SCIENCE TIME
■
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Понамарева Светлана Юрьевна, Омский государственный педагогический университет, г. Омск
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития цветового восприятия у детей в системе дополнительного образования посредством использования инновационных технологий. Рассмотрены современные технологии обучения детей изобразительному искусству.
Ключевые слова: инновационные технологии, цветовое восприятие, обучение изобразительному искусству, дополнительное образование.
Явления прошлого устаревают, нуждаются в модернизации, придании несвойственных им черт современной действительности. Образование, как и все другие сферы деятельности человека, подвержено изменениям в соответствии с требованиями своего времени. Изменения в обучении происходят в результате создания и внедрения новых стратегий развития образования, методик, средств, технологий и техник обучения, а также применении других педагогических новшеств.
Новаторство и традиции - две стороны развития культуры, образования и всего общества в целом. В традиционных обществах традиция господствует над новаторством. В современных - новаторство является базовой ценностью.
Педагогическая инновация - это изменение, направленное на улучшение развития, воспитания и обучения детей. Синонимом понятия «педагогическая инновация» является понятие «инновация в образовании». Инновационное обучение направлено на развитие личности ребенка при помощи специально организуемых учителем педагогических, дидактических или методических изменений [12, с.36].
Одним из решающих факторов повышения качества образования в образовательных учреждениях выступает организация инновационной деятельности педагогов [1]. Для непрерывного развития образовательного
I SCIENCE TIME Щ
учреждения, для того, чтобы оно было интересным и востребованным для детей и родителей, а, следовательно, способным к конкуренции на рынке образовательных услуг, необходимо внедрение инноваций в образовательный процесс, в частности в систему дополнительного образования.
Одной из главных целей инновационного обучения является подготовка учащихся к самим изменениям как способу жизнедеятельности в современном изменяющемся мире.
Теория и практика внедрения «обновлений» в художественной педагогике является одним из аспектов изучения инновации в искусстве. Модернизация системы образования в России, происходящая на наших глазах, и с нашим участием, затрагивает как сферу основного общего, так и дополнительного образования, к которому принадлежат, в частности детские художественные школы и школы искусств. Решая задачу обновления художественного образования, необходимо, на наш взгляд, стремиться к синтезу традиции и инноваций. Здесь особенно актуально понимание традиции, как «основы, фильтра, трамплина» инноваций [3, с.3].
Применение инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий. Интерактивные уроки способствуют лучшему восприятию материала, помогают делать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни.
Целью данной статьи является анализ проблемы развития восприятия цвета с помощью новых компьютерных технологий - интерактивной доски, электронных наглядных пособий, графических редакторов, тренажеров как необходимых компонентов в структуре методики преподавания изобразительного искусства. Обучение живописи детей в системе дополнительного предпрофессионального художественного образования -необходимый компонент в системе их предпрофессиональной подготовки, творческого и личностного развития [10]. Актуальной проблемой в процессе преподавания живописи является развитие у обучающихся адекватного и целостного восприятия цвета, что очень важно для создания живописного произведения.
Обучение детей в системе дополнительного образования основам живописи и цветоведения - необходимый компонент в их предпрофессиональной подготовке, творческого и личностного развития.
Различные аспекты проблемы развития восприятия в изобразительном искусстве изучали известные художники и педагоги: С. Алексеев, Г.В. Беда, Н.Н. Волков, А.С. Зайцев, Л.Г. Медведев, Л.А. Ивахнова, Н.К. Пронина, Н.П. Головачева, Е.В. Скрипникова и другие. Наиболее актуальны аспекты применения инновационных технологий обучения изобразительному искусству, которые рассматривает Н.В. Савлучинская [11], Лыкова Е.С. [6, 7].
| SCIENCE TIME Щ
Реализация задачи развития навыков художественного восприятия обязывает учителя каждую практическую работу учащихся начинать с восприятия, анализа художественного произведения и средств выразительности, которые использует художник для передачи содержания.
