- конференций;
- лингвокраеведческих викторин;
- виртуальных экскурсий по странам, население которых говорит на английском языке;
- дебатов и диспутов;
- творческих конкурсов;
- презентаций, проектов;
- дней и праздников национальной культуры.
Для организации межкультурного общения на занятиях по английскому языку с целью формирования компонентов поликультурной компетентности будущих филологов требуется создание учебных коммуникативных ситуаций, определяющих условия и цели общения. На таких занятиях могут использоваться темы, связанные с особенностями культур различных стран и народов. Во время обсуждения на таких занятиях преподавателю стоит реализовывать и цели поликультурного воспитания, формируя толерантное отношение студентов к представителям других культур, а также не только к их языку, но и традициям, религии, обычаям, нормам народной этики и морали.
Выводы. Система преподавания английского языка выступает эффективной средой для формирования поликультурной компетентности будущих филологов, так как приемы, методы и дидактические средства английского языка обладают колоссальным потенциалом относительно решения целей и задач поликультурного образования.
Литература:
1. Зеер Э., Заводчиков Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э. Зеер, Д. Заводчиков // Высшее образование в России, 2007. - № 2. - С. 40.
2. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. - 2007. - № 3. - С. 361-365.
3. Лобанов А.П. Интеллектуальная компетентность в структуре профессиональной подготовки психологов // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2009. - № 2. -С. 227-232.
4. Некрасова Н.В. Поликультурная компетенция как основа формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров регионоведения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 6. - С. 81-90.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 ноября 2015 г. N 1299 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 Филология (уровень магистратуры)» // http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/450401.pdf
6. Шафрикова А.В. Мультикультурный подход в обучении и воспитании школьников: автореф. дис. канд. пед. наук / А.В. Шафрикова. - Казань, 1998. - 28 с.
Педагогика
УДК 371
ассистент кафедры Бузолина Анастасия Николаевна
Институт психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменского государственного университета» (г. Тюмень)
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДХШ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы допрофессиональной подготовки обучающихся детской художественной школы (ДХШ), один из важнейших его компонентов образующий фактор в эстетическом и творческом становлении личности будущего художника является чувство цвета. Автор рассматривает различные методы развития чувства цвета в ходе работы с обучающими над жиуописаным пейзажем.
Ключевые слова: чувство цвета, живописный пейзаж, метод, цветовой анализа живописных произведений, упражнения, показ, прием.
Annotation. The article deals with the problems of pre-professional training of students of children's art school, one of its most important components forming a factor in the aesthetic and creative development of the personality of the future artist is a sense of color. The author considers various methods of developing the sense of color in the course of work with the tutorials on the picturesque landscape.
Keywords: sense of colour, the picturesque landscape, the method of color analysis paintings, exercises showing.
Введение. Развитие чувства цвета, как умения выделять, называть различные цвета и оттенки, умения группировать их по разным признакам, умения видеть и понимать гармонию, настроение цветовых соотношений в природе и живописи, играет важную роль в эстетическом и творческом развитии подрастающего поколения.
Известно, что эстетическое развитие способствует благоприятному психическому развитию ребенка, развитию его художественных способностей.
Таким образом, перед образованием на сегодняшний день стоит проблема, связанная с развитием чувства цвета у детей.
Изложение основного материала статьи. Процесс восприятия и развития чувства цвета у детей в изобразительной деятельности изучали многие психологи: Е.И. Игнатьев, З.М. Истомина, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина и др.; искусствоведы и художники: Н.Н. Волков, В.В. Кандинский, И. Иттен, Р.М. Ивенс и др.; педагоги: Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Л.В. Пантелеева, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина и др.
Исследователь теории цвета Ивенс Р.М. полагает, что в основное определение чувства цвета входит умение видеть, «чувствовать» глазами именно физические, изобразительные свойства цветов и их оттенки, умение различать цвета по основным характеристикам цвета: светлоте, яркости, насыщенности. Это умение обусловлено, прежде всего, развитостью, «натренированностью» зрительного аппарата человека, опытом восприятия цветового богатства окружающего мира, природы [4, С. 42].
Для того, чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, понимать значение цвета и использовать цвет в своих творческих работах, необходимо систематически и последовательно знакомить обучающихся с цветовой гаммой, формировать умение самостоятельно подбирать нужные цвета, развивать чувство цвета и умение сочетать цвета в своих работах. Умение чувствовать, видеть цветовую гармонию помогает развивать творческую активность у обучающегося.
Чувство цвета лучше всего формировать на занятиях по живописи. Пейзаж является более понятным для детей, благодаря своей уникальности, неповторимости, которая выражается в способности передавать различные эмоциональные состояния.
