активности, эстетического вкуса, чувства цветовой гармонии, а также формированию культуры учащихся.
Литература:
1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - Москва: Архитектура - 2012. - 392 с.
2. academic.ru: Большой энциклопедический словарь: сайт. - URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/ (дата обращения: 20.02.2022).
3. Волков, Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков. - Москва: Изд-во В. Шевчук, 2014. - 360 с.
4. Волков, Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. - Москва: Изд-во В. Шевчук, 2014. - 368 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - Москва: Изд-во Эксмо, 2006. - 512 с.
6. Ковалев, Ф.В. Золотое сечение в живописи / Ф.В. Ковалев. - Москва: Изд-во АРТ-образ, 2021. - 192 с.
7. Козлов, Н.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий / Н.Н. Козлов. - Москва: Изд-во Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 264 с.
8. Коровкевич, С.В. Анализ картины / С.В. Коровкевич. - Ленинград: Знание, 1975. - 32 с.
9. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - Москва: Изд-во Смысл, 2020. - 527 с.
10. Фаворский, В.А. Литературно-художественное наследие. Теория композиции / В.А. Фаворский. - Москва: Советский художник, 1988. - 580 с.
11. Федьков, Г.С. Теория и методика обучения изобразительному искусству: учеб. пособие / Г.С. Федьков. - Минск: РИВШ, 2015. - 226 с.
12. Чернышев, О.В. Формальная композиция. Творческий практикум / О.В. Чернышев. - Минск: Харвест, 1999. - 312 с.
13. Шегаль, Г.М. Колорит в живописи. Записки художника / Г.М. Шегаль. - Москва: Искусство, 1957. - 110 с.
14. Шорохов, Е.В., Композиция / Е.В. Шорохов. - Москва: Изд-во Просвещение, 1986. - 303 с.
15. Щипакова, И. Актуальность формирования творческого воображения у младших школьников в современном мире / И. Щипакова // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 4. - С. 77-79.
16. Ямпольский, М.Б. Наблюдатель. Очерки истории видения / М.Б. Ямпольский. - Санкт-Петербург: Изд-во Сеанс, 2012. - 344 с.
Педагогика
УДК 378
старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин Циздоева Мадина Асолтовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); кандидат педагогических наук, и.о. заведующего кафедрой физического воспитания и спортивной медицины Магомедов Гамзат Хасратович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры физического воспитания и спортивной медицины Запиров Закир Магомедович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет», (г. Махачкала)
БАЗОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассмотрены базовые направления применения информационных технологий в сфере физического воспитания студентов. Показаны происходящие в системе высшего и среднего образования в данный момент значительные изменения, направленные на осуществление цифровизации образования и широкого применения в ней информационно-компьютерных технологий. В эпоху построения информационного общества, большой потенциал по привлечению студентов к самостоятельным занятиям различными формами двигательной активности заложен в задействовании всевозможных цифровых устройств в этом процессе. Приоритетная задача в профессиональной подготовке молодого специалиста внедрение информационных технологий в практику физического воспитания связана с возрастающей потребностью общества в разносторонне развитых, способных к самостоятельной поддержке уровня своего здоровья молодых специалистах. Раскрыты применяемые в учебном процессе ИКТ в качестве инновационного средства обучения, позволяющие усовершенствовать и интенсифицировать процесс преподавания. Построение индивидуализированных педагогических траекторий в синтезе с самыми современными информационно-компьютерными технологиями должны и могут дать синергетический эффект в деле повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса гармонически развитой, творчески открытой личности, соответствующей самым насущным потребностям современного общества.
Ключевые слова: базовые направления, применение, информационные технологии, физическое воспитание студенты.
Annotation. The article discusses the basic directions of the application of information technologies in the field of physical education of students. It shows the significant changes taking place in the system of higher and secondary education at the moment, aimed at the digitalization of education and the widespread use of information and computer technologies in it. In the era of building an information society, a great potential for attracting students to independent studies in various forms of motor activity lies in the use of all kinds of digital devices in this process. The priority task in the professional training of a young specialist is the introduction of information technologies into the practice of physical education due to the increasing need of society for versatile, capable of independently supporting the level of their health of young specialists. The article reveals the ICT used in the educational process as an innovative means of teaching, allowing to improve and intensify the teaching process. The construction of individualized pedagogical trajectories in synthesis with the most modern information and computer technologies should and can give a synergetic effect in increasing the effectiveness of the educational process of a harmoniously developed, creatively open personality corresponding to the most pressing needs of modern society.
