Научная статья на тему 'БЕЛОРУССКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ-ЯРМАРКА ТРУЖЕНИКОВ СЕЛА "ДОЖИНКИ" КАК ИНСТРУМЕНТ СОБЫТИЙНОГО МАРКЕТИНГА'

БЕЛОРУССКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ-ЯРМАРКА ТРУЖЕНИКОВ СЕЛА "ДОЖИНКИ" КАК ИНСТРУМЕНТ СОБЫТИЙНОГО МАРКЕТИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МАРКЕТИНГ / ДОЖИНКИ / EVENT-МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перепёлкин Николай Александрович

В статье автор проводит развернутый анализ Республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села ««Дожинки» в качестве объекта исследования и с точки зрения систематизации его принадлежности к маркетинговой деятельности сельскохозяйственных предприятий Республики Беларусь и его места в территориальном маркетинге и системе интегрированных маркетинговых коммуникаций, наряду с его оценкой как инструмента государственной поддержки регионов. На основе этого анализа, автор предлагает собственное видение структуры этого проекта с точки зрения событийного маркетинга и его места в общем маркетинге, а также предлагает авторскую модель формирования масштабных мультизадачных инструментов событийного маркетинга. В статье автором рассматриваются предпосылки и условия формирования подобных мероприятий с позиции их выделения в самостоятельные единицы или стратегии создания специальных событий для достижения результатов запланированного свойства и качества, как собственное маркетинговое направление, а не составной элемент интегрированных маркетинговых коммуникаций в общей системе маркетинга. Автором приводится пример грамотного применения инструментов событийного маркетинга на базе такой сложной отрасли как сельское хозяйство и возможностей ее государственного стимулирования и мотивации граждан к более эффективному труду, а также создания условий для повышения эффективности деятельности целой отрасли посредством создания специальных событий и организации специальных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BELORUSSIAN REPUBLICAN FESTIVAL-FAIR OF AGRARIAN WORKERS "DOZHINKI" AS AN INSTRUMENT OF EVENT MARKETING

The author carries out a detailed analysis of "Dozhinki" the national festival and fair for farm workers as the object of research and in terms of systematization of its belonging to the marketing of agricultural enterprises of the Republic of Belarus and its place in the territorial marketing and integrated marketing communications system along with its assessment as a tool of state support to the regions. Based on this analysis, the author offers his own vision of the structure of this project in terms of event marketing and its place in the overall marketing and offers the author's model of large-scale multitasking elements of event marketing. The author considers the prerequisites and conditions for the formation of such events in terms of their separation into independent units or strategy to create a special event for the achievement of the planned features and quality as their own marketing direction, rather than a component of integrated marketing communications in the overall system of marketing. The author gives an example of the intelligent application of event marketing tools for such a complex sector as agriculture and the capacity of its state incentives and motivation of citizens to work more effectively by creating special events and special events planning.

Текст научной работы на тему «БЕЛОРУССКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ-ЯРМАРКА ТРУЖЕНИКОВ СЕЛА "ДОЖИНКИ" КАК ИНСТРУМЕНТ СОБЫТИЙНОГО МАРКЕТИНГА»

УДК 331.97, 332.02, 338.49

БЕЛОРУССКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ-ЯРМАРКА ТРУЖЕНИКОВ СЕЛА «ДОЖИНКИ»

КАК ИНСТРУМЕНТ СОБЫТИЙНОГО МАРКЕТИНГА

ПЕРЕПЁЛКИН Николай Александрович, ст. преп. кафедры маркетинга Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, управляющий партнер событийного агентства YES - your event solutions, nikolay@yesevent.ru

