Научная статья на тему 'Белый цвет в костромской топонимии'

Белый цвет в костромской топонимии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
287
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛЕКТОЛОГИЯ / ОНОМАСТИКА / ТОПОНИМИЯ / МИКРОТОПОНИМИЯ / DIALECTOLOGY / ONOMASTICS / TOPONYMY / MICROTOPONYMY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цветкова Елена Вячеславовна

В костромских говорах лексема 'белый' находит воплощение в большом количестве наименований, в том числе и топонимических. В костромской «топонимической радуге» белый цвет, наряду с чёрным и красным, является одним из главных. Топонимы данного типа образуются на основе разных видов номинации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHITE COLOR IN KOSTROMA TOPONYMY

In Kostroma dialects the lexeme white finds its embodiment in a great number of names, including toponyms. In Kostroma toponymic palette the white colour, alongside with black and red, is among the main ones. Toponyms of this type are made up on the basis of different kinds of nomination.

Текст научной работы на тему «Белый цвет в костромской топонимии»

УДК 808.2

Цветкова Елена Вячеславовна

кандидат филологических наук Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова

БЕЛЫЙ ЦВЕТ В КОСТРОМСКОЙ ТОПОНИМИИ

В костромских говорах лексема 'белый ' находит воплощение в большом количестве наименований, в том числе и топонимических. В костромской «топонимической радуге» белый цвет, наряду с чёрным и красным, является одним из главных. Топонимы данного типа образуются на основе разных видов номинации.

Ключевые слова: диалектология, ономастика, топонимия, микротопонимия.

Любая топонимическая система, в том числе и костромская, содержит большое ко. личество наименований, являющихся характеристиками именуемых объектов по каким-либо признакам (форме, размеру, цвету и т.д.). Интересными и во многом информативными являются так называемые цветовые характеристики. Давая названия, человек отражает в них тот цветовой мир, в котором он живёт.

«Цветовые» топонимы содержат в себе информацию не только о внешнем виде объекта (по цвету), но и о каких-то других его качествах, вызывающих ассоциации с определённым цветом, а также об отношении человека, сотворившего название, к этому объекту, разнообразные сведения о самом творце имени, в том числе и о его языковой культуре, об особенностях говора, представителем которого он является.

Как нами уже отмечалось ранее [14], в костромской «топонимической радуге», как, впрочем, и в других топонимических системах, основными являются три цвета: белый, чёрный и красный. И это не случайно, поскольку данная триада цветов известна с древних времён, на что обращают внимание многие исследователи, рассматривающие символику, значение цвета с разных точек зрения (А.П. Василевич, Н.Б. Бахилина, Л.М. Грановская, В.В. Иванов, В.Г. Кульпина, Н.Н. Корж, РМ. Ивенс, М.М. Гуревич и мн. др.). Интересное исследование значения цвета в этнокультурной системе русского, старославянского и древнерусского языков выполнено Т.И. Вендиной [2].

Объект нашего внимания в данной статье - наименования (апеллятивы и созданные от них онимы), образованные на основе лексемы белый.

Общеслав. *Ьё1ъ прослеживается во всех славянских языках: русск. белый, укр. бглий, бел. белы, болг. бял, словенск. Ье1, чешск. ЬИу, словацк. Ь1е1у, др.-русск. ЬЪлъ, ЬЪлый и т.д., выражающее применительно ко всем предметам значение «цвета молока, мела» [12, с. 137]. В этимологической литературе по истории слова белый нет расхождений: общеслав. *Ьё1 < *bhёl-o-s (суффикс -1-); *bhёl рассматривается как видоизменение индоевропейских корней *ЬМ-, *bhё- [9, с. 59-60]. Белый - белый, блестящий, светлый, сияющий, чистый и т. д. [13, с. 149].

Древнейшие символические значения белого в основном позитивны: чистота, невинность, свет, здоровье, мир, святость и т.д. В древности бесцветное или просто светлое называли белым, белой считалась и вода. Конечно, в народной культуре имеются и негативные значения белого, связанные с болезнью, смертью, холодом, отчуждением, страданием и т.д. В определённой степени всё это находит отражение в лексических, в том числе и топонимических, системах говоров. Следует отметить, что костромская топонимическая система настоящего времени содержит в основном наименования с положительной или нейтральной оценкой называемых объектов. Отличным является и то, что «белые» топонимы, как свидетельствуют материалы картотеки костромского топонимического словаря, стоят на третьем месте после так называемых «чёрных» (намного преобладающих) и «красных» наименований.

