Научная статья на тему 'Формирование знаний по основам цветоведения у учащихся детской школы искусств'

Формирование знаний по основам цветоведения у учащихся детской школы искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
745
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ЦВЕТОВЕДЕНИЕ / КОЛОРИТ / ЖИВОПИСЬ / ОТТЕНКИ / ПАЛИТРА / ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ / CREATIVE DETAIL / VISUAL ARTS / SYSTEM OF EDUCATION / COLOR SCIENCE / COLOR / PAINTING / SHADES / PALETTE / CHILDRENS ART SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валикжанина Светлана Владимировна, Ноздрачева Мария Викторовна

В статье рассматриваются вопросы формирования знаний у учащихся по основам цветоведения на начальном этапе обучения в детской школе искусств. На основе проведенного анализа знаний, умений и навыков учащихся пользоваться цветом как средством художественного выражения, были выявлены проблемы. В связи с этим предложена программа, направленная на развитие навыков художественного восприятия, умение пользоваться цветом как средством художественного выражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COLOR SCIENCE IN STUDENTS OF THE CHILDRENS ART SCHOOL

The article deals with the formation of students knowledge of the basics of color science at the initial stage of education in the childrens art school. Based on the analysis of knowledge, skills and abilities of students to use color as a means of artistic expression, problems that affect the performance of studentscreative activity were identified. In this regard, the proposed program aimed at developing the skills of artistic perception, the ability to use color as a means of artistic expression.

Текст научной работы на тему «Формирование знаний по основам цветоведения у учащихся детской школы искусств»

6. Маракушина И.Г., Буторина А.Н. Модель организации и методического сопровождения педагогической практики на основе компетентностного подхода // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 6. - С. 144-150.

7. Павозкова О.Е., Голоухова Г.Н., Старостина Е.Н. Модель педагогической практики как процесса подготовки специалиста к решению профессиональных задач // Традиции и инновации в подготовке социальных педагогов: монография / отв.ред. И.Г.Маракушина. - Архангельск: КИРА, 2010. - 295 с.

8. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н. Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 22.11.2018).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения». Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения 22.11.2018).

Педагогика

УДК:37.016:741

кандидат педагогических наук, доцент Валикжанина Светлана Владимировна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат педагогичсеких наук, доцент Ноздрачева Мария Викторовна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ПО ОСНОВАМ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ

ИСКУССТВ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования знаний у учащихся по основам цветоведения на начальном этапе обучения в детской школе искусств. На основе проведенного анализа знаний, умений и навыков учащихся пользоваться цветом как средством художественного выражения, были выявлены проблемы. В связи с этим предложена программа, направленная на развитие навыков художественного восприятия, умение пользоваться цветом как средством художественного выражения.

Ключевые слова: творческая деятельность, изобразительное искусство, система обучения, цветоведение, колорит, живопись, оттенки, палитра, детская школа искусств.

Annotation. The article deals with the formation of students knowledge of the basics of color science at the initial stage of education in the childrens art school. Based on the analysis of knowledge, skills and abilities of students to use color as a means of artistic expression, problems that affect the performance of studentscreative activity were identified. In this regard, the proposed program aimed at developing the skills of artistic perception, the ability to use color as a means of artistic expression.

Keywords: creative detail, visual arts, system of education, color science, color, painting, shades, palette, childrens art school.

Введение. Изобразительная деятельность детей является одним из необходимых условий активного познания окружающей действительности. Воспроизведение красоты окружающего мира, выражение личного отношения к этой красоте художественно-выразительными средствами достигается благодаря овладению определенной суммой изобразительных знаний, умений и навыков, благодаря художественным способностям, сформированному интересу к изобразительному искусству, эстетической потребности и творческой деятельности. Цвет в развитии ребенка является одним из активных факторов не только психологического, но и физиологического воздействия. В связи с этим перед педагогом изобразительного искусства стоит важная задача - развить потенциальные творческие способности через активизацию их продуктивной познавательной деятельности. Развитие навыков художественного восприятия, умение пользоваться цветом как средством художественного выражения - важнейшие отправные элементы в развитии сложного комплекса, который называют мироощущением. Изучение цвета способствует формированию личных чувств в отношении к природе, людям, обществу. Таким образом, приобщение детей к культуре цвета является важной педагогической проблемой.

