МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008
А. В. НОВИКОВА
Тольяттинский государственный университет
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ЦВЕТУ
В статье впервые представлены научно-теоретические основы подготовки будущих ху-дожников-педагогов к обучению учащихся цвету. Намечены пути подготовки учителя изобразительного искусства к профессиональной деятельности, включающей комплекс необходимых специальных знаний, умений и навыков по колористике; выделены основные принципы подготовки будущих художников-педагогов в области цвета, способствующие повышению уровня профессионализма будущих специалистов.
УДК 371.3:75+535.61
%
В современных условиях реформы высшего профессионального образования важнейшей проблемой является подготовка учителей изобразительного искусства, осуществляющих эстетическое воспитание и художественное образование подрастающего поколения. Высококвалифицированный специалист, обучающий детей пониманию искусства, должен обладать целым комплексом общих и специальных знаний и умений, к наиболее значимым из которых относятся знания по живописи, колористике и умение грамотно работать с цветом. Будущему худож-нику-педагогу требуется понимание особенностей визуального художественного образа, знание процессов его создания, умение работать различными живописными материалами и овладение приемами, средствами и техниками декоративно-прикладного искусства. В целом, подготовка художника-педагога к профессиональной деятельности должна осуществляться в двух направлениях: 1) развитие творческих способностей студентов, нацеленных на создание художественных произведений; 2) формирование умений, связанных с организацией педагогического процесса с целью развития творчества учащихся, приобщения их к изобразительному искусству.
В научной и методической литературе накоплен богатый теоретический материал по проблемам цвета. Вопросам закономерностей живописного изображения, приемам цветопередачи уделяли внимание еще в эпоху Возрождения такие известные художники и ученые, как Л. Б. Альберти, А. Дюрер, Леонардо да Винчи, Ч. Ченнини и др. Методические аспекты восприятия и воспроизведения цвета в процессе обучения живописи нашли свое отражение в педагогических установках выдающихся русских художни-ков-педагогов А. А. Иванова, К. А. Коровина, И. Е. Репина, В. А. Серова, В. И. Сурикова, П. П. Чистякова, Н. Н. Ростовцева, отстаивавших необходимость постановки глаза, воспитания целостного восприятия цветовых качеств натуры и передачи цветового богатства окружающей действительности [4, 5]. В исследованиях и методических рекомендациях С. С. Алексеева, Г. В. Беды, Н. Н. Волкова, А. В. Ефимова, А. С. Зайцева, Л. Н. Мироновой, С. А. Чуйкова, Г. М. Шегаля рассматривается необходимость и важность разработки проблемы формирования и развития колористического восприятия и грамотного использования цвета в профессиональной подготовке специалистов в области художественной культуры.
Кроме того, развитие способностей детей, согласно психологическим исследованиям, происходит в деятельности, требующей этих способностей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теп-лов и др.). Следовательно, возможность учащихся творчески решать колористические задачи, поставленные в государственных программах по изобразительному искусству, обеспечивается колористической подготовкой самого учителя.
Колористическая подготовка — это подготовка учителя изобразительного искусства как к собственной творческой деятельности, в которой реализуются основные компоненты колористической культуры, к созданию полноценных живописных произведений, так и к организации процесса обучения, направленного на усвоение учащимися эстетики цвета и решение колористических задач.
Анализ современных программ по изобразительному искусству показал, что на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся с основными цветовыми закономерностями и правилами использования цвета; в старших классах учащиеся овладевают цветом как средством выразительности при оценке художественных качеств произведений на основе синтеза эстетического, функционального и духовного [1, 2, 7]. Решение вопросов цветового воспитания в старших классах направлено на работу с натуры, выявление трехмерности формы цветом, передачу освещения, пространства, разработку колористического замысла композиции. Цвет на данной ступени обучения рассматривается с различных сторон: физической, психологической, символической, что позволяет учащимся использовать эти возможности при работе над живописной и декоративной композицией.
Следовательно, для профессиональной деятельности будущих художников-педагогов большое значение имеет психофизиологическая теория цвета (Р. Арнхейм, Ф. Биррен, Л. С. Выготский, М. Дери-бере, С. В. Краков, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. В. Серов, Г. Фрилинг, Г. Цойгнер, Л. А. Шварц и др.), поскольку при создании художественных произведений и в работе с детьми, учителям изобразительного искусства необходимы знания закономерностей восприятия цвета и цветового воздействия, которые позволяют корректировать и развивать как собственные колористические способности, так и учащихся. Так, рассматривая цвет в рисунках детей как выражение их состояния и настроения, учитель изобразитель-
ного искусства сможет судить о характере структуры эмоциональных установок школьников, свойствах их темперамента, что позволит выявить индивидуальное своеобразие ученика и, в соответствии с этим, подобрать наиболее адекватные и успешные методы и формы обучения.
