УДК 159.922
АСПЕКТ ДЕТЕРМИНАЦИИ ОТНОШЕНИЙ СИСТЕМОГЕНЕЗОМ Ю.С. Пяшкур, Н.В. Мельникова
Аннотация. Человек и научное общество детерминированы законами развития психики. Сознание и мышление человека - общественный продукт, вторичный по отношению к его общественному бытию. Это удел науки, которая отражает существующие объекты и знания о них, даже если их можно освоить только в будущем.
Социальная детерминация и биологическая обусловленность утверждают внутренние движущие силы -противоречия между «актуальной и ближайшей зоной развития», между возросшими психофизиологическими и психологическими возможностями и сложившимися формами отношений и деятельности, которые подлежат разрешению. В данной статье представлен анализ категории нравственного развития, определены виды детерминант и этическое начало человеческой нравственности.
Изученные материалы зарубежных и отечественных ученых разных эпох позволяют сделать вывод о значительном вкладе полученных исследований, которые создали образовательный потенциал для теоретических и практических начинаний, расширяющих, уточняющих, более детально систематизирующих имеющиеся знания в области нравственного развития личности на современном этапе развития науки.
Ключевые слова: детерминанты, духовно-нравственное развитие, системогенез.
ASPECT OF THE DETERMINATION OF RELATIONS BY SYSTEMOGENESIS Yu. Pyashkur, N. Melnikova
Abstract. Man and scientific society are determined by the laws of development of the psyche. Consciousness and thinking of man - a social product secondary to his social being. This is the fate of science, which reflects the existing objects and knowledge about them, even if they can be mastered only in the future.
Social determination and biological conditioning establish internal driving forces - the contradictions between the "actual and the nearest development zone", between the increased psychophysiological and psychological capabilities and the established forms of relations and activities that are subject to resolution. This article presents an analysis of the category of moral development, defines the types of determinants and ethical principles of human morality.
The studied materials of foreign and domestic scientists of different epochs make it possible to draw a conclusion about the significant contribution of the studies obtained, which have created an educational potential for theoretical and practical undertakings, their comprehension and introduction into research activity will allow to expand, refine, and systematize the available knowledge in the field of moral development of the individual in more detail the present stage of the development of science.
Keywords: determinants, spiritual and moral development, systemogenesis.
Детерминизм - философская концепция, объективно наполненная конкретными законами и опытом природы общественных и психических явлений. Противоположным понятием является понятие «индертерминизм» (душа и психическое состояние не зависят от внешних воздействий телесного изменения). Они переживаются субъектом в интроспекции [6].
В работе А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского «История психологии» обозначен переход от биологического детерминизма к психическому детерминизму, в котором раскрыто взаимодействие с категориями образа, действий и мотивов. Мотивы характеризуют внутреннее состояние - план социального бытия в статусе сознания. Утверждаются виды детерминизма: нативизм (прирожденность) - свойства, данные априорно при рождении, вне зависимости от опыта (Демокрит). Он утверждал причину зависимости психических
явлений и был против их случайного возникновения; механический детерминизм -жесткий отказ от причинно-следственных случайных проявлений отношений [5].
В психологии это принцип отражения социумом личностных качеств. Это пренебрежение биологических и
психологических факторов поведения в развитии человека. Системный детерминизм - раскрытие целостности в сознании личности несводимостью к отдельным компонентам от свойств существующей целостности [5].
Учеными признается факт состояния самодетерминации в психике человека в самопознании, саморегуляции, критическом мышлении, навыке аутогенной тренировки. Это определяет самосовершенствование психических качеств, способность изменить свои отношения [3].
Научность школы наполнена знаниями будущего, в котором проявляется осмысление собой принципа детерминизма. Глубина осмысления ведет к развитию познавательного интереса, где потребность в высоких ценностях -школа формирования знаний о нравственности для человека. Формы детерминации психического состояния человека кроются в причине индивидуального и группового поведения как средства развития психики под влиянием социальной среды, воспитания, обучения, деятельности и общения.
Психологическое обоснование (идея интериоризации) понятия отношений
представлено в исследованиях: Л.С. Выготского. А.Н. Леонтьев рассмотрел отношения содержанием смысла сознания и направленности личности. А.В. Петровский представил отношения многоуровневой системой межличностных связей в психологии социума [1;2].
