Научная статья на тему 'Модель построения рентабельности инвестированного капитала на основе сбалансированной системы показателей'

Модель построения рентабельности инвестированного капитала на основе сбалансированной системы показателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1126
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЦЕННОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ / СИСТЕМА / ФАКТОР / СТОИМОСТЬ / БИЗНЕС / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИРОВАННЫЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парфенова М. Д.

В статье представлена модель построения первичного фактора стоимости рентабельности инвестированного капитала путем интеграции концепции ценностно ориентированного менеджмента, ключевых показателей эффективности и сбалансированной системы показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель построения рентабельности инвестированного капитала на основе сбалансированной системы показателей»

УДК 658.14/. 17(075.8)

МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИРОВАННОГО КАПИТАЛА НА ОСНОВЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

В статье представлена модель построения первичного фактора стоимости - рентабельности инвестированного капитала путем интеграции концепции ценностно ориентированного менеджмента, ключевых показателей эффективности и сбалансированной системы показателей.

Ключевые слова: экономический анализ, ценностно ориентированный менеджмент, показатель эффективности, система, фактор, стоимость, бизнес, рентабельность, инвестированный капитал.

Необходимой предпосылкой успешного управления бизнесом являются владение знаниями и навыками стоимостной оценки и умение использовать ее результаты в качестве критериев для обоснования эффективных управленческих решений. Менеджерам компании необходимо управлять стоимостью и следить за тем, чтобы стратегии на общекорпоративном уровне, а также на уровне отдельных хозяйственных единиц способствовали созданию бизнесом стоимости. В связи с этим появляется необходимость в более систематизированных методах оценки компании, а также поиска новых путей развития в условиях преобразований корпоративной среды. В настоящее время все более широкое распространение получает управленческий подход, ориентированный на создание стоимости, который получил название «ценностно ориентированный менеджмент» (Value Based Management - VBM). Этот подход направлен на качественное улучшение стратегических и опе-

М. Д. ПАРФЕНОВА,

аспирант кафедры бухгалтерского учета и аудита Е-mail: manija-md@mail. ru Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

ративных решений на всех уровнях организации за счет концентрации усилий всех лиц, принимающих решения, на ключевых факторах стоимости. При этом в рамках данной концепции из всех возможных альтернативных целевых функций выбирается та система управления, которая нацелена на максимизацию стоимости компании. Таким образом, оценка стоимости будет являться основой для управления компанией. Однако концепция ценностно ориентированного менеджмента нуждается в обеспечении конкретными алгоритмами, позволяющими эффективно ее использовать на практике.

Для управления стоимостью компании необходимо понимать, что источником создания стоимости является способность компании производить продукцию, востребованную рынком, на основе использования эффективной бизнес-модели. Поэтому необходимо внедрить такой инструмент управления, который охватывает все аспекты деятельности компании и позволяет оценить любое решение, реализуемое в ней, с точки зрения его воздействия на стоимость бизнеса. Для установления ключевых факторов стоимости необходимо определить, какие элементы повседневных операций компании, а также крупных инвестиционных решений наиболее существенно влияют на стоимость. Правильное определение факторов стоимости требует соблюдения следующих важных принципов [3]: - факторы стоимости должны быть напрямую привязаны к созданию стоимости компании

и с необходимой детализацией доведены до всех уровней организации, что позволит свести воедино задачи, стоящие на разных уровнях организации;

- при установлении целевых нормативов и при оценке результатов деятельности факторы стоимости следует выражать как финансовыми, так и нефинансовыми индикаторами, так как менеджеры не в состоянии непосредственно влиять на финансовые коэффициенты, они смогут делать это, только управляя нефинансовыми рычагами. Выявление нефинансовых факторов стоимости поможет лучше понять, чем обусловлены текущие результаты деятельности и как изменится ситуация в будущем;

- факторы стоимости должны отражать как текущую деятельность, так и долгосрочные перспективы роста.