Интересующая нас номинация, наряду с другими лексемами, имеющими соответствия в речевом узусе рассматриваемой территории, содержится и в обширном списке апеллятивов и противопоставленных им топонимов, представленном в «Руководстве по славянской топономастике» В. Шмилауэ-ра [15, с. 38]. Топонимы, образованные на основе такой лексики, типичной для всей славянской территории, воссоздают единую языковую картину мира.

Эпитет белый в географических названиях может быть обязан своим происхождением различным мотивам номинации [4, с. 165]. Например, в русских говорах белый или обельный означает свободный от подати (белые крестьяне, белая земля, белое место, «церковная земля») [1, с. 143], «белый свет или белсвет - это вольный свет, открытый мир, свобода на все четыре стороны; весь свет, мир, вся земля наша и все люди» [3, с. 153]. Задаваясь вопросом о терминологичности цветовых названий рек, А. В. Суперанская пишет: «Цветовые названия встречаются слишком часто для того, чтобы быть случайными. В то же время набор их слишком беден для того, чтобы они могли отражать какие-либо реальные признаки объектов. Всё это заставляет думать, что они служат или служили своеобразными местными географическими терминами» [11, с. 125]. Например, белая река - горная, левый приток; белый город - западный, особо значимый, рус-

264

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

© Цветкова Е.В., 2012

ское диалектное белый двор - огороженное место вокруг дома и т. д. Нельзя не согласиться и с тем, что «один и тот же цвет в зависимости от обстоятельств может быть приятным и неприятным, привлекательным или отталкивающим, ‘благородным’ или ‘кричащим’», «один и тот же объект может зрительно восприниматься по-разному» [5, с. 15].

В настоящее время, как показывают наши наблюдения, сознание людей наименования подобного рода чаще соотносит с цветом, поскольку другие значения со временем постепенно исчезают. Наименование белый является в их понимании отражением, например, цвета молока, песка, воды, соли, снега, глины, берёзы, мха, цветов, грибов, храма и т.д., что подтверждается и многими топонимами: омут Сахар (Шарьинск.), гора Мологовка (Антро-повск.), гора Белая глина (Кадыйск.), место на реке Белые пески (Судиславск., Макарьевск.), Белый лес (Берёзтамамного, светлый, чистый. Судиславск.), Белое болото (Мох белый тама. Кадыйск.) и т.д. Это говорит и о том, что костромские «белые» названия характеризуются наличием цветовой «разноликос-ти»: адъектив белый в составе топонима является семантическим партнером, например, к берёза, берёзовый, сахар, молоко и т.д. «В этом случае и подобных, - как пишет Л.А. Климкова, характеризуя нижегородскую топонимию, - в значение компонента Белый (чаще в гидронимах) входят семы ‘светлый’, ‘чистый’, ‘прозрачный’, ‘свежий’ и объединяющая сема ‘хороший’» [6, с. 215]. Наблюдаем данное явление и в костромской микротопонимии, например: Белая поляна (Полянка светлая очень, чистая, красивая. Судиславск.), Белый омут (Вода чистая, прозрачная, аж дно видать. Кадыйск.), Бело-борье (Чистый сосновый бор. Шарьинск) и т.д. А также белый - это и солнечный, красивый, нетронутый, святой, добрый, приятный.

Микротопонимическая парадигма с компонентом белый в костромской топонимической системе, как и в любой другой топосистеме, часто находится в отношениях сравнительности с парадигмой чёрный (например, Судисл.: Чёрная река - Белая река; Кадыйск.: Чёрный овраг - Белый овраг; Островск.: д. Чёрная - д. Белая и т.д.), а также с парадигмой красный (Судиславск.: Белая горка - Красная горка) и т. п.

Адъектив белый продуктивен, вслед за адъекти-вом красный, в костромской ойконимии: д. Белая Река (Судиславск.), д. Ново-Белый Камень (Красно-сельск.), д. Белый Овраг (Островск., Октябрьск.), д. Белая (Пыщугск.), д. Белый овраг (Стояла на бугре берёзового леса. Островск.). Возможно, цветовая характеристика объектов лежит в основе таких названий, как д. Белоглаз ово (Кологривск.), д. Бело-зёрово (Антроповск.), д. Белоборское (Шарьинск.), а также д. Бельшшха (Шарьинск.), д. Белавино (Кологривск., Нерехтск.) и т.д. (часть названий, вероят-

но, в случае антропонимического происхождения, не напрямую связана со словом белый).

