10. Образовательный-сайт GB [https://www.kingseducati0n.c0m/kings-life/legal-english-c0urse#why. (Дата обращения: 09.05.2022).]
Педагогика
УДК 378.2
магистрант 2-ого курса Худжамова Кристина Диловаровна
Академия архитектуры и искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); профессор Сенько Вячеслав Константинович
Академия архитектуры и искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)
КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ВАРИАТИВНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Значимость термина «колорит», его смысл и роль в подготовке ребёнка к занятию изобразительным искусством, рассматривается равно как академическое представление в его практическом, фактическом понимании. При поступлении и обучении детей младшего школьного возраста в детскую художественную школу появляется ряд задач, которые необходимо решить для создания эстетического, культурно-просветительного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Несомненно, обучение изобразительному искусству невозможно без овладения средствами художественной выразительности, что закреплено в содержании основных образовательных программ дошкольного образования. При преподавании живописи младшим школьникам колорита возникает ряд проблем. Это обусловлено тем, что обучающиеся, не имея достаточных знаний и умений для работы с цветовыми гармоническими сочетаниями, выполняют работы яркими открытыми красками. В настоящее время одной из основных задач в освоении курса колористики и цветовых гармоний в их живописном выражении является формирование понятий колористической системы в своём развитии. Организация процесса в воспитании видения стройной структуры колор-системы является прерогативой, базисным фактором изучения дисциплин изобразительного цикла. Непрерывность образования составляет основную идею модернизации общества. Мало получить образование, главное уметь воспользоваться полученными знаниями на протяжении всей жизни. Следовательно, дополнительное образование предоставляет возможность изучения более глубокой узконаправленной деятельности для обучения по предпрофессиональным программам обучающимся.
Ключевые слова: колорит, младший школьный возраст, гармония, гамма, подросток, вариативность обучения.
Annоtation. The significance of the term «colour», its meaning and role in preparing a child for fine arts classes, is considered as an academic representation in its practical, factual understanding. When children of primary school age enter and study at a children's art school, a number of tasks appear that need to be solved to create aesthetic, cultural, educational and moral education of the younger generation. Undoubtedly, teaching fine arts is impossible without mastering the means of artistic expression, which is fixed in the content of the basic educational programs of preschool education. When teaching painting to younger schoolchildren of color, a number of problems arise. This is due to the fact that students, not having sufficient knowledge and skills to work with color harmonic combinations, perform work with bright open colors. Nowadays, one of the main tasks in mastering the course of coloristics and colour harmonies in their pictorial expression is the formation of the concepts of coloristic system development. The organization of training the vision of a clear structure of the colour system is a prerogative, it is a basic factor in the study of the pictorial cycle disciplines. The continuity of education is the main idea of the modernization of society. It is not enough to get an education, the main thing is to be able to use the acquired knowledge throughout life. Consequently, additional education provides an opportunity to study deeper narrowly focused activities for training in pre-professional programs for students.
Key words: colour, primary school age, harmony, colour scheme, teenager, learning variability.
Введение. Курс живописи - один из основополагающих в системе детского художественного образования. При освоении живописного мастерства у учащихся развивается культура зрительного восприятия предметов и явлений окружающей действительности. В создании художественного образа цвет является одним из важных составляющих выразительности в основе языка живописи.
Умение владеть цветом и развитие таких способностей - главная проблема, решение которой определено задачами в обучении владения цветом и в организации занятий по живописи в детской художественной школе.
Состояние цвета обусловлено состоянием освещения, временем дня и тем, какую задачу преподаватель поставит учащимся в организации колористического состояния работы. Для решения данного типа задач существуют варианты взаимодействия различных выразительных средств, которые вызывают определенные ассоциации и образы в детском творчестве. Дети, выполняющие задания, учатся правильно пользоваться живописным материалом, осваивают техники владения и приобретают навыки в определении качества цветового тона, насыщенности и светлоты.
Понятие колорита связано с признанием лучших достоинств живописи, и между тем, это понятие толкуется на уровне отвлеченности суждений о колорите, как намерение в достижении цели, но без конкретных определённых возможностей и средств (способов) в решении поставленной проблемы. К тому же, даже в самих исследованиях, понятие колорита отожествляется с понятиями цветовой гаммы, тональности, красочности и в зависимости от техники исполнения.
