DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-21-27
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЕ О МЕХАНИЗМАХ РАЗВИТИЯ Байбародских И.Н.
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация
Одной из ведущих проблем психологии развития в современных условиях стало изучение и обоснование психофизиологических механизмов развития нравственности в организации воспитательной среды для взаимодействия детей с взрослыми, организация условий для полноценной само актуализации личности, благополучной адаптации к обществу, морального выбора личностью нравственных ценностей.
Внутренняя жизнь человека — это особый мир: мир мыслей, переживаний, отношений, желаний, стремлений. В ней человек планирует, ведет с самим собой внутренний диалог. Поэтому важно понять законы развития и содержание функций механизмов развития психики на каждом возрастном этапе.
Ключевые слова: развитие; общество; личность; ребенок; нравственность; нравственное становление; рефлексы.
BASIC CONCEPT ON MECHANISMS OF DEVELOPMENT
Baibarodskich I.N.
Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation
One of the leading problems of psychology of development in modern conditions was the study and justification of the psycho-physiological
mechanisms of the development of morality in the educational environment for interaction between children and adults, organization of conditions for the full self actualization of the individual, successful adaptation to society, moral choice a person of moral values.
Inner human life is a special world: the world of thoughts, feelings, attitudes, desires, aspirations. It plans, conducts himself with inner dialogue. It is therefore important to understand the laws of development and maintenance functions of the mechanisms of mental development at each age stage.
Keywords: development; society; personality; child; ethics; moral formation; reflexes.
В переломные моменты развития общества негативные влияния на формирование личности ребенка многократно усиливается. В связи с этим необходимо изучение условий формирования нравственности личности в младенческом возрасте. Проблема формирования личности в младенческом дошкольном возрасте является актуальной так как, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой изменения в ценностных ориентациях и поступках взрослых людей, являющихся значимой фигурой для развития личности ребенка, оказывающие влияние на формирование всех личностных сфер детей.
Вхождение в общество в качестве полноправного гражданина должно сопровождаться разработкой новых психолого-педагогических технологий и форм развития нравственного сознания. Преодоление равнодушия в обществе связывается с гуманизацией межличностных взаимоотношений.
Теоретический анализ данной проблемы свидетельствует о том, что еще нет четко разработанного единого психофизиологического механизма для понимания развитии нравственных понятий и в целом, всей нравственной сферы.
Межличностные механизмы гибки и индивидуализированы. Среди них есть врожденные и приобретенные, сложившиеся в
индивидуальной и общественной практике, психофизические и психологические механизмы, наиболее или менее обобщенные, узкие и способные реализоваться лишь в специфических условиях и ситуациях» Д.Х. Хасанбаева. Врожденные психологические механизмы, хотя и отличаются различной степенью обобщенности, в то же время они универсальны, так их влияние проявляется на все виды человеческой деятельности. К ним можно отнести:
— предрасположенность к какому-либо роду занятий, при наличии соответствующих физиологических и физических данных;
— подражание кому-либо или чему-либо, которое впоследствии может стать «элементом» научения в некоторых видах деятельности;
— задатки, врожденные анатомо-физические особенности нервной системы, составляющие природную основу для развития способностей человека. Индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности» A.B. Петровский [5, с. 34].
Нравственное становление - одна из центральных задач психического развития дошкольника. Она включает взаимосвязанные сферы нравственности: становление нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств, динамику нравственного поведения. Все они имеют свою специфику и разновидности.
С.Л. Рубинштейн, один из первых исследователей поставил вопрос о соотношении психических процессов и свойств личности. Важным стал вопрос о механизмах образования свойств из психических процессов [6, с. 77].
Определяя психический процесс как деятельность, он находит, что психические процессы являются строительным материалом, из которого складываются психические свойства, в том числе, и нравственные. Рефлекторная теория И.М. Сеченова [7, с. 15] и И.П. Павлова [4, с. 87] убедительно доказывает, что развитие психики совершается в постоянном взаимодействии с окружающей средой - материальной и социальной.
Идеи И.М. Сеченова получили экспериментальное подтверждение в трудах И.П. Павлова, который разработал метод объективной оценки функций высших отделов мозга — метод условных рефлексов.
Это - переработка в мозгу ребёнка информации сенсорного порядка, которая обрабатывается словесно и мысленно. Приобретение знаний, получение новой информации, обогащение ассоциациями ведет к усиленному развитию связей между отдельными нервными клетками, что способствует образованию условного рефлекса.
И.П. Павловым обоснованы условно-рефлекторные связи своеобразной функциональной единицы, основной на деятельности головного мозга, основы, на которой строится высшая нервная деятельность, почти все поведение высокоразвитого организма.
Новый класс рефлексов, открытый И.П. Павловым, является механизмом срочной и пластической перестройки поведения, деятельности организма в соответствие с изменениями социальной среды.
Условный рефлекс - сложная многокомпонентная реакция, которая вырабатывается на базе безусловных рефлексов с использованием предшествующего индифферентного раздражителя. Он имеет сигнальный характер, а организм встречает воздействие безусловного раздражителя подготовленным. Происходит перераспределение крови, усиление дыхания и кровообращения, и когда мышечная нагрузка начинается, организм уже к ней подготовлен.
