! 1 ' " і 1 і ■ -ЛГУР •- , 'Л1 у р: у т. '■ і’ г.1 ;г"'ч.. г • ■ ..-т.— .• - С1 ■ і: , : Таблица'2 л!1 . ,2)!’ '.Чего Вам не хватает, чтобы добиться успеха в жизни?г• Д" -0 й и;, іьт; ■' (В % к числу ответивших; суммаответов превышает 100%; май,1995 г.) .> . у: ¡>, -■ г у> 3
1 Г)«ГГ - і . г ,’ • • " . . ■ . ■ ¡г .. , Варианты ответов , г ■ . Опрошенные.. ...
все до 20 лет 21^25 лет 26—30 лет. >■31^-50 лет.' старше 51 года •
'Здороі ' '.к ел: '.ч *•.:< -V.?! 'г- ЬЯ ■' 27 14 12' ’ 11 У .'■,, 21 . -¡,8 ї»-.-./
'.Инициативы, активности - у ’¡: • ■ - , . 17 24 22 : .29, ... .19. • ■ >'г* у 8 . '-'у.
Самостоятельности, независимости ’ ’ ' ' 1.7 77 28 18’ ■: 22 •- 6- у..-у
Знаний, квалификации у. - , 1 / 25 ■ 46 ■ .45,;, 31", 26 9
’ Ловкости/ нахальства .■-•.> . • . . ’ ’ 30 34 38 37 ‘ ■ 37 ' 17'
. Настойчивости, трудолюбия, -, ,, .-::!• 7 І9 ' . • 16 ,,12 5 . 3
’ Умения ладить'с начальством, с людьми- • ■ ~ 10 ' 6 -V 16 - ' 12 ■ 13 • . ... 6 •• ■
Другое,,.,.-,.. . . . , < , '."5 . .6 6 ;/4 ' 6 ;.
-У Меня| есть все необходимое -■: "Г , , 10 8 • ■. -8 12. , 11. У . . .10, ■
Я не стремлюсь ¿.успеху в жизни; 14 ' 3 . 4 ~ ' 10 • 9 • 27 1
Бизнесом хотели бы заняться 16% респондентов, причем 10% предпочли бы владеть магазином, мастерской, ателье. } — Из сказанного, можно сделать вывод, что' нынешняя 1 .. - Таблица2‘ Важны ли для Вас Ваша работа, профессия? (В % к. числу ответивших; май, 1995 г.) -
молодежь, только вступающая в сферу труда или делаю-; щаяг в; этой сфере первые •: шаги, . имеет, в общем более прогрессивные взгляды на перспективы развития экономии ки страны, приветствуетпродолжение реформ, хотя, как и люди старшего поколения, критично оценивает нынешнюю экономическую и политическую ситуацию. Замечая и приветствуя позитивные изменения в . сторону расширения действия рыночных механизмов; молодежь имеет более низкий; чем старшие, уровень трудовой мотивации. - . ■ Это Достаточно тревожный факт, поскольку при этом следует учесть <в общем низкий уровень трудовой мотивации, наблюдающийся у тех, кому более 30, лет. В интересах развития экономической системы в XXI в., о котором,по- Варианты ответов Опрошенные .
все до 20 лет 21-25 лет .26-30 лет 31-50 - лет старше 51 года
Очень' важны/ ' 35- -38 ' 41- Ч 37 -' ■ '40 ■ 27:
Довольно . важны ' 32 35 37 “40 і ■г ■ . 39 " 19 '
Не. очень .важны (у. ■ .14 - ,16_ .- 16 л • ' ,13 .13 14- .