В статье автор проводит развернутый анализ Республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села «Дожинки» в качестве объекта исследования и с точки зрения систематизации его принадлежности к маркетинговой деятельности сельскохозяйственных предприятий Республики Беларусь и его места в территориальном маркетинге и системе интегрированных маркетинговых коммуникаций, наряду с его оценкой как инструмента государственной поддержки регионов. На основе этого анализа, автор предлагает собственное видение структуры этого проекта с точки зрения событийного маркетинга и его места в общем маркетинге, а также предлагает авторскую модель формирования масштабных мультизадачных инструментов событийного маркетинга. В статье автором рассматриваются предпосылки и условия формирования подобных мероприятий с позиции их выделения в самостоятельные единицы или стратегии создания специальных событий для достижения результатов запланированного свойства и качества, как собственное маркетинговое направление, а не составной элемент интегрированных маркетинговых коммуникаций в общей системе маркетинга. Автором приводится пример грамотного применения инструментов событийного маркетинга на базе такой сложной отрасли как сельское хозяйство и возможностей ее государственного стимулирования и мотивации граждан к более эффективному труду, а также создания условий для повышения эффективности деятельности целой отрасли посредством создания специальных событий и организации специальных мероприятий.

Ключевые слова: маркетинг, событийный маркетинг, территориальный маркетинг, сельскохозяйственный маркетинг, Дожинки, event-маркетинг.

Введение общего маркетингового подхода к деятельности

В системе обеспечения продовольственной сельхозпроизводителей. Проблема перепроизвод-безопасности любого государства основную и гла- ства, распределения и реализации готовой про-

венствующую роль играет сельское хозяйство и уровень развития этой отрасли. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства всегда являлось приоритетным направлением научной, исследовательской и практической мысли специализированных аграрных учреждений и производителей сельхозпродукции. Как правило, говоря о повышении эффективности, всегда подразумевается интенсивный путь развития отрасли, основанный на рациональном и максимально эффективном использовании имеющихся ресурсов, повышении производственной культуры и применении современных, инновационных, более эффективных научных и технологических производственных разработок, при условии максимизации прибыли или валового сбора урожая. Но, с развитием механизмов рыночной экономики, и особенно при использовании актуальных сегодня принципов и моделей устойчивого, комплексного развития систем, в том числе системы сельскохозяйственного производства, нужно находить способы повышения эффективности не только самого производства, но и всей деятельности системы. В том числе в плане реализации сельскохозяйственной продукции и формирования

дукции также остра, как и вопросы, связанные с сезонностью, неурожаями, общими спадами производства, локальными или глобальными экономическими кризисами, низкой мотивированностью сотрудников сельскохозяйственных предприятий, падением престижности рабочих специальностей и пр. Вопросы изучения потребностей рынка в сельскохозяйственной продукции, создание новых продуктов на основе данных о тех или иных потребностях, проблема поиска и формирования новых каналов коммуникации и рынков сбыта для реализации произведенной продукции также выходит на ведущие позиции, наравне с вопросами эффективности самого производства и сохранения сельскохозяйственной продукции.

Долгое время основной маркетинговой стратегией сельскохозяйственных предприятий на территории РФ и постсоветского пространства, являлась естественно укоренившаяся концепция партнерских отношений, которая имеет в своей основе идею построения прочных, партнерских отношений по направлениям производитель-потребитель и обратно как на В2В, так и на В2С рынках. Она базируется на традиционных каналах коммуникации и распределения, напрямую зави-

© Перепёлкин Н. А. 2015 г.