Психологический механизм характеризуется субъективным «описанием» или «отражением» на субъективном уровне тех объективных процессов и явлений, которые обеспечивают взаимодействие человека с окружающей средой. Однако, «психологический механизм не является простой констатацией этих процессов» В.Г. Леонтьев [2, с. 70].
Он, не отождествляя механизм с источником активности или самой активностью, подчеркивает, что «любой психологический
механизм - это не физиологический или какой-либо иной код побудительного состояния, а раскодированный фактор этого состояния, выраженный в содержательных образных, понятийных терминах и представлениях» В.Г. Леонтьев [2, с. 71].
При изучении психологических механизмов В.Г. Леонтьев отметил, что им присуща обобщенность. В них отражается взаимосвязь многих звеньев психологической системы, обеспечивающей человеческую деятельность и поведение. На этом основании их можно представить «как закономерную связь факторов, условий, средств, структуры, различных отношений и связей» В.Г. Леонтьев [2, с. 72].
Термин «механизм» широко используется в технических науках, что вносит иногда не точность в его понимание. Так, американские ученые А. Ньюэлл и X. Саймон, занимающиеся эвристическим программированием, утверждают, что «если сможешь составить такую программу, которая, будучи реализована на вычислительных машинах, хорошо имитирует человеческое поведение, мы можем считать, что открыли систему механизмов, по крайней мере, достаточную для обеспечения данного поведения» Newell, Simon (1961).
Специфическим видом механизма является механизм аттитюд (установка). Это готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.
Понятие установка введено в психологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на те, или иные ценности, предписывающих индивидам определенные социально принятые способы поведения. Установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях.
Другой психологический механизм экспектация (социальные ожидания). Это система ожиданий, требований относительно норм исполнения социальных ролей. Экспектации представляют собой
разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе.
Основные ступени, по которым идет построение личности ребенка, связаны с уровнем развития его мышления, и в зависимости от того, как реализуется его внешний и внутренний опыт, утверждается, каким психическим аппаратом он расчленяется, анализируется, связывается и обрабатывается.
Исследователь A.A. Гуссейнов приходит к заключению, что нравственные понятия, обозначающие нравственные добродетели, признаются основой нравственного поведения. Он утверждает, что людям свойственна врожденная доброта и отзывчивость.
В старшем дошкольном возрасте активно начинается усвоение нравственных понятий и нравственных норм. В связи с привлекательностью предметов, происходит подавление внутренних побуждений.
Г.А. Шутова считает, что люди двойственны по природе: добра и зла в человеке поровну (Воспитание милосердия). Она склоняется к тому, что сначала ребенок должен полюбить своих родных, увидеть, что они заботятся о нем, тогда в дальнейшем эта любовь перерастет в любовь к людям и человечеству в целом.
Индивидуальные различия нравственных понятий системы духовно-нравственных признаков обусловлены целостной структурой деятельности, отражающей особенности воздействия различных уровней личности на механизмы этой деятельности.
К шести годам у детей проявляется способность ставить себя на место другого человека, учитывать не только собственные желания. Появляется чувство долга, регулирующее поведение ребенка в простых ситуациях.
В процессе познания человека человеком, как и при других формах субъективного отражения, внешние причины действуют через посредство внутренних условий. Знания приобретаются в непосредственных наблюдениях за поведением людей или опосредованно через словесные разъяснения качеств, образующих мужской образ.
Индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах характерных для взрослых. Родитель ожидает и хочет быть образцом для ребенка; родители склонны идентифицироваться с детьми; каждый родитель проявляет в общении с ребенком качества, которые он привык проявлять по отношению к взрослым, что и ребенок.
Подражание, как психологический механизм, является наиболее характерным способом познания действительности ребенка, а подражательность - основным свойством его развивающейся личности.
Подражание—сложное и динамическое явление, свойство человека как общественного существа, выражающего потребность ребенка в активном отношении к людям и предметам человеческого действия. Подражание качественно изменяется в процессе развития ребенка в определенных обстоятельствах жизни. Оно, как установлено А.Г. Ковалевым, проходит ряд стадий и развивается от слепого копирования к сознательному, мотивированному избирательному подражанию.
Список литературы
1. Бодалёв A.A. Общая психодиагностика [Текст] / А.А Бодалёв. СПб.: Речь, 2000. 439 с.
2. Леонтьев А.Н. Философия психологии [Текст]: Из научного наследия / А.Н. Леонтьев; под ред. А.А Леонтьева, ДА. Леонтьева. М.: МГУ, 1994. 228 с.
3. Мельникова Н.В. Программа исследования категорий нравственной сферы личности дошкольника [Текст] / Н.В. Мельникова. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2006. 85 с.
4. Павлов И.П. Избранные произведения [Текст] / И.П. Павлов. М.: Изд-во АН СССР, 1949. 546 с.
5. Петровский, A.B. Основы теоретической психологии [Текст] / A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский. М., АСАДЕМА, 2001. 496 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999. 720 с.
7. Сеченов И.М. Психология поведения [Текст] / И.М. Сеченов; под ред. М.Г. Ярошевского. М., 1995. 320 с.