УДК 658.14/. 17(075.8)
ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В. Г. КОГДЕНКО,
доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансового менеджмента E-mail: [email protected] Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
В статье представлена методика финансового прогнозирования в системе ценностно ориентированного менеджмента. Предложено два алгоритма финансового прогнозирования: исследовательский и нормативный. Проведены расчеты прогнозных показателей финансовой отчетности реальной организации.
Ключевые слова: иерархия, стратегия, бизнес, форсайт, инновация, модель, прогнозирование, стоимость, менеджмент.
Реализация современной концепции финансового менеджмента, направленной на инновационное развитие бизнеса, а именно ценностно ориентированного менеджмента, предполагает постоянный поиск инновационных возможностей и определение оптимальной траектории инновационного развития бизнеса. В этом смысле ключевое значение приобретает разработка иерархии стратегий бизнеса, в составе которых особое место принадлежит финансовой стратегии и финансовому прогнозированию.
В трехуровневой иерархии стратегий бизнеса (рис. 1) верхний уровень занимает корпоративная стратегия, средний уровень — деловые стратегии (бизнес-стратегии) компании и, наконец, третий уровень — функциональные стратегии. Корпоративная стратегия, а именно стратегия
концентрированного, интегрированного, диверсифицированного роста, или стратегия сокращения, определяет деловые стратегии для каждой бизнес-единицы, которые конкретизируются с помощью портфельной матрицы МсЮшеу-ОЕ на основе оценки привлекательности сегмента рынка, на котором работает бизнес-единица, и ее конкурентных позиций на этом сегменте. Бизнес-стратегия подразделения может быть направлена на его интенсивный рост при условии высокой привлекательности сегмента и устойчивости конкурентных позиций бизнес-единицы (стратегия интенсивного инвестирования); на поддержание деятельности при средних характеристиках рыночного сегмента и бизнес-единицы (стратегия селективного инвестирования); на сокращение деятельности и ликвидацию бизнес-единицы при низких оценках (стратегия изъятия капитала). Функциональные стратегии — стратегии третьего уровня в иерархии стратегий — обеспечивают ключевые функции бизнеса, в частности маркетинг, производство, финансы, управление персоналом, исследования и разработки [1].
Особое место в составе функциональных стратегий имеет рыночная и финансовая стратегия. Рыночная стратегия, которая, по М. Портеру, может быть трех видов, а именно стратегией лидерства в
финансовое н^огНоуи^о&лЯие
22 (229) - 2011
Рис. 1. Иерархия стратегий
снижении издержек, стратегией дифференциации и стратегией фокусирования, обеспечивает достижение и сохранение конкурентных преимуществ бизнеса и, следовательно, его долгосрочную конкурентоспособность и устойчивость. Принципиально важным при разработке рыночной стратегии в современных условиях является то, что успешный в долгосрочном периоде бизнес — это бизнес, который ориентируется не на краткосрочную прибыль, а строится на глубоком понимании механизмов конкуренции и создания стоимости; бизнес, который создает экономическую стоимость, удовлетворяя интересы общества, и ориентируется на общие ценности, переосмысливая с точки зрения интересов общества свою продукцию и рынки, по-новому определяя эффективность цепочки создания стоимости [7].
Особая роль финансовой стратегии, стратегии комплексного управления активами и пассивами компании связана с тем, что они являются центральным звеном в иерархии стратегий, объединя-
ющим корпоративную, бизнес-стратегии, функциональные стратегии и обеспечивающие финансовыми ресурсами всю иерархию стратегий. Кроме того, прогнозные финансовые расчеты на основе финансовой бизнес-модели позволяют оценить эффективность выбранной траектории развития бизнеса. Таким образом, назначение финансовой стратегии в рамках ценностно ориентированного менеджмента заключается в обеспечении всей иерархии стратегий развития бизнеса финансовыми ресурсами, в оценке ее эффективности на основе разрабатываемых финансовых моделей и в конечном итоге в выборе траектории развития бизнеса, обеспечивающей максимизацию его стоимости.
Ключевой особенностью алгоритма разработки и реализации иерархии стратегий в современных условиях является использование форсайта, инструмента поиска и внедрения инноваций, причем инноваций не только продуктовых и процессных, но также маркетинговых и организационных. Форсайт становится эффективным инструментом ценностно ориентированного менеджмента, инструментом поиска стратегических инноваций, обеспечивающих конкурентное преимущество бизнеса, наряду с бенчмаркингом — инструментом поиска улучшающих инноваций, уже опробованных разными компаниями. Форсайт вносит в процесс разработки стратегий такие новшества, как использование мнения широкого круга экспертов из всех сфер деятельности, нацеленность на внедрение инноваций, комплексность подхода, разработка практических мер по выполнению прогноза, вариативность прогнозов.
