Научная статья на тему 'Реформирование системы ЖКХ в странах СНГ'

Реформирование системы ЖКХ в странах СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЖКХ / КОНЦЕССИЯ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / REFORMING OF SYSTEM OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / CONCESSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Налесная Яна Андреевна

Самой проблемной отраслью в странах СНГ оказалось жилищно-коммунальное хозяйство, которое можно считать единственной отраслью, которую никак не могут реформировать по причине необходимости огромных финансовых вливаний. Всем странам СНГ жилищно-коммунальный комплекс достался от СССР, и все оборудование и сама система ЖКХ постепенно, но уверенно приходили в негодность. За 20 лет независимости страны СНГ каждый по-своему реализовал процесс реформирования. У некоторых даже не было сформировано четкого видения и понимания, какие конкретные меры нужно предпринимать. Вопросы реформирования системы ЖКХ становятся все более актуальными, требующими решения в сжатые сроки. Анализ состояния жилищно-коммунального комплекса стран СНГ, в свою очередь, покажет необходимость осуществления ряда мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Налесная Яна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMATION OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES SYSTEM IN CIS COUNTRIES

Housing and communal services is the most problem branch in CIS countries and is considered as the only branch which can't be reformed because of need of huge financial injections in any way appeared. All CIS countries got a housing-and-municipal complex from the USSR and all equipment and system of housing and communal services gradually, but surely became useless. In 20 years of Independence of the CIS country everyone in own way realized reforming process. Some of them doesn’t know what concrete measures need to be undertaken. Questions of reforming of system of housing and communal services become more and more actual, demanding decisions in a short time. The analysis of condition of housing and communal services of CIS countries in turn will show need of implementation of a number of measures.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы ЖКХ в странах СНГ»

6. Laursen K. and Salter A. Searching high and low: What types of firms use universities as a source of innovation? // Res. Policy. - 2004. - Vol. 33. - P. 1201-1215.

7. Li J. and Zhong J. Explaining the growth of international R&D alliances in China // Manage. Decis. Econ. - 2003. - Vol. 24. - P. 101-115.

8. Mansfield E. Academic research and industrial innovation // Res. Policy. - 1991. - Vol. 20.

- P. 1-12.

9. Pavitt K.L.R. Public policies to support basic research: What can the rest of the world learn from US theory and practice? (And what they should not learn) // Ind. Corp. Change.

- 2001. - Vol. 10. - P. 761-779.

10. Rosenberg N.and Nelson R.R. American universities and technical advance in industry // Res. Policy. - 1994. - Vol. 23. - P. 323-348.

11. Jeffrey R. Seemann. The Role of Research Universities in Securing America’s Future Prosperity: Challenges and Expectations. - June 27, 2012.

Статью рекомендовала к опубликованию д.э.н., профессор Т.В. Чернова.

Морозова Татьяна Владимировна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: morozovasfu@gmail.com; г. Таганрог, пер. Полуротный, 7-1, кв. 19; тел.: 89034001015; кафедра экономики предприятия; к.э.н.; доцент.

Федосова Татьяна Викторовна - e-mail: fedosova.tv@ya.ru; г. Таганрог, ул. Восточная, 41, кв. 49; тел.: 89282141949; кафедра экономики предприятия; к.э.н.; доцент.

Сергус Ксения Юрьевна - e-mail: k-sergus@mail.ru; г. Таганрог, ул. Урицкого, 18, кв. 12; тел.: 89525811584; кафедра экономики предприятия; магистрант.

Morozova Tatyana Vladimirovna - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: morozovasfu@gmail.com; 7-1, Polurotny Lane, apt. 19, Taganrog, Russia; phone: +79034001015; the department of economy of the enterprise; cand. of ec. sc.; associate professor.

Fedosova Tatyana Viktorovna - e-mail: fedosova.tv@ya.ru; 41, Vostochnaya street, apt. 49, Taganrog, Russia; phone: +79282141949; the department of economy of the enterprise; cand. of ec. sc.; associate professor.

Sergus Xenia Yur’evna - e-mail: k-sergus@mail.ru; 18, Uritskogo street, apt. 12, Taganrog, Russia; phone: +79525811584; the department of economy of the enterprise; undergraduate student.