Совсем | не важны 9 1 1 4 2 24
нормал стоит с ДОЛЖЄЕ кадров, стрирої пока, с; Е.АХи 5; Ор обрас ' Иду преобр ние рс людей ] г. ьно было бы ожидать,: что работник,.которому пред- V, троить, это "светлое капиталистическое будущее", мого социального статуса. После-резкого, но краткосроч-иметь более высокий, чем у остающихся в XX в. ного падения значимости образовательных ценностей в ■ уровень трудовых мотивов, либо должен демон- начале экономических реформ (уход молодежи "в ком-зать тенденцию повышения этого уровня. А это мерсанты") происходит постепенное восстановление прейдя поапоследним опросам, не наблюдается. стажа, образования, понимания. его роли для повышения гг,. • . ■; < конкурентоспособности индивида на рынке труда. Особый бовская интерес, в связи с этим вызывают ценностные ориентации Иентации МОЛОДеЖИ В сфере молодого поколения, а именно тех, кто сравнительно недав-Ования - , ' • но вступил в трудовую жизнь, собирается сделать это в г ; ■. , ■ ' ■ недалеком будущем либо совмещает работу с учебой, цие политические, экономические и социальные . Вопросы образования молодежи изучались ВЦИОМ в гзования в обществе.;предполагают переосмысле- рамках более широкого молодежного исследования, коли . образования и профессиональной подготовки торое было выполнено в августе—сентябре-1991 г. в Рос-сак необходимого условия для приобретения желае- сии, Казахстане й Узбекистане. Объем российской подг .- 1 < : 1 : - "ч .у ч т У.‘У • -> ' Таблица 25 Если бы ¡Вы могли свободно выбирать характер труда, что бы Вы предпочли ' ’ ’ - I . л (В % к числу ответивших на вопрос; май, 1995 г.) . ,
, 1-,. , . ■ . | ' .'■*■' Варианты ответов ' Опрошенные
-все до. 20 лет , 21—25 лет 26—30 лет 31—50.лет старше 51 года
■ Простой физический - ■' •' '• 26‘ 9' 19 ' 13' ’ 25 :у 37
• .) ' ' , , ■■ 1 ■ . М: . . , ' • в ■ 1 1- Сложный физический . .. .. ... . - 10 5 ... . ; ■ 7 - .у , 5 у . 1 1 • у М .
' Простой умственный ч ■ I - 22 - - 24 ■ 25 ’ - 25 " у ¿5 15
Сложный.умственный . . * .. . . . _ ,■1 і . ’8 14 - 13 ; 14 . ,. , 8 ■ 4
1 Руководящий —.на уровне, структурных подразделений " ■10 15 ‘ : 9 ■- ‘ 18 ^ - 'Ч 12 - 3!. .
Руковр^ящии — на уровне предприятия и выше' '' ' 4 , ю , . 6 , ' . -6 . , і ..... -3 . . ..... 1 ,
■
Инфор мационный.бюллетень мониторинга Сентябрь^—октябрь. 1995 25
. . . - - " - ’• '
выборки < составлял 681 человек. Опрашивалось население в возрасте от 16 до 30 лет.'Повторное исследование; по сходной методике было- проведено .в'мае! 1995 т. В этом . случае были опрошены '2550 россиян, из которых 774 человека г— молодежь в возрасте от 16 до 30 лет. Выборочная совокупность репрезентирует молодое поколение России по полу и возрасту. По образованию молодые респонденты в выборке ВЦИОМ незначительно отличаются от данньрс переписи 1991 г.: 15% опрошенных имеют высшее или незаконченное высшее образование (12% согласно статистическим данным),- 65 — среднее или среднее специальное (69) и120% — неполное среднее или начальное образование (19%).
Уровень образования молодежи: Известно, что молодые .россияне более образованы: по сравнению со старши-' ми поколениями. 24% опрошенных в 1995 г., сравнивая свою жизнь с'жизнью родителей в их молодые годы, среди своих преимуществ отметили и более высокий уровень образования. Это результат последовательного проведения в жизнь вплоть до недавнего времени принципа всеобщности и обязательности среднего образовав ... ния.'Легко заметить (табл. 26), что доля лиц с высшим и незаконченным ! высшим образованием в возрастной структуре населения постоянна в ряде интервалов (исключая группы пожилых), в то время как удельные веса-лиц со средним и более низкими образовательными уровнями весьма неодинаковы в разных возрастных группах. Таким образом; стремление к высшему образованию, сочетающееся со способностью и. возможностью ¡его получить, и в прежние времена и сейчас характерно' для сравнительно'постоянной части населения страны. Повышение.же среднего уровня образования населения 'происходило главным образом за счет увеличения удельного веса получивших среднее,, профессионально-техническое' и среднее специальное образование.
- - — ■ - ■■ — --- Таблица 26
Уровень образования населения □о возрастным группам (данные Госкомстата по со-стоянию на 1991 г.) (в % к численности населения в ’
.'..л каждой возрастной группе)_____ -
| Возрастная группа Образование .....
высшее и незаконченное. , высшее среднее й' : • среднее . •’ специальное ■ неполное-' ■! среднее И . начальное'.'
1 25—29 лет ’ ’ ' .18 .. 73 8
Ь 30—39 лет, -г )::, .18,: ■ 66 -16-,:
|*‘40—49 лет ' ^ 19 ‘ ' 47: " 34-'" -
1. ,50—59 лет .12 г 27 - 62
| 60 лет и старше 7 16 78
1 Все опрошенные от ■, - .V ■ ■ - ■ - . ■-
116 лет и старше 14 48 - ' 39 - ;
По данным майского 1-995 г. опроса, среди учащихся вузов. молодые люди из семей гс высокими среднедуше-выми доходами встречаются в;2 раза чаще, чем представители средне--и низкодоходных семей. Вопрос о возможном снижении доли лиц с высшим образованием среди молодежи, связанным, во-первых, с ухудшением материальных условий жизни людей в годы экономического кризиса и, во-вторых, с созданием дополнительных финансовых преград при получении образования (особенно' высшего), потребует дополнительных исследований в ближайшем, будущем. .. С момента фактического..
