Научная статья на тему 'Методы развития чувства цвета у обучающихся в ДХШ'

Методы развития чувства цвета у обучающихся в ДХШ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
841
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВО ЦВЕТА / ЖИВОПИСНЫЙ ПЕЙЗАЖ / МЕТОД / ЦВЕТОВОЙ АНАЛИЗА ЖИВОПИСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / УПРАЖНЕНИЯ / ПОКАЗ / ПРИЕМ / SENSE OF COLOUR / THE PICTURESQUE LANDSCAPE / THE METHOD OF COLOR ANALYSIS PAINTINGS / EXERCISES SHOWING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бузолина Анастасия Николаевна

В статье рассматриваются проблемы допрофессиональной подготовки обучающихся детской художественной школы (ДХШ), один из важнейших его компонентов образующий фактор в эстетическом и творческом становлении личности будущего художника является чувство цвета. Автор рассматривает различные методы развития чувства цвета в ходе работы с обучающими над жиуописаным пейзажем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS THE DEVELOPMENT OF A SENSE OF COLOR ENROLLED IN ART SCHOOL

The article deals with the problems of pre-professional training of students of children's art school, one of its most important components forming a factor in the aesthetic and creative development of the personality of the future artist is a sense of color. The author considers various methods of developing the sense of color in the course of work with the tutorials on the picturesque landscape.

Текст научной работы на тему «Методы развития чувства цвета у обучающихся в ДХШ»

- конференций;

- лингвокраеведческих викторин;

- виртуальных экскурсий по странам, население которых говорит на английском языке;

- дебатов и диспутов;

- творческих конкурсов;

- презентаций, проектов;

- дней и праздников национальной культуры.

Для организации межкультурного общения на занятиях по английскому языку с целью формирования компонентов поликультурной компетентности будущих филологов требуется создание учебных коммуникативных ситуаций, определяющих условия и цели общения. На таких занятиях могут использоваться темы, связанные с особенностями культур различных стран и народов. Во время обсуждения на таких занятиях преподавателю стоит реализовывать и цели поликультурного воспитания, формируя толерантное отношение студентов к представителям других культур, а также не только к их языку, но и традициям, религии, обычаям, нормам народной этики и морали.

Выводы. Система преподавания английского языка выступает эффективной средой для формирования поликультурной компетентности будущих филологов, так как приемы, методы и дидактические средства английского языка обладают колоссальным потенциалом относительно решения целей и задач поликультурного образования.

Литература:

1. Зеер Э., Заводчиков Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э. Зеер, Д. Заводчиков // Высшее образование в России, 2007. - № 2. - С. 40.

2. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. - 2007. - № 3. - С. 361-365.

3. Лобанов А.П. Интеллектуальная компетентность в структуре профессиональной подготовки психологов // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2009. - № 2. -С. 227-232.

4. Некрасова Н.В. Поликультурная компетенция как основа формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров регионоведения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 6. - С. 81-90.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 ноября 2015 г. N 1299 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 Филология (уровень магистратуры)» // http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/450401.pdf

6. Шафрикова А.В. Мультикультурный подход в обучении и воспитании школьников: автореф. дис. канд. пед. наук / А.В. Шафрикова. - Казань, 1998. - 28 с.

Педагогика

УДК 371

ассистент кафедры Бузолина Анастасия Николаевна

Институт психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменского государственного университета» (г. Тюмень)

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДХШ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы допрофессиональной подготовки обучающихся детской художественной школы (ДХШ), один из важнейших его компонентов образующий фактор в эстетическом и творческом становлении личности будущего художника является чувство цвета. Автор рассматривает различные методы развития чувства цвета в ходе работы с обучающими над жиуописаным пейзажем.

Ключевые слова: чувство цвета, живописный пейзаж, метод, цветовой анализа живописных произведений, упражнения, показ, прием.

