Научная статья на тему 'Сравнительный анализ социально-политических взглядов российской и американской молодежи'

Сравнительный анализ социально-политических взглядов российской и американской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3318
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ / МИЛЛЕНИАЛЫ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / YOUTH / SOCIOPOLITICAL VIEWS / MILLENNIALS / VALUE SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попов Н. П.

В России и в Америке все больший вес набирает поколение молодежи, которой от 18 до 35 лет, к которому относятся миллениалы и постмиллениалы молодые люди, выросшие в условиях бурного развития компьютеров и других электронных гаджетов, интернета, социальных сетей. Это «цифровое» окружение значительно изменило потребление ими информации, их интересы, формы общения со сверстниками и внешним миром. Учителя, психологи и социологи считают, что изменилась их психология и жизненные ценности, и это делает их ближе к сверстникам во всем мире, чем к старшим поколениям в своей стране. Если это так, то следует ожидать изменения в характере отношений между странами (особенно когда представители этих поколений придут во власть), снижения конфликтности в мире, если новые лидеры будут лучше понимать друг друга, принадлежа к поколению с общими ценностями. В работе проводится сравнительный анализ социально-политических взглядов молодых поколений США и России, который показывает как многие сходные черты их социальной психологии, системы ценностей, так и различий, унаследованных из традиций политической культуры своих стран, традиций социализации, стереотипов мышления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The generation of adults aged 18 to 35 is gaining popularity in Russia and America. They are often referred to as Millennials or post-Millennials and have been greatly influenced by the computer boom and electronic gadgets, Internet and social media. This digital environment has significantly changed their information consumption, interests, forms of communication with peers and the outside world. Teachers, psychologists and sociologists believe that their psychology and life values have also changed, which brings them closer to their peers around the world than to the older generations in their country. If so, then we should expect changes in the nature of relations between countries (especially when these generations come to power) and a decline in conflict around the world, if new leaders are able to better understand each other sharing common values. The paper provides a comparative analysis of social and political views of younger generations in the United States and Russia. The analysis reveals both numerous common features of their social psychology and value system and differences inherited from the traditions of political culture in their countries, modes of socialization, and stereotypes of thinking

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ социально-политических взглядов российской и американской молодежи»

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО

DOI: 10.14515/monitoring.2019.1.06 Правильная ссылка на статью:

Попов Н. П. Сравнительный анализ социально-политических взглядов российской и американской молодёжи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 1. С. 126—152. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.1.06. For citation:

Popov N. P. (2019) Comparative analysis of social and political views of Russian and American youth. Monitoring of Public Opinion-.Economic and Social Changes. No. 1. P. 126—152. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2019.1.06.

Н. П. Попов

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ РОССИЙСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ РОССИЙСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ

ПОПОВ Николай Петрович — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт США и Канады РАН, Москва, Россия E-MAIL: [email protected] http://orcid.org/0000-0002-2168-2157

Аннотация. В России и в Америке все больший вес набирает поколение молодежи, которой от 18 до 35 лет, к которому относятся миллениалы и постмиллениалы — молодые люди, выросшие в условиях бурного развития компьютеров и других электронных гаджетов, интернета, социальных се-

COMPARATIVE ANALYSIS OF SOCIAL AND POLITICAL VIEWS OF RUSSIAN AND AMERICAN YOUTH

Nikolay P. POPOV1 — Dr. Sci. (Hist.), Leading Research Fellow E-MAIL: [email protected] http://orcid.org/0000-0002-2168-2157

1 Institute for US and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Аbstract. The generation of adults aged 18 to 35 is gaining popularity in Russia and America. They are often referred to as Millennials or post-Millennials and have been greatly influenced by the computer boom and electronic gadgets, Internet and social media. This digital environment has significantly changed

тей. Это «цифровое» окружение значительно изменило потребление ими информации, их интересы, формы общения со сверстниками и внешним миром. Учителя, психологи и социологи считают, что изменилась их психология и жизненные ценности, и это делает их ближе к сверстникам во всем мире, чем к старшим поколениям в своей стране. Если это так, то следует ожидать изменения в характере отношений между странами (особенно когда представители этих поколений придут во власть), снижения конфликтности в мире, если новые лидеры будут лучше понимать друг друга, принадлежа к поколению с общими ценностями. В работе проводится сравнительный анализ социально-политических взглядов молодых поколений США и России, который показывает как многие сходные черты их социальной психологии, системы ценностей, так и различий, унаследованных из традиций политической культуры своих стран, традиций социализации, стереотипов мышления.

Ключевые слова: молодежь, социально-политические взгляды, миллениалы, система ценностей

their information consumption, interests, forms of communication with peers and the outside world. Teachers, psychologists and sociologists believe that their psychology and life values have also changed, which brings them closer to their peers around the world than to the older generations in their country. If so, then we should expect changes in the nature of relations between countries (especially when these generations come to power) and a decline in conflict around the world, if new leaders are able to better understand each other sharing common values. The paper provides a comparative analysis of social and political views of younger generations in the United States and Russia. The analysis reveals both numerous common features of their social psychology and value system and differences inherited from the traditions of political culture in their countries, modes of socialization, and stereotypes of thinking.

Keywords: youth, sociopolitical views, Millennials, value system

Принято считать, что взгляды людей, их ценности и нормы в разных странах становятся все более похожими в силу глобализации и новых коммуникативных возможностей — компьютеризации, интернета и социальных сетей. Особенно это затрагивает молодые поколения, широко освоившие интернет. Это сближение, очевидно, распространилось и на российскую и американскую молодежь, о чем свидетельствуют материалы прессы и наблюдения педагогов, психологов и социологов. В то же время социологические исследования показывают существенные различия в представлениях молодых людей двух стран, в оценках их собственной жизни, положения в своих странах и российско-американских отношений.

Сравнительный анализ взглядов и настроений молодежи США и России желательно проводить на основе параллельных, одновременных опросов в двух странах по единой или сопоставимой анкете. К сожалению, такие исследования удавалось проводить крайне редко в силу политических, организационных

и финансовых трудностей. В качестве примера можно привести исследование школьников старших классов обеих стран по проблемам угрозы ядерной войны и взаимоотношений двух стран 1986 г., организованное Гарвардским и Мэрилендским университетами и Институтом США и Канады и Институтом социологии АН СССР. Другой, более поздний пример — исследование роли телевидения в обществе, проведенное ВЦИОМ и Университетом Джорджии при поддержке Картеровского Центра в 1992 г. В постсоветское время молодежь изучали ВЦИОМ, Фонд «Общественное мнение», другие исследовательские центры. Полученные ими результаты можно сопоставлять с результатами американских исследований молодежи, в частности, с NBC News-GenForward—the University of Chicago Survey, Quinnipiac University poll, Pew Research Center Surveys и другими.

Поскольку во всех последних исследованиях взглядов возрастных когорт, поколений используются их названия, пришедшие из американских работ, в частности, Н. Хоува и У. Штрауса, необходимо привести периодизацию поколений. Следует иметь в виду, что в различных схемах периодизации поколений применяются разные подходы — одни считают поколение от года рождения, другие берут за основу период социализации возрастной когорты. Так, «рожденные революцией» — это не те, кто родились в 1917—1918 гг., а те, чьи социализация и формирование личности пришлись на эти годы. Это подход Ю. А. Левады, которому следует и автор данной статьи.

Для того чтобы сориентировать в описании отличий и сходств взглядов поколений, приведем три шкалы периодизации поколений — шкалу Ю. А. Левады (см. табл. 1), адаптированную автором [Попов, 2018], американскую (У. Хоува и Н. Штрауса, см. табл. 2), используемую Pew Research Center (см. табл. 3).

Таблица 1. Временные рамки социализации «значимых» поколений (по Ю. А. Леваде)

Название поколения Временные рамки Годы рождения поколенческой группы Условия формирования, социализации

Революционный перелом 1905—1930 90-е годы XIX века Войны, революции, Серебряный век российской культуры, «территория кровавого фанатизма»

«Сталинская» мобилизационная система 1930—1941 Около 1910 г. Формирование монолитного тоталитарного общества — раскрестьянивание, урбанизация, массовый террор, массовое образование, принудительное единообразие и единомыслие

Военный и послевоенный период 1941—1953 1920—1928 Вопрос выживания тоталитарного режима, создание основ холодной войны, политические чистки (высылки целых народов), продолжение репрессий,

«Оттепель» 1953—1964 1929—1943 ХХ съезд КПСС, обличение «культа» Сталина; формируется первое в советской истории поколение (поколенче-ская группа), свободное от массового страха и надеющееся на гуманизацию социализма.