сит от развития перерабатывающей и смежных отраслей в регионе и, в большей степени, представляется наследием советской традиционной внутриотраслевой кооперации с устоявшимися каналами продвижения и распределения. Подобный подход, естественно, замедляет или тормозит рост и развитие отрасли в силу ограниченного регионального спроса и инертности устоявшихся связей, которые удерживают производителей от выхода из условной «зоны комфорта». Кроме того, для создания или поиска новых рынков сбыта, создания и разработки новых продуктов, применения нестандартных способов рекламы, продвижения и стимулирования сбыта своей продукции и услуг у сельхозпредприятий зачастую не хватает средств, квалифицированных кадров, времени. Сельское хозяйство - это одна из наиболее дотационных отраслей производства, что обусловлено характерным и нестабильным производственным циклом, именно поэтому важным фактором успешного ее развития становится пристальное внимание к возникающим проблемам и поддержка государства, которое напрямую заинтересовано в максимальном благосостоянии и успешном функционировании отрасли, ответственной за продовольственную безопасность страны и ее граждан. Такое максимальное собственное производство продуктов питания и освобождение от импорто-зависимости становится особенно актуальным в свете складывающихся обстоятельств и проблем, связанных с обострением политической и экономической обстановки в мире, развертыванием локальных конфликтов, эскалацией напряженности и участившимся применением мер экономического воздействия в этих ситуациях даже на вторичных участниках конфликтов.

Интересным в этом отношении представляется успешный опыт Республики Беларусь в поддержке собственных производителей сельскохозяйственной продукции. Эта поддержка выражается в реализации масштабного проекта - Республиканского фестиваля-ярмарки «Дожинки», который включает в себя комплекс мер по популяризации и повышению престижности профессий, связанных с сельским хозяйством, установке естественных мотиваторов для повышения заинтересованности в максимизации сельскохозяйственного производства отдельными отраслевыми единицами - хозяйствами, районами, областями - путем введения соревновательной составляющей, персональной мотивации работников. Но основным коммуникационным инструментом служит непосредственно праздник, который организуется на территории региона, показавшего лучшие результаты по сбору урожая сельхозпродукции, в частности, по сбору зерновых, или определенного специальной комиссией. Остановимся подробнее на предпосылках, содержании и инструментах этого событийного проекта.

Объекты исследования

Разберем для начала его принадлежность. На первый взгляд, согласно устоявшимся представлениям и классификации в современном маркетинге, например, профессора А. П. Панкрухина,

республиканские фестивали можно отнести к виду маркетинга территорий или маркетинга на территории [1]. Но если провести анализ целей, участников и конечных бенефициаров этого проекта, то можно увидеть более широкий смысл этого праздника, что дает нам предпосылки выделить республиканский фестиваль-ярмарку «Дожинки» в самостоятельный инструмент событийного, а не территориального маркетинга. Итак, остановимся подробнее на истории, составных элементах и истинном целеполагании проекта.

Современная, новейшая история Белорусского Республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села «Дожинки» началась в 1996 году в городе Столин Брестской области. Стоит отметить, что сама идея и время праздника урожая, коим по своей сути являются «Дожинки» (или «Дажинш, «Обжинки»), уходит своими корнями глубоко в историю славянских и соседних с ними народностей. Этот праздник имеет тесные связи с языческими корнями славян, христианской историей славянских народностей и всегда приурочен ко времени завершения сбора зерновых, который происходит в августе-сентябре, в зависимости от климатических и погодных условий региона. Часто «Дожинки» связывают с праздником Успения Пресвятой Богородицы, который Православная церковь празднует 28 августа, но порой «Дожинки» могут отмечаться и в начале октября. Нужно отметить, что история этого праздника базируется на обрядах и традициях славянских народностей, но либретто праздника и его смысл настолько универсальны, что в его современный сценарий легко вписываются цели и задачи, актуальные для состояния общества на данный момент времени. Об этом свидетельствует историческая преемственность этого праздника - «Дожинки» праздновались до революции 1917 года, они отмечались в Советской России и СССР. К примеру, первые возрожденные региональные «Дожинки» прошли в 1984 году все в том же городе Столин, на границе Белоруссии и Украины, где каждую осень устраивали праздник-ярмарку «Полесский кирмаш», откуда начали свою историю современные республиканские «Дожинки»

Деревенские гулянья. Дожинки. Белорусская ССР. 1940 год. Фотохроника ТАСС. Василий Егоров (С)