Некоторые наименования (например, д. Белью-во, Бельювский починок Вохомск.; д. Бельники Во-хомск.), возможно, связаны или с антропонимами, или с народными географическими терминами. В костромских говорах, как известно (по материалам картотеки Костромского областного словаря, нашим личным записям), имеют место лексемы бель ‘берёзовый лес’ (Судиславск.), белт ‘вид почвы’, бели ‘надел земли для заготовки сена’ (Пойдём на Бели сено сушить. С. Сумароково Сусанинск.), белуга ‘неудобренная почва, на которой ничего не родится’ (Костромск.), ‘почва цвета золы’ (Островск.), белун ‘белая, неплодородная почва, песок’ (Костромск.), белоборье ‘чистый сосновый бор’ (Шарьинск.). Ср.: белуга ‘белая глина, меловатая почва’ -воронежск.; белик ‘ в названиях почв разных видов ’ -тобольск., пермск., архангельск., уральск., свердловск., сибирск., ‘земля, непригодная для пашни, солонец’ - новосибирск., ‘название почвы по светлому оттенку её цвета’ - алтайск.; белый лес ‘хороший лес’ - кузбасск.; белуга, белун ‘серовато-белая неплодородная почва, подзол’ - карельск.; бель ‘берёзовый лес’ - архангельск. и т д. (по материалам СРНГ, областных словарей).

По этому поводу, ссылаясь на «Словарь народных географических терминов» Э. и М. Мурзаевых, Р. А. Агеева в своей работе «Страны и народы: Происхождение названий» пишет следующее: «Слова белый и чёрный встречаются в огромных количествах в географических названиях, причём чёрный занимает одно из самых первых мест по частоте употребления в гидронимах. Правда, следует учесть, что некоторые названия могли быть образованы от местных географических терминов. Например, бель “заболоченный береговой лес” в полесье; “болото с березняком, заболоченное место” в Белоруссии, “болото” в северных областях» [1, с. 80; 8, с. 39]. Однако данная географическая терминология связь с цветом всё-таки имеет (белые берёзы, белый мох и т.д.).

По материалам картотеки Костромского областного словаря, нашим личным наблюдениям, в костромских говорах лексема белый имеет также и другие проявления: пожелание, приветствие беленько на платье при стирке, полоскании белья (Беленько, бабоньки! Беленько, бабоньки, на платье! Судиславск.; - Беленько, здравствуйте! - Беленько! Кадыйск.); белеюшко ‘милый, голубчик’ (Пойдё, беле-юшко-то, домой! Поназыревск.; Белеюшко, сходи-ко по воду! Кологривск.); белёный суп (Молока налей - вот и белёный тебе. Побели - вкуснее будет! Белить - добавлять молоко в еду. Кадыйск.); ‘молочные продукты’ (Если есть корова, то и белое всякое будет - и устой снимешь, маслишко сделать можно. Судиславск.; Без белого в семье нельзя. Сусанинск.), ‘чистое небо’ (Небо-то опять белое.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

265

Красносельск.); белая баня ‘часть свадебного обряда’ - бывает в день девичника, накануне свадьбы: подруги моют сидящую на венике невесту, а вечером бывает девичник (Невеста-то на комелёц ’ке виника сидит, а девки её моют. Вохомск.), а также белая баня ‘баня с дымоходом’ (в отличие от чёрной - без дымохода); белая изба ‘постройка с печью, имеющей дымоход’; белая комната ‘чистая, лучшая, светлая комната’; белы ‘вторые сени’; бе-лётенько ‘чисто’; белоножка ‘витая, резная ножка стола’, ‘резная ножка лавки’; белая корзина ‘корзина из ободранных прутьев для белья’; белетина ‘белое полотно’; беляки ‘сапоги из некрашеной кожи’; белушка ‘привидение’, ‘корова’; белоголовец, бе-логоловник, белоголовик ‘клевер’; белое ‘хлеб из пшеничной муки’; белый кисель ‘кисель из муки’; бель ‘мелкая рыба’; беляна, белянка ‘сыроежка’; беляк ‘груздь’, белый ‘гриб’ и т. д. (значительная часть лексем отражения в топонимии не находит).

Основная часть «белых» топонимов - это, разумеется, микротопонимы. Рассматриваемая лексема послужила основой для образования названий всех типов, однако имеет разную продуктивность, а также различное распространение в отдельных ареалах рассматриваемого региона. Обратим внимание на некоторые названия.