Key words: basic directions, application, information technology, physical education students.
Введение. В настоящее время остро стал вопрос о полноценных и мотивированных занятий молодежью двигательной активностью. Здоровый образ жизни человека и общества в целом заключается в том, что его нельзя приобрести, импортировать или навязать. Культивирование здорового образа жизни предполагает, то что общество или субъект
пропагандирует такой образ жизни в течение сколько-нибудь продолжительного времени [1].
В системе высшего и среднего образования в данный момент происходят значительные изменения, направленные на осуществление цифровизации образования и широкого применения в ней информационно-компьютерных технологий. Данные изменения представляются весьма насущными, являются настоятельным требованием времени для обеспечения адекватности отечественной системы образования вызовам и запросам XXI века.
Изложение основного материала статьи. Осмысление и принятие ценностей физической культуры и спорта в молодежной среде приобретают характер насущной необходимости, реализации основной парадигмы развития страны и напрямую связаны вопросами национальной безопасности [4, С. 383].
Как показывают результаты многих исследований в настоящее время достаточно ярко наблюдается снижение мотивированности студентов непрофильных вузов к занятиям физической культурой по утвержденным ранее, традиционным программам. Назрела актуальная необходимость внедрения новых подходов в сфере физического воспитания и образования студенческой молодежи. В эпоху построения информационного общества, большой потенциал по привлечению студентов к самостоятельным занятиям различными формами двигательной активности заложен в задействовании всевозможных цифровых устройств в этом процессе. Современную молодежь называют по-разному: миллениалы, поколение зеро, поколение Сети [1, С. 13].
Построение педагогических технологий приобщения студенческой молодежи к информационным технологиям по праву является одной из приоритетных задач в профессиональной подготовке молодого специалиста. Основные направления внедрения информационных технологий в практику физического воспитания студентов преследуют сразу несколько блоков задач и содержат широкий набор специальных средств (рис. 1).
обучающие
сообщают 1Н.1ННН. форМфуКП умсНИИ. паники уЧоГииж ПЛи пр.»кТ1гИч Кк:К леч 1ьш и г и ■ <■ и ■СПсчшиЫ нмЮходлмш уровень
уевненйч
треМДО^ры
прглнл ни'и мы ДЛЯ (.трлботм! рд чюгп ролл умении и нашлют, «кнноренин нам .мкрешонии пройденного мгнернаы
сообшаюг сведения, формируют умения и навыки по систе мапш и ни информации
демонстрационные
шнуалнзнрук I иочл^мие оОы'юи, ишемии, прииск и • иелыи ИХ ИССАСЛОПЛННЯ и изучения
имитационные
прсдсиалякп определенный аспект реальности для юучении его ГТрукТурнЫХ Или ф> мкниг 'И,!V к г|-;г [ ик
лабораторные
позволяют проводить удаленные жгпернменты на реальном оГюрудоианми
моделируюшие
по:шиЛЯ1и1 моделировать ойье к 1 и пилении [1|к::и'|; ы с иелыо их исследования и туче-кии
расчетные
аэтоматзирупт различные расчеты и другие рутинные операции
учебно-и гро&ые
ПреЛИ.ОНгЧрПЫ ЛЛЯ I .Л -'И1. -.1 И',> I И IV :' I. И Е1 к I! ■
деятельность обучаемых реализуется н игровом форме
Рисунок 1. Средства информационно-компьютерных технологий в физическом воспитании студентов
В первую очередь эти задачи профессиональной подготовки будущего специалиста и широкая интеграция его в современное информационное общество, воспитания у него культуры и безопасности взаимодействия в цифровой среде [7].
Далее следует рассмотреть блок задач связанный с развитием и оптимизацией протекания уровня тренировочного, воспитательного и учебного процессов у студенческой молодежи.
И наконец, внедрение информационных технологий в практику физического воспитания связано с возрастающей потребностью общества в разносторонне развитых, способных к самостоятельной поддержке уровня своего здоровья молодых специалистах [3, С. 56].
