Научная статья на тему 'Психологические механизмы духовно-нравственного развития в юношеском периоде'

Психологические механизмы духовно-нравственного развития в юношеском периоде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1442
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭМПАТИЯ / ПОДРАЖАНИЯ / СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ / КОМПЕНСАЦИЯ / ОЖИДАНИЯ / MECHANISM / PSYCHOLOGICAL MECHANISM / IDENTIFICATION / EMPATHY / IMITATION / STEREOTYPING / COMPENSATION AND EXPECTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самылова Ольга Анатольевна

В статье рассмотрено понятие «психологический механизм», представлены такие психологические механизмы нравственного развития личности в юности, как: идентификация, эмпатия, интериоризация, эктериоризация, подражание, стереотипизация, компенсация и ожидания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF THE YOUTH MORAL DEVELOPMENT

The article considers a concept of “psychological mechanism". The author discusses such mechanisms of youth moral development as: identification, empathy, interiorization, exteriorization, imitation, stereotyping, compensation and expectations.

Текст научной работы на тему «Психологические механизмы духовно-нравственного развития в юношеском периоде»

УДК 159.9(075)

Самылова Ольга Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии Шадринского государственного педагогического института dom-hors@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ПЕРИОДЕ

Samylova Olga Anatolyevna

PhD in Psychology, Assistant Professor of the Developmental and Educational Psychology Shadrinsk State Pedagogical Institute dom-hors@mail.ru

PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF THE YOUTH MORAL DEVELOPMENT

Аннотация:

В статье рассмотрено понятие «психологический механизм», представлены такие психологические механизмы нравственного развития личности в юности, как: идентификация, эмпатия, интериоризация, эктериоризация, подражание, стереотипизация, компенсация и ожидания.

Ключевые слова:

механизм, психологический механизм, идентификация, эмпатия, подражания, стереотипизация, компенсация, ожидания.

Summary:

The article considers a concept of “psychological mechanism". The author discusses such mechanisms of youth moral development as: identification, empathy, interiorization, exteriorization, imitation, stereotyping, compensation and expectations.

Keywords:

mechanism, psychological mechanism, identification, empathy, imitation, stereotyping, compensation and expectation.

Исследование психического развития привело психологов к выводу о наличии психологических механизмов, благодаря которым среда и наследственность влияют на психику. По Е.А. До-ценко [1] психические механизмы - это целостный набор психических состояний и процессов, реализующих движение к некоторому результату в соответствии со стандартной или часто встречающейся последовательностью.

В психологии термином «механизм» обозначается система различных психологических факторов, средств, обеспечивающих тот или иной процесс проявления психических свойств, различные психические изменения и т.д. Психологический механизм - это постоянно действующая или ситуативно возникающая целостная психологическая система средств, которая обеспечивает выполнение тех или иных регулятивных функций и включает в себя основные подсистемы регуляции.

Мы рассмотрим следующие подходы к понятиям «механизм» и «психологический механизм». Термин «механизм» Б.М. Теплов [2, с. 163] употребляет в том смысле, «что для научного объяснения психических процессов необходимо изучать нервные механизмы процесса отражения».

С точки зрения А.В. Напалкова, в любой области науки под понятием «механизм» понимают подробное раскрытие сущности явления [3]. Е.И. Бойко выделяет следующие показатели: во-первых, тот или иной механизм всегда связан с тем или иным процессом, механизм и процесс никогда не должны считаться внешними по отношению друг к другу [4].

Иначе говоря, механизмы психических процессов следует считать входящими в состав этих процессов, или точнее, их особой детализированной характеристикой. Во-вторых, изучение механизмов каких-либо явлений, по всеобщему признанию, связано с научным объяснением этих явлений. Вскрыть механизм чего-либо - это значить проникнуть в его внутреннее устройство (строение), уяснить взаимосвязь и взаимозависимость частей или элементов целого и через это понять и объяснить сущность предмета (процесса), его необходимый закономерный ход и его неизбежное возникновение из тех или иных условий.