Когда учащиеся знакомятся с пейзажной живописью, у них наблюдается активное эстетическое восприятие окружающей реальности, красоты природы, красоты человека, взаимоотношения людей, созданной ими жизненной среды, многообразие стилевых картин мира, которые формируют смысловые ориентации ученика. Кроме того, ознакомление с пейзажной живописью позволяет формировать у них любовь к природе, интерес к общественной жизни и различным видам деятельности человека, где дети учатся смешивать цвета, получают новые оттенки и сравнивают их с окружающей природой.
Исследования ученых в этой области подтверждают необходимость проведения целенаправленной педагогической работы по развитию чувства цвета у учащихся ДХШ.
Вместе с тем, существующая в ДХШ система работы с детьми в области изобразительной деятельности не обеспечивает развития чувства цвета, как одного из условий, необходимых для развития творчества и личности ребенка в целом.
Исходя из значимости и актуальности данной темы, нами были выявлены следующие противоречия между необходимостью развития чувства цвета у учащихся ДХШ, как необходимого условия развития успешного творческого самоопределения и недостаточно разработанных методических рекомендаций по внедрению в процесс работы ДХШ методов, направленных на развитие чувства цвета.
В ходе изучения актуальных проблем, связанных с развитием чувства цвета у учащихся ДХШ нами было выявлено, что наиболее значимым средством для формирования такого цвета является создание пейзажа средствами живописи.
У живописи есть свои особенности, благодаря которым пейзажная живопись становится эффективным средством для развития чувства цвета. Создавая художественные образы, живопись использует цвет, колорит и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, воздушную перспективу.
При изучении пейзажной живописи ученик сталкивается непосредственно с природным, естественным освещением, которое еще ярче раскрывает свойство цвета. Работая над пейзажем, учащиеся учатся работать с цветом, а именно овладевают такими навыками, как грамотный выбор цвета и сочетание различных оттенков между собой. Также во время работы с краской учащиеся имеют возможность анализировать цвет.
Поэтому, при работе над пейзажем средствами живописи создаются особые условия, помогающие наиболее эффективно развивать чувство цвета у учеников.
При выполнении живописного пейзажа на занятиях живописи немаловажный смысл имеет использование различных методов, таких как сравнительный анализ и сопоставление при рассматривании картин и побуждение обучающихся к оценке данных произведений, выражение личного отношения к их достоинствам и недочетам. Постановка простейших вопросов, наведенных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина гораздо лучше, обостряет их восприятие и направляет к оценочной точке зрения.
Учащимся полезно проанализировать художественные живописные приемы и методы работы, выразительные средства цвета, помогающие достигать наибольшей выразительности художественного образа в работах. Также развитию чувства цвета у учащихся может способствовать целевые наблюдения природы, рассматривание репродукций с картин известных художников-пейзажистов, таких как К. Коровин, И. Левитан, В. Поленов, А. Саврасов, поскольку работы этих художников передают красоту красок цвета и света, они хорошо понятны детям такого возраста, и их легко анализировать. Анализ творчества известных художников дает возможность понять, сравнить, как основные живописные законы трактуются каждым из художников, по-особому воплощаются в живописном произведении.
Рассмотрим метод цветового анализа живописных произведений.
В процессе анализа произведений художников следует обращать внимание и строить свои рассуждения относительно построения цветовой палитры, тональных градаций и воздушной перспективы.
Задачи по ознакомлению учащихся с цветовым анализом живописи:
Содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.
Изобразительно-выразительная. Направлена на развитие умения детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем, а именно цветовые средства.
Эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые мы формируем у детей умение давать эстетическую оценку цветовому строю произведения. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».
Цветовой анализ картины предполагается выстроить из двух этапов:
1. Определение общего колорита работы.
На данном этапе учащимся в решении задач анализа помогут наводящие вопросы, такие как : Какое впечатление производит произведение? Какое настроение передал художник, используя определенные цвета? Какие средства использует художник, чтобы выделить самое главное в своей работе? Каков общий колорит в этой работе?
2. Определение пары цветового контраста - нюанса в работе.
Примерные вопросы к учащимся для цветового анализа произведения живописи: Что в картине самое яркое? Какие цвета в сочетании друг с другом являются контрастными? Какие цвета являются нюансными? Какие сочетания цветов мы видим в этой работе?
Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью их ответов, сформированных цветовыми и эмоциональными
ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине с использованием метода сравнений и аналогий.
После рассказа педагога, учащиеся уже более уверенно будут подходить к анализу картины; им будут понятны основные характеристики анализа, а также построение своих ответов на вопросы.