Из этих принципов следует, что каждый уровень управления компании с соответствующими ему функциональными подразделениями должен иметь собственный набор факторов стоимости. На верхнем уровне управления контролируются итоговые показатели стоимости бизнеса, на среднем уровне контролируются первичные и вторичные факторы стоимости, а на нижнем уровне - нефинансовые факторы стоимости. Таким образом, система факторов стоимости компании в укрупненном виде представляет собой вертикальную иерархию показателей, в которой показатели верхнего уровня напрямую зависят от показателей нижнего уровня. Однако перед компаниями стоит вопрос выбора тех или иных инструментов управления, основанных на факторах стоимости для реализации концепции ценностно ориентированного менеджмента.

В настоящее время существует ряд концепций, нацеленных на достижение стратегических целей компании, такие как система сбалансированных показателей (Balansed Scorecard - BSC), система ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators - KPI), а также различные синтетические модели. Разработанная Р. Капланом и Д. Нортоном [2] сбалансированная система показателей представляет собой механизм, который интерпретирует стратегические цели компании в конкретные задачи через набор взаимозависимых показателей в разрезе четырех перспектив: финансы, клиенты, бизнес-процессы, обучение и развитие. Причем авторы не исключают вариантов включения еще двух перспектив - окружающая среда и удовлетво-

ренность сотрудников. Использование этой системы предполагает формирование стратегии и перевод ее в плоскость конкретных стратегических задач, а также установление соответствия между стратегической целью и показателями ее достижения. Составляющие системы сбалансированных показателей позволяют достичь баланса между долгосрочными и краткосрочными целями, между желаемыми результатами и факторами их достижения, они отражают общность целей, так как все параметры направлены на выполнение единой стратегии. Что касается ключевых показателей эффективности, то это совокупность показателей, позволяющая организации оценить достижение стратегических целей. Основной характеристикой KPI является наличие нефинансовых показателей, которые оказывают значительное воздействие на наиболее существенные критические факторы успеха [4].

Научная гипотеза заключается в том, что все три рассмотренные концепции могут быть интегрированы и использоваться как единое целое. Поскольку система сбалансированных показателей позволяет достичь любых стратегических целей, KPI позволяют сформировать набор показателей, а ценностно ориентированный менеджмент определяет основную цель компании, то достижение основной цели компании - максимизации стоимости -обеспечивается использованием эффективных инструментов BSC и KPI.

Иными словами, необходимо сформулировать основную стратегическую цель - максимизация стоимости компании, далее выявить факторы стоимости и основные KPI, которые непосредственно влияют на фундаментальную стоимость компании, и внедрить их в стратегическую карту компании BSC. Данная карта графически отображает вертикальные и горизонтальные зависимости, возникающие между факторами, оказывающими значимое воздействие на стоимость бизнеса (рис. 1). Что касается того, использовать ли дополнительные перспективы для составления стратегической карты, то это зависит от выбора самой организации. Если показатели сотрудников включить в несколько проекций, отражающих их роль в организационных процессах, в развитии компании, в ее отношениях с клиентами и в финансовой перспективе, и если более четко определить место окружающей среды для конкретной организации (вопрос убытков и вредных выбросов, можно рассматривать в проекции внутренних бизнес-процессов, вопрос потреби-

Рис. 1. Фрагмент стратегической карты

тельского восприятия или влияния на окружающую среду, возникающие в результате использования продукта, можно включить в проекцию клиентов), то стратегическую карту можно построить в разрезе основных четырех перспектив.

Далее необходимо произвести сбор и обработку данных, необходимых для описания математических зависимостей между конкретными факторами, в результате чего будет получена стоимостная цепочка факторов стоимости. Решить эту задачу можно, используя принцип декомпозиции. Его суть в разработке четко сформулированной финансовой цели компании (максимизация стоимости). Далее цель декомпозируется на ключевые первичные финансовые факторы стоимости, те в свою очередь декомпозируются вплоть до нефинансовых факторов, на которые напрямую способны влиять руководители, непосредственные исполнители, сотрудники компании. Иными словами, в основе механизма создания стоимости будут находиться именно нефинансовые показатели, характеризующие выполнение тех или иных бизнес-процессов, функций и действий. При этом важно, чтобы фундаментальная стоимость компании со всеми факторами, влияющими на нее, имела обратную связь с четырьмя перспективами системы сбалансированных показателей.