Т. Шибутани представил два вида отношений: первичные отношения - контакты «лицом к лицу»; вторичные отношения - все другие. Он наполнил содержание и назначение отношений полярностью, интимностью, формальностью. Ввел новое понятие о степени социальной дистанции между участниками психологической близости, что образует легкость и спонтанность взаимодействий [8].
Отношения описываются исследователями на следующих уровнях:
а) высокий - отделение в дистанции от других отсутствие доверия и понимания близости и комфорта. Это психологический феномен личности, который объединяет результаты познания объекта, интегрируя эмоциональные реакции на объект и поведенческие ответы на него.
Это одиночки, изолированные механизмом установки в переживаниях: борьба против всех. У них внешнее проявление грубости и резкости к людям. Напряженность в отношениях может сопровождаться чувством смятения,
эмоциональной неустойчивостью, повышенной утомляемостью, гнетущими чувствами в отношениях;
б) средний - установка на близкие, чувственные, доверительные отношения со всеми. Это умеренно выраженная напряженность, нужная для поддержания интенсивности отношений. Человек понимает людские слабости, проявляя склоность к снисхождению в согласии в общей деятельности. Главный тезис: «хорошо среди людей». Они не изолируются от других. Проявляется ориентация к совместному поиску достижения цели (удовлетворить интересы всех).
Человек удовлетворен тем, как складываются отношения с другими людьми. Серьезные (неразрешимые) трудности и проблемы в отношениях отсутствуют, либо успешно разрешаются. Человек чувствует субъективное эмоциональное благополучие, комфорт в отношениях;
в) низкий - возможна зависимость от других, не забывая о себе (причастность к интересам большинства). Человек не задумывается о том, как складываются его отношения, не замечает действительного отношения к нему других. Это компромиссное конфронтационное поведение механизмом страха - быть отвергнутым [3].
Низкие значения могут свидетельствовать о большом количестве социальных контактов, не обладающих достаточной глубиной значимостью, поверхностного характера. Психика человека совершенствуется только в практике, а отношение к другому человеку - генетически раннее проявление, чем отношение к себе. Общаться - относиться друг к другу, содействовать; или происходит реализации индивидуальных целей, закрепляя или формируя новые взаимоотношения.
В системе ценности у человека происходит образование нравственных отношений. Их устойчивые связи формируют мораль. С.Л. Рубинштейн показал суть общеметодологического подхода (деятельностного или субъективно-деятельностного): субъект видит и проявляет творчество, которое создает и определяет новое в деятельности [7].
Этот тезис С.Л. Рубинштейна о связи бытия и сознания, в которой определены действия внешних причин актом внутренних условий. Внешнее воздействие само определяет причину возникновения психического явления, проходя через внутреннее состояние. В то же время, временные причины выступают качеством обстоятельств, способствующим этому процессу.
В целом проявляется возможность самодвижения спонтанного развития. Это стало новым пониманием соотношения сознания и поведения. По существу, это системогенез психики в изучении человека: концепция о закономерности исторического развития принципом историзма, показ единства сознания и деятельности [7].
По мнению А.А. Бодалева, связь человека с кем-то или с чем-то образует отношения, субъектно отражающие форму восприятия образа, представление в памяти, эмоциональную реакцию и поведение человека как отклик на воздействие. Внешне они могут быть агрессивными в отношениях, но чтобы это не все
поняли. Межличностные отношений все время находятся в движении [4].
Среди действий есть коммуникативные акты, представляющие обмен информации. Они показывают состояние децентрации (сам на место другого). Это утверждение персонализации -достижений отраженности субъекта в другом, что раскрывает переживание партнера
дополнительным мотивационным побуждением. Это выделено в исследованиях В.Н. Мясищева о действиях в видах компонентов личностного развития [4].
В них выделяются три действующих компонента:
а) информационно-содержательный: наличие знаний и представлений об окружающем мире. Это когнитивность системы усвоенного уровня убеждениями социальных сведений понятиями, правилами, оценками, ценностями; в этом особая роль отводится искусству интерактивных отношений: благожелательной доверительной речи; красоте окружающего интерьера; компетентности внешних и внутренних воздействий.