Название поколения Временные рамки Годы рождения поколенческой группы Условия формирования, социализации

«Застой» 1964—1985 1944—1968 Попытка стабилизировать партийно-советский режим при отказе от массовых репрессий и реформ, разрядка с США; ориентации массового потребительства, рост коррупции, возникновение либеральных, демократический, диссидентских национальных групп и движений, «шестидесятников».

«Перестройка» и «реформы» 1985—1999 Конец 1960-х годов «В активную жизнь вошло новое поколение, не знавшее переломов и исканий»

Источник: [Левада, 2006].

Таблица 2. Периодизация поколений США Н. Хоува и У. Штрауса

Названия поколений Годы рождения События в США и в мире

«Поколение GI», «поколение победителей» 1900—1923 Первая мировая война и конец американского изоляционизма

«Молчаливое поколение», «потерянное поколение» 1923—1943 Великая депрессия, начало Второй мировой войны

Поколение «беби-бумеров», «трудоголики» 1943—1963 Окончание Второй мировой войны и послевоенная экспансия, холодная война, Карибский кризис, начало войны во Вьетнаме

«Поколение Х», «неизвестное поколение» 1963—1983 Окончание войны во Вьетнаме, кризис власти, мировой кризис и разрядка

«Поколение Y», «поколение Миллениума», «сетевое поколение», «эхо-бумеры» 1983—2003 Окончание холодной войны, мировое лидерство США, теракты 11 сентября 2001 г.

«Поколение Z», «цифровое поколение», «поколение XD» (Digital children of Generation X) 2003+ Вторжение войск международной коалиции в Ирак, мировой финансовый кризис

Источник: [Howe, Strauss, 1991].

Pew Research Center в течение долгого времени использовал нескольку другую периодизацию поколений, сходную со шкалой Бюро статистики, которая также достаточно близка к временным периодам, используемым в социологических опросах (см. табл. 3).

Таблица 3. Периодизация поколений исследовательской организации Pew Research Center

Названия поколений Годы рождения Возраст в 2018 г. Доля во взрослом населении США

«Постмиллениалы» 1997 и позже 18—21 5 %

«Миллениалы» 1981—1996 22—37 28 %

«Поколение Х» 1965—1980 38—53 26 %

Названия поколений Годы рождения Возраст в 2018 г. Доля во взрослом населении США

«Беби-бумерс» 1946—1964 54—72 29 %

«Молчаливое» 1928—1945 73—90 11 %

«Поколение победителей» 1901—1927 91 и старше 1 %

Источник: Pew Research Center tabulations of the 2017 Current Population Survey Annual Social and Economic Supplement (ASEC) from the Integrated Public Use Microdata Series (IPUMS). URL: http://www.people-press. org/2018/03/01/the-generation-gap-in-american-politics/ (accessed: 05.01.2019).

В демографических и социологических исследованиях для удобства обработки данных используются градации возрастных когорт, кратные пяти или десяти годам — 25—29 лет, или 25—34 года, что не вполне совпадает с уже принятыми возрастными рамками «поколений». Кроме того, в политологическом анализе и в прессе часто используются обобщающие, описательные термины — «молодежь», «молодые избиратели», «молодое поколение» и др. В российской социологии, исследованиях общественного мнения с начала 1990-х годов эмпирические данные показали, что по большинству проблем и ценностей проходит заметная разделительная линия между людьми младше и старше 35 лет. Это позволяет в данной работе в большинстве случаев под «молодежью» понимать людей от 18 до 34 лет, называемых «миллениалами».

В российских исследованиях все чаще отмечается, что «постмиллениалы», в опросах выделяемые демографической графой «18—24 года», будучи «детьми эпохи интернета», все больше отличаются от остальных поколений и могут получить какое-то особое название, например «поколение Путина», поскольку большинство из них родилось и выросло в период правления В. В. Путина. Однако их пока еще слишком мало, чтобы формировать целое «поколение». В США те, кому 18— 21 год, составляют 5 % взрослого населения, в России в группе 18—24 года — 7 %, по взглядам они близки более старшему поколению «миллениалов» и радикально отличаются от более старших поколений. К тому же, как показала их недавняя политическая активность, их также можно назвать «поколением Навального».

В настоящей работе рассматриваются в основном четыре поколения: «милле-ниалы» (включающие «постмиллениалов», которым сейчас 18—24 года), «поколение Х», которым 35—54 года, «беби-бумеры» — 55—75 лет, «молчаливое поколение» — 75—90 лет. Возрастные рамки поколений условны, поскольку в разных исследованиях используются различные временные градации.

1. Основные проблемы, волнующие молодежь

В российских и американских исследованиях регулярно замеряется рейтинг важности проблем для различных слоев общества, в том числе для разных когорт, поколений молодежи. Они показывают существенные различия в оценках важности проблем, степень обеспокоенности ими в личном и социетальном плане. Российская иерархия проблем для всего населения выглядит следующим образом (см. табл. 4).

Таблица 4. Ответы на вопрос: «Какие из следующих проблем нашего общества тревожат Вас больше всего, и Вы считаете их самыми острыми?», респондентам показывалась карточка, и они могли выбрать более одного ответа и/или назвать свой; ранжировано по убыванию

по августу 2018 г., Россия, %

Проблема Июль 1998 Июль 2000 Июль 2005 Июнь 2008 Август 2013 Август 2014 Август 2016 Август 2017 Август 2018

Рост цен 40 83 71 82 69 71 72 61 72

Бедность, обнищание большинства населения - 53 45 55 40 47 45 52

Рост безработицы 65 51 39 25 36 26 37 33 48

Коррупция, взяточничество 32 30 24 27 39 26 31 33 33

Недоступность многих видов медицинского обслуживания - - 29 31 23 23 22 26 31

Кризис в экономике, спад производства в промышленности и сельском хозяйстве 57 39 33 29 29 28 31 28 30

Резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов 41 38 27 35 33 30 26 25 30

Ухудшение состояния окружающей среды 24 22 17 23 19 14 11 14 25

Кризис морали, культуры, нравственности 26 26 22 26 30 18 16 15 21

Рост платности, недоступность образования - - 27 26 20 16 16 13 21

Рост наркомании - - 29 29 22 14 14 12 18

Рост числа уголовных преступлений 50 53 29 27 15 8 8 8 15

Засилье, произвол чиновников - - 9 10 14 12 11 12 14

Наплыв приезжих, мигрантов - - 7 12 27 24 11 10 10

Слабость государственной власти 37 16 11 9 9 6 9 10 9

Невозможность добиться правды в суде - - 5 7 7 6 6 8 9

Рост национализма, ухудшение межнациональных отношений 13 13 4 5 10 11 6 7 7

Грубость, жестокость работников полиции - - 6 9 5 5 5 6 7

Задержки в выплате заработной платы,пенсий, пособий и т. п. 67 19 4 4 3 4 6 6 7

Угроза взрывов и других террористических актов в том месте, где Вы живете - 16 15 4 5 6 8 12 7

Ограничение гражданских прав, демократических свобод (свободы слова, печати) - - 2 2 3 3 3 4 6

Проблема Июль 1998 Июль 2000 Июль 2005 Июнь 2008 Август 2013 Август 2014 Август 2016 Август 2017 Август 2018

Рост заболеваемости СПИДом - - 6 7 2 2 - - 4

Конфликты между различными ветвями власти на различных уровнях 12 6 3 2 2 3 - - 3

Теракты в Чечне и на Северном Кавказе - - - 2 3 2 - - 3

Другие 2 1 2 3 2 2 2 3 3

Затруднились ответить 2 1 1 1 2 3 2 2 1

* Вариант не был включен в список возможных ответов.

Источник: Тревожащие проблемы // Левада-Центр. 06.09.2018. URL: http://www.levada.ru/2018/09/06/ trevozhashhie-problemy/ (дата обращения: 05.01.2019).

Иерархия проблем молодежи сходна: бедность, низкие зарплаты; проблемы занятости; образование; социальная защищенность, пенсионная реформа; медицинское обслуживание.