Для формирования системы факторов стоимости в рамках системы сбалансированных показателей

наиболее приемлемым является метод экономической прибыли доходного подхода к оценке фундаментальной стоимости компании. При использовании модели экономической прибыли стоимость бизнеса рассчитывается как сумма балансовой стоимости собственного капитала на начало периода и величины прироста фундаментальной стоимости относительно балансовой. Причем прирост фундаментальной стоимости определяется как сумма дисконтированной экономической прибыли (Economic Profit - EP) прогнозного и постпрогнозного периодов, где экономическая прибыль определяется как разница между посленалоговой прибылью от основной деятельности и платой за капитал, используемой компанией [3]. Преимущество данной модели состоит в том, что экономическая прибыль - это наглядный показатель результатов деятельности компании в любом отдельно взятом году, тогда как свободный денежный поток таким свойством не обладает. Из определения экономической прибыли следует

EP = NOPAT - IC ■ WACC, где NOPAT - чистая операционная прибыль за вычетом налогов (Net Operating Profits After Taxes);

IC - инвестированный капитал (Invested Capital);

WACC - средневзвешенная цена капитала (Weighted Average Cost of Capital). Преобразовав это уравнение, получим, что экономическая прибыль является сводным показателем спреда (между рентабельностью инвестированного капитала и средневзвешенной ценой капитала) и размера компании, выраженного величиной инвестированного капитала

EP = IC(ROIC - WACC), где ROIC - рентабельность инвестированного капитала (Return on Invested Capital). При определении суммы дисконтированной экономической прибыли в прогнозном периоде применяемая ставка дисконтирования должна отражать альтернативные издержки всех источников капитала, взвешенные по относительному вкладу каждого в инвестированный капитал компании, а расчет суммарной экономической прибыли в постпрогнозном периоде определяется по модели Гордона [1]

EP

VC =

v EP

(1 + WACC)'

(1 + g)

WACC - g

где N - номер последнего года прогнозного периода; g - темп прироста инвестированного капитала.

7х"

35

Таким образом, из приведенных формул следует, что первичными факторами стоимости будут рентабельность инвестированного капитала, темп прироста инвестированного капитала и средневзвешенная стоимость капитала.

Как показало исследование, влияние рентабельности инвестированного капитала на стоимость бизнеса наиболее существенно, поэтому необходимо, чтобы полученные путем декомпозиции вторичные и третичные факторы в максимальной степени были задействованы в системе управления стоимости компании. Декомпозицию рентабельности инвестированного капитала до нефинансовых показателей графически можно показать в виде дерева ROIC (рис. 2). Все показатели в рамках данного дерева упорядочиваются в единую иерархию, т. е. получается многоуровневая математическая модель факторов, в которой последние связаны с показателем рентабельности четко детерминированной связью. Причем построение дерева происходит в рамках сбалансированной системы показателей в разрезе четырех перспектив. Важным здесь является распределение показателей в области финансов, клиентов, бизнес-процессов, обучения и развития. Само построение дерева ROIC начинается с декомпозиции ROIC на два фактора путем математических действий, умножением числителя и знаменателя на выручку от продаж

ROIC =

NOPAT NOPAT • TR

1С • TR

NOPAL LR=opm • ato,

TP 1C

(1)

где TR - выручка от продаж (Total Revenue);

OPM- маржа операционной прибыли (Operating Profit Margin);

ATO - показатель оборачиваемости скорректированных активов (Asset Turnover) (скорректированные активы - это суммарные активы за вычетом бесплатных обязательств, иными словами, это сумма собственного и заемного капиталов, которые образуют инвестированный капитал).

