году.

Третья группа содержит три индикатора, которые оценивают экономическую сторону деятельности предприятия.

Индикатор «Коэффициент задолженности» - доля заемных средств во всем капитале предприятия.

Индикатор «Норма замещения (обновления основных фондов)» измеряет степень, с которой коммунальные предприятия обновляют или замещают свою инфраструктуру, данный коэффициент рассчитывается для забора и очистки воды, ее транспортировки, сбора стоков и их очистки.

Индикатор «Рентабельность активов» характеризует финансовую эффективность использования всех активов коммунального предприятия.

Четвертая группа содержит индикаторы основных процессов водоснабжения и водоотведения.

Индикатор «Индекс качества питьевой воды» указывает число дней в отчетном году, в течение которых поставляемая вода полностью соответствовала уровню допустимых загрязнений и техническим требованиям, установленным основным стандартом США.

Индикатор «Потери в водопроводных сетях» измеряет процент питьевой воды, отпущенной в сеть, но не доставленной конечным потребителям.

Индикатор «Работоспособность водопроводных сетей» определяет состояние водопроводной системы с учетом количества порывов и утечек, требующих устранения, из расчета на 100 миль водопровода.

Индикатор «Удельные расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание» отображает величину расходов на эксплуатацию и техническое обслуживание из расчета на один лицевой счет или на 1 млн галлонов произведенных услуг.

Индикатор «Коэффициент планового технического обслуживания» показывает, насколько эффективно различные коммунальные предприятия инвестируют в плановое техническое обслуживание оборудования.

Измеряется в денежных средствах или человеко-часах, затраченных на эту деятельность.

Индикатор «Индекс разливов канализационной системы» оценивает состояние канализационной системы и эффективность ее технического обслуживания, выражается через удельное количество аварийных разливов, приходящихся на 100 миль канализационных трубопроводов.

Индикатор «Целостность канализационных сетей» показывает частоту повреждений и аварий на 100 миль трубопровода.

Индикатор «Эффективность обработки сточных вод» измеряет соответствие отводимых сточных вод после очистки требуемым стандартам на каждом водоочистном сооружении.

По мнению членов ассоциации, участие в программе бенчмаркинга позволяет предприятиям получить новые знания и умения, оценить производительность труда и эффективность использования основных фондов. Бенчмаркинг обеспечивает концентрацию ресурсов на построении системы измерения с учетом специфики деятельности предприятий водного хозяйства. Благодаря тому, что в программе участвуют многие ведущие компании, работающие в сфере водоснабжения и водотведения, простые участники получают доступ к их достижениям и могут точнее позиционировать свое местоположение в отрасли путем использования системы индикаторов.

Опыт и перспективные сферы применения бенчмаркинга в коммунальном комплексе России

Несмотря на то что термин «бенчмаркинг» уже давно не является новым для российских управленцев и экономистов, внедрением данного инструмента занимается лишь малая часть предприятий. В коммунальном комплексе и вовсе конкретными результатами могут похвастаться лишь единицы. Успешной практикой применения бенчмаркинга обладают, например, НП «Российское теплоснабжение» (интернет-сайт http://www.awwa.org) и «Водоканал-Инвест-Консалтинг» (интернет-сайт http:// www.rosteplo.ru) и ряд других предприятий.

Если рассматривать бенчмаркинг как инструмент для предприятия и его руководства, то наиболее востребован он может оказаться в следующих сферах:

- «Управление многоквартирными домами» - сравнение работы управляющих компаний в конкретном городе;

- «Предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению» - сравнение работы предприятий водоснабжения в разных городах, населенных пунктах региона;

- «Генерация тепловой и электрической энергии» -сравнение эффективности работы котельных, ТЭЦ, генерирующих компаний с аналогичными объектами в других регионах.

В других сферах коммунального комплекса внедрение бенчмаркинга будет менее полезным.

Ещё одна возможная область применения бенчмаркинга - это государственное и муниципальное управление. Бенчмаркинг здесь также не является сверхновым явлением, и его элементы используются органами

власти достаточно давно. Но в настоящее время именно в сфере ЖКХ бенчмаркинг применяется всё чаще и чаще. Связано это с тем, что традиционные рыночные механизмы, которые заставляют предприятия повышать эффективность работы, в данной отрасли не работают. Стимулировать предприятия, как уже отмечалось, можно с помощью сравнения результатов работы, которое проводится органами власти. Показательным примером служит опыт, например, мэрии г. Казани, которая еженедельно публикует рейтинг управляющих компаний (интернет-сайт http://www.vkh21.ru). Рейтинг составляется на основе жалоб получателей услуг. В результате выбирается лидер, который может поделиться опытом эффективного управления с другими участниками. Подобные рейтинги существуют и в других регионах России.