Annotation. The article deals with the problems of pre-professional training of students of children's art school, one of its most important components forming a factor in the aesthetic and creative development of the personality of the future artist is a sense of color. The author considers various methods of developing the sense of color in the course of work with the tutorials on the picturesque landscape.

Keywords: sense of colour, the picturesque landscape, the method of color analysis paintings, exercises showing.

Введение. Развитие чувства цвета, как умения выделять, называть различные цвета и оттенки, умения группировать их по разным признакам, умения видеть и понимать гармонию, настроение цветовых соотношений в природе и живописи, играет важную роль в эстетическом и творческом развитии подрастающего поколения.

Известно, что эстетическое развитие способствует благоприятному психическому развитию ребенка, развитию его художественных способностей.

Таким образом, перед образованием на сегодняшний день стоит проблема, связанная с развитием чувства цвета у детей.

Изложение основного материала статьи. Процесс восприятия и развития чувства цвета у детей в изобразительной деятельности изучали многие психологи: Е.И. Игнатьев, З.М. Истомина, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина и др.; искусствоведы и художники: Н.Н. Волков, В.В. Кандинский, И. Иттен, Р.М. Ивенс и др.; педагоги: Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Л.В. Пантелеева, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина и др.

Исследователь теории цвета Ивенс Р.М. полагает, что в основное определение чувства цвета входит умение видеть, «чувствовать» глазами именно физические, изобразительные свойства цветов и их оттенки, умение различать цвета по основным характеристикам цвета: светлоте, яркости, насыщенности. Это умение обусловлено, прежде всего, развитостью, «натренированностью» зрительного аппарата человека, опытом восприятия цветового богатства окружающего мира, природы [4, С. 42].

Для того, чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, понимать значение цвета и использовать цвет в своих творческих работах, необходимо систематически и последовательно знакомить обучающихся с цветовой гаммой, формировать умение самостоятельно подбирать нужные цвета, развивать чувство цвета и умение сочетать цвета в своих работах. Умение чувствовать, видеть цветовую гармонию помогает развивать творческую активность у обучающегося.

Чувство цвета лучше всего формировать на занятиях по живописи. Пейзаж является более понятным для детей, благодаря своей уникальности, неповторимости, которая выражается в способности передавать различные эмоциональные состояния.

Когда учащиеся знакомятся с пейзажной живописью, у них наблюдается активное эстетическое восприятие окружающей реальности, красоты природы, красоты человека, взаимоотношения людей, созданной ими жизненной среды, многообразие стилевых картин мира, которые формируют смысловые ориентации ученика. Кроме того, ознакомление с пейзажной живописью позволяет формировать у них любовь к природе, интерес к общественной жизни и различным видам деятельности человека, где дети учатся смешивать цвета, получают новые оттенки и сравнивают их с окружающей природой.

Исследования ученых в этой области подтверждают необходимость проведения целенаправленной педагогической работы по развитию чувства цвета у учащихся ДХШ.

Вместе с тем, существующая в ДХШ система работы с детьми в области изобразительной деятельности не обеспечивает развития чувства цвета, как одного из условий, необходимых для развития творчества и личности ребенка в целом.

Исходя из значимости и актуальности данной темы, нами были выявлены следующие противоречия между необходимостью развития чувства цвета у учащихся ДХШ, как необходимого условия развития успешного творческого самоопределения и недостаточно разработанных методических рекомендаций по внедрению в процесс работы ДХШ методов, направленных на развитие чувства цвета.

В ходе изучения актуальных проблем, связанных с развитием чувства цвета у учащихся ДХШ нами было выявлено, что наиболее значимым средством для формирования такого цвета является создание пейзажа средствами живописи.

У живописи есть свои особенности, благодаря которым пейзажная живопись становится эффективным средством для развития чувства цвета. Создавая художественные образы, живопись использует цвет, колорит и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, воздушную перспективу.

При изучении пейзажной живописи ученик сталкивается непосредственно с природным, естественным освещением, которое еще ярче раскрывает свойство цвета. Работая над пейзажем, учащиеся учатся работать с цветом, а именно овладевают такими навыками, как грамотный выбор цвета и сочетание различных оттенков между собой. Также во время работы с краской учащиеся имеют возможность анализировать цвет.

