Научная статья на тему 'Проблемы высшего образования в оценках населения'

Проблемы высшего образования в оценках населения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красильникова Марина

2.. The paper analyses various findings of the surveys carried out by VCIOM-A during recent years on the issues connected with Russia population ideas on desirability and accessibility of higher education, educational values priorities. During recent years about two thirds of respondents have been steadily stating that under the present situation in the society they (or their children, grandchildren) can't get good education, the share of such statements growing faster among respondents with dependent children. People believe it necessary to allocate significantly greater budget funds for education development, though they admit as before the combination of paid and free forms in higher education system. However, according to the data received, mass demand for higher education is aimed mainly not at mastering knowledge, acquiring professional competence and skills, but at getting merely a certificate of higher education that inevitably leads to erosion of values and the higher education system itself in the country. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Issues of Higher Education in Population Judgments

2.. The paper analyses various findings of the surveys carried out by VCIOM-A during recent years on the issues connected with Russia population ideas on desirability and accessibility of higher education, educational values priorities. During recent years about two thirds of respondents have been steadily stating that under the present situation in the society they (or their children, grandchildren) can't get good education, the share of such statements growing faster among respondents with dependent children. People believe it necessary to allocate significantly greater budget funds for education development, though they admit as before the combination of paid and free forms in higher education system. However, according to the data received, mass demand for higher education is aimed mainly not at mastering knowledge, acquiring professional competence and skills, but at getting merely a certificate of higher education that inevitably leads to erosion of values and the higher education system itself in the country. 3.

Текст научной работы на тему «Проблемы высшего образования в оценках населения»

Марина КРАСИЛЬНИКОВА

Проблемы высшего образования в оценках населения

Необходимость совершенствования системы образования в России, в том числе профессионального образования всех ступеней, постепенно выходит на первый план как с точки зрения государственной власти, профессионального сообщества работодателей, работников собственно образовательной системы, так и в массовом общественном сознании.

С переходом к рыночным отношениям образование все чаще рассматривается населением как важный экономический ресурс, обеспечивающий успешную самореализацию, социальную мобильность, материальное благосостояние. Стратегия выживания, сформировавшаяся за годы перемен в массовых слоях населения, преимущественно ориентирована на семейно-родственные ресурсы. В рамках такой стратегии потребности в образовании не могут быть реализованы в полной мере. Получение образования, равно как и удовлетворение других базовых потребностей, таких, как обеспеченность медицинским обслуживанием, жильем, не могут быть реализованы сегодня без системного (на уровне современного общества в целом) обеспечения функционирования соответствующих институтов, при этом не важно, за счет государства или только на основании рыночных принципов. Поэтому осознание возрастающих проблем в сфере удовлетворения потребностей населения в образовании на должном уровне вызывает стремительный рост озабоченности в обществе и претензии к государственным структурам. Невозможность решения этих проблем на уровне самоорганизации гражданского общества делает их особенно острыми и болезненными в социальном плане.

Ситуация усугубляется тем, что уровень образования населения, достигнутый в годы советской власти, и возможности, предоставляемые советской системой образования, всегда оценивались весьма высоко не только внутри страны, но и за рубежом. Ностальгия по прежним временам, характерная для нынешнего общественного сознания, также способствует обострению проблемы образования в сознании населения. Справедливо или нет, но, по данным опроса, проведенного в конце 2000 г., примерно три четверти взрослого населения страны полагали, что "если говорить о жизни простых людей, то в

1970-1980-е годы система образования" в Советском Союзе была лучше, чем в странах Запада. Такой ответ в среднем дали 70% опрошенных. Противоположную точку зрения ("что система образования была лучше в странах Запада") выбрали только 14% и еще 4% респондентов считали, что и в Советском Союзе, и в странах Запада системы образования были примерно на одном уровне, остальные затруднились ответить. Такое распределение мнений в принципе характерно для всех слоев общества — людей с разным уровнем образования, материального достатка, представителей всех возрастов, проживающих и в городах, и в деревнях. Даже среди наиболее обеспеченной части общества, тех, кто высоко оценивает свой потребительский статус ("мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования...") безусловно признается преимущество советской образовательной системы (76 против 18% в пользу образовательных систем стран Запада).