Изложение основного материала статьи. Многие исследователи детского творчества отмечали, что цвет является наиболее характерным проявлением возрастных возможностей ребенка в изобразительной деятельности. В рисунках дошкольников и младших школьников хорошо видно как постепенно формируется эстетическое отношение к действительности. Чаще всего оставляя простой карандаш в стороне, они выбирают цветные материалы и добиваются в рисунке весьма тонкой передачи эмоционального настроения. Можно так же отметить, что некоторые дети 7- 9 лет не умея согласовывать цвета, не смешивая их между собой, стремятся свести цветовое решение своих изображений к единому колориту. Данное обстоятельство можно рассматривать как наиболее объективный показатель проявления живописных способностей. Детские школы искусств, детские художественные школы это первое звено в системе художественного образования. Здесь ребенок знакомится с основами изобразительной грамоты, раскрывает свой творческий потенциал, что в дальнейшем, для многих является основой на пути профессионального образования. Поэтому, важно выстроить систему обучения таким образом, чтобы учащийся, в процессе художественно-творческой деятельности, знакомился с различными теоретическими аспектами изобразительного искусства (направлениями, видами, стилями, и т.д.).

Важной составляющей в общей системе обучения учащихся в детских школах искусств на занятиях по живописи, композиции, истории искусства, декоративно- прикладного искусства является изучение цвета.

Выделим основные направления:

- знания в области теории цвета и живописная грамота;

- формирование представления о цвете, основах цветовой гармонии, основах практической работы с цветом;

- эмоциональная отзывчивость на цвет, переживание и развитие чувства цвета.

Необходимо отметить, что формирование цветового восприятия в процессе обучения детей является постоянным объектом изучения многих исследователей (В.С. Кузин, С.П. Ломов, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова и др.). Так вопросы, раскрывающие особенности методики преподавания цвета детям различных возрастов представлены в исследованиях (С.Е. Игнатьева, Т.А. Копцевой, Е.И. Коротеевой, Э.И. Кубышкиной, Ю.А. Полуянова, И.Б. Ческидовой и др.). Практической работе с цветом в обучения детей декоративно-прикладному искусству посвящены исследования (Л.А. Буровкиной, В.В. Корешкова, и др.). Разработаны комплекты наглядных пособий по цвету (Е.С. Лыкова, Н.М. Сокольникова, С.И. Гудилина и др.). Данные работы создают общую теоретическую основу исследуемой проблемы, однако не решают конкретных педагогических задач формирования знаний по основам цветоведения в ДШИ на начальном этапе обучения. В современной системе художественного образования детей обучение цвету традиционно осуществляется в рамках практических занятий по живописи, и в учебных планах ДШИ отсутствует предмет «Основы цветоведения». На наш взгляд при обучении детей 7-9 лет необходима продуманная методика формирования теоретических и практических знаний основных законов цвета, его гармонии. В этом возрасте очень важно не упустить еще имеющуюся эстетическую потребность активно творить живописными средствами.

Цель. В своей практической работе мы поставили цель - разработать методику обучения основам цветоведения на начальном этапе обучения в детской школе искусств.

Результаты исследования. Наши исследования детских рисунков учащихся в возрасте 7 лет на начальном этапе обучения в детской школе искусств показали ряд общих закономерностей в работе с живописными материалами. Так обнаружились следующие общие закономерности по различным видам работ (выполнение рисунков с натуры, декоративные и сюжетные композиции): использование «чистого», «открытого» цвета, цветовая схематичность; несогласованность цветовых сочетаний, путаница по светлоте и цветовому тону. Но даже при отсутствии умения осуществлять поиск цвета на палитре большинство рисунков привлекает своей эмоциональностью. Большая часть таких композиций решается на контрастных цветовых отношениях. Наблюдается в процессе работы с учащимися, что с возрастом к 8-9 годам при отсутствии продуманной методики обучения цветовые характеристики изображения ухудшаются. Это проявляется в следующем: дети испытывают трудности при разработке общего цветового решения композиции, выборе цвета отдельных элементов, им сложно освободиться от привычных цветовых ассоциаций. В большинстве рисунков проявляется неумение пользоваться цветом как средством выразительности для передачи чувств и эмоций. В этот период видимо начинается определенная перестройка в живописной деятельности и прежний уровень исполнения работы цветом ребенка не устраивает. Многие педагоги, изучающие творчество учащихся, выделяют сложную задачу обучения видеть и воспроизводить цвет, давать эстетическую оценку.

В своем исследовании Копцева Т.А. отмечает, что на первом этапе обучения в школе искусств, ребенок чаще всего находится в рамках «обыденного» восприятия, сформированного дома, в детском саду или начальной школе, где цвет предметов в различных состояниях наделяется одним цветовым символом [2, с. 4]. В результате, при первых самостоятельных практических заданиях по живописи, учащиеся применяют подходящие краски, что приводит к условности и схематичности детского рисунка. Основная проблема здесь заключается в том, что отсутствие специальных методических разработок и слабая теоретическая подготовка педагогов и воспитателей в области цветоведения приводит к низкому уровню сформированности представлений о цвете у учащихся, что отражается на качестве их живописных работ.