Поэтому, при работе над пейзажем средствами живописи создаются особые условия, помогающие наиболее эффективно развивать чувство цвета у учеников.

При выполнении живописного пейзажа на занятиях живописи немаловажный смысл имеет использование различных методов, таких как сравнительный анализ и сопоставление при рассматривании картин и побуждение обучающихся к оценке данных произведений, выражение личного отношения к их достоинствам и недочетам. Постановка простейших вопросов, наведенных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина гораздо лучше, обостряет их восприятие и направляет к оценочной точке зрения.

Учащимся полезно проанализировать художественные живописные приемы и методы работы, выразительные средства цвета, помогающие достигать наибольшей выразительности художественного образа в работах. Также развитию чувства цвета у учащихся может способствовать целевые наблюдения природы, рассматривание репродукций с картин известных художников-пейзажистов, таких как К. Коровин, И. Левитан, В. Поленов, А. Саврасов, поскольку работы этих художников передают красоту красок цвета и света, они хорошо понятны детям такого возраста, и их легко анализировать. Анализ творчества известных художников дает возможность понять, сравнить, как основные живописные законы трактуются каждым из художников, по-особому воплощаются в живописном произведении.

Рассмотрим метод цветового анализа живописных произведений.

В процессе анализа произведений художников следует обращать внимание и строить свои рассуждения относительно построения цветовой палитры, тональных градаций и воздушной перспективы.

Задачи по ознакомлению учащихся с цветовым анализом живописи:

Содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.

Изобразительно-выразительная. Направлена на развитие умения детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем, а именно цветовые средства.

Эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые мы формируем у детей умение давать эстетическую оценку цветовому строю произведения. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».

Цветовой анализ картины предполагается выстроить из двух этапов:

1. Определение общего колорита работы.

На данном этапе учащимся в решении задач анализа помогут наводящие вопросы, такие как : Какое впечатление производит произведение? Какое настроение передал художник, используя определенные цвета? Какие средства использует художник, чтобы выделить самое главное в своей работе? Каков общий колорит в этой работе?

2. Определение пары цветового контраста - нюанса в работе.

Примерные вопросы к учащимся для цветового анализа произведения живописи: Что в картине самое яркое? Какие цвета в сочетании друг с другом являются контрастными? Какие цвета являются нюансными? Какие сочетания цветов мы видим в этой работе?

Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью их ответов, сформированных цветовыми и эмоциональными

ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине с использованием метода сравнений и аналогий.

После рассказа педагога, учащиеся уже более уверенно будут подходить к анализу картины; им будут понятны основные характеристики анализа, а также построение своих ответов на вопросы.

Прием сравнения.

Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту - настроению, цвету, выделяя лишь один признак.

Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки. Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?

Что будет написано вокруг главного, какими красками. на каком фоне? Что будет особенно красивым?

Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?».

Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей [1, С. 841.

Анализ построения цветовой палитры в работе. Сравнение цветовых оттенков заключается в следующем:

1. Проследить изменения цвета, тона, контраста в каждом сантиметре изображаемого объекта;

2. Отдельно анализировать все изменения цвета у края формы;

3. Край формы так же сравнить с остальными цветовыми пятнами;

4. Необходимо также учитывать закон контраста, который лежит в основе разработки цветовых отношений. Контраст (цветовой, тоновой, яркостный) вокруг предмета противопоставляется основному цвету предмета.

Также контрасты цвета учитываются относительно крупных по своей площади цветовых пятен к мелким цветовым пятнам по своим размерам; контрасты черного цвета — белого цвета в картине; контрасты теплых пятен — холодных пятен; непрерывное, постепенное развитие цвета — резкий цветовой разрыв;

Анализ тональных градаций. На данном этапе необходимо учитывать контрасты ярких пятен — приглушенных пятен; темных оттенков цвета по отношению к светлым; освещенных пятен — теневых пятен;

Анализ воздушной перспективы. Выражен в различии насыщенности цвета, по мере удаления предметов картины вглубь пространства [2, С. 78].