Форсайт применительно к целям отдельной компании можно определить как систематические попытки определения долгосрочных перспектив развития бизнеса в области технологий, продуктов, рынков, запросов потребителей, для выявления траекторий развития бизнеса, способных принести наибольший эффект в создании стоимости. Фор-
сайт в современных условиях — это система методов экспертной оценки перспектив и согласования приоритетов инновационного развития бизнеса; способ выявления технологических прорывов, способных оказать максимальное воздействие на развитие компании в средне- и долгосрочной перспективе; инструмент снижения стратегических рисков; эффективный алгоритм формирования траектории развития бизнеса и мобилизации ресурсов для достижения качественно новых результатов на основе оценки рынков и продукции с точки зрения ее инновационного и рыночного потенциала и прогноз на этой основе финансовых показателей деятельности компании и ее стоимости. Косвенным следствием форсайта является повышение культуры управления и в итоге формирование более обоснованной научно-технической и инновационной политики бизнеса. Базовые принципы форсайта, определяющие алгоритмы финансового прогнозирования, могут быть охарактеризованы следующими утверждениями:
- будущее творимо, оно зависит от прилагаемых усилий;
- будущее вариативно, оно зависит отрешений, которые будут предприняты участниками. Таким образом, ключевым фактором успешного развития бизнеса становится поиск инновационных возможностей, разработка инновационной стратегии развития, которая меняет устоявшиеся методы создания потребительской ценности для удовлетворения новых нарождающихся потребностей покупателей, создает для компании новые рынки и новые группы покупателей, увеличивает создаваемую бизнесом стоимость. Именно форсайт привносит в традиционное прогнозирование алгоритмы постоянного поиска инновационных возможностей с помощью экспертов, компетентных в ключевых областях бизнеса, и разработку мероприятий, позволяющих реализовать эти возможности и достичь заданных целей. Процесс разработки и корректировки стратегий должен быть непрерывным, поскольку только претворение в жизнь непрерывно развивающейся стратегии является в современных условиях источником устойчивого конкурентного преимущества. Чтобы быть успешной в современной экономике, стратегия должна быть динамичной, а компания — «быстрой», постоянно производящей переоценку своих стратегий и приводящей их в соответствие с произошедшими изменениями в бизнес-среде. Таким образом, использование форсайта должно обеспечить быстрый поиск новых инновационных возможностей, их
формализацию в стратегиях развития бизнеса и оценку с помощью финансовых моделей [4].
Алгоритм финансового прогнозирования, предполагающего широкое использование экспертных оценок, постановку целей и определение путей их достижения с использованием прогнозных расчетов на основе финансовых моделей, может базироваться на двух подходах:
Первый — исследовательский подход, который основан на экстраполяции прошлых тенденций. Его характерные особенности: прогнозирование от настоящего к будущему с применением анализа «что, если?» при разработке многовариантных прогнозов на основе учета альтернативных вариантов будущих событий. Исследовательский подход более распространен.
Второй — нормативный подход, который основан на оценке возможностей достижения желаемого будущего. Его характерные особенности: движение от желаемого будущего к настоящему, рассмотрение будущих стратегий с точки зрения вероятности их воплощения в настоящем при условии существования текущих ограничений ресурсов и технологий.
На рис. 2, 3 представлены схемы финансового прогнозирования в рамках исследовательского и нормативного подходов.
Формат прогнозных финансовых документов при обоих подходах определяется форматом отчетности, в качестве которой в настоящей статье взята отчетность, составленная в соответствии с общепринятыми в Соединенных Штатах Америки принципами бухгалтерского учета.