Рентабельность инвестированного капитала, являясь первичным фактором стоимости, в разрезе перспектив системы сбалансированных показателей, входит в перспективу «финансы», так как является критерием оценки достижения классической финансовой цели - максимизации фундаментальной стоимости. Вторичными факторами стоимости, влияющими непосредственно на рентабельность инвестированного капитала, являются маржа операционной прибыли, которая показывает долю чистой операционной прибыли в выручке от продаж, и оборачиваемости активов, показывающих, сколько раз в течение отчетного периода активы обернулись

Финансы

1

RO1C I

1

Клиенты

OPM

I

ATO I

P

AR

RC

ROO

P

FA

P

WC

Бизнес-процессы

I-1—^-1 Г

MC WC AC RC other Pa

P

bm

P

F1

~~I Г

Pother PR

1—\-1

Pvat Pfi&c Pap

Обучение и развитие

W

LP

Рис. 2. Дерево ROIC:

OPM - маржа операционной прибыли; ATO - оборачиваемость активов; RC - ресурсоемкость; ROO - рентабельность прочей деятельности; MC - материалоемкость; WC - зарплатоемкость; AC - амортизациеемкость; RCothei - прочая ресурсоемкость; W - средний уровень заработной платы на одного сотрудника; LP - производительность труда; PFA - период оборота внеоборотных средств; PWC - период оборота оборотного капитала; P

и оборотных средств

AR, P1A, PBM PF1, PR, PAR - периоды оборота внеоборотных

через выручку. Данные показатели целесообразно рассматривать в разрезе перспективы «клиенты», поскольку величина объема продаж и прибыли зависит от степени лояльности клиента компании. Понятно, что чем больше удовлетворен клиент продукцией и услугами, тем больше будет вклад клиента в выручку компании. В качестве значимых нефинансовых, опережающих факторов, влияющих на стоимость бизнеса в рамках данной перспективы, выступают требования, предъявляемые к продукции и качеству обслуживания, например:

• уровень цены по отношению к рыночной;

• простота приобретения продукции;

• стабильность отношений с клиентами;

• ассортимент;

• качество продукции;

• срок доставки;

• дополнительное обслуживание.

Далее, по отдельности, следует декомпозировать маржу операционной прибыли и оборачиваемость активов. Маржа операционной прибыли раскладывается следующим образом:

orm = n0pat = ebit(1 -*) = (Pr ° + f)(! - *) = tr tr tr

(Pro + tr ) (1 - *) = (ros + R00)(1 -1) =

= (1 - rc + R00)(1 -1) =

= (1 - mc - wc - ac - rcother + R00)(1 -t), (2) где EBIT - прибыль до выплаты процентов и налогов (операционная прибыль); t - расчетная ставка налога на прибыль; Pro - прибыль от продаж; f- прочий финансовый результат без процентов к уплате;

R0S - рентабельность продаж; R00 - рентабельность прочей деятельности; MC, WC, AC, RCother- показатели материалоемкости, зарплатоемкости, амортизациеемкости, прочей ресурсоемкости, соответственно. Отсюда следует, что третичными факторами стоимости выступают показатели ресурсоемкости и рентабельность прочей деятельности. Величина данных показателей зависит от внутренних бизнес-процессов организации, поэтому детализировать их необходимо в рамках перспективы «бизнес-процессы». Составляющая внутренних бизнес-процессов определяет виды деятельности, наиболее важные для достижения целей клиентов и акционеров. Показатели, входящие в данную пер-

спективу, охватывают операционные процессы, а также послепродажное обслуживание. Полученные показатели, являясь нефинансовыми, дополняют финансовые показатели характеристиками качества, производительности, длительности операционного и финансового циклов.

Далее необходимо декомпозировать элементы формулы (2). Первый элемент - материалоемкость.

В исследовании предложена модель материалоемкости, которая характеризует зависимость материалоемкости от маржи добавленной стоимости и отдачи от материальных затрат. Данная модель получена путем деления числителя и знаменателя формулы расчета материалоемкости на добавленную стоимость

МЕ 1

мс_МЕ_Ж - ROм _ УАМ П)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TR Г1 ROM' 1)

УЛ УЛЫ где МЕ - материальные затраты; УА - добавленная стоимость; ROM - отдача от материальных затрат; УАМ- маржа добавленной стоимости. В отличие от показателя материалоотдачи, который рассчитывается как отношение выручки на материальные затраты, показатель отдачи от материальных затрат рассчитывается как отношение добавленной стоимости к материальным затратам и показывает величину добавленной стоимости на рубль материальных затрат.