Основным жанром изобразительного искусства, в котором работают учащиеся на протяжении всего периода обучения в школе, является натюрморт. На его основе учащиеся решают и закрепляют различные цветовые задачи, начиная с точной передачи цвета натуры (локальный цвет, плоскостное решение), лепки формы цветом, передачи пространства, освещения (обусловленный цвет) и заканчивая интерпретацией цветового строя натуры, декоративным решением, применяя приемы переработки реальных форм в декоративные, и стилизацией изображения (имитация техник декоративно-прикладного искусства: витража, мозаики, текстильного коллажа, гобелена, художественной росписи и т. д.). В связи с этим в основу подготовки будущих учителей изобразительного искусства к педагогической деятельности должно быть положено формирование умения уверенно судить об эстетической и художественной полноценности живописных произведений, проникать в сущность их цветового построения, ясно осознавать механизмы воздействия цветотональных отношений в произведениях на эмоционально-чувственную сферу восприятия человека, что является необходимым условием его дальнейшего использования при развитии цветовосприятия и цветопередачи у школьников. Будущие художники-педагоги должны знать особенности и характер использования цветовых закономерностей, выразительных возможностей цвета и цветосочетаний, объективные закономерности зрительного восприятия, оказывающие влияние на композиционно-пластическое и цветовое решение картины, особенности взаимодействия в композиции формально-структурных и эмоционально-содержательных аспектов, уметь осуществлять цветодиагнос-тику и психологический подбор цветов, создавать гармонию на плоскости в соответствии с замыслом, творчески интерпретировать цветовой строй натуры при создании стилизованных и декоративных композиций, что позволит им компетентно подойти к решению проблемы развития колористического мышления, творческих способностей, познавательных возможностей учащихся и повышения их общего культурного уровня.
Программами по изобразительному искусству предусмотрены упражнения на составление разнообразных цветовых сочетаний, выражающих конкретное отношение, настроение, состояние, поэтому особую важность для будущих художников-педаго-гов представляет изучение цветовых предпочтений, поскольку, выявляя взаимосвязь между доминирующими цветами в рисунках детей и степенью проявления творческих способностей учащихся, можно определить подверженность школьников цветовым штампам, сковывающим проявления личной индивидуальности ребенка, и предпринять соответствующие меры для их преодоления. Кроме того, рассматривая вопросы цветовосприятия, студенты имеют возможность заглянуть «внутрь себя», проанализировать собственные цветовые пристрастия и затем попытаться разнообразить свою цветовую палитру, что, в конечном счете, повлияет на качество учебных и творческих работ будущих художников-педагогов.
Проблеме цветовых предпочтений у детей уделяли внимание многие ученые (А. Пейпер, Е. Пономарева,
Е.-Л. Райх, У. Уффельман, М. Циммерман, Л. Шварц). Установлено, что не все цвета в одинаковой мере привлекают внимание детей. Дошкольники и дети младшего школьного возраста любят яркие и чистые цвета (красный, синий, желтый). Очень важным для ребенка является эффект новизны (если к цветам, которые ребенок видит постоянно, добавить какой-то новый, то первое время, пока ребенок не привыкнет к новому цвету, этот цвет привлекает его внимание в наибольшей степени). Исследования также показали, что цветовое предпочтение изменяется с возрастом: в пределах шкалы чистых спектральных цветов оно изменяется от группы теплых к группе холодных цветов.
В процессе обучения школьников цветовой грамоте учитель знакомит их с цветовыми эталонами (цветовой круг, цветовой и светлотный ряд), применение которых в работе с цветом служит условием для развития различительных, аналитико-синтетических способностей учащихся и эмоциональной культуры их восприятия.
Известно, что восприятие связано с мышлением, познавательной деятельностью. Восприятие человека — не только чувственный образ (эмоции), но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Цвет, как и форма, выполняют две наиболее характерные функции восприятия: они передают выразительность и позволяют нам посредством сопоставления объектов и событий приобрести о них определенные знания.
В работе художника процесс художественного изображения и процесс художественного восприятия образуют взаимодействующее единство. Творчество обусловлено восприятием, но и само восприятие в известной мере обусловлено изображением художественно воспринятого им. Оно подчинено условиям изображения и преобразовано в соответствии с ними. Художественное изображение воспринятого не только выражает, но и формирует восприятие художника. Оно воспитывает и, значит, формирует восприятие людей, которые на художественных произведениях учатся по-настоящему воспринимать мир [3]. Вследствие этого колористическая подготовка будущих художников-педагогов, включающая понимание сущности явления цветовой выразительности и использование его качеств в живописных работах, требует специального изучения особенностей зрительного восприятия цвета, включающего физические и психологические стимулы. Будущим художни-кам-педагогам не обойтись без учета этих реакций в процессе творческой и педагогической деятельности, поэтому им требуется целенаправленное исследование данных аспектов цвета.