Поскольку основой для разработки иерархии стратегий бизнеса являются экспертные оценки, постольку первый этап и для исследовательского, и для нормативного подхода является определяющим для всех дальнейших исследований и расчетов. На этом этапе происходит поиск и идентификация возможных стратегических инноваций с использованием традиционных и новых экспертных методов, в частности экспертных панелей, метода Дельфи, SWOT-aнaлизa, мозгового штурма, построения сценариев, дорожных карт, др., что повышает обоснованность предвидения перспектив развития бизнеса. Активное и целенаправленное использование знаний экспертов помогает выявить и оценить продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные инновации. В состав экспертов должны входить специалисты компании, представители научно-исследовательских, производственных, маркетинговых подразделений,
Рис. 2. Финансовое прогнозирование на основе исследовательского подхода
Рис. 3. Финансовое прогнозирование на основе нормативного подхода
а также внешние эксперты, представители потребителей, торгового персонала, поставщиков, консалтинговых, информационных фирм. Источниками информации об инновациях также являются научные учреждения, в том числе академические и отраслевые, а также общедоступные источники информации, в частности конференции, семинары, симпозиумы, научно-техническая литература, выставки, ярмарки, Интернет, профессиональные ассоциации [4]. С помощью исследований выявляются возможности производства инновационной продукции для целевого сегмента потребителей и определяются наиболее перспективные рыночные ниши. С учетом продуктовых инноваций осуществляются выявление и верификация перспективных продуктовых групп (кластеров), установление потребительских свойств продукции, описание ее конкурентных преимуществ по сравнению с аналогами и на этой основе определение рыночных возможностей продукции. В итоге определяются возможности для маркетинговых инноваций, и формируется комплекс маркетинга. С другой стороны, оценивается степень разработанности продукции, выявляются возможности для процессных инноваций, определяется инновационный потенциал продукции, который позволяет существенно увеличить эффективность производства.
На начальном этапе разработки иерархии стратегий в комплексе оценивается будущее финансово-экономическое состояние предприятия с учетом выявленных тенденций, атакже экспертных оценок возможного изменения ключевых показателей внешней и внутренней среды. Наиболее существенные параметры внешней среды — это конъюнктура рынков, на которых организация выступает как продавец, реализуя свою продукцию, и покупатель, закупая необходимые ресурсы, в том числе финансовые, трудовые и материальные.
Следующий этап финансового прогнозирования при исследовательском подходе заключается в разработке прогноза объема производства и продаж продукции на основе объективных методов, в частности рыночного тестирования, анализа временных рядов, статистического анализа спроса, атакже методов, основанных на ожиданиях потребителей, мнениях торгового персонала, мнениях экспертов, коллективном мнении ключевых руководителей. Для обоснования будущего темпа прироста объема продаж необходимо оценить изменение емкости рынков, на которых работает предприятие, атакже изменение рыночной доли предприятия на этих рынках.
Прогнозным документом, формируемым в первую очередь, является бюджет доходов и расходов, показатели которого определяют статьи прогнозного баланса, в частности величину оборотных активов, собственного капитала, а также показатели движения денежных средств. Выручка в разработанной финансовой модели рассчитывается как произведение выручки предыдущего года и темпа роста объема продаж. Прогнозные расходы, а именно производственные, общехозяйственные, административные, коммерческие и прочие операционные расходы, определяются как произведения прогнозной выручки и соответствующих коэффициентов расходов, заданных в исходных данных и определенных экспертами на основе выявленных тенденций. Амортизация рассчитывается как произведение нормы амортизации на первоначальную стоимость амортизируемого имущества. Проценты к уплате (финансовые расходы) рассчитываются с учетом остатков задолженностей по долгосрочным и краткосрочным платным обязательствам, атакже заданных процентных ставок. Операционная прибыль определяется как превышение прогнозной выручки над прогнозными операционными расходами, а прибыль (убыток) до налогообложения включает кроме операционной прибыли прочий финансовый результат, задаваемый в исходных данных, а также рассчитанные проценты к уплате. Текущий налог на прибыль определяется с учетом прогнозной эффективной ставки налогообложения прибыли. Заканчивается прогноз показателей прибылей и убытков расчетом чистой и нераспределенной прибыли, которая является связующим звеном между бюджетом доходов и расходов и прогнозным балансом и рассчитывается с учетом заданного коэффициента капитализации прибыли.
Вторым этапом прогнозных расчетов является прогноз показателей баланса. Прогнозный баланс в своем агрегированном виде содержит следующие позиции в активах: денежные средства и их эквиваленты, дебиторская задолженность, запасы, внеоборотные активы. Пассив баланса в свою очередь состоит из четырех укрупненных элементов: кредиторская задолженность, краткосрочные платные обязательства, долгосрочные обязательства, собственный и квазисобственный капитал, к которому отнесена доля миноритарных акционеров и отложенное налоговое обязательство по налогу на прибыль.