Высокие оценки системы образования, сложившейся в прошлом в нашей стране, приводят к тому, что люди весьма позитивно расценивают собственное образование, то, которое им удалось получить. Согласно опросу, проведенному осенью 2000 г., более половины опрошенных (в среднем — 55%) были удовлетворены полученным образованием (сумма позиций "вполне удовлетворены" — 27% и "скорее удовлетворены" — 28%). Особенно удовлетворены полученным образованием те, кто имеет высшее образование (83% респондентов), жители больших городов (59% респондентов), люди в старшем трудоспособном возрасте (40-54-летние в 60% случаев удовлетворены полученным образованием), самая обеспеченная часть населения (верхние 20% в распределении по доходу — здесь 63% удовлетворены своим образованием).

Статус отечественного высшего образования до сих пор очень высок в глазах российских граждан. Согласно данным всероссийского опроса, проведенного в мае 2001 г., в среднем 48% взрослого населения страны полагают, что диплом российского вуза внушает сейчас больше доверия, чем зарубежный сертификат о высшем образовании. Безусловное предпочтение зарубежным дипломам наши сограждане отдают вдвое реже (23%). Примерно столько же (21%)

Таблица 1

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ СЕМЬИ

(е % от числа опрошенных в каждой группе, декабрь 2000 г., N=1600 человек)

Образование

Группа

ниже среднего

среднее высшее

В среднем 38 47 15

Образование кормильца семьи

Нижние 20% в распределении по доходу, всего 29 62 9

Только семьи с детьми 25 64 11

Верхние 20% в распределении по доходу, всего 10 55 35

Только семьи с детьми 2 63 35

полагают, что и российские, и зарубежные документы вызывают примерно одинаковое доверие.

Данные массовых опросов подтверждают, что уровень образования уже стал важным фактором, способствующим повышению благосостояния семьи. Именно люди с более высоким уровнем образования чаще приносят основной доход в семью и являются кормильцами (табл. 1), особенно, если речь идет о семьях, в которых есть несовершеннолетние дети.

В семьях с самым высоким уровнем денежных доходов доля кормильцев с высшим образованием в три и более раза выше, чем в семьях с низким уровнем дохода. А если сравнивать только те семьи, в которых есть несовершеннолетние дети, то разрыв в уровне образования кормильцев в семьях с разным уровнем благосостояния еще более впечатляющий. Четверть кормильцев из малообеспеченных семей не имеют даже среднего образования, напротив, в 20% наиболее состоятельных семей доля их падает до 2%, т.е. практически до статистически незначимой величины.

Престижность образования в глазах широких слоев населения в таких условиях становится очень высокой. Это обстоятельство подтверждают все исследования, которые проводились в России в последние годы. Мы приведем только один пример из исследований ВЦИОМ. Летом 2003 г., отвечая на вопрос о том, какой уровень образования люди считали бы достаточным для . воих детей и внуков, более 85% опрошенных заявили о необходимости получения профессионального образования. В первую очередь речь идет о высшем профессиональном образовании — получение такого образования молодыми людьми считают необходимым 70% опрошен -

Таблица 2

КАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ НАИЛУЧШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ЖИЗНИ?

(по данным специального опроса студентов ПТУ и вузов, проведенного в сентябре 2001 г., N=600 человек)

Уровень образования

Студенты

ПТУ

вузов

Начальное образование (менее 7-8 классов) _ _

Неполная средняя школа (7-8 классов) _ 1

Средняя школа (10-11 классов) 9 1

Профессионально-техническое училище (ПТУ) 31 1

Техникум,среднее специальное училище 12 2

Один вуз (институт, университет, академия) 25 36

Два вуза (институт, университет, академия) 13 45

Аспирантура, адъюнктура, ординатура и т.п. 4 15

Другое - -

Затрудняюсь ответить 7 1

ных. На среднее специальное образование ориентируются гораздо меньше: лишь 15% респондентов полагают, что его было бы достаточно для человека, вступающего сейчас в самостоятельную жизнь.

Уровень образовательных притязаний современных молодых людей очень высок. Уже включенные в систему профессионального образования молодые люди чаще всего не считают, что то учебное заведение, в котором они учатся сейчас, — это последний этап получения образования. Об этом позволяют судить данные таблицы 2, в которой представлены результаты опроса учащихся нескольких подмосковных ПТУ и московских вузов1.