Современный фестиваль-ярмарка в своей основе имеет соревнование регионов и производителей сельхозпродукции по максимальному сбору зерновых с последующим чествованием и награждением лучших работников и хозяйств. Сценарий мероприятия включает в себя торжественное шествие-парад всех участников праздника - гостей и жителей региона - по центральным улицам города или районного центра и пронос переходящего флага фестиваля с его эмблемой - золотыми колосьями. Карнавалы или демонстрации и шествия - это довольно мощный традиционный командообразующий инструмент, применяемый для формирования определенного, заданного социального настроения. Фестиваль продолжается, как правило, два-три дня: в первый день проходит торжественное шествие, чествование и награждение победителей в различных категориях: "Лучший комбайнер", "Лучший водитель" и пр. Среди подарков для победителей в «личном зачете» на уборочной страде - бытовая техника, денежные премии, автомобили и квартиры. Все это завершатся грандиозным концертом фольклорных и современных эстрадных коллективов и сопровождается выставками работ народных умельцев, мастер-классами по народным промыслам, играми, забавами и угощением, столь характерными для фестивального формата. Второй и третий дни знаменуются выставкой сельскохозяйственной техники, выставкой-ярмаркой сельскохозяйственной продукции, лотереями, розыгрышами, а концерты проходят уже не только в центральном городе празднования, но и в других городах или селах района, куда отправляется специальный артистический поезд. Тем не менее, имея определенную классическую основу, праздник может дополняться региональным колоритом местности, в которой он проводится: сценарий может изменяться, номинации могут расширяться, к примеру, сейчас принято решение отмечать и награждать также работников служб обеспечения, без которых высокие сборы урожая были бы затруднительны или невозможны вовсе. Стоит обязательно отметить, что изначально, место проведения Республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села «Дожинки» задумывалось определять путем соревнования, в котором побеждает область, которая собирает в сезоне самый большой урожай зерновых и в качестве награды за это достижение получает не только повод к народному празднику и веселью, но и серьезную государственную поддержку и финансирование. Тем не менее, учитывая особенности государственного управления в Республике Беларусь, место проведения фестиваля-ярмарки, который принял масштабы государственного праздника, утверждается на самом высоком уровне и теперь планово корректируется специальной комиссией.

За право проведения «Дожинок» отчаянно борются все области республики, что абсолютно понятно, поскольку с «Дожинками» приходят серьезные инвестиции в инфраструктуру города, иногда это прямые финансовые вливания, иногда финансирование подкрепляется фискальным иммуни-

тетом для организаций области, занятых в сельскохозяйственном производстве, или приобретает другие формы поддержки. Тем не менее, общее финансирование праздника и всего процесса подготовки к нему - консолидированное, оно происходит из бюджетов разных уровней, но использование средств всегда направлено, прежде всего, на поддержку сельхозпроизводителей и улучшение характеристик территориального продукта региона празднования в плане его социальных и количественно-качественных инфраструктурных характеристик. Автор неоднократно посещал места проведения фестивалей и лично фиксировал подобные изменения. Так, чтобы проиллюстрировать эти инвестиции и изменения, упомянем, что, к примеру, для подготовки и проведения «Дожинок» в Горках в 2012 году были благоустроены обширные территории города, построены новые и капитально отремонтированы объекты социальной и производственной сфер общим количеством 246 объектов. Среди них: гостиница «Проня» на 52 номера, которая сможет принять 73 посетителя, новое здание пожарного депо Горецкого районного отдела по чрезвычайным ситуациям, введено в эксплуатацию обновленное здание автовокзала. Были модернизированы: ресторан «Парнас», районный Дом культуры, стоматологическая поликлиника, музыкальная школа. Расширена и оснащена современным оборудованием районная больница. Средняя школа №2 приобрела новый учебный корпус со спортзалом и пищеблоком. Всего подверглись реконструкции и ремонту 5 объектов здравоохранения, 12 - образования, 3 - физической культуры, 5 - культуры, 3 - бытового обслуживания, остановочные пункты, объекты придорожного сервиса, жилой фонд, инженерные сети и др. В Горках был построен новый стадион с искусственным покрытием, спортивный комплекс с ледовой ареной. Была обустроена и приспособлена для рекреационных нужд населения пойма реки Копылка. Наиболее впечатляющие сооружения были возведены в Академгородке, где прошли основные мероприятия праздника. У озера Нижнего выстроили всесезонный амфитеатр на две с половиной тысячи мест, со сценой прямо у кромки воды. Кроме этого, были запущены: интернет-кафе, зал для боулинга, летний кинотеатр, возведено новое общежитие на 860 мест. Несомненно, не осталось без дотаций и поддержки и сельское хозяйство: были модернизированы и построены новые молочно-товарные фермы, зерносушиль-ные комплексы и другие объекты, организованы работы по мелиорации, созданы современные научно-образовательные комплексы, ко времени празднования вступила в строй первая очередь комплекса по выращиванию рыбопосадочного материала лососевых видов рыб на базе Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (этот комплекс пока не имеет аналогов на постсоветском пространстве), была запущена и к настоящему времени уже построена современная учебно-научно-производственная товарная ферма на 280 голов. [2].