Две трети населения и молодежи считают, что главная причина трудностей экономического характера состоит в том, что российское общество устроено несправедливо. 54 % молодежи (18—30 лет) полагают, что в этом плане страны Западной Европы устроены лучше, 24 % — что российское общество справедливее. По мнению большинства, «советское общество в 70—80-е годы» было устроено более справедливо, чем нынешнее (58 % против 22 %). Ответственными за справедливость большинство молодых людей (57 %) считают власти, и лишь 29 % возлагают ответственность на граждан. Соответственно, отвечая на вопрос: «Что следует делать гражданам, чтобы российское общество стало более справедливым?», лишь 13 % всего населения ответили: «Отстаивать свои права, участвовать в митингах, акциях протеста»; 7 % полагают, что «ничего нельзя сделать», и 7 % — что надо сменить власть 1.

По мнению 66 % молодежи, несправедливо, что и богатые и бедные платят одинаковый подоходный налог. Две трети всего населения и молодежи полагают, что доходы «от национальных природных богатств — нефти, газа, угля» распределяются несправедливо, и относительное большинство молодежи в 42 % считает, что справедливость повысилась бы, если бы предприятия добывающих отраслей принадлежали государству 2.

В США молодежь также часто говорит о несправедливости устройства общества, которое не дает людям различных слоев равные права на достойную жизнь (см. табл. 5).

1 О справедливости. Что устроено справедливо, а что — несправедливо в современном российском обществе? // ФОМ. 05.09.2018. URL: https://fom.ru/TSennosti/14099 (дата обращения: 05.01.2019).

2 Там же.

Таблица 5. Социальные оценки миллениалов — сторонников Х. Клинтон и Д. Трампа во время избирательной кампании 2016 г., США, %

Сторонники Х. Клинтон Сторонники Д. Трампа

Расовая дискриминация —одна из основ жизни США 65 23

Один процент самых богатых обладает слишком большой политической властью 79 54

Успех в жизни — это результат удачи и связей 43 24

Источник: Millennials After 2016: Post-Election Poll Analysis. CIRCLE. The Center for Information & Research on Civic Learning & Engagement. 2016. URL: https://civicyouth.org/wp-content/uploads/2017/03/Millennials-after-2016-Post-Election-Poll-Analysis.pdf (дата обращения: 20.01.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Говоря о коррупции, 25 % российского населения полагают, что «реальных результатов нет, все остается как было», 13 % считают, что коррупция усиливается, 43 % — что «результаты есть, но они не слишком значительны», и лишь 12 % отмечают, что «в стране делается много для борьбы с коррупцией» 3. При этом 50 % молодежи (18—34 года) видят причину отсутствия прогресса в борьбе с коррупцией в том, что аресты отдельных чиновников и политиков — это «всего лишь показательные акции, сведение счетов или конфликт конкурирующих кланов»; 37 % молодежи считают, что это «свидетельство борьбы властей с коррупцией», еще 13 % затруднились дать оценку 4.

В США оценка молодежью основных проблем общества существенно отличается от оценок российской молодежи. Зондажи основных беспокоящих избирателей проблем давно используются в исследованиях общественного мнения, начиная с опросов Дж. Гэллапа. В частности, результаты детального исследования молодежи приводят агентство Associated Press и Национальный центр изучения общественного мнения Чикагского университета. Ранжирование наиболее важных проблем представлено в табл. 6.

Таблица 6. Основные проблемы, стоящие перед страной (названные более чем 15 %

респондентов), США, %

Проблема Вся молодежь 18—30 лет

Терроризм и безопасность 26

Расизм 24

Образование 23

Здравоохранение 22

Иммиграция 19

Контроль оружия 19

Национальный долг 17

Охрана окружающей среды и изменения климата 17

Неравенство в доходах 17

Экономический рост 16

3 Коррупция в России: мониторинг. Пресс-выпуск // ВЦИОМ. 01.06.2018. URL: https://wclom.ru/lndex. php?ld=236&uld=9139 (дата обращения: 05.01.2019).

4 Там же.

Проблема Вся молодежь 18—30 лет

Бедность 15

Безработица 15

Источник: GenForward September 2016 Toplines. A Survey of the Black Youth Project at the University of Chicago with the Associated Press NORC Center for Public Affairs Research, September 1—14, 2016.

В исследовании детально выявляются значительные различия во взглядах представителей разных расово-этнических групп молодежи (см. табл. 7).

Таблица 7. Ответы на вопрос: «Каковы, на Ваш взгляд, три основные проблемы, стоящие сегодня перед нашей страной?», респонденты 18—30 лет, США, %

Проблема Афро-американцы Жители азиатского происхождения Латиноамериканцы Белые американцы Вся молодежь

Аборты 3 2 3 5 4

Национальный долг 7 11 15 20 17

Охрана окружающей среды и изменения климата 8 11 12 20 17

Права геев 6 2 5 3 4

Контроль оружия 25 24 26 14 19

Здравоохранение 17 25 15 26 22

Иммиграция 5 15 36 14 19

Бедность 18 10 15 15 15

Неравенство в доходах 14 18 14 18 17

Безработица 23 27 15 13 15

Экономический рост 10 18 12 19 16

Военная мощь 1 5 1 5 4

Мораль и религия в обществе 2 2 4 5 4

Расизм 43 24 28 16 24

Социальное страхование 6 6 3 3 4

Налоги 8 9 9 11 10

Права женщин 6 6 2 5 5

Преступность 14 5 9 11 11

Внешняя политика 2 12 6 12 9

Образование 25 29 21 22 23

Терроризм и безопасность 12 17 30 30 26

Жестокость полиции 38 14 14 8 14

Источник: GenForward September 2016 Toplines. A Survey of the Black Youth Project at the University of Chicago with the Associated Press NORC Center for Public Affairs Research, September 1—14, 2016.

Эти данные показывают отличия основных забот молодых россиян и американцев. Россиян больше всего беспокоят ухудшение материального положения и бедность. В сумме беспокойство и тревога по поводу экономических проблем превышают 60 % всех забот. Как отмечается в отчете «Левада-Центра», в 2018 г. «респонденты стали чаще, чем в 2017 г., высказывать озабоченность в первую очередь проблемами, связанными с благосостоянием и доходами граждан: ростом цен и безработицы, бедностью, расслоением на богатых и бедных, ростом платности и недоступности образования» 5. При этом среди экономических проблем особо выделяются именно «бедность, обнищание большинства населения», о которых говорит почти половина населения. Коррупция в качестве главной проблемы стоит на втором месте после экономических забот. Угрозу терроризма назвала в качестве главной проблемы лишь десятая часть молодежи.

Американские молодые люди на первое место ставят терроризм и в целом безопасность. Далее следуют расизм и проблемы дороговизны образования и здравоохранения. Естественно, расизм больше всего волнует темнокожее население, но и в других расовых и этнических группах молодежи озабоченность им высока. Более того — население, и особенно молодежь, волнуют все формы дискриминации: на основе расы, этнической принадлежности, пола, религии, иммиграционного статуса. От половины до трех четвертей респондентов полагают, что за последний год дискриминация различных социальных групп возросла.

Кроме того, некоторые проблемы имеют «расовую» окраску. Так, преступность больше волнует чернокожее население. Частые случаи, когда полицейские по первому подозрению стреляют в жителей бедных черных кварталов, привели к тому, что «жестокость полиции» ставится на второе месте по обеспокоенности среди афроамериканской молодежи.

2. Гражданские права и ценности молодежи

Большинство российской молодежи, как и всего населения в целом, отмечают, что права человека в стране соблюдаются плохо. При этом они считают, что эти права им гарантированы конституцией. В табл. 8 представлены первые пять прав, названные наибольшим числом респондентов.

Таблица 8. Ответ на вопрос:«Конституция гарантирует гражданам России перечисленные права и свободы. Какие из них являются для Вас наиболее важными, значимыми?», Россия, %

Право Все 18—30 лет

На бесплатную медицинскую помощь 78 76

На бесплатное образование 62 66

На жилище и его справедливую оплату 53 41

На личную свободу и неприкосновенность 47 58

На труд и его справедливую оплату 46 48

Источник: Гражданские права и свободы. Ситуация с соблюдением прав человека, самые важные права и свободы // ФОМ. URL: https://fom.ru/TSennosti/14053 (дата обращения: 05.01.2018).