Кроме того, бенчмаркинг, по нашему мнению, найдёт достойное применение в процессе регулирования тарифов на услуги ЖКХ органами региональной и муниципальной власти. В последние несколько лет при регулировании тарифов стали использоваться термины «метод аналогов», «принцип сравнительной эффективности», «метод установления предельных тарифов». Эти понятия напрямую связаны с бенчмаркингом. При этом существуют два варианта регулирования. Первый подразумевает расчёт расходных статей (либо удельных показателей по статьям) у «эталонных» предприятий, которые потом берутся за основу при установлении тарифов для прочих предприятий, работающих в схожих условиях. В данном варианте оценивается эффективность операционных расходов в расчете на единицу реализуемой продукции (удельных расходов) регулируемых организаций [4]. Чем больше индекс эффективности операционных расходов, тем менее эффективно работает предприятие. Для регулируемого предприятия могут устанавливаться идеальные показатели по отдельным статьям, а также анализироваться влияние инвестиций на индексы эффективности. В результате могут быть выбраны приоритетные мероприятия для инвестиционной программы или бюджетного финансирования.

Второй вариант использования бенчмаркинга при государственном регулировании тарифов - установление предельных тарифов. Тем самым задаётся комплексный показатель, к которому должны стремиться предприятия за счёт повышения эффективности деятельности.

Пример использования бенчмаркинга для предприятий теплоснабжения Томской области рассматривается на рис. 2. Котельные на рисунке распределены по классам в соответствии с видами топлива и масштабами производства. В итоге сформированы девять классов объектов, для каждого из которых объекты с низкими тарифами являются эталонами. Те же объекты, у которых тариф выходит за «рамки», характерные для данного класса, требуют пристального внимания со стороны регулирующих органов.

Рассмотренный пример, имеющаяся за рубежом и в России практика сравнения эффективности работы предприятий наглядно показывают перспективность и актуальность внедрения бенчмаркинга в управление коммунальным комплексом.

10000

9000 -

©

Ci

и

bi

ю

2

-

e2

sooo

7000 -

6000 -

а 5000

4000

3 WH}

2000

1000

0

Крупные Средние Крупные Малые

котельные KUTCJIMIUC котельные котельные

на 1 азе на гаю на угле на газе

Крупные

ICOTCJrhlll.rC

Hfl

Средние

KtnV-Ibl II. IC

на дровах

Малые котельные на yi ле

Мй.[ыс котельные на дрюеах

©

А I-i 'i ■■ ■■ 1 ; ■ -.ч-. I ■.

Рис. 2. Пример применения бенчмаркинга для котельных Томской области

Несмотря на то что часто текущие технические и экономические проблемы заставляют задействовать все имеющиеся у предприятия ресурсы, стратегическое мышление не менее важно. И это верно, ведь так называемая «текучка» не сможет обеспечить так необходимого сейчас качественного сдвига в коммунальной сфере. Со стратегической точки зрения такой достаточно давно известный инструмент, как бенчмаркинг, может оказаться связующим звеном между интересами

основных участников на рынке коммунальных услуг. А именно: потребители дают обратную связь и оценивают деятельность, поставщики конкурируют на «поле сравнения» (ведь в реальности конкуренция часто ограничена), а власть контролирует худших и стимулирует лучших. Следовательно, предложенный подход может дать новый толчок развитию, в том числе и техническому, и экономическому, в особо важной сфере жизнеобеспечения территорий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зиберт Г. Бенчмаркинг. Руководство для практиков. М.: КИА центр, 2006. 128 с.

2. Лукьянец А.А., Чернов А.Г., Шумский А.А. и др. Основы экономики и управления в коммунальном комплексе. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП

СО РАН, 2008. 448 с.

3. Кэмп Р.С. Легальный промышленный шпионаж. Бенчмаркинг бизнес-процессов: технологии поиска и внедрение лучших методов работы

ваших конкурентов. М.: Баланс-Клуб, 2004. 416 с.

4. Приказ Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2008 г. № 231-э «Об утверждении методических указаний по регулированию тарифов с

применением метода доходности инвестированного капитала».

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 3 ноября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.