33 (171) - 2013
Сбалансированная система показателей
УДК 658.14/. 17 (075.8)
СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ФИНАНСОВЫХ И НЕФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ
М. Д. ПАРФЕНОВА,
аспирантка кафедры бухгалтерского учета и аудита
E-mail: manija-md@mail. ru Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт»
В статье предложена сбалансированная система показателей, интегрированная с концепцией ценностно ориентированного менеджмента и ключевыми показателями эффективности, адаптированная к возможностям бухгалтерской отчетности. Система представляет собой целостную иллюстрацию стратегии компании с четко определенными причинно-следственными связями между факторами, так называемыми ключевыми показателями эффективности, позволяющими достичь целевых результатов не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде. Воздействие на выявленные ключевые показатели позволит управлять стоимостью компании.
Ключевые слова: управление стоимостью, ценностно ориентированный менеджмент, ключевой показатель эффективности, сбалансированная система показателей, фактор стоимости бизнеса, экономическая прибыль, свободный денежный поток.
В анализе и управлении деятельностью компании большую популярность приобретает сбалансированная система показателей (Balansed Scorecard, BSC), разработанная в начале 1990-х гг. Робертом Капланом и Дейвидом Нортоном как концепция визуализации логической последовательности достижения стратегической цели в разрезе основных направлений работы.
До появления этой концепции большинство компаний ориентировалось на текущие финансовые цели, причем они слабо увязывались с долгосрочными устремлениями. В результате это приводило к сложностям реализации разработанной стратегии.
Как и любая прогрессивная идея, сбалансированная система показателей дала толчок к появлению новых методов использования данной концепции, которые отразились в работах Хервига Фридага и Вальтера Шмидта, Нильса Ольве, Жана Ройя и Магнуса Веттера, Хьюберта Рамперсада, Марка Брауна, Микаэла Горского, Андрея Гершуна и др.
Данная система представляет собой механизм, который интерпретирует стратегические цели компании в конкретные задачи и показатели через набор взаимозависимых показателей в разрезе четырех блоков (проекций) деятельности: финансы, клиенты, бизнес-процессы, обучение и развитие.
В предложенном аналитическом обеспечении используется сбалансированная система показателей, поскольку именно она позволяет комплексно оценивать деятельность компании, что обеспечивает привязку параметров BSC к факторам стоимости. В работе используется не просто BSC в аутентичном виде, а BSC, адаптированная под цели управления стоимостью.
Понимание необходимости использования сбалансированной системы показателей, ее многоуров-невости возникает по мере внедрения, когда выявляются финансовые и нефинансовые показатели, которые непосредственно или опосредованно связаны со стоимостью. Полученные индикаторы, сгруппированные по проекциям, лежат в основе стратегической карты, разработанной в данном исследовании.
Внедрение данной системы позволяет получить желаемые результаты в условиях современной рыночной среды. Поэтому главным этапом внедрения BSC является четкая установка стратегии и стратегических задач.
На следующем этапе устанавливается соответствие между стратегической целью и показателями ее достижения. Причем полученные индикаторы должны быть доступны для работников компании на всех уровнях. Данные показатели должны оценивать работу в сферах финансов, взаимоотношений с клиентами, внутренних бизнес-процессов, а также повышение квалификации и обучение персонала. Причем оценка производится не только финансовыми параметрами, но и нефинансовыми.
На данном этапе основной задачей является необходимость максимально учесть все положения теории сбалансированной системы показателей при оценке проекций (блоков) на основе бухгалтерской отчетности.
В блоке «Финансы» в исследовании предложено отражать показатели, которые оценивают результат принятых мер и действий, и поэтому являются индикаторами того, насколько выполненные задачи компании соответствуют ее общей стратегии, т. е. максимизации фундаментальной стоимости. В данном блоке аккумулируются показатели прибыльности, доходности, роста и стоимости, которые могут измеряться как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Важным является выбор из всевозможных финансовых показателей в первую очередь тех, которые в наибольшей степени оказывают влияние на установленную стратегическую цель. После этого перед менеджментом компании возникает необходимость информирования сотрудников на всех уровнях с постановкой задач по эффективному управлению выбранными показателями для достижения стратегической цели.
