Научная статья на тему 'Внедрение методов бенчмаркинга для управления предприятиями жилищно-коммунального комплекса исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00486/18 "разработка системы мониторинга эффективности деятельности (бенчмаркинга) субъектов жилищно-коммунального хозяйства, как фактора социально-экономического развития региона"'

Внедрение методов бенчмаркинга для управления предприятиями жилищно-коммунального комплекса исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00486/18 "разработка системы мониторинга эффективности деятельности (бенчмаркинга) субъектов жилищно-коммунального хозяйства, как фактора социально-экономического развития региона" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ СФЕРА / КАЧЕСТВО УСЛУГ / СИСТЕМА БЕНЧМАРКОВ / BENCHMARKING / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / QUALITY OF SERVICES / BENCHMARK SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Налесная Яна Андреевна

Жилищно-коммунальный комплекс один из важнейших и наиболее проблемных секторов экономики региона и муниципального образования. В нем формируются базовые условия жизни населения, влияющие на социально-экономическое развитие муниципального образования, региона и страны в целом. Необходим поиск новых эффективных методов управления и контроля в жилищно-коммунальной сфере. Одним из прогрессивных методов в настоящий момент является бенчмаркинг. Бенчмаркинг это систематический процесс поиска и выявления лучших организаций и процессов, оценка продукции, услуг и методов управления с целью использования опыта. Совершенствование жилищно-коммунального комплекса в большей степени носит региональный характер, и с этим возникает необходимость внедрения таких методов, чтобы на региональном и муниципальном уровне была возможность осуществить преобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Налесная Яна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTRODUCTION OF BENCHMARKING FOR ENTERPRISES MANAGEMENT OF HOUSING AND COMMUNAL COMPLEX The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the research project No. 18-010-00486/18 “Development of a system for monitoring the effectiveness of activities (benchmarking) of housing and utilities entities as a factor in the socio-economic development of the region”

Housing and communal complex is one of the most important and most problematic sectors of the economy of the region and the municipality. It forms the basic living conditions of the population, affecting the socio-economic development of the municipality, the region and the country as a whole. It is necessary to search for new effective methods of management and control in the housing and communal sphere. One of the progressive methods at the moment is benchmarking. Benchmarking is a systematic process of finding and identifying the best organizations and processes, evaluation of products, services and management methods in order to use the experience. The improvement of the housing and communal complex is more regional in nature and there is a need to introduce such methods so that at the regional and municipal level there is an opportunity to carry out reforms.

Текст научной работы на тему «Внедрение методов бенчмаркинга для управления предприятиями жилищно-коммунального комплекса исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00486/18 "разработка системы мониторинга эффективности деятельности (бенчмаркинга) субъектов жилищно-коммунального хозяйства, как фактора социально-экономического развития региона"»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА REGIONAL ECONOMY

УДК 338.465:658 ББК 65.441 - 32 Н 23

Я.А. Налесная,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры инженерной экономики Южного федерального университета, г. Таганрог. Тел.: 8 (634) 68-44-55, е-mail: jana_n@list.ru

ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДОВ БЕНЧМАРКИНГА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯПРЕДПРИЯТИЯМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

(Рецензирована)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00486/18 «Разработка системы мониторинга эффективности деятельности (бенчмаркинга) субъектов жилищно-коммунального хозяйства, как фактора социально-экономического развития региона»

Аннотация. Жилищно-коммунальный комплекс - один из важнейших и наиболее проблемных секторов экономики региона и муниципального образования. В нем формируются базовые условия жизни населения, влияющие на социально-экономическое развитие муниципального образования, региона и страны в целом. Необходим поиск новых эффективных методов управления и контроля в жилищно-коммунальной сфере. Одним из прогрессивных методов в настоящий момент является бенчмаркинг. Бенчмаркинг - это систематический процесс поиска и выявления лучших организаций и процессов, оценка продукции, услуг и методов управления с целью использования опыта. Совершенствование жилищно-коммунального комплекса в большей степени носит региональный характер, и с этим возникает необходимость внедрения таких методов, чтобы на региональном и муниципальном уровне была возможность осуществить преобразования.