Каждая программа поддержки праздничного

региона уникальна и строится с учетом его особенностей. Тем не менее, согласно данным группы исследователей Летучего Университета, у Республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села "Дожинки" есть шаблоны, по которым трансформируются и облагораживаются праздничные города. Эти изменения являются реализацией комплекса управленческих решений и реализацией проектов по улучшению регионального территориального продукта. По результатам исследования ««Дожинки» в трансформации культурного ландшафта белорусских городов» под руководством Татьяны Водолажской, эти улучшения территориального продукта, как правило, начинаются или включают в себя улучшение, переоборудование, ремонт или строительство шести обязательных элементов: объектов инфраструктуры и коммуникаций, амфитеатра (где награждают передовиков), пешеходной зоны, спортивного дворца, набережной и фонтана.[3] За время проведения фестиваля, подобными изменениями были затронуты различные города Брестской, Гродненской, Минской, Могилевской, Гомельской, Витебской областей с общим числом населения более миллиона человек [4].

Проведение такого крупного по масштабам мероприятия для области, конечно, выгодно, почетно и престижно, но вместе с тем и ответственно, оно требует наличия довольно серьезного административного и управленческого ресурса, навыков финансового планирования, проектного управления наряду с достаточным развитием креативного кластера в регионе.

Несомненно, экономическая и финансовая составляющие данного проекта остаются главенствующими. Точно оценить общие объемы финансирования фестиваля довольно сложно, поскольку

оно происходит из различных источников, однако, примерные цифры показывают общий порядок и стабильное увеличение бюджета фестиваля-ярмарки. В 1997 году (Мосты) на праздник было потрачено (здесь и далее цифры приводятся в бело-руских рублях) 10 млрд руб.; 2002 год (Пружаны) - 60 млрд руб.; 2004 год (Волковыск) - 95 млрд руб.; 2006 год (Бобруйск) - 200 млрд руб.; 2008 год (Орша) - 319 млрд руб.; 2010 год (Лида) - 350 млрд руб. В 2012 году в Горках, в 2013 году в Жлобине и в 2014 году в Городке затраты на проведение республиканского фестиваля-ярмарки «Дожинки» превысили 1 трлн руб. в каждом из этих городов [5,6]. Нужно отметить, что на протяжении всей, почти двадцатилетней, истории фестиваля-ярмарки жители областей проведения праздника также регулярно выходят на субботники по благоустройству собственных территорий, участвуют в строительстве или реконструкции объектов социальной инфраструктуры, что в денежном выражении может быть включено в бюджет фестиваля, как объемы выполненных работ или размер экономии на этих работах, жители перечисляют деньги в качестве добровольных пожертвований или коллективных отчислений во внебюджетные фонды администраций на нужды мероприятия, в последние годы все чаще привлекаются частные инвестиции.