5 Тревожащие проблемы // Левада-Центр. 06.09.2018. URL: http://www.levada.ru/2018/09/06/trevozhashhie-problemy/ (дата обращения: 15.01.2019).

Хуже всего обстоит дело с самыми важными для молодежи правами: право на труд и его справедливую оплату 16 % сочли хорошо соблюдаемым, а 40 % — плохо; право на бесплатное образование — 24 % и 41 % соответственно; право на бесплатную медицинскую помощь — 19 % и 43 %.

Большинство молодых людей, как и всего населения, считают, что в Европе права человека соблюдаются лучше, чем в России, а в Советском Союзе они соблюдались лучше, чем в сегодняшней России (43 % и 18 %). Лишь 22 % молодежи полагают, что права всех граждан защищены в равной степени, а 66 % — что «права некоторых людей или групп нарушаются чаще». К таким группам молодежь относит «бедных, малоимущих», «простых, обычных людей», «рабочих», «пенсионеров, пожилых людей». В то же время лишь 1 % считает, что права нарушаются «по национальному или религиозному признаку» 6.

В целом две трети российской молодежи считают, что российское общество устроено несправедливо, в том числе из-за социального неравенства и несоблюдения гражданских прав и свобод.

Среди американской молодежи также широко распространены представления о несправедливости социального устройства, отсутствии равноправия, особенно на основе расовой принадлежности. При этом в качестве главной проблемы общества рассматривается расовое неравенство, а не экономические трудности, как это имеет место у российской молодежи.

Мнения различных расово-этнических слоев молодежи об источниках конфликтов и дискриминации в американском обществе показаны в табл. 9.

Таблица 9. Ответы на вопрос: «Что является сегодня основным источником раскола в Америке?», США, респонденты 18—34 лет, %

Афро-американцы Жители азиатского происхождения Латиноамериканцы Белые американцы Вся молодежь

Раса 53 29 34 25 31

Класс 18 25 24 25 24

Идеология 13 21 12 18 16

Партийная принадлежность 4 17 7 19 14

Религия 3 2 9 7 7

Пол 5 1 1 2 2

Другое 4 4 10 3 5

Затруднились ответить — 1 3 - 1

Источник: NBC News/GenForward. University of Chicago. January 2018.

6 Там же.

72 % представителей молодежи (18—24 лет) отмечают распространение дискриминации в отношении афроамериканцев. При этом о дискриминации против них говорят 89 % чернокожих американцев, а также 87 % молодежи азиатского происхождения, 80 % испаноговорящих и 64 % белой молодежи. Молодые белые мужчины заметно меньше женщин отмечают дискриминацию чернокожих—57 % и 72 % соответственно, хотя эти оценки среди белой молодежи выше, чем такие оценки среди белого населения в целом — 53 % и 45 %.

Сходные различия существуют в оценках дискриминации латиноамериканцев: ее отмечают 78 % чернокожих, 74 % молодежи азиатского происхождения, 72 % испаноговорящей молодежи и лишь 54 % белых молодых людей. 84 % молодежи в целом также считают, что растущей дискриминации подвергаются мусульмане 7.

Дискриминация по гендерному признаку, в основном это касается женщин, указывается американской молодежью в меньшей степени, чем расовая. В целом 45 % населения страны полагают, что в отношении женщин в стране существует дискриминация. В том числе так считают 44 % белой молодежи. Более солидарны с женщинами испаноговорящие американцы (62 %), азиаты по происхождению (69 %) и чернокожие (70 %), которые отмечают распространенную дискриминацию женщин 8.

Отношение к людям нетрадиционной сексуальной ориентации также признается дискриминационным. 79 % молодежи отмечают дискриминацию в отношении транссексуалов, 72 % — в отношении геев и лесбиянок 9.

Прямое сравнение с российской молодежью здесь затруднено, поскольку тендерные исследования в России редки. Проблемы равноправия женщин вообще не упоминаются в российских опросах, в то время как в американских исследованиях они занимают заметное место — их назвали в качестве одной из важнейших проблем 5 % молодежи. В российских исследованиях часто присутствует вопрос о чертах, которые больше всего ценятся в мужчинах или в женщинах. В большинстве случаев ответы содержат традиционные гендерные стереотипы отношения к женщинам в соответствии с традицией «Kinder, Kueche, Kirche», о чем свидетельствуют ответы на соответствующий вопрос (см. табл. 10).

Таблица 10. Ответы на вопрос: «Что Вы больше всего цените в женщинах?», Россия, качества ранжированы по алфавиту

Мужчины Женщины

18—30 31—45 46+ 18—30 31—45 46+

Верность 35 34 35 24 22 27

Заботливость 33 34 34 29 31 32

Легкий характер 21 15 21 25 18 17

Независимость 1 3 2 10 6 6

Организованность 4 3 7 7 13 10

Порядочность 20 25 26 22 24 28

7 PRRI/MTV 2017 National Youth Survey. URL: https://www.prri.org/research/mtv-culture-and-rellgion/ (дата обращения: 5.01.2019).

8 Там же.

9 Там же.

Мужчины Женщины

18—30 31—45 46+ 18—30 31—45 46+

Сексапильность 19 16 10 11 8 4

Способность сопереживать 13 11 13 13 14 18

Стремление к успеху 2 3 4 11 8 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Темперамент 15 10 6 9 4 3

Ум 17 19 24 30 28 30

Умение заработать 5 3 3 4 5 5

Умение сопротивляться невзгодам 5 6 9 9 12 12

Хозяйственность 39 50 50 37 43 50

Хорошая внешность 39 38 33 43 29 21

Источник: Гендерные стереотипы // Левада-Центр. 29.03.2018. URL: https://www.levada.ru/2018/03/29/ gendernye-stereotipy/ (дата обращения: 05.01.2018).

Как видно из результатов опроса, и среди «современного», постсоветского молодого поколения больше всего в женщинах ценятся «традиционные» черты — «хорошая внешность», «хозяйственность», «верность» и «заботливость» — то есть идеал домохозяйки и матери. Даже молодежь отказывает женщинам в «стремлении к успеху» и «умении заработать». При этом молодые женщины поддерживают тот же идеал женщины, что и мужчины, с единственной разницей — существенно выше они ценят в себе наличие «ума» — 30 % по сравнению с 17 % оценки этого качества молодыми мужчинами.

В Америке такое отношение к женщинам назвали бы сексизмом, неполиткорректным отношением, не принятым в современном обществе. Здесь уже третье десятилетие активно ведется борьба за равноправие женщин, против «мужского шовинизма», при этом часто она приобретает формы, малопонятные в российском обществе. Попытка уступить женщине место в транспорте, открывание дверей, плата за партнершу в ресторане или кафе рассматриваются как неуместные действия, забота о «слабом поле» может восприниматься как оскорбление или как форма сексуального домогательства (sexual harassment).

Нельзя сказать, что в американском обществе люди не знакомы с «традиционными» женскими или мужскими чертами. И хотя эти стереотипы энергично разрушаются современной культурой, многие, в том числе среди молодежи, считают, что американские мужчины испытывают влияние «традиционных представлений о мужественности». Особенно это свойственно небелой молодежи: 47 % молодых афроамериканок, 46 % испаноговорящих молодых женщин и 38 % молодых чернокожих говорят о значительном давлении в их социальном окружении относительно традиционного, «ожидаемого» поведения мужчин 10.

Кроме того, в США 79 % полагают, что лица нетрадиционной сексуальной ориентации (транссексуалы, геи и лесбиянки) подвергаются большой дискриминации. Следует отметить, что в обществе растет терпимость к этим группам людей (см. табл. 11), и большинство считает, что люди нетрадиционной сексуальной ориентации должны быть признаны обществом, на равных пользоваться всеми правами.

10 PRRI/MTV 2017 National Youth Survey. URL: https://www.prri.org/research/mtv-culture-and-rellgion/ (дата обращения: 05.01.2019).

Таблица 11. Отношение к гомосексуальности в обществе, США

Гомосексуальность должна быть признана обществом Гомосексуальность должна отвергаться обществом Ни то, ни другое Затруднились ответить

Все население 63 28 5 4

Миллениалы 74 19 4 3

Старшие поколения 58 32 6 5

Все христиане 57 34 5 4

Миллениалы 68 25 5 3

Старшие поколения 53 37 5 5

Все мусульмане 52 33 8 7

Миллениалы 60 27 5 8

Старшие поколения 44 39 11 6

Источник: U. S. Muslims concerned about their place In society, but continue to believe In the American dream // Pew Research Report. October 26, 2017. URL: http://www.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/7/2017/07/U.S.-MUSLIMS-FULL-REPORT.pdf (дата обращения: 05.01.2019).

