Научная статья на тему 'Проблемы развития колористических способностей у учащихся средних общеобразовательных школ и возможность их решения при помощи использования компьютерных технологий'

Проблемы развития колористических способностей у учащихся средних общеобразовательных школ и возможность их решения при помощи использования компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛОРИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / УЧАЩИЕСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COLORISTIC ABILITIES / SECONDARY SCHOOLCHILDREN / COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонов Борис Васильевич, Евсеева Александра Сергеевна

Художественное образование один из факторов нравственного и эстетического воспитания. Оно играет важную роль в формировании духовных приоритетов личности, в творческом росте человека, в создании комфортных условий для профессиональной самопринадлежности, а также самореализации в искусстве. Одной из проблем художественного образования является слабая эффективность образовательного процесса. В исследовании данное утверждение подтверждено результатами проведенного эксперимента среди школьников. На примере другого эксперимента в средней общеобразовательной школе рассматривается возможность решения проблемы развития колористических способностей у учащихся при помощи компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF COLORISTIC ABILITIES AT SECONDARY SCHOOLCHILDREN AND WAYS OF SOLVING THEM BY MEANS OF COMPUTER TECHNOLOGIES

Arts education is one of the factors in aesthetic and moral education. It plays an invaluable role in formation of spiritual priorities, in creative development of the individual, in creation of conditions for professional self-determination and self-realization in the field of art. One of the modern problems affecting this area of pedagogics is the lack of educational process effectiveness. The results of the experiment among schoolchildren confirmed this statement. The paper considers the way of development of coloristic abilities in secondary schoolchildren by means of computer technologies.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития колористических способностей у учащихся средних общеобразовательных школ и возможность их решения при помощи использования компьютерных технологий»

УДК [373.5.016:75.017.4]:004.9 DOI 10.26293/chgpu.2019.105.5.032

Б. В. Самсонов, А. С. Евсеева

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Художественное образование - один из факторов нравственного и эстетического воспитания. Оно играет важную роль в формировании духовных приоритетов личности, в творческом росте человека, в создании комфортных условий для профессиональной самопринадлежности, а также самореализации в искусстве. Одной из проблем художественного образования является слабая эффективность образовательного процесса. В исследовании данное утверждение подтверждено результатами проведенного эксперимента среди школьников. На примере другого эксперимента в средней общеобразовательной школе рассматривается возможность решения проблемы развития колористических способностей у учащихся при помощи компьютерных технологий.

Ключевые слова: колористические способности, учащиеся средних общеобразовательных школ, компьютерные технологии.

B. V. Samsonov, A. S. Evseeva

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF COLORISTIC ABILITIES

AT SECONDARY SCHOOLCHILDREN AND WAYS OF SOLVING THEM BY MEANS OF COMPUTER TECHNOLOGIES

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. Arts education is one of the factors in aesthetic and moral education. It plays an invaluable role in formation of spiritual priorities, in creative development of the individual, in creation of conditions for professional self-determination and self-realization in the field of art. One of the modern problems affecting this area of pedagogics is the lack of educational process effectiveness. The results of the experiment among schoolchildren confirmed this statement. The paper considers the way of development of coloristic abilities in secondary schoolchildren by means of computer technologies.

Keywords: coloristic abilities, secondary schoolchildren, computer technologies.

Актуальность исследуемой проблемы. Сегодня колористические способности у обучающихся средних общеобразовательных школ формируются в недостаточной степени, несмотря на то, что одной из главных задач школы является воспитание эстетического и художественного восприятия. Именно поэтому данная проблема актуальна. Цель статьи - определить уровень колористических способностей учащихся и возможности его повышения за счет применения компьютерных технологий.

Материал и методика исследований. Были изучены научные труды Т. С. Жури-ковой, В. С. Кузина, научно-популярная литература. Использованы результаты работ обучающихся средних общеобразовательных школ; применялись методы эксперимента, анализа, экспертных оценок.

Результаты исследований и их обсуждение. Современное общество и образование характеризуются повышенным вниманием к художественному развитию детей, совершенствованию их творческого потенциала и навыков. В связи с этим требования, предъявляемые к системе образования в творческой среде, растут.