Повсеместно встречается в костромской топонимической системе наименование Белый дом ‘административное здание’ (обычно белого цвета, а также по связи с резиденцией президента США), ‘какое-либо здание белого цвета’ (До Белого дома дойди, выясни, что там делать-то думают? Кадыйск. В Белый дом пожалуйся хоть что ли. Судиславск. До Белых домов идти надо. Они белого цвета, покрашены. Костромск.).

Самой многочисленной (и по сравнению с ойко-нимами, рассмотренными выше) является группа гидронимов. Это и реки: р. Белая (Раньше эта речка была чистая, вода в ней была прозрачная, на дне её бьют ключи. Октябрьск.), р. Белянка (Речка впадает в реку Белую. Октябрьск.), р. Белочаевка (Речка маленькая, с ключевой водой. Вохомск.), р. БЄльш Лух (Макарьевск.), р. Белилка (Костромск.); места на реках: БЄльш песок (Место посереди реки Унжи. Макарьевск.), БЄльіє пески (Песок белый там. Часть берега покрыта белым песком и высокий сосняк там. Судиславск.), омут Белолужье (Межевск.), омут БЄльіє пески (С берегом, покрытым белым песком. Сусанинск.); болота: БЄлое болото (Растёт дурман с белыми листьями. Красносельск.; Болото с чистой водой в лесу. Костромск.; Красивое место это Белое болото! Антроповск.), БЄльш мох (Буйск.); место в болоте Белая поляна (Место, где раньше была церковь, провалившаяся в болото. Чухломск.); озёра: БЄлое озеро (Шарьинск.); лужи: Белая лужа (Су-санинск.) и т.д. Белой может быть как светлая, прозрачная, так и мутная (мельная, молочная) вода.

Значительно количество дримонимов рассматриваемой тематики: лес БЄлое (Костромск.), лес Беловка (Нерехтск.); места в лесу БЄльій Камень

(Росло много белых грибов. Камень белый там лежит. Судиславск.; Грибные и ягодные места. Судиславск. ; Место в лесу около Чистых грив, там много грибов. Белый камень находится на Чистых гривах. Его название произошло от того, что около него росло много белых грибов. Белый камень -символ той местности. Красносельск.), БЄлая поляна (Раньше была церковь. Чухломск.), Белоборье (Много берёз тама. Судиславск. Чухломск.), Белый лес (Много грибов. Сусанинск.), поляна в лесу Бе-ляе вка (Судиславск.); агроонимов: покос Белолужь е (Бело от ландышей. Шарьинск.), покос Белоглазова огорода (Огороженное место для покосов, находится недалеко от деревни Нестерово, там есть два омута, похожи на два глаза. Макарьевск.), поле Беленькие (Нерехтск.), место в поле БЄлая глина (Раньше в этом поле брали глину. Сусанинск.), Белые луга (Буйск.) и т. д.

Меньшим количеством топонимических единиц представлены оронимы, образованные на основе лексемы белый: БЄлая гора (Состоит из белой глины. Мантуровск.; Белая гора у деревни Подлесное. Антроповск.; Судиславск.; Кадыйск.) и дромонимы: БЄлая дорога (Чистая она, хорошая, песочек. Судиславск.).

Белого цвета может быть, как видим, и сам именуемый объект, и какой-либо находящийся в его пределах или рядом с ним другой объект (предмет). Многие топонимы образуют топонимические ансамбли (группы, гнёзда), позволяющие им лучше раскрыться в их значении, полноценнее функционировать и сохраниться в речи жителей на более долгий период. Например: д. Белозёрово, Белозёров-ское болото, Белозёровская мельница, Белозёровс-кий песчаный карьер, Белозёровский колодец, поля Белозёрово (Антроповск.); д. Белово, Беловское болото (Чухломск.); д. Белоборское, Белоборское озеро (Шарьинск.); д. Белавино, лес Белавинская сЄча; д. Белов о, лес Белов ка (Нерехтск.) и т. д.

Имеются и определённые «противоречия», например: болотина Белая лужа (А вода в Белой луже не белая, а чёрная. Судиславск.), Белая лужа (Лужа перед болотом. Вода не белая, а тёмная, называют и Жёлтая лужа. Сусанинск.).