УДК 332.87

Я.А. Налесная

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЖКХ В СТРАНАХ СНГ

Самой проблемной отраслью в странах СНГ оказалось жилищно-коммунальное хозяйство, которое можно считать единственной отраслью, которую никак не могут реформировать по причине необходимости огромных финансовых вливаний. Всем странам СНГ жилищно-коммунальный комплекс достался от СССР, и все оборудование и сама система ЖКХ постепенно, но уверенно приходили в негодность. За 20 лет независимости страны СНГ каждый по-своему реализовал процесс реформирования. У некоторых даже не было сформировано четкого видения и понимания, какие конкретные меры нужно предпринимать. Вопросы реформирования системы ЖКХ становятся все более актуальными, требующими решения в сжатые сроки. Анализ состояния жилищно-коммунального комплекса стран СНГ, в свою очередь, покажет необходимость осуществления ряда мер.

Жилищно-коммунальное хозяйство; реформирование системы ЖКХ; концессия.

Ya.A. Nalesnaya

REFORMATION OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES SYSTEM

IN CIS COUNTRIES

Housing and communal services is the most problem branch in CIS countries and is considered as the only branch which can't be reformed because of need of huge financial injections in any way appeared. All CIS countries got a housing-and-municipal complex from the USSR and all equipment and system of housing and communal services gradually, but surely became useless. In 20 years of Independence of the CIS country everyone in own way realized reforming process. Some of them doesn’t know what concrete measures need to be undertaken. Questions of reforming of system of housing and communal services become more and more actual, demanding decisions in a short time. The analysis of condition of housing and communal services of CIS countries in turn will show need of implementation of a number of measures.

Housing and communal services; reforming of system of housing and communal services; concession.

В настоящее время ЖКХ в большинстве странах СНГ характеризуется малоэффективной системой управления и недостаточно устойчивым финансовым положением предприятий, с характерными признаками: высокие эксплуатационные затраты и отсутствие экономических стимулов к их снижению. Существующие сети и сооружения значительно изношены, что приводит к увеличению аварий и сбоям в работе инженерных коммуникаций, повсеместному перерасходу материально-технических ресурсов, большим потерям энергии и воды. Состояние сетей и сооружений систем, в основном, не соответствуют требованиям устойчивого и надлежащего качества предоставления коммунальных услуг. Действующее коммунальное хозяйство досталось в наследство от Советского Союза, поэтому давно требует реформирования и развития. Вот только каким именно образом осуществлять эти реформы каждая страна подошла по-своему и далеко не у всех положительный результат.

Это не секрет, что сфера ЖКХ в разных странах СНГ остается малопривлекательной не только для крупного, но и для малого и среднего бизнеса. Большой износ основных средств, большие сроки окупаемости при жестко регулируемых тарифах, отсутствие законодательных основ для долгосрочного инвестирования и прочие факторы не стимулируют частный капитал к развитию деятельности в этой сфере экономики.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 2011 г., жилищный сектор республики насчитывал 267,8 млн кв. метров общей площади. Государственный контроль в области жилищного фонда осуществлялся местным исполнительным органом (далее - МИО) [1] посредством проведения проверки должностными лицами жилищной инспекции МИО. Основными проблемами в деятельности жилищных инспекций являются:

♦ отсутствие бюджетных программ, позволяющих финансировать обеспечение деятельности жилищных инспекций, и программы по проведению технологического обследования;

♦ отсутствие нормативных правовых актов, детально регламентирующих деятельность жилищных инспекций;

♦ неопределенность в едином подходе по созданию жилищных инспекций как структурных подразделений МИО.

Собственники квартир по различным причинам не осуществляют накопление денежных средств на капитальный ремонт жилья, что приводит к ветшанию жилищного фонда, ускоряемому ненадлежащим его содержанием.

Предотвращение дальнейшего разрушения зданий и их сохранение должны стать первоочередными мерами в жилищном секторе. По данным МИО, 50,1 млн кв. метров, или 32 % от жилищного фонда, требуют проведения отдельных видов ремонта, а 3,8 млн кв. метров (2 %) - это аварийное жилье, подлежащее сносу, как непригодное для проживания.