Как видно, только треть (31%) учащихся ПТУ полагают, что знаний, полученных на таком уровне профессионального обучения, достаточно для успешной жизни. Остальные предпочитают иметь более высокое образование. Доля студентов вузов, полагающих, что наличие одного вузовского диплома обеспечит наилучшие возможности в жизни, немногим выше 36%. Значительная часть из них считают его недостаточным и думают о необходимости продолже-

1 Исследование проводилось в 2001 г. по заказу московского офиса ПРООН.

ния учебы. Ориентация на два высших образования становится все более распространенной.

Наличие второго высшего образования еще не стало нормой. По данным всероссийского опроса, проведенного летом 2003 г., в среднем только четверть людей с высшим образованием имеют или собираются получить второе высшее образование. Однако этот средний показатель существенно дифференцирован по социально-экономическим группам населения. Прежде всего, следует отметить, что среди молодежи в возрасте, когда обычно еще продолжают учиться (18—24 года), только половина опрошенных твердо сказали, что они не собираются получать второе высшее образование (точнее, 52% опрошенных в этой группе). Каждый пятый (20%), напротив, уверен, что будет получать второе высшее образование, а 6% опрошенных молодых людей уже получают его. Кроме того, в этой возрастной группе значительно выше, чем во всех других социально-экономических группах опрошенных, доля тех, кто еще не сформировал определенного мнения по поводу необходимости для себя лично получения второго высшего образования (22%).

Очевидно, потребность во втором высшем образовании формируется под влиянием сложившейся ситуации, свидетельствующей о том, что этот дополнительный образовательный ресурс способствует успеху в жизни. По крайней мере, об этом можно судить по данным о том, что среди людей с наиболее высокими денежными доходами и наилучшими субъективными оценками собственного материального положения, доля лиц, имеющих или собирающихся получать второе высшее образование, заметно выше. Среди респондентов с высшим образованием, чей потребительский статус по самооценке соответствует описанию "мы можем без труда приобретать предметы длительного пользования", 47% имеют или собираются получать второе высшее образование. Среди 20% семей с наиболее высокими денежными доходами таких — 32%. Напомним, что в среднем лишь 26% респондентов с высшим образованием имеют или собираются получить и второе высшее образование.

Рост интереса населения к получению второго высшего образования пока трудно однозначно интерпретировать и оценить. С одной стороны, это может быть проявление повышающейся ценности знаний и необходимости их универсализации, которая способствует более успешной адаптации полученных знаний и навыков к требованиям рынка труда. Возможно, это первый шаг на пути развития системы непрерывного обучения, которое в той или иной форме про-

должается на протяжении всей профессиональной карьеры. И это действительно является требованием нового рынка труда, требующего наличия все более квалифицированной рабочей силы, а главное, непрерывно меняющего требования к качеству этой квалификации. С другой стороны, как мы полагаем, стремление получить второе высшее образование в сложившихся сегодня в нашей стране условиях — это практически стихийная реакция на проблемы, накопившиеся и в самой системе профессионального образования, и на стыке между структурой подготовки кадров и реальными требованиями рынка труда. Речь идет, во-первых, о неудовлетворительном качестве профессиональной подготовки в средних специальных и высших учебных заведениях, которые, как показывает практика, не всегда обеспечивают достаточный уровень профессиональных знаний и навыков и поэтому требуют дополнительного обучения. Во-вторых, проблемы трудоустройства приводят к тому, что очень многие не могут найти работу по специальности, которую они приобрели в вузе и, найдя, наконец, работу, получают второе высшее образование уже "под найденную работу". И это является прямым отражением структурной несбалансированности системы подготовки кадров, которая на практике приводит к неэффективному использованию как общественных, так и материальных ресурсов, и личностных затрат потребителей образовательных услуг.

Описанное выше массовое стремление населения к получению профессионального образования как будто отрадное явление, свидетельствующее о высокой ценности образования в массовом сознании современного российского общества. Однако оно таит в себе и значительные проблемы, связанные со структурой профессионального образования и потребностями общества в квалифицированной рабочей силе и в ближайшем, и в более отдаленном будущем.