Представляет интерес и народная этимология, хотя, как известно, часто она бывает ложной, особенно если речь идёт о собственно топонимах (названиях поселений, рек): д. Беловское Солигаличск. (На высоком месте, среди полей и белых берёз. ), д. Бе-лохвостовка Нейск. (По основателю, по прозвищу лентяя. Лентяя и гуляку называли белохвостом), д. Белавино Кологривск. (От прозвища Белава. Такое прозвище получали светлые, бледнолицые люди. Кологривск.), р. Белилка (Стирали бельё. Кострома).

266

Вєстник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

Итак, в костромских говорах лексема белый находит воплощение в большом количестве наименований (во многом соответствуя значениям, приводимым в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля, «Словаре русских народных говоров», областных словарях, подтверждая, а также уточняя и дополняя их), что в определённой степени отражается в топонимии, а следовательно, имеет возможность оказаться как бы законсервированным в ней.

Библиографический список

1. Агеева РА. Страны и народы: Происхождение названий. - М.: Наука, 1990. - 256 с.

2. Вендина Т.И. Цвет в этнокультурной системе русского, старославянского и древнерусского языков // Славянский альманах. - 1988.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1. - СПб.: Диамант, Золотой век, 1999. - 800 с.

4. Иванов В.В. Цветовая символика в географических названиях в свете данных типологии: к названию Белоруссии // Балто-славянские исследования. - М.: Наука, 1981. - С. 163-177.

5. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. - М.: Изд-во «Мир», 1964. - 442 с.

6. Климкова Л.А. Нижегородская микротопонимия: разноаспектный анализ: монография. - Арзамас: АГПИ, 2008. - 261 с.

7. Кульпина В.Г. Система цветообозначений русского языка в историческом освещении // Наименования цвета в индоевропейских языках: Системный и исторический анализ. - М.: КомКнига, 2007. -С. 126-185.

8. Мурзаевы Э. и М. Словарь народных географических терминов. - М.: Наука, 1984. - 653 с.

9. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. - Т. I. - М., 1959.

10. СРНГ - Словарь русских народных говоров / под ред. Ф.П. Сороколетова. - М.; Л.; СПб., 19652010.

11. Суперанская А.В. Терминологичны ли цветовые названия рек? // Вопросы географии. - 1970. -Вып. 81. - С. 120-127.

12. СуровцеваМ.А. Выражение цветовых значений в общеславянском языке // Этимологические исследования по русскому языку. - С. 136-156.

13. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т. 1. - М.: Прогресс, 1986.

14. Цветкова Е.В. Костромские цветовые топонимы // Семантика и функционирование языковых единиц в разных типах речи: Сборник статей по материалам международной научной конференции, посвящённой 1000-летию г. Ярославля: в 2 ч. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - С. 269-276.

15. Smilauer V. Pnrncka slovanske toponomastiky. Handbuch der slawischen toponomastik. - Praha: Academia, 1970. - 215 s.

УДК 81'42

Чернова Оксана Евгеньевна

кандидат филологических наук Магнитогорский государственный университет

OCHER08@inbox.ru

ИДЕОЛОГЕМА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ГАЗЕТЕ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДОВ

В статье исследуется появление, существование и трансформация идеологемы социалистическое соревнование на материале публикаций из газеты «Магнитогорский рабочий» в период с 1930-х годов по настоящее время. Семантические преобразования идеологемы рассматриваются в связи с политическими изменениями в стране.

Ключевые слова: идеологема, коннотация, социалистическое соревнование, ударник, стахановец.

Составной частью культуры, духовного производства является идеология, которая активно влияет на общественное сознание при помощи системы идеологем. По мнению Н.А. Купиной, идеологема - это «языковая единица, семантика которой покрывает идеологический денотат или наслаивается на семантику, покрывающую денотат неидеологический. Различаем собственно идеологическую семантику и идеологическую добавку» [1, с. 183]. Следует отметить, что под добавками и наращениями мы понимаем коннотации, которые представляют собой «отношение субъекта к действительности» [2].

В данной статье мы намерены проследить появление, существование и трансформацию идеологемы социалистическое соревнование. Источником материала явились публикации из газеты «Магнитогорский рабочий» (далее - МР) в период с 1933 года по настоящее время. Это первая официальная ежедневная городская общеполитическая газета, которая выходит с 1 января 1930 г. Обращение к этому материалу объясняется тем, что газета «Магнитогорский рабочий» служила идейным выразителем политики коммунистической партии и отражала общегосударственные идеологические процессы в региональном преломлении.

© Чернова О.Е., 2012

Вестник КГУ им. НА. Некрасова ♦ № 1, 2012

267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.