Ключевые слова: бенчмаркинг, жилищно-коммунальная сфера, качество услуг, система бенчмарков.

Ya.A. Nalesnaya,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Engineering Economy Department, Southern Federal University, Taganrog. Ph.: 8 (634) 68-44-55, е-mail: jana_n@list.ru

THE INTRODUCTION OF BENCHMARKING FOR ENTERPRISES MANAGEMENT OF HOUSING AND COMMUNAL COMPLEX

The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the research project No. 18-010-00486/18

"Development of a system for monitoring the effectiveness of activities (benchmarking) of housing and utilities entities as a factor in the socio-economic

development of the region" Abstract. Housing and communal complex is one of the most important and most problematic sectors of the economy of the region and the municipality. It forms the basic living conditions of the population, affecting the socio-economic development of the municipality, the region and the country as a whole. It is necessary to search for new effective methods of management and control in the housing and communal sphere. One of the progressive methods at the moment is benchmarking. Benchmarking is a systematic process of finding and identifying the best organizations and processes, evaluation of products, services and management methods in order to use the experience. The improvement of the housing and communal complex is more regional in nature and there is a need to introduce such methods so that at the regional and municipal level there is an opportunity to carry out reforms.

Keywords: benchmarking, housing and communal services, quality of services, benchmark system.

Жилищно-коммунальная сфера - основное направление социальной политики государства. Жилищно-коммунальная политика затрагивает интересы каждого субъекта общества: населения, органов власти всех уровней (государственного, регионального и местного), промышленных предприятий, коммерческих структур и некоммерческих организаций. Но на сегодняшний день в России ЖКХ - малоэффективная система управления, с недостаточно устойчивым финансовым положением предприятий, где сосредоточено много острых нерешенных проблем, требующих безотлагательного решения [1]. Существующие сети и сооружения значительно изношены, что приводит к увеличению аварий и сбоям в работе инженерных коммуникаций, повсеместному перерасходу материально-технических ресурсов, большим потерям энергии и воды. Состояние сетей и сооружений систем, в основном, не соответствует требованиям устойчивого и надлежащего качества предоставления коммунальных услуг. Отмечается большой износ основных средств, большие сроки окупаемости, что приводит к ухудшению качества предоставленных услуг и неудовлетворенности населения [2].

Представленные в табл. 1 данные наглядно иллюстрируют сложившуюся ситуацию. Проблемы в

системе ЖКХ довольно остро стоят как в различных крупных и мелких регионах страны, так и в масштабах России в целом. Население не удовлетворено качеством предоставляемых услуг. Степень удовлетворенности населения рынком услуг ЖКХ Ростовской области в 2017 году опишем на основе аналитической записки «Результаты мониторинга состояния развития конкурентной среды в Ростовской области» [4].

43,2% респондентов скорее не удовлетворены качеством услуг ЖКХ, 17,9% - совсем не удовлетворены, а 15,5% респондентов скорее удовлетворены качеством услуг на этом рынке. Удовлетворенными качеством услуг жилищно-коммунального хозяйства себя считают только 13,5% респондентов. 9,9% респондентов затруднились оценить качество услуг ЖКХ на соответствующем рынке. 54,1% опрошенных потребителей не удовлетворены ценовой политикой на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства региона. 33,0% опрошенных полагают, что скорее удовлетворены ценами на услуги ЖКХ. Только 4,7% потребителей устраивает уровень цен на этом рынке (рис. 1).

Можно выделить основные и наиболее острые проблемы ЖКХ в России, на основе запросов граждан в 2016 году, который составил Некоммерческий центр «ЖКХ

Таблица 1

Наличие и состояние основных фондов организаций видов экономической деятельности, относящихся к жилищно-коммунальному хозяйству [3]

Показатели* 2005 2010 2013 2014 2015

Наличие основных фондов (на конец года; по полной учетной стоимости) - всего, млрд руб., в том числе: 22680,7 46899,1 70140,2 81416,9 89104,1