Профессиональное образование, и в первую | очередь высшее, все более становится инструментальной ценностью, необходимым условием успешной жизни. Проблемы материального достатка, личных денежных доходов являются [ сейчас первоочередными практически для всех | слоев общества. А высшее образование прежде I всего рассматривается как необходимое условие I для того, "чтобы больше зарабатывать" (такой} ответ выбрали 47% опрошенных летом 2003 г.,' рис. 1), "больше знать, получить специальные; знания" (39%) или "занять более высокое поло-; жение в обществе" (36%). Оно институциональ-' ная предпосылка вертикальной социальной мо-! бильности.

Рисунок 1

ДЛЯ ЧЕГО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПРЕЖДЕ ВСЕГО НУЖНО ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, РАДИ ЧЕГО ИДУТ УЧИТЬСЯ В ИНСТИТУТ?

(в % от числа опрошенных, июнь 2003 г., N=1602 человека)

Чтобы больше зарабатывать Чтобы больше знать, получить специальные знания Чтобы занять более высокое положение в обществе Чтобы заниматься интересной работой Чтобы получить общее развитие, жить более богатой духовной жизнью Чтобы пользоваться уважением окружающих Потому что так принято в наши дни Чтобы избежать службы в армии Чтобы провести молодые годы в свое удовольствие Не считаю нужным получать высшее образование Затрудняюсь ответить

О

27

] 23

36

147

39

10

20

30

40

50

%

Анализ представлений населения о том, какую профессиональную карьеру они считают наилучшей, также подтверждает, что получение профессиональных навыков и знаний рассматривается как необходимое условие успешной жизнедеятельности. Согласно данным всероссийского репрезентативного опроса, проведенного в конце 1998 г., опрошенные чаще всего желали бы, чтобы их дети стали инженерами, учителями или врачами (26%), предпринимателями или бизнесменами (21), квалифицированными рабочими (18%). Примечательно, что подобная иерархия престижных, желательных для успешной жизни профессий, в целом сохраняется и в группах респондентов, которые сами не имеют даже среднего образования.

Некоторое представление о специфике профессиональных ориентаций молодежи можно продемонстрировать на примере уже упоминавшегося обследования студентов ПТУ одного из подмосковных городов и студентов нескольких московских технических вузов. О распределении предпочтений этих двух категорий молодежи можно судить по данным таблицы 3. Они отражают наиболее интересные ответы студентов ПТУ. Студенты вузов по большей части уже выбрали профессию (об этом свидетельствует особенно высокая частота выбора профессии инженера, т.е. профессии, по которой преимущественно готовят те вузы, где проводился опрос). А вот примерно половине студентов ПТУ этот выбор, судя по данным опроса, еще предстоит осуществить. Из ответов учащихся ПТУ на другие вопросы анкеты понятно, что примерно четверть из них собираются после окончания ПТУ продолжить обучение в вузе, причем не обязательно по той же специальности. Примерно половина юношей, учащихся ПТУ, после его окончания собираются отслу-

жить в армии. Таким образом, значительной части студентов ПТУ еще предстоит выбрать профессию. И ориентироваться они будут, как видно из данных таблицы 3, преимущественно

Таблица 3

КАКУЮ ПРОФЕССИЮ, ЗАНЯТИЕ ВЫ СЧИТАЕТЕ НАИЛУЧШИМ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА? (е % от общего числа опрошенных, специальный опрос студентов ПТУ и вузов, сентябрь 2001 г., N=600 человек)

Профессия

Студенты

ПТУ

вузов

Врач 4 1

Рабочий массовой специальности 9 2

Бизнесмен 18 27

Работник сферы обслуживания - 3

Инженер 9 33

Военный 8 1

Специалист в сельском хозяйстве (агроном, ветеринар) 7 _

Разнорабочий - -

Экономист (бухгалтер, работник финансовой сферы и пр.) 8 7

Учитель - -

Рабочий редкой специальности (краснодеревщик и т.п.) 4 2

Медицинская сестра - -

Юрист (адвокат, следователь, судья и пр.) 31 9

Другое - 5

Затрудняюсь ответить 3 11

Таблица 4

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ ЖИЗНЬ СЕМЬИ (лето 2003 г., N=2107 человек)

В среднем Только семьи с детьми до 16 лет

Проблема % Ранг (1 — самая важная проблема) % Ранг (1 — самая важная проблема)

Низкие доходы 72 1 78 1

Опасения потерять работу 13 6 18 4-5

Плохое здоровье, трудности с лечением 34 2 15 7-8

Плохое жилье 12 7 15 7-8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бытовые трудности 25 3 28 2

Невозможность дать детям хорошее образование 11 8 19 3

Плохие взаимоотношения в семье 2 11 3 11

Пьянство, наркомания кого-то из членов семьи 3 10 2 10

Усталость, переутомление 17 4 16 6

Безысходность, отсутствие перспектив в жизни 16 5 18 4-5

Недостаток свободного времени 9 9 11 9

на занятия и профессии, которые требуют высокого профессионального образования.