Предлагаемая система опирается на долгосрочную цель любой компании — максимизацию стоимости и поэтому является универсальной. Необходимо отметить, что проекция «Финансы» включает в себя только финансовые показатели. Нефинансовые же выделяются в последующих проекциях.
В статье предложены параметры, вошедшие в блок «Финансы», сгруппированы на абсолютные показатели создания стоимости и относительные; в свою очередь, в рамках каждой группы полученные показатели классифицированы на первичные и вторичные (табл. 1).
Данная классификация получена из основных методов доходного подхода к стоимостной оценке компании [5]. В соответствии с данным подходом стоимость определяется дисконтированием доходов. Причем в качестве сгенерированных фирмой доходов применяется либо экономическая прибыль, либо свободный денежный поток.
В то же время стоимость компании неразрывно связана с масштабами деятельности, которые оцениваются величиной инвестированного капитала. Таким образом, показатели экономической прибыли, свободного денежного потока и инвестированного капитала неразрывно связаны между собой и являются первичными абсолютными показателями стоимости. Этот вывод получен из следующей формулы:
FCF = ЫОРАТ — N1,
Таблица 1
Основные показатели в рамках блока «Финансы»
Показатели Первичные Вторичные
Абсолютные Экономическая прибыль EP. Свободный денежный поток FCF. Инвестированный капитал 1С Чистая операционная прибыль МОРАТ. Затраты на капитал CC. Чистые инвестиции N1
Относительные Средневзвешенная стоимость капитала WACC Стоимость собственного капитала кЕ. Стоимость заемного капитала к£Г Доля собственного капитала в инвестированном (Е Доля заемного капитала в инвестированном (п
Рентабельность инвестированного капитала ROIC Норма инвестирования Ш
Темп роста инвестированного капитала g
где N1 — чистые инвестиции во внеоборотные активы и оборотный капитал. Преобразовав данную формулу, получим взаимосвязь свободного денежного потока с инвестированным капиталом [5]: FSF = 1С ^01С — g).
Что касается экономической прибыли, то она оценивается следующим образом: ЕР = NOPAT — СС.
Преобразовав данную формулу, получим взаимосвязь экономической прибыли с инвестированным капиталом:
ЕР = 1С ^01С — ЖАСС). На основе приведенных формул получены вторичные абсолютные показатели стоимости, такие как затраты на капитал, возникающие вследствие использования инвестированного капитала, величина чистых инвестиций, возникающая вследствие увеличения источников финансирования внеоборотных активов и оборотного капитала, посленалого-вая (чистая) операционная прибыль, позволяющая сгенерировать свободный денежный поток и экономическую прибыль.
Далее на основе указанных формул определены первичные относительные показатели создания стоимости, такие как рентабельность инвестированного капитала, средневзвешенная стоимость капитала, темп роста, которые в совокупности с абсолютными финансовыми показателями формируют стоимость компании и тем самым напрямую влияют на создаваемую стоимость. Модели декомпозиции первичных, вторичных, третичных показателей представлены в предыдущих работах автора [3—5].
Вторичными же относительными показателями стоимости являются те, что в свою очередь оказывают влияние на первичные. Так, величина стоимости каждого источника финансирования и их удельные веса оказывают влияние на фундаментальную стоимость через средневзвешенную стоимость капитала; норма инвестирования влияет на стоимость через темпы роста и рентабельность инвестированного капитала. Остальные вторичные показатели (оборачиваемость активов, маржа), влияющие на стоимость через рентабельность инвестированного капитала, рассматриваются в следующих блоках сбалансированной системы показателей, поскольку в рамках данного блока учитываются только параметры, отражающие финансовую составляющую.
Соответственно, уже на данном этапе можно сформулировать критерии реализации стратегической цели, а также показатели достижения этих критериев на следующих уровнях системы. Например, роста доходов и расширения деятельности можно достичь при условии завоевания новых рынков сбыта, а также при пересмотре ценовой политики. Сокращение издержек можно получить за счет управления постоянными и переменными издержками, а использование активов необходимо сводить к сокращению оборотного капитала и эффективному использованию основных средств за счет введения в эксплуатацию неиспользуемых активов либо ликвидации тех активов, которые не оправдывают своей стоимости.