управления эксплуатацией жилого фонда 791,5 108,0 84,3 89,2 107,6

производства и распределения газообразного топлива 80,6 215,2 328,3 387,4 426,4

производства, передачи и распределения пара и горячей воды (тепловой энергии) 349,9 718,9 879,2 988,8 1032,8

сбора, очистки и распределения воды 399,3 686,0 884,3 1451,5 1037,5

управления эксплуатацией нежилого фонда 7,1 39,9 85,7 94,6 116,9

удаления сточных вод, отходов и аналогичной деятельности 277,4 191,8 189,3 222,3 232,5

предоставления персональных услуг 10,1 28,0 20,7 22,6 21,1

Степень износа основных фондов (на конец года), процентов:

управления эксплуатацией жилого фонда 29,3 41,3 38,5 40,4 34,1

производства и распределения газообразного топлива 39,1 44,8 34,1 33,4 33,8

производства, передачи и распределения пара и горячей воды (тепловой энергии) 41,3 49,2 42,0 43,0 45,0

сбора, очистки и распределения воды 54,7 52,6 41,0 44,4 42,2

управления эксплуатацией нежилого фонда 27,5 46,1 18,8 21,4 22,5

удаления сточных вод, отходов и аналогичной деятельности 33,4 42,8 37,7 35,9 34,8

предоставления персональных услуг 34,7 34,9 40,5 41,3 40,6

Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов, в процентах от наличия основных фондов, на конец года; по полной учетной стоимости):

управления эксплуатацией жилого фонда 7,1 8,0 4,5 2,7 2,6

производства и распределения газообразного топлива 8,6 8,5 8,8 7,4 7,1

производства, передачи и распределения пара и горячей воды (тепловой энергии) 21,2 6,7 8,2 8,5 6,4

сбора, очистки и распределения воды 6,4 7,2 9,6 4,5 5,8

управления эксплуатацией нежилого фонда 3,7 3,4 18,3 7,0 9,4

удаления сточных вод, отходов и аналогичной деятельности 8,4 9,2 9,2 6,1 10,9

предоставления персональных услуг 9,4 12,1 6,5 14,3 6,7

Коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов, в процентах от наличия основных фондов, на начало года; по полной учетной стоимости):

управления эксплуатацией жилого фонда 0,3 1,0 0,6 0,5 0,5

Продолженыч таблицьч 1

производства и распределения газообразного топлива 1.0 0 ,5 0,2 0,4 0,4

прсизводлтва, педедачл и распределения параиглрячехиолы (меп ловой энергии) 2,0 0,4 0,6 0,6 0,6

сбора, очистки д раопррделания лоды л,з дв,т 0 ли! 0,2 0,2

управления эксплуатацией нежилого фонда 0,7 0,7 0, В 0,5 0,3

ухалемия сточныхлод, хтходовианалогич-нхй деятельнисти 0,В 0,3 0, В 0,6 0,5

предоставления персональных услуг 0,7 0,7 1,0 1,4 0,5

Удвльный веб полностью изношенных основных фондов, процентов:

упрлав лення вксплудадциейжнлчгч фхнд а 3,7 6,5 8, В 8,8 7,3

прхнавчдствк ь распределения газообразного топлива о,,п 12,7 8]9 8,2 8,0

производства, передачи и распределения пара и горячей воды (тепловой энергии) 9,0 2 3(1 11,5 11,1 12,9

сбдр>а, очистки и распределения воды 2 2Д 24,2 19,4. 13,5 19,6

управления эксплуатацией нежилого фонда 3(8 18,3 4,0 4,4 4,4

удаления ттодных вад, лтдодов ианалобич-ной дедтдрьносин 2,7 5,4 8,2 9,3 8,5

пpчдocтaвкeьияпepcoнaльныx усдуг б,2 4,7 9,2 8,5 8,8

Зоэвкжнхтъ н;чгё»]и

идч 17.5И 35,1% К

10.44

Катал» 132% 15.!%

ромнцсн 4.7*. ЦН

1

М 20» 44°;, <т В» ют?