Исходя из вышесказанного и основываясь на авторских исследованиях темы событийного маркетинга, можно построить условную модель мероприятия - Республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села «Дожинки», для чего нам необходимо рассмотреть собранные автором воедино отдельные элементы мероприятия в зависимости от их целеполагания и достигаемых результатов (таблица 1).

№ пп Элемент мероприятия Участники Цели Ожидаемый результат имплементации элемента в физическом исполнении Дополнительная (нефизическая) составляющая имплементации элемента

1. Соревнование хлеборобов (комбайнеров) и специалистов других профессий Сельхозпредприятия, частные лица - сотрудники сельхозпредприятий Мотивация персонала к более эффективному труду, повышение сбора урожая сельхозпродукции (зерновых) Увеличение валового сбора зерновых и прочей сельхозпродукции Усиление мотивации сотрудников и повышение общей производственной и внутрикорпоративной культуры работников сельского хозяйства

2. Подготовка инфраструктуры и обеспечение фестиваля Правительство Республики Беларусь, областная (региональная) администрация, организации и жители области проведения праздника Обеспечение потребностей в объектах инфраструктуры для гостей праздника и жителей области, улучшение характеристик территориального продукта Строительство, ремонт или реконструкция физических объектов инфраструктуры, создание дополнительных рабочих мест и элементов территориального продукта Улучшение характеристик территориального продукта и как следствие повышение общего уровня жизни в области проведения праздника

Таблица 1 - Элементы мероприятия (Республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села «Дожинки»), цели и результаты их имплементации

Продолжение тадлицы№ 1

3. Информационное сопровождение фестиваля (до и после фестиваля) СМИ, Правительство, население, гости Информирование о событии, региональный и государственный РР позиционирование аграрной составляющей и ориентированности Республики Беларусь, закрепление имиджа успешного аграрного производителя Статейный и видеоматериал в печатных и электронных СМИ с положительной оценкой события Формирование позитивного отношения к мероприятию и повышение мотивации и самосознания населения, популяризация и усиление престижности профессий, связанных с сельским хозяйством, формирование положительного имиджа государства внутри страны, на международной арене, наполнение и формирование положительного информационного поля вокруг события и государства

4. Развлекательная часть (шоу) Участники соревнования, фольклорные коллективы, прочие артисты, жители области и гости Создание красочного массового развлекательного продукта, повышение осознания национальной идентичности, сохранение культурных традиций, развитие, задей-ствованность и вовлечение креативного кластера Концерты и выступления артистов, самодеятельных коллективов, развитие культурного кластера Сохранение исторической и культурной преемственности поколений, укрепление и формирование основ национальной идентичности, популяризация профессий связанных с сельским хозяйством

5. Мероприятия по стимулированию сбыта сельскохозяйственной продукции и деловые мероприятия Сельскохозяйственные производители, предприятия АПК в целом, население, гости, деловые партнеры предприятий и государства Освоение, поиск и закрепление новых внутренних и внешних рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, сельхозтехники, установление связей внутренней и внешней кооперации, реклама, расширение экономических связей предприятий АПК республики, мероприятия по стимулированию сбыта Увеличение количества и сумм заключенных контрактов или реализации сельскохозяйственной продукции, обеспечение населения качественной, доступной и свежей продукцией сельскохозяйственных производителей Организация рекламной площадки и стимулирование сельскохозяйственных производителей, создание информационного повода

Таким образом, анализируя направления воздействия отдельных элементов мероприятия, можно утверждать, что в его основе значительную роль, наряду с классическими приемами управления территориальным продуктом, играет культурологическая и идеологическая составляющая, вместе с элементами PR, классическими приемами

маркетинга, управления проектами и инструментами государственного управления и поддержки национальной политики. Организация специального события, в данном случае, представляется уникальным мультифункциональным инструментом, имеющим свои характерные особенности и вполне достойным для выделения в собственное