Кроме того, согласно данным Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, на сегодняшний день в республике имеется 414 жилых зданий повышенной этажности, на которых были предусмотрены проектом и оборудованы системы противопожарной защиты. При этом в 264 зданиях системы автоматической пожарной сигнализации и подпора воздуха в лифтовые шахты находятся в неисправном состоянии. В нерабочем состоянии находятся: системы дымоудаления - в 257 жилых зданиях; внутренний противопожарный водопровод

- в 251 жилом здании [1].

Кроме того, в неудовлетворительном техническом состоянии находятся 622 школы, 305 больниц, 132 детских дошкольных учреждения, 1481 общественное здание и сооружение и 459 зданий производственных предприятий, более чем на 1152 объектах социального и производственного назначения общей площадью 489 тысяч кв.м требуются работы по сейсмоусилению [1].

По статистике, в 2011 г. в республике канализационные системы имелись в 198 населенных пунктах, что составляет 2,7 % от общего количества населенных пунктов (7 152 единиц) по республике. В республике насчитывается 349 предприятий, оказывающих услуги по водоотведению, из них 153 (43,8 %) находятся в государственной коммунальной собственности, 196 (56,2 %) - в частной собственности. В управлении этих предприятий находится 544 канализационных сооружения.

Как показывает анализ, большинство сооружений и сетей системы водоотведения, так же как и объекты водоснабжения, введены в эксплуатацию или капитально отремонтированы более 20 лет назад. В целом, исходя из нормативного срока надежной эксплуатации в 25 лет, около 66 % сетей требуют капитального ремонта или их полной замены.

За период с 2004 по 2010 гг. из бюджета на различные виды ремонта было выделено 42 805,9 млн тенге, в том числе из республиканского бюджета - 40 965,5 млн. тенге, из местного бюджета - 1840,65 млн тенге.

В результате использования данных средств, в целом по республике доступность к сетям водоотведения возросла на 8,2 %, а количество аварий на сетях водоотведения в 2009 г. снизилось на 41,8 %.

Система теплоснабжения республики характеризуется крайне низким уровнем обеспеченности приборами учета. По оценкам экспертов, общая потребность в них составляет 45,8 тыс. единиц, установлено - 23,3 тыс. единиц. Отсутствие должного учета приводит к колоссальным потерям тепловой энергии и теплоносителя в протяженных и разветвленных тепловых сетях. Количество потерь в сетях теплоснабжения в 2010 г. увеличилось на 3,1 % по сравнению с 2004 г. (с 11 246,4 до 11 596,3 тыс. Гкал.). По среднестатистическим данным, потери тепловой энергии в сетях в 2010 г. составили 11,6 млн Гкал, или 17,5 % от общего количества отпущенной энергии [2].

Физическое старение жилищного фонда, ускоряемое ненадлежащим содержанием, привело к тому, что большое количество многоквартирных жилых домов недостаточно теплоизолированы, вследствие чего большая часть потребляемого ими тепла теряется через ограждающие конструкции: стены, кровлю, подвальные помещения, полы первого этажа.

По данным Международной энергетической ассоциации, в Казахстане расход тепловой энергии в зданиях составляет около 240 кВт на кв. метр в год, что существенно ниже среднеевропейских показателей - 100-120 кВт на кв. метр в год. За последние 6 лет из бюджета было выделено 19 270,5 млн тенге, в том числе из республиканского бюджета 15 069,5 млн тенге, из местного бюджета - 4 201,0 млн тенге.

В сфере электроснабжения уровень обеспеченности приборами учета наиболее высокий (88,5 %) по сравнению с другими системами коммунального хозяйства, но большинство из них старого образца и не соответствуют энергоэффективным требованиям.

В рамках энергоэффективных мероприятий утвержден проект создания и внедрения единой автоматизированной системы коммерческого учета коммунальных услуг в пределах населенного пункта, города, области.