Усвоение определенных соотношений в картине, ее композиционных особенностей, способствующих быстроте и легкости восприятия, позволяет учителю адекватно отбирать наглядный материал (репродукции, диапозитивы, слайды и др.).
Процесс восприятия проходит в несколько стадий. Первая -предварительная ориентировка и общий настрой учащихся, что создается размерами полотна, распределением масс в картине, цветовой гаммой, преобладающим цветом.
Затем - вторая стадия, в которой учитель раскрывает композиционные средства, использованные автором картины для создания образа и передачи содержания (соотношения статики и динамики, симметрия, асимметрия, пропорции, ритм, цветовые контрасты, нюансировка цвета и др.). На третьей, завершающей стадии происходит ознакомление школьников со всеми деталями картины, объединение всех элементов в целостный образ, и только после этого происходит формирование оценочного отношения. Оценка осуществляется по отношению к изображаемому событию, факту, предмету, персонажу, а затем оцениваются художественные достоинства картины целостно [Л.А. Ивахнова, 5, с. 86-83].
Следовательно, восприятие для рисования предполагает, прежде всего, формирование умозрительного образа изображаемого предмета в замысле, который является динамичным образованием и в процессе материального воплощения конкретизируется, приобретает все более реальные черты.
На практических занятиях нужно учитывать готовность обучающихся к восприятию теоретического материала. Рассмотрение основных теоретических положений объемной формы перед выполнением практических заданий, которое сопровождается наглядными примерами, поспособствует более осознанному восприятию изображаемого объекта. [2, с.23-25].
Развитие целостного восприятия цветового строя натуры у детей и способности к живописному изображению натуры в учебных и творческих работах является важнейшей проблемой художественно-педагогического образования, которое невозможно без полного понимания и усвоения специфики цветового восприятия, его особенностей.
Решение проблемы невозможно без общей теоретической и практической подготовки учащихся, без изучения основ цветоведения, особенностей восприятия цвета и его передачи на изобразительной плоскости. Усвоению теоретического материала по цветоведению способствует наглядность.
| SCIENCE TIME Щ
Восприятие цвета - сложный мыслительный процесс, в первую очередь основанный на зрительном ощущении. Это позволяет сделать выводы, что применение новых компьютерных технологий, интерактивных наглядных пособий, презентаций, слайдов является незаменимым.
Компьютерные технологии качественно расширят творческие границы в творческой деятельности как обучающихся, так и педагогов.
Не всегда новые формулировки и определения понятны детям. С помощью интерактивной доски легко структурировать и доступно преподнести детям новый материал, используя интерактивные пособия. Кроме того, очень важен учет возрастных особенностей детей. Дети могут устать, чтобы сконцентрировать их внимание на изучении основ цветоведения. Незаменимой помощью учителю станут интерактивные задания и упражнения. Как показала практика, обширные возможности интерактивной доски способствуют развитию творческой инициативы учащихся.
Необходимо знать ряд закономерностей локальных цветов при поиске гармоничных сочетаний: влияние света на цвет и наоборот, цвет и форма, цвет и материал, цвет и его назначение; цветовые закономерности при сочетаниях нескольких цветов; цветовой и светлотный контраст, единовременный и последовательный контраст цвета, процесс адаптации и аккомодации, психологические особенности восприятия различных цветосочетаний.
Восприятие, характерное для живописи, отличается от обычного, бытового восприятия прежде всего целостностью и гармоничностью, тонким различием цветовых и тоновых контрастов, а также всегда соотносится с техническим мастерством художника.
Гармония в живописи проявляется в одновременном, выразительном сочетании цвета и тона, в пропорциональности, согласованности отдельных частей изображенных предметов, в соразмерности деталей, в закономерном объединении тоновых и цветовых контрастов, связанных между собой замыслом художника в единое композиционное решение, которое определяет последовательность восприятия основных и второстепенных составляющих живописного произведения [8, с.12-13].