Именно через блок «Финансы» проявляется причинно-следственная взаимосвязь с остальными блоками сбалансированной системы показателей, которая включает в себя не просто набор изолированных, невзаимосвязанных задач и показателей, а отражает последовательность действий в каждом направлении деятельности компании, ориентированных на достижение финансовых целей.
Блок «Клиенты» определяет сегменты рынка потребления, в которых компания планирует работать, а также круг клиентов. Задача повышения доходов, которая ставится в рамках блока «Финансы» сбалансированной системы показателей, решается в блоке «Клиенты» через сегменты рынка, поскольку они являются источниками доходов компании.
Набор параметров данного блока состоит из показателей удовлетворенности клиента, его лояльности, сохранения потребительской базы, расширения клиентской базы, прибыльности, доходности, объема и доли целевого сегмента рынка. Причем последний индикатор особенно важен, так как должны быть выбраны именно те сегменты, в которых компания способна конкурировать и удовлетворять потребности клиентов, т. е. постоянно обеспечивать потоком новых видов продуктов, своевременной доставкой, сервисом.
Основные показатели достижения стратегии в рамках блока «Клиенты» в работах, посвященных сбалансированной системе показателей [2, 6], предложено сгруппировать следующим образом (табл. 2).
Поскольку рассматриваемая система показателей основывается на бухгалтерской отчетности, возникает сложность непосредственного учета предложенных в табл. 2 параметров. Тем не менее
Таблица 2
Группировка показателей в рамках проекции «Клиенты»
Показатель Характеристика применительно к доле, занимаемой компанией на рассматриваемом рынке
Расширение клиентской базы Оценивает в абсолютном и относительном выражении расширение клиентской базы, характеризующее привлечение клиентов
Сохранение клиентской базы Оценивает в абсолютном и относительном выражении сохранение имеющейся в компании клиентской базы
Удовлетворенность потребностей клиента Оценивает степень удовлетворенности клиента в соответствии со специфическими критериями результатов деятельности
Прибыльность клиента Оценивает величину прибыли от клиента или сегмента рынка
в статье предложены и обоснованы финансовые показатели, которые характеризуют клиентскую составляющую и могут быть рассчитаны по бухгалтерской отчетности:
• темп роста выручки — свидетельствует о спросе на продукцию со стороны клиентов, об удовлетворенности клиентов производимой компанией продукцией, о расширении клиентской базы или доли рынка;
• маржа — характеризует прибыльность от продаж и изменение конкурентоспособности товаров, а также свидетельствует о заинтересованности клиентов в продукции компании;
• период оборота дебиторской задолженности покупателей и заказчиков.
С одной стороны, предоставление отсрочки платежа является важным фактором, отражающим взаимоотношения компании с клиентами. Либеральная кредитная политика позволяет заключать компании больше сделок и тем самым увеличивать клиентскую базу. С другой стороны, увеличение отсрочки способствует замедлению оборачиваемости оборотного капитала. Следовательно, либеральная кредитная политика будет способствовать созданию стоимости в том случае, когда отдача от роста объема продаж будет больше потерь от предоставления отсрочек покупателям и заказчикам.
Предложенные финансовые показатели клиентской составляющей дают возможность сформировать взаимосвязи с нефинансовыми показателями в рамках этой же проекции. Именно такой подход формирования связей (от финансовых к нефинансовым) позволяет сохранять непрерывную цепочку взаимозависимости показателей.
Что касается табл. 2, то в ней не прослеживается, каким образом указанные показатели связаны со стратегической целью компании. В связи с этим в исследовании предложена следующая система показателей в рамках блока «Клиенты» (табл. 3).
Однако необходимо учесть, что на все перечисленные показатели также оказывает влияние показатель потребительской ценности предложения (value propositions), включающий в себя следующие группы факторов: характеристики товаров и услуг, взаимоотношения с клиентами, имидж и репутация.
Характеристики товаров и услуг предполагают рассмотрение таких важных параметров, как цена, качество и функциональность.
Взаимоотношения с клиентами складываются за счет таких факторов, как доставка, сроки исполнения заказа, предоставляемый сервис.
Нематериальными факторами привлечения клиентов становятся имидж и репутация, эффективная реклама.
Показатели потребительской ценности для каждой компании индивидуальны, поскольку зависят от вида деятельности, масштабов, региона.
