Научная статья на тему 'Аналитическое обеспечение финансового менеджмента'

Аналитическое обеспечение финансового менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1138
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Когденко В.Г.

В статье представлены основные положения концепции аналитического обеспечения финансового менеджмента. Аналитическое обеспечение представляет собой систему аналитической информации, а также комплекс аналитических процедур, необходимых для принятия решений в области финансового менеджмента. Аналитическое обеспечение предназначено для обоснования как долгосрочных финансовых решений, охватывающих весь жизненный цикл компании, и касающихся управления инвестициями, активами, источниками финансирования, так и краткосрочных финансовых решений, охватывающих операционный цикл. Статья может быть полезна специалистам финансовых служб, принимающим финансовые решения в контексте стратегического управления компанией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аналитическое обеспечение финансового менеджмента»

фиНаНсаВый менеджмент

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В. Г. КОГДЕНКО,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансового менеджмента Московского инженерно-физического института (государственного университета)

В условиях дальнейшего развития рыночной экономики все большее значение приобретает аналитическое обеспечение управленческих решений, оно должно становиться все более качественным, своевременным и комплексным. Поскольку для управления финансами организации необходимо обладать глубоким и всесторонним пониманием деятельности организации, постольку аналитическое обеспечение финансового менеджмента должно содержать оценку всех существенных аспектов деятельности организации, включая ее деятельность на рынках сбыта, операционную деятельность, деятельность по привлечению источников финансирования и их размещению. Таким образом, необходима целостная концепция аналитического обеспечения финансового менеджмента, т. е. система аналитической информации, а также комплекс аналитических процедур, необходимых для принятия решений в области финансового менеджмента. При этом необходимо обеспечение как долгосрочных финансовых решений, охватывающих весь жизненный цикл компании и касающихся управления инвестициями, внеоборотными реальными и финансовыми активами, источниками финансирования и дивидендной политикой, так и краткосрочных финансовых решений, охватывающих год или операционный цикл и касающихся управления номенклатурой выпускаемой продукции, прибылью, оборотными активами, стратегией финансирования оборотных активов.

Традиционное содержание аналитического обеспечения финансового менеджмента оставляет недостаточно исследованными многие аспек-

ты деятельности организации, что не позволяет квалифицированно оценивать эффективность управления коммерческой организацией и разрабатывать финансовую стратегию ее развития, являющуюся частью общей стратегии развития бизнеса. Существует необходимость в разработке современной финансовой модели организации, ориентированной на стратегический анализ бизнеса и обоснование управленческих решений через оценку стоимости компании. Обоснование решений в области управления финансами должно в комплексе учитывать факторы формирования стоимости бизнеса и завершаться расчетом единого показателя, оценивающего успешность бизнеса во всех его аспектах (рыночном, операционном, финансовом), а именно его стоимости.

Содержание аналитического обеспечения финансового менеджмента отличается от содержания экономического анализа по следующим основным направлениям. Во-первых, в аналитическом обеспечении финансового менеджмента основной акцент делается на анализе факторов стоимости бизнеса, а именно рентабельности инвестированного капитала, средневзвешенной стоимости капитала, а также темпов роста компании. Во-вторых, аналитическое обеспечение финансового менеджмента предусматривает более глубокую оценку элементов управления финансами, а именно стратегии финансирования компании, ее инвестиционной политики, управления оборотным капиталом, а также комплексную оценку таких специфических показателей финансового менеджмента, как экономическая прибыль, стоимость источников фи-

нансирования организации, уровень финансового, операционного и сопряженного риска, показателей дивидендной политики и др. И, наконец, в-третьих, аналитическое обеспечение финансового менеджмента предусматривает увязку аналитических процедур с разработкой стратегии развития бизнеса и оценкой его стоимости, т. е. результаты, полученные в процессе анализа, затем используются при разработке финансовой стратегии и оцениваются с помощью расчета стоимости компании посредством многовариантных прогнозных расчетов.

