Научная статья на тему 'Финансовый менеджмент в инновационной экономике'

Финансовый менеджмент в инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
920
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ / РЫНОЧНЫЙ / СТРУКТУРНЫЙ КАПИТАЛ / СТОИМОСТЬ / БИЗНЕС / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельник М. В., Когденко В. Г.

В статье представлена концепция финансового менеджмента в инновационной экономике. Предложенные подходы позволяют оценить влияние интеллектуального капитала на стоимость бизнеса. Финансовый менеджмент рассматривается как инструмент, с помощью которого оцениваются, стимулируются и осуществляются инновации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый менеджмент в инновационной экономике»

14 (56) - 2011

Финансовый менеджмент

УДК 658.14/. 17(075.8)

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

М. В. МЕЛЬНИК,

доктор экономических наук, профессор кафедры аудита и контроля E-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В. Г. КОГДЕНКО,

доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансового менеджмента E-mail: [email protected] Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

В статье представлена концепция финансового менеджмента в инновационной экономике. Предложенные подходы позволяют оценить влияние интеллектуального капитала на стоимость бизнеса. Финансовый менеджмент рассматривается как инструмент, с помощью которого оцениваются, стимулируются и осуществляются инновации.

Ключевые слова: финансовый менеджмент, инновации, технологический, человеческий, рыночный, структурный капитал, стоимость, бизнес, рентабельность.

Достижение стратегической цели, стоящей перед страной — трансформация сырьевой экономики в высокотехнологичную — сопряжено с решением ряда задач, связанных с обеспечением финансовых, материальных, научно-технических, технологических условий для такой трансформации. При этом большое значение имеют нацеленность менеджмента на инновационное развитие, его обеспеченность соответствующим аналитическим инструментарием, позволяющим разрабатывать стратегию развития бизнеса в условиях инновационной экономики.

В настоящее время сложились определенные тенденции инновационного развития предприятий в России, которые пока не дают повода для оптимизма, поскольку в целом уровень инновационного развития страны существенно ниже, чем в европейских странах и США. Это касается таких индикаторов, как удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации; интенсивность затрат на инновации в расчете на рубль проданной продукции; удельный вес затрат на исследования и разработки, выполненные собственными силами; вновь внедренные или существенно усовершенствованные товары и услуги в объеме продаж, др.

Малый бизнес, служащий в западных странах драйвером инноваций, на котором апробируются нововведения, в России характеризуется низкой инновационной активностью, инновации в России осуществляются крупным бизнесом. Существенная часть технологических инноваций в России базируется на процессных инновациях, предполагающих усовершенствование ранее выпускавшейся продукции, а не на продуктовых, суть которых — выпуск принципиально новой продукции.

Структура затрат по видам инновационной деятельности характеризуется серьезными диспропорциями и существенно отличается от структуры инновационных затрат в развитых странах. Более половины средств, направляемых на инновации, расходуется на овеществленные инновации, т. е. на покупку машин и оборудования. Затраты на исследования и разработки, выполняемые собственными силами или сторонними организациями, которые преобладают в инновационных затратах развитых стран, в России составляют менее 20 % [3].

Наиболее значимой проблемой развития инновационного бизнеса в России является недостаточно развитая конкурентная среда, которая не создает достаточных стимулов для инноваций. Российский капитал имеет достаточно прибыльных сфер приложения и поэтому не проявляет должного интереса к инновациям. Кроме того, существуют ограничения со стороны спроса на инновационную продукцию, поскольку существенная часть российских потребителей не готова ее покупать.

Имеются проблемы в привлечении финансовых ресурсов инновационными компаниями. В частности, это проблемы кредитования малого инновационного бизнеса: отсутствие ликвидных залогов и гарантий, достаточной прозрачности и, как следствие, более высокие ставки по кредитам; неразвитая система частичного субсидирования процентных ставок по кредитам; несовершенная система государственных закупок, не стимулирующая инновационное развитие бизнеса; проблемы в получении малым инновационным бизнесом государственной поддержки.

Таким образом, отсутствует благоприятная среда для инновационного бизнеса, недостаточно развита инфраструктура его поддержки. Частные компании пока не могут оказать существенного влияния на повышение инновационной активности. Еще одна проблема — это низкая конкурентоспособность инновационных продуктов и низкая отдача от технологических инноваций. Так, при увеличении затрат в два раза, выпуск инновационной продукции увеличивается всего на 69 %.