Одной из главных задач, которые должна выполнять школа, является воспитание в детях эстетического и художественного восприятия [5]. Составляющая творческого развития человека - колористические способности, особая роль в развитии которых отведена непосредственно школьному базовому образованию, где ребенок формирует свои первичные навыки [1, с. 20]. Как считает А. П. Рац, колористическая подготовка начинается на ступени начального образования, играет важную роль во всей творческой жизни человека, так как колористические способности являются основополагающими, или составляющими, компонентами многих сфер деятельности [8].

Существует несколько определений понятия «колористические способности»:

1) способности владения цветом в сфере изобразительного искусства [4];

2) видение, возникающее в сознании творца, когда тот работает; служит выражению замысла и определяется им [7].

Колористическая деятельность, требующая поиска новых путей и средств для решения задач, формирует творческие колористические способности [10].

Колористические способности как условия творческого развития подразумевают владение знаниями о цвете, цветовым зрением, восприятием и ощущением цветов, цветовой памятью, колористическим мышлением и воображением, цветовой эмоциональной реакцией, изобразительно-выразительными навыками [3], [2, с. 31], [6].

В ходе проверки эффективности существующих методик формирования колористических способностей мы выявили недостаточные знания обучающихся о цветах. В процессе проведения констатирующего эксперимента был использован метод экспертных оценок. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Что такое цвет?

2. Ахроматическими цветами являются:

a) видимые излучения, которые не имеют цветового тона и отличаются между собой только по яркости;

b) цвета радуги;

c) цвета, которые мы не видим.

3. Хроматические цвета - это:

a) цвета, которые мы видим через тепловизор;

b) все цвета, кроме белого, черного, серого;

c) цвета, меняющие свой тон при изменении температуры.

4. Какие цвета являются основными?

a) желтый, синий, красный;

b) зеленый, красный, желтый;

c) белый, серый, черный.

5. Какие цвета относят к теплым?

a) красный, желтый, голубой;

b) зеленый, белый, фиолетовый;

c) красный, желтый, оранжевый.

6. Какие цвета холодные?

a) синий, голубой, фиолетовый;

b) зеленый, желтый, серый;

c) красный, фиолетовый, коричневый.

7. Учительница попросила назвать два цвета, при смешении которых получится фиолетовый. Ваня предположил, что это серый и синий, Оля - красный и синий, а Женя -розовый и желтый. Как ты думаешь, кто ответил верно?

8. Собери пары контрастных цветов:

желтый фиолетовый

зеленый синий

красный оранжевый

1 2 3

9. Кто из этих известных людей разработал один из цветовых кругов?

a) Иоганнес Иттен;

b) Вольфганг Амадей Моцарт;

c) Леонардо да Винчи.

10. Что такое колористика?

Мы разработали критерии оценки уровня сформированности у учащихся колористических знаний:

- низкий: ученик не знает, что такое цвет; не классифицирует цвета на хроматические и ахроматические; не называет цвета первого порядка; не разделяет цвета на теплые/холодные, контрастные/близкие, не знает теорию смешения цветов;

- средний: школьник частично знает теории колористики и смешения цветов; классифицирует цвета по категориям;

- высокий: учащийся знает, что такое цвет и колористика; свободно классифицирует цвета по категориям; может выполнять базовые задания на получение цвета.

По результатам анализа ответов обучающихся мы выявили, что у 70 % школьников отмечается низкий или средний уровень колористических способностей. На основании этого можно констатировать, что колористические способности у учащихся школ формируются в недостаточной степени.

В чем причина сложившейся ситуации? Одной из причин можно считать неэффективность методики формирования колористических способностей у обучающихся. Поэтому наша цель - изучить эту методику. Объектом исследования будет являться процесс формирования колористических способностей, а предметом - сама методика.

Каким образом должна быть совершенствована методика для эффективного формирования колористических способностей?

В быстро меняющемся мире, в котором мы живем, информатизация сферы образования приобретает большое значение. Чтобы повысить качество и доступность образования, создать эффективные образовательные программы и усовершенствовать существующие образовательные процессы, стали применяться компьютерные технологии. Они позволяют создать качественную образовательную среду, позволяющую развивать и модернизировать систему образования. Компьютерные технологии в области образования являются ключевыми, играют роль методов и предметов обучения, а также объекта и предмета познания.