Аналитическое обеспечение финансового менеджмента нуждается в развитии и совершенствовании, на его основе должны формироваться не только решения относительно привлечения капитала и его размещения, оно должно покрывать такие области принятия решений, как маркетинг, качество и эффективность использования ресурсов организации, перспективы развития бизнеса. Аналитическое обеспечение финансового менеджмента включает не только исследование финансовых аспектов деятельности компании, но и основных аспектов рыночной, операционной и инвестиционной стратегии. Основные решения в системе управления финансами компании, в том числе и те, которые принимаются совместно с маркетинговыми и производственными подразделениями, таковы:

1) решения в сфере рыночной деятельности: объем и номенклатура выпускаемой продукции; объем реализации продукции в разрезе рынков сбыта; стратегия ценообразования; система распределения продукции и стимулирования сбыта и др.;

2) решения относительно инвестиционной деятельности: направления, величина и состав реальных и финансовых инвестиций;

3) решения в сфере операционной деятельности: степень загрузки производственных мощностей; величина и состав материальных запасов; величина дебиторской и кредиторской задолженностей; величина остатка денежных средств; численность персонала, уровень производительности и оплаты труда, др.;

4) решения относительно финансирования организации: величина, структура и стоимость источников финансирования; величина дивидендных выплат и др.

Кроме того, служба управления финансами осуществляет постоянный мониторинг индикаторов эффективности деятельности организации, таких как уровень рентабельности капитала, обо-

рачиваемости активов, эффективности использования ресурсов.

В настоящее время незаслуженно мало внимания в финансовом менеджменте уделяется аналитическому обоснованию решений относительно маркетинговой деятельности организации, однако эти решения имеют все возрастающее значение, поскольку эффективность деятельности организации в целом в значительной степени зависит от эффективности рынков, на которых она работает, а также от решений в области маркетинга, а именно номенклатуры выпускаемой продукции, стратегии ценообразования, стимулирования, распределения продукции. Тщательное исследование окружающей рыночной среды обеспечивает возможность определения наиболее эффективных направлений инвестиций в реальные активы, таким образом, все решения в области финансов должны быть согласованы с долгосрочной рыночной стратегией компании. Кроме того, исследование маркетинговой среды позволяет предварительно оценить один из важнейших факторов стоимости компании — темп роста инвестированного капитала, который зависит от темпа роста реализации продукции, оцениваемого и прогнозируемого в рамках маркетингового анализа.

Аналитическое обеспечение управления экономическими ресурсами, а именно основным и оборотным капиталом, а также персоналом организации должно включать количественные и качественные характеристики ресурсов, оценку их производительности, анализ бизнес-процессов организации и ресурсоемкости продукции, при этом именно ресурсоемкость продукции является существенным показателем, определяющим второй первичный фактор стоимости бизнеса — рентабельность инвестированного капитала. Недостаточно полно представлено аналитическое обеспечение управления налоговыми платежами организации, необходимость исследования которых в рамках обоснования принимаемых решений очевидна, поскольку налоговые платежи являются одним из важнейших видов расходов организации, влияющим на рентабельность инвестированного капитала и эффективность функционирования бизнеса в целом.

Много нерешенных проблем остается в методологии аналитического обеспечения решений относительно привлечения и размещения капитала. Есть определенная потребность в новых методиках расчета и анализа такого первичного фактора стоимости, как средневзвешенная стоимость капитала,

ее фактического и рыночного уровня. В недостаточном объеме присутствуют и процедуры оценки эффективности размещения инвестированного капитала, а также темпов его роста.

Недостаточно исследованными остаются вопросы аналитического обеспечения решений в сфере развития бизнеса. В частности, это оценка инвестиционной привлекательности организации с помощью алгоритмов инвестиционного анализа; комплексная оценка рисков организации, основанная на финансовой информации, позволяющей квалифицированно выявлять наиболее существенные риски. Есть необходимость разработки компьютеризированных процедур прогнозных расчетов, которые позволят экстраполировать тенденции, выявленные в анализируемом периоде, на будущее и увидеть наиболее вероятную перспективу развития бизнеса, а также оценить последствия многочисленных сценариев его развития. Все эти сценарии должны быть оценены с помощью самого объективного критерия эффективности — стоимости бизнеса, поскольку именно рыночная стоимость компании может служить комплексной обобщающей характеристикой эффективности бизнеса в целом. Востребованность алгоритмов расчетов стоимости бизнеса связана еще и с тем, что стоимость является наиболее важным критерием оценки эффективности руководства организации. Также остаются недостаточно проработанными вопросы оценки деятельности организации как участника интеграционных связей, в частности формальной или неформальной группы организаций, а также участником договора о совместной деятельности. В аналитических процедурах невозможно опираться только на индивидуальные показатели деятельности, безусловно, необходимы аналитические процедуры оценки консолидированной и обособленной отчетности, поскольку финансовые решения должны приниматься с учетом той роли, которую организация играет в группе.