При использовании исследовательского подхода прогнозная стоимость внеоборотных активов рассчитывается как ее значение в предыдущем
периоде, уменьшенное на величину выбытия (равно амортизации) и увеличенное на сумму прогнозируемых капитальных вложений. Такие статьи баланса, как запасы, дебиторская и кредиторская задолженности, а также денежные средства и их эквиваленты, рассчитываются с учетом заданной в исходных данных длительности оборота этих активов и прогнозной выручки. Потребность в заемном капитале определяется приростом активов за вычетом прироста кредиторской задолженности и капитализируемой прибыли.
Соотношение между долгосрочным и краткосрочным заемным капиталом определяется стратегией финансирования. Консервативная стратегия предполагает использование долгосрочных источников для финансирования прироста не только внеоборотных активов, но и запасов. При агрессивной стратегии финансирования допустимо использование краткосрочных источников для финансирования прироста запасов. Собственный капитал изменяется в прогнозном периоде под влиянием только одного фактора — капитализации нераспределенной прибыли.
Третьим этапом прогнозных расчетов является расчет показателей бюджета движения денежных средств, который осуществляется прямым методом. Поступления денежных средств от покупателей и заказчиков рассчитываются на основе прогнозной выручки, которая увеличивается на ставку налога на добавленную стоимость (НДС) и корректируется на изменение дебиторской задолженности. Платежи по операционной деятельности прогнозируются в разрезе их направлений. Платежи по производственным расходам рассчитываются на основе значения этих расходов в прогнозном году, увеличенного на ставку НДС, далее корректируются на прирост запасов и кредиторской задолженности. Платежи по общехозяйственным и административным, коммерческим и прочим операционным расходам в предложенной финансовой модели равны величинам соответствующих расходов. Платежи или поступления, связанные с прочими операциями (не включая процентов к уплате), прогнозируются на уровне соответствующего финансового результата, определенного в бюджете доходов и расходов. При расчете чистых денежных средств, полученных от операционной деятельности, поступления уменьшаются на соответствующие платежи.
По инвестиционной деятельности в разработанной финансовой модели рассчитываются только платежи, связанные с осуществлением
капитальных вложений, заданных в исходных данных. Соответственно чистые денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности, определяются как платежи по капитальным вложениям, увеличенные на ставку НДС.
Чистые денежные средства, полученные или использованные в финансовой деятельности, прогнозируются как сумма изменений долгосрочных обязательств, краткосрочных платных обязательств, а также выплат участникам.
Таким образом, суммарное чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов будет равно чистым денежным средствам, полученным (использованным) в операционной, инвестиционной, финансовой деятельности. Заключительный показатель — денежные средства и их эквиваленты на конец года определяются как сумма этого показателя на начало года и показателя суммарного увеличения (уменьшения) денежных средств и их эквивалентов. Значение рассчитанного показателя должно совпасть со значением показателя, рассчитанным ранее и отраженным в прогнозном балансе.
На заключительном этапе расчетов прогнозируются значения первичных факторов стоимости бизнеса (рентабельность инвестированного капитала, средневзвешенная стоимость капитала и устойчивый темп роста), оценивается стоимость компании по доходному подходу, и определяются значения важнейших экономических индикаторов для контроля задостижением целей, поставленных в иерархии стратегий, а также оценки изменения экономического положения организации в будущем. Далее выполняется сценарный анализ, который реализуется при изменении ключевых исходных данных и показывает чувствительность прогнозных показателей и стоимости бизнеса к изменениям параметров внешней и внутренней среды организации. Проверка на оптимальность выбранного варианта прогноза осуществляется по критерию «стоимость бизнеса», которая для заданных интервалов исходных данных должна быть максимальной.
Что касается нормативного подхода к финансовому прогнозированию, то при его использовании в первую очередь эксперты должны определить целевые значения первичных факторов стоимости, а затем оценить возможность их достижения с учетом внедрения в деятельность компании продуктовых, процессных, маркетинговых и организационных инноваций. Кроме первичных факторов стоимости, а именно рентабельности инвестированного
капитала и устойчивого темпа роста, в качестве исходных данных в разработанной финансовой модели используются нормативные значения структуры расходов, а также структуры актива и пассива баланса.
