Научная статья на тему 'Базовые ценности молодежи: межпоколенческий подход'

Базовые ценности молодежи: межпоколенческий подход Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОКОЛЕНИЕ / ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ / ПРОБЛЕМЫ ПОКОЛЕНИЙ / СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Садыкова Х. Н.

The article is devoted to the problems of generations. The processes of social changes occurred during the last decades demanded a definition of the ways of further transformation of the Russia society. These considerations are applied in full to a comparative study of the Tyumen youth values, that is reviewed in this paper. To solve the above problem the certain knowledge is needed about the similarities and differences in the values of people belonging to various generations. However, according to the authors’ opinion in this sphere of knowledge a deficit in comparative studies is observed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic values for youth: Intergeneration approach

The article is devoted to the problems of generations. The processes of social changes occurred during the last decades demanded a definition of the ways of further transformation of the Russia society. These considerations are applied in full to a comparative study of the Tyumen youth values, that is reviewed in this paper. To solve the above problem the certain knowledge is needed about the similarities and differences in the values of people belonging to various generations. However, according to the authors’ opinion in this sphere of knowledge a deficit in comparative studies is observed.

Текст научной работы на тему «Базовые ценности молодежи: межпоколенческий подход»

2.Пробст Л.Э. Профессиональная социализация школьной молодежи в современной России. Дисс. на соиск. уч. степени докт. соц. Наук. - Екатеринбург, 2004.

3.Макарова С.Н. Успешная профессиональная социализация: основные подходы к исследованию//Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. Выпуск 4. 2007. №17. - С.145.

4. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 528 с. - («Концеп-

5.Социально-психологический портрет инженера. По материалам обследования инженеров ленинградских проектно-конструкторских организаций. Под ред. В.А.Ядова. - М., «Мысль», 1977.

6.Магун В.С. Динамика трудовых ценностей российских работников, 1991-2004 гг.//Российский журнал менеджмента. 2006. Т.4. №4. - С.45-74.

7.Римашевская Н.М. Социально-экономические и демографические проблемы современной России// Вестник Российской академии наук. 2004. Т.74. №3. - С.209-218.

8.Барбакова К.Г., Васильева Е.Н. Управленцы в сфере культуры: проблемы подготовки и профессиональной деятельности// Социологические исследования, №4, 2007. - С.65-69.

9.Барбакова К.Г. Гимназия - вуз в единой системе образования: из опыта функционирования//Социологические исследования, №7, 2002. - С.104.

10. Врублевский В.К. Развитой социализм: труд и НТР. Очерки теории труда. - М.: Политиздат, 1984.

УДК 316.346.32-053.6/36

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ: МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД

Х.Н.Садыкова

Межпоколенческий подход, поколение, ценности молодежи, проблемы поколений, связь поколений, ценностные ориентации

Процессы социальных изменений последних десятилетий потребовали определения путей дальнейшей трансформации российского общества. Это в полной мере применимо к сравнительному изучению ценностей тюменской молодежи, которому посвящена данная статья.

Для решения отмеченной проблемы необходимы знания о сходствах и отличиях в ценностях людей, принадлежащих к различным поколениям, но в этой области знаний наблюдается, по мнению автора статьи, дефицит сравнительных исследований.

Под поколением автор понимает социально-демографическую и культурную общность, объединяющую людей приблизительно одного возраста [1]. Интервал между поколениями составляет 25-30 лет. В течение определенного времени одновременно живут 3-4 поколения, и это отражает среднюю разницу лет между родителями и детьми. Связь между поколениями определяет процесс преемственности культуры, трансляцию ценностей и образа жизни. Каждое поколение, осваивает достигнутый уровень развития предыдущего и на этой основе становится инициатором преобразований, модернизации, трансформации общественной и личной жизни. Смена поколений создает непрерывность в истории общества и культуры, передавая накопленный опыт и стимулируя поиск нового.

Проблема поколений исследуется в истории и этнографии, демографии и социологии, психологии и педагогике, философии, культурологии и антропологии, политологии и экономике, искусствознании и литературоведении. Существует несколько аспектов, характеризующих различные подходы к определению понятия «поколение» [2].

1. Демографическое поколение или когорта — совокупность сверстников, образующих общий возрастной слой населения. Имеет значение его общая численность, зависящая от уровня рождаемости и смертности; соотношение мужчин и женщин; принадлежность к социальным, этническим, конфессиональным группам.

2. Генеалогическое поколение или генерация. Происхождение от общего предка восстанавливает «генеалогическое древо», создает представление о династиях, родственных связях поколений.

3. Символическое поколение. Иногда используют для обозначения понятие «условное или гипотетическое» поколение. Общность современников, жизнь которых связана с наиболее значительными историческими событиями, культурной эпохой, художественным стилем, социальными переменами. В этом смысле поколению придается качественная определенность. Чем значительнее историческое событие, тем шире хронологические рамки его влияния. Так называют «поколение Великой Отечественной войны», «поколение Серебряного века».