Реализация этих направлений обеспечит возможность более полной оценки деятельности организации и на этой основе позволит повысить качество аналитического обеспечения принимаемых руководством организации решений.

Аналитическое обеспечение финансового менеджмента во многом основывается на традиционных процедурах комплексного экономического анализа. Методология экономического анализа, изложенная в трудах М. И. Баканова, Л. Т. Гиляровской, Д. А. Ендовицкого, О. В. Ефимовой, В. В. Ко-

валева, Н. П. Любушина, М. В. Мельник, Г. В. Савицкой, А. Д. Шеремета и других ученых, представляет собой комплекс аналитических процедур, включающий предварительный обзор обобщающих показателей; анализ технико-организационного уровня, внешнеэкономических, социальных и природных условий хозяйственной деятельности; анализ использования производственных средств; анализ доходов и продаж продукции; анализ расходов и себестоимости продаж; анализ величины и структуры авансированного капитала; анализ прибыли и рентабельности продаж; анализ деловой активности; анализ рентабельности активов и собственного капитала; анализ финансового состояния и платежеспособности; обобщающую комплексную оценку эффективности хозяйственной деятельности.

Представляется, что аналитическое обеспечение финансового менеджмента должно включать все существенные аналитические процедуры комплексного экономического управленческого анализа, однако основной акцент должен быть сделан на оценке первичных и вторичных факторов стоимости, т. е. на оценке рентабельности инвестированного капитала, его темпе роста и средневзвешенной стоимости капитала, а также на факторах, оказывающих влияние на первичные факторы стоимости.

Аналитическое обеспечение финансового менеджмента должно быть нацелено на принятие стратегических решений и должно включать анализ внешней среды, который позволяет выявить возможности и угрозы, с ней связанные; управленческое обследование предприятия, включающее такие основные элементы, как маркетинг, финансы, производство, человеческие ресурсы, а также анализ стратегических альтернатив, нацеленный на создание и поддержание стратегического равновесия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и внешней средой. При этом в аналитическом обеспечении должны широко применяться показатели, дополняющие систему финансовых параметров уже свершившегося прошлого оценкой перспектив.

Методология аналитического обеспечения финансового менеджмента нуждается в совершенствовании и развитии, поскольку в некоторых своих аспектах представляет собой разрозненные методики и алгоритмы обработки аналитической информации, которые необходимо объединить общей целью. Направления, в наибольшей степени нуждающиеся в развитии, следующие:

— методология взаимоувязанной комплексной оценки маркетинговых, производственных и финансовых показателей деятельности организации, определяющих факторы стоимости бизнеса;

— методология оценки взаимосвязей показателей деятельности организации с ее стоимостью как основным критерием эффективности ее деятельности;

— методология формирования прогноза развития организации, позволяющего оценить сценарии ее будущего;

Аналитическое обеспечение финансового менеджмента в предлагаемой концепции включает следующие основные блоки:

— аналитическое обеспечение разработки рыночной стратегии развития организации;

— аналитическое обеспечение управления экономическими ресурсами организации;

— аналитическое обеспечение разработки стратегии финансирования организации и оценки эффективности использования инвестированного капитала;

— аналитическое обеспечение решений в области развития бизнеса, включающее оценку инвестиционной привлекательности, прогнозные финансовые расчеты, оценку рисков, оценку стоимости бизнеса и анализ факторов его стоимости.

Разработанная концепция аналитического обеспечения финансового менеджмента реализована в виде алгоритма, который состоит из пяти этапов (рис. 1). При этом в качестве информационной основы анализа рассматривается финансовая отчетность средних по размеру российских предприятий реального сектора экономики, которая дополняется необходимой в отдельных аналитических процедурах информацией о внешней и внутренней среде организации.

На предварительном этапе необходимо оценить ключевые факторы стоимости бизнеса, а также маркетинговые, производственные и финансовые индикаторы деятельности организации и дать общую оценку эффективности и рискованности организации. С этой целью разработаны аналитические процедуры, позволяющие на основе ключевых индикаторов и агрегированных форм отчетности сделать заключение об эффективности инвестиционной, закупочной, операционной, сбытовой деятельности организации, ее деятельности в зоне денежных потоков, а также дать общую оценку инвестиционной привлекательности организации и ее эффективности в создании стоимости.