Прогнозирование начинается с расчета инвестированного капитала на основе заданного устойчивого темпа роста и чистой операционной прибыли — на основе рентабельности инвестированного капитала. Первым из прогнозных финансовых документов в разработанной модели формируется бюджет доходов и расходов: выручка рассчитывается как произведение выручки предыдущего года и устойчивого темпа роста; далее определяются расходы на основе заданных нормативных значений их структуры. Второй прогнозный документ — баланс. Его показатели в нормативной финансовой модели формируются следующим образом: сначаларассчи-тывается валюта баланса как сумма инвестированного капитала и кредиторской задолженности, а затем на основе заданной нормативной структуры определяются прогнозные значения статей актива и пассива баланса. Третий прогнозный документ — бюджет движения денежных средств. Расчет его показателей аналогичен расчету при использовании исследовательского подхода.
Заканчивается нормативный вариант расчетов также определением стоимости бизнеса и осуществлением многовариантных сценарных расчетов.
На основе полученных результатов оценивается степень инновационности развития бизнеса, которая проявляется в следующих тенденциях:
- увеличение создаваемой бизнесом стоимости: повышение спреда (разность между рентабельностью и средневзвешенной стоимостью инвестированного капитала), увеличение устойчивого темпа роста капитала;
- опережающий рост выручки компании относительно роста рынка, что обеспечивает увеличение ее рыночной доли;
- увеличение операционной маржи за счет получения научно-технической ренты;
- увеличение доли внеоборотных активов в валюте баланса как следствие увеличения капиталоемкости бизнеса;
- сокращение общей производственной ресурсоемкое™ продукции, при сокращении зарплатоемкости и материалоемкости продукции и увеличении ее амортизациеемкости, капиталоемкости и наукоемкости;
- повышение производительности всех видов ресурсов: трудовых, материальных, финансовых;
- сокращение длительности финансового цикла при сокращении длительности оборота дебиторской задолженности и запасов и увеличении длительности оборота кредиторской задолженности.
Для исследования алгоритмов финансового прогнозирования и апробации предложенной методики выполнены расчеты для крупной российской компании производственной сферы экономики, представляющей свою консолидированную отчетность в соответствии с общепринятыми в США принципами бухгалтерского учета за три года. В табл. 1 представлена информация, необходимая для расчета исследуемых показателей. При этом исходные данные для финансового прогнозирования на основе исследовательского подхода сформированы с учетом тенденций, сложившихся в компании, а исходные данные для финансового прогнозирования на основе нормативного подхода — с учетом целевых значений показателей.
Как следует из представленных данных, основные тенденции, которые выявлены и заложены в прогнозные расчеты при использовании исследовательского подхода, таковы:
- снижающийся темп роста выручки, обусловленный тенденциями роста емкости рынка и изменения рыночной доли компании;
- снижение коэффициента производственных расходов, связанное с интенсификацией производственного процесса;
- стабильное значение коэффициента общехозяйственных и административных расходов;
- увеличение коэффициента коммерческих расходов, обусловленное необходимостью увеличения усилий по продвижению продукции;
- увеличение длительности оборота запасов, дебиторской задолженности, связанное с выявленными тенденциями снижения эффективности управления оборотными активами;
- стабильно высокий коэффициент дивидендных выплат, учитывающий интересы акционеров в получении текущего дохода.
Что касается нормативного подхода к финансовому прогнозированию, то тенденции, отражающие возможности достижения желаемого будущего с учетом имеющихся ограничений, таковы:
- увеличение рентабельности инвестированного капитала, обусловленное инновационной стратегией развития бизнеса;
- стабильный темп роста, обоснованный внедрением технологических и маркетинговых инноваций;
(уШЯоуиро&аНие 22 (229) -2011
Таблица 1
Исходные данные для финансового прогнозирования на основе исследовательского и нормативного подхода
Прогнозный период
1-й год 2-й год 3-й год
Исследовательский подход
Рыночная стратегия — темп прироста выручки (в номинальной оценке), % 10 7 5
Операционная стратегия:
- коэффициент производственных расходов 0,496 0,495 0,494
- коэффициент общехозяйственных и административных расходов 0,031 0,031 0,031
- коэффициент коммерческих расходов 0,065 0,07 0,075
- коэффициент прочих операционных расходов 0,02 0,02 0,02
- средняя норма амортизации, % 3,5 3,7 3,8
- длительность оборота запасов, дни 49 49 49
- длительность погашения дебиторской задолженности, дни 48 50 52
- длительность оборота денежных средств и их эквивалентов, дни 68 68 68
- длительность погашения кредиторской задолженности, дни 59 60 61
Инвестиционная стратегия — капитальные вложения во внеоборотные активы, 2 718 945 1 309 318 1 185 553
тыс. долл.