Прием сравнения.
Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения.
Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту - настроению, цвету, выделяя лишь один признак.
Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.
В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки. Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?
Что будет написано вокруг главного, какими красками. на каком фоне? Что будет особенно красивым?
Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?».
Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей [1, С. 841.
Анализ построения цветовой палитры в работе. Сравнение цветовых оттенков заключается в следующем:
1. Проследить изменения цвета, тона, контраста в каждом сантиметре изображаемого объекта;
2. Отдельно анализировать все изменения цвета у края формы;
3. Край формы так же сравнить с остальными цветовыми пятнами;
4. Необходимо также учитывать закон контраста, который лежит в основе разработки цветовых отношений. Контраст (цветовой, тоновой, яркостный) вокруг предмета противопоставляется основному цвету предмета.
Также контрасты цвета учитываются относительно крупных по своей площади цветовых пятен к мелким цветовым пятнам по своим размерам; контрасты черного цвета — белого цвета в картине; контрасты теплых пятен — холодных пятен; непрерывное, постепенное развитие цвета — резкий цветовой разрыв;
Анализ тональных градаций. На данном этапе необходимо учитывать контрасты ярких пятен — приглушенных пятен; темных оттенков цвета по отношению к светлым; освещенных пятен — теневых пятен;
Анализ воздушной перспективы. Выражен в различии насыщенности цвета, по мере удаления предметов картины вглубь пространства [2, С. 78].
Рассмотрим построение анализа на примере живописных работ художников. Например, пейзажи К. Коро имеют в основе своей резкое сопоставление особенно чистых у светлых красок небес и грязноватых (серых, зеленовато-охристых) красок земли.
В своих пейзажах К. Коро использует тонкий слой краски для передачи прозрачности атмосферы и ее рефлексов. Подобный метод мы встречаем и в творчестве русских пейзажистов Ф. А. Васильева, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова и др.
Следует отметить, что при исполнении пейзажа художник уделял внимание и фактуре красочного слоя, она то пастозная, насыщенная на первых планах, то нежная, тонкая, почти прозрачная на дальних планах, что, конечно же, обогащает эмоционально-образное восприятие картины.
Большое значение имеет длительный период развития в себе умение замечать и сравнивать тонкие различия цветовых характеристик разных хроматических, ахроматических оттенков в колорите пейзажа.
Например, картина К. А. Коровина «Летом 1895 г.» построена на ярких, контрастных цветах, которые взаимно «возбуждают друг друга» и в результате повышают эмоциональное напряжение в картине. Это гармонические пары: зелень листвы и ярко-красный бант на шляпе женщины; нежная сирень и охристая песчаная почва.
В этой картине мы наблюдаем не только цветовые гармонические пары, но и один большой тоновой контраст — черно-белый: это темно-зеленая листва всей картины и в центре самое яркое, светлое, чистое пятно белоснежного женского платья, т. е. центр композиции картины выделен еще и в тоновом и яркостном отношении.
К. А. Коровин виртуозно, с артистизмом обыгрывал эти три основные характеристики цвета — цветовую, тоновую и яркостную.
Правильно и точно взятые тональные отношения между всеми элементами пейзажа: это первый и важный этап любого живописного произведения, требующий от художника длительного периода обучения.
В элементах пейзажа первого плана присутствуют рефлексы неба, воздушной дымки, и выписаны они ярче, активней по цвету, чем элементы пейзажа второго и третьего планов, которые более погружены в воздушную дымку и вследствие этого менее насыщены по цвету и тону, утратив свою яркость. Наиболее ярко воздушная атмосфера солнечного дня выражена в картинах К. А. Коровина «Москворецкий мост», «Пристань в Гурзуфе» [2, С. 134].
Таким образом метод анализа произведения известных художников дает возможность полноценно взглянуть на процесс создания пейзажа, на используемые при этом методы и приемы и наиболее полно ощутить взаимосвязь чувства цвета художника с практическими действиями. Также просмотр и анализ пейзажных картин великих художников способствует развитию чувства цвета детей, позволяет обратить внимание на различные детали произведения, пробуждает желание и развитие стремления учащихся к самостоятельной творческой деятельности.
Метод показа (мастер-класс). Занятие будет направлено на формирование навыков смешения красок на палитре, задачами которого будут являться: расширение представления детей об изобразительных свойствах цвета; обогащение у детей сенсорный опыт восприятия цвета; учить детей «чувствовать» цвет, понимать, из каких цветов можно получить задуманный цвет; формировать навыки смешения красок на палитре.