Оценка показателей агрегированного баланса в разработанной концепции построена на анализе соотношения между темпами прироста балансо-

1 г

Аналитическое обеспечение решений в области развития бизнеса: - оценка инвестиционной привлекательности организации; - оценка рисков; - прогнозный анализ деятельности организации; - оценка стоимости бизнеса; - анализ интеграционных процессов

Рис. 1. Блок-схема аналитического обеспечения финансового менеджмента

вых статей и выручки. Вывод об эффективности деятельности правомерен в том случае, если темп прироста выручки превышает темп прироста активных балансовых статей, поскольку такое соотношение свидетельствует о повышении эффективности использования активов. Вывод о финансовой устойчивости организации правомерен в том случае, если темп прироста выручки превышает темп прироста обязательств, поскольку это свидетельствует о повышении степени платежеспособности. Оценка показателей агрегированного отчета о прибылях и убытках строится на оценке динамики и структуры выручки и прибыли, а также на оценке маржи. Положительная динамика этих показателей позволяет сделать вывод о конкурентоспособности выпускаемой продукции и усилении рыночной позиции организации.

Следующий блок аналитического обеспечения направлен на обоснование рыночной стратегии, он имеет особое значение для управления финансами компании, поскольку именно правильно выбранная рыночная стратегия обеспечит эффективность принятия решений в сфере реальных инвестиций. Для квалифицированного обоснования решений относительно рыночной стратегии организации в разработанной концепции предусмотрена оценка макроэкономической и отраслевой среды, тенденций изменения емкости рынка и его конъюнктуры, рыночного окружения организации. Для оценки рыночной эффективности организации анализируется комплекс маркетинга, в частности номенклатура выпускаемой продукции, ее соответствие требованиям рынка по качеству и цене, адекватность ценовой стратегии, эффективность системы распределения продукции, а также действенность системы стимулирования сбыта. Для оценки рыночной эффективности организации и ее конкурентоспособности предлагается использовать комплекс показателей, включающий темп прироста выручки от продаж, динамику маржи, чистую кредитную позицию, удельный вес неденежных форм расчетов, коэффициент коммерческих расходов и др. Основным фактором, анализируемым в этом блоке и опосредованно влияющим на стоимость бизнеса, является темп прироста выручки, от которого зависит устойчивый темп роста компании.

Блок аналитического обеспечения разработки стратегии управления экономическими ресурсами в разработанной концепции предназначен для обоснования решений относительно внеоборотных активов, в том числе их приобретения и выбытия; оборотных активов, в том числе их объема, струк-

туры и стратегии финансирования; персонала организации, в том числе приема, увольнения, разработки системы мотивации труда. Для разработки стратегии управления экономическими ресурсами предлагается оценивать показатели их движения, качества, эффективности использования. Соответствующие аналитические процедуры дополнены методиками анализа нематериальных активов и финансовых вложений, которые в современных условиях играют в деятельности организации все более заметную роль. Анализ основных средств дополнен методикой оценки состояния основных средств через показатели, характеризующие временные характеристики их использования. Анализ оборотных активов дополнен методикой оценки финансового цикла организации, которая позволяет через оценку его длительности дать характеристику рыночной позиции компании, а также ее финансовой устойчивости и эффективности. Аналитическое обеспечение финансового менеджмента также включает алгоритмы операционного анализа, содержащего анализ расходов организации и ресурсоемкости продукции и методику анализа бизнес-процессов, а именно инновационного, инвестиционного, операционного и других бизнес-процессов организации. Особое значение анализа эффективности использования экономических ресурсов заключается в том, что от нее зависит важнейший фактор стоимости бизнеса — рентабельность инвестированного капитала, на которую определяющим образом влияют показатели эффективности использования ресурсов, а именно ресурсоемкость продукции.