Автор в своих исследованиях выбирает демографический подход к определению понятия «поколение».

В социологических исследованиях представляется динамика изменений ценностных ориентации различных поколений по следующим направлениям: 1) социальный аспект характеризует отношение государства к поколениям, законодательные акты поддержки и заботы о детях, молодежи, стариках. Создание организаций, способствующих взаимодействию поколений, профилактика правонарушений, наркомании. Правовое обеспечение жизни и деятельности поколений; 2) экономический аспект характеризует уровень и профессиональную структуру занятости поколений в различных сферах трудовой деятельности. Экономическая обеспеченность и доходы, освоение рыночных отношений и возможности карьеры, структурная безработица и сокращение рабочих мест, возможности освоения новой специальности; 3) политический аспект характеризует отношения между поколениями в системе власти, участие в партиях и политических движениях, уровень политической активности на выборах, симпатии и антипатии к политическим лидерам, отношение к демократическим преобразованиям; 4) бытовой аспект отражает различия в условиях повседневной жизни поколений, уровне обеспеченности и комфорта квартир, наличии загородных домов и средств личного транспорта, нормах питания и стандартах потребления, периодичности смены модных эталонов одежды, стереотипах общения; 5) культурный аспект определяет различия в уровне образования поколений, степень овладения культурным наследием, отношения между народами, из-

менения в уровне религиозности, эстетических и художественных вкусах и предпочтениях, нравственных нормах и культуре общения.

Для выявления сходств и отличий между представителями различных поколений автор использовал один из вопросов мониторингового исследования «Как живешь, Россия?» (руководитель общероссийского опроса д.с.н., профессор В.К.Левашов; руководитель регионального опроса - д.с.н., профессор Н.Г.Хайруллина).

Разделение по поколениям автор произвел так.

1. Младшее поколение - это поколение детей, которое включает респондентов в возрасте до 30 лет.

2. Среднее поколение - это поколение родителей детей, которые находятся в возрасте от 31 до 50 лет.

3. Старшее поколение в возрасте от 51 года и старше, то есть это бабушки и дедушки младшего поколения и родители среднего поколения.

В опросе приняли участие 37,8% представителей младшего поколения, 46,1% - среднего, 16,1% - старшего, из них 51,1% -мужчины, 48,9% - женщины.

Рассмотрим динамику мнений респондентов на вопрос: «Каковы противоречия между младшим и старшим поколениями?» (таблица).

Динамика мнений респондентов на вопрос: «Каковы противоречия между младшим и старшим поколениями?»,

% к общему числу ответивших

Противоречия Поколение

Младшее Среднее Старшее

2005 год

Значительны 25,4 39,9 34,0

Малозначительны 42,4 35,5 61,6

Не значительны 13,4 14,0 2,2

Затрудняюсь ответить 18,8 10,6 2,2

2006 год

Значительны 37,5 32,8 42,1

Не значительны 32,7 40,1 25,7

Затрудняюсь ответить 29,8 27,1 32,2

2007 год

Значительны 57,3 20,1 39,1

Не значительны 18,0 65,3 56,2

Затрудняюсь ответить 24,7 14,6 4,7

2008 год

Значительны 27,4 27,4 47,6

Не значительны 62,3 66,8 42,4

Затрудняюсь ответить 10,3 5,8 10,0

2009 год

Значительны 42,9 16,7 41,7

Не значительны 28,6 75,0 58,3

Затрудняюсь ответить 28,5 8,3 0,0

Как видно из данных (см. таблицу), в 2005 году каждый четвертый респондент, относящийся к младшему поколению, отметил, что противоречия между младшим и старшим поколением значительны. Ответы представителей среднего и старшего поколения почти одинаковы (39,9 и 34% соответственно). Более половины респондентов старшего поколения (61,6%) назвали противоречия малозначительными. Такого же мнения (42,4%) респондентов младшего поколения и каждый третий - среднего поколения. Каждый седьмой - представитель младшего и старшего поколения ответили, что противоречия не значительны.

В 2006 году ситуация немного изменилась: увеличилось с 8,1 до 12,1% количество респондентов старшего и младшего поколений, считающих противоречия между младшим и старшим поколениями значительными. Каждый четвертый опрошенный представитель старшего поколения считает, что противоречия не значительны. Среди младшего поколения такого мнения придерживается каждый третий, а среди среднего - 40,1%.

В 2007 году увеличилось число респондентов младшего поколения, считающих противоречия между младшим и старшим поколением значительным (57,3%). Это на 19,8% больше по сравнению с 2006 годом и более чем в два раза в сравнении с 2005. Приблизительно одинаковое число представителей среднего и старшего поколения (65,3 и 56,2% соответственно), придерживаются противоположного мнения.