На уроках изобразительного искусства происходит интеграция разных видов художественно-творческой деятельности ребенка. Актуальными упражнениями для решения проблемы цвета с учащимися являются упражнения на дистрибуцию цвета [7]. Эти упражнения направлены на усвоение цветовых закономерностей, на развитие абстрактного мышления и обобщенного восприятия. Школьники выполняют задания на передачу настроения музыкальных произведений свойствами ритма, цвета, тона, упражнения на нарастание, убывание пятен цвета в своем зрительном значении, выкристаллизовывая наиболее характерные абстрагированные образы действительности, запечатлевшиеся ранее в памяти, поэтому будущим художникам-педагогам необходимо научиться осознанно использовать возможности цвета, а для этого требуется овладение знаниями о цветовом воздействии.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008
Большое количество заданий по школьным программам по изобразительному искусству посвящено изучению цветовых закономерностей (цветовой контраст), основ цветоведения (получение различных композиционных сочетаний теплых и холодных цветов, различных по светлоте и насыщенности, с доминантой какого-либо цвета и т.д.), правил работы гуашью. На уроках закрепляются представления о различных цветовых гаммах, поэтому важную роль в профессиональной деятельности будущего учителя изобразительного искусства играют знания по теории цветовой гармонии. Овладевая ими, студенты более свободно начинают оперировать цветом и экспериментировать с цветовым множеством, выявляя собственные выразительные сочетания.
Следует также отметить, что изучение теории цветовой выразительности будет способствовать художественно-творческой деятельности будущих учителей изобразительного искусства, поскольку выразительность связана с эмоциональным опытом людей, а выразительные цветовые сочетания несут в себе элементы познания жизни, отголоски человеческих чувств, настроения.
Основные принципы обучения будущих худож-ников-педагогов в области цвета должны сводиться к следующему: целенаправленное изучение цвета необходимо выстраивать от простого к сложному посредством целой системы упражнений, позволяющих практически освоить содержание многих понятий из области цвета [6]; освоение цветовых закономерностей должно осуществляться через упражнения абстрактного характера и сопоставления цветовых материалов на плоскости, направленных на подбор и соединение в различных сочетаниях цветовых выкра-сок; теоретические знания о цвете должны включать рассмотрение таких аспектов проблемы, как физические основы цвета, физиология зрительного восприятия, психология восприятия цвета и теория гармонии; практические занятия должны быть направлены на развитие комбинаторных способностей студентов, умения анализировать произведения изобразительного искусства и активизацию творческого потенциала будущих художников-педагогов.
Следовательно, подготовка будущего учителя к педагогической деятельности, к обучению учащихся цвету, включает в себя развитие колористического восприятия, «постановку глаза» художника-педагога, а также систему специальных знаний и умений по колористике, к которым относятся: знания закономерностей цветовой композиции, зрительного восприятия цвета, исторического аспекта проблемы применения цвета в изобразительной деятельности; освоение теоретических понятий в области цвета; изучение формообразующих и психофизиологических свойств цвета, его выразительных особенностей и закономерностей, методов, форм, приемов и средств образного выражения; опыт творческой деятельности, предполагающий осуществление цветовой ор-
ганизации плоскости через творческую интерпретацию цветового строя натуры, мысленную переработку полученной зрительной информации о цвете и перевод ее на язык декоративно-прикладного искусства; профессионально-оценочные знания и умение производить колористический анализ художественного произведения; владение навыками и техническими приемами составления цветовых сочетаний гуашью и из цветной бумаги и др.
Таким образом, подготовка будущих художни-ков-педагогов к обучению учащихся цвету является важнейшей проблемой общей системы обучения на художественно-графическом факультете и связана с развитием у студентов восприятия цвета, способности к воспроизведению его в учебно-творческих работах, что во многом способствует повышению уровня профессионализма будущих специалистов. Изучение цветовой грамоты, включающей перечисленные выше закономерности, обеспечивает подготовку квалифицированных художников-педагогов для средней школы, способных вести обучение изобразительному искусству на высоком теоретическом уровне, направленное на практическое решение колористических задач учащимися.
Библиографический список
1. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство: Рисунок. 1 — 11 кл. Живопись. 1 — 11 кл. Основы живописи 5 — 9 кл. Основы дизайна. 5 — 9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 — 8 кл. — 4-е изд. — М. : Дрофа, 2002. — 288 с.
2. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1 — 9 классы: с краткими методическими рекомендациями / Б.М. Неменский, Н.Н. Фомина, Н.В. Гросул и др. — М. : Просвещение, 1994. — 174 с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб. : Питер, 2004. — 713 с.
4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе : учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. — М. : «Просвещение», 1974. — 246 с.
5. Ростовцев Н.Н. О педагогической деятельности и методах преподавания. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2002. — 246 с.
6. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий ; под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. — М. : 1968. — 134 с.
7. Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. — Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2002. - 283 с.
НОВИКОВА Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства.
Статья поступила в редакцию 10.10.08 г.
© А. В. Новикова