Сигналы, поступающие с рынка труда, уже начинают оказывать влияние на представления молодежи о профессиональной структуре. Бум спроса на экономические специальности, характерный для 1990-х годов и приведший, по мнению экспертов1, к "перепроизводству" таких специалистов, похоже, уже прошел, по крайней мере в среде наиболее продвинутой молодежи. Это определение, по-видимому, справедливо для молодых людей, проживающих и обучающихся в столичном регионе. Характерно, что юридические специальности, также ставшие модными в 1990-е годы, набирают гораздо больше поклонников среди учащихся ПТУ, чем среди студентов московских высших учебных заведений.

Анализ представлений населения о хорошей профессиональной карьере показывает, что профессиональное образование — необходимое условие успешной социализации в современном обществе. Такое мнение распространено во всех слоях современного российского общества. Однако это не означает, что в глазах населения ситуация в образовании складывается более или менее удовлетворительно. В обществе сохраняется представление, что право на бесплатное образование является одним из наиболее важных прав человека в современном обществе (с этим согласны в среднем 70% опрошенных), причем его разделяют представители всех основных со-

1 См.: Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, 2001 г. М.: ПР00Н, 2002. С. 68.

циально-экономических групп населения. Даже среди наиболее образованных, молодых и обеспеченных россиян "право на бесплатное образование, медицинскую помощь, на обеспечение в старости и при болезни" является первоочередным (в этих группах уровень поддержки этих социальных принципов чуть меньше, чем в среднем, но все равно он не опускается ниже 60% в числе опрошенных).

В общественном сознании все более выстраивается своя система приоритетов требований к государству по развитию системы образования в стране. Большинство опрошенных считают, что бюджетные средства должны прежде всего направляться на финансирование образования (61%). Большее число ответов (хотя и немногим больше) набирает только одна самая важная, по мнению населения, статья бюджетных расходов — "здравоохранение" (64%).

Профессиональное образование уже стало общераспространенным общественным стандартом, т.е. является сферой непосредственных интересов практически всех слоев общества. Проблемы доступности образования все более выходят на первый план. Конечно же, на фоне низкого уровня жизни основной части населения у большинства опрошенных на первом месте стоят трудности материального характера — низкие доходы, плохое жилье и т.п. Однако в семьях, имеющих детей, невозможность дать детям хорошее образование стоит очень остро — на третьем месте среди всех проблем, осложняющих жизнь семьи, оставляя позади и проблемы, касающиеся здоровья, и опасения потери работы, и безысходность и т.п. (табл. 4). Нехватка денежных

Таблица 5

СЕЙЧАС МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ (ВАШИ ДЕТИ, ВНУКИ), ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ, ПОЛУЧИТЬ ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

(в % от числа опрошенных; всероссийский опрос)

В среднем

Вариант ответа

Только семьи с детьми до 16 лет

Сентябрь Декабрь Сентябрь Декабрь 2003 г. 2002 г. 2003 г. 2002 г.

Определенно да 6 8 6 8

Скорее да 27 26 28 31

Скорее нет 37 39 41 39

Определенно нет 25 22 21 20

Затрудняюсь ответить 5 5 4 2

Число опрошенных 1600 1580 659 672

доходов все последние годы устойчиво занимает первое место, по мнению всех основных групп и слоев нашего общества, и непосредственно связана и с возможностями удовлетворения потребностей в образовании.

В общественном сознании обостряются проблемы, связанные с получением образования, — люди все чаще полагают, что этот важный социально-экономический ресурс становится все менее доступным. По данным опросов ВЦИОМ последних лет, примерно две трети опрошенных устойчиво отвечают, что ситуация в обществе сейчас такова, что они (или их дети, внуки) не могут получить хорошее образование (табл. 5). За последний год даже стала проявляться негативная тенденция увеличения доли считающих недоступным хорошее образование в группе респондентов, имеющих несовершеннолетних детей в составе своей семьи. С точки зрения проблем образования эту группу можно назвать "целевой", поскольку процесс получения образования приходится в большинстве случаев на молодые возраста. С конца 2002 г. до осени 2003 г. в группе семей с детьми доля "полностью" или "скорее уверенных" в том, что сейчас "нельзя получить хорошее образование", увеличилась с 59 до 63%.