введения платности определенной части образователь-
• ~ных услуг:прошло не так:много времени, чтобы финансо-„ вые трудности нашли отражение'в статистических показателях (последние к тому же недостаточно“опёративны).
- В-ПерСПеКТИВе Также ВПОЛНе ВерОЯТНО изменение "СКО7
рости" приобретения образования, вызванное "отсрочкой" его получения из-за материальных проблем. В настоящее время основная часть молодых людей, ориентированных на высшее образование, получают его примерно к. 25 годам (точнее — в возрастном интервале 21—25 лет). Среди студентов вузов, опрошенных в мае 1995 г., всего 8% представляют возрастную группу 26—30-летних.
Если вынести "за скобки" факт высокого удельного веса учащихся в молодежной возрастной группе (и соответственно, низкий удельный вес работающих), то. распределение совокупности молодых респондентов . по видам основного' занятия практически не отличается от аналогичных данных для всего населения в. трудоспособном возрасте (табл. 26). Образовательные уровни занятой, незанятой и безработной молодежи различаются
- между собой весьма заметно (табл. 27). ’ -
• Среди занятых по найму на постоянной работе удельный вес лиц с высшим образованием в 2,75-раза выше (а с образованием ниже среднего почти в 2 раза ниже), чем среди безработных и временно не работающих.. Доля работников со средним п ередним специальным, образованием на 6—-11 -пп: выше по сравнению,со средними данными в группах индивидуалов, предпринимателей и занятых по контрактам и.трудовым соглашениям. Среди предпринимателей :и контрактных:работников низкообразованные люди встречаются примерно в 2 раза реже, чем в среднем; Уровень образования молодых домохозяек несколько выше среднего по совокупности опрошенных. ■ •
Основная часть учащейся молодежи (в среднем 76%) учится, в традиционных государственных образовательных учреждениях. В то же‘Время весьма, значительную роль стали играть государственные учебные заведения; имеющие спонсоров. В > последних обучаются около 16% опрошенных, в том числе: школьников — 8%, учащихся техникумов — 24,. учащихся ПТУ — 16, обучающихся на курсах —• 11; учащихся вузов —— 17, аспирантов и обучающихся в магистратуре — 21% . -■ ■
Частные учебные заведения в масштабе всей системы образовательных учреждений страны не играют пока значительной роли, поскольку контингент-обучаемых в частных школах, университетах и;других учебных;учреждениях невелик (в среднем всего 3% опрошенных), главным образом — это разного рода курсы (16% слушателей курсов обучаются, именно, на "частных курсах). Среди учащихся средних- школ 1,6% посещают частные школы, среди студентов .-ч, 4,4% обучаются1 в частных университетах:'!.'., ...
Учениками частных учебных заведений чаще являются женщины, чем мужчины; 26—30-летние чаще, чем 16—20-летнйё; в'основном это уже женатые (замужние) ! 'молбдыё люди, представители семей с высокими среднедушевыми доходами. Есть основания полагать, что част-; ные учебные заведения пользуются доверием весьма; ограниченного круга людей, которые одновременно могут себе позволить платить за обучение. Всего.2,8% респон-, дентов, основным занятием которых является учеба либо постоянная работа по найму,, обучаются в частных шко-; лах или университетах. В то же время очень высока доля студентов частных школ среди учащихся, называющих своим основным занятием предпринимательство или индивидуальные заработки. Очевидно; для последних учёба в частных учебных заведениях выступает в качестве вторичного занятия. Среди молодых- респондентов,
і • • ••>-••> К’ї.,.:. : • ' ' л Таблица 27
; . in t; Л-Каково Ваше основное7занятие?'(В % к числу'опрошенных; май; 1995 - 51 т’О-г ■ і
•/■г, .. г,-, т •, Варианты ответов .г; і - Молодежь от 16, до 30 лет "Н1 1 • ‘ - ■ - г •• <- ■ і- .1 і .і г.-'ї:\ (.Все население в трудоспособном возрасте...
■ Работаю по найму на постояннойіили временной работе.’ г •? 1 - м;г -. . 39 ■'•' г--.,..- і ■-.■мл;64' •: и.. :&:■]£
Учусь (в раМ1ичных учебных заведениях) ^ '34... "
.Предприниматель, бизнесмен.: „-гоГ )■ -/г.с. < .1 ,1:1.' 5 4 /;/ -V;:- -г.; .