Изучение психологических механизмов, по мнению Л.И. Анцыферовой [5], заключается в исследовании динамики психической жизни личности: «Психологические механизмы можно представить себе как закрепившийся в психологической организации личности функциональные способы ее преобразования, в результате которых появляются различные психологические новообразования, повышается или понижается уровень организованности личной системы, меняется режим ее функционирования» [6, с. 143].

Она также отмечает, что «психологические механизмы выступают как способы преобразования, организации личности лишь потому, что они являются механизмами реальных или мыслительных преобразований, взаимоотношений индивида с обществом, с миром в целом» [7, с. 157].

«Механизмы выделяют врожденные, приобретенные, сложившиеся в индивидуальной и общественной практике, психофизические и психические, наиболее обобщенные и менее обобщенные, то есть узкие, способные реализоваться лишь в специфических условиях и ситуациях» [8, с. 86]. В понимании В.Г. Леонтьева, психологический механизм определен как система психических явлений, предназначенная для преобразования и формирования активности, выраженной одним или несколькими мотивами, в требуемую активность, выраженную другими мотивами [9]. Это определение четко отражает регуляторную и формирующую сущность механизма.

Психологический механизм имеет определенную структуру взаимосвязанных психических свойств и состояний личности, которые при соответствующих условиях приходят в действие. По мнению В.Г. Леонтьева, психологические механизмы представляют собой «закономерную связь факторов, условий, средств, структуры, различных отношений, связей, на базе которых возникают мотивы или другие какие-либо формы мотивации» [10, с. 62].

Также В.Г. Леонтьев указывает, что психологические механизмы отличаются большей или меньшей степенью обобщенности и имеют разные уровни. Существуют частные, всеобщие механизмы, которые можно привести в действие при наличии определенных условий. Следовательно, они иерархизированы между собой и определенным образом соподчинены одни другому, образуя при этом систему механизмов, которая в состоянии обеспечивать реальную деятельность.

По мнению В.С. Агеева [11, с. 136], «некоторые психологические механизмы актуализируются в привычных условиях, при взаимодействии хорошо знакомых между собой людей, другие, напротив, начинают действовать в непривычных условиях, при контактах с малознакомыми или вовсе незнакомыми людьми».

В психологии часто выделяют психологические механизмы идентификации, эмпатии, ин-териоризации, эктериоризации, подражания, стереотипизации, компенсации и ожидания.

С помощью механизма идентификации усваиваются образцы поведения значимых других. Это один из важнейших структурных компонентов личности. Открытие этого механизма принадлежит З. Фрейду. В дальнейшем в психоанализе идентификация выступает в качестве центрального механизма формирования способности «Я» - субъекта к саморазвитию. За рамками психоанализа идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли. Объединяя себя с другим, субъект включает в свой внутренний мир и принимает как собственные нормы ценности, образцы поведения.

Принято различать социальную и эмоциональную идентификацию. В процессе социальной идентификации личность начинает воспринимать себя и других членов своей группы как имеющих общие, типичные характеристики, которые и определяют группу как целое. Это ведет к акцентуации воспринимаемого сходства внутри группы и воспринимаемого различия между теми, кто относится к разным группам.

Эмоциональная идентификация подразумевает отождествление себя со всей группой как целостным образованием. Процесс эмоциональной идентификации осуществляется на основе принятия и усвоения групповых ролей, норм и ценностей. Групповая эмоциональная идентификация основывается на чувстве принадлежности к группе. Член группы отождествляет себя с той группой, к которой он, по его мнению, принадлежит. Процесс отождествления приводит к такому групповому состоянию, как референтность.

Примером идентификации в юношеском возрасте может служить объединение юношей и девушек в группы, субкультуры и принятие для себя данной группы как референтной, проявляя одинаковость в поведении, согласие с точкой зрения, нормами, ценностными ориентациями большинства членов группы.