В целом, по мнению американской молодежи, наибольшую дискриминацию испытывают сейчас мусульмане. Так считают 84 %, 79 % полагают, что большую дискриминацию испытывают трансгендеры, 72 % называют афроамериканцев и 72 % — геев и лесбиянок. Это группы, подвергающиеся наибольшей дискриминации, по мнению возрастной когорты 15—24 года 11.

В России отношение к представителям «сексуальных меньшинств» крайне отрицательное, причем за последние три десятилетия их неприятие усилилось. Более терпимо относится к сексуальным меньшинствам молодежь (см. табл. 12).

Таблица 12. Ответы на вопрос: «Как Вы лично относитесь к представителям сексуальных меньшинств — с осуждением или без осуждения?», Россия, %

С осуждением Без осуждения Затрудняюсь ответить

Молодежь в целом, 17—34 года 47 45 8

17—23 года, не студенты 41 53 6

17—23 года, студенты 34 61 5

24—28 лет 48 45 7

29—34 года 53 37 10

Мужчины (всех возрастов) 55 36 9

Женщины 39 54 7

Источник: Взгляды и ценности молодых // ФОМ. 13.04.2017. URL: https://fom.ru/TSennostl/13288 (дата обращения: 5.01.2019).

11 Ibidem.

Причина столь негативного отношения к сексуальным меньшинствам отчасти состоит в том, что в официальной пропаганде и СМИ явно или неявно распространяется идея, что нетрадиционная сексуальная ориентация есть продукт деятельности неких внешних сил, стремящихся разрушить русскую православную культуру, традиционную систему ценностей. Как показывают опросы общественного мнения, эта точка зрения достаточно широко распространена, хотя в меньшей степени среди молодежи (см. табл. 13).

Таблица 13. Ответы на вопрос: «С каким утверждением Вы в большей степени согласны?», Россия, закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных

Все опрошенные 18—24 года 25—34 года 35—44 года 45—59 лет 60 лет и старше

Существует группа лиц, стремящихся разрушить духовные ценности, сформированные у россиян, с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений 63 44 56 67 69 67

Никакой пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений в России не существует. Люди, выступающие в защиту прав представителей сексуальных меньшинств в России, не преследуют разрушительных целей 24 48 28 21 21 18

Затрудняюсь ответить 13 8 16 12 10 15

Источник: Теория заговора против России. Пресс-выпуск № 3740 // ВЦИОМ. 20.08.2018. URL: https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=9259 (дата обращения: 15.01.2019).

3. Интерес к политике, осведомленность, участие в выборах

Высказываются противоречивые оценки интереса российской молодежи к политике, делам всего общества, проблемам государства. Многие опросы показывают аполитичность молодых, учителя говорят об их заинтересованности только личной жизнью. Действительно, общению в интернете, социальных сетях самые молодые (до 25 лет) посвящают часы практически каждый день. Ответы на прямой вопрос, интересуются ли они политикой, колеблются в зависимости от ситуации «на улице», но в целом интересуются около трети (см. табл. 14).

Таблица 14. Ответы на вопрос: «Одни люди интересуются политикой, а другие не интересуются. А лично Вы интересуетесь или не интересуетесь политикой?», Россия, %

Интересуюсь Не интересуюсь Затрудняюсь ответить

Молодежь в целом, 18—30 лет 34 60 6

18—22 года 29 64 6

23—27 лет 35 59 6

28—30 лет 38 55 7

Источник: Политические взгляды и протестный потенциал молодежи. Как россияне оценивают действия властей? // ФОМ. 25.10.2016. URL: http://fom.ru/Politika/13045 (дата обращения: 15.01.2019).

С возрастом интерес к политике растет, в том числе потому, что, взрослея, люди осознают, что «политика влияет на жизнь мою и моих близких, на жизнь других людей». Так, по данным «Левада-Центра», лишь 23 % молодых людей в возрасте 18—24 года «следят за текущими событиями в стране и мире», по сравнению с 49 % среди людей старше 65 лет. «Регулярно обсуждают политические темы с друзьями и коллегами» 14 % и 35 % соответственно; считают, что «хорошо разбираются в происходящем»,— 18 % и 29 % 12.

Сильно преувеличена оценка, что молодежь не смотрит телевизор—все узнает из интернета, из социальных сетей, с их «тлетворным влиянием». Телевидение, в том числе государственное, остается мощным каналом формирования мнений, особенно во время избирательных кампаний.

Таблица 15. Ответы на вопрос: «Откуда Вы чаще всего узнаете о новостях, событиях из жизни Вашего региона, страны, мира? (Можно выбрать не более двух ответов)», Россия, в% от групп

Молодежь (17—34) 17—23 года, не студенты 17—23 года, студенты 24—28 лет 29—34 года

Телевидение 54 44 43 52 63

Форумы, блоги, социальные сети 44 61 65 45 31

Новостные сайты 34 27 37 35 37

Родственники, друзья, знакомые, коллеги 25 32 29 24 21

Радио 10 6 6 11 13

Газеты, журналы 6 5 3 7 6

Другое 1 <1 <1 1 1

Затрудняюсь ответить <1 <1 0 <1 <1

Источник: Интерес молодежи к политике // ФОМ. 18.04.2017. URL: https://fom.ru/posts/13285 (дата обращения: 15.01.2019).

Следует отметить, что при невысоком интересе к политике российская молодежь и голосует недостаточно активно: на последних выборах губернатора своего региона проголосовали лишь 23 % молодежи от 18 до 24 лет, по сравнению с 49 % избирателей 65 лет и старше; на выборах в Думу—25 % и 70 %; на выборах президента в 2018 г.— 41 % и 83 % 13.

Американская молодежь в целом больше интересуется политикой и новостями о событиях в стране, чем российская. Процесс политизации населения усилился с 1960-х годов в связи с драматическими событиями внутренней и внешней политики — движением за равноправие чернокожего населения, Вьетнамской войной, студенческими волнениями. Во время президентской избирательной кампании 2016 г. интересовались новостями о событиях в стране 63 % молодых сторонников Х. Клинтон и 52 % сторонников Д. Трампа, следили за политическими

12 Волков Д. Кто они — люди поколения Z? Доклад, Фонд Гайдара. Октябрь, 2018. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=LAQuTHhGUv8 (дата обращения: 05.01.2019).

13 Там же.

событиями и деятельностью правительства 46 % и 40 % соответственно 14. В России в этот же период следили за ходом избирательных кампаний лишь 36 % молодежи 17—34 лет 15.

Среди молодых американских избирателей (18—30 лет) 47 % говорят в опросах, что они «всегда» или «почти всегда» участвуют в выборах; и 37 % — что участвовали в прошлых выборах «иногда», «редко» или «никогда»; остальные не участвовали по возрасту 16.

Значительно активнее американские миллениалы участвуют в различных формах общественной и политической деятельности, особенно во время избирательных кампаний. Так, во время кампании 2016 г. 8 % сторонников Д. Трампа и 9 % сторонников Клинтон участвовали в кампании в качестве добровольцев; 8 % и 17 %, соответственно, вносили деньги в фонд кампании; 11 % и 15 % участвовали в митингах и шествиях; 18 % и 18 % вывешивали плакаты в поддержку кандидата; 21 % и 23 % следили за ходом кампании в социальных сетях; 37 % и 49 % подписывали петиции в поддержку кандидата; 10 % и 12 % участвовали в бойкоте; 6 % и 11 % ходили на демонстрации; 3 % и 2 % выдвигались кандидатами на какой-либо пост. Многие активисты кампаний продолжили или выразили готовность принимать участие в добровольных действиях и общественных организациях на местном уровне и после кампании — таких среди сторонников Д. Трампа было 58 % и среди избирателей Х. Клинтон — 76 % 17.