•п > .!... * ■■ 17-т- ■■ к:-"'. '■'.г.1-г-- л' * ч ,:л -иг • : Работаю индивидуально і . ^ г :г г'‘.:і ■ - : мч.2^ '.нУкО- >
"Занимаюсь домашним хозяйством (включая отпуск.ло.ухрду за ребенком) ' 9 і 8;г-,гр, _ - їо-
Временно не работаю, безработный 1 • '■ ‘ ’Г л- ¡.а -\і' ; ^ .10 -ж:-'*' |
■■■'-.■: -•-чг,. V ?■■ ; иг.;, г ; г .Г.Г > >п1 . • ' “5 ^ ' . . : , ■ Таблица-28
! - Уровень образования респондентов (16—30 лет) подгруппам занятых, незанятых и безработных .! ■ •; сО .'| . ' : ; (в % к-числу опрошенных по строке*; май, 1995 г.) > . .п ■>уз
Образование ■ Всего опрошено' ■ человек;'*'1 '1 ’ */-• - ' =/ і' 1
1 . * Каково Ваше основное :зрнятие? ■ . высшее И'.'-' 'Л ... незаконченное -> 1 . -Г - высшее среднее и.среднее: / гСлециальноеп_і^ ■'-незаконченное!. ■ .^-.среднее И,.' , г начальное ,
Работаю по Аайму на посгойнной; работе 22 ■ 66 13 257
Работаю по контрактам, по.трудовым сотошениям.,,. , 18 .7.’. • - ... ... 11 - ЯГ, - >■ ..•■(;.•) ■ •>< 42
Частный предприниматель • ; .V ^ 18" 73 '' '9“ "'"зГ"” ‘
| Занимаюсь индивидуальной трудовой деятельностью., ' . . # 1 " ' '* - ' 1 V/ • • . і • 76 ' 24 '-‘<з г- 9
| Вёду домашнее хозяйство . 1 1' '"Угт-• - / 19/ — 63 -:~ .... ._ 18 - 72
| Временно не работю/ безработный " . ' І 00 - - -67 — 25- •- - 94 - -
| чВса опрошенные (включая.учащихся)...; ,-ч . • ■•'. , Г • - • 20 • ' ': -774- • "Г; ■
* Не'все группы по'видам занятий’статистически значимы’(абсолютное число опрошенных приведено впоследнемстолбце таблицы). - -•
совмещающих учебу с работой в частном секторе экономии ки, 44% учатся в государственных, университетах (вузах, академиях и т.п.); 30% — в: государственных-учреждениях, имеющих спонсоров, и примерно .1/4 обучаются в частных учебных заведениях (напомним, В:среднем — 3%). . -
Представления молодежи. о ■ "достаточном" образовании.1 Хотя фактически высшее образование имеют 12% молодых^ людей, стремление5К:его приобретению, .хотя и в несколько абстрактной: форме,: обнаруживается примерно! у 1/2 опрошенных. :При:этом 45% респондентов считают “для себя "достаточным" образование', получен-] ное в вузе, 6% ориентированы на. дальнейшее обучение в аспирантуре либо магистратуре. Среднее и среднее специальное образование является пределом желаний еще для 45% опрошенных. Оставшиеся 3% считают достаточным для себя образование в объеме 8—9 классов средней школы. Однако эти общие показатели скрывают значительною дифференциацию установок в отношении образования, определенную особенностями ролевой, статус-1 ной структуры мотивации респондентов. .
Женщины в большей мере, чем мужчины, ориентированы на получение высшего образования, зато мужчины; почти в. 2 раза чаще проявляют склонность к послевузов-; скому обучению. Среднее общее и профессионально-техническое образование представляется достаточным, скорее, мужчинам, чем женщинам. С возрастом представления моїлодьіх о достаточном образовании почти не меня-; ются, снижение притязаний происходит лишь у небольшой части респондентов при переходе в старшую молодежную подгруппу (26—30 лет)... ... -г:і-> г ; Представления о "достаточном"'образовании обусловлены материальным й семейным'статусами "опроше'нньпї: респонденты из высокодоходных, семей,, очевидно^ усматривая связь между доходами семьи И; собственным уровнем . образования, , в-. большей, мере ориентированы; на
вузовское й послевузовское "образование; холостые (не-, замужние) молодые люди значительно чаще стремятсяг к высшему образованию, чем те, кто’.уже успели обзавестись собственной,семьей. "_ ..... ■;
Фактически полученное образование
г;'.3'. Высшее, • с. ..Среднее; •..•Неполное--..'