Декомпозиция материалоемкости показывает, что рентабельность инвестированного капитала будет расти, если отдача от материальных затрат будет расти большими темпами, чем маржа добавленной стоимости. Маржу добавленной стоимости необходимо рассматривать в разрезе перспективы «клиенты». Что касается отдачи от материальных затрат, то на нее будут оказывать влияние показатели в основном в рамках перспективы «бизнес-процессы»:

• динамика цен на сырье и материалы;

• система контроля качества сырья и материалов;

• система закупок;

• процент брака;

• удельное потребление материальных ресурсов на объем продаж (например, воды, энергии и др.);

• доля переработанных отходов: коэффициент

«общий объем отходов / объем переработанных отходов».

Немаловажным фактором на данном этапе является показатель «процент брака». В литературе, посвященной вопросам системы сбалансированных показателей, предлагается рассматривать процент брака в разрезе перспективы «обучение и развитие». Однако исследование показало, что действительно, на процент брака оказывают влияние такие факторы, как навыки и квалификация персонала, входящие в перспективу «обучение и развитие», но сам показатель целесообразнее рассматривать в вышестоящей перспективе иерархии BSC - «бизнес-процессы», т. к. на этом этапе происходит процесс производства.

Следующий элемент - зарплатоемкость, модель зарплатоемкости имеет вид:

LC

LC _ _ W

WC = -

TR

TR

LP

(4)

где LC - затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды;

- численность персонала; Ж - средний уровень заработанной платы на одного сотрудника; LP - производительность труда. Декомпозиция зарплатоемкости показывает, что рентабельность инвестированного капитала будет расти, если производительность труда будет расти большими темпами, чем средний уровень заработной платы. В исследовании предложено рассматривать данные показатели в рамках перспективы «обучение и развитие», так как величина данных показателей напрямую связана с персоналом компании. При этом на саму производительность труда влияют показатели внутренних бизнес-процессов, такие как:

• текучесть кадров, определяемая как отношение числа уволившихся к общей численности персонала;

• удовлетворенность персонала;

• индекс «ручные операции / автоматизированные операции»;

• эффективность мотивации персонала. Следующий третичный фактор - амортизацие-

емкость, дезагрегируется на два фактора

А

т СР '

AC=A=bm

= TR - TR

(5)

ВМ

где ВМ - стоимость основных средств; ЫА - норма амортизации; СР - фондоотдача.

Амортизациеемкость декомпозируется на норму амортизации и фондоотдачу основных средств. Данные показатели рассматриваются в разрезе внутренних бизнес-процессов. Следовательно, рентабельность инвестированного капитала будет расти, если фондоотдача будет увеличиваться большими темпами, чем норма амортизации. На фондоотдачу оказывают влияние факторы внутренних бизнес-процессов:

доля активной части основных фондов; структура и возрастной состав парка основного технологического оборудования; уровень использования времени работы основного технологического оборудования; уровень интенсивного использования машин и оборудования;

доля неиспользуемых элементов основных фондов (оборудование в ремонте, не установленное, поломанное); степень загрузки машин и оборудования; коэффициенты использования производственной площади и производственной мощности предприятия.

Так как статья «прочие расходы» является комплексной, многофакторной статьей, то прочая ресурсоемкость декомпозируется по основным составляющим:

N

RCohr = RCi + RC2 + RC3 +...+rcn = £ RCother ,(6)

n=l

где RCj,RC2,RC3...RCN - ресурсоемкость прочих расходов: расходы за выполнение сторонними организациями работ и услуг, арендные платежи за арендуемое имущество, расходы на содержание служебного транспорта, командировочные расходы, расходы на аудиторские, юридические, консультационные услуги, представительские расходы, маркетинговые расходы и др.

Для максимизации стоимости компании необходимо снижать прочую ресурсоемкость посредством ужесточения контроля и сокращения вышеперечисленных расходов в рамках внутренних бизнес-процессов.