В вопросах реконструкции и повышения эффективности работы инженерных сетей с целью устранения технологической отсталости республика внедряет энергосберегающие технологии в ЖКХ. Разработка и внедрение передовых ресурсосберегающих технологий потребовали разработку предложений по развитию научно-исследовательской инфраструктуры в секторе ЖКХ, проведению прикладных НИОКР в сфере ЖКХ. Вместе с тем, с целью внедрения научных разработок в производство, а также трансферта и адаптации передовых зарубежных технологий, в 2011 г. были внесены предложения по созданию инжиниринговых компаний по продвижению инновационных технологий. Правительством была одобрена Отраслевая программа модернизации ЖКХ до 2020 г., основной частью которой стала задача энергосбережения и повышения энергоэффективности отрасли.

Более болезненно проходит процесс реформирования системы ЖКХ в Украине. Сегодня в Украине вырисовывается несколько вариантов развития отрасли

- сдача коммунальных предприятий в концессию, в аренду и приватизацию. В Украине сфера ЖКХ требует серьезного реформирования. В октябре 2010 г. был принят долгожданный Закон «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, которые находятся в коммунальной собственности». А уже 4 апреля 2011 г. Кабинет министров своим Постановлением расширил список концессионных объектов [3].

В мае 2012 г. в Киеве прошла одна из наиболее громких концессионных сделок за всю историю современной Украины: «Киевэнерго» было передано в концессию. Согласно Закону «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, которые находятся в коммунальной собственности», предусматривается возможность регулирования тарифов ЖКХ концессионером, поскольку условия установления и изменения цен на предоставленные услуги являются существенным условием договора между концессионером и органом местного самоуправления. В итоге существует опасность, что тарифы на ЖКХ могут стать неподъемной ношей для жителей украинских городов [3]. Согласно все тому же вышеуказанному Закону о концессии, срок действия концессионного договора в Украине составляет от 3 до 50 лет, тогда как в других странах, использующих концессию (а их насчитывается порядка 37 по всему миру), сроки концессии установлены до 15-25 лет.

Согласно положениям Европейской энергетической хартии, которую приняла Украина, «потребитель должен иметь право выбора, а производитель возможность доступа». В условиях монополии на тепло- или водоснабжение в Украине, потребитель выбора не имеет. Именно поэтому большинство экспертов ТЭК крайне скептично заявляют, что при монополии теплогенерирующих и теплоснабжающих организаций в Украине, даже самые перспективные концессионные проекты не способны будут улучшить качество коммунальных услуг [3]. По подсчетам экс-

пертов, для модернизации ЖКХ страны нужно приблизительно 150 млрд долларов, что составляет 100 % национального ВВП. Для одного только Киева, для модернизации только теплового и энергетического хозяйства необходимо инвестировать 1,5 млрд евро и 220 млн евро соответственно.

Украинская власть намерена реализовать реформирование в два этапа. Начиная с 2012 г., в течение четырех лет правительством установлены предельные нормы потребления тепла, введены дифференцированные тарифы на услуги отопления и водоснабжения, разработаны оптовые и розничные тарифы на тепло и обеспечен учет потребляемого тепла. С 2016 г. позволят приватизацию коммунальных ТЭЦ, и тогда стартует тепловая санация жилья и модернизация тепловых сетей [4]. Только реформирование системы жилищно-коммунальных хозяйства обеспечит повышение ресурсо- и энергоэффективности объектов отрасли.

В сфере нормативно-правового регулирования концессий многие из стран СНГ пошли по пути принятия базового закона, который определяет условия, подлежащие включению в концессионное соглашение: размеры и сроки привлечения инвестиций, квоты на привлечение местного персонала, обучение и страхование работников и условия изменения количества рабочих мест (Узбекистан), страхование объекта концессии (Туркменистан), право государства в первоочередном порядке приобретать часть готовой продукции и войти в состав органов управления концессионного предприятия (Молдова) [5].

Была успешно проведена концессия водоснабжения и водоотведения и в Ереване. Ситуация с водоснабжением в этом городе на 2000 г. являлась критической, износ основных фондов составлял 60 %, а оплата счетов - 12 %. В результате совместной работы частного оператора и города было достигнуто увеличение длительности и усиление надёжности водоснабжения Еревана, а уровень оплаты счетов повысился до 98 % .

