I
SCIENCE TIME
■
РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Понамарева Светлана Юрьевна, Омский государственный педагогический
университет, г. Омск
E-mail: [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена проблематике развития цветового восприятия у детей в системе дополнительного предпрофессионального образования, а также повышению эффективности существующих методик преподавания изобразительного искусства. Рассмотрена последовательность изучения материала и выполнения заданий для развития цветового восприятия и обучения детей изобразительному искусству.
Ключевые слова: цветовое восприятие, изобразительное искусство, дополнительное образование, художественное образование.
Современное художественное образование требует от обучающихся широты мышления, наличие знаний, умений и навыков в области изобразительной грамоты. Занятия живописью занимают ведущее место в учебном процессе в художественных школах, детских школах искусств. Именно живопись служит эффективным инструментом формирования художественного видения. Работа с цветом является образной формой познания и отображения действительности с помощью живописных средств. Одним из главнейших требований в творческой деятельности ребенка выступает художественное восприятия цвета. Художественное восприятие определяет успешное решение учебно-творческих задач. В настоящее время педагогика рассматривает сущность художественного восприятия цвета как сложную проблему в изобразительном искусстве. Обучение детей основам живописи и работы цветом - значимая составляющая в системе их предпрофессиональной подготовки, творческого развития, личностного роста и культурно-эстетического воспитания.
Цель данной статьи состоит в нахождении эффективных способов развития восприятия цвета и умения грамотно использовать цвет в учебных и творческих
I SCIENCE TIME I
работах у детей, обучающихся в ДШИ.
Некоторые аспекты в развитии цветового восприятия у детей в системе дополнительного предпрофессионального художественного образования до сих пор остаются недостаточно изученными. Существующая методика развития восприятия не всегда эффективна, так как в одном классе художественного отделения детской школы искусств зачастую можно наблюдать детей разного возраста и различного уровня подготовки. К каждому ребенку требуется индивидуальный подход. Необходимо отметить, что именно учитель должен направлять и корректировать деятельность ребенка, развивать художественное восприятие средствами живописного языка, тем самым обеспечивать формирование эстетического отношения к миру.
Развитие у обучащихся живописного восприятия основывается на развитии чувства цвета. Развитое чувство цвета характеризуется способностью различать цвета, оценивать их, а также способностью сочетать, согласовывать цвета, ощущать и выражать цветовое единство, образованное несколькими цветами -колоритом.
Проблема цветового восприятия и создания колористически-целостного и выразительного живописного изображения занимает важное место в области живописной подготовки учащихся.
Аспекты развития восприятия в изобразительном искусстве изучали художники и педагоги: С. Алексеев, Г.В. Беда, Н.Н. Волков, А.С. Зайцев, Л.Г. Медведев, Л.А. Ивахнова, Н.П. Головачева, Н.К. Пронина, Е.В. Скрипникова и другие. В их работах проблема восприятия рассматривается с ракурса теории и методики изображения.
Н. Н. Волков выявлял значимость художественного восприятия в изобразительной деятельности детей и утверждал, что для полноценного его развития необходимо понять «язык живописи» [2, с.283].
Б. М. Неменский подчеркивал, что «приобщение к художественному восприятию цвета необходимо осуществлять не только через развитие системы навыков, но и путем формирования эмоционально-ценностных, эстетических отношений к действительности и искусству» [7, с.59]. С помощью искусства мы получаем представление о таких основных этических и эстетических ценностях, как истина, добро, красота.
Решение проблемы развития цветового восприятия невозможно без общей теоретической и практической подготовки учащихся, без изучения основ цветоведения, особенностей восприятия цвета и его гармоничной передачи на изобразительной плоскости. Усвоению и пониманию теоретического материала по цветоведению способствует наглядность. Восприятие цвета - сложный мыслительный процесс, в первую очередь основанный на зрительном ощущении. Матюшин, в течение многих лет занимавшийся проблематикой
I
SCIENCE TIME
I
художественного «видения» мира, пришел к выводу, что ценность зрения заключается в умении видеть не только детали и подробности, но и охватывать все наблюдаемое сразу, целиком, что человек в этом плане недостаточно использует возможности собственных органов восприятия [4, с.9].
Реализация задачи развития навыков художественного восприятия обязывает учителя каждую практическую работу учащихся начинать с восприятия, анализа художественного произведения и средств выразительности, которые использует художник для передачи содержания [3, с.83].
Следовательно, восприятие для рисования предполагает прежде всего формирование умозрительного образа изображаемого предмета в замысле, который является динамичным образованием и в процессе материального воплощения конкретизируется, приобретает все более реальные черты. На практических занятиях нужно учитывать готовность обучающихся к восприятию теоретического материала. Рассмотрение основных теоретических положений объемной формы перед выполнением практических заданий, которое сопровождается наглядными примерами, поспособствует более осознанному восприятию изображаемого объекта [1, с.23-25].
Восприятие, характерное для живописи, отличается от обычного, бытового восприятия прежде всего целостностью и гармоничностью, тонким различием цветовых и тоновых контрастов, а также всегда соотносится с техническим мастерством художника. Гармония в живописи проявляется в одновременном, выразительном сочетании цвета и тона, в пропорциональности, согласованности отдельных частей изображенных предметов, в соразмерности деталей, в закономерном объединении тоновых и цветовых контрастов, связанных между собой замыслом художника в единое композиционное решение, которое определяет последовательность восприятия основных и второстепенных составляющих живописного произведения [5, с.12-13].
