ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакиева О.А.,
Доцент кафедры искусств, анд. пед. н.
Моисеева А.В.
Студентка 4 курса кафедры искусств Тюменский Государственный Университет, Институт Психологии и Педагогики
PROBLEMS OF FORMATION OF COLORISTIC LITERACY IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL
EDUCATION
Bakiyeva O.A., Moiseeva A. V.
Tyumen State University
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрена проблема обучения колористической грамотности в системе дополнительного художественного образования. Рассмотрены основные понятия, являющиеся ключевыми в определении «колористическая грамотность». Проанализирована научная литература по проблеме формирования колористической грамотности средствами проектных технологий. Определена дальнейшая стратегия исследования проектной деятельности в повышении качества колористической грамотности обучающихся в условиях дополнительного художественного образования.
ABSTRACT
In this article the problem of teaching literacy in a color system of additional art education. The basic concepts that are key in the definition of "color literacy" are considered. The scientific literature on the problem of the formation of coloristic literacy by means of design technologies is analyzed. The long-term strategy of researching project activities in improving the quality of the color literacy of students in the conditions of additional art education has been determined.
Ключевые слова: колористическая грамотность, цветоведение, проектная деятельность, художественное образование.
Keywords: Colouristic literacy, color education, project activities, art education.
На современном этапе развития российского общества в системе дополнительного образования возрос интерес к повышению уровня художественного воспитания детей, формированию у них творческого потенциала. В связи с этим повышаются требования к качеству подготовки обучающихся.
Одной из важных составляющих обучения в сфере дополнительного художественного образования является колористическая грамотность. Владение цветом приобретает особую актуальность в условиях проектной деятельности потому, что развитие научно-технического прогресса на современном этапе требует от выпускника не только общепринятых знаний и умений, но и гибкости в освоении новых видов проектной деятельности.
Известно, что цвет является важнейшим средством выразительности и применяется практически во всех видах пластических искусств [5].
В этой связи область знаний о цвете очень важна, так как колористические навыки учащихся применяются при выполнении творческих заданий по живописи, композиции, декоративно-прикладном искусстве, графике.
Однако, обучение основам колористической грамотности в рамках школы не выделяется в отдельную дисциплину.
Какие знания и умения должны включаться в основу колористической грамоты?
Рассмотрим понятие «колористическая грамотность».
Известно, что понятие «колористика» трактуется в пределах науки цветоведения. Поэтому рассмотрим, что включает в себя наука цветоведение.
Так, Паранюшкин Р.В. рассматривает цветове-дение как синтетическую науку, главной задачей которой является определение параметров цвета, а также выявление закономерностей восприятия и воспроизведения цвета [8].
Васильева Э.В. говорит о цветоведении как о комплексной науке, которая включает в себя данные физики, физиологии, психологии, изучающих природный феномен цвета, совокупность данных истории искусств, этнографии, литературы, философии, эстетики, которые рассматривают цвет как явление культуры [3].
Следовательно, цветоведение включает в себя не только определенные физические свойства и параметры цвета, но и психологические особенности восприятия цвета, химический состав красителей, с помощью которых возможно получить определённый цвет, а также значение цвета как кода транслирующего информацию об окружающем мире, о миропонимании, традициях, религии и многое другое.
В силу своей многофункциональности наука цветоведение касается всех сфер деятельности человека: в бизнесе, дизайне, медицине, культуре, искусстве, психологии, педагогике, и др.
Рассмотрим направление науки цветоведение в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства.
Как утверждает Ивахнова Л.А., доктор педагогических наук, исследователь и автор трудов по методике обучения изобразительному искусству, в связи с внедрением в область социологии, семиотики, информатики, психологии науки цветоведе-ния, выделяется в отдельный раздел науки колори-стика, которая определяется как наука о цветовой среде, расширяющая традиционные знания о цвете
[4].
Колористика (от лат. «color» - цвет) это раздел науки о цвете, который изучает теорию использования цветов в различных областях деятельности человека. [1].