Исходя из этого комплекса задач, можно выделить некоторые базовые направления применения информационно-компьютерных технологий в практике физического воспитания студентов.
В учебном процессе ИКТ применяются в качестве инновационного средства обучения, позволяющего усовершенствовать и интенсифицировать процесс преподавания. Здесь можно отметить широкое использование компьютеров для предоставления информации, создания тренировочных, учебных и соревновательных ситуаций, контроля получаемых знаний.
Инновационные технологии весьма применимы при осуществлении функций управления учебно-воспитательным процессом в ВУЗе, как эффективное средство учебно-методической поддержки, как средство повышения эффективности и оперативного контроля воспитательной и тренировочной деятельности, цифрового тестирования психологического, фаункционального, физического состояния студентов. Помимо этого, немалое значение имеют ИКТ в сфере подготовки и автоматизации различных спортивных соревнований, в качестве средства интеллектуальной рекреации, в научных
исследованиях разной тематики в области физической культуры и спорта [5, С. 45].
Особенно стоит отметить необходимость внедрения информационных и компьютерных технологий для организации мониторинга тренировочного процесса, физического состояния и состояния здоровья занимающихся студентов по общепринятым и индивидуальным программам.
ИКТ в учебном процессе. Эта область применения ИКТ является одной из превалирующих в сфере физического воспитания, ведь именно в ходе учебного процесса студенты получают основные сведения по теории и методике построения спортивной тренировки, знакомятся с основными сведениями по данной дисциплине. Программистами и операторами разрабатывается различный софт для оптимизации усвоения учебного материала, контроля уровня знаний студентов, степень овладения профессиональными компетенциями. При помощи цифровых гаджетов, облачных технологий появляются широкие возможности планировать и оперативно контролировать психофизическое состояние и самостоятельную двигательную активность студентов. Для обеспечения высокой продуктивности образовательного процесса следует внедрять различного рода дидактические материалы, включающие в себя информационные технологии. Эти материалы прежде всего представляют собой мультимедийные средства контроля, всевозможные тесты и контролирующие программы, мультимедийные обучающие системы, мультимедийный иллюстративный материал с включением фото, видео и инфогафики, образовательные интернет ресурсы, компьютерные тренажеры для овладения и закрепления некоторых двигательных навыков, различные курсы для дистанционного обучения.
Применение ИКТ в образовательно-тренировочном процессе позволяет незамедлительно получить обратную связь, выбирать оптимальный режим нагрузок, строить индивидуальную траекторию обучения с учетом характерных физических и психических особенностей каждого отдельного студента.
ИКТ и спортивная тренировка студентов. Современные компьютерные технологии применяются при моделировании и прогнозировании тренировочного процесса, оптимизации процесса освоения двигательных действий, разбора технических параметров того или иного упражнения, разбор и устранение ошибок в постановке выполнения сложно-координационных упражнений. Эти технологии активно востребованы при конструировании спортивных сооружений, спортивных снарядов, экипировки, спортивных тренажеров. Значительно расширяется круг возможностей для организации контроля тренировочного процесса непосредственно во время его осуществления, мгновенного снятия большого количества биометрических, функциональных, нагрузочных показателей с беспроводных датчиков, закрепленных на теле занимающегося, при задействовании универсальных программно-аппаратных комплексов включающих в себя высокотехнологические устройства, такие как скоростные видеокамеры, интерактивные платформы, устройства построения дополненной реальности.
ИКТ и самостоятельная двигательная активность. Эта сфера применения информационных технологий непосредственно взаимодействует с разработкой программ и планированием самостоятельной двигательной активности. Имеется в виду, прежде всего, занятие по физической культуре, для сохранения собственного здоровья и уровня двигательной активности. Компьютерные программы этого уровня обычно подразделяются на диагностико-рекомендательные, собственно диагностические и управляющие.
Диагностически-рекомендательные программы предлагают пользователю или специалисту помимо оперативного установления уровня здоровья и физической подготовленности целый набор предложений рекомендательного характера, направленный на улучшение этих показателей.
Диагностические программы позволяют специалисту быстро оценить уровень здоровья, функциональные возможности, степень физической подготовленности пользователя. Исходя из большого количества собранных показателей. Программа сама в состоянии их обработать и оперативно выдать результат диагностики.