Последний элемент формулы (2) - рентабельность прочей деятельности дезагрегируется на следующие элементы:

ROO = ROOFI + ROOoa, (7)

где ROOp¡ - рентабельность финансовых вложений;

ROO - рентабельность прочих операций.

Положительное сальдо прочего финансового результата без процентов к уплате является фактором увеличения рентабельности инвестированного капитала. Рентабельность прочей деятельности рассматривается внутри перспективы «бизнес-процессы» и зависит от элементов, входящих в его состав. Такие элементы, как прочие доходы и прочие расходы, являются сложнопрогнозируемыми и в целях максимизации стоимости компании должны контролироваться менеджерами компании.

Второй элемент формулы (1) - оборачиваемость активов - декомпозируется как:

ATO = ™ = TR 1

IC FA + WC FA + WC

1

FA WC

—365 +-365

TR TR

365 = -

TR 1

P + P

FA WC

-365,

(8)

где ЕЛ - внеоборотные активы; WC - оборотный капитал; РрА Рц^с - период оборота внеоборотных активов и оборотного капитала в днях. Из данного уравнения декомпозиции следует, что третичными факторами стоимости бизнеса являются периоды оборота внеоборотных активов и оборотного капитала, которые являются составляющими внутренних бизнес-процессов и оказывают обратное влияние на рентабельность инвестированного капитала, т. е. чем меньше период оборота, тем больше будет уровень рентабельности инвестированного капитала.

Период оборота внеоборотных активов можно разбить на периоды оборотов элементов, входящих в их состав. Получим

РРА _ РА + Рвм + РР1 + РоЛег, (9)

где Р1А, Рвм, Рр1, РоЛег - периоды оборота нематериальных активов, основных средств, финансовых вложений и других внеоборотных активов соответственно.

Аналогично раскладывается период оборота оборотного капитала

р¥С _ РЯ + РУАТ + РАЯ + Рр&с — РАР , (10)

где Рк,Руат ,Рая ,Рр1 &с,Рар - периоды °б°р°та запасов, НДС по приобретенным ценностям, дебиторской задолженности, финансовых вложений, денежных средств и их эквивалентов, кредиторской задолженности с приравненными к ней обязательствами соответственно. Период оборота внеоборотных активов и показатель фондоотдачи являются взаимосвязанны-

ми, следовательно, управление данным фактором необходимо производить в рамках перспективы «бизнес-процессы» с помощью ранее указанных нефинансовых факторов.

Что касается периода оборота оборотного капитала, то необходимо сокращать его длительность с помощью управления следующими факторами:

• сокращение периода оборота запасов за счет отслеживания средней длительности периода между поставками, продолжительности производственного процесса, продолжительности пребывания запасов сырья и материалов на складе, продолжительности пребывания готовой продукции на складе в рамках внутренних бизнес-процессов;

• сокращение срока погашения дебиторской задолженности за счет ужесточения кредитной политики (рассматривается в рамках перспективы «клиенты»);

• сокращение периода оборота высоколиквидных активов за счет регулирования и планирования оптимального остатка денежных средств и их эквивалентов;

• увеличение периода оборота кредиторской задолженности за счет получения отсрочек платежей по поставкам.

Таким образом, уравнение первичного фактора стоимости - рентабельности инвестированного капитала - будет иметь следующий вид: Я01С = (1 - МС - WC - АС - ЯСоЛег + ЯОО)(1 - ^

(1 - МС - WC - РС -

1

P + P

V FA ^ JWC У

^ _ VAM

л 365 _- RCother + ROO)(i -1)

p + p

FA WC

365 =

ROM

W LP

NA CP

-IRC

V n = 1

othr + roofi + roooo

(1 -1)

-365. (11)

ра + рвм + рр! + РоЛег + Рк + +р + р + р - р

УАТ АЯ Р1 &С 1 АР

Анализ модели декомпозиции фактора стоимости - рентабельности инвестированного капитала - выполнен на основе данных финансовой отчетности за 2011 г. крупной российской компании атомной отрасли. Исходные данные представлены в табл. 1.

В соответствии с гипотезой о необходимости группировки факторов стоимости по перспективам системы сбалансированных показателей, выполнен

7х"

39

Таблица 1

Исходные данные ОАО «XXX», тыс. руб.