Важная роль в переориентации бизнеса на инновационное развитие, интенсификации инновационных процессов, обеспечении его финансовыми ресурсами принадлежит финансовому менеджменту. Финансовый директор в современной компании — это интегратор бизнеса, лицо, активно участвующее в принятии всех решений, определяющих развитие бизнеса. Именно финансовый директор должен обеспечить учет, мо-

ниторинг, стимулирование и финансирование инновационного развития бизнеса, используя при этом современные информационные технологии для разработки компьютеризированных процедур обоснования эффективных финансовых решений, а также реализации многочисленных сценариев развития бизнеса и оценки их с помощью самого объективного критерия эффективности — стоимости бизнеса.

Традиционное содержание финансового менеджмента, науки о привлечении и размещении капитала, не отвечает требованиям инновационного развития экономики, поскольку не учитывает многих аспектов деятельности организации, что затрудняет обоснование целостной инновационной стратегии ее развития. Большое значение имеет то, что в современной экономике меняется значимость факторов производства, доминирующую роль начинает играть интеллектуальный капитал бизнеса, возникающий вследствие реализации продуктовых, процессных, маркетинговых и организационных инноваций. Именно интеллектуальный капитал является источником роста стоимости бизнеса, в то время как финансовые и материальные активы только возмещают свою стоимость, но не приводят к созданию дополнительной стоимости.

Поэтому необходима разработка новой финансовой модели организации, ориентированной на инновационное развитие бизнеса, его стратегический анализ и обоснование управленческих решений через оценку стоимости организации и факторов ее роста. Такая модель позволяет дать характеристику состоянию организации в контексте ее рыночной, операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, определить направления принятия управленческих решений и оценить их с помощью финансовых прогнозов и оценки стоимости бизнеса. Эта концепция финансового менеджмента представляет собой ценностно ориентированный менеджмент, в рамках которого осуществляется оценка инноваций и интеллектуального капитала, обеспечивается инновационный рост и реализуется парадигма управления стоимостью бизнеса [1].

Основными задачами финансового менеджмента в инновационной экономике можно считать:

- разработку и реализацию стратегии, направленной на повышение фундаментальной стоимости бизнеса за счет реализации инноваций и формирования интеллектуального капитала;

- мобилизацию финансовых ресурсов для обеспечения инновационного развития бизнеса, в том числе собственных. В частности, через

проведение адекватной дивидендной политики и привлечение банковских кредитов, займов аффилированных лиц, эмиссии облигаций, лизинга. Поиск возможностей дешевого льготного финансирования;

- распределение финансовых ресурсов для обеспечения инноваций на основе аналитической системы учета, отбора и финансирования нововведений, а также контроля и стимулирования увеличения интеллектуального капитала бизнеса;

- создание надежных систем контроля, разработку системы индикаторов драйверов стоимости, обеспечивающей мониторинг осуществляемых инноваций, интеллектуального капитала бизнеса и его фундаментальной стоимости;

- мониторинг и снижение риска, в том числе риска уменьшения стоимости интеллектуального капитала за счет снижения ценности бренда, утраты рыночных позиций, потери ключевых партнеров по бизнесу, потери ключевого персонала, др.

Таким образом, для обеспечения инновационного развития бизнеса необходим новый тип финансового управления, который формирует основу для технологических (продуктовых и процессных), организационных и маркетинговых инноваций, и при этом сам основан на инновационных методах обоснования и реализации управленческих решений.

Отличительная особенность инноваций, в том числе продуктовых, процессных, маркетинговых, организационных, заключается в том, что они формируют интеллектуальный капитал и позволяют существенно повысить возможности бизнеса к созданию стоимости. Инновации в финансовом менеджменте, в том числе базисные и улучшающие, относятся к организационным и маркетинговым инновациям [3]. Они предполагают внедрение современных методов корпоративного управления, совершенствование действующих и применение новых механизмов и форм управления финансами, модернизацию стратегии компаний, выход на новые рынки, слияния и поглощения, внедрение международных стандартов в системы учета и отчетности, внедрение менеджмента качества и сертификации продукции и др.