Для достижения целей и максимизации показателей клиентской составляющей особое внимание необходимо уделять работе маркетологов компании, логистов, отделов производства и развития новых товаров, услуг — иными словами, внутренним процессам, которые рассматриваются на следующем уровне сбалансированной системы показателей.
Цели, задачи и показатели блока «Бизнес-процессы» формируются после их разработки в блоках «Финансы» и «Клиенты». Подобная последовательность позволяет компаниям логично переходить от уровня к уровню, от общего к частному, сохраняя цепочку причинно-следственных связей.
Показатели данного блока сосредоточены на оценке внутренних операционных процессов, от которых зависит степень удовлетворения потребностей клиентов, а также достижение ранее поставленных финансовых задач компании.
Внедрение сбалансированной системы показателей не только дает возможность контролировать
7х"
43
Таблица 3
Основные показатели в рамках блока «Клиенты»
Финансовые показатели Нефинансовые показатели
Темп роста выручки ТКО Удовлетворенность клиентов. Сохранение клиентской базы. Расширение клиентской базы Потребительская ценность
Маржа прибыли OPM Удовлетворенность клиентов. Прибыльность клиентов
Период оборота дебиторской задолженности покупателей и заказчиков РЛК Удовлетворенность клиентов в части условий оплаты. Расширение клиентской базы
и управлять существующими бизнес-процессами, но и позволяет формулировать новые процессы, внедрение которых способствует удовлетворению потребностей клиентов, улучшению финансовых параметров компании и отвечает ожиданиям собственников.
В ходе внедрения сбалансированной системы на уровне внутренних бизнес-процессов необходимо выявить процессы, которые являются ключевыми для успешной реализации стратегии. Достижение целей в рамках данного блока производится за счет оптимизации ресурсоемкости, операционного и финансового циклов, качества и производительности. Группировка показателей внутренних процессов в различных источниках [2, 6, 7] представлена различным образом (табл. 4).
Таким образом, все авторы в рамках проекции «Бизнес-процессы» выделяют инновационную деятельность, которая характеризуется способностью распознавать потребности клиентов и на этой основе создавать новые (инновационные) товары и услуги.
Процессы создания инноваций для большинства компаний становятся важнее повседневных операций, особенно для фирм, характеризующих-
ся долгим жизненным циклом, на стадии роста и развития (например, фармацевтика, электроника, химическая промышленность, сельское хозяйство, технологии).
Инновационная деятельность реализуется в два этапа:
• во-первых, определяются размер рынка, тип предпочтений потребителя, ориентировочная величина цены на инновационные товары и услуги;
• во-вторых, предлагаются инновационные товары и услуги.
Что касается показателей, отражающих инновационную деятельность, то в рамках данного исследования выделены следующие показатели, рассчитываемые по данным бухгалтерской отчетности:
• доля вложений в нематериальные активы от общей величины вложений во внеоборотные активы;
• доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в инвестиционных затратах;
• показатель отдачи от исследований и разработок, рассчитанный как отношение результатов исследований и разработок к выручке;
Таблица 4
Компоненты внутренней составляющей
Авторы Компоненты Суть компонента
Каплан, Нортон Инновационная деятельность Изучение скрытых желаний клиентов с последующей разработкой нужных товаров и услуг
Операционная деятельность Закупки, производство и сбыт
Послепродажный сервис Услуги, повышающие удовлетворенность клиента
Фридаг, Шмидт Инновационные процессы Распознавание и удовлетворение потребностей клиента
Производство Процессы закупки, изготовления и сбыта
Работа клиентской службы Предоставление гарантий и предложений по техническому обслуживанию с учетом последующего обслуживания
Коммуникации Создание внутренних (информированность сотрудников) и внешних (работа с общественностью) коммуникаций
Теплова Операционный менеджмент Процессы производства и доставки товаров (услуг)
Управление клиентами Процессы, повышающие ценность для потребителя
Инновационные процессы Процессы создания новых продуктов и услуг
• период оборота нематериальных активов, который напрямую связан с рентабельностью инвестированного капитала. Что касается нефинансовых показателей, то можно выделить процент продаж инновационного товара от общего объема выручки, который влияет на показатель отдачи от исследований и разработок; длительность разработки инновации и время вывода инновации на рынок, которые влияют на период оборота нематериальных активов;.долю реализованных проектов, которая влияет на долю вложений в нематериальные активы и долю затрат на НИОКР.