Отсюда видятся возможными два аспекта. Первый - определение однозначности понятия колорита ради конкретной возможности его использования в учебно-дидактическом и образно-творческой практике. Второй - обоснование необходимости раннего приобщения младшего возраста учащихся к понятиям колористической системы и колорита ради формирования у них грамотного отношения к занятиям живописью и последующего развития их профессионально-творческих навыков.
Дети на занятиях учатся изображать окружающую среду с учетом цветовых особенностей и получают теоретические обоснования изобразительной грамоты. При освоении живописи у учащихся формируется культура зрительного восприятия с помощью взаимосвязи анализа окружающей среды, ее освещения и учета цветовых и тоновых особенностей, средством выразительности которого является колорит.
Изложение основного материала статьи. Основные теоретические положения о колорите и цветовых гармонических сочетаний, восприятие цвета и его свойствах достаточно точно написаны в книгах по теории живописи, цветоведению, большой вклад в изучении которых внесли: Г.Н. Крымов, А. Зайцев, С. Чуйков, А.А. Алексеев, Ф.Ф. Петрушевский, В.М. Шугаев, Н.Н. Волков и другие.
В толковании понятия «колорит» нет достаточно широкого объяснения его природы. По словам советского художника
Г.М. Шегаля в книге «Колорит в живописи. Записки художника»: «...понятие колорит научно не обосновано, как и другие разделы в живописи, что ставит художника в невыгодное положение в сравнении с представителями других видов искусств» [13, С. 24]. По сравнению с представителями других направлений искусства художники явно находятся в особо невыгодном положении. Так, если в музыке, например, теория композиции и гармонии, а также учение о контрапункте читаются как обязательный курс в консерватории, то в живописи научно не обосновано большинство ее разделов, особенно колорит. Правда, при изучении живописи, мы тесно соприкасаемся с вопросами перспективы, оптики и цветоведения, вполне научно разработанными, а также опытным путем доказанными.
Причина такой теоретической заброшенности вопросов колорита, лежит не в том, что сама проблема не интересовала художников и исследователей или была им не под силу. В сознании большинства художников издавна существует уважение к колориту, граничащее со священным трепетом. Но мало кто из них пытался вникнуть в закономерности того, что он уважает и превозносит, и фактически была признана «непознаваемость» колорита, а отсюда - «невозможность» учить и самой живописи. До этого договаривались даже такие здравомыслящие аналитики, как Крамской и Кардовский. Наше преклонение перед мастерами живописи, перед их колористическими шедеврами не должно останавливать нас, коленопреклоненных и ослепленных, на пороге. Еще Делакруа, имя которого стало синонимом колористического дарования и увлеченности, говорил, что является предрассудком, будто колористами родятся, а рисовальщиками становятся.
Эти принципы характерны и являются определяющими живописной канвы произведения художника, и представляет широкое поле в исследовании понятий «гармония», «гармоническое сочетания», «гамма» и колорит:
1) Гармония - (греч. harmonía связь, стройность, соразмерность) - соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое.
2) Гамма - ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественного произведения (различают теплую, холодную, светлую).
3) Колорит - система цветовых сочетаний в произведении изобразительного искусства. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности - может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (преимущественно синие, зеленые, фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым основанным на локальных цветах и на использовании тона, рефлекса, валера [2].
Равновесие в теории композиции определено как статическое и динамическое. А что кроется в понятии «колорит»? По-видимому, это такое равновесие цветов и воспринимаемое как единое звучание, симфония компонентов как единое органичное, целое. Определение системы гармонических сочетаний транспорируется в определение гаммы - цветовая, гамма - ряд гармонических взаимосвязанных оттенков цвета в создании художественного произведения (теплая, холодная, светлая и пр.), состояние которой определено гармоническими сочетаниями хроматического ряда цветов. В цветовом круге: родственные, родственно-контрастные контрастные, дополнительные и однотоновые.
В каждой из этих гармонических сочетаний можно выделить и составить, (сочинить) определенный тип колористических состояний: теплые (преимущественно красные, оранжевые, желтые) и холодные- (синие, зеленые, фиолетовые). Используя в сочинении гармонических сочетаний черный и белый цвет (краски в живописи) достаточно просто достигнуть колористического состояния, эмоциональной выразительности произведения - спокойного и напряженного, яркого и блеклого, с использованием тона, рефлекса и блика. Перечисленные гармонические состояния, гаммы предполагают и обеспечивают краткую характеристику колорита, где, на наш взгляд, прослеживается определенная последовательность, взаимосвязь между понятиями гармония - гамма - колорит.