Показатель 2010 г. 2011 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инвестированный капитал, всего 39 408 889 39 482 754

В том числе:

- внеоборотные активы 14 071 466 10 065 181

Из них

- нематериальные активы 1 022 10 223

- основные средства 481 714 460 238

- финансовые вложения 13 462 030 9 490 370

- другие внеоборотные активы 126 700 104 350

Оборотный капитал 25 337 423 29 417 573

Запасы 16 229 962 8 484 996

НДС по приобретенным ценностям 7 725 453 3 607 646

Дебиторская задолженность 23 903 400 32 822 504

Финансовые вложения, денежные средства и денежные эквиваленты 1 881 512 10 515 081

Кредиторская и приравненная к ней задолженность 24 402 904 26 012 654

Выручка 80 317 271 83 261 187

Расходы по обычным видам деятельности, всего 57 698 311 61 350 731

В том числе:

- материальные затраты 14 761 696 15 547 240

- затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды 1 064 793 1 192 119

- амортизация 69 937 62 867

- прочие затраты 41 801 885 44 548 505

Прибыль от продаж 22 618 960 21 910 456

Добавленная стоимость 65 555 575 67 713 947

Прочий финансовый результат (без процентов к уплате): (1 813 093) (627 436)

Проценты к получению 153 668 186 486

Доходы от участия в других организациях 136 897 67 986

Прочие доходы 7 603 729 5 663 488

Прочие расходы (9 707 387) (6 545 396)

Операционная прибыль 20 805 867 21 283 020

Налог на прибыль и отложенные налоги 3 940 926 4 339 749

Чистая операционная прибыль (ЫОРАТ) 16 364 579 16 727 559

Всего основных средств с учетом арендованных основных средств 1 185 840 1 048 545

за вычетом переданных в аренду

Численность персонала, чел. 390 352

расчет рентабельности инвестированного капитала На основании произведенных расчетов можно

по выведенным формулам разложения (1-11), а так- сделать вывод, что рентабельность инвестирован-

же определено влияние факторов на рентабельность ного капитала достаточно высока и составляет

инвестированного капитала (табл. 2-5) более 42 %, динамика положительная. Основ-

Таблица 2

Расчет факторов в рамках перспективы «Финансы», %

Показатель 2010 г. 2011 г. Прирост показателя Темп прироста

Рентабельность инвестированного капитала ROIC 41,53 42,37 0,842 2,03

Расчет факторов в рамках перспективы «Клиенты»

Таблица 3

Показатель 2010 год 2011 год Влияние факторов на рентабельность, пункты Темп прироста, %

Оборачиваемость активов 2,04 2,11 1,442 3,47

Маржа операционной прибыли, % 20,37 20,09 (0,6) (1,4)

Период оборота дебиторской задолженности, дн. 108,63 143,89 (18,029) 32,46

Таблица 4

Расчет факторов в рамках перспективы «Бизнес-процессы»

Показатель 2010 г. 2011 г. Влияние факторов на рентабельность, пунктов Темп прироста, %

Эффективная ставка налога на прибыль, % 21,35 21,4 (0,03) 0,27

Рентабельность прочей деятельности, всего, % (2,257) (0,754) (2,257) (66,62)

В том числе:

- рентабельность финансовых вложений, % 0,3618 0,3056 0,3618 (28,15)

- рентабельность прочих операций, %о (2,6192) (1,0592) (2,6192) (34,96)

Период оборота внеоборотных активов, всего, дн. 63,95 44,12 5,096 (31)

В том числе:

- период оборота нематериальных активов 0,005 0,045 (0,009) 864,93

- период оборота основных средств 2,189 2,018 0,039 (7,84)

- период оборота финансовых вложений 61,18 41,60 5,032 (32)

- период оборота других внеоборотных активов 0,576 0,457 0,034 (20,55)

Период оборота оборотного капитала, всего, дн. 115,15 128,96 12,846 12

В том числе

- период оборота запасов 73,757 37,196 13,718 (49,57)