Эмпатия - способность поставить себя на место другого, посмотреть на мир его глазами, почувствовать его переживания, усвоить его личностный смысл (Е.П. Ильин) [12]. Это постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Нередко эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Также эмпатия является механизмом эмоциональной идентификации.

В юношеском возрасте эмпатия направляется на тесный круг общения, сопровождается сопереживанием к проблемам близких друзей. Часто это сопереживание по поводу неразделенной любви. Также может быть проявление эмпатии по отношению к героям фильмов, книг.

Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Это понятие вводится французскими психологами Ж. Пиаже, Л. Жане, А. Валлоном. Интериоризация является преобразованием структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания.

Экстериоризация - (от лат. внешний, наружный) - вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане, воплощение их в материальный продукт.

Разработкой данной проблемы занимался Л.С. Выготский. Он говорил о том, что всякое внутреннее психическое есть превращенное, интериоризированное внешнее; сначала психическая функция выступает как интерпсихическая, затем как интрапсихическая. Взрослыми должен быть организован процесс превращения внешнего, социального во внутреннее, психическое, в плане формирования содержания сознания ребенка, развития его личности. Этот процесс называется интериоризацией, «взращиванием» внешнего во внутреннее.

Согласно Л.С. Выготскому, «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, первоначально - социальном, потом - психологическом, вначале между людьми, как категория интерпсихическая, а затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» [13, с. 4]. В качестве примера этого механизма может служить борьба юношеского периода против мнения родителей, но при этом он оценивает себя в рамках той же системы ценностей. С раннего возраста родители прививают ребенку определенные нормы, правила, ценности, которыми он впоследствии руководствуется в своем поведении.

Подражание - самостоятельное копирование действий, воспринятых у других, следование образу, примеру другого человека (А.Г. Ковалев) [14]. Играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. Подражание - это следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. Подражание - один из основных механизмов групповой интеграции и оно обычно признается врожденной склонностью копировать или перенимать что-то от других. Является механизмом эмоциональной идентификации.

Механизм подражания в юношеском возрасте связан со стремлением быть похожим на значимых для себя людей, на кумиров. Подражание может проявляться в жестах, поступках, речи, внешнем облике.

Имитация, как и подражание, выполняют свою функцию научения через построение исходного ориентировочного образа. Эта форма поведения, наряду с подражанием и идентификацией со значимыми людьми, вносит существенный вклад в совершенствование нравственной сферы личности юноши, помогая ему в освоении норм социальной жизни.

Реакция имитации сказывается в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу. У юношей объектом для имитации чаще становятся наиболее яркие товарищи или переходящие кумиры. Пример для подражания он обычно выбирает не сам, ему он диктуется той группой сверстников, к которой он принадлежит. На этом этапе важно выбрать объектом для подражания нравственно богатую личность.

Взрослый может стать объектом для индивидуальной имитации, если он является для юноши образцом успеха в той области, где он сам стремится к достижениям. В силу этого в одежде, манере вести себя, суждениях юноша, увлеченный, например, каким-либо видом спорта, начинает подражать своему спортивному тренеру, спортивному кумиру, «игроку», а мечтающий об артистической карьере - какому-либо известному актеру кино или эстрады.

Стереотипизация в ситуации группомыслия проявляется в стереотипности мышления, склонности выбирать стандартные, уже знакомые решения, приводившие ранее, возможно в иных ситуациях, к успеху. Люди категоризируют множество вещей на основе четко различимых измерений, чтобы внести порядок в огромный объем непрерывно получаемой ими информации. Но именно внешнее окружение (социальная и культурная среда) задаст те измерения, в соответствии с которыми будут складываться стереотипы. Стереотипизация происходит нормальным и естественным путем при любом взаимодействии социальных групп.

Стереотипизация - классификация форм поведения и определение их причин, путем отнесения их к уже известным или кажущимся известным явлениям.