В отличие от теоретиков истории искусства, эстетики, цветоведения художники с мировым именем, классики, (а именно к ним обращён наш взор как к носителям и проповедникам классической живописи), имеют своё «прикладное» отношение и мнение. Например, Б. Кустодиев определяет колорит как «оркестр красок» [6, С. 91].
Собственно, почему бы и нет. Только оркестр симфонический, классика. Хотя, джазовый оркестр, инструментальный и прочее использует те же семь нот. Все то же, только композиционное построение иное.
Колорит содержит в себе законы цветовых гармонических сочетаний цветовых тонов, явления светового и цветового контрастов. Обучение колориту в живописи позволяет раскрыть тончайшие нюансы цвета и света в натуре. Выразительность изображения зависит от умения воспринимать и передавать благодаря своему мироощущению отношение к действительности. Основной задачей в обучении живописи является формирование у учащихся в художественной школе чувство цвета, тона и их содружества.
Одна из основных проблем при обучении колорита в художественной школе состоит в том, чтобы объяснить, как воспринимать и проектировать колористическое содержание и развивать его с помощью специальных упражнений. Художник-педагог П.П. Чистяков писал, что в начале обучения не стоит эмоционально подходить к решению проблемы, но факт присутствия теоретического фундамента может быть не лишним. Валентин Серов при изучении колорита советовал писать, создавая колорит, используя ограниченную палитру из трех красок. Делакруа же, наоборот, уделял большое внимание цветотоновым градациям - от темного к светлому. Таким образом, каждый при изучении колористики подчеркивал и создавал свою методику видения состояния колорита.
Задача преподавателя на занятиях изобразительным искусством решить колористические проблемы с помощью развития образного мышления. Видение колорита возникает благодаря творческому осознанию учащегося при написании работы. Развитие видения цвета, цветовых гармонических сочетании формирует понимание системы в изложении и практическом решении колористического содержания. Одной из первостепенных задач, которые педагогу необходимо рассказать и объяснить - видеть целостно, чувствовать цвет и тон.
В учебном процессе преподаватель, разрабатывая определенную систему обучения в понимании колорита, руководствуется последовательностью заданий и упражнений. Следовательно, цветовое восприятие в результате использования разных приемов и навыков при изучении краткосрочных этюдов, различных заданий на состояние, изображению по представлению, этюдов с ограниченным количеством цветов, предлагает четкое системное разъяснение о возможностях колорита в зависимости от творческого замысла.
Таким образом, педагог формирует спектр вопросов, который необходимо объяснить учащимся для более четкого понимания законов цветовых отношений в развитии, умения видеть цветовые различия окружающей действительности по определенным свойствам цвета.
На занятиях у учащихся развивается единое видение натуры, которое помогают точно передать цветовые отношения, исправляя дробность и неоднородность натуры, ее понимание и анализ. Постановки, например, натюрморта на занятиях по живописи, необходимо ставить, исходя из четко выраженной учебной задачи, направленной на содержательность и изучение колористики, учитывая свето-тоновое решение, и формировать у учащихся навыки цельного видения натуры, которое, в свою очередь, позволяет правильно устанавливать цветовые отношения, избавляет от дробности и пестроты как результата раздельного видения натуры, копирования натуры.
Постановки должны быть содержательными, с ясной и четко выраженной учебной задачей, с интересным
композиционно-эстетическим характером, направленные на активизацию и познавательную деятельность учащихся. Особенно нужно учитывать организацию светового потока. Удачное освещение может выразить конструктивные особенности, пластические качества, характер формы, тонально-цветовые отношения и эмоционально-выразительную цельность. Работу над длительным этюдом можно разделить на два этапа - подготовительный этап и этап исполнения.
Педагогу необходимо четко преподнести установку учебной цели задания, а именно, проанализировать и изучить натуру, найти композиционное решение, учитывая свойства цвета, тона, светлоты и насыщенности. А также определить систему гармонических цветовых отношений и передать их.
С помощью предполагаемого колорита можно решить следующие задачи:
- составить композицию;
- сформировать колористическое устройство в живописной работе;
- найти большие тонально-цветовые отношения;
- определить ахроматическое сочетание составляющих композиции;
- определить свето-теневое состояние объекта;
- создать впечатление трёхмерного пространства, глубину.
Анализируя широкий спектр и согласованность цветовых оттенков, соответствующих изобилию цвета окружающего мира, передающих в единстве со светотенью многообразие предметных свойств колорита, в процессе обучения необходимо акцентироваться на итогах каждого этапа и делать соответствующие рекомендации.