В работах В.Н. Мясищева отношения показаны в системе индивидуальных связей личности с объективной действительностью и системе диспозиций, функций системогенеза. Когнитив духовного прогресса людей разных поколений в том, каким человеком можно стать [4].
Это определяет общество, в котором люди -источник сформированной ценности. Общество помогает осознать отзывчивость к состраданию, осмыслить и понять понятия «Я» или «Другой». Это достигнуто людьми в назначении передавать опыт из поколения в поколение и закладывать детерминацию развития духовно-нравственной человеческой культуры.
Исследуя проблему нравственного развития с помощью анкетного метода «Нравственность -это?», можно понять знания студентов о нравственности как этическом понятии. Чтобы стать человеком, нужно расти среди людей и получать человеческое воспитание. Студенчество нуждается в обогащении внутреннего мира и социального опыта, применении нравственных понятий, соответствующих мыслительной деятельности поступка и морального выбора в разрешении проблемной ситуации.
Социальный опыт студенчества имеет воспитательный потенциал, проходит через детерминацию нравственного процесса социальной вербализацией, проявляется в умении сдерживаться, наличии самообладания, демонстрации толерантности, склонности к рассуждениям. Нравственное воспитание -
социальное явление, выполняющее общественную функцию. Данный процесс утверждает, одобряет, предупреждает ход духовно-нравственного развития студенчества. Его задача - передать общественно-накопленный опыт подрастающим поколениям. Нравственный человек
доброжелательно относится к другим людям;
б) эмоционально-мотивационный компонент.
Здесь личностный смысл придается конкретным отношениям. Он наполнен положительными эмоциями и чувствами к людям, радостью переживаний в общении с ними, проявлением состояния сопереживания. Необходимо развивать положительные чувства, наполняя их социальной ориентацией нравственных качеств: принципиальностью, деловой активностью, эмоциональным общением, подкреплением сочувствия в образовании эмпатии.
Изучение чувств социальной ориентации эмоционально-мотивационной сферы
проявляется в определении отдельных нравственных качеств: аккуратности,
доверчивости, вспыльчивости и резкости общения. Этому способствует внедрение средств интерактивного общения, создание
положительного мотива внимательного отношения к людям.
Потребность души в общечеловеческих ценностях формируется школой нравственности. Повышенная социальная ориентация обогащает нравственно-эмоциональный потенциал,
характеризуя межличностные взаимоотношения человека познавательно-социальной
деятельностью, жизнерадостью и чуткими действиями по образцу.
Совокупная детерминация создает нравственный климат коллектива, определяет мировоззрение студента - сплав аффекта и интеллекта, мышления и эмоций. Складываются нравственные отношения, формируются нужные и относительно устойчивые эмоциональные связи. Развитие личности идет процессом детерминации в разрешении противоречий социальной действительности с собственной жизнью.
Нравственное развитие находится в консолидации с нравственными чувствами, которые стимулируются социальным опытом. Это способствует осознанию себя в обществе, умению увидеть себя в других людях, ориентации личности в системе готовности к ответственности.
Чувства порождаются двумя причинами: с одной стороны, потребностями, с другой -способностью человека отразить и понять определенные свойства объекта. Возникает
сочувственная идентификация с другим. Она признается человеком, способным делать выбор, испытывать страдание, наслаждаться радостью, иметь надежды и мечты.
в) поведенческий компонент - это моральный выбор с постановкой цели назначения своего и другого поведения; совокупность обобщенных приемов познавательной деятельности, приемов оценочного анализа ситуаций и явлений, способ актуализации целеполагания; это назначение поступков в оказании помощи, проявление заботы, стремления руководствоваться в поведении советами старших [3].
Правдивое общение выступает субъектом поведения в отношениях, их содействии и закреплении. Общаться - значит осознанно овладевать культурными способами поведения, включенными в конкретную деятельность. Проявляется зависимость соблюдения нравственных норм от интерактивных отношений в поведенческих кругах общения. Принципиальность в деятельности - система социально-межличностных отношений
нравственного поведения.
