Научная статья на тему 'Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности малого предприятия'

Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности малого предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3082
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / БЕНЧМАРКИНГ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / COMPETITIVENESS / A BENCHMARKING / SMALL ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавренова Г. А., Монина Ю. О.

В статье освещаются вопросы конкурентоспособности малых предприятий, а также бенчмаркинг как инструмент достижения конкурентоспособности малых предприятий. Авторами уточнено содержание понятия «конкурентоспособность малого предприятия». В статье изложены основные положения концепции бенчмаркинга. Отражены особенности применения бенчмаркинга на малых предприятиях с целью повышения их конкурентоспособности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENCHMARKING AS A TOOL TO IMPROVE THE COMPETITIVENESS OF SMALL ENTERPRISES

In the article highlights the issues of competitiveness of small enterprises, as well as benchmarking as a tool for achieving the competitiveness of small enterprises. The authors clarified the meaning of the term "competitiveness of small enterprises". The article describes the main provisions of the concept of benchmarking. Peculiarities of application of benchmarking in small enterprises with the purpose of increase of their competitiveness

Текст научной работы на тему «Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности малого предприятия»

УДК 65.017.3

Экономика и управление

БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Г.А. Лавренова, Ю.О. Монина

В статье освещаются вопросы конкурентоспособности малых предприятий, а также бенчмаркинг как инструмент достижения конкурентоспособности малых предприятий. Авторами уточнено содержание понятия «конкурентоспособность малого предприятия». В статье изложены основные положения концепции бенчмаркинга. Отражены особенности применения бенчмаркинга на малых предприятиях с целью повышения их конкурентоспособности

Ключевые слова: конкурентоспособность, бенчмаркинг, малое предприятие

Конкурентоспособность малого предприятия по нашему мнению можно определить как способность малого предприятия бороться за потребительский рынок и за бизнес-партнеров посредством внедрения и использования инновационной техники и технологии, максимально эффективного использования внутренних ресурсов предприятия, особенно конкурентоспособного персонала, а также гибкого реагирования на изменения внешней среды.

Малое предпринимательство как таковое зачастую обладает большей конкурентоспособностью, чем крупное. Конкурентоспособность малого предпринимательства в первую очередь объясняется тем потенциалом, который заложен в малом бизнесе и обусловлен такими его качественными характеристиками, как персонифицированный характер отношений между предприятиями и клиентами, единство права собственности и непосредственного управления предприятием, ключевая роль руководителя в деятельности предприятия.

В индустриально развитых странах уже сложилась тенденция, когда сами крупные компании инициируют образование малых предприятий раздачей подрядов на выполнение тех работ, которые целесообразно передать на сторону, в том числе и по аутсорсингу.

В нашей стране в настоящее время наблюдается устойчивый рост количества малых предприятий, объемов производства и инвестиций в них.

Между тем, настораживающими являются ярко выраженные тенденции снижения рентабельности продаж, усиления зависимости от источников внешнего финансирования, роста кредиторской задолженности, деформирования структуры малого предпринимательства в сторону торговли и посреднической деятельности. Также негативно сказался на конкурентоспособности малых предприятий прошедший экономический кризис.

Малые предприятия в то же время обладают меньшими ресурсами для повышения собственной конкурентоспособности. В малом предпринимательстве управление зачастую ведется интуитивно, и при небольшом числе менеджеров приходится ре-

Лавренова Галина Алексеевна - ВГТУ, канд. экон. наук, доцент, тел. (473) 243-76-67

Монина Юлия Олеговна - ВГТУ, магистрант, тел. (473) 243-76-67

шать широкий круг проблем: организационных, административных и т.п. В этом случае процесс совершенствования каждого процесса, влияющего на конкурентоспособность предприятия, может затянуться или вовсе прийти к неразрешимому противоречию между необходимостью совершенствования и ограниченными возможностями малого предприятия. Опыт многих предприятий в мире подсказывает в таких случаях не заниматься поступательным улучшением процесса, а заимствовать готовый процесс у компаний-лидеров. Такой метод совершенствования носит название бенчмаркинг (benchmarking) или эталонное сопоставление.

Концепция бенчмаркинга зародилась в конце 50х годов, когда японские специалисты посещали ведущие компании США и Западной Европы с целью изучения и последующего использования их опыта. В Японии понятие " бенчмаркинг" соотносится со словом "dantotsu", означающем "усилие, беспокойство, заботу лучшего (лидера) о том, чтобы стать еще лучшим (лидером)".

Термин "бенчмаркинг" появился в 1972 г. в Институте стратегического планирования Кембриджа (США). Сегодня существуют различные определения понятия "бенчмаркинг". Руководитель Глобальной сети бенчмаркинга (Global Benchmarking Network) др Роберт К. Кэмп считает: "Бенчмаркинг -это постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях" [1].

Исполнительный директор компании AlliedSignal Лоуренс Боссиди под бенчмаркингом понимает анализ конкретных приемов, заимствование выгод, полученных на основе анализа опыта других компаний, и использование в собственной компании лучших приемов, привнесенных в нее извне [2].