Ключевые инновации финансового менеджмента:

- ориентация на максимизацию стоимости бизнеса, оценка через стоимость бизнеса изменений в интеллектуальном капитале и степени инновационности бизнеса;

- использование форсайта как инструмента финансового менеджмента, нацеленного на поиск и реализацию стратегических инновационных возможностей с учетом мнения экспертов, оценки прогнозных финансовых показателей и расчета стоимости бизнеса;

- использование бенчмаркинга как инструмента финансового менеджмента, посредством которого в деятельность компании внедряются улучшающие реактивные инновации, связанные с использованием опыта других компаний.

Маркетинговые инновации, формирующие рыночный капитал и обеспечивающие получение ценовой премии, увеличение рыночной доли и снижение волатильности денежного потока:

- переход к ценностно ориентированному маркетингу, проведение маркетинговых исследований, направленных на изучение и удовлетворение потребностей покупателей с целью максимизации стоимости бизнеса в долгосрочном периоде;

- реализация новой маркетинговой стратегии, а именно стратегии фокусирования: адаптация продукции и услуг к потребностям клиентов; ориентация на расширение состава потребителей либо рынков сбыта;

- применение современных систем контроля качества, сертификации товаров, работ, услуг. Управление хозяйственным портфелем на основе модели ЛВС-ХУХ, контроля рентабельности и отслеживания рыночных перспектив продукции на основе матрицы Бостонской консалтинговой группы. Ускоренное обновление номенклатуры выпускаемой продукции, поддержание существенного удельного веса новой продукции в хозяйственном портфеле компании;

- использование новых подходов при формировании кредитной политики в отношении покупателей продукции и внедрение действенной системы контроля за состоянием дебиторской задолженности, обеспечивающей ее своевременное взыскание;

- внедрение эффективной системы распределения продукции, обеспечивающей широкий охват рынка и увеличение объема продаж при минимальной потере маржи; ликвидация избыточных уровней в системе сбыта продукции;

- применение гибкой системы ценообразования, реагирующей на изменения рыночной

конъюнктуры и позволяющей эффективно распределять потребительский излишек;

- использование эффективной системы стимулирования сбыта, применение новых приемов по продвижению товаров. Организационные инновации, обеспечивающие

увеличение операционной маржи за счет снижения

ресурсоемкости продукции и ускорения оборачиваемости активов:

- разработка и реализация корпоративной стратегии, обеспечивающей эффективное использование имеющихся активов. Переход к капиталоемкому, наукоемкому, трудосберегающему типу производства;

- реализация новых форм стратегических альянсов, партнерств и прочих кооперационных связей с потребителями продукции, поставщиками, российскими и зарубежными производителями;

- реинжиниринг бизнес-процессов, фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнеса. Внедрение современных методов управления на основе информационных технологий. Создание специализированных подразделений по проведению исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений;

- использование аутсорсинга как способа снижения себестоимости выполнения отдельных функций и повышения качества бизнес-процессов;

- переход к эффективной плоской организационной структуре, выделение бизнес-единиц в самостоятельные юридические лица;

- формирование постоянно действующей системы развития персонала, повышения его квалификации, разработка эффективной системы мотивации персонала, предполагающей существенную переменную составляющую в оплате труда;

- нововведения в использовании сменного режима рабочего времени, направленные на эффективное использование имеющихся материальных и человеческих ресурсов;

- внедрение современных методов управления оборотным капиталом, уменьшение потребности в нем за счет ускорения оборачиваемости оборотных активов и замедления оборачиваемости кредиторской задолженности;

- внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих. Управление запасами на основе EOQ модели: минимизация затрат на хранение и заказ;

- использование современных методов управления высоколиквидными активами на основе моделей Баумоля и Миллера-Орра: минимизация доли неработающих активов в их структуре; увеличение доли краткосрочных финансовых вложений.

Финансовые инновации. Инновации в организационном и финансовом обеспечении технологических, маркетинговых и организационных нововведений, позволяющие снизить стоимость капитала и ускорить рост бизнеса:

- постоянный поиск инвестиционных возможностей. Оценка инвестиционных проектов с использованием новых критериев эффективности, в частности, экономической прибыли, денежной рентабельности инвестиций;

- инвестирование в исследования и разработки, в производственное проектирование, в новые неовеществленные технологии, в частности, в права на патенты и лицензии;

- ускоренное списание активной части основных средств, интенсивное обновление с целью приобретения новых овеществленных технологий;

- осуществление финансовых инвестиций с целью приобретения контроля над инновационными предприятиями;

- оптимизация источников финансирования ин -новаций: использование для финансирования инновационной деятельности заемных средств, в том числе полученных на льготных условиях. Использование собственных средств, средств бизнес-ангелов, венчурного финансирования, лизинга;

- разработка оптимальной дивидендной политики с учетом ее влияния на устойчивый темп роста компании и возможность осуществления инноваций;

- другие.