Следующий компонент внутренней составляющей в проанализированных источниках определяет процессы, связанные с закупочной, производственной и сбытовой деятельностью, т. е. в целом обусловливает операционную деятельность компании. Эта работа начинается с принятия от клиента заказа и заканчивается доставкой продукции.
Особенно важны в данных процессах своевременность и бесперебойность. Поскольку названные операции имеют свойство повторяться, у компании появляется возможность применять научные мето-
дики к управлению и контролю, а также совершенствованию этих процессов. Основными факторами достижения операционных целей будут показатели эффективности, качества и длительности циклов.
Эффективность операционной деятельности выражается такими финансовыми показателями, как рентабельность активов, их оборачиваемость, рентабельность прочей деятельности. Эти параметры напрямую связаны с первичными факторами стоимости и, следовательно, оказывают непосредственное влияние на стоимость.
В свою очередь, на данные индикаторы оказывают влияние показатели эффективности управления расходами и активами. Эффективность управления расходами оценивается показателями ресурсоемкости. Поскольку последняя включает в себя материалоемкость, зарплатоемкость, аморти-зациемкость и пр., то и нефинансовые показатели, влияющие на них, будут сгруппированы в зависимости от элемента затрат (табл. 5).
Помимо качества для клиентов важным параметром является своевременная доставка, и, решая данную задачу, производственные компании идут двумя путями: либо придерживаются короткой схе-
Таблица 5
Основные показатели в рамках блока «Бизнес-процессы»
Процесс Финансовые показатели Нефинансовые показатели
Инновационная деятельность Доля вложений в нематериальные активы в общей величине внеоборотных активов Доля реализованных проектов
Доля затрат на НИОКР в инвестиционных затратах
Отдача от исследований и разработок Процент продаж инновационного товара от общего объема выручки
Период оборота нематериальных активов Длительность разработки инновации; время вывода инновации на рынок
Операционная деятельность Соотношение постоянных и переменных затрат Ресурсоемкость Материалоемкость Динамика цен на сырье и материалы; процент брака; эффективность применяемых технологий; качество сырья; мотивация персонала к экономии сырья
Зарплатоемкость Нефинансовые показатели рассматриваются в проекции «Обучение и развитие»
Амортизациемко сть Норма амортизации; срок полезного использования; степень загрузки машин и оборудования
Прочая ресурсоемкость Состав, структура, степень контроля над прочими расходами
Оборачиваемость активов Период оборота оборотного капитала Кредитная политика; политика управления запасами; политика управления денежными средствами и их эквивалентами; политика управления кредиторской задолженностью
Инвестиционная деятельность Период оборота внеоборотных активов Доля неиспользуемых элементов основных фондов; степень загрузки машин и оборудования
Послепродажный сервис Структура оценочных резервов Ресурсоемкость послепродажного сервиса
Процент выполнения заявок
мы выполнения заказа, либо соблюдают продолжительный цикл оборота запасов готовой продукции на складах, поскольку производят большой запас товаров для того, чтобы по первому требованию клиента отгрузить нужное ему количество продукции.
Второй способ является неэффективным, так как влечет за собой высокие затраты на производство, хранение, приводит к увеличению процента списания устаревших продуктов, отсутствию возможности в короткие сроки выполнять заказы той продукции, которой нет на складе. Поэтому многие компании стремятся перейти на первый способ выполнения заказов, сокращая длительность производственного цикла.
В этой связи многие фирмы помимо расчета самой длительности цикла рассчитывают показатель его эффективности как отношение времени производства к общей продолжительности цикла. Для повышения эффективности операционной деятельности, компания должна стремиться приближать этот показатель к единице, сокращая неэффективные затраты времени и увеличивая возможности быстрого выполнения заказов.
В рамках исследования финансовым показателем операционной деятельности, отражающим длительность циклов, выделен цикл оборотного капитала, который связан с производственным, операционным и финансовым циклами; выявлены нефинансовые показатели, оказывающие влияние на эти составляющие (см. табл. 5).