Профессор Норвежского университета науки и технологии Бьерн Андерсен отмечает, что перевод английского термина "benchmarking" буквально означает " каменная скамейка" и приводит следующий пример. Представьте себе, что на вершине горы, хорошо всем видной, две каменные плиты установлены на ребро и слегка отодвинуты друг от друга. Сверху на них положена третья плита. Получилась каменная скамейка. Данная идея - сравнение с неким эталоном - нашла широкое применение в эко-

номике. Б. Андерсен дает наиболее полное, по нашему мнению, определение бенчмаркинга: "Бенчмаркинг - это постоянное измерение и сравнение отдельно взятого бизнеспроцесса с эталонным процессом ведущей организации для сбора информации, которая поможет рассматриваемому предприятию определить цель своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы" [3]. Большинство специалистов придерживается мнения, что бенчмаркинг - изучение и внедрение методов управления других, успешно работающих при их помощи организаций, путем сравнения с ними после выявления слабых сторон своей организации [4].

Целенаправленное использование бенчмаркинга началось в 1979 г. в корпорации Хегох. Тогда конкурирующие фирмы предложили потребителям аналогичные по качеству товары по более низким ценам. Это послужило причиной начала выполнения корпорацией Хегох проекта "Бенчмаркинг конкурентоспособности", направленного на анализ затрат, а также качества собственных продуктов по сравнению с японскими аналогами. Проект имел большой успех. С тех пор бенчмаркинг является частью биз-несстратегии Хегох.

Применение бенчмаркинга состоит в упрощенном варианте из четырех последовательных действий:

1) осознание и анализ деталей собственных бизнес-процессов.

В идеале они должны быть известны досконально на каждом этапе производства, однако лучше регулярно проверять «здоровье» своей организации, чтобы знать слабые места и постараться сгладить все негативные внутренние и внешние воздействия;

2) анализ бизнес-процессов других компаний. Здесь, как говорится, все средства хороши, поскольку секрет своего успеха, всегда достигаемого тяжелым трудом, как физическим, так и интеллектуальным, принести вам «на блюдечке с голубой каемочкой» никто не согласится. Чаще всего, если не брать в расчет патентованные технологии, это большая коммерческая тайна, которую старательно оберегают от конкурентов. Но проанализировать динамику конкретных экономических показателей, отследить схему сбыта, формальную организацию и иное всегда возможно;

3) сравнение результатов своих процессов с результатами анализируемых фирм. Здесь необходимо подключить специалистов, чаще всего организации справляются своими силами;

4) введение качественных и (или) количественных изменений для преодоления отрыва. Это действие - самое сложное, поскольку почти всегда требует финансовых вливаний, привлечения специалистов или переподготовки своих сотрудников, освоения новых технологий, внедрения современных методик управления и принятия решений.

К самым распространенным видам бенчмаркинга относят следующие:

1) внутренний бенчмаркинг - бенчмаркинг, производимый внутри организации, в основу кото-

рого положено сопоставление характеристик производственных единиц, схожих с аналогичными процессами;

2) бенчмаркинг конкурентоспособности - изучение характеристики конкурентоспособности фирмы и ее сопоставление со сложившейся на данный момент ситуацией у конкурентов; включает в себя также исследование специфических продуктов, возможностей и альтернатив корректировки или смены процесса производства или административных методов управления предприятий-конкурентов;

3) функциональный бенчмаркинг - бенчмаркинг, занимающийся сравнением определенных функций двух или более компаний в одном и том же секторе;

4) бенчмаркинг процесса - подразумевает работу по изменению определенных показателей для возможности их сравнения с фирмами, характеристика которых опережает данное предприятие в аналогичных процессах;

5) глобальный бенчмаркинг - увеличение доли стратегического бенчмаркинга наряду с применением также ассоциативного бенчмаркинга;

6) общий бенчмаркинг - бенчмаркинг процесса, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций независимо от сектора; Реже говорят о выделении таких более узких видов, как бенчмаркинг затрат, бенчмаркинг характеристики, бенчмаркинг клиента, стратегический бенчмаркинг, оперативный бенчмаркинг;

7) ассоциативный бенчмаркинг - бенчмаркинг, осуществляемый организациями, образовавшими узкий бенчмаркинговый альянс. Протокол этой кооперации находится в Кодексе поведения бенчмаркинга и, как правило, не афишируется. [5]

Со временем бенчмаркинг доказал свою состоятельность в производственной сфере. Его философия используется во многих фирмах, в том числе в Kodak, DuPont, Motorola, IBM, Ford Motor, General Electric, Shell. Технология бенчмаркинга активно используется в интернете для достижения конку -рентного преимущества перед сайтами - лидерами.