незаконченное и среднее. среднее, .. .
высшее специальное ' начальное ■’
г Желаемое ("достаточное") образование: 1 * т :
• □ профессионально- ' В высшее (вуз)' ' "
'техническое (ПТУ) ' ’’ • :\
■’ -Щ0 среднее специальное' В послевузовское ‘
(техникум)'' . ".V • (магистратура, аспирантура)
Рис. 4. Ориентации-молодежи в области профессионального образования в зависимости .'от фактического уровня 1' образования (в % к числу ответивших на вопрос):.
I ........
Информационный бюллетень ^мониторинга Сентябрь1—октябрь-1995
^ сельской молодежи желание обучаться в вузах выражено слабее (39%),^чем'у1,молодежи;малых,(43); крупг ных- (52) и^осббеннс?/ столйчнь1х (61%) городов: Послёву- ' ‘ зовскоё образование рассматривают как достаточное 13% жителей!крупных городов, в том. числе 19% жителей .. Москвы и Санкт-Петербурга. Молодое поколение, проживающее в, малых городах,"в большей" мере ориентировано-на среднее специальное образование (36% при 29% -в среднем). - _ " •
; Особенно четко прослеживается . зависимость "достаточного" уровня образования от уже полученного факти- -ческого уровня (рис. 4). _ _ __
Таким образом, катализатором осознания потребности в продолжении образования выступает уже накоплен-ный;интеллектуальный запас человека.
Сравнение представлений молодого поколения о "до-5, статочном" образовании в 1991 и-1995; гг. не позволяет сделать точных аналитических "выводов из-за различий в списке "закрытий" — предлагавшихся респондентам :ответов-подсказок (табл. 29). Тем не менее общая тенден-ч ция снижения образовательных аспираций молодежи'хо- -
рощо просматривается.;'. ’ - .[_........._
V; г г Таблица 29 _
I Какое образование Вы считаётедлясебядостаточ-
.. . ным? (В .% к числу опрошенных . и . . .
Варианты ответов, — С . .Август—. _ сентябрь, 1991 г. ' .... ¿.Май, . 1 1995 г.
Не более 8—9 классов" ~ - - - — - 5
Не более 10—11 классов - - -| - - . .4 - ... ;- д I
ПТУ 1 4 11
Техникум 16 30
Г- ■ с со 58 -■ — '
Магистратура; аспирантура > • . • — • . . 6
| Высшее образование за границей 1 Г
| Другое .--■•¡г.- ■ . =,7 - 1
| * Прочерки в таблице означают, что данный вариант ответа в соответствующем опросе не предлагался.
Мотивация отказа от продолжения образования. 3/5 опрошенной молодежи уже завершили свое образование и сообщили, что в настоящее время они нигде не учатся. Причем в подгруппе от 16 до 20 лет таких респондентов 1-/3, среди 21—25-летних — 78%, 26—30-летних — 92% Им был задан вопрос: "Если'Вы не учитесь и не собираетесь учиться, то почему?-!'
В совокупности причин отказа продолжать образование ведущую роль играют мотивы материального свойства: 36%'ответивших на вопрос считают, что продолжать учебу им "не по карману" ("не позволяют семейные материальные условия"), 26% объясняют прекращение обучения трудностями сочетания учебы с работой. Иными словами, более чем З/5 молодых людей, выбывших, из учебного процесса, не имея материальных средств • для обучения даже в условиях сохранения бесплатного образования, вынуждены выходить на рынок- труда, чтобы зарабатывать'себе на жйбнь:
;! Среди прочих мотивов немаловажную, роль играют нехватка времени и .отсутствие стимула (по 24%). Каждый шестой-седьмой респондент считает .свой уровень образования достаточно, высоким. и, не видит.необходимости его повыщения^Примечательно, что среди) людей, разделяющих’ это мнение^ далеко'нё“ каждый“имеет! высшее образование, т.е. ¡понятия, "высшего" и "высокого", уровня ¡образования В1 сознании : некоторой части респон-дентов ;разделены:. 41% имеющих высшее (законченное и
незаконченное) образование, видимо, не считают свой ¡¿^образовательный уровень достаточно высоким и мотиви-
* руют отказ от дальнейшего обучения‘Другими причинами. Напротив, 6% выпускников средних школ, техникумов и ПТУ, а также 10% респондентов, имеющих лишь 8—9 классов' средней школы, оценивают свой образовательный уровень как достаточно высокий и поэтому не
- учатся и не собираются учиться дальше.