В 1990-е годы в России появилась официальная система платного образования, которая получила наибольшее развитие в сфере высшего образования. Речь идет о приеме и обучении студентов на основе "полного возмещения затрат" за счет как личных средств населения (студентов, их родителей), так и предприятий и организаций. Система приема и обучения студентов на платной основе стремительно развивалась во второй половине 1990-х годов. В 2000 г. доля поступивших на платные отделения уже

превысила половину общей численности студентов первого курса, соответственно, доля обучающихся на платной основе студентов сейчас составляет примерно 40%. Таким образом, в ближайшие годы можно будет говорить о том, что система высшего образования в России преимущественно станет платной.

Платные образовательные услуги предоставляются как государственными, так и негосударственными вузами. Число негосударственных вузов сравнительно велико (по данным 2000 г. — 385, т.е. примерно вдвое меньше, чем государственных, в том числе 208 аккредитованы), однако доля обучающихся в них составляет не более 10% от общего числа студентов. Если в начале 1990-х годов негосударственные вузы обеспечивали примерно половину платного приема студентов, то сейчас их доля составляет около 20%. Таким образом, в предоставлении платных услуг высшего образования в настоящее время лидируют государственные вузы.

В условиях расширения платности высшего образования и при низком уровне жизни большинства населения страны проблема его доступности в современной России перестает быть исключительно проблемой социально уязвимых слоев населения. Она затрагивает почти все население, за исключением самых богатых, которых в России, по разным оценкам, не более 3-5% населения. Уже сейчас плата в московских вузах, где дается качественное образование, составляет как минимум 3 тыс. долл. за год обучения, т.е. 250 долл. в расчете на месяц. Доход выше 250 долл. в месяц имеют примерно 30% населения Москвы (самого богатого города страны), в нормальных же условиях плата за образование вряд ли может составлять основную часть расходов домохозяйства.

Тем не менее имеющиеся исследования свидетельствуют о том, что факторы социально-экономической дифференциации все более ограничивают доступность высшего образования для широких слоев населения. При этом наибольшие ограничения возникают в связи с различиями в уровнях материального достатка (особенно страдают малообеспеченные семьи), в местах проживания (как в региональном, так и в поселенческом разрезе — в самом худшем положении оказываются жители сельской местности и малых городов, депрессивных регионов), а также из-за разных возможностей при получении общего среднего образования (снижение в целом уровня школьной подготовки при наличии ограниченного числа элитных школ, позволяющих получить более качественное образование).

Таблица 6

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ В ОСНОВНОМ БЕСПЛАТНЫМ, В ОСНОВНОМ ПЛАТНЫМ ИЛИ НУЖНО И ПЛАТНОЕ, И БЕСПЛАТНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

{в % от числа опрошенных, всероссийские опросы)

Январь 1997 г._Июль 2003 г.

Вариант ответа В среднем Молодежь (16-35 лет) В среднем Молодежь (16-35 лет)

В основном бесплатное 49 40 55 41

Нужно и платное, и бесплатное 44 52 39 56

В основном платное 3 4 2 1

Затрудняюсь ответить 4 4 4 2

Число опрошенных 2406 2004

На фоне растущего распространения практики платного предоставления услуг системы профессионального, в первую очередь высшего, образования, представления населения о том, на основе каких принципов — платности или бесплатности, должна функционировать эта система, меняются скорее в противоположном направлении. Сейчас, по сравнению с серединой 1990-х годов, увеличилась доля тех, кто считает, что высшее образование должно быть либо в основном бесплатным, либо в равной мере сочетать принципы платности и бесплатности. И без того крайне незначительное число сторонников преимущественно платной системы высшего образования (в 1997 г. таких было 3%) летом 2003 г. сократилось до статистически незначимой величины в 1%. Эти тенденции характерны не только для населения в целом, но и для самой молодой части общества (от 16 до 35 лет), для которых проблемы получения образования наиболее актуальны (табл. 6).