Формирование умения адекватно воспринимать и воспроизводить цвет возможно при правильной организации занятий учеников младшего школьного возраста, в которых большое значение отводится упражнениям по цветоведению, а так же доступным для детского восприятия наглядным пособиям.

Важнейшими условиями формирования представлений о цвете являются:

1) Развитие умения пользоваться цветом как средством создания выразительного художественного образа;

2) Обучение работе с красками на палитре и приобретение практических навыков работы с цветовыми отношениями;

3) Знакомство с основными понятиями - цветовой тон, светлота, насыщенность, колорит, цветовая гармония и др.;

4) Знакомство с теорией гармонических сочетаний цветов и цветовым кругом;

5) Использование на занятиях наглядных пособий и игровых ситуаций, связанных с учетом эмоционального восприятия детьми окружающей действительности.

В традиционной системе обучения цветоведению большое внимание уделяется цветовым выкраскам, отрисовке готовых схем, а творческое задание является завершающим этапом обучения. Однако, учитывая возрастные особенности, мы предлагаем построить систему упражнений иначе. Наглядные пособия, схемы и таблицы должны быть опорными, а учащиеся на практике, через упражнения осваивают работу с цветом. Задания по изучению цвета могут быть организованны в рамках предмета «Основы изобразительной грамоты» как в виде краткосрочных упражнений, так и длительных тематических заданий. Обучение проводится в определенной последовательности, которая предусматривает эмоционально-образное восприятие цвета, а также постепенное усвоение учащимися теории цвета и приобретение практических навыков. В процессе знакомства с цветом применяются такие педагогические средства как наглядные пособия по цветоведению, репродукции, используются музыка и литература. Задания подбираются с учетом интересов, возрастных особенностей и учебно- познавательного опыта учащихся.

При выполнении заданий и упражнений учащиеся должны освоить новые способы решения практического задания или действия, например работы с краской на палитре. На первом этапе дети знакомятся с тремя основными и дополнительными цветами (путем смешения цветов найти спектральные цвета - «Радужный зонтик», «Северное сияние», получение оттенков дополнительных цветов - «Осень-золотинка», «Сиреневая ваза»). Дети знакомятся с цветовым кругом, теплыми и холодными цветами. Важным на данном этапе работы является выработка умения работать кистью и красками, освоение технических приемов, знакомство с палитрой, получение дополнительных оттенков цвета.

На следующем этапе учащиеся знакомятся с ахроматическим цветами. Упражнения направлены на овладение тональными соотношениями белого, серого и черного цвета - «Семейство мышат» (подобрать каждому мышонку свою окраску, используя различные оттенки серого цвета). Далее мы показываем, что

один цвет может иметь несколько оттенков, но разной светлоты и насыщенности, полученных путем смешения с белым, серым или черным цветом. Данные упражнения позволяют изучить выразительные возможности монохромных сочетаний: - Монохромная цветовая гамма (осветление цветового тона - «Страна Снежной Королевы», «Воздушные замки»). Разбелённые тона дают тонкие переливы цвета. Работу выполняем путем смешения синей и белой краски на цветном фоне. - Монохромная цветовая гамма (затемнение цветового тона - «Волшебная лампа Алладина», «Вечерний город»). Черный смягчает спектральный цвет, делает его более темным, а иногда полностью изменяет цвет. Так желтые и оранжевые цвета при смешении с черным становятся зеленоватыми. В результате поисков на палитре ученики самостоятельно делают маленькие открытия. - Монохромная цветовая гамма (смешение спектрального цвета с серыми тонами - «Таинственная планета»). Смешение с серыми тонами дает сложные изысканные оттенки, которые можно назвать «пастельными». Так, например, пурпурный цвет, путем смешения с серым, дает холодные сиреневатые оттенки. - Монохромная композиция, построенная на сочетании трех видов насыщенности одного цвета (сочетание чистого цвета с темными и светлыми оттенками - «Заколдованный лес»). Работу выполняем путем смешения любого спектрального цвета с черным, белым и серым. В результате учащиеся получают большое количество разнообразных оттенков, что делает композицию многоцветной.