На оборачиваемость активов помимо периода оборота оборотного капитала влияет время цикла внеоборотных активов. Капитальные (реальные) и финансовые вложения необходимо рассматривать в соответствии с федеральным законом в рамках инвестиционной деятельности компании. Поэтому в исследовании предложено ввести в проекцию «Бизнес-процессы» инвестиционную деятельность наряду с инновационной и операционной.
Финансовым фактором, напрямую влияющим на стоимость компании через рентабельность инвестированного капитала, является период оборота внеоборотных активов, включающий в себя период оборота основных средств, финансовых вложений и прочих внеоборотных активов. Нефинансовые факторы инвестиционной деятельности также представлены в табл. 5.
Следующий компонент внутренней составляющей характеризует обслуживание в послепродажный период и предоставление всевозможных
услуг, повышающих удовлетворенность клиента. Сюда следует отнести гарантийное обслуживание, ремонт, возврат или обмен, обучение пользованию приобретаемым товаром.
Параметром, отражающим послепродажный сервис в рамках бухгалтерской отчетности, является статья «Оценочные резервы». Нефинансовыми показателями данной компоненты могут быть ресур-соемкость послепродажного сервиса (как отношение затрат на послепродажный сервис к выручке), процент выполнения заявок, соотношение числа разовых вызовов сервисной службы и повторных вызовов. Например, для химической или ядерной сферы важным критерием внепроизводственного цикла является утилизация отходов химического или ядерного производства, а также разработка мер охраны окружающей среды. Следовательно, эффективное протекание бизнес-процессов позволит уменьшать затраты на последующее обслуживание.
Таким образом, эффективное управление операциями в рамках блока «Бизнес-процессы» позволит компании удовлетворить потребности клиентов и запросы акционеров, в итоге улучшив финансовые параметры деятельности компании, а также приблизить ее к намеченной стратегической цели.
Решение задач, поставленных в рамках составляющих «Бизнес-процессы», «Клиенты» и «Финансы», возможно за счет вклада (навыков и умений) персонала компании на всех уровнях. Поэтому фирме необходимо инвестировать средства в переобучение и повышение квалификации персонала, совершенствование информационных технологий, коммуникаций.
Независимо от вида деятельности компании основные параметры, отражающие человеческие ресурсы в рамках блока «Обучение и развитие», в целом сходны. Набор основных параметров для оценки персонала за последние 20 лет, по данным Института Гэллапа [1], практически не изменился. Так, основными параметрами, оценивающими данную проекцию в соответствии с источниками [1, 2, 6, 7], являются критерии, отражающие удовлетворенность работников, эффективность их труда, мотивированность, безопасность, информированность и др. (табл. 6).
Поскольку цель статьи состоит в формировании сбалансированной системы показателей по данным бухгалтерской отчетности, в первую очередь для выбора показателей необходимо определить
Таблица 6
Основные критерии оценки человеческих ресурсов
Авторы Критерии Компоненты
Каплан, Нортон Удовлетворенность сотрудников о Участие в принятии решений. Признание хорошо сделанной работы. Доступ к информации. Поощрения
Сохранность базы кадров о Продолжительность работы в компании. Инвестиции в персонал
Эффективность сотрудников о Производительность труда
Фридаг, Шмидт Удовлетворенность о Передача ответственности. Признание достижений
Верность о Продолжительность работы в компании. Сотрудники — держатели акций
Продуктивность о Выручка на сотрудника. Выполненные операции
Повышение квалификации о Тренинги. Курсы
Информационная инфраструктура о Программное обеспечение. Информационные системы
Мотивация о Премии. Награды. Корпоративные праздники, поездки
Браун Удовлетворенность о Время работы. Жалобы. Средняя зарплата. Неявка на работу без уважительной причины. Льготы и услуги
Безопасность здоровья и труда о Число аварий. Техника безопасности. Предаварийные ситуации. Медосмотр. Страхование
Этические нормы о Поведение. Награды. Внешние отзывы
Человеческий капитал о Эффективность. Знания и навыки. Опыт. Средний возраст
Эффективность коммуникаций о Средства связи (Интернет, телефон). Программное обеспечение. Полнота информации
Теплова Человеческий капитал о Умения. Тренинги. Знания
Информационный капитал о Системы. Базы данных. Сети
Организационный капитал о Культура. Лидерство. Работа в команде
финансовые показатели составляющей персонала, которые непосредственно оказывают влияние на фундаментальную стоимость, а далее на основе полученных финансовых критериев сформировать нефинансовые.