Согласно исследованию, проведенному ВЦИОМ в 1999 г. с целью анализа потребительского поведения населения в сфере платных услуг образования, получение высшего образования на платной основе уже в тот период приобрело достаточно широкое распространение. Данные показали, что 22% семей, имеющих в своем составе студентов, в той или иной форме платили за обучение в высших учебных заведениях. Отметим, что в сфере высшего образования складывались две стратегии оплаты предоставляемых услуг: полностью платное образование (60%) и оплата отдельных видов услуг в системе бесплатного образования (40%).

Из всех видов образовательных услуг высшее образование является наиболее дорогостоящим, поэтому постоянный рост доли платного обучения в вузах пессимистично воспринимается гражданами России, доходы большинства которых довольно ограничены. В целом 60% семей,

имеющих детей школьного возраста, полагали в конце 1990-х годов, что не смогут оплатить обучение детей в высших учебных заведениях. Более оптимистично оценивали свои возможности жители Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых 38% респондентов были уверены в том, что материальные возможности семьи позволят дать детям высшее или среднее специальное образование. Объективно оценивая предстоящие расходы на оплату образования детей, многие семьи уже тогда стали менять сберегательные мотивы. Массовые опросы фиксировали рост доли семей, реализующих сберегательную стратегию с целью оплаты образования, на фоне снижения доли тех, кто аккумулировал сбережения для оплаты отдыха, покупки дома или иного жилья, земли, дорогих вещей или автомобиля.

Сейчас уже можно говорить о том, что масштабы платности предоставления образовательных услуг таковы, что могут восприниматься населением как элемент стандарта российского образа жизни, однако невозможность их оплаты будет восприниматься как значимое лишение, исключение из преобладающего в населении образа жизни. В связи с этим важным аспектом анализа становится изучение характера распространения платной формы удовлетворения потребности в образовании в зависимости от социально-демо-графических характеристик российских семей. Особое внимание следует, очевидно, уделить взаимосвязи уровня благосостояния семьи и ее реальной включенности в сферу платного образования.

Несколько лет назад обращение к платным услугам высшего образования было более тесно увязано с уровнем благосостояния, чем, например, обращение к платным услугам здравоохранения. К платным услугам высшего образования чаще, по сравнению с платными услугами здравоохранения, обращались более высокодоходные

семьи, жители крупных городов, и это позволяло надеяться, что тем самым предъявлялся спрос на более качественные услуги. Однако в тот период уровень развития платности услуг высшего образования был заметно ниже, чем услуг здравоохранения, и заметно ниже, чем в нынешней системе высшего образования. Очевидно, что теперь, на новом уровне распространенности платных услуг высшего образования, социально-экономическая структура потребителей этих услуг должна существенно измениться. Платные услуги высшего образования постепенно перестают быть альтернативой бесплатным.

Демонстрируемый населением высокий уровень потребности в получении специального, в первую очередь высшего, образования нельзя в настоящее время однозначно интерпретировать как массовую приверженность идеям высокой ценности знаний и профессиональных навыков. Исследования структуры ценностных ориентаций российского общества показывают, что образование не входит в число первоочередных факторов (не является общепризнанным инструментом), обеспечивающих жизненный успех. Исследования ВЦИОМ, проведенные в 1995 г. по общенациональной выборке, распределения ответов на вопрос: "Каким людям в России легче всего добиться успеха?" показали, что общепринятые слагаемые личностных достижений оказались важными, но дополнительными факторами успеха (высокая профессиональная квалификация — 14% опрошенных, образование — 11, знание иностранных языков — 8, трудолюбие, любовь к своей работе — 8%); необходимость личных усилий для достижения успеха оценивается чуть выше — 44%. Наибольшую же ценность в глазах населения имеют хорошие "знакомства, связи" (55%), преуспевающие "родственники, занимающие высокие посты" (46%), а также "асоциальные" личности — махинаторы, спекулянты (43%). В другом, более позднем опросе (май 1997 г.) близкие по смыслу ответы — знания, умения, способности составляли 20% от общего числа высказываний, 14% — упорный труд; большая часть ответов сводилась к наличию больших денег, хорошим анкетным данным, сервильности и нахрапистости и т.п.1

Девальвация высшего образования как системы профессиональных знаний и инструмента социальной мобильности начала проявляться еще в советское время. Процесс этот продолжа-

1 См.: Гудков Л. Кризис высшего образования в России: Конец советской модели // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1998. №4. С. 32-45.