На третьем этапе продолжаем знакомить детей с гармониями цвета. Даются общее представления о понятии «гармония», о гармонии в музыке, слове, архитектуре, скульптуре. В качестве примера приведем упражнения на отработку умения выделять цвета при малом интервале цветотоновых различий и получении разнообразных оттенков цвета: - Родственная цветовая гамма (получение оттенков желтого и красного цвета - «Костер», «Комета», создаем плавные переходы от одного цвета к другому, упражнение выполняется на сером или черном фоне). - Родственная цветовая гамма (поиск оттенков холодного цвета - «Изумрудный город», оттенков теплого цвета - «Дворец Солнца»). - Контрастная цветовая гамма (найти выразительные гармоничные сочетания голубого и желтого цвета - «Веселые попугаи», оранжевого и фиолетового -«Волшебные цветы», сочетание зеленого и красного - «Клоуны».) Для расширения палитры цвета можно добавлять ахроматические цвета. - Родственно-контрастная цветовая гамма (используя цветовой круг, выбрать любую триаду - упражнение «Карнавальная маска»). Работа над подобными упражнениями способствует развитию умений у учащихся эмоционально воспринимать и оценивать цвет, расширяет и развивает представление о гармонии цветовых отношений. На следующем этапе дети учатся определять, какие цвета вызывают ощущения «тепла», а какие «холода». Рассматриваем цветовой круг, находим группы теплых и холодных цветов. В работе «Жар птица» - формируем навык получения оттенков теплого цвета, создание теплого колорита. Упражнение «Малахитовый цветок» - решение композиции в холодном зелено-голубом колорите. Кроме того, обращаем внимание детей на то, что в каждом цвете можно найти оттенок теплого и холодного цвета. Для понимания теплохолодности изучаем движение цвета к холодному и теплому оттенку. На палитре находим большое количество оттенков на примере теплого и холодного желтого -упражнение «Золотая рыбка», оттенки теплого и холодного голубого - «Медузы», оттенки зеленого -«Лягушата» и оттенки красного «Кораллы». На следующем этапе рассуждаем с детьми о колорите в живописи, о том, как влияет цвет на наше настроение. Приходим к пониманию того, что цвет может нас веселить, пугать, очаровывать, беспокоить, удивлять. Художники понимают это и всегда согласуют колорит с темой картины. Для формирования умения находить колористические решения выполняются упражнения, где учащимся необходимо подобрать нужный цвет и составить в единую композицию, например «Хамелеоны», «Плащ Морского короля», «Сады Снежной королевы», «Дождливый день», «Вечер». Направляя внимание учащихся на изучение и анализ цветового разнообразия окружающего мира, мы подводим его к пониманию того, что цвет является одним из важных изобразительных средств. Именно колорит в живописном произведении наиболее полно помогает раскрыть художественный образ.

Результаты исследования. Таким образом, в ходе проведенной работы учащиеся приобрели более глубокие знания и навыки в решении живописных характеристик изобразительных элементов. Оценка и сравнительный анализ художественно- творческого процесса показал, что в работах экспериментальной группы значительно увеличивается количество живописных композиций выполненных на сочетании открытых и сложных тонов. Как показали наши экспериментальные исследования, работа в данном направлении способствует развитию у младших школьников умения эмоционально воспринимать и оценивать цвет, его сочетания, высказывать суждение о цвете, использовать гармоничные сочетания в работе над сюжетной композицией.

Выводы. Таким образом, основное направление деятельности учащихся в детских школах искусств обращено на умение учащимися решать цветом изобразительные задачи, образно передавать средствами живописи особенности натуры. Исходя из этого следует, что на начальном этапе обучения важно развивать у младших школьников умение эмоционально воспринимать и оценивать сочетания цветов, высказывать свое мнение о цвете, находить новые оттенки, научиться работать с палитрой. Эта работа должна быть продолжена на следующих этапах обучения, и предполагает построение цельной методической системы обучения.

Литература:

1. Буровкина Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: монография / Л.А. Буровкина - М.: МГПУ, 2011. - 320 с.

2. Буровкина Л.А. Комплексный подход к обучению школьников декоративно-прикладному искусству в системе непрерывного образования // Воспитание школьников. - 2010. - №4. - С. 36-38.

3. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева-Томина - М., 2005. - 300 с.

4. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. - Москва: Академический проект: Фонд «Мир», 2007. - 208 с.

5. Копцева Т.А. Формирование образного восприятия цвета на уроках изобразительного искусства: канд. дисс. / Т.А. Копцева. - М., 1989. - 249 с.

6. Миронова, Л. Н. Цветоведение / Л. Н. Миронова. - Минск, Вышейшая школа, 1984. - 286 с.

7. Полуянов Ю. А. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд». 1 кл. Кн. для учителя. - М.: Прометей, 1999. - 219 с.