В то время как российская молодежь не видит смысла участвовать в выборах, многие американские молодые люди (63 %) придерживаются мнения, что, участвуя в политике, могут что-то изменить. В результате участие молодежи в промежуточных выборах 2018 г. выросло в полтора раза по сравнению с прошлыми промежуточными выборами 2014 г.18

4. Либералы и консерваторы

В Соединенных Штатах политические взгляды традиционно относят к либеральным или консервативным, при этом содержание этих понятий менялось со временем в зависимости от характера политической жизни в стране и в мире. Но в целом под либерализмом понимают выборный парламентаризм, свободу прессы, отмену привилегий, в том числе классовых, обязанность государства обеспечивать благосостояние народа, свободу международной торговли. Консерваторы в большей степени поддерживают свободный рыночный капитализм, минимальное вмешательство государства в экономику, сохранение существующих институтов и традиций. Современное наполнение этих понятий в применении к массовым взглядам рассмотрено ниже.

14 CIRCLE. Millenials After 2016: Post-ElectionPoll Analysis. URL: www.clvlcyouth.org (дата обращения: 15.01.2019).

15 Отношение молодежи к выборам и электоральному законодательству. О честности выборов, графе «против всех» и женщинах на президентском посту // ФОМ. 24.04.2017. URL: https://fom.ru/Politica/13299 (дата обращения: 15.01.2019).

16 GenForward September 2016 Toplines. A Survey of the Black Youth Project at the University of Chicago with the Associated Press NORC Center for Public Affairs Research, September 1—14, 2016.

17 CIRCLE. Millenials After 2016: Post-ElectionPoll Analysis. URL: www.civicyouth.org (дата обращения: 15.01.2019).

18 NBC News/GenForward. University of Chicago. January 2018.

В России после ликвидации советского строя общество оказалось без государственной идеологии, что закреплено и в Конституции, а население в значительной мере не представляет, какой образ мышления, набор политических ценностей «правильный», «государственный». В силу этого для многих представляет большую сложность причислить себя к какой-либо идеологической или политической категории. Тем не менее в опросах общественного мнения предпринимаются попытки как-то выявить идейную или политическую самоидентификацию людей, в том числе молодежи. Исследование Фонда «Общественное мнение» дало следующую структуру политических взглядов молодежи (см. табл. 16).

Таблица 16. Ответы на вопрос: «Какие политические взгляды, убеждения Вам ближе: социалистические, либеральные, консервативные, анархические или какие-то другие?»,

Россия, данные в% от групп

Молодежь (17—34) 17—23 года, не студенты 17—23 года, студенты 24—28 лет 29—34 года

Социалистические 28 35 28 28 25

Либеральные 20 23 33 20 17

Консервативные 13 7 12 14 15

Анархические 2 3 2 2 2

Другие 9 7 8 7 11

Затрудняюсь ответить 28 24 17 29 31

Источник: Взгляды и ценности молодых // ФОМ. 13.04.2017. URL: https://fom.ru/TSennosti/13288 (дата обращения: 15.01.2019).

Массовые опросы не дают возможности определить, что понимают российские респонденты под термином «консерватор» или «либерал», и почему они отнесли себя к той или иной идейной категории. Тем более что термин «либерал» в массовой печати часто используется с негативной окраской — как реакционная «западная» идеология, обслуживающая монополистический капитал, направленная против интересов народа, против России, инспирируемая правящими кругами США.

Несколько иная структура политической самоидентификации получается в опросах «Левада-Центра» (см. табл. 17).

Таблица 17. Политическая самоидентификация самой младшей и самой старшей возрастных

групп, Россия, %

Возрастные группы Демократы, либералы За Путина и «Единую Россию» Социалисты, коммунисты Патриоты ЛДПР, «либеральные демократы» Монархисты, консерваторы Аполитичны, нет политических предпочтений

Постмиллениалы, 18—24 года 13 8 2 1 2 1 73

65+ 6 11 19 3 1 4 56

Источник: Волков Д. Кто они—люди поколения Z? Доклад, Фонд Гайдара. Октябрь, 2018. URL: https://www. youtube.com/watch?v=LAQuTHhGUv8 (дата обращения: 05.01.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здесь предложено большее разнообразие политических направлений, включая «за Путина и «Единую Россию»», но и лидирующая партия при всей кажущейся привлекательности для населения не смогла привлечь значительное число сторонников, и большинство не смогли определиться и выбрать себе идеологию.

В США население в целом и молодежь, в частности, под либерализмом в самом общем виде понимают развитие демократии и равноправия, а также заботу государства о группах, находящихся в неблагоприятных условиях, в том числе бедных, небелом населении. Соответственно, консерваторы — в большей степени сторонники традиционного капитализма, частной инициативы, меньшего вмешательства государства в жизнь людей, особенно бизнеса.

В целом в последние два десятилетия в Америке усиливается либеральная тенденция и растет число людей, считающих себя либералами, при всей размытости содержания этого понятия. Для более объективной оценки реальных взглядов и представлений населения по социально-политическим и экономическим проблемам Pew Research Center c 1994 г. использует шкалу из десяти индикаторов взглядов и оценок людей по важным проблемам общества, позволяющим оценить реальную степень либеральных или консервативных ориентаций людей и отнести их к либеральному или консервативному «лагерю» вне зависимости от их самоидентификации (см. табл. 18).

Таблица 18. Шкала идеологической последовательности (непротиворечивости) (Ideological

Consistency Scale)

Консервативная позиция Либеральная позиция

Правительство почти всегда расточительно и неэффективно Правительство часто делает лучшую работу, чем люди ее оценивают

Государственное регулирование бизнеса обычно приносит больше вреда, чем пользы Государственное регулирование бизнеса необходимо в интересах всего общества

Бедным людям сегодня легко, потому что они могут получать государственные пособия, ничего не делая взамен У бедных людей тяжелая жизнь, потому что государственные льготы не настолько велики, чтобы обеспечить им приличное существование

Сегодня правительство не может позволить себе сделать гораздо больше, чтобы помочь нуждающимся Правительство должно сделать больше, чтобы помочь нуждающимся американцам, даже если это означает увеличение государственных долгов

Чернокожие американцы, которые не могут продвинуться в нашей стране, в основном сами ответственны за свое собственное положение Расовая дискриминация является основной причиной, по которой сегодня многие чернокожие американцы не могут продвинуться

Иммигранты сегодня являются обузой для нашей страны, потому что они занимают наши рабочие места, жилье и здравоохранение Иммигранты сегодня укрепляют нашу страну благодаря своему труду и талантам

Лучший способ обеспечить мир—это военная мощь Хорошая дипломатия — лучший способ обеспечить мир

Большинство корпораций получают справедливую и умеренную прибыль Бизнес-корпорации получают слишком большую прибыль

Более строгие экологические законы и правила приводят к большому увеличению трудовых затрат и наносят ущерб экономике Более строгие экологические законы и нормативные акты в конечном счете окупаются

Общество должно противодействовать гомосексуализму Гомосексуализм должен быть принят обществом

Источник: Pew Research Center, June, 2014, «Political Polarization in the American Public». URL: http://www.people-press.org/2014/06/12/political-polarization-in-the-american-public/ (дата обращения: 5.01.2019).

По всем десяти позициям американское поколение миллениалов значительно либеральнее старших поколений. Например, «беби-бумеров», которым сейчас 54—72 года 19. В целом молодежь (57 %) выступает за «большое» правительство, обеспечивающее больше социальных программ, в то время как 37 % поддерживают «меньшее» правительство с меньшим объемом услуг. Лишь 30 % представителей старшего поколения поддерживают идею «большого» правительства. Большинство среди молодежи (66 %) США считают, что экономическая система страны действует в интересах мощных влиятельных кругов, в частности, большого бизнеса; лишь 30 % полагают, что она справедлива в отношении большинства американцев. При этом подавляющее число молодежи (84 %) в экономическом неравенстве видят проблему для страны (для 51 % это «очень большая проблема»). По мнению 56 % молодого поколения, правительство должно больше помогать нуждающимся американцам, даже за счет увеличения государственного долга, по сравнению с 40 % среди старшего поколения. И 56 % в сравнении с 50 % полагают, что государственные льготы недостаточны, чтобы обеспечить бедным приличное существование. Две трети молодежи считают, что государство обязано обеспечить медицинское страхование всем американцам; среди пожилых это требование поддерживают 52 %. Под давлением этих настроений в стране Д. Трампу не удалось отменить достижение администрации Б. Обамы в области расширения государственного медицинского страхования.