- период оборота НДС 35,108 15,815 11,149 (54,95)

- период оборота финансовых вложений, денежных 8,55 46,096 (11,266) 439,1

средств и денежных эквивалентов

- период оборота кредиторской и приравненной 110,898 114,034 0,754 2,83

к ней задолженности

Материалоемкость 0,184 0,187 (0,471) 1,6

Маржа добавленной стоимости 0,8162 0,8133 0,106 (0,36)

Отдача от материальных затрат 4,4409 4,3554 (0,577) (1,93)

Зарплатоемкость 0,0133 0,0143 (0,17) 8

Амортизациеемкость 0,0009 0,0008 0,019 (13,29)

Норма амортизации 0,059 0,06 (0,002) 1,66

Фондоотдача 67,73 79,41 0,021 17,24

Прочая ресурсоемкость 0,520 0,535 (2,338) 2,8

Таблица 5

Расчет факторов в рамках перспективы «Обучение и развитие»

Показатель 2010 г. 2011 г. Влияние факторов на рентабельность, пунктов Темп прироста, %

Средний уровень заработной платы, тыс. руб. 2 730 3 387 (0,511) 24,04

Производительность труда, тыс. руб. 205 942 236 537 0,341 14,86

ными факторами, повлекшими это увеличение, стали показатели, входящие в перспективу «бизнес-процессы». Общее влияние в рамках данной перспективы положительное и составляет более 19 процентных пунктов. Однако внутри данной перспективы существуют факторы как с положительным влиянием, так и с отрицательным. Для увеличения рентабельности инвестированного капитала необходимо:

- повышение эффективности управления высоколиквидными активами, т. е. поддержание оптимального остатка денежных средств, поскольку в отчетном периоде в компании наблюдается излишек высоколиквидных активов, который

приводит к потерям вследствие увеличения периода оборота капитала;

- ужесточение контроля за прочими операциями, поскольку снижение прочих доходов оказало шестое по величине (из 19 факторов) отрицательное влияние;

- снижение прочей ресурсоемкости за счет контроля и снижения затрат, входящих в его состав;

- снижение материалоемкости за счет повышения отдачи от материальных затрат, т. е. установление прямых связей с поставщиками сырья, ужесточение контроля за расходом сырья, приобретение новых технологий, позволяющих снизить материалоемкость продукции;

- снижение зарплатоемкости за счет повышения производительности труда и контроля за соотношением темпов роста производительности труда и заработной платы. Что касается перспективы «клиенты», то она оказала отрицательное влияние на рентабельность инвестированного капитала, причем основным отрицательным фактором оказался период оборота дебиторской задолженности, отрицательное влияние которого оценивается чуть больше 18 процентных пункта. Следовательно, необходимо повышение эффективности управления дебиторской задолженностью, а именно разработка мер по ее взысканию.

Перспектива «обучение и развитие» оказала отрицательное влияние на ROIC. По сравнению с влияниями перечисленных перспектив влияние данной перспективы незначительно и в общей сложности составило 0,17 процентных пункта. Для увеличения ROIC необходимо, чтобы темпы роста производительности труда превышали темпы среднего уровня заработной платы. Для этого необходимо повышение квалификации персонала, увеличение производительности труда, а также проведение мероприятий для повышения мотивации персонала.

Сформулированная гипотеза о возможности интеграции системы сбалансированных показате-

лей, ключевых показателях эффективности и ценностно ориентированного менеджмента в единое целое позволяет управлять факторами стоимости в разрезе четырех перспектив деятельности компании. Подобная группировка показателей наглядно иллюстрирует последовательное влияние факторов стоимости от первичного к вторичному, от вторичного к третичному, и так до нефинансовых показателей, что облегчает задачу выявления опережающих факторов стоимости внутри каждой перспективы и, таким образом, способствует созданию бизнесом стоимости.

Список литературы

1. КогденкоВ. Г.,МельникМ. В., БыковниковИ. Л. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

2. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию /пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2011.

3. Коупленд Т., Колер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. - 3-е изд., перераб. и доп. / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2008.

4. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. Разработка, внедрение и применение решающих показателей / пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2009.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.