Основной целью финансового менеджмента в инновационной экономике становится формирование и развитие интеллектуального капитала бизнеса, источника увеличения его фундаментальной стоимости, под которым понимается совокупность идентифицируемых и неидентифицируемых нематериальных активов, полностью или частично контролируемых организацией, являющихся результатом генерирования знаний, формирования навыков, обретения опыта и конвертации их в активы.

Проблемы в анализе и управлении интеллектуальным капиталом связаны с тем, что методология современного бухгалтерского учета не позволяет

отразить затраты на создание человеческого, рыночного и структурного капитала. Это затраты на привлечение и развитие персонала, формирование бренда; создание систем мотивации; поиск клиентов и улучшение структуры клиентской базы; на НИОКР на этапе, когда их результат не определен; на разработку стратегии компании; на формирование эффективной организационной структуры. В сущности в результате этих затрат формируются активы, генерирующие доходы компании, создающие ее стоимость.

Взаимосвязь инноваций, интеллектуального капитала и стоимости бизнеса представлены на рис. 1. При этом технологические инновации приводят, как правило, к возникновению идентифицируемых нематериальных активов, в частности, прав на изобретение, промышленный образец, полезную модель, секреты производства (ноу-хау). Технологические инновации могут и не приводить к возникновению идентифицируемых нематериальных активов, например, когда такие инновации выражаются в приобретении овеществленных в оборудовании новых технологий. Организационные и маркетинговые инновации приводят, как правило, к возникновению неидентифицируемых нематериальных активов. Эти активы формируют человеческий, рыночный и структурный капитал.

Рис. 1. Взаимосвязь инноваций и стоимости бизнеса

Источниками неидентифицируемых нематериальных активов можно считать:

- инвестирование в повышение квалификации персонала, его обучение, тренинги, в формирование корпоративной культуры, в совершенствование систем переподготовки персонала и его мотивации. Такого рода инвестиции приводят к возникновению человеческого капитала;

- инвестирование в разработку и продвижение торговых марок и бренда, обеспечивающих потребительскую лояльность; в формирование устойчивых деловых связей и стратегических отношений с партнерами. Эти меры приводят к формированию рыночного капитала;

- повышение уровня управленческо-технологи-ческой культуры ведения бизнеса, формирование эффективной корпоративной стратегии и эффективной организационной структуры, формирование современных эффективных способов и методов ведения бизнеса, что в итоге приводит к формированию структурного капитала.

Все три вида инноваций, а именно: технологические, организационные и маркетинговые, тесно взаимосвязаны, при этом именно маркетинговые и организационные инновации обеспечивают возможность эффективного осуществления технологических инноваций.

Наличие идентифицируемых и неиденти-фицируемых нематериальных активов положительно воздействует на все первичные факторы стоимости организации, а именно: на рентабельность инвестированного капитала, темп роста и средневзвешенную стоимость инвестированного капитала, что в конечном итоге приводит к увеличению стоимости бизнеса (рис. 2.).

Необходимо отметить, что определить отдельно ценность различных видов интеллектуального капитала достаточно сложно, поскольку они приводят зачастую к изменению одних и тех же

Рис. 2. Влияние интеллектуального капитала на стоимость бизнеса

факторов стоимости. Например, к увеличению рентабельности продаж приводит технологический капитал, поскольку его следствием является появление научно-технической ренты, т. е. увеличение рентабельности продаж за счет повышения качества и цены продукции, с одной стороны, и снижения ресурсоемкости, с другой.

Между тем к увеличению рентабельности продаж приводит также рыночный капитал, поскольку потребительская лояльность позволяет повышать цены и получать ценовую премию, увеличивающую рентабельность продаж. Также к увеличению рентабельности продаж приводит структурный и человеческий капитал, поскольку их следствием является снижение ресурсоемкости за счет снижения зарплатоемкости и материалоемкости, при некотором увеличении капиталоемкости продукции.