В 2008 году одинаковое количество респондентов младшего и старшего поколений (62,3 и 66,8%) высказали мнение, что противоречий между поколениями нет. По сравнению с 2007 годом, число респондентов младшего поколения, придерживающихся аналогичного мнения, увеличилось на 44,3%. Мнения представителей старшего поколения оказались примерно одинаковыми: половина из них (47,6%) считает, что противоречия существуют, а другие (42,4%) считают, что противоречий нет.

В 2009 году произошло увеличение числа респондентов среднего поколения, считающих, что противоречий не существует, их количество составило три четверти от всех опрошенных. Подобный рост произошел так же среди опрошенных представителей старшего поколения (58,3%), что на 15,9% больше по сравнению с предшествующим годом. Среди младшего поколения, напротив, произошло сокращение респондентов считающих, что противоречий не существует на 33,7%, соответственно увеличение числа респондентов, придерживающихся противоположного мнения на 15,5%.

Мнения респондентов по рассмотренному вопросу в течение исследуемого периода времени не стабильны. Это связано, по мнению автора, с причинами субъективного и объективного характера, которые будут анализироваться в дальнейших разработках.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Социология молодежи. В 3 кн. - М., 1995.

2.Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века. СПб., 1998.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 316.344.3/34

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Е.А. Александрова

Социально-профессиональная адаптация, высшее образование, формирование, определение

Современные промышленные предприятия остро нуждаются в высококвалифицированных инженерах, способных к инновационной деятельности, обладающих потребностью в саморазвитии и самообразовании, чему в немалой степени способствует успешная социально-профессиональная адаптация. В связи с этим, особый интерес вызывает проблема социально-профессиональной адаптации студентов в процессе обучения в техническом вузе. Актуальность ее исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречий между существующим уровнем подготовки будущих инженеров и запросами производственной практики; потребностями общества в эффективном труде инженеров и нынешним профессиональным уровнем инженерных кадров.

Социологические исследования, проведенные на предприятиях города Омска, свидетельствуют о существовании значительных недостатков в их работе, затрудняющих социально-профессиональную адаптацию. Для промышленных предприятий этого региона, как и многих других регионов России, характерны низкий уровень социального положения инженеров, невысокое качество услуг по повышению квалификации, снижение уровня профессионализма научно-педагогических кадров в вузе и как результат - падение качества подготовки выпускников, их невостребованность на рынке труда.

Вуз - это центр образования, науки и культуры, обеспечивающий воспроизводство интеллектуального потенциала территории, ведущий обучение и научные исследования, активно влияющий на стратегию развития региона путем подготовки высококвалифицированных, всесторонне развитых специалистов.

Употребляемое в статье понятие «социально-профессиональной адаптации» автор рассматривает с позиций личностно-деятельностного подхода, ориентируясь, в частности, на работы А.К. Марковой, Н.В. Кузьминой, И.А. Колесниковой и др. Опираясь на имеющиеся в литературе разработки, можно дать следующее определение социально-профессиональной адаптации: это процесс включения, приспособления человека к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу и достижение им в оптимально короткое время требуемой производительности труда.

В 2009 году автором проведено социологическое исследование на тему «Социально-профессиональная адаптация студентов технических вузов», цель которого - определение места социально-профессиональной адаптации в иерархии целей высшего образования, понимание сути социально-профессиональной адаптации участниками образовательного процесса (преподавателями и студентами), оценка способности вуза участвовать в этом процессе.

В социологическом опросе приняли участие студенты и преподаватели высших технических учебных заведений города Омска. Всего опрошено 850 респондентов из Сибирской Государственной автомобильно-дорожной академии, Омского государственного технического университета, Омского государственного университета путей сообщения.

Место социально-профессиональной адаптации в иерархии целей высшего образования. По мнению преподавателей, цели современного высшего образования (в % от числа опрошенных, представлены только наиболее значимые позиции): способствовать всестороннему развитию личности - 56%; подготовить социально-компетентную личность - 52%; адаптировать студентов к выбранной профессии - 47%; развить способность к дальнейшему обучению (развитие мышления, работа с информацией) - 41%; воспитать свободного ответственного человека - 25%. Преподаватели согласны, что успешная социально-профессиональная адаптация является одной из значимых целей образования в вузе. Показательно, что такие качества личности, как умение принимать решение и умение учиться оказались для преподавателей равнозначными.

Студенты, которые в основном демонстрируют «базовую» установку - вуз должен давать «глубокие знания, без пробелов», тем не менее, считают, что вуз должен способствовать социально-профессиональной адаптации студентов (37%), более того, это, по их мнению, важная задача обучения. В том, что у вуза есть другие, более важные задачи уверены только 10% опрошенных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.