Рассмотрим построение анализа на примере живописных работ художников. Например, пейзажи К. Коро имеют в основе своей резкое сопоставление особенно чистых у светлых красок небес и грязноватых (серых, зеленовато-охристых) красок земли.

В своих пейзажах К. Коро использует тонкий слой краски для передачи прозрачности атмосферы и ее рефлексов. Подобный метод мы встречаем и в творчестве русских пейзажистов Ф. А. Васильева, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова и др.

Следует отметить, что при исполнении пейзажа художник уделял внимание и фактуре красочного слоя, она то пастозная, насыщенная на первых планах, то нежная, тонкая, почти прозрачная на дальних планах, что, конечно же, обогащает эмоционально-образное восприятие картины.

Большое значение имеет длительный период развития в себе умение замечать и сравнивать тонкие различия цветовых характеристик разных хроматических, ахроматических оттенков в колорите пейзажа.

Например, картина К. А. Коровина «Летом 1895 г.» построена на ярких, контрастных цветах, которые взаимно «возбуждают друг друга» и в результате повышают эмоциональное напряжение в картине. Это гармонические пары: зелень листвы и ярко-красный бант на шляпе женщины; нежная сирень и охристая песчаная почва.

В этой картине мы наблюдаем не только цветовые гармонические пары, но и один большой тоновой контраст — черно-белый: это темно-зеленая листва всей картины и в центре самое яркое, светлое, чистое пятно белоснежного женского платья, т. е. центр композиции картины выделен еще и в тоновом и яркостном отношении.

К. А. Коровин виртуозно, с артистизмом обыгрывал эти три основные характеристики цвета — цветовую, тоновую и яркостную.

Правильно и точно взятые тональные отношения между всеми элементами пейзажа: это первый и важный этап любого живописного произведения, требующий от художника длительного периода обучения.

В элементах пейзажа первого плана присутствуют рефлексы неба, воздушной дымки, и выписаны они ярче, активней по цвету, чем элементы пейзажа второго и третьего планов, которые более погружены в воздушную дымку и вследствие этого менее насыщены по цвету и тону, утратив свою яркость. Наиболее ярко воздушная атмосфера солнечного дня выражена в картинах К. А. Коровина «Москворецкий мост», «Пристань в Гурзуфе» [2, С. 134].

Таким образом метод анализа произведения известных художников дает возможность полноценно взглянуть на процесс создания пейзажа, на используемые при этом методы и приемы и наиболее полно ощутить взаимосвязь чувства цвета художника с практическими действиями. Также просмотр и анализ пейзажных картин великих художников способствует развитию чувства цвета детей, позволяет обратить внимание на различные детали произведения, пробуждает желание и развитие стремления учащихся к самостоятельной творческой деятельности.

Метод показа (мастер-класс). Занятие будет направлено на формирование навыков смешения красок на палитре, задачами которого будут являться: расширение представления детей об изобразительных свойствах цвета; обогащение у детей сенсорный опыт восприятия цвета; учить детей «чувствовать» цвет, понимать, из каких цветов можно получить задуманный цвет; формировать навыки смешения красок на палитре.

Работа на занятии будет состоять из следующих компонентов: смешивание красок на палитре для получения нужных оттенков; рисование простых элементов; рисование сложных элементов; создание самостоятельной цветовой композиции по заданной теме.

Мы знакомим детей с основным «инструментом» художника - палитрой, объясняем, зачем она нужна, и отмечаем применимость разных поверхностей в качестве палитры (картон, бумага).

На занятии предполагается показать детям, как правильно смешивать краски, выделить главные правила работы художника при смешении гуашевых красок излишек воды и красок снимается с кончика кисточки; перед тем, как опустить кисточку в баночку с новой краской, кисть необходимо тщательно промывать.