В рамках исследования определено, что показатели производительности труда и среднего уровня заработной платы напрямую связаны с зарплатоем-костью, которая в свою очередь является фактором рентабельности инвестированного капитала.
Помимо данных показателей опосредованное влияние на стоимость оказывают финансовые показатели составляющей персонала — зарплатоотдача и добавленная стоимость на одного сотрудника. На основе этих финансовых параметров получены взаимосвязи с нефинансовыми (табл. 7).
Производительность труда как финансовый показатель является критерием эффективности и достигается, во-первых, за счет мотивации, которая оценивается через степень удовлетворенности сотрудника. Как видно из данных табл. 6, критерий удовлетворенности персонала присутствует в различных методиках, и его значение, действительно, является одним из важнейших факторов данной проекции.
В свою очередь, степень удовлетворенности работника влияет на производительность труда,
качество и уровень обслуживания клиентов. Причем сама удовлетворенность персонала зависит от различных мероприятий, осуществляемых в организации, которые ведут к увеличению мотивации персонала.
Одним из широко применяющихся показателей, который за время своего существования не поменял способа оценки, — это процент мотивированного персонала, рассчитываемый через анкетирование (психологический опрос).
Кроме того, если речь идет о производственных компаниях, вопросы безопасности труда приобретают первостепенное значение. Поэтому степень удовлетворенности сотрудников будет зависеть от различных мер, которые повышают уровень безопасности и здоровья. Показателями, оценивающими данный критерий, могут быть индекс последствий, который рассчитывается как произведение числа аварий на серьезность последствий (в баллах), а также процент заболевших от последствий труда.
Во-вторых, производительность труда зависит от уровня квалификации персонала. Данный критерий также важен для компании, так как достижение целей, поставленных в блоках «Клиенты» и «Бизнес-процессы», предполагает делегирование работникам новых обязанностей. Поэтому переобучение сотрудников является неотъемлемой частью
Таблица 7
Основные показатели в рамках блока «Обучение и развитие»
Финансовый показатель Нефинансовые показатели
Средний уровень заработной платы Ж Ситуация на рынке труда
Уровень квалификации
Уровень образования
Стаж работы
Производительность труда LP Степень удовлетворенности сотрудника Процент мотивированного персонала
Процент заболевших от последствий труда
Индекс последствий
Уровень квалификации Доля повысивших квалификацию в общем числе сотрудников
Период переобучения
Сохранность кадровой базы Коэффициент постоянства кадров
Коэффициент текучести кадров
Информационные системы и фондовооруженность Степень автоматизации
Прогрессивность оборудования
Эффективность технического обеспечения
мер, направленных на увеличение степени удовлетворенности клиентов и улучшение внутренней операционной деятельности компании.
Причем фирмы могут выбирать метрики измерения данного параметра по собственному желанию. Например, можно оценить долю повысивших квалификацию в общем числе сотрудников в частях или процентах, либо в случаях, если проходит массовое переобучение; показатель времени переобучения — в часах или днях.
В-третьих, на производительность труда оказывает влияние кадровая база. Ее сохранение направлено на то, чтобы сотрудники, в которых компания заинтересована в большей степени, продолжали трудиться. Поэтому фирмы осуществляют долгосрочные инвестиции в этих работников, так как уход хотя бы одного из них может сказаться на интеллектуальной составляющей всей компании. Причем сотрудники, работающие в компании длительное время, являются носителями информации о ценностях компании и знают особенности организационных процессов. В этой связи показателями, оценивающими влияние кадровой базы на производительность труда, будут коэффициенты текучести и постоянства кадров.
В-четвертых, производительность труда зависит от информационных технологий и оснащенности основными средствами, поскольку навыков, умений, квалификации персонала недостаточно для эффективного решения поставленных задач и достижения стратегической цели компании.