рдаяяпварен сипрсслршкгюрен сиреежудгакгвсрсн "га удснлпиорен звгрршюа отасшь

Рис. 1. Степень удовлетворенности характеристиками услуг жилищно-ком-мунальногохозяйства,в %кобщемучислу опрошенных [4]

Контроль» - рейтинг связанных с жилищно-коммунальным хозяйством проблем, которые беспокоят1 жителей Российской Федерации:

1. Повышение платы за ЖКУ.

2. Управление МКД.

3. Капитальный ремонт.

4. Неудовлетворительное состояние МКД.

5. Качество коммунальных услуг.

6. Придомовое благоустройство.

7. Приборы учета.

8. Бездействие органов власти.

9. Аварийное и ветхое жилье.

Эффективное функционирование системы экономических и социальных показателей в рамках

региона или муниципального образования и страны в целом требует планирования алгоритма развития сферы жилищно-коммунального хозяйства. Эта сфера отражает состояние экономики и уровень жизни населения страны, региона и муниципального образования.

Острота проблем, связанных с ЖКХ, настолько очевидна, что в 2017 году утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам паспорт приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг». Цель проекта - повышение качества жилищно-коммунальных услуг со снижением к 2020 году аварийности на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 30% и повышением уровня удовлетворенности граждан качеством таких услуг до 85% [5].

В решении многих проблем в жилищно-коммунальной сфере и для повышения эффективности управления можно использовать зарубежный опыт бенчмаркинга для управления предприятиями коммунального комплекса. Бенч-маркинг поможет создать систему индикаторов, которая будет стимулировать коммунальные предприятия к постоянному повышению эффективности.

Существует несколько классификаций бенчмаркинга, но, исходя из ситуации, рассмотрим один из основных видов - сравнительный, который в настоящий момент наиболее близко подходит к жилищно-коммунальной сфере в нашей стране.

Сравнительный бенчмар-

кинг (performance/competitive

benchmarking) - это вовлечение организаций в процесс измерения результатов, оценки и сравнения показателей деятельности организации и уровня ее развития. Информация, собранная в процессе сравнительного бенчмаркинга, может

использоваться для определения возможностей совершенствования и/или установления стратегических целей. Уровни развития организаций рассматриваются в качестве контрольных значений (бенчмар-ков), а лучшие показатели устанавливаются компаниями - лидерами в своей области [6]. Бенчмарки также используются в форме индексов (например, американский и европейский индексы потребительской удовлетворенности).

За основу можно использовать бенчмаркинг Американской ассоциации предприятий водного хозяйства AWWA. Основой системы бенчмаркинга AWWA является специально разработанная система индикаторов. Она состоит из 20 отдельных показателей и контрольных точек. Все они собраны в четыре группы, каждая из которых отвечает за определенное направление деятельности предприятий водного хозяйства: развитие организации, взаимоотношения с клиентами, деятельность организации, процессы водоснабжения и водоотведения. Этот перечень был сформирован благодаря специально проведенным работам исследовательского фонда AWWA (табл. 2).

Представленная в табл. 2 система индикаторов также будет востребована в сферах тепловой и электрической энергии и управления многоквартирными домами. Предприятия региона (муниципального образования) могут на основе индикаторов публиковать рейтинг, в результате выбирается лидер, который может поделиться опытом эффективного управления с другими участниками. Бенчмарки позволяют сравнивать текущее положение дел на предприятии с другими предприятиями муниципального образования, региона или страны. Целевые бенчмарки устанавливаются на основе данных, полученных от наиболее успешных компаний.

Бенчмаркинг является связующим звеном между интересами

Таблица 2

Система индикаторов (бенчмарков) AWWA [7]

I группа Развитие организации II группа Взаимоотношения с клиентами III группа Экономическая деятельность предприятия IV группа Основные процессы водоснабжения и водоотведения

Методы организации производственных работ Обращения с жалобами в клиентскую службу Коэффициент задолженности Индекс качества питьевой воды

Здоровье персонала и безопасность труда Нарушение водоснабжения Норма замещения (обновления основных фондов) Потери в водопроводных сетях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подготовка персонала Стоимость водоснабжения и/или водоотведения для населения Рентабельность активов Работоспособность водопроводных сетей

Производительность труда Удельные затраты клиентской службы на лицевой счет Удельные расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание

Точность расчетов Коэффициент планового технического обслуживания

Индекс разливов канализационной системы

Целостность канализационных сетей

Эффективность обработки сточных вод

основных участников на рынке коммунальных услуг. Поставщики услуг могут конкурировать между собой, потребители оценивают деятельность поставщиков, худший будет тянуться к лучшему, и лучший будет стимулировать.