По поводу положения афроамериканцев 52 % представителей молодого поколения считают, что главная причина того, что чернокожие не могут пробиться в жизни, состоит в расовой дискриминации 20. Среди старшего поколения так думают лишь 36 %. Соответственно, 68 % молодежи считают, что страна должна меняться, чтобы обеспечить чернокожему населению равные права с белыми; среди старших поколений так полагают 50 %. По мнению 79 % молодежи, иммигранты укрепляют страну благодаря своему труду и талантам; среди старших так думают 56 %. 72 % миллениалов против строительства стены на границе с Мексикой и 82 % поддерживают легализацию иммигрантов, которые нелегально попали в страну, когда были детьми. По поводу роли Америки в мире лишь 18 % миллениалов считают, что США—самая выдающаяся страна, а 59 % — что одна из великих стран, наряду с другими. Среди «молчаливого» поколения соотношение оценок — 46 % и 46 %. И больше других поколений (77 %) миллениалы считают, что лучший путь сохранения мира — это «хорошая дипломатия», а не «военная сила»; среди «молчаливого» поколения эту точку зрения поддерживают только 43 %. Лишь 29 % молодежи считают, что Америка должна поступать в соответствии со своими национальными интересами, даже если ее союзников это не устраивает. 66 %, напротив, думают, что надо учитывать интересы союзников, даже идя на компромиссы. У старших соотношение между этими позициями — 43 % и 48 %.

Большинство молодежи выступают за более строгий контроль за сохранением окружающей среды, ограничение выбросов вредных веществ, усиление ответ-

19 URL: http://www.people-press.org/2018/03/01/the-generation-gap-in-american-politics/ (дата обращения: 05.01.2019).

20 Ibidem.

ственности компаний, нарушающих экологическое законодательство. Также они осуждают решение Д. Трампа выйти из Парижского соглашения по климату.

Как отмечено выше, большинство молодежи за то, чтобы гомосексуалы были признаны обществом, прекратилась их дискриминация. Среди миллениалов 73 % поддерживают официальное разрешение однополых браков, по сравнению с 41 % среди самого старшего поколения 21.

Анализ взглядов американцев в соответствии с указанной шкалой и кодировкой ответов в баллах позволил определить взгляды каждого поколения как «последовательно либеральные», «в основном либеральные», «смешанные», «последовательно консервативные» и «в основном консервативные». Распределение этих групп среди поколений показано в табл. 19.

Таблица 19. Распределение либеральных и консервативных взглядов в поколениях,

США, % (июнь-июль 2017)

Характеристика взглядов «Миллениалы» «Поколение Х» «Беби-бумеры» «Молчаливое Поколение»

Последовательно консервативные 2 7 13 15

В основном консервативные 10 16 19 24

Смешанные 31 34 28 32

В основном либеральные 32 27 22 16

Последовательно либеральные 25 16 17 12

Источник: Survey of U.S. adults conducted June 8—18 and June 27-July 9, 2017. URL: http://www.people.press. org/2018/03/01/the-generation-gap-in-american-politics/ (дата обращения: 05.01.2019).

Следует отметить, что такое детальное ранжирование взглядов людей по конкретным социально-экономическим, политическим и моральным проблемам весьма важно, чтобы не зависеть лишь от самоидентификации граждан, которые и в России и в Америке не вполне понимают, что сегодня либерально, а что консервативно, или даже реакционно. Так, в указанном исследовании 65 % тех, кого исследователи отнесли к последовательно или в основном либеральным, сами себя также считают либералами, однако треть относят себя к «умеренным» или «консерваторам».

Усиление либеральных взглядов в США за последние два-три десятилетия, и особенно среди молодежи, дало основание многим исследователям и политикам говорить и об укреплении социалистических взглядов, которые во многом близки к либерализму. В частности, исследования Института Гэллапа показывают следующую динамику отношений американцев к терминам «капитализм» и «социализм» без разъяснений содержания этих понятий — как люди сами их понимают (табл. 20).

21 Ibidem.

Таблица 20. Оценки понятий «капитализм» и «социализм», США

Положительная оценка капитализма Положительная оценка социализма

Демократы, скорее демократы 47 57

Республиканцы, скорее республиканцы 71 16

Возраст 18—29 лет 45 51

Возраст 50—64 года 60 30

Источник: Gallup Polls. Democrats more positive about socialism than capitalism. Politics. August 13, 2018. URL: https://news.gallup.com/poll/240725/democrats-posltlve-soclallsm-capltallsm.aspx (дата обращения: 5.01.2019).

Эти оценки привлекательности социализма для американского электората и, в частности, молодежного, отразились в поддержке молодежью кандидатуры Берни Сандерса в президентской кампании 2016 г. Отвечая на вопрос: «Кого Вы поддерживали как кандидата во время избирательной кампании этого года?», 37 % молодежи в возрасте 18—30 лет назвали Б. Сандерса, 16 % — Х. Клинтон и 11 %—Д. Трампа 22. В кампании 2018 г. популярность социалистических идей проявилась в успехах некоторых социалистических кандидатов, в частности, Александрии Окасио-Кортес в Нью-Йорке.

Следует отметить, что во времена Ф. Рузвельта и опросов Дж. Гэллапа 1940-х годов социализм в Америке понимали именно в марксистской интерпретации как прежде всего общественную собственность на средства производства, или правительственную собственность на предприятия, заводы. Сейчас «социализм» в Америке трактуется и воспринимается населением скорее как государственное обеспечение нужд населения в медицинском обслуживании, образовании, занятости и жилищах, то есть примерно так, как понимают в России конституционные обязанности государства. Здесь российская и американская молодежь нашли бы много общего в своих представлениях о роли государства.

Однако в России молодежь трактует «социализм» скорее именно в марксовом понимании — как замену крупной частной собственности на государственную (см. табл. 21).

Таблица 21. Ответы на вопрос: «Как Вы думаете, что лучше для развития страны: чтобы большая часть крупных предприятий находилась в государственной собственности или в частной собственности?», Россия, %

В государственной собственности В частной собственности Затрудняюсь ответить

Молодежь в целом, 17—34 года 73 17 10

17—23 года, не студенты 67 26 7

17—23 года, студенты 65 29 6

22 GenForward September 2016 Topllnes. A Survey of the Black Youth Project at the University of Chicago with the Associated Press NORC Center for Public Affairs Research, September 1—14, 2016.

В государственной собственности В частной собственности Затрудняюсь ответить

24—28 лет 73 15 12

29—34 года 78 12 10

Источник: Взгляды и ценности молодых // ФОМ. 13.04.2017. URL: https://fom.ru/TSennosti/13288 (дата обращения: 05.01.2019).

Эти оценки фактически повторяют взгляды российского народа на приватизацию на заре перестройки в конце 1980-х годов, когда большинство населения, приветствуя демократические реформы, в экономике предпочитало оставить в руках государства крупную промышленность, разрешив приватизировать лишь мелкие производства, торговлю и обслуживание.

Интересно, что эти взгляды разделяют не только люди, характеризующие свои взгляды как «социалистические», но и «либералы», и «консерваторы» и «анархисты» (см. табл. 22).

Таблица 22. Ответы на вопрос: «Как Вы думаете, что лучше для развития страны: чтобы большая часть крупных предприятий находилась в государственной собственности или в частной собственности?», Россия, %

Политические взгляды респондентов В государственной собственности В частной собственности Затрудняюсь ответить

Молодежь в целом, 17—34 года 73 17 10

Люди, считающие себя:

— социалистами 80 14 6

— либералами 66 26 8

— консерваторами 72 20 8

— аАнархистами 59 34 7

Источник: Взгляды и ценности молодых // ФОМ. 13.04.2017. URL: https://fom.ru/TSennosti/13288 (дата обращения: 05.01.2019).

Некоторые представления россиян о роли государства в обществе близки к современным американским либеральным взглядам (см. табл. 23).

Таблица 23. Ответы на вопрос: «Как Вы думаете, как должны складываться отношения между государством и его гражданами?» (респондентам предлагалась карточка, и они могли

выбрать один ответ), Россия

Январь 2001 Март 2006 Октябрь 2007 Октябрь 2009 Октябрь 2011 Декабрь 2013 Март 2015 Ноябрь 2016 Июль 2018

Государство должно заботиться обо всех своих гражданах, обеспечивая им достойный уровень жизни 71 66 66 63 58 53 49 52 62

Январь 2001 Март 2006 Октябрь 2007 Октябрь 2009 Октябрь 2011 Декабрь 2013 Март 2015 Ноябрь 2016 Июль 2018

Государство должно устанавливать единые для всех "правила игры" и следить за тем, чтобы они не нарушались 19 24 24 28 34 35 41 35 30

Государство должно как можно меньше вмешиваться в жизнь и экономическую активность своих граждан 6 6 7 6 5 6 7 11 6

Затруднились ответить 4 4 3 3 3 7 3 2 2

Источник: Граждане и государство // Левада-Центр. 23.08.2018. URL: https://www.levada.ru/2018/08/23/ grazhdane-i-gosudarstvo-2/ (дата обращения: 05.01.2019).