Таким образом, колористика - это более узкое понятие, представляющее собой науку, изучающую категорию «цвет» в различных аспектах.
Что же такое колористичекская грамотность?
Грамотность - это степень владения человеком знаниями и навыками в какой-либо сфере. Это фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека (подготовленность, осведомлённость, информированность).
Следовательно, можно сформулировать искомое определение: колористическая грамотность -это объём знаний о цветовой среде, степень владения навыками в этой сфере и умение работать с цветом, а также применять данные знания на практике.
Проблема колористической грамотности не нова. Ею занимались И. Гёте; Р. Арнхейм; В. Кандинский; И. Иттен; В. Оствальд; М.О. Сурина и другие. Эти исследователи рассматривали проблему цвета с различных точек зрения (психология, философия, физика и др).
Так, например, в книге Вильгельма Оствальда «Цветоведение» этот предмет рассматривается наиболее всесторонне: наряду с историческим очерком развития учения о цветах, в нём изложены его теоретические точки зрения о гармонических сочетаниях цветов, а также довольно подробно описаны практически-прикладные методы измерения цветов, физико-химическая технология красящих веществ.
Другой автор, Рудольф Арнхейм, в своём исследовании «Искусство и визуальное восприятие» рассматривает цвет с психологической стороны и широко использует эмпирические данные: эксперименты, достижения физиологии, психологии и педагогики.
В книге «Эзотерические свойства цвета» Сурина М.О. говорит о том, что явление цвета обладает двойственной природой (физической и метафизической). Автор рассматривает функции цвета и выделяет его различные свойства [7].
Из анализа публикаций следует, что исследователи цвета в основном рассматривали гармонию цвета и цветовых отношений, разрабатывали системы цветовых сочетаний, изучали природу цвета, его свойства; при этом недостаточно осветили каковы же методы формирования колористической грамотности.
Остается актуальной проблема формирования колористической грамотности в системе дополнительного художественного образования. Эта система претерпевает всевозможные реформы и изменения, которые касаются и содержания образовательного процесса.
В современных условиях становится очевидным, что традиционные методы и способы преподавания, зачастую не эффективны. Педагоги и методисты разрабатывают и применяют новые интерактивные, информационные, педагогические технологии.
Одним из таких эффективных методов является метод проектов, где с целью повышения качества колористической грамотности обучающихся в системе дополнительного художественного образования педагог решает более интересным, увлекательным, интерактивным и творческим способом, воплощая творческие идеи от замысла к получению продукта [5].
Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта) [6].
Проблему повышения качества колористической грамотности обучающихся в проектной деятельности изучали А.В. Ефимов; Е.С. Полат; Г. Ла-шук; А.Г. Устинов; Л.А. Ивахнова и другие.
Так, исследователь Е.С. Полат рассматривает метод проектов, который подходит к таким учебным предметам, в которых предусматривается та или иная практическая деятельность.
Известно, что вся художественно-творческая деятельность в учреждениях дополнительного образования носит практико-ориентированный характер.
К тому же, исследователи считают, что метод проектов ориентирован на приобретение и применение на практике новых знаний, а не на интеграцию имеющихся. Это позволяет самостоятельно овладевать новой информацией из разных источников, использовать полученные знания для решения художественно-творческих задач, вырабатывать свой аналитический подход, работать в коллективе и прислушиваться к мнению других участников, нести ответственность за результат не только своей работы, но и группы в целом.
Учитывая эти особенности метода проекта, исследователи утверждают, что это одно из эффективных средств, и может быть использовано для повышения качества художественного образования, колористической грамотности.
Нами было проанализированы работы педагогов-методистов Устинова А.Г., Ефимова А.В., Пономарёвой Е.С. и других, которые рассматривали использование проектных технологий в повышения качественного уровня колористической грамотности обучающихся.
