Научная статья на тему 'АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
АРТ-ПЕДАГОГИКА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Мария Сергеевна

В данной статье рассмотрены арт-педагогические техники и выразительные возможности художественных материалов как способ выявления различных характеристик личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»



SCIENCE TIME

АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Павлова Мария Сергеевна, Омский государственный педагогический университет, г. Омск

E-mail: m.s.pavlova@rambler.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены арт-педагогические техники и выразительные возможности художественных материалов как способ выявления различных характеристик личности.

Ключевые слова: арт-педагогика, художественные материалы, эксперимент.

На современном этапе развития педагогической науки заметно увеличилось количество научных трудов, изучающих функции и образовательный и развивающий потенциал изобразительного искусства [1, 9, 10, 11]. Такой поток информации объясним возникновением нового ответвления науки, включающий в себя изобразительную, педагогическую и психологическую деятельности, в результате стяжения которых сформировался качественно новый «продукт» - арт-педагогика.

На сегодняшний день актуальна проблема создания новых методов, технологий в качестве адаптационных, коррекционных, развивающих [8]. Арт -педагогика ещё на стадии эксперимента показала себя как художественно -эстетическая, познавательная, воспитательная технология, воздействующая на духовное становление личности через разные виды искусства [6]. Таранова Е.В. выделяет: «В основе ... артпедагогики находятся теоретико-методологические подходы педагогики, связанные с применением искусства в качестве средства воспитания и педагогической поддержки участников образовательного процесса (детей, подростков, учителей, родителей), то есть формирования совокупности их личностных новообразований и выработки индивидуально-ценностной интенциональности» [5, с.10].

Одним из важных условий развития индивидуально-личностных качеств, духовного мира личности посредством арт-педагогики является разнообразие

| SCIENCE TIME Щ

применяемых художественных материалов и техник. Бетенски М. отметил, что этап выбора материала для создания художественного продукта на занятии «это очень важный этап сенсорных, эмоциональных и сознательных переживаний в свободном экспериментировании с художественным материалом» [2, с.31].

Для проведения занятия изобразительной деятельности очень важны привлекательность учебного, художественного материала, техника его использования. Свободное экспериментирование с изобразительными материалами и инструментами является залогом будущей творческой активности ребенка, поэтому для преподавателя необходима информация о том, как влияют выразительные возможности изобразительных материалов на процесс изобразительной деятельности.

На практических занятиях по арт-педагогике проводимых нами в КЦСОН ЦАО г. Омска «Пенаты» мы поставили эксперимент, направленный на рассмотрение влияние художественных материалов и изобразительных инновационных техник на детей с различной характеристикой личности.

Практические задания были направлены на применение арт-педагогических техник в рамках кружковой деятельности с использованием всевозможных художественных материалов, а также бросового и природного материалов. В ходе эксперимента было отмечено, что используемые детьми изобразительные материалы влияют на развитие личности не меньше, чем сам процесс создания рисунка или поделки.

Ранее Киселева М.В. установила связь между выбором художественного материала и чувственно-эмоциональным уровнем сознания человека и определила, что «выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие - пастель, краска и глина -способствуют более свободному выражению» [3, с. 17].

Сокольникова Н.М. отмечает: «Размазывание по поверхности пластилина облегчает восстановление психической чувствительности у детей, переживших травматические ситуации. Выражая, таким образом, свои чувства ребёнок постепенно освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психологическую травму (Г. Лэндрет), поэтому очень полезна так называемая «живопись пластилином» (размазывание его по поверхности тонким слоем или отдельными мазочками с учётом смешения цветов)» [4, с.219].

В начале экспериментальной работы для выявления у детей 3-4 лет и 5-6 лет индивидуальной психической и моторной активности было дано задание, в котором каждому из воспитанников был выдан комплект восковых мелков, связанных в один большой мелок и лист бумаги формата А4. Мы знали о том, что ранее детям в таком виде восковых мелков не выдавали и ожидали разных реакций. Дети разделились на четыре группы с разными реакциями:

| SCIENCE TIME Щ

- в первой группе у детей наблюдалась попытка извлечь из связки по одному мелку и упорядочить рисование ими;

- вторая группа активно включилась в работу, время от времени поправляя внутри связки мелки, для лучшего проявления определённого цвета;

- третья группа проявила себя пассивно, оставшись надолго в роли наблюдателей;

- четвёртая группа позволила себе позаимствовать мелки третьей группы и рисовать двумя руками.

Благодаря простому экспериментальному заданию стало возможным выделить инертную и инициативную группы для изучения влияния художественных материалов и техник на детей с различными характеристиками личности.