Таким образом, данный метод показа способствует развитию навыков учащихся при работе с цветом, позволяет им не бояться «играть» с цветом, смело смешивать краски и запоминать способ получения того или иного цвета и оттенка. Его использование в педагогическом процессе даёт возможность ребёнку не только чувствовать красоту окружающей действительности, но и правильно строить цветовую палитру в процессе выполнения собственных творческих работ.

Для наиболее эффективного усвоения учащимися полученных знаний о цвете при использовании анализа живописных произведений и метода показа мы применяем метод проведения различных упражнений. Проведение упражнений направлено также на получение учащимися практических навыков при работе с цветом [51.

Метод упражнений.

Для того чтобы у детей возникало меньше ошибок в работе с цветом, нам важно с первых занятий, использовать не только интерес детей , но и развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания о цвете в самостоятельной практической деятельности на занятии.

Чтобы у обучающихся не появлялись скучные и не яркие работы, необходимо включать в занятия развивающие упражнения (они помогают развить наблюдательность, воображение). Можно применять занимательные занятия, они помогут более результативно развивать художественно-творческие способности [51.

К таким упражнениям можно отнести следующие:

Работа с цветными карточками. Упражнения направлены на проверку различения оттенков и интенсивности различных цветовых тонов — разного качества цвета.

Рассмотрим некоторые из упражнений: предлагаются 10 карточек одного цвета, но разной интенсивности цветового тона. Необходимо разложить их по порядку — от самого темного до самого светлого.

Например, предлагаются 10 карточек зеленого цвета с разной степенью выраженности в нем желтого оттенка. Необходимо разложить карточки по порядку: от менее желтых до более желтых.

Оценка результатов: чем больше точность раскладки цветов, тем выше способности к различным видам цветоразличения у ребенка.

Выдаются карточки, различные по цвету. В центре вырезана фигурка. Нужно найти и вставить нужный цвет, который будет контрастен заданному.

Каждый из перечисленных методов учитывает:возрастные особенности учащихся; персональный подход к детям на занятиях по изобразительному искусству.

Следовательно, развитие чувства цвета на различных этапах обучения в детской художественной школе подразумевает конкретные знания и умения, которые преподаются и закрепляются различными формами и методами обучения.

Выводы. Таким образом, пейзаж является наиболее доступным жанром живописи для восприятия детьми, он способствуют более глубокому познанию природы, на котором основывается и детское изобразительное творчество. В процессе нашего исследования мы выявили, что методов, способствующих развитию чувства цвета в изучаемой нами литературе предоставлено достаточно много, но мы решили выбрать лишь некоторые, являющиеся наиболее простыми в применении, которые наиболее эффективно возможно направить на развитие чувства цвета у учащихся ДХШ.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Вибер Ж. Живопись и ее средства [Текст]. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1961. - 224 с.

2. Визер В. В. Живописная грамота. Основы пейзажа [Текст]. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с: ил.

3. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве [Текст]. - СПб.: Питер, 2006. - 224 с.

4. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета [Текст] / Пер. с англ. Д.А. Шкловера. М., 1964. - 229 с.

5. Школа изобразительного искусства [Текст]. Выпуск №3. М., 1989г. - 56 с.

Педагогика

УДК: 372.862

кандидат педагогических наук, доцент Бурцев Алексей Викторович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России» (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, доцент Иваненко Марина Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург); старший преподаватель Дульцев Сергей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России» (г. Екатеринбург)

О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ОБУЧЕНИЮ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье сделан акцент на некоторых подходах к обучению будущих инженеров пожарной безопасности в вузе в контексте общетехнической подготовки. В статье определены качества, которыми должен обладать будущий инженер пожарной безопасности; выделены некоторые аспекты общетехнической подготовки будущих специалистов в вузе и наиболее значимые нетрадиционные подходы в решении профессиональных задач, которые требуют нового инженерного мышления.

Ключевые слова: вуз, общетехническая подготовка, будущий инженер пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.