Подавляющее большинство молодых людей не имеет "комплексов" в отношении своего возраста как причины
- отказа -продолжать образование, причем это замечание справедливо й-для 20- и для 30-летних (в подгруппе 26—30 лет лишь 4% считают, что "возраст не позволяет" им
’ УЧИТЬСЯ," при-2% в-среднем).- 5% молодых людей не могут продолжать образование по причине слабого здоровья.
Мотивация "отказа" от дальнейшего образования мо->,--лодых: респондентов из семей с высокими среднедушевыми доходами мало' отличается от мотивации предста--вителей семей с низкими и средними доходами. Первые : .все свое время тратят на зарабатывание денег и не имеют возможности совмещать работу с учебой^ последних ограничивают материальные трудности семьи, и они не видят значимых стимулов к приобретению дальней-" шего образования; Холостые (незамужние) респонденты ..склонны мотивировать 'отсутствие намерений' учиться отсутствием стимулов к обучению, женатые (замужние) чащё’усматрйвают причину в нерешенности материальных проблем семьи..' ^
Некоторые различия в мотивации наблюдаются у ра-’ ботающей молодежи (табл.ЗО). Владельцы частных пред--приятий, не располагая-временем для учебы, склоняются к мнению, что дальнейшее образование по большому . счету, им. не нужно. Занятые выполнением индивидуальных заказов, также не имея свободного времени, все же, видимо, испытывают внутреннюю: потребность, в обучении,- но В1 силу, внешних обстоятельств (материальные трудности семьи) не учатся и: не собираются учиться. Около .1/4 занятых по найму также не видят стимула к . продолжению образования, мотивируя отказ от учебы материальными и. семейными проблемами. , 5
_ ■■ '.... , - '• Таблица 30
Если Вы не учитесь ;И ‘не собираетесь учиться;' '
ГТО почему? (В % К яислу ответивших ”.41
• в каждой труппе;.май; 1995 г.)
■ Ранг • • . т..; • мотива . X г ~ . ■ -. Опрошенные . 1
■ владельцы.. у.Ог частного-: -• предприятия;; ' дела ,, индивидуалы :. "наемные - I ".работники I
1 • ‘ •• ' .ч/'' • . » *•« ■) ■ • Нет времени ' ' 38 " - Нет времени ' • 32 Труднб сочетать учебу I - :-и работу >' ' I 35 . <■
2' / ; . ‘Нет стимула , 29 •’ ■ ч Не позволяют семейные (материальные) условия : 29 . •• Не позволяют | семейные' •■’’1 (материальные) 'условия ■ - 31 ..
з/;:; ,; У меня * ' • 11 ‘ ' ’ • ' достаточно ' высокий уровень' образования - . . . 21 ' * ’ ’ Нет стимула 27' ' 'Ч ' ■ г' ’ ’ Л У Нет времени,/ нет стимула' * по 24
■ По сравнению с 1991 г. почти в 3 раза снизился удельный: вес молодых респондентов, отказывающихся учиться по причине” уже имеющегося высокого, :по-их мнению^
уровня образования. Одновременно в 2 раза повысился удельный вес семейных (материальных) ¡причин; в 1,3 раза возросло число респондентов, которым трудно сочетать учебу с работой, в 1,4 раза увеличилось число упоминаний об отсутствии стимула к образованию. По сравнению с 1991 г., молодые'люди в 4 раза реже, думая об образовании, стали обращать внимание на свой возраст (табл. 31). I
, | Таблица 31
Ест Вы не учитесь и не собираетесь учиться, то почему? (В % к числу ответивших*.)
1 . -1 Варианты ответов Август—сентябрь, 1991 г. Май, 1995 г..
1 У меня' достаточно высокий уровень образования 43 15 ,
Возраст не позволяет Р , -8 ? : 2
Не позволяют семейные (материальные) условия ’ 16 ’ ' 32
Трудно сочетать учебу и работу 19 25 У
Не позволяет здоровье 4 ■ 5
Не хватает времени .23 . . 22
' Нет стимула ' 18 ’ 25Г;
\ ' . . ■ > , 1 " . Другое | , - и 1 .■ Г ■ 4 . ; . 8
1 Затруднились ответить 1 ‘ ' : . -8 і’ * 8
, * Респонденты имели возможность отметить'несколько мотивов.
Что| в. наибольшей степени повлияло на то, какое образование Вам удалось получить? Отвечая на этот вопрос, как и четыре года назад, молодыё люди особенно подчеркивали значение собственных усилий — трудолюбие и настойчивость — в овладейии знаниями (39% в 1991 г. и 33% в 1995 г.). Роль личных связей, знакомства ("блата") по-прежнему незначительна. (соответственно 3 и 5%): .Неудовлетворительное состояние здоровья- послужило препятствием к получению желаемого образования у 4% опрощенных в 1995 г. и не играло никакой роли в 1991 г. На негативную роль семейных обстоятельств, заставивших отказаться от продолжения образования, указали 18% опрощенных в 1991 г. и 11% опрошенных в 1995¡г. Остальныё факторы имеют разнонаправленное влияние й обусловлены типом полученного образования и общественной оценкой престижа тех или иных учебных заведений (рис. 5).