Дивидендная политика — коэффициент капитализации прибыли 0,65 0,65 0,65
Нормативный подход
Факторы стоимости бизнеса:
- рентабельность инвестированного капитала, % 25 28 30
- темп прироста инвестированного капитала в номинальной оценке, % 10 10 10
Структура операционных расходов:
- производственные расходы 0,76 0,758 0,755
- амортизация 0,065 0,065 0,065
- общехозяйственные и административные расходы 0,048 0,048 0,048
- коммерческие расходы 0,096 0,096 0,096
- прочие операционные расходы 0,03 0,032 0,035
Структура актива:
- денежные средства и их эквиваленты 0,14 0,12 0,11
- дебиторская задолженность 0,095 0,09 0,085
- запасы 0,1 0,098 0,095
- внеоборотные активы 0,665 0,692 0,71
Структура пассива:
- кредиторская задолженность 0,14 0,14 0,14
- краткосрочные платные обязательства 0,08 0,09 0,1
- долгосрочные обязательства 0,14 0,135 0,13
- собственный и квазисобственный капитал 0,64 0,635 0,63
Прочие исходные данные (общие для обоих подходов)
Прочий финансовый результат (не включенные проценты к уплате), тыс. долл. (712 000) (712 000) (712 000)
Рыночный процент по заемному капиталу, % 9 9 9
Требуемая доходность собственного капитала, % 13,3 13,3 13,3
- снижение удельного веса производственных расходов, связанное с использованием технологических инноваций;
- увеличение удельного веса внеоборотных активов и снижение удельного веса всех видов оборотных активов, отражающее тенденцию к увеличению капиталоемкости бизнеса, что типично для инновационного развития бизнеса;
- сокращение удельного веса устойчивых источников финансирования, связанное с
оптимизацией стратегии финансирования, направленной на снижение средневзвешенной стоимости капитала.
Реализация этих тенденций обусловила результаты прогнозных расчетов, представленные в табл. 2—4.
Результаты расчетов свидетельствуют о том, что показатели прибыли, полученные при использовании нормативного подхода, существенно выше, что позволяет сделать вывод о том, что тенденции,
Таблица 2
Бюджет доходов и расходов, тыс. долл.
Отчетный год Прогнозный период
Показатель Исследовательский подход Нормативный подход
1-й год 2-й год 3-й год 1-й год 2-й год 3-й год
Выручка 11 698 661 12 868 527 13 769 324 14 457 790 12 868 527 14 155 380 15 570 918
Операционные расходы, всего (7 637 341) (8 367 295) (9 083 955) (9 613 496) (7 977 054) (8 294 269) (8 790 323)
В том числе:
- производственные расходы (5 808 780) (6 382 789) (6 815 815) (7 142 148) (6 062 561) (6 287 056) (6 636 694)
- амортизация (498 994) (487 350) (597 337) (644 716) (521 190) (541 915) (574 325)
- общехозяйственные (366 664) (403 330) (431 564) (453 142) (382 973) (398 203) (422 018)
и административные расходы
- коммерческие расходы (734 489) (836 454) (963 853) (1 084 334) (767 160) (797 666) (845 372)
- прочие операционные расходы (228 414) (257 371) (275 386) (289 156) (243 171) (269 429) (311 914)
Операционная прибыль 4 061 320 4 501232 4 685 369 4 844 294 4 891 473 5 861 110 6 780 594
Проценты к уплате (217 270) (282 467) (345 833) (266 974) (282 467) (307 920) (346 410)
Прочий финансовый результат (712 353) (712 000) (712 000) (712 000) (712 000) (712 000) (712 000)
(не включая проценты к уплате)
Прибыль до налогообложения 3 131 697 3 506 765 3 627 536 3 865 320 3 897 006 4 841 190 5 722 184
Налог на прибыль (703 474) (701 353) (725 507) (773 064) (779 401) (968 238) (1 144 437)
Чистая прибыль 2 428 223 2 805 412 2 902 029 3 092 256 3 117 605 3 872 952 4 577 747
Нераспределенная прибыль 1 579 345 1 824 673 1 887 514 2 011 240 933 033 909 764 992 187
Дивиденды (848 878) (980 739) (1 014 515) (1 081 016) (2 184 572) (2 963 188) (3 585 560)
Таблица 3
Прогнозный баланс на конец года, тыс. долл.