В блоке аналитического обеспечения стратегии финансирования организации предлагается исследовать привлеченные организацией источники на предмет их устойчивости и стоимости, рассчитывать и оценивать фактический и рыночный уровень средневзвешенной стоимости капитала, с тем чтобы, сравнив его с рентабельностью инвестированного капитала, обосновать в дальнейшем вывод о том, создается или разрушается стоимость бизнесом. Этот блок дополнен разработанной методикой факторного анализа средневзвешенной стоимости капитала, а также методикой анализа рентабельности инвестированного капитала, реализованной по ресурсному и функциональному признакам, которая позволяет выявить, каким образом факторы операционной, финансовой и инвестиционной деятельности влияют на эффективность организации. Кроме того, этот блок включает методику анализа темпа роста инвестированного капитала как одного

из первичных факторов стоимости бизнеса, при этом во взаимосвязи рассматриваются показатели внутреннего устойчивого темпа роста, а также показатели фактического роста компании. В этом же блоке аналитического обеспечения предусмотрена оценка сопряженного эффекта операционного и финансового рычага и оценка на его основе динамики чистой прибыли. Этот блок аналитического обеспечения финансового менеджмента дополнен также анализом налоговой нагрузки, в ходе которого оцениваются налоговые платежи в статике и динамике, отслеживается структура выручки на предмет ее налогоемкости, анализируются налоговые активы и обязательства организации.

В блок аналитического обеспечения решений в области развития бизнеса включена оценка его инвестиционной привлекательности на основе показателей инвестиционного анализа. Разработанные процедуры инвестиционного анализа позволяют на основе таких показателей, как величина инвестированного капитала, денежный поток по текущей деятельности, средневзвешенная стоимость капитала, ответить на такие важнейшие вопросы, касающиеся деятельности организации, как, например, каков срок окупаемости вложений в анализируемую организацию, какова рентабельность инвестиций, какой прирост стоимости бизнеса получит инвестор, осуществивший вложения в расширение этого бизнеса, при условии постоянства показателей его эффективности.

В концепцию аналитического обеспечения решений в области развития бизнеса включены процедуры, позволяющие оценить перспективы развития компании, на основе расчета прогнозных показателей ее деятельности. Именно этот блок позволяет увязать все ранее реализованные аналитические процедуры, направленные на оценку рыночной, операционной и финансовой деятельности компании и на основе выявленных тенденций спрогнозировать параметры будущего состояния компании. В процессе прогнозных расчетов обосновывается финансовая стратегия компании, являющаяся частью общей стратегии экономического развития бизнеса, согласованная с ее целями и задачами и представляющая собой стратегию комплексного управления активами и пассивами компании. Финансовая стратегия включает стратегию привлечения финансовых ресурсов (кредитная стратегия), в рамках которой определяется потребность во внешних источниках финансирования и дивидендная политика, а также стратегию размещения финансовых ресурсов

(инвестиционная стратегия), в рамках которой определяется потребность в инвестициях в простое и расширенное воспроизводство, а также потребность в оборотном капитале. Для обоснования финансовой стратегии необходимо разработать рыночную стратегию компании, в рамках которой обосновывается, на каких рынках будет работать компания, каков прогнозируемый темп роста продаж, какова номенклатура выпускаемой продукции, каков комплекс маркетинга. Рыночная стратегия дает возможность разработать операционную стратегию, которая позволяет определить технологию производства, потребность в производственных ресурсах и затраты на них, с учетом которых определяется объем производства и себестоимость продукции. На основе этих расчетов определяется потребность в инвестициях в реальные активы, необходимые для реализации заданного темпа прироста объема продаж, т. е. разрабатывается инвестиционная стратегия. Затем с учетом потребностей в реальных инвестициях и оборотном капитале разрабатывается кредитная стратегия, которая определяет потребность во внешнем финансировании, и учитывает возможности финансирования организации за счет нераспределенной прибыли.

В разработанной методике финансового планирования финансовая стратегия, рассматриваемая как центральный блок общей стратегии развития бизнеса, в комплексе увязывающая показатели рыночной, инвестиционной, операционной, кредитной стратегий, выполняет роль, с одной стороны, связующего звена, позволяющего объединить все перечисленные стратегии в единое целое, а с другой — механизма оценки финансовой эффективности выбранной стратегии развития бизнеса (рис. 2).