Таким образом, и в России, и в Америке взгляды о социальной справедливости и равных правах для всех уживаются с представлениями о важности свободы и частной инициативы. И там и здесь люди к правительству относятся критически. Вот как уже в демократической России оценивают власть, «свое» правительство (см. табл. 24).

Таблица 24. Ответы на вопрос: «Какое из следующих высказываний о руководстве страны ближе всего к Вашей точке зрения?», респондентам предлагалась карточка, и они могли

выбрать один ответ, Россия

Июль 1998 Декабрь 2007 Май 2014 Май 2015 Ноябрь 2016 Ноябрь 2017 Июль 2018

Люди, которых мы выбираем в органы власти, быстро забывают о наших проблемах, теряют внимание к интересам народа 45 60 54 55 58 62 58

Руководство — это особая группа людей, элита, которая живет только своими интересами; до нас им нет дела 29 26 25 26 27 24 28

Наши органы власти — народные, у них те же интересы, что и у простых людей 15 8 11 9 10 7 9

Затруднились ответить 11 6 11 10 6 7 6

Источник: Граждане и государство // Левада-Центр. 23.08.2018. URL: https://www.levada.ru/2018/08/23/ grazhdane-i-gosudarstvo-2/ (дата обращения: 05.01.2019).

Сходные оценки распространены и среди американской молодежи. 85 % полагают, что «правительство в значительной степени управляется несколькими крупными интересами, заботящимися о себе и своих друзьях»; полностью согласны —41 %, частично согласны — 44 % 23. 82 % считают, что «богатые» и 69 % — что «большой бизнес» обладают слишком большой властью и влиянием в Вашингтоне, в то время как у «простых людей» слишком мало влияния на принятие решений, на законодателей — полагают 75 % респондентов 24.

5. Страна идет в правильном направлении, величие страны

Оценки положения дел в стране и своей собственной жизни традиционно значительно различались в обеих странах; в частности, сравнение стало возможным, когда в Советском Союзе начались замеры общественного мнения. Различия кроются не только в значительной разнице уровня экономического развития двух стран и благосостояния граждан, но и в исторически сложившемся менталитете населения, различии между коллективистским, общинным российским мышлением и индивидуалистическим американским.

В Америке традиционно, особенно начиная с послевоенного времени, люди говорили: страна может катиться под откос, но у меня все в порядке, «I'm OK». В СССР, России логика обратная: у меня, моей семьи дела идут неважно, но в стране все хорошо, идет рост. Опросы стабильно фиксируют этот «государственный» оптимизм, в том числе разных слоев молодежи (см. табл. 25).

Таблица 25. Ответы на вопрос: «Если говорить в целом, Россия сейчас движется в правильном или неправильном направлении?», Россия, %

В правильном В неправильном Затрудняюсь ответить

Молодежь в целом, 17—34 года 69 18 13

17—23 года, не студенты 72 18 10

17—23 года, студенты 70 18 12

24—28 лет 67 20 13

29—34 года 70 16 14

Источник: Взгляды и ценности молодых // ФОМ. 13.04.2017. URL: https://fom.ru/TSennosti/13288 (дата обращения: 05.01.2019).

Положительно оценивают развитие страны и люди, испытывающие материальные трудности, даже те, кому не хватает денег на питание (см. табл. 26).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 NBC News/GenForward. University of Chicago. January 2018.

24 Can You Say Oligarchy? 75 % of Americans Think Wealthiest Have "Too Much" Power // Common Dreams/ July 2017. URL: https://www.commondreams.org/news/2017/07/13/can-you-say-oligarchy-75-americans-think-wealthiest-have-too-much-power (дата обращения: 27.01.2019).

Таблица 26. Ответы на вопрос: «Если говорить в целом, Россия сейчас движется в правильном или неправильном направлении?», Россия, %

В правильном В неправильном Затрудняюсь ответить

Молодежь в целом, 17—34 года 69 18 13

Денег не хватает на питание 44 31 25

На питание хватает, на одежду — нет 59 25 16

На одежду хватает, на крупную бытовую технику — нет 65 20 15

На бытовую технику хватает, на автомобиль — нет 75 15 10

И на автомобиль хватает 75 13 11

Источник: Взгляды и ценности молодых // ФОМ. 13.04.2017. URL: https://fom.ru/TSennosti/13288 (дата обращения: 05.01.2019).

В Америке ситуация обратная—большинство населения (и 63 % молодежи) считают, что страна идет в неправильном направлении, сбилась с пути, и лишь 18 % полагают, что направление правильное; остальные не высказали мнение. В то же время 59 % молодежи оптимистично оценивают свое будущее в материальном плане—хорошая работа, высокая зарплата, высокий уровень жизни; пессимистичные прогнозы высказывают лишь 21 % 25.

Еще выше степень оптимизма миллениалов относительно своего будущего в целом (см. табл. 27).

Таблица 27. Ответы на вопрос: «Насколько Вы оптимистичны в отношении своего будущего?»,

США, респонденты 18—30 лет, %

Афро-американцы Жители азиатского происхождения Латиноамериканцы Белые американцы Вся молодежь

Чрезвычайно оптимистичен 26 6 13 17 17

Очень оптимистичен 25 23 33 31 30

Довольно оптимистичен 31 47 33 31 33

Довольно пессимистичен 11 16 12 13 13

Очень пессимистичен 4 7 6 5 5

Чрезвычайно пессимистичен 3 1 2 2 2

Источник: GenForward September 2016 Toplines. A Survey of the Black Youth Project at the University of Chicago with the Associated Press NORC Center for Public Affairs Research, September 1—14, 2016.

25 NBC News/genFORWARD survey, University of Chicago. January 2018.

Когда речь идет не об оценке собственной жизни, а о положении, возможностях рядовых, простых людей, взгляды более критические (см. табл. 28).

Таблица 28. Ответы на вопрос: «Какие возможности, по Вашему мнению, есть у обычного человека в нашей стране продвинуться, достичь своих целей?», США, респонденты 18—30 лет, %

Афро-американцы Азиатского происхождения Латиноамериканцы Белые американцы Вся молодежь

Никаких 7 3 8 6 6

Немного 42 32 37 37 38

Умеренное количество 38 48 41 38 39

Много 7 14 9 13 11

Очень много 6 3 5 6 5

Источник: GenForward September 2016 Toplines. A Survey of the Black Youth Project at the University of Chicago with the Associated Press NORC Center for Public Affairs Research, September 1—14, 2016.

Здесь оценки значительно скромнее — 39 % оценивают шансы «маленького человека» добиться успеха в жизни как «умеренные», и лишь 11 %—как значительные. Это различие оценок собственных шансов на успех и остальных, «обычных» людей в обществе отражает традиционные настроения американского индивидуализма, веру в личный успех как воплощение «американской мечты» — страна может «катиться под откос», но у меня все в порядке.

Оптимизм американской и российской молодежи имеет разную природу. У россиян это скорее традиционная надежда на лучшее — всяким трудностям приходит конец, у американцев это больше прагматический расчет—раз сейчас экономика на подъеме, она и дальше будет расти.

Список литературы (References)

Левада Ю. А. Ищем человека / Социологические очерки 2000—2005. М. : Новое издательство. 2006. С. 8—9.

Levada Y. A. (2006) In search of a man. In: Socilogical essays 2000—2005. Moscow: New publishing house. P. 8—9. (In Russ.)

Попов Н. П. Российские и американские поколения XX века: откуда пришли милле-ниалы? // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2018. № 4. С. 309—323. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.4.15. Popov N. P. (2018) Russian and American generations of the 20th century: where have Millennials come from? Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 4. P. 309—323. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.4.15. (In Russ.)

Howe N., Strauss W. (1991) Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. N.Y.: William Morrow & Company.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.