В Кыргызстане все платежи концессионера подразделяются на прямые и косвенные. К первой группе относятся плата за концессию (в форме разового платежа), арендная плата и налоги. Ко второй - дополнительное инвестирование в народное хозяйство Кыргызстана, предоставление концессионером льготных кредитов и иных льгот юридическим и физическим лицам страны для развития торговоэкономического сотрудничества.

Законодательство большинства стран СНГ предусматривает освобождение концессионера от уплаты таможенных и иных платежей при ввозе оборудования и материалов, необходимых для выполнения условий концессионного соглашения.

Вопросы реформирования системы ЖКХ становятся все более актуальными, требующими решения в сжатые сроки. Анализ состояния ЖКХ стран СНГ показал, что реформирование необходимо осуществлять по следующим направлениям:

♦ снижение стоимости и повышение качества жилищно-коммунальных услуг;

♦ совершенствование механизма финансирования ЖКХ;

♦ государственный контроль за состоянием отрасли.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. www.turksib.almaty.kz - дата обращения 28.02.2013 г.

2. www.energyland.info - дата обращения 28.02.2013 г.

3. www.business.ua - дата обращения 9.04.2013 г.

4. http://osbb.zp.ua - дата обращения 20.04.2013 г.

5. www.duma.gov.ru - дата обращения 9.04.2013 г.

Статью рекомендовали к опубликованию: к.э.н., доцент Ю.А. Пшеничных; к.э.н. О.В. Мигеева.

Налесная Яна Андреевна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: jana_n@list.ru; 347900, г. Таганрог, ул. Грозненская, 19; тел.: 88634371742; кафедра инженерной экономики; к.э.н.; доцент.

Nalesnaya Yana Andreevna - Federal State-Owned Autonomous Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: jana_n@list.ru; 19, Groz-nenskaya street, Taganrog, 347900, Russia; phone: +78634371742; the department of engineering economic; cand. of eng. sc.; associate professor.

УДК 332.05

В.Г. Орлова

ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПРИМОРСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: УСЛОВИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ

В мировой практике существуют различные типы приморских зон. В условиях глобализации возникает одновременное использование приморских территорий разными видами деятельности, что ведет к формированию комплексных зон. Работа посвящена исследованию условий развития промышленности в приморских территориях. Анализ промышленного развития приморских территорий как системы взаимодействующих элементов, позволил рассмотреть особенности структуры и функционирования портово-промышленных комплексов, как вида приморских зон, а, также, выявить факторы, влияющие на развитие на примере зарубежных и отечественных территорий. На основе приморских территорий России определены проблемы и тенденции формирования и развития портовопромышленных комплексов.

Приморские территории; промышленное развитие; портовый комплекс; портовопромышленные комплексы; портовая инфраструктура.

V.G. Orlova INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF COASTAL AREAS: CONDITIONS AND PROBLEMS AND TRENDS

In world practice, there are different types of coastal zones. With globalization, there is a simultaneous use of coastal areas by different kinds of activities, leading to the formation of complex zones. Work is sanctified to research of terms of development of industry in seashore territories. Analysis of industrial development of seashore territories as development of the system of interactive elements, allowed to consider the features of structure and functioning of port-industrial complexes, as a type of seashore zones, to educe factors influencing on development on the example offoreign and home territories. On the basis of seashore territories of Russia problems and tendencies of forming and development of port-industrial complexes are certain.

Seashore territories; industrial development; port complex; port-industrial complexes; port infrastructure.

В настоящее время существуют несколько типов территориального развития приморских территорий. Особые экономические зоны портового типа (ПОЭЗ) преследуют цель создания транспортно-логистических узлов международного значения с авиа- и судоремонтными производственными кластерами [1]. Создание ПОЭЗ отвечает государственной цели - создание инфраструктуры мирового уровня, востребованной крупными игроками рынка с учётом сформировавшейся мировой конъюнктуры портово-логистических услуг. Первая подобная зона располагается на базе морского порта Советская Гавань - это многопрофильный портовый и судоремонтный центр, который должен обслуживать российские и зарубежные транзитные грузопотоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.