С понижением престижа профессионального учебного заведения снижается абсолютная, значимость собственных усилий человека (выраженная удельным весом этого фактора в общей системе факторов).
Выпускники вузов кроме собственного трудолюбия выделяют позитивное влияние родителей: косвенное (уровень образования и общественное положение родителей) и; прямое (материальная, поддержка). Примерно 1/5 часть молодых людей,| окончивших техникумы и вузы, связывает полученное образование с местожительством семьи и помощью родителей. Очевидно, эти обстоятельства помогли им получить профессию, не покидая родительского дома. Оценки жизненных обстоятельств, повлиявших на молодых респондентов, закончивших ПТУ, довольно'противоречивы: с-одной стороны, они высоко ¡оценивают собственные усилия и родительскую поддержку (или, напротив, отмечают отсутствие таковой), с ¡другой они. указывают на неблагоприятное влияние сложных семейных обстоятельств. У последней группы )—^ выпускников ПТУ с неполным средним образованием — мотивация скорее носит оправдательный характер: здесь на первый-план выступают сложные семейные обстоятельства, помешавшиё jim получить другое образование. 1 '
Ориентации на учебу за рубежом. Среди молодежи, опрощенной в мае .1995 г.г-_13%,— уже бывали за рубежом, 58%' — хотели бы поехать поработать‘в какую-то из стран Запада в ближайшие годы, 54% — хотели бы поучиться там какое-то время'и 21% — заявили о своем желании уехать навсегда из России. '•
Потепление внешнеполитического климата, не замедлило сказаться на жизненных планах молодого поколения. За четыре года удельный вес молодежи, ориентированной на выезд за рубеж, резко увеличился. Особенно это заметно, в..отношении респондентов,, желающих, по-1 ехать в какую-либо из стран Запада, чтобы продолжить1 свое образование (табл! 32). '
Наиболее часто желание учиться за рубежом обнаруживается у самых молодых, 16—20-летних, (60%, 54% — в среднем),1 у респондентов, уже имеющих высшее (зат конченное и незаконченное) образование (63%), у жителей сибирского и-дальневосточного макрорегионов (62%Х
у, холостых (незамужних) —-■ в 1,6 раза чаще, чем. у семейньк (61 и 38%-соответственно). , -и
Итак, опрос 1995 г. показал, что большая:часть моло;-дого поколения России выбывает из образовательной системы слишком рано (92% респондентов в возрасте 26—30 лет уже нигде не учатся). Соответственно; шит роко пропагандируемый принцип непрерывного' образования, согласно которому обучение должно, сопровождать человека в, течение всей его трудовой .жизни, остается далекой мечтой теоретиков. .,.
Нынешнюю молодёжь характеризует .высокое стремление к повышению своего образовательного уровня, кот торое разбивается о . материальные трудности, жизни. Решение проблемы реализации механизма финансирования образования, (через представление, образовательных кредитов и разнообразные формы смешанного фй-
Какое учебное заведение Вы окончили? (Представлены учебные заведения1 -' системы профессионального образования.):
54 , J; ; >г« ; Î і, . і « •'! ' і . . V .
- "ri І ... ■ " •' »'•'*-• • -г .. -,
Лі.../...:..: ïU і ; І ■ і ' ; ■ і' 1 і,- і-...: 1 ii,
Г 36
.25
2в—- —
Вуз
с получением диплома •
Техникум, среднее специальное. , учебное заведение ' '
ПТУ ПТУ '
со средним с неполным образованием . средним;
t образованием
П Собственное трудолюбие и настойчивость'
' (ДО Уровень образования родителей 1
| Общественное и материальное положение родителей | Местожительство , , ,
| Сложные семейные' ’обстоятельства *'
Рис. 5. Факторы получения разных типов профессионального Образования (в % к числу опрошенных; респонденты-'имели 'возможность - отметить не- более трех вариантов ответа) .