Применение бенчмаркинга малыми предприятиями затруднено по следующим причинам:

1. малые предприятия в силу ограниченности персонала не могут провести бенчмаркинг своими силами, а на привлечение консультантов со стороны может не быть финансовых ресурсов;

2. членство в любом из недавно появившихся бенчмаркинговых «клубов» довольно дорого для малого предприятия. Так, членство в Европейском фонде управления качеством (EFQM) для небольшой компании составит 1350 евро в год;

3. менеджеры малых предприятий намного ближе к своим потребителям, работникам и конкурентам и их внимание рассеивается между стратегической и оперативной информацией. Подобное положение менеджеров не всегда позволяет им иметь объективное представление о деятельности организации в стратегическом плане. Однако с другой стороны руководитель может «держать руку на пульсе»

в отношении показателей ежедневной деятельности, что облегчает проведение бенчмаркинга;

4. для достижения желаемого эффекта от эталонного сопоставления измеряемые показатели

должны быть достаточно гибкими, отражающими особенности малого бизнеса.

Ниже представлен механизм планирования бенчмаркинга на малом предприятии.

Этапы дея- Фактор конкуренто-

тельности способности

предприятия

БЕНЧМАРКИНГ

Цель

Объект

Предмет

Снабжение

Производство

Сбыт

Послепродажное об-служива-ние

Сроки поставки материальных ресурсов; потребность в материальных ресурсах; запасы материальных ресурсов

Качество продукции; номенклатура продукции;

производственная себестоимость; международная сертификация

Сроки обработки

заявок;

гибкость условий

платежа;

выполнение обяза-

тельств; срок доставки; упаковка;

реклама и стимулирование сбыта

Количество рекламаций;

качество послепро-

дажного обслуживания;

качество сервиса

Оптимизация управления запасами;

внедрение новых технологий;

снижение себестоимости; сертификация продукции; внедрение менеджмента качества;

оптимизация номенклатуры выпуска;

модернизация оборудования

Повышение качества и сокращение сроков обработки заказов;

улучшение каналов сбыта продукции;

совершенствование маркетинговой деятельности; гибкая финансовая политика;

сокращение сроков поставки продукции; снижение количества рекламаций;

улучшение качества сервиса и послепродажного обслуживания

К

о

н

к

у

р

е

н

т

НЕ

к

о

н

к

у

р

е

н

т

Технологии, мощности организация производства; управленческие процессы; производственное планирование;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

системы сертификации и экологического менеджмента;

управление запасами; управление качеством;

Показатели, функции, процессы, стратегии

Маркетинговые стратегии; ценообразование; маркетинговые коммуникации;

система организации сбыта и маркетинга; управление персоналом; организация транспортировки;

управленческие процессы

Механизм планирования бенчмаркинга на малом предприятии

Для российский действительности закрытость малых предприятий - партнеров является важнейшей преградой для инициирования бенчмаркингово-го исследования. С учетом существующего налогообложения и доходов предприятий, не всегда можно получить реальные данные по тем или иным показателям. [6]

Сбор информации о деятельности конкурентов - функция оперативного маркетинга. Однако бенчмаркинг - более эффективный метод, чем просто сбор информации. Этот инструмент позволяет выявлять возможности самосовершенствования, определять объекты совершенствования и стимулировать непрерывность данного процесса в целях повышения конкурентоспособности малого предприятия.

Таким образом, бенчмаркинг - это не только передовая технология конкурентного анализа. Это, вопервых, концепция, предполагающая развитие у предприятия стремления к непрерывному совершенствованию, и, вовторых, - сам процесс совершенствования. Это непрерывный поиск новых идей, их адаптация и использование на практике.

Бенчмаркинг способен приносить существенную пользу предприятиям любого размера, начиная с малых предприятий и кончая транснациональными корпорациями. Благодаря бенчмаркингу им удается повысить эффективность работы, что ведет к повышению конкурентоспособности предприятия.

Литература

1. Robert C. Camp. Benchmarking: The Search for Industry, Best Practices that Lead to Superior Performance. -ASQC Quality Press, 1989.

2. Хэрри М., Шредер Р. 6 SIGMA. - М.: ЭКСМО, 2003. - 464 с.

3. Андерсен Б. Бизнеспроцессы. Инструменты совершенствования: Пер. с англ. / Науч. ред. Ю.П. Адлер. -М.: РИА "Стандарты и качество", 2003. - 272 с.

4. Голубева Т.Г., Елисеев О.Н. Бенчмаркинг, как эффективный инструмент управления организацией // Качество. Инновации. Образование. - 2002. - № 1. - С. 6062.

5. Воеводина Н. А., Кулагина А. В., Логинова Е. Ю., Толберг В. Б Бенчмаркинг - инструмент развития конкурентных преимуществ. Практическое пособие.

6. Маслов Д.В., Белокоровин Э.А. Малый бизнес: японский путь к успеху. - М.: ДМК Пресс, 2004. - 192 с.

Воронежский государственный технический университет

BENCHMARKING AS A TOOL TO IMPROVE THE COMPETITIVENESS

OF SMALL ENTERPRISES

GA. Lavrenova, Ju.O. Моп^

In the article highlights the issues of competitiveness of small enterprises, as well as benchmarking as a tool for achieving the competitiveness of small enterprises. The authors clarified the meaning of the term "competitiveness of small enterprises". The article describes the main provisions of the concept of benchmarking. Peculiarities of application of benchmarking in small enterprises with the purpose of increase of their competitiveness

Key words: competitiveness, a benchmarking, small enterprise

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.