Управляющие программы позволяют пользователю оперировать процессом тренировки в режиме реального времени посредством выстраивания оперативной обратной связи. Компьютер планирует задания, мониторит корректность их выполнения, а исходя из результатов новых тестов, формулирует последующие задачи. В данном случае речь идет о работе соответствующих мобильных приложений типа «Личный тренер» доступных в Playmarket и AppStore. Это направление компьютеризации оздоровительной физической культуры в последнее время приобретает все большую популярность и значимость, т.к. быстроразвивающиеся спортивно- оздоровительные сервисы создают значительную конкуренцию традиционным офф-лайн программам фитнес центров, а по некоторым показателям уже значительно их превосходят.
Построение индивидуализированных педагогических траекторий в синтезе с самыми современными информационно-компьютерными технологиями должны и могут дать синергетический эффект в деле повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса гармонически развитой, творчески открытой личности, соответствующей самым насущным потребностям современного общества [6, С. 9].
Физическое воспитание - это процесс, имеющий целью развитие разносторонних способностей человека и формирование специальных знаний, умений и навыков. Специалистами в сфере физического воспитания различаются две его весьма взаимосвязанных стороны - воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям [2, С. 65].
Регулярные и интенсивные занятия двигательной деятельностью, осуществляемой при помощи различных упражнений можно достаточно эффективно изменять функционирование всех систем организма, вызывать различные прогрессивные приспособительные реакции в нем (улучшения функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем, регуляционные функции отделов нервной системы, развитие мышечной системы) Разнообразие их приводит не к количественным и качественным изменениям в работе всего человеческого организма в целом.
При занятии активной двигательной деятельностью, через воспитание отдельных физических качеств можно достичь весьма существенного изменения направленности и степени их развития. Этот процесс может найти свое выражение оптимизации тех или иных двигательных способностей, в частности, скоростных, силовых, координационных и т.д.) укрепления общего индекса здоровья организма, повышения уровня работоспособности, а также в некоторых других показателях. Воспитанию физических качеств должен придаваться направленный характер, и это позволяет отметить управляемость их развитием.
Наиболее понятным и общепринятым результатом физического воспитания является некоторая степень физической подготовленности, выраженная во владении некоторыми двигательными умениями и навыками, в высоком индексе работоспособности и оптимальном уровне функционального состояния организма. В этом контексте, физическое воспитание можно отнести к области физической подготовки человека к полноценной интеграции в общество посредством социально востребованной деятельности (трудовой, воспитательной, производственной, военной и т.д.).
Хорошо развитые физические возможности человека также имеют свои специфические проявления, которые всегда образуют некоторую структуру или конструкт. Многие исследователи в этой области предпринимают попытки проанализировать структуры проявлений каждого отдельного физического качества, и эти попытки большей частью остаются без логического завершения. Но, тем не менее, можно достоверно заявить, что структура проявлений каждого из физических качеств (силы, скорости, координации, гибкости, выносливости) не является однородной. Наоборот, структура
проявлений каждого из названных двигательных качеств весьма дуалистична.
Наиболее специфичными проявлениями скоростных способностей являются быстрота реакции, скорость одиночного и множественных движений, скорость выполнения разученного ранее упражнения разной степени сложности.
Координационные способности чаще всего проявляются в возможностях тонкой дифференцировки движений, поддержании ритма движений, ориентированию, двигательной информированности и равновесию.
Показатели гибкости также неоднородны, выделяют анатомическую активную и пассивную гибкость. Видимым результатом хорошего уровня развития физических качеств являются широкие двигательные способности, и в их определение уже вносится некоторое обобщение, которое чаще всего выражается в понятиях с префиксом «общие»: «общие координационные», «общие скоростные», «общие силовые», «общая выносливость» и т.д.
Понятие «общие двигательные способности» объединяет в себе потенциальные и актуальные возможности человека, направляющие его готовность к выполнению различных двигательных действий различной степени сложности. Степень сформированности двигательных способностей можно определить посредством организации и проведения соответствующих двигательных тестов и проб, в специальной литературе они описаны достаточно широко.