ется и сейчас. Как представляется, структура количественных показателей развития системы высшего образования (например, преимущественный рост заочной формы обучения, дающего заведомо более низкое качество профессиональных знаний, но предоставляющего такой же документ о высшем образовании, как и очные отделения), а также отмечаемый в социологических исследованиях рост потребности в более чем одном высшем образовании, дает основание предполагать, что сформировавшаяся относительно высокая потребность в услугах высшего образования есть отражение не массовой приверженности населения "идеальным" ценностям образования, а потребность в образовании как средстве достижения или условию занятия определенного социального положения. Все более распространенной, самостоятельной ценностью становится собственно документ — "диплом о высшем образовании", который дает пропуск на переход в более высокий социальный статус. Причем этот переход имеет "разовый" характер. Получение профессиональных знаний и навыков, только сопровождающее процесс получения диплома о высшем образовании, не рассматривается (чаще всего) как самостоятельная инструментальная ценность, сама по себе являющаяся фактором социальной мобильности. Соответственно, на уровне массовых представлений и потребностей проблемы качества образования пока уходят на второй план.

Безусловно, речь не идет о повсеместной эрозии ценностей высшего образования, а только лишь о наиболее массовых проявлениях. Ценностная установка на образование как на инструментальную ценность, т.е. получение профессиональных и общекультурных навыков, которые являются одним из основных факторов жизненного успеха, также имеет место. Собственно она и является двигателем, стимулом к росту дифференциации услуг высшего образования. Именно в ответ на эту потребность формируется система элитных, престижных вузов.

Кроме того, формирование потребностей в услугах системы высшего образования в современных российских условиях обусловлено такими факторами, которые вообще не связаны с "идеальными" образовательными ценностями как таковыми. Речь идет прежде всего об использовании льгот, предоставляемых системой высшего образования, прежде всего отсрочкой от службы в армии для мужчин. Наличие безработицы также является в российских условиях фактором, стимулирующим спрос на услуги высшего образования. Возможность вхождения в систему высшего образования является свое-

образным демпфером, смягчающим ситуацию на рынке труда. Во всех этих случаях система высшего образования продолжает "в принципе" выполнять свою основную функцию — предоставление профессиональных знаний, но это происходит как бы "в том числе". Важно, что структура мотивации (ценностей), формирующих потребность в высшем образовании, оказывается отличной от "идеальных" (общепризнанных в мире) ценностей, что ведет к деформации самой системы высшего образования.

Все эти обстоятельства необходимо учитывать при анализе количественных показателей развития системы высшего образования в России в последние годы. Их учет заставляет иначе оценивать рост численности студентов вузов, произошедший в 1990-е годы. Развитие принципов либерализма в высшей школе, давшее значительную свободу вузам в формировании программ обучения, профессиональной структуры выпуска, стремительное сокращение государственного финансирования системы высшего образования, а также развитие платного обучения на фоне деформированного характера потребности в услугах высшего образования, по-видимому, только способствует столь же деформированному развитию самой системы высшего образования. Вузам предоставлены широкие возможности оказывать именно те услуги для получения высшего образования, на которые есть спрос, а

спрос в своей массе ориентирован на получение собственно диплома о высшем образовании (свидетельства), а не на овладение профессиональными знаниями и навыками. Ориентация институтов, предоставляющих услуги высшего образования, на такую сформировавшуюся потребность в высшем образовании, не способствует развитию его качества, и в конечном счете ведет к закреплению этой деформированной системы потребностей, к девальвации системы высшего образования.

Имеющее место расширение доступности к такой системе высшего образования, подтверждаемое показателями роста численности студентов, очевидно, не может отвечать долгосрочным потребностям общества. Оно мало способствует развитию человеческого потенциала страны, развитию трудовых ресурсов, социальной мобильности и смягчению социальной дифференциации.

Более того, со временем такое доступное высшее образование перестанет отвечать и интересам потребителей. По мере расширения доступности, ценность такого "статусного высшего образования" будет девальвирована, поскольку окажется не подкрепленной соответствующими социальными и профессиональными навыками и знаниями. Ожидания потребителей окажутся несостоятельными, что и вызовет нарастание социального недовольства, претензии к системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.