Работа на занятии будет состоять из следующих компонентов: смешивание красок на палитре для получения нужных оттенков; рисование простых элементов; рисование сложных элементов; создание самостоятельной цветовой композиции по заданной теме.
Мы знакомим детей с основным «инструментом» художника - палитрой, объясняем, зачем она нужна, и отмечаем применимость разных поверхностей в качестве палитры (картон, бумага).
На занятии предполагается показать детям, как правильно смешивать краски, выделить главные правила работы художника при смешении гуашевых красок излишек воды и красок снимается с кончика кисточки; перед тем, как опустить кисточку в баночку с новой краской, кисть необходимо тщательно промывать.
Таким образом, данный метод показа способствует развитию навыков учащихся при работе с цветом, позволяет им не бояться «играть» с цветом, смело смешивать краски и запоминать способ получения того или иного цвета и оттенка. Его использование в педагогическом процессе даёт возможность ребёнку не только чувствовать красоту окружающей действительности, но и правильно строить цветовую палитру в процессе выполнения собственных творческих работ.
Для наиболее эффективного усвоения учащимися полученных знаний о цвете при использовании анализа живописных произведений и метода показа мы применяем метод проведения различных упражнений. Проведение упражнений направлено также на получение учащимися практических навыков при работе с цветом [51.
Метод упражнений.
Для того чтобы у детей возникало меньше ошибок в работе с цветом, нам важно с первых занятий, использовать не только интерес детей , но и развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания о цвете в самостоятельной практической деятельности на занятии.
Чтобы у обучающихся не появлялись скучные и не яркие работы, необходимо включать в занятия развивающие упражнения (они помогают развить наблюдательность, воображение). Можно применять занимательные занятия, они помогут более результативно развивать художественно-творческие способности [51.
К таким упражнениям можно отнести следующие:
Работа с цветными карточками. Упражнения направлены на проверку различения оттенков и интенсивности различных цветовых тонов — разного качества цвета.
Рассмотрим некоторые из упражнений: предлагаются 10 карточек одного цвета, но разной интенсивности цветового тона. Необходимо разложить их по порядку — от самого темного до самого светлого.
Например, предлагаются 10 карточек зеленого цвета с разной степенью выраженности в нем желтого оттенка. Необходимо разложить карточки по порядку: от менее желтых до более желтых.
Оценка результатов: чем больше точность раскладки цветов, тем выше способности к различным видам цветоразличения у ребенка.
Выдаются карточки, различные по цвету. В центре вырезана фигурка. Нужно найти и вставить нужный цвет, который будет контрастен заданному.
Каждый из перечисленных методов учитывает:возрастные особенности учащихся; персональный подход к детям на занятиях по изобразительному искусству.
Следовательно, развитие чувства цвета на различных этапах обучения в детской художественной школе подразумевает конкретные знания и умения, которые преподаются и закрепляются различными формами и методами обучения.
Выводы. Таким образом, пейзаж является наиболее доступным жанром живописи для восприятия детьми, он способствуют более глубокому познанию природы, на котором основывается и детское изобразительное творчество. В процессе нашего исследования мы выявили, что методов, способствующих развитию чувства цвета в изучаемой нами литературе предоставлено достаточно много, но мы решили выбрать лишь некоторые, являющиеся наиболее простыми в применении, которые наиболее эффективно возможно направить на развитие чувства цвета у учащихся ДХШ.
Литература:
1. Вибер Ж. Живопись и ее средства [Текст]. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1961. - 224 с.
2. Визер В. В. Живописная грамота. Основы пейзажа [Текст]. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с: ил.
3. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве [Текст]. - СПб.: Питер, 2006. - 224 с.
4. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета [Текст] / Пер. с англ. Д.А. Шкловера. М., 1964. - 229 с.
5. Школа изобразительного искусства [Текст]. Выпуск №3. М., 1989г. - 56 с.
Педагогика
УДК: 372.862
кандидат педагогических наук, доцент Бурцев Алексей Викторович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России» (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, доцент Иваненко Марина Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург); старший преподаватель Дульцев Сергей Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России» (г. Екатеринбург)
О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ОБУЧЕНИЮ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Аннотация. В статье сделан акцент на некоторых подходах к обучению будущих инженеров пожарной безопасности в вузе в контексте общетехнической подготовки. В статье определены качества, которыми должен обладать будущий инженер пожарной безопасности; выделены некоторые аспекты общетехнической подготовки будущих специалистов в вузе и наиболее значимые нетрадиционные подходы в решении профессиональных задач, которые требуют нового инженерного мышления.
Ключевые слова: вуз, общетехническая подготовка, будущий инженер пожарной безопасности.