Эмоциональным посылом восприятия, оценки и анализа работы следует отталкиваться от общего впечатления, его реально представленного цветового содержания - общего цветового тона. Состояние общего цветового тона являются определяющим для продолжения разговора с картиной. Этот процесс диалогичен. Определённая цветовая и светлотная нагрузки являются камертоном и определяют первое впечатление от изображённого. А первое впечатление, как правило, самое верное. Явление общего цветового тона формируется на базе определённых гармонических сочетаний и групп.
Инструментом изображения в живописи считается организация цветовой гармонии. Цвет играет важную роль в построении картины и в ее композиции. В каждой из этих гармонических сочетаний можно выделить и составить, сочинить определенный тип колористических состояний.
Для развития у детей чувства колористики (в основе науки о цвете) - цветоведение рассматривает построение основных гармонических сочетаний различных групп цветов:
1 .однотоновые хроматические сочетания;
2.родственные;
3.родственно-контрастные;
4.контрастные;
5.гармонические сочетания дополнительных цветов [7, С. 185].
Перечисленные группы гармонических сочетаний являются основой в организации колорита. Гармония цветовых отношений определяет характер всех цветовых элементов изображения, его цветовой строй, характер их взаимосвязи с использованием основных характеристик цветов - светлоты, насыщенности, цветового тона. Эстетически оценить колорит каким-либо иным способом, кроме визуального не представляются возможным.
В истории эстетики гармония рассматривается как существенная характеристика прекрасного. Чувство прекрасного, изящного может быть и врожденным, но в большей степени приобретенным в результате изучения основных положений вопросов эстетики, живописи, цветоведения.
Учащиеся должны стараться сохранить заданные гармонические сочетания на всех этапах работы. В данном случае вырабатываются навыки выполнения работы в согласованности всех компонентов процесса: передачу материальности, живописной и пластической формы, трактовка деталей и их элементов не выходя за параметры общего цветового тона. Но не стоит уделять особое внимание отдельным деталям, а выполнять работу «от большого- к деталям». Эта задача для учащихся не простая, но познавательная и необходима для дальнейшего освоения темы в своём развитии.
Вариативность обучения колористической грамоте необходимо выстраивать согласно возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
Сравнивая учащихся в разный возрастной период, можно выделить следующие характерные черты: младшие школьники на занятиях изобразительного искусства используют схематичное рисование с натуры, открытые цвета, недостаточно владеют теоретическими знаниями, уделяют больше внимания не содержанию рисунка, а сходству, рисуют предметы на линии горизонта, акварельные краски используют как гуашевые [14, С. 211].
В подростковом возрасте у них развивается формальное мышление, но в данный возрастной период у ребенка происходит утрата непосредственного восприятия [5, С. 308-309]. Учащиеся в творческой деятельности пытаются более реалистично изобразить натуру, тем самым допускают ошибки в изображении: появляется цветовая раздробленность, детализация.
Выводы. По данной проблеме были сделаны выводы и разработаны упражнения для развития чувства цвета и колористических навыков в зависимости от возрастных особенностей.
Такие упражнения как:
- цвет и его главные характеристики;
- выполнение цветового круга;
- выполнение ахроматической гаммы;
- изменение насыщенности хроматических цветов;
- теплые и холодные оттенки цвета;
- цветовой контраст и нюанс;
- цветовые схемы для создания композиций;
- гармония родственных цветов;
- гармония родственно-контрастных цветов;
- гармония контрастных цветов;
- гармония дополнительных цветов;
- использование в цветовых схемах принципа доминанты.
Данные упражнения предназначены для знакомства таких понятий как светлота, насыщенность, цветовой тон, цветовых гармонических сочетаний, особенностей живописных материалов и т.д. целью, которых для учащихся будет формирование у младших школьников цветового восприятия, выявление индивидуальных творческих способностей в живописи. Практическая работа с цветом, расширяет возможности использования применения знаний, умений и навыков на основе предложенных состояний в практическом изложении.
Таким образом, вариативность обучения колористики младших школьников способствует развитию творческой
активности, эстетического вкуса, чувства цветовой гармонии, а также формированию культуры учащихся.
Литература:
1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - Москва: Архитектура - 2012. - 392 с.
2. academic.ru: Большой энциклопедический словарь: сайт. - URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/ (дата обращения: 20.02.2022).
3. Волков, Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков. - Москва: Изд-во В. Шевчук, 2014. - 360 с.