!,: •• !■ ■
■ >. 'Г
Ориентации молодежи на выезд за рубеж (в % к числу опрошенных) -
| ' Предлагаемые вопросы Август—сентябрь, 1991 г. ,' , Май! 1995 Г. " : \
да - нет затруднились ответить ' да ■ ■ - нет : затруднились ответить ,
I Хотели бы Вы... ',1‘ 1 “ ' _ " '* 1 | поехать в какую-то.из стран.Запада поработать в течение ближайших |неа<ольких лет,, .. , - , ' “ : ' • 45 ' . ,, 44 - 9 58. 28 , - -..14 -
| поехать в какую-то из стран'Запада" поучиться в течение ближайших 1 |нескольких пет - ••• .-• ••> • - 27 60 , ! • 12 54 25 J ' 1 , 21
| уехать в какую-то из стран Запада жить постоянно >6 -.68. " .15 21 .. 60 18 1
нйнсйрованйя),'заложенного в“ законе об образовании; позволило бы' справиться 'с двуединои задачей: -во-первых,' отвлечь на нёкотороё время молодежь-и "увести" ее с рынка труда, а во-вторых, повысить уровень профессиональных знаний молодого поколения й; соответственно улучшитЁ качество рабочей силы. 1
;ЬТ >*•-.. ‘Ы'у'И ч- ■- I I . « *'^1 ' ‘ ‘
Н.В-.Ковалева' 1 ■
6. Потребительский рынок
' Наполнение' рынка! Состояние потребительского рынка перестало' быть' фактором, сдерживающим потребление населения. И хотя соответствующие средние оценки в тече-нии периода мониторинговых наблюдений (1993—1995 гг.) колебототся, в последнее время они остаются досточно высокими й‘ свидетельствуют о том, что в продаже есть все или бо'льшая ‘часть необходимых населению продовольственных и не^одовольственных товаров.
' Серьёзные изменения на потребительском'1 рынке (рис. 6) имели место в 1993 г., особенно в первой половине. О наличии в продаже большей части продуктов питания в начале 1993 г. свидетельствуют 63% опрошенных, одежды и обуви — 50,' товаров длительного пользования (ТДП) — 50%. В то время еще отмечался достаточно острый дефицит в отношении всех сегментов рынка' К началу 1994 г. ситуация на рынке стабилизировалась. Респонденты именно в это время особенно высоко оценивали ситуацию. К середине 1995 г.чв глазах потребителей она выгдядит в целом так же, как и полтора года назад: если в феврале прошлого года 87%. респондентов отметили, что: в продаже есть все йли почти все необходимые продовольственные товары, аналогичным образом оценили рынок одежды и обуви 81% и рынок ТДП — 78%,' то. в мае нынешнего года, соответственно 87;' 79 и 71%. О ‘его дефицитности сейчас говорят- не более 10—15% опрошенных;- тогда как в начале 1993 г. — 40—50%. ; , с
В обобщенных (средневзвешенных) оценках потребительского рьшка', рассчитанных на основании распределения ответов на тот же вопрос, указанные особенности выражены еще более ярко (табл. 33). 0,
Улучшение затронуло практически в равной мере, все сегменть! рынка. Однако более чувствительны к нему оказались представители более обеспеченных категорий населения. Это вполне понятно, поскольку менее обеспеченные, объективно отмечая улучшение ситуации в целом, расширение предложения товаров все же сопоставляют характер изменений со своими достаточно низкими материальными возможностями. Сильнее других ощутили изменения на рынке жители больших городов. .;В_: малых годах и в .сельской местности ситуация хотя и улучшилась, но потребительский рынок все же еще довольно( далек от насыщения.
Отношение к нормированному распределению. Насыщение потребительского рьшка очень;, быстро - изменило
представления населения о целесообразности нормированного распределения: сегодня у россиян преобладает негативное- отношение к продуктовым карточкам, талонам, спискам очередников и другим привычным формам организации жизни в дефицитарном обществе, которые воспринимаются уже как ограничивающие их активность на потребительском рынке. Отношение населения к такой. форме организации потребления вообще является весьма чутким критерием оценки происходящих изменений.;
В мае 1995 г. только 4% опрошеных указали на сохра-; ненйе нормированного распределения продуктов питания (речь не идет о "льготных" категория граждан: инвалидах, многодетных и т.п.). Доля таких ответов практически по всем типам населенных пунктов, даже в селах' и мальйс городах, не превышает 5%, тогда как в'1993’г. на ограничения при продаже продуктов питания указывали соответственно 20 и 10% респондентов. В то же время в
. Есть ли сейчас в свободной продаже там, где Вы живете, ' необходимые для Вашей семьи товары?
Варианты ответов:
ВЯ В продаже есть все необходимое -ГТТ] Большая часть есть, но на некоторые продукты (товары) сохраняется дефицит И Кое-что есть, но на большую часть продуктов (товаров) сохраняется'дефицит-ГП Дефицитны практически асе продукты} товары) •
И Несодержательные ответы
Рис. 6. Потребительский рынок в оценках населения (в % к числу опрошенных, приведены .только содержательные ответы)