Педагогика

УДК:004

старший преподаватель Варламова Вера Алексеевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Бурнашев Аркадий Эдуардович

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается развитие ИКТ-компетентности студентов в условиях реализации электронного обучения. Описано исследование оценки уровня развития икт-компетентности студентов. Развитие ИКТ-компетентности студентов зависит от языковой подготовки, которое связано с владением двух языков родного, неродного. В связи с этим, в образовательном процессе преподавание на двух языках является актуальной проблемой построения учебной деятельности с учетом педагогических особенностей к развитию ИКТ-компетентности студентов.

Ключевые слова: электронное обучение, ИКТ-компетентность, подготовка будущих учителей, двуязычие, информационные технологии.

Annotation. This article discusses the development of ICT competence of students in the implementation of e-learning. The study describes the assessment of the level of development of ICT competence of students. The development of ICT competence of students depends on language training, which is associated with the proficiency in two languages, native, non-native. In this regard, in the educational process, teaching in two languages is an actual problem of building learning activities taking into account pedagogical features for the development of ICT competence of students.

Keywords: e-learning, ict-competence, training of future teachers, national-regional component, bilingualism, information technology.

Введение. Стремительный прогресс науки обязывает преподавателей высшей школы обладать высокой степенью владения информационной компетентностью, способностью работать с информационно-коммуникационной технологией, реализация электронного обучения является одной из областей, имеющих решающее значение для развития практически всех сфер жизни человека в XXI веке, включая образование [41.

В нормативных документах по внедрению электронного обучения в школах и российских университетах указывается, что образовательная, учебно-исследовательская деятельность студентов должна проводиться в соответствии с Федеральным стандартом государственного образования; они также подтверждают особую роль в учебной деятельности у обучающихся ценность обладать развитой ИКТ-компетентностью в целом, также использование современных информационных технологий в электронной информационно-образовательной среде.

В Федеральном государственном образовательном стандарте ВО по направлению Профессиональное обучение входят компетенции, являющиеся составляющими информационной компетентности. В частности, для будущих учителей-студентов направления «Профессионального обучения (по отраслям)» обусловлены общекультурные (ОК), профессиональные (ПК), специальные компетенции(СК). Вышеперечисленные компетенции и их компонентный состав показывает, что каждая компетентность содержит нижеперечисленные элементы. Положительная мотивация к проявлению деятельности, ценностно-смысловые представления о содержании и результате деятельности, знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности, умение и опыт успешного выполнения действий на основе имеющихся знаний [31.

Национальная образовательная политика РФ имеет направлении в создании оптимальных условий для достижения этносоциокультурного развития перспективных учителей школ в российских учебных заведениях, также на удовлетворение этнокультурных образовательных потребностей коренных народов Севера, на создание условий самообеспечения, т.е. идентификация учителей школы [5]. Одной из основных практических задач на развитие уровня профессиональной компетентности бакалавров-будущих учителей направления «Профессиональное обучение», которые реализуют ООП с этническим (национально-региональным) компонентом, с применением в образовательный процесс двух языков родное (якутское) и неродное (русское). Отметим, что в этническом компоненте ООП определены учет языковой подготовки, этнопсихология, менталитет, быт, где образуется среда сформирования и развития личности [2].

В нашем регионе Якутия проживают более 120 народов, преобладающий естественной двуязычной средой, с двумя государственными языками, как например якутский-русский, эвенкийский-русский, юкагирский-русский, эвенский-русский.

Следует отметить, что в Федеральном государственном образовательном стандарте появляется о необходимости разработки и анализа билингвального образования обучающихся с учетом педагогических особенностей развития ИКТ-компетентности, где входит специфика регионального образования, связанная с сельскохозяйственным и природным окружением, регулярным отставанием социально-экономического развития села по сравнению с городом, малокомплектностью сельских школ, многопредметностью, низкой скоростью сети Интернет, недостаточной методической литературы, языковой подготовленностью (двуязычие), IT-насыщенностью.

Исследователи Н.К. Ахтаева, Б.Д. Жумакаева, Б. Сагындыкулы, Г. Саньяева, Г. Баялиева подчеркивают важность языкового обучения в подготовке учителей. В дополнение к этому, M.D. Brooks отмечает, что изучение проблемы двуязычия важно для профессиональной подготовки учителей [6]. Этнические компоненты ООП отражают особенности языка, местного образа жизни, этнопсихологии и национального менталитета, который создает среду, в которой формируется и развивается личность. S. Garcia-Mateus и D. Palmer считают лингвистическую педагогику важным фактором позитивной самоидентификации в двуязычном образовании [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.