Таким образом, в процессе аналитического обоснования решений в области финансового менеджмента не только оцениваются уровень и динамика соответствующих показателей, но и определяются наиболее вероятные направления их изменения в будущем, что дает возможность на последующих этапах разработки стратегии развития бизнеса, а именно на этапе прогнозных расчетов, оценить возможные сценарии развития бизнеса. Прогнозные расчеты, которые являются ключевой аналитической процедурой, с помощью которой формируется финансовая стратегия развития бизнеса, оценивается ее эффективность и реализуемость, построенные с учетом общепринятых принципов финансового прогнозирования, на основе которых разработан алгоритм прогнозирова-

финансовый менеджмент

20 (125) - 2008

Рис. 2. Блок-схема аналитического обеспечения финансовой стратегии

ния агрегированных показателей баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств. В ходе прогнозных расчетов определяется потребность в заемных источниках финансирования, а также рассчитываются ключевые аналитические показатели деятельности организации в прогнозном периоде. В дальнейшем полученные результаты прогнозных расчетов используются в расчете стоимости бизнеса по доходному подходу. Еще одна аналитическая процедура, предусмотренная в разработанной концепции, — оценка рискованности, построена на использовании кумулятивного подхода к формированию барьерной ставки, с помощью которой дается комплексная оценка уровня рискованности организации и обосновывается ее доходность с учетом надбавки за риск. Разработанная методика оценки рисков основывается на показателях финансовой отчетности и позволяет оценить на основе отчетных и прогнозных значений тенденции в изменении степени рискованности организации, оценка которой строится на группировке рисков в разрезе рыночных, операционных и финансовых.

Заключительной аналитической процедурой является расчет стоимости бизнеса, поскольку

именно рыночная стоимость может служить комплексной обобщающей характеристикой его эффективности в целом. Расчет стоимости организации осуществляется с использованием доходного подхода, при этом расчеты основываются на данных финансовой отчетности, в том числе прогнозных, рассчитанных на предыдущем этапе. Истинная стоимость компании и ее эффективность определяются способностью в будущем генерировать денежный поток и использовать его в наиболее эффективных направлениях, поэтому наиболее существенные результаты оценки бизнеса — это его оценка на основе доходного подхода.

Поскольку по мере развития экономики интеграционные связи экономических субъектов имеют все большее значение, постольку в процессе обоснования решений в области финансового менеджмента невозможно опираться только на индивидуальную отчетность, именно поэтому концепцией предусмотрены аналитические процедуры, позволяющие обосновывать решения относительно интеграционных связей компании. Для этих решений необходимы алгоритмы анализа консолидированной отчетности (в том случае, если организация является участником формальной

или неформальной группы организаций), а также обособленной отчетности простого товарищества (в том случае, когда организация участвует в совместной деятельности). В методику анализа общего бизнеса и его участников включены такие аналитические процедуры, как анализ распределения активов и финансовых результатов между участниками общего бизнеса; оценка динамики основных показателей общего бизнеса и входящих в него организаций: расчет темпов прироста баланса, выручки и прибыли. После того как получены перечисленные характеристики общего бизнеса и понятна роль организаций, входящих в его состав, оцениваются относительные показатели, характеризующие его экономическую состоятельность,

т. е. показатели прибыли и рентабельности, оборачиваемости активов и др., а также разрабатывается концепция развития бизнеса в целом и отдельных его участников в частности.

Таким образом, результатом реализации предусмотренных концепцией аналитических процедур является финансовая модель организации, которая обеспечивает возможность оценки ее состояния в контексте маркетинговой, операционной и финансовой деятельности, определение направлений принятия управленческих решений и оценку этих решений с помощью финансовых прогнозов и оценки стоимости бизнеса.

Содержание аналитического обеспечения финансового менеджмента представлено в таблице.

Аналитическое обеспечение финансового менеджмента

Решения в системе управления финансами Система аналитической информации Комплекс аналитических процедур

Рыночная деятельность: — рыночная стратегия; — управление номенклатурой выпускаемой продукции; — управление комплексом маркетинга Количественные и качественные характеристики рынка Цены и себестоимость продукции, объем выпуска продукции, характеристики системы ценообразования, распределения продукции, стимулирования сбыта Анализ привлекательности рынков Анализ конкурентных позиций компании Обоснование инвестиционных приоритетов на основе матрицы Мак-Кинзи Анализ номенклатуры выпускаемой продукции на основе АВС-XYZ-анализа, анализа структуры продаж, построения Бостонской матрицы Анализ обоснованности стратегии ценообразования, эффективности систем распределения и стимулирования сбыта