Немаловажными являются своевременные, точные, полные сведения обо всех процессах,
протекающих в фирме, а также наличие внешней информации. Следовательно, информационные системы и фондовооруженность также оказывают влияние на производительность труда, на эффективное улучшение операций и процессов компании, а также облегчают и улучшают действия персонала. Для оценки данного критерия могут быть использованы показатели эффективности технического обеспечения, прогрессивности оборудования и степени автоматизации работы.
Конечным показателем общего влияния факторов развития работника, инноваций, совершенствования бизнес-процессов, удовлетворенности клиентов является эффективность работников. Параметрами, оценивающими ее, являются:
• производительность труда, т. е. величина дохода, приходящегося на одного работника;
• добавленная стоимость на одного работника;
• соотношение дохода и затрат на оплату труда.
Данные показатели войдут в систему аналитического обеспечения в рамках исследования, так как могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности. Кроме того, предложено использовать как абсолютный финансовый параметр показатель среднего уровня заработной платы на одного работника путем его анализа в динамике, а также сопоставления со среднеотраслевым значением.
Достижение целей, поставленных в блоках «Финансы», «Клиенты», «Бизнес-процессы», зависит от возможностей персонала компании. Достижение высоких результатов требует вложений в персонал и информационные системы, которые являются основным потенциалом компании.
Финансы Стоимость к Первичные факто омпании ры стоимости
Клиенты Удовлетворенность клиентов Сохранение клиентской базы Расширение клиентской базы Прибыльность клиентов
Потребительская ценность
Бизнес-процессы Инновационная деятельность Операционная деятельность Инвестиционная деятельность Послепродажный сервис
Показатели создания новых товаров и услуг Показатели закупочной, производственной и сбытовой деятельности Показатели капитальных и финансовых вложений Показатели работы клиентской службы (рекламации)
Обучение и развитие Степень удовлетворенности сотрудника Уровень квалификации Сохранность кадровой базы Информированность
Стратегическая карта: BSC и стратегия создания стоимости
Следовательно, рассмотренные показатели блока «Обучение и развитие» должны стать неотъемлемой составляющей сбалансированной системы показателей любой компании.
Таким образом, сбалансированная система показателей — не просто набор факторов движения к цели, а система причинно-следственных связей с показателями и факторами достижения результатов. Полученная зависимость показателей иллюстрируется в стратегической карте компании (см. рисунок). Предложенная карта представляет собой сбалансированную систему основных нефинансовых показателей достижения стратегической цели компании.
Приведенная карта наглядно иллюстрирует зависимости как снизу вверх, так и сверху вниз, т. е. за счет составляющей персонала достигается эффективное управление внутренними процессами компании, а благодаря этому повышается потребительская ценность для клиентов, которая ведет к увеличению прибыльности, доходности и рентабельности, что непосредственно воздействует на первичные факторы стоимости, которые напрямую влияют на создаваемую стоимость.
Разработанная сбалансированная система показателей, интегрированная с концепцией ценностно ориентированного менеджмента и ключевыми показателями эффективности, представляет собой целостную иллюстрацию стратегии компании с четко определенными причинно-следственными связями между факторами, так называемыми ключевыми показателями эффективности, позволяющими достичь целевых результатов не только в краткос-
рочном, но и в долгосрочном периоде. Причем каждый параметр, внедренный в систему, является звеном этой цепочки связей, формируя дерево факторов стоимости [5], и эффективное управление стоимостью компании возможно при доведении этих показателей до сотрудников на каждом уровне управления компанией.
Список литературы
1. Браун М. Г. За рамками сбалансированной системы показателей // пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2012.
2. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию // пер. с англ. 2-е изд., испр. и доп. М.: Олимп-Бизнес, 2011 г.
3. Парфенова М. Д. Модель построения рентабельности инвестированного капитала на основе сбалансированной системы показателей // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 22 (112).
4. Парфенова М. Д. Оценка средневзвешенной стоимости инвестированного капитала в рамках сбалансированной системы показателей // Финансовая аналитика. 2012. № 34 (124).
5. Парфенова М.Д. Управление факторами стоимости в рамках сбалансированной системы показателей // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 45 (300).
6. Теплова Т. В. Корпоративные финансы: учебник. М.: Юрайт, 2013.
7. ФридагХ. Р., Шмидт В. Сбалансированная система показателей: руководство к внедрению / пер. с нем. Москва: Омега-Л, 2006.