Показатель Отчетный год Прогнозный период
Исследовательский подход Нормативный подход
1-й год 2-й год 3-й год 1-й год 2-й год 3-й год
Актив
Денежные средства и их эквиваленты 2 168 078 2 397 424 2 565 244 2 693 506 2 177 214 2 052 801 2 069 908
Дебиторская задолженность 1 487 847 1 692 299 1 886 209 2 059 740 1 477 395 1 539 601 1 599 474
Запасы 1 690 154 1 727 556 1 848 485 1 940 909 1 555 153 1 676 455 1 787 648
Внеоборотные активы 8 718 449 10 950 044 11 662 025 12 202 862 10 341 765 11 837 822 13 360 316
Итог баланса 14064528 16 767323 17961962 18897017 15551526 17106 679 18817347
Пассив
Кредиторская задолженность 1 906 062 2 080 118 2 263 451 2 416 233 2 177 214 2 394 935 2 634 429
Краткосрочные платные обязательства 1 079 806 1 339 549 1 517 945 1 666 956 1 244 122 1 539 601 1 881 735
Долгосрочные обязательства 2 058 716 2 503 040 1 448 436 70 457 2 177 214 2 309 402 2 446 255
Собственный и квазисобственный капитал 9 019 944 10 844 617 12 732 131 14 743 371 9 952 977 10 862 741 11 854 928
Итог баланса 14064528 16 767323 17961962 18897017 15551526 17106 679 18817347
Таблица 4
Бюджет движения денежных средств, тыс. долл.
Показатель Прогнозный период
Исследовательский подход Нормативный подход
1-й год 2-й год 3-й год 1-й год 2-й год 3-й год
Операционная деятельность
Поступления 14 988 499 16 053 893 16 886 661 15 195 314 16 641 142 18 313810
Платежи, всего (10 554 035) (11 738 356) (12 337 462) (10 041 904) (11 113 227) (12 003 883)
В том числе:
- производственные (7 395 037) (7 980 259) (8 367 376) (6 747 669) (7 322 307) (7 702 999)
- общехозяйственные и административные (403 330) (431 564) (453 142) (382 973) (398 203) (422 018)
Окончание табл. 4
Прогнозный период
Показатель Исследовательский подход Нормативный подход
1-йгод 2-й год 3-й год 1-й год 2-й год 3-й год
- коммерческие (836 454) (963 853) (1 084 334) (767 160) (797 666) (845 372)
- прочие операционные платежи (257 371) (275 386) (289 156) (243 171) (269 429) (311 914)
- платежи по налогу на прибыль и налог на добавленную стоимость (1 379 376) (1 741 461) (1 876 480) (1 618 464) (2 017 701) (2 375 170)
- процентные платежи (282 467) (345 833) (266 974) (282 467) (307 920) (346 410)
- чистые денежные средства от прочей (712 ООО) (712 ООО) (712 000) (712 000) (712 000) (712 000)
деятельности
Чистые денежные средства, полученные от 3 722 464 3 603 537 3 837 199 4 441 410 4 815 916 5 597 927
операционной деятельности
Инвестиционная деятельность
Поступления - - - - - -
Платежи (3 208 356) (1 544 996) (1 398 953) (2 530 517) (2 404 807) (2 474 247)
Чистыеденежные средства, использованные (3 208 356) (1 544 996) (1 398 953) (2 530 517) (2 404 807) (2 474 247)
в инвестиционной деятельности
Финансовая деятельность
Прирост долгосрочных обязательств 444 324 (1 054 604) (1 377 978) 118 498 132 188 136 853
Прирост краткосрочных платных обязательств 259 743 178 397 149 010 164 316 295 479 342 134
Дивиденды (980 739) (1 014 515) (1 081 016) (2 184 572) (2 963 188) (3 585 560)
Чистые денежные средства, использованные в финансовой (276 673) (1 890 722) (2 309 984) (1 901 758) (2 535 521) (3 106 573)
деятельности
Чистое увеличение(уменьшение) 237 435 167 820 128 262 9 136 (124 412) 17 107
денежных средств и их эквивалентов
Денежные средства и их эквиваленты 2 397 424 2 565 244 2 693 506 2 177 214 2 052 801 2 069 908
на конец года
сложившиеся в прошлом периоде и заложенные в расчеты при использовании исследовательского подхода, должны быть скорректированы в направлении более полного использования возможностей инновационного развития бизнеса. Существенные различия имеют место по таким показателям, как выплачиваемые дивиденды и проценты куплате, что отражает заложенную при использовании нормативного подхода тенденцию к изменению стратегии финансирования в направлении более агрессивного подхода, предполагающего использование заемного капитала в большем объеме. Именно вследствие более существенного объема привлекаемого внешнего заемного капитала при использовании нормативного подхода становится возможным увеличить величину выплачиваемых дивидендов, заместив отчасти собственный капитал заемным.