Значительную роль в формировании восприятия цвета играет постановка творческих задач, требующих нестандартного решения. Для их выполнения необходимо знать ряд закономерностей локальных цветов при поиске гармоничных сочетаний: влияние света на цвет и наоборот, цвет и форма, цвет и материал, цвет и его назначение; цветовые закономерности при сочетаниях нескольких цветов; цветовой и светлотный контраст, единовременный и последовательный контраст цвета, процесс адаптации и аккомодации, психологические особенности восприятия различных цветосочетаний [6, с.55].
Для создания живописного произведения необходимо заложить у обучающихся понимание основ живописи, основных характеристик и свойств цвета, усвоения специфики цветового восприятия, его особенностей. Решить данную проблему развития цветовосприятия возможно посредством дополнения существующей методики серией заданий, которые комбинируют и совмещают
| SCIENCE TIME |
упражнения по живописи, композиции, пропедевтики и цветоведению. Данную серию заданий необходимо выполнять в определенной последовательности, увеличивая уровень сложности для достижения наибольшей эффективности уже существующей методики развития восприятия цвета.
На начальной стадии изучаются основные теоретические вопросы в области цвета, рассматриваются принципы построения цветовых комбинаторик. На следующей стадии усваиваются общие принципы построения цветовой гармонии и выполняются задания на приемы работы локальными пятнами при плоскостном решении натюрморта. На средней стадии решаются задачи по выявлению объемной формы предметов цветом и разработке колористического замысла композиций в работе над натюрмортом. На завершающей стадии учащиеся знакомятся с разнообразными стилистическими и цветовыми системами в изображении. Таким образом, у обучающихся сформируется опыт творческой деятельности в области создания декоративных и стилизованных образов.
Кратковременные живописные этюды больше всего подойдут для заданий, задача которых состоит в умении осмысленно и гармонично передать цветовые оттенки, присутствующие в натуре. Рассмотрим задание на изменения оттенка локального цвета под влиянием фона. В собственной тени предметов появится оттенок цвета драпировки, на которой эти предметы лежат. Существуют и другие закономерности восприятия цвета. Например, холодные цвета в сопоставлении с более холодными будут выглядеть более теплыми, а с менее холодными становятся еще холоднее. При этом учитель должен проговорить каждый оттенок цвета и показать его. Учитель должен помнить, что с разных точек зрения цветовые оттенки в постановке могут выглядеть по-разному. Очень полезно выполнить одни и ту же натурную поставку с разных ракурсов и при разном освещении. Окраска предмета постоянно изменяется под воздействием силы и цвета освещения, окружающей среды, пространственного удаления. Так детям придет понимание отличия локального цвета от обусловленного цвета. По сути, это первое знакомство детей с таким сложным понятием как константность восприятия.
Новые термины и определения не всегда понятны обучающимся. Очень важен учет возрастных особенностей детей, развитость их понятийного аппарата. Для полноценного выполнения упражнений, перед началом каждого из них необходимо провести подробный анализ натуры.
Длительные задания повышенной сложности заключаются в самостоятельном создании цветовых декоративных композиций и подборе красочных гамм, им предшествуют краткосрочные упражнения, в свою очередь перед которыми объясняется теоретический материал и проводится анализ натуры. Рассмотрим пример такого задания. Учащиеся знакомятся с цветовыми
| SCIENCE TIME |
гармониями, систематизацией цветов. Далее детям предоставляется выбор цветовой гармонии, на основе которой они выполняют цветовые комбинаторики, затем - композиции. Натурная постановка состоит из нескольких нейтральных по цвету и различных по форме и массе предметов на нейтральном фоне. Перед детьми ставится задача выполнить данный натюрморт в цвете (с предварительным эскизом), используя самостоятельно выбранную цветовую гармонию в зависимости от выбранной тематики композиции, согласно ее эмоциональному и ассоциативному состоянию. Натурная постановка в данном случае будет служить лишь точкой опоры для создания композиции.
Каждая практическая работа должна начинаться с объяснения теоретического материала, сопровождаемого наглядными примерами. Только в этом случае у детей появится понимание и осознание цветовой природы натуры, всего окружающего мира. Обучающиеся получат первоначальные сведения о цвете и некоторых закономерностях живописного изображения и закрепят их на практике. Лишь впоследствии у них сформируется способность к перцептивному восприятию цвета. Восприятие цвета начнет считаться развитым лишь в том случае, если при изображении натурной постановки обучающийся понимает цвет как средство выразительности; способен раскрыть цвет как свою творческую позицию, обладает наличием образных ассоциаций и умений трактовать образ; умеет самостоятельно решать творческие задачи.
Литература:
1. Головачева Н.П. Формирование профессиональных умений рисования у студентов начальных курсов художественных колледжей: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Головачева Наталья Петровна. - Омск, 2004, 167 с.
2. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985. 320 с.
3. Ивахнова Л.А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства / Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Омск; Изд-во ОмГПУ, 2003. - 130 с., ил.
4. Матюшин М. В. Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Вступительная статья Л. А. Жадовой. Москва, Издательский Д. Аронов, 2007.
5. Медведев Л.Г. Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета: альбом-монография. Спб.: ЗАО «Мультипринт Северо-Запад»; Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.
6. Натюрморт: композиция, рисунок, живопись: учебное пособие / Е.В. Скрипникова, А.И Сухарев, Н.П. Головачева, Г.С. Баймуханов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. - 150 с.
7. Неменский Б. М. Педагогика искусства. М., 2007. 252 с.