Кроме того, структурный капитал приводит к увеличению объема производства и продаж и, следовательно, к увеличению оборачиваемости инвестированного капитала, к которому также приводит рыночный капитал, поскольку потребительская лояльность позволяет не только получать ценовую премию, но и увеличивать объем продаж. Человеческий капитал, ценность которого проявляется не только в снижении зарплатоемкости продукции, но и в повышении качества продукции, влияет, таким образом, на рентабельность продаж, а также на оборачиваемость инвестированного капитала.

Что касается влияния интеллектуального капитала на средневзвешенную стоимость капи-

тала, то оно связано со структурным капиталом, ценность которого проявляется в возможности использования более дешевых источников капитала и оптимизации его структуры. На темп роста инвестированного капитала влияют все виды интеллектуального капитала, поскольку этот показатель зависит от рентабельности продаж, на которую оказывает влияние рыночный, технологический, структурный и человеческий капитал; от оборачиваемости инвестированного капитала, на которую также влияют все виды интеллектуального капитала; от мультипликатора инвестированного капитала и коэффициента капитализации прибыли, на которые влияет в основном структурный капитал.

Для определения стоимости интеллектуального капитала необходимо рассчитать изменение факторов стоимости бизнеса (рентабельность, средневзвешенная стоимость и темп роста инвестированного капитала), а затем на основе информации о том, какие именно инновации осуществлялись, выявить, к какому виду капитала можно отнести эти изменения. При этом, поскольку в расчетах применяется предельный анализ, то оценены будут изменения в стоимости интеллектуального капитала, а его суммарная стоимость устанавливается как разность между фундаментальной и балансовой стоимостью собственного капитала.

Для более тщательного контроля за процессом формирования и использования интеллектуального капитала необходима система индикаторов, которая позволит количественно и качественно оценивать и стимулировать, с одной стороны, затраты на инновации, с другой стороны, их результативность.

Что касается затрат на инновации, то к таким показателям можно отнести следующие:

удельный вес в объеме продаж затрат на неове-ществленные технологические инновации; удельный вес затрат на НИОКР; удельный вес затрат на приобретение новых

технологий, на исследования и разработки, выполненные сторонними организациями;

удельный вес нематериальных активов в валюте баланса;

удельный вес затрат на развитие персонала; удельный вес маркетинговых затрат; удельный вес затрат на организационные инновации;

показатели ввода и состояния основных средств;

фондовооруженность, энерговооруженность, степень автоматизации и механизации труда;

удельный вес в объеме продаж инновационной продукции.

Однако не менее значимыми для контроля и стимулирования инноваций является система показателей, отражающая их результативность:

ценовая премия, которая появляется при превышении темпа роста цен на продукцию предприятия над темпом роста среднерыночных цен;

рыночная доля, увеличение которой происходит при превышении темпа прироста объема продаж предприятия над темпом прироста емкости рынка;

ресурсоемкость продукции, снижение которой происходит вследствие увеличения производительности ресурсов. При этом увеличение капиталоемкости и наукоемкости продукции, связанное с реализацией инноваций, должно быть полностью компенсировано снижением ее материалоемкости и зарплатоемкости;

рентабельность продаж, увеличение которой связано как с получением ценовой премии, так и со снижением ресурсоемкости продукции;

оборачиваемость активов, рост которой обусловлен увеличением объема производства, повышением эффективности управления активами;

средневзвешенная стоимость капитала, снижение которой происходит при оптимизации структуры капитала;

темп роста инвестированного капитала, ускорение которого связано с повышением эффективности бизнеса в целом.

Важнейшими итоговыми показателями, отражающими эффективность интеллектуального капитала, являются показатели создания фундаментальной стоимости. Это абсолютные показатели (остаточная чистая прибыль, остаточная операционная прибыль, экономическая прибыль, добавленная фундаментальная стоимость) и относительные (спред эффективности, индекс эффективности, маржа экономической прибыли, общая доходность бизнеса, мультипликатор: фундамен-

тальная/балансовая стоимость) [4]. Положительная динамика показателей создания стоимости свидетельствует об увеличении интеллектуального капитала и о результативности затрат на инновации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация концепции финансового менеджмента, направленного на инновационное развитие бизнеса, т. е. ценностно ориентированного менеджмента предполагает постоянный поиск инновационных возможностей. При этом для выявления стратегических инноваций целесообразно применять форсайт, а для поиска реактивных, улучшающих инноваций — бенчмаркинг.