Социальные стереотипы - это устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственных представлениям той или иной социальной группы. Стереотипы используются как шаблоны. Они возникают в результате обобщения личного опыта человека, к которым присоединяются сведения, полученные из книг, средств массовой информации, кинофильмов, высказываний взрослых.

В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и закрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такая стереотипизация даже может вылиться в униформу (например, форма военных, деловой костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и стереотипами регулируется его поведение.

Примером стереотипизации может служить принадлежность юношей в определенную субкультуру (готы, эмо, скинхеды, хиппи, панки). Принятие норм данной субкультуры, форм поведения, стиля в одежде, а также использование характерного жаргона.

Компенсация - проявляется в тенденции замещения восполнения функций, которые еще недостаточно развиты, стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности за счет целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к переживанию чувства адекватности. Этот механизм связан с внешней особенностью нервной системы - пластичностью.

Пластичность открывает богатейшие возможности целенаправленного изменения психики человека в условиях обучения и воспитания. Первым выделил этот механизм А. Адлер. Он выделил четыре основных вида компенсации - неполную компенсацию, полную компенсацию, сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию или уход в болезнь. В отечественной психологии механизмы компенсации изучались А. Лурия.

В качестве примера к механизму компенсации раннем юношеском периоде можно привести чувство взрослости.

Отчуждение - особое внимание этому механизму уделяется в работах психологов, опирающихся на экзистенциальную философию. А. Маслоу рассматривает отчуждение во взаимосвязи с идентификацией. По А. Маслоу, людям свойственно не только принятие других, открытость и контактность, но и стремление к уединению, автономии, независимости от окружающей их среды и культуры.

Человек не может без общества: проявить он может только среди других людей, но общество стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути, индивидуальности. Характерной особенностью в юношеском возрасте является чувство одиночества.

Рассмотренные нами психологические механизмы отличаются большей или меньшей степенью обобщенности и имеют разные уровни, некоторые механизмы действуют только при определенных условиях.

Таким образом, позитивными механизмами являются имитация и идентификация, так как способствуют формированию определенного поведения, которое в последующем определяет основу духовно-нравственного совершенствования в юношеский период.

Ссылки:

1. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

2. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005.

3. Там же.

4. Социальная психология. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов вузов / сост. Е.П. Белинская и др. М., 2003.

5. Там же.

6. Там же.

7. Там же.

8. Леонтьев В.Г. Мотивация учебной деятельности. Новосибирск, 1983.

9. Там же.

10. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы её формирования. Новосибирск, 2002.

11. Мельникова Н.В. Методология исследования психологических категорий нравственно-этического аспекта личности дошкольника. Шадринск, 2005.

12. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004.

13. Ефимкина Р.П. Детская психология: методические указания. Новосибирск. 1995.

14. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1969.

References (transliterated):

1. Formirovanie lichnosti v perekhodniy period ot podrostkovogo k yunosheskomu vozrastu / ed. by I.V. Dubrovina. M., 1987.

2. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuylov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. M., 2005.

3. Ibid.

4. Sotsial'naya psikhologiya. Khrestomatiya. Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov / comp by E.P. Belinskaya ,et al. M., 2003.

5. Ibid.

6. Ibid.

7. Ibid.

8. Leont'ev V.G. Motivatsiya uchebnoy deyatel'nosti. Novosibirsk, 1983.

9. Ibid.

10. Leont'ev V.G. Motivatsiya i psikhologicheskie mekhanizmy eye formirovaniya. Novosibirsk, 2002.

11. Mel'nikova N.V. Metodologiya issledovaniya psikhologicheskikh kategoriy nravstvenno-eticheskogo aspekta lichnosti dosh-kol'nika. Shadrinsk, 2005.

12. Il'in E.P. Psikhologiya individual'nykh razlichiy. SPb., 2004.

13. Efimkina R.P. Detskaya psikhologiya: metodicheskie ukazaniya. Novosibirsk. 1995.

14. Kovalev A.G. Psikhologiya lichnosti. M., 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.