Дети в наше время знакомы с электроникой и компьютерами лучше некоторых взрослых, они больше времени проводят с электронными устройствами, компьютерами или смартфонами. Именно поэтому у них востребованы уроки информатики, где они могут сидеть за компьютером без привычных бумажных учебников и изучать при этом новое.

Компьютеры нужны для дистанционного и дополнительного образования, так как позволяют передавать и хранить информацию. Для учителя это удобно, а ребенку - интересно.

С учетом этого можно выдвинуть гипотезу, которая позволит решить нашу проблему: методика формирования колористических способностей у школьников будет усовершенствована, если разработать задания проблемного характера на развитие колористических навыков с использованием компьютерных технологий.

Применение компьютерных технологий в процессе обучения позволяет визуализировать образование, проводить анализ процессов, протекающих в различных системах, глубже и всесторонне. Возможностями компьютерных технологий в процессе обучения являются:

1) автоматизация обучения;

2) демонстрация различных процессов при использовании соответствующих программ;

3) реализация активных систем обучения, например, электронных учебников;

4) доступ к общим и уникальным базам данных;

5) дистанционное общение с учителем.

Уроки с использованием компьютерных технологий формируют информационную грамотность и способствуют:

1) получению знаний, позволяющих безопасно пользоваться и управлять большими потоками информации для различных практических целей;

2) овладению информационно-компьютерными технологиями как инструментом профессиональной деятельности.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения повышает эффективность преподавания, индивидуального образования лиц, которые не имеют возможности посещать занятия. Сегодня дистанционная форма обучения не играет решающей роли в образовании, потому что основной моделью подготовки является очная, когда преподаватель может дополнить передаваемые знания и подкорректировать их, опираясь на индивидуальные способности обучаемого [9].

Подтверждает нашу теорию и эксперимент по проверке эффективности использования компьютерных технологий на базе общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы № 12 г. Красногорска Московской области. В рамках изучения предмета «Компьютерная графика» нами было разработано три урока на темы: «Обрисовка портретных работ в стиле мульт-арт в графическом редакторе Paint Tool SAI», «Обрисовка пейзажных работ в стиле мульт-арт в графическом редакторе Paint Tool SAI», «Обрисовка натюрморта в стиле мульт-арт в графическом редакторе Paint Tool SAI». Данный графический редактор выбран потому, что он считается одним из популярных программных средств для рисования. Характерной чертой стиля мульт-арт является реалистичность изображения: объекты изображаются в соответствии с их реальным природным цветом, учитываются локальный цвет предмета, цвет освещения, цвет при интенсивном освещении и в тени. Создавая шкалу яркости при помощи цвета, художники стиля мульт-арт передают форму, объем, фактуру объектов так же, как и на холсте в живописной работе, - убедительно, натурально, будто эскиз оживает на экранах компьютера. Также при создании графического проекта учитываются целостно воспринимаемая совокупность взаимно соподчиненных цветов, цветовой охват изображения.

В рамках нашего эксперимента на уроках компьютерной графики предполагалась обрисовка учащимися репродукции художников в различных жанрах изобразительного искусства.

Исследованием было охвачено 70 человек: 50 учеников 6 -х классов и 20 учителей. Эксперимент проводился в течение года. Учащиеся были разделены на класс, ко-

торый обучался по традиционной системе (контрольная группа), и класс, обучавшийся в экспериментальном режиме с применением компьютерных технологий (экспериментальная группа).

По окончании эксперимента испытуемым был предложен итоговый тест для оценки качества знаний и усвоения материала. Результаты тестирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сведения об уровнях овладения знаниями и усвоения материала учащимися контрольной и экспериментальной групп после эксперимента

Уровни овладения знаниями и усвоения материала Количество учащихся, в %

Экспериментальная группа Контрольная группа

Высокий 25,8 15,6

Средний 66,0 56,3

Низкий 8,2 28,1

Результаты подтвердили следующее: дети из контрольного класса, обучавшиеся по традиционной системе, показали уровень усвоения учебного материала в пределах, типичных для них, а учащиеся экспериментального класса усвоили материал лучше, т. е. качество знаний и усвоения материала в экспериментальном классе улучшилось по сравнению с контрольным. Гипотеза была подтверждена: применение информационных технологий приводит к повышению эффективности образовательного процесса.