Поведение каждой личности определено условиями его прошлой жизни, значимыми обстоятельствами, наследственными и врожденными особенностями. Внешними регуляторами поведения выступают образцы и правила поведения. Главное требование к моральному поведению - правила морали для каждого человека священны; морально-ценностные и морально-одобряемые отношения к другим людям гуманны. Их усвоение приводит к возникновению «внутренних этических инстанций» как уровень морально-волевого развития, обеспечивающего возможность нравственных действий и поступков. Нравственность поступка зависит от намерений, а не только от его последствий. Действия обладают качествами сложности, новизны, интереса [2].
Для детерминированного выражения отношения к людям и их поступкам необходимо использовать четкие критерии оценок: так, нечестно обманывать - не хорошо, он хороший товарищ - всегда помогает. Жизненные ситуации обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы.
Поведение на ситуационном уровне организации навязывается извне и характеризуется противоречивостью,
непредсказуемостью. Причины искажения поведения: бесконтрольность со стороны сопроводителей или желание быть лучше, потребность в признании. Ситуационные
побуждения постепенно преобразуются в личностные мотивы поведения. Большую роль имеют мотивы рассудочного характера, за их счет уменьшается число аффективных действий.
Для всех трех компонентов важна регулятивная деятельность психологического механизма подражания. Данный механизм качественно изменяет определенные
обстоятельства жизни. Он, как установлено А.Г. Ковалевым, проходит через ряд стадий и развивается от слепого копирования к сознательному, мотивированному,
избирательному назначению.
Есть подражание как отождествление, когда воссоздается конкретный образ. Основа этого процесса - усвоение ценностных ориентаций в механизмах подражания и идентификации. Моделью этих механизмов выступают конкретные люди, с которыми часто субъект входит во взаимоотношения.
Нравственность совершенствуется в социальной жизни детерминированными механизмами внедрения этических понятий. Главное содержание данного психического состояния заключается в образовании и выработке четкой системы связей, которые необходимо понять и разрешать соответствующим способом.
Тезисом будет принципиальное правило в организации человеческих отношений - позитивное обоснование выявления причин, которые станут стержнем следственных действий. К ним можно отнести внутренние и внешние раздражители, способствующие интенсивности системогенеза функций головного мозга, генерализации познавательных психических процессов.
Таким образом, обоснование
смоделированной в статье авторской концепции комплексного совершенствования нравственных компонентов детерминантами, характеризующих собой специализированные пусковые механизмы функциями: утверждения, предупреждения, одобрения и других вербальных подкреплений, осознанным регулятивным воздействием на нравственные качества личности.
Осмысление данного принципа позволяет расширить кругозор когнитивности.
Существенное значение в этих действиях отдается принципу субъектности,
обеспечивающему понимание в освоении нравственного потенциала личностью. Так постепенно формируется нравственность, которая не передается по наследству. Поэтому каждый человек должен пройти через процесс нравственного развития и воспитания.
Литература:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1982. - Т. 3. - 486 с.
2. Леонтьев А.Н. Философия психологии / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Московского университета, 1994. - 228 с.
3. Мельникова Н.В. Нравственная сфера личности дошкольника: монография / Н.В. Мельникова, Р.В. Овчарова. - Курган: Изд-во КГУ, 2007. - 348 с.
4. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев; под ред. А.А. Бодалева. - М.: Институт
практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1995. -356 с.
5. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. -256 с.
6. Психологический словарь нравственно-этических понятий; сост. Н.В. Мельникова, О.А. Самылова. - Шадринск: ШГПИ, 2013. - 142 с.
7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - М.: Наука, 1997. - 191 с.
8. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Ростов н/Д., 2008. - 544 с.
Сведения об авторах:
Пяшкур Юлия Сергеевна (г. Шадринск, Россия), старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», e-mail: [email protected]
Мельникова Нина Васильевна (г. Шадринск, Россия), доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет».
Data about the authors:
Y. Pyashkur (Shadrinsk, Russia), Senior lecturer of the Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology of the State Pedagogical University "Shadrinsky State Pedagogical University", e-mail: dolgix_y- [email protected]
N. Melnikova (Shadrinsk, Russia), Doctor of Psychology, Professor of the Department of Developmental Psychology and Pedagogical Psychology of the State Pedagogical University "Shadrinsky State Pedagogical University".