Форсайт в современных условиях рассматривается как система методов экспертной оценки перспектив и согласования приоритетов инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать максимальное воздействие на развитие компании в средне- и долгосрочной перспективе; как эффективный инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов; как инструмент снижения стратегических рисков для выявления наиболее перспективных направлений развития бизнеса на основе оценки продукции с точки зрения ее инновационного и рыночного потенциала и прогноз на этой основе финансовых показателей деятельности компании и ее стоимости.

Алгоритм использования этого метода, предполагающего широкое использование прогнозных расчетов на основе финансовых моделей, постановку целей и определение путей их достижения представлен на рис. 3.

На первом этапе происходит формирование пула экспертов — специалистов компании в области маркетинга, производства, персонала, финансов, а также внешних экспертов. Идут поиск и идентификация возможных стратегических инноваций, в том числе продуктовых, процессных, маркетинговых и организационных. Далее с учетом продуктовых инноваций осуществляются выявление и верификация перспективных продуктовых групп (кластеров), установление потребительских свойств продукции, описание конкурентного преимущества продукции по сравнению с аналогами и на этой основе определение ее рыночных возможностей и изучение детерминант спроса.

В итоге оценивается рыночная перспективность продуктовых групп и потенциальный спрос, определяются возможности для маркетинговых инноваций, и формируется комплекс маркетинга. С другой стороны, оценивается степень разрабо-

Рис. 3. Форсайт как инструмент ценностно ориентированного менеджмента

танности продукции, выявляются возможности для процессных инноваций, определяется инновационный потенциал продукции, который позволяет существенно увеличить эффективность производства.

Эти оценки позволяют спрогнозировать объем производства и продаж продукции на основе объективных методов, в частности, рыночного тестирования, анализа временных рядов, статистического анализа спроса, а также субъективных методов, например, метода Дельфи, а также методов, основанных на ожиданиях потребителей, мнениях торгового персонала, коллективном мнении ключевых руководителей.

На основе финансовой отчетности и выявленных тенденций во внешней и внутренней среде прогнозируются параметры операционной, финансовой, инвестиционной деятельности организации с учетом организационных инноваций. При этом рассчитываются прогнозные показатели материалоемкости, зарплатоемкости, амортизациеемкости, прочей ресурсоемкости, на основе которых определяются затраты на производство продукции.

Затем рассчитываются параметры длительности финансового цикла, прогнозируется величина капитальных вложений, и определяются параметры дивидендной политики. Эти показатели позволяют выявить потребность в источниках капитала, на основе которой и ранее рассчитанных показателей прогнозируются показатели прибыли, баланса и дви -жения денежных средств. Заключительным этапом прогнозных расчетов являются расчет стоимости бизнеса, определение ценности интеллектуального капитала, расчет значений важнейших экономических индикаторов (ключевых показателей эффективности), а также осуществление сценарных многовариантных расчетов, на основе которых и определяется оптимальная траектория развития бизнеса.

Реализация концепции финансового менеджмента, направленного на инновационное развитие бизнеса, предполагает использование не только стратегических инноваций, в рамках которых происходит кардинальное обновление технологий, инфраструктуры, политики, социальных отношений в бизнесе, но и реактивных улучшающих инноваций, реализуемых посредством бенчмаркинга.

Выбор эталонной компании

1 г 1 г

Сбор данных по эталонной компании и расчет параметров деятельности Расчет параметров деятельности исследуемой компании

Эталонное сопоставление параметров деятельности исследуемой компании и разработка инноваций

Эталонное сопоставление параметров рыночной деятельности и разработка продуктовых и маркетинговых инноваций

Эталонное сопоставление

параметров операционной деятельности и разработка организационных инноваций

Эталонное сопоставление

параметров инвестиционной деятельности и разработка организационных и процессных инноваций

Эталонное сопоставление параметров финансовой деятельности и разработка финансовых инноваций

т

Разработка и оценка инновационной стратегии развития компании (рыночной и корпоративной), направленной на увеличение стоимости бизнеса

Рис. 4. Бенчмаркинг как инструмент ценностно ориентированного менеджмента

В настоящее время бенчмаркинг, суть которого заключается в использовании лучшего опыта, достигнутого компаниями отрасли, страны и мира, приобретает статус глобального и рассматривается как инструмент международного обмена бизнес-информацией. Бенчмаркинг выступает как инструмент стратегии имитаций, являющейся альтернативой стратегии стратегических инноваций. Имитаторы активно ищут перспективные идеи, не ограничиваясь отраслью или страной, они не просто копируют, а стремятся найти более удачное и более дешевое решение. При этом затраты на имитации в среднем на треть ниже, чем затраты на инновации.