маркетинговое и управленческое направление, объединенное в понятии событийный маркетинг. Это может быть подтверждено, по мнению автора, демонстрацией унифицированности подхода к организации подобного мероприятия — опыт Республики Беларусь по проведению Республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села «Дожинки», при минимальных изменениях его атрибутики, может быть с легкостью применен и экстраполирован на другие задачи, в других областях и сферах, которые требуют внимания или воздействия по нескольким направлениям и на множественную или размытую целевую аудиторию. На рисунке автором представлена условная унифицированная модель подобного мероприятия

Рис. - Условная модель формирования управляемого события

Выводы и заключение

Описанная выше модель показывает нам, что при создании любого управляемого события должна быть выбрана концепция, идея или задача, на основе которой ставятся цели и разрабатывается стратегия их достижения. Эта концепция должна соотноситься с миссией, идеологией, социальным настроением или культурным кодом, соответствующим основным задачам проекта. Тактические шаги по реализации этой стратегии представляют собой элементы специального управляемого события - в физическом исполнении (т.е. вполне конкретные, осязаемые объекты или составные части подготовки события, способы воздействия на целевую аудиторию и инструменты коммуникации с целевой аудиторией) и в интеллектуальной, нефизической форме - в виде результатов по формированию информационного поля вокруг явления или объекта (объектов), PR, изменения отношения целевой аудитории по заданному вектору, достижение конкретных экономических или управленческих результатов. Классическое управляемое событие имеет определенные цели и его

результат может быть спрогнозирован и оценен посредством сравнения конечного результата с поставленными целями и/или по количеству решенных задач. Классическая модель управления событием также обязательно включает в себя расчет стоимости реализации события (бюджетирование), определение источников финансирования, мероприятия планирования и контроля. Решающую роль в определении эффективности стратегии создания специальных событий и организации специальных мероприятий играет построение грамотной и эффективной программы интегрированных коммуникаций с целевой аудиторией. Именно в точке реализации коммуникативной составляющей стоит отметить разницу между событийным маркетингом и маркетингом события. Эта разница заключается в том, что событийный маркетинг представляет собой самостоятельный мульти-функциональный и мультизадачный инструмент для управления и воздействия на взаимодействия хозяйствующих субъектов социально-экономической системы. Это самым тесным образом соотносится с определением маркетинга, разработанного кафедрой маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета, экономически и финансов и базирующегося на том, что маркетинг - это философия и инструментарий взаимодействия хозяйствующих субъектов социально-экономической системы по поводу изучения, создания, воспроизводства и удовлетворения спроса конечных потребителей, их потребностей в товарах и услугах с целью получения прибыли или достижения иных результатов [7]. Тогда как маркетинг события в большей степени представлен системой интегрированных маркетинговых коммуникаций и управления маркетингом.

Подводя итог, можно сказать, что событийный маркетинг - это не новая по своей сути форма маркетинговой деятельности, в разрозненном формате те или иные ее составляющие элементы давно и с успехом применяются отдельными хозяйствующими единицами и целыми государствами. К мероприятиям подобного масштаба можно отнести с успехом реализованные XXII Олимпийские зимние игры в Сочи, которые, несмотря на существующие сложности, заложили прочнейший фундамент для развития рекреационного потенциала и экономического развития региона вместе с серьезной компонентой по формированию социального настроения и национальной идентичности россиян. Республика Беларусь активно применяет событийную составляющую именно для ключевого направления экономики - сельского хозяйства, посредством развития событийной составляющей в системе маркетинга. Помимо Республиканского фестиваля тружеников села «Дожинки» в стране реализуются крупные выставочные проекты, среди которых один из самых известных - международная специализированная выставка «Белагро», а в целом на 2014 год Министерством сельского хозяйства Республики Беларусь было запланировано и реализовано 117 республиканских выста-вочно-ярмарочных проектов и 7 национальных

выставок (экспозиций) Республики Беларусь за рубежом. Но именно фестиваль-ярмарка «Дожинки» имеет максимальный общественный резонанс в стране.