Выводы. Таким образом, процесс физического воспитания весьма дифференцирован и направлен на оптимизацию работы большинства мышечных групп и развития широкого спектра двигательных возможностей, выполняя функцию гармоничного развития организма.
Литература:
1. Барановская, Д.И. Роль физкультурных занятий в формировании мотивации к занятиям физической культурой студенческой молодежи / Д.И. Барановская, В.И. Врублевская // Актуальные проблемы оздоровительной физической культуры и спорта для всех на современном этапе: материалы VIII Междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2004 г. Минск: БГУФК. - 2005. - С. 13-16.
2. Вильчковский, Э.С. Физическое воспитание / Э.С. Вильчковский. - М.: Логос, 2004. - 425 с.
3. Волков, В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе / В.Ю. Волков. // Теор. и практ. физ. культ. -2001. - № 5. - С. 56.
4. Лубышев, Е.А. Основные тренды в формировании ценностных ориентаций у молодежи в сфере здорового образа жизни / Е.А. Лубышев, Г.С. Лубышева // В сборнике: Modern problems in science. Abstracts of VII International Scientific and Practical Conference. - 2020. - C. 383-390.
5. Петров, П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте / П.К. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 208 с.
6. Самсонова, А.В. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте / А.В. Самсонова, И.М., Козлов, А.В. Таймазов // Теория и практика физической культуры. 2000. - С. 9-15.
7. Физическая культура. Здоровый образ жизни [Электронный ресурс]: учебное пособие / К.В. Чедов, Г.А. Гавронина, Т.И. Чедова; Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Электронные данные. - Пермь, 2020. - 1,68 Мб; 128 с.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук Чикина Татьяна Евгеньевна
Нижегородская академия МВД России (г. Нижний Новгород); кандидат юридических наук, доцент Крыгин Сергей Владимирович
Нижегородская академия МВД России (г. Нижний Новгород); кандидат физико-математических наук Миронов Никита Андреевич
Нижегородская академия МВД России (г. Нижний Новгород)
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация. Отсутствие в реальной практике однозначного механизма оценивания результатов обучения на основе традиционных средств контроля приводит к несопоставимости оценок, субъективизму и, как следствие, к их девальвации. Сложившаяся практика оценивания может быть принципиально изменена только на основе перехода от субъективного оценивания к объективному измерению знаний обучающихся, к обработке результатов с помощью математических методов с последующим определением характеристик точностии надежности полученных результатов. Реализация такого подхода связана с вопросами: что, как и чем измерять и с помощью каких инструментов, поиск ответов на которые является целью данной статьи. Проведенный анализ различных подходов к определению "качество образования" позволил сделать вывод о существующих трудностях в описании результатов образования, в их измерении. Нужны специальные характеристики, параметры, показатели и существующие средства измерения. В статье выделены результаты образования, которые можно зафиксировать с большей или меньшей степенью точности.
Ключевые слова: качество образования, оценка, контроль, диагностика, педагогический мониторинг. Annоtation. The absence in real practice of an unambiguous mechanism for evaluating learning outcomes based on traditional means of control leads to incomparability of assessments, subjectivism and, as a result, to their devaluation. The established practice of assessment can be fundamentally changed only on the basis of the transition from subjective assessment to an objective measurement of students' knowledge, to processing the results using mathematical methods, followed by determining the characteristics of the accuracy and reliability of the results obtained. The implementation of this approach is related to the questions: what, how and with what to measure and with what tools, the search for answers to which is the purpose of this article. The analysis of various approaches to the definition of "quality of education" made it possible to conclude that there are difficulties in describing the results of education, in their measurement. We need special characteristics, parameters, indicators and existing measuring instruments. The article highlights the results of education that can be recorded with a greater or lesser degree of accuracy. Key words: quality of education, assessment, control, diagnostics, pedagogical monitoring.
Введение. Проблема оценивания результатов обучения существовала с давних пор. К примеру, по одной из легенд, в Древнем Китае качество работы педагога оценивалось по конечному результату, в зависимости от того, к какому типу относились подготовленные им ученики. Если они были похожи на "обезьян" и могли только подражать, действовать только по четкому алгоритму, то учитель дисквалифицировался. Аналогичная учесть постигала учителя, ученики которого были похожи на "тигров", так как этот символ означал агрессивность и способность к разрушению. Право продолжать свою