Например, А.В. Ефимов в своем исследовании утверждает, что «цвет - неизбежный атрибут предметно-пространственной среды», а также говорит о том, что не всё гармонично по цвету в созданном
На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема формирования колористической грамотности обучающихся средствами проектной деятельности в дополнительном образовании остаётся не разработанной и требует тщательной дальнейшей проработки.
Литература
1. Алгазина, Н.В. Цветоведение и колористика. В двух частях. Ч. I. Физика цвета и его психофизиологическое восприятие: учеб. пособие // Н.В. Алгазина. - Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014. - 86 с.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. 392 с.
3. Васильева, Э.В. Цветоведение и колористика: учебное пособие // Э.В. Васильева. - Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012. -180 с.
4. Ивахнова, Л.А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. // Л.А. Ивахнова. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. - 116 с.
5. Крапивина В.С. Проектная деятельность как способ формирования теоретической колористической грамотности в системе дополнительного художественного образования. [Электронный научно-практический журнал «Молодёжный научный вестник». 2017]
6. Медведева Е.Е. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций. [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2011]
7. Сурина М.О. Эзотерический свойства / М.О Сурина. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; «Феникс», 2010 - 144с. - (Школа дизайна).]
8. Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства // Р.В. Пара-нюшкин. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. -79 с.
ОСОБЛИВОСТ1 ШФОРМАЩЙНО-УПРАВЛШСЬКОÏ I НАВЧАЛЬНОÏ Д1ЯЛЬНОСТ1 В СИСТЕМ1 ПIСЛЯДИПЛОМНОÏ nE^rorraHOÏ ОСВ1ТИ
Ckemiü 1.П.
старший викладач кафедри природничо-математично'1' oceimu
та тформацшних технологш Закарпатський тститут пклядипломно'1 педагогiчноï освти
Ужгород
SPECIFIC FEATURES OF INFORMATION-AND-ADMINISTRATIVE AND EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE POSTGRADUATE PEDAGOGICAL EDUCATION SYSTEM
Sigetiy I.P.
Senior Lecturer of Natural and Mathematical Education and Information Technologies Department Transcarpathian Institute of Postgraduate Pedagogical Education
Uzhhorod
АНОТАЦ1Я
У статп розглядаються особливосп взаемодп шформацшно-управлшсько1 та навчально1 дiяльностi в системi тслядипломно1 педагопчно1 освгги в контексл оргашзацшно-змютовного реформування пiдходiв до тдготовки педагопчних ка^в в системi освгти Украши.
человеком искусственном окружении, то есть в дизайне.
В проанализированных нами источниках в основном рассматривают проблемы профессиональной подготовки будущих архитекторов и дизайнеров с использованием проектных технологий, что затрудняет наши поиски решения проблемы колористической подготовки в учреждениях дополнительного художественного образования, потому что данные методические разработки направлены на решение профессиональных дизайнерских задач.
Метод проектов включает в себя следующие этапы (которые могут корректироваться в соответствии с деятельностью): 1. Формулировка проблемы, «мозговой штурм» (кому и зачем нужен творческий проект? В чьих интересах?). 2. Анализ творческих идей, «рождение» творческого замысла. 3. Колористические поиски на основе анализа существующих объектов (соответствуют ли они условиям, необходимости, «социальному заказчику» и т.д.). 4. Решение колористических задач в проекте, с учётом всех пожеланий, условий. 5. Эс-кизирование (эскизные поиски). 6. Реализация проекта, получение готового творческого продукта.
Несомненно, что проектная деятельность, обладающая педагогическим потенциалом, позволит реализовать развитие колористических способностей как совокупность знаний, умений и навыков в области цветоведения, сформировать у учащихся, помимо предметных (живописных, колористических, композиционных умений), непредметных умений (планирование, организация, рефлексия, сотрудничество), решить проблему получения творческого продукта от этапа замысла до реализации проекта в материале, применить личностно-де-ятельностный подход, как методологическую основу в системе дополнительного художественного образования.