Событийный маркетинг - это сформированная и формирующаяся система инструментов взаимного воздействия и коммуникации между хозяйствующими субъектами, государством, конечными и организационными потребителями, обусловленная стремительным развитием и расширением возможностей и каналов подобных коммуникаций и, как следствие, неизбежным уменьшением их индивидуальной (единичной, разрозненной) эффективности. Даже система интегрированных маркетинговых коммуникаций не всегда справляется или ее инструменты бывают недостаточно эффективны, когда речь заходит о глобальных задачах на уровне корпораций или целых государств. Кроме того, в связи со стремительным развитием общественного самосознания и общего подъема интеллектуальной доминанты в развитом современном обществе, подобные инструменты воздействия и коммуникации в принципе

теряют результативность в сравнении с еще более интегрированной и консолидированной моделью управляемых событий, представляющих собой основу современного событийного маркетинга.

Список литературы

1. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. -СПб.: Питер, 2006. - 416с.

2. http://vecherniy-mogilev.by/2012/100/dazh. html

3. http://q99.it/qhXV85p

4. http://ej.by/news/sociaty/2012/08/24/__

dozhinki_preparirovali.html

5. http://naviny.by/rubrics/society/2014/03/10/ ic_articles_116_184843/

6. http://www.inkobrin.org/page-id-456.html

7. Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул Организация предпринимательской деятельности - Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 231 с.

8. http://www.mshp.minsk.by/vystavki/ b0ee69527a39038c.html

9. http://www.mshp.minsk.by/vystavki/ d1407d6918aaac2c.html

BELORUSSIAN REPUBLICAN FESTIVAL-FAIR OF AGRARIAN WORKERS "DOZHINKI" AS AN

INSTRUMENT OF EVENT MARKETING

Perepelkin Nikolay A. Senior lecturer of marketing department Plekhanov Russian University of Economics, Chief partner of "YES" - your event solutions" event-agency, nikolay@yesevent.ru

The author carries out a detailed analysis of "Dozhinki" the national festival and fair for farm workers as the object of research and in terms of systematization of its belonging to the marketing of agricultural enterprises of the Republic of Belarus and its place in the territorial marketing and integrated marketing communications system along with its assessment as a tool of state support to the regions. Based on this analysis, the author offers his own vision of the structure of this project in terms of event marketing and its place in the overall marketing and offers the author's model of large-scale multitasking elements of event marketing. The author considers the prerequisites and conditions for the formation of such events in terms of their separation into independent units or strategy to create a special event for the achievement of the planned features and quality as their own marketing direction, rather than a component of integrated marketing communications in the overall system of marketing. The author gives an example of the intelligent application of event marketing tools for such a complex sector as agriculture and the capacity of its state incentives and motivation of citizens to work more effectively by creating special events and special events planning.

Key words: marketing, event-marketing, agricultural marketing, territorial marketing, Dozhinki.

Literatura

1. Pankrukhin A.P. Marketing territoriy. - SPb.: Piter, 2006. - 416s.

2. http://vecherniy-mogilev.by/2012/100/dazh.html

3. http://q99.it/qhXV85p

4. http://ej.by/news/sociaty/2012/08/24/__dozhinki__preparirovali.html

5. http://naviny.by/rubrics/society/2014/03/10/ic_articles_ 116_184843/

6. http://www.inkobrin.org/page-id-456.html

7. G.L. Bagiev, A.N.Asaul. Organizatsiya predprinimatelskoy deyatelnosti - Uchebnoye posobiye/Pod obshchey red. prof. G.L. Bagiyeva. SPb.: Izd-vo SPbGUEF, 2001. 231s.

8. http://www.mshp.minsk.by/vystavki/b0ee69527a39038c.html

9. http://www.mshp.minsk.by/vystavki/d1407d6918aaac2c.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.