Расчет показателей баланса, сформированного при использовании исследовательского и нормативного подходов, позволяет сделать вывод о том, что исследовательский подход характеризуется менее эффективной структурой актива баланса: наличие избыточных высоколиквидных активов,
существенный рост дебиторской задолженности и запасов. Нормативный подход приводит к более инновационной структуре актива баланса — существенный рост внеоборотных активов, опережающий рост всех других статей актива, снижение удельного веса высоколиквидных активов, запасов и дебиторской задолженности, отражающее более эффективное управление оборотным капиталом. Пассив баланса, рассчитанный на основе исследовательского подхода, характеризуется консервативным подходом к формированию структуры финансирования. Генерируемая организацией прибыль обеспечивает необходимый объем финансирования, в связи с чем становится возможным погасить существенную часть долгосрочных обязательств. При нормативном подходе структура финансирования более агрессивная, предполагающая значительную долю долгосрочных и краткосрочных обязательств.
Показатели бюджета движения денежных средств отражают те тенденции, которые проявились в бюджете доходов и расходов и в прогнозном балансе. Необходимо отметить, что чистые
денежные средства, полученные от операционной деятельности, в нормативном подходе существенно выше, что отражает более эффективную операционную деятельность. Чистые денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности, также в этом подходе больше, что является следствием более активной инвестиционной деятельности. Чистые денежные средства, использование в финансовой деятельности, показывают, что при любом подходе компания имеет возможность выплачивать достойные дивиденды. Различие между подходами в части финансовой деятельности заключается в том, что при использовании исследовательского подхода происходит частичное погашение обязательств, при этом дивиденды выплачиваются в меньшем объеме. Результаты расчетов прогнозных финансовых показателей являются основой для расчета стоимости бизнеса. Так, расчеты, выполненные на основе метода дисконтированных денежных потоков, показывают, что стоимость бизнеса при использовании исследовательского подхода равна 22 428 853тыс. долл., в то время как стоимость в соответствии с нормативным подходом достигает 35 333 291 тыс. долл., что вполне согла-
Список литературы
суется с принципом эквивалентности: чем выше рентабельность инвестированного капитала, тем выше стоимость бизнеса. А поскольку рентабельность инвестированного капитала превышает его средневзвешенную стоимость, постольку рассчитанные значения стоимости бизнеса превышают балансовую оценку собственного капитала.
Таким образом, методика финансового прогнозирования, необходимая как внешним пользователям, так и внутренним, позволяет не только оценить будущее финансово-экономическое положение организации, но и определить на основе сценарных расчетов те меры, которые необходимы для стабилизации положения организации и обеспечения ее будущего развития. Выполненные расчеты позволяют сделать заключение о том, что разработанная методика позволяет реализовывать концепцию финансового прогнозирования на основе двух подходов: исследовательского и нормативного, учитывая требования инновационного развития бизнеса. Разработанная методика позволяет оценивать эффективность выбранной траектории развития бизнеса и формировать основу для принятия решений, направленных на увеличение его стоимости.
1. Белашев В. Как разработать финансовую стратегию // Финансовый директор. 2007. № 4.
2. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
3. Друкер Питер Ф. Энциклопедия менеджмента: пер. с англ. М.: Вильяме, 2004.
4. Индикаторы инновационной деятельности: 2009: стат. сборник. М.: ГУ ВШЭ, 2009.
5. Когденко В. Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учеб. пособие / В. Г. Когденко, М.В. Мельник, И. Л. Быковников. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
6. Коупленд Т. Стоимость компаний: оценка и управление / Т. Коупленд, Т. Колер, Д. Мурин: пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2005.
7. Портер М., Креймер М. Капитализм для всех //Harvardbusiness review — Россия. 2011, март.