Операционная деятельность: — управление нематериальными активами; — развитие производственной мощности; — управление операционным и финансовым циклом и оборотным капиталом; — управление финансовыми вложениями; — управление персоналом и оплатой труда Стоимость и состав активов организации Стоимость и доходы, получаемые от нематериальных активов Стоимость, амортизация, поступление и выбытие основных средств Стоимость оборотных активов и их составляющих Информация о покупателях для оценки их выгодности и надежности Стоимость, состав финансовых вложений, доходы, получаемые от финансовых вложений Величина и состав кредиторской задолженности Численность, состав персонала, характеристики персонала по возрасту, уровню образования, квалификации Анализ состояния и эффективности использования нематериальных активов Анализ состояния и эффективности использования основных средств АВС-XYZ-анализ запасов, анализ оборачиваемости запасов Анализ качества и оборачиваемости дебиторской задолженности. АВС-анализ дебиторской задолженности Оценка покупателей с точки зрения выгодности и надежности Анализ длительности составляющих операционного и финансового цикла Анализ целей и доходности финансовых вложений Оценка достаточности денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Оценка оборотного капитала по источникам формирования и направлениям использования, оценка средневзвешенной стоимости оборотного капитала, анализ рентабельности оборотного капитала Анализ показателей структуры персонала, движения, производительности труда, зарплатоотдачи

Финансовая деятельность: — стратегия финансирования; — управление прибылью; — управление совокупным риском; Стоимость и состав источников финансирования Отраслевой коэффициент бета, рыночные и фактические значения стоимости заемного капитала Анализ структуры и динамики источников финансирования, инвестированного капитала, собственного капитала Анализ средневзвешенной стоимости капитала, анализ показателей финансового рычага

Окончание таблицы

— управление рентабельностью капитала; — управление ростом бизнеса; — дивидендная политика; — управление денежными потоками; — управление налоговыми платежами Выручка, расходы по элементам и функциям, финансовые расходы, чистая и нераспределенная прибыль, дивиденды Поступления и платежи в разрезе видов деятельности Информация о налоговых платежах и налоговых базах Анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости Факторный анализ прибыли от продаж и чистой прибыли по ресурсному и функциональному принципам Факторный анализ рентабельности инвестированного капитала по ресурсному и функциональному принципам Анализ показателей операционного, финансового и совокупного риска Анализ показателей внутреннего и устойчивого роста, фактического роста инвестированного капитала, выручки, чистой прибыли Расчет и анализ показателей, характеризующих дивидендную политику Анализ притоков и оттоков денежных средств, поступлений и платежей Анализ показателей налоговой нагрузки, в том числе идеальной и фактической, показателей структуры и динамики налоговых платежей, анализ расчетов по налогу на прибыль

Развитие бизнеса: — оценка инвестиционной привлекательности компании; — финансовая стратегия; — оценка рисков; — оценка бизнеса; — управление интеграционными связями компании Показатели баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств Прогнозные исходные данные относительно рыночной, операционной, инвестиционной и кредитной стратегии Показатели индивидуальной, консолидированной и обособленной отчетности Расчет показателей инвестиционного анализа Расчет системы прогнозных показателей, а именно показателей прибылей и убытков, движения денежных средств, балансовых показателей, ключевых аналитических показателей Определение уровня риска и расчет премии за риск Расчет стоимости бизнеса по трем подходам: доходному, затратному и сравнительному Расчет показателей динамики активов и финансовых результатов, эффективности деятельности участников общего бизнеса по отдельности и в целом

Литература

1. Анализ финансовой отчетности: Учеб. пособие / Под ред. О. В. Ефимовой, М. В. Мельник. — М.: Оме-га-Л, 2004. - 408 с.

2. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. Н. Барышниковой. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. — 1 008 с.

3. ДамодаранА. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 1 340 с.

4. Ефимова О.В. Финансовый анализ. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2002. — 528 с.

5. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 1 024 с.

6. Коупленд Т., Колер Т., МуринДж. Стоимость компаний: оценка и управление: Пер. с англ. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. — 576 с.

7. Хорин А. Н. Стратегический анализ: Учеб. пособие / А. Н. Хорин, В. Э. Керимов. — М.: Эксмо, 2006. — 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.