Резюме. В результате проведенного исследования нами было выявлено, что развитие колористических способностей у обучающихся средних общеобразовательных школ может быть усовершенствовано при помощи внедрения в учебный процесс компьютерных технологий. Это стимулирует рост интереса школьников к образовательному процессу, повышает качество усваиваемого ими материала и его дальнейшего применения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айсмен Л. «Дао цвета». - М. : Эксмо, 2008. - 172 с.

2. Васильева Э. В., Курмышева О. Г. Жизнь в цвете : учебное пособие. - Омск : Акцент, 2011. - 120 с.

3. Журикова Т. Л. Психологические особенности развития колористических способностей учащихся // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - № 2(106). - С. 135-137.

4. Журикова Т. Л. Специфика колористической подготовки учащихся художественной школы на занятиях по живописи // Омский научный вестник. - 2012. - № 2. - С. 4.

5. Залегина Е. В. Академический рисунок, мифы и реальность. - М. : Эксмо, 2019. - 136 с.

6. Конран Т. О Цвете. - М. : Колибри, 2018. - 224 с.

7. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов : учебное пособие для вузов. - М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

8. Рац А. П. Основы цветоведения и колористики, цвет в живописи, архитектуре и дизайне : курс лекций. - М. : МГСУ, 2014. - 128 с.

9. ШадриковВ. Д. Способности и интеллект человека. - М. : СГУ, 2004. - 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Шайхулов Р. Н. О формировании живописного видения студентов начальных курсов художественно-графических факультетов педвузов // Современные проблемы науки и образования. - 2007. - № 6, ч. 2.- С. 82-86.

Статья поступила в редакцию 14.10.2019

REFERENCES

1. Ajsmen L. «Dao cveta». - M. : Eksmo, 2008. - 172 s.

2. Vasil'eva E. V., Kurmysheva O. G. Zhizn' v cvete : uchebnoe posobie. - Omsk : Akcent, 2011. - 120 s.

3. Zhurikova T. L. Psihologicheskie osobennosti razvitiya koloristicheskih sposobnostej uchashchihsya // Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2010. - № 2(106). - S. 135-137.

4. Zhurikova T. L. Specifika koloristicheskoj podgotovki uchashchihsya hudozhestvennoj shkoly na zanya-tiyah po zhivopisi // Omskij nauchnyj vestnik. - 2012. - № 2. - S. 4.

5. ZaleginaE. V. Akademicheskij risunok, mify i real'nost'. - M. : Eksmo, 2019. - 136 s.

6. Konran T. O Cvete. - M. : Kolibri, 2018. - 224 s.

7. Podlasyj I. P. Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov : uchebnoe posobie dlya vuzov. - M. : VLADOS-press, 2004. - 365 s.

8. Rac A. P. Osnovy cvetovedeniya i koloristiki, cvet v zhivopisi, arhitekture i dizajne : kurs lekcij. - M. : MGSU, 2014. - 128 s.

9. Shadrikov V. D. Sposobnosti i intellekt cheloveka. - M. : SGU, 2004. - 192 s.

10. Shajhulov R. N. O formirovanii zhivopisnogo videniya studentov nachal'nyh kursov hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov pedvuzov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2007. - № 6, ch. 2. - S. 82-86.

The article was contributed on October 14, 2019

Сведения об авторах

Самсонов Борис Васильевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и методики профессионального обучения Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: samboris64@mail.ru

Евсеева Александра Сергеевна - студентка III курса направления подготовки магистрантов «Педагогическое образование» (магистерская программа «Образовательные технологии в декоративно-прикладном искусстве и дизайне») факультета художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: alexandra_redville@mail.ru

Author information

Samsonov, Boris Vasilyevich - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Design and Methods of Vocational Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: samboris64@mail.ru

Evseeva, Аleksandra Sergeevna - Third-year Student, Master's Training Program «Pedagogical Education» (Master's Program «Educational Technologies in Arts and Crafts and Design»), Faculty of Arts and Music Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: alexandra_redville@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.