Искусство бенчмаркинга, т. е. эталонного сопоставления, позволяет обнаружить то, что другие делают лучше и, изучив, совершенствовать и применять заимствованные идеи. Бенчмаркинг помогает относительно быстро и с минимальными затратами совершенствовать бизнес за счет внедрения улучшающих инноваций и увеличивать его стоимость. Данные различных зарубежных исследований свидетельствуют о вовлечении в процесс эталонного сопоставления от 60 до 90 % западных компаний.

Бенчмаркинг как метод объективного систематического сопоставления деятельности компании с работой лучших (эталонных) компаний, не только применяется для поиска и внедрения продуктовых и процессных инноваций, но и служит эффективным инструментом менеджмента, направленным на внедрение в деятельность компании маркетинговых и организационных инноваций, т. е. передовых управленческих технологий.

В ходе осуществления такого рода бенч-маркинга необходимо определить основные факторы, негативно влияющие на процесс создания стоимости; разработать стратегию, направленную на устранение этих факторов; организовать соответствующие действия для совершенствования бизнеса компании. Таким образом, цель бенчмаркинга — совершенствование бизнеса и повышение его стоимости на основе внедрения улучшающих инноваций; она придает бенчмаркин-гу статус полноправного инструмента ценностно ориентированного менеджмента. Блок схема реализации бенчмаркинга представлена на рис. 4.

На первом этапе реализации концепции бен-чмаркинга как инструмента ценностно ориентированного менеджмента определяется эталонная компания, наиболее успешная в отрасли с точки зрения создания стоимости, и оцениваются сильные и слабые стороны исследуемой компании в цепочке создания стоимости. Для этого применяется система эталонных индикаторов. В частности, для рыночной деятельности — это рентабельность продаж и темп прироста выручки; для операционной деятельности — ресурсоемкость продукции и коэффициент оборачиваемости активов; для финансовой деятельности — стоимость источников инвестированного капитала и его структура; для инвестиционной деятельности — объем, направле-

ния и структура инвестиций. Кроме того, важнейшее направление эталонного сопоставления — это характеристики продукции, комплекс маркетинга, а также технологические параметры производства продукции.

Затем устанавливаются стандарты эффективности для ключевых аспектов деятельности компании, выявляются возможности для реализации продуктовых, процессных, маркетинговых, организационных и финансовых инноваций и определяются направления совершенствования деятельности компании в разрезе рыночной, операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. На заключительном этапе разрабатываются и оцениваются через прогнозные расчеты и расчет стоимости бизнеса стратегические и тактические решения, направленные на увеличение стоимости компании.

Таким образом, методология финансового менеджмента в инновационной экономике — это методология ценностно ориентированного менеджмента; она основана на концепции стоимости бизнеса и направлена на обоснование решений, нацеленных, с одной стороны, на внедрение инноваций, создание интеллектуального капитала и увеличение стоимости компании для ее владельцев, с другой, на создание ценности для потребителей.

Степень достижения обеих целей определяет фундаментальную стоимость бизнеса. При этом

первичным является удовлетворение интересов потребителей или, по выражению Питера Друкера, «главная задача бизнеса — приобретать и удерживать потребителей». Только успешное решение этой задачи, а именно, умение предвидеть и реагировать на нужды потребителей, обеспечивает бизнесу возможность получения устойчивого денежного потока и, следовательно, позволяет увеличивать фундаментальную стоимость.

Список литературы

1. Волков Д. Л. Теория ценностно ориентированного менеджмента: финансовый и бухгалтерский аспекты. СПб: СПбГУ, 2008.

2. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

3. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. М.: ГУ — ВШЭ. 2009.

4. Когденко В. Г. Анализ показателей создания стоимости // Экономический анализ: теория и практика, 2010. № 19.

5. Коупленд Т. Стоимость компаний: оценка и управление: 3-е изд., перераб. и доп. / Т. Коупленд, Т. Колер, Дж. Мурин: пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2005.

Нужны статьи

в электронном виде?

На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.

Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.

Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru

дЕньги@так.гиЕ II mstü

VISA

ilndex

money-yandex-ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.