В России отсутствует общая методология формирования рейтинга и осуществления бенчмаркинга. В 2015 году к разработке такой методологии для промышленных предприятий приступил Минпромторг России, аналогичную работу для предприятий топливно-энергетического комплекса выполнило ФГБУ «Российское энергетическое агентство» в рамках сотрудничества с

ЮНИДО и Австрийским энергетическим агентством, чей многолетний опыт был представлен в России на коллоквиуме в ФГБУ «РЭА» 17-18 июля 2015 года. На сегодняшний день ни методика, ни проект национального стандарта так и не утверждены.

Успех проекта бенчмаркинга заключается в строгом соблюдении и ответственном выполнении каждого из его этапов. Алгоритм эталонного сопоставления не имеет строгой регламентации. Обобщив имеющиеся подходы к его проведению, можно предложить авторский алгоритм бенчмаркинга (рис. 2).

Рис. 2. АигоритмЕжовыденитбенчаларКЕнна (авторскаыразработка)

Предложенный подход может даньновош тоечок щечном^ в том ч кмовитехнивенкому, иэкономичт скому, в особо важной сфере - жилищно-коммунальном комплексе. Бенчмаркинг позволяет оценивать эффективность различных направлений деятельности в ЖКХ. Рассмотренный ряд индикаторов, которые могут использоваться при проведении бенчмаркинга, не представляют собой окончательный список. В ходе

исследовмкия воеможно ооввление новых беннмарков т иоклюоеное уже испельзтющохся. Беномерки меняются в зависимости от сферы предприятия. Количество используемых эталонных показателей не должно быть очень большим. В зависимости от направления развития сферы, бенчмаркинг которого предполагается проводить, может использоваться различное количество эталонных показателей.

Примечания:

1. Налесная Я.А. Реформирование системы ЖКХ в странах СНГ // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. № 6 (143). С. 70-75.

2. Налесная Я.А. Зарубежный опыт функционирования предприятий сферы ЖКХ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». 2013. № 2 (120). С. 201-207.

3. Жилищное хозяйство в России. 2016: Стат. сб. M.: Росстат, 2016. 63 с.

4. Результаты мониторинга состояния развития конкурентной среды в Ростовской области: Аналитическая записка. Ростов-на-Дону, 2016.

5. Паспорт приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» (Утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 18 апреля 2017 г. № 5). URL: http://static.government.ru/media/files/klb6YnoWDP9id JsHF2z91xgQ2mhK0xvj.pdf.

6. Coer News // The free Newsletter, Issue No. 2, July. Massey University, New Zealand, 2002.

7. Официальный сайт American Water Works Association. URL: http://www. awwa.org.

References:

1. Nalesna Ya.A. Reforming the housing and public utilities system in the CIS countries // News of the Southern Federal University. Technical science. 2013. No. 6 (143). Pp. 70-75.

2. Nalesna Ya.A. Foreign experience in the functioning of enterprises in the sphere of housing and public utilities // Bulletin of the Adyghe State University. Series 5: The Economy. 2013. No. 2 (120). Pp. 201-207.

3. Housing in Russia. 2016: Statistical compendium. M.: Rosstat, 2016. 63 p.

4. Results of monitoring the state of development of the competitive environment in the Rostov region: Analytical note. Rostov-on-Don, 2016.

5. Passport of the priority project "Quality Assurance of Housing and Communal Services" (Approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects (Minutes No. 5 of April 18, 2017)). URL: http:// static.government.ru/media/files/klb6YnoWDP9idJsHF2z91xgQ2mhK0xvj.pdf.

6. Coer News // The free Newsletter, Issue No. 2, July. Massey University, New Zealand, 2002.

7. The official website of the American Water Works Association. URL: http:// www.awwa.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.