Использование принципа сопоставления, наложения и подбора, возможность делать цветные акценты маркерами-выделителями являются находками для учителя. Например, способом сопоставления и наложения легко передать цветовые контрасты.
Взаимно влияя друг на друга, цвета изменяются по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности. Это явление называется одновременным контрастом цветов. Поместив голубую чашку поочередно на фон темно-фиолетового и белого цвета, легко увидеть светлотный контраст, так как любой цвет, в данном случае голубой, в окружении более темных светлеет, а в окружении более
I SCIENCE TIME Щ
светлых - темнеет.
Теплые цвета рядом с холодными кажутся еще теплее. Малонасыщенный или ахроматический цвет рядом с насыщенным хроматическим цветом приобретает оттенок дополнительного цвета (серый на фоне красного приобретет зеленый оттенок). Холодные цвета в сопоставлении с более холодными выглядят более теплыми, а с менее холодными становятся еще холодней [9, с.56].
Понимание и осмысление детьми всех этих закономерностей может произойдет только с помощью наглядной демонстрации влияния цветов друг на друга.
Знание традиций художественной школы, наличие развитого художественного вкуса помогают распознать инновации в современном искусстве и методике его преподавания, увидеть художественную, методическую или технологическую ценность произведения, программы, технологии или ее отсутствие.
Ведущая роль в обучении по-прежнему отводится преподавателю. Без участия учителя компьютерные технологии не представляли бы никакой ценности. Именно учитель анализирует необходимую информацию, продумывает, как в дальнейшем использовать полученные данные, выстраивает методику обучения. Независимо от уровня развития технологий компьютер не сможет заменить учителя. Но не следует забывать, что информационно-компьютерные технологии играют в современной жизни особую роль. Без компьютера уже невозможно представить современную жизнь и современное образование.
Преподавателям необходимо идти в ногу со временем, и в этом отношении компьютер и информационные технологии становятся эффективными помощниками, ни в коем случае не заменяя педагога, а помогая разнообразить содержание занятия, расширять границы межпредметных областей [4, с.23-24].
Литература:
1. Белый В.М., Савельева О.П. Научные основы методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству: учеб. пособие -Магнитогорск: МаГУ, 2013. - 110 с.
2. Головачева Н.П. Формирование профессиональных умений рисования у студентов начальных курсов художественных колледжей: дис. ... канд. пед. наук/ Н. П. Головачева. - Омск, 2009. - 167 с.
3. Деревянко А. П. Традиции и инновации в истории и культуре. Программа фундаментальных исследований Президиума РАН на 2012-2014./ Описание программы/ Обоснование необходимости реализации программы программно-целевым методом. - Режим доступа. - URL: http:tradition.iea.ras.ru (дата обращения 27.02.2016)
I SCIENCE TIME Щ
4. Дюков А.А. Применение ИКТ на занятиях в творческом коллективе// Искусство в школе. - 2015. - № 1. - С. 23-25.
5. Ивахнова Л.А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства / Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Омск; Изд-во ОмГПУ, 2003. - 130 с.
6. Лыкова Е.С. Изучение ахроматических цветов на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. - 2016. - № 1. - С. 37-43.
7. Лыкова Е.С. Информационные технологии в современной школе // Перспективы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях. ООО «АР-Консалт», 2013. - С. 143-144.
8. Медведев Л.Г. Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета: альбом-монография. Спб.: ЗАО «Мультипринт Северо-Запад»; Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.
9. Натюрморт: композиция, рисунок, живопись: учебное пособие / Е.В. Скрипникова, А.И Сухарев, Н.П. Головачева, Г.С. Баймуханов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. - 150 с.
10. Савельева О.П. Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы // Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность. Материалы международной научно-практической конференции. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет им. Г.И.Носова - 2014. - С.237-241.
11. Савлучинская Н.В. Теоретические и практические аспекты изучения пейзажа по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам на основе федеральных государственных требований // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. -2015. - № 4 (8). - С. 88-91.
12. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / А.В. Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. -256 с.