4. Волков, Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. - Москва: Изд-во В. Шевчук, 2014. - 368 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - Москва: Изд-во Эксмо, 2006. - 512 с.
6. Ковалев, Ф.В. Золотое сечение в живописи / Ф.В. Ковалев. - Москва: Изд-во АРТ-образ, 2021. - 192 с.
7. Козлов, Н.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий / Н.Н. Козлов. - Москва: Изд-во Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 264 с.
8. Коровкевич, С.В. Анализ картины / С.В. Коровкевич. - Ленинград: Знание, 1975. - 32 с.
9. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - Москва: Изд-во Смысл, 2020. - 527 с.
10. Фаворский, В.А. Литературно-художественное наследие. Теория композиции / В.А. Фаворский. - Москва: Советский художник, 1988. - 580 с.
11. Федьков, Г.С. Теория и методика обучения изобразительному искусству: учеб. пособие / Г.С. Федьков. - Минск: РИВШ, 2015. - 226 с.
12. Чернышев, О.В. Формальная композиция. Творческий практикум / О.В. Чернышев. - Минск: Харвест, 1999. - 312 с.
13. Шегаль, Г.М. Колорит в живописи. Записки художника / Г.М. Шегаль. - Москва: Искусство, 1957. - 110 с.
14. Шорохов, Е.В., Композиция / Е.В. Шорохов. - Москва: Изд-во Просвещение, 1986. - 303 с.
15. Щипакова, И. Актуальность формирования творческого воображения у младших школьников в современном мире / И. Щипакова // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 4. - С. 77-79.
16. Ямпольский, М.Б. Наблюдатель. Очерки истории видения / М.Б. Ямпольский. - Санкт-Петербург: Изд-во Сеанс, 2012. - 344 с.
Педагогика
УДК 378
старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин Циздоева Мадина Асолтовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); кандидат педагогических наук, и.о. заведующего кафедрой физического воспитания и спортивной медицины Магомедов Гамзат Хасратович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры физического воспитания и спортивной медицины Запиров Закир Магомедович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет», (г. Махачкала)
БАЗОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассмотрены базовые направления применения информационных технологий в сфере физического воспитания студентов. Показаны происходящие в системе высшего и среднего образования в данный момент значительные изменения, направленные на осуществление цифровизации образования и широкого применения в ней информационно-компьютерных технологий. В эпоху построения информационного общества, большой потенциал по привлечению студентов к самостоятельным занятиям различными формами двигательной активности заложен в задействовании всевозможных цифровых устройств в этом процессе. Приоритетная задача в профессиональной подготовке молодого специалиста внедрение информационных технологий в практику физического воспитания связана с возрастающей потребностью общества в разносторонне развитых, способных к самостоятельной поддержке уровня своего здоровья молодых специалистах. Раскрыты применяемые в учебном процессе ИКТ в качестве инновационного средства обучения, позволяющие усовершенствовать и интенсифицировать процесс преподавания. Построение индивидуализированных педагогических траекторий в синтезе с самыми современными информационно-компьютерными технологиями должны и могут дать синергетический эффект в деле повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса гармонически развитой, творчески открытой личности, соответствующей самым насущным потребностям современного общества.
Ключевые слова: базовые направления, применение, информационные технологии, физическое воспитание студенты.
Annotation. The article discusses the basic directions of the application of information technologies in the field of physical education of students. It shows the significant changes taking place in the system of higher and secondary education at the moment, aimed at the digitalization of education and the widespread use of information and computer technologies in it. In the era of building an information society, a great potential for attracting students to independent studies in various forms of motor activity lies in the use of all kinds of digital devices in this process. The priority task in the professional training of a young specialist is the introduction of information technologies into the practice of physical education due to the increasing need of society for versatile, capable of independently supporting the level of their health of young specialists. The article reveals the ICT used in the educational process as an innovative means of teaching, allowing to improve and intensify the teaching process. The construction of individualized pedagogical trajectories in synthesis with the most modern information and computer technologies should and can give a synergetic effect in increasing the effectiveness of the educational process of a harmoniously developed, creatively open personality corresponding to the most pressing needs of modern society.
Key words: basic directions, application, information technology, physical education students.
Введение. В настоящее время остро стал вопрос о полноценных и мотивированных занятий молодежью двигательной активностью. Здоровый образ жизни человека и общества в целом заключается в том, что его нельзя приобрести, импортировать или навязать. Культивирование здорового образа жизни предполагает, то что общество или субъект