Далее два раза в неделю по 30 минут дети выполняли арт-педагогические задания. Необходимо было определит степень развития общих и индивидуальных способностей, изучить уровень сформированности каждого воспитанника. На одном из занятий от детей потребовалось поработать с бумагой. Нужно было изобразить конфетку, обёртку кондитерского изделия. Предварительно проведя беседу с детьми, интересуясь, какие мы встречаем конфеты и как они упакованы, исключили наглядные пособия. Исключив изобразительный ряд, мы дали возможность вообразить, сочинить свою индивидуальную обёртку. Разрабатывая данное занятие, мы опирались на материалы исследований Е.С. Лыковой и М.А. Семеновой [7, 8, 12]. От воспитанников требовалась на листе бумаги формата А4 нарисовать графитным карандашом абрис совей будущей конфеты. Затем смять лист бумаги рисунком во внутрь. После чего рисунок необходимо было расправить и разрисовать акварельными красками. Как и в первом задании, дети проявили себя по-разному.

Дети, входящие в инициативную группу без сожаления с энтузиазмом, сминали лист, не смотря на первую часть задания, которая вызывала апатию. Расправляли лист также активно, стремясь поскорее приступить к последней части задания - разрисовывания «конфетки» акварелью.

Вторая группа, включающая в себя детей малодеятельных, созерцательных, на начальном этапе сосредоточенно и очень старательно создавали абрис. Сминание бумаги стало для этой группы настоящим испытанием, «ломать» свой рисунок долгое время эта группа не хотела. В конечном результате работа акварелью стала настоящим вознаграждением за первую часть «испытания».

Данное занятие помогло освоить новый для дошкольников способ создания художественной работы средствами арт-педагогики, расширяя арсенал приемов технологическими элементами арт-педагогики.

В наше время всё больше детей посещают студии, кружки, художественные

I SCIENCE TIME Щ

школы, преподаватели которых уделяют инструментарию своих учеников серьезное внимание, да и дети с удовольствием пробуют свои силы в самых разных техниках. Всё больше появляется учителей изобразительного искусства, экспериментирующих с различными художественными материалами и техниками. Характерной особенностью арт-педагогической деятельности можно назвать то, что в изображаемом рисунке главным становится техника исполнения рисунка. Арт-педагогика ориентирована на выразительность образа, не претендуя на обучение художественной грамоте.

Опираясь на полученные результаты психолого-педагогического исследования, можно предположить, что по мере расширения технических возможностей и содержательных особенностей, арт-педагогическая технология имеет больше материальных компонентов для создания концептуальных приёмов в изобразительной деятельности, недоступных при иных методических и формальных обстоятельствах. Так с изменением представлений в понимании изобразительных возможностей, арт-педагогика способствует расширению выразительных эффектов, импровизации, экспрессивности. Арт-педагогические техники, а уж тем более материалы не несут никакого вреда личности, наоборот - вызывают позитивные эмоции, несущие в себе восприимчивость, отзывчивость к потребностям окружающих.

Литература:

1. Белый В.М., Савельева О.П. Научные основы методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству: учеб. пособие -Магнитогорск: МаГУ, 2013. - 110 с.

2. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 256 с.

3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. - 160 с.

4. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с.

5. Таранова Е.В. Анализ термина «артпедагогика» в понятийном поле педагогических и арт-терапевтических категорий// Электронный научный журнал «Педагогика и психология». - Вып. 1. - Том. 2. - Май 2012. - Режим доступа. - URL: http://www.pedagogy-and-psychology.ingnpublishing.com/ files/2012/05/esj_pp_release_4_volume_2_may_12_taranova_e.pdf (дата обращения 25.02.2016)

| SCIENCE TIME Щ

6. Ивахнова Л.А. Арт-педагогика в подготовке учителей изобразительного искусства // Вестник Омского государственного педагогического университета.

- 2015. - № 4 (8). - С. 63-65.

7. Лыкова Е.С. Критерии оценки детского рисунка // Омский научный вестник. -2015. - № 4 (141). - С. 177-181.

8. Лыкова Е.С. Технические навыки владения художественными материалами младшими школьниками // Вестник Бурятского государственного университета.

- 2015. - № 15 (1). - С. 135-138.

9. Медведев Л.Г., Чекалева Н.В. Педагогика детского изобразительного творчества// Омский научный вестник. - 2012. - № 2 (106). - С. 233-235.

10. Савлучинская Н.В., Сухарев А.И. Актуальные проблемы учреждений дополнительного образования в современном социокультурном пространстве// Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 292.

11. Савельева О.П. Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы // Актуальные проблемы теоретических и

прикладных исследований: язык, культура, ментальность. Материалы международной научно-практической конференции. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет им. Г.И.Носова - 2014. - С.237 -241.

12. Семенова М.А. Творческое использование художественных материалов в акварельной живописи // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 9. - С. 82 - 86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.