Научная статья на тему 'Компьютерные технологии общей физической подготовки студентов'

Компьютерные технологии общей физической подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ / УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чупанова Нина Вадимовна, Омаров Омаркады Магомедзагирович

Рассматривается проблема использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ) специалистами по физической культуре и спорту в общеобразовательной и высшей школе. Показаны большие потенциальные возможности применения компьютерных технологий в физическом воспитании школьников и студентов, в частности, в процессе их физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чупанова Нина Вадимовна, Омаров Омаркады Магомедзагирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерные технологии общей физической подготовки студентов»

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

© 2012 Чупанова Н.В., Омаров О.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

Рассматривается проблема использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ) специалистами по физической культуре и спорту в общеобразовательной и высшей школе. Показаны большие потенциальные возможности применения компьютерных технологий в физическом воспитании школьников и студентов, в частности, в процессе их физической подготовки.

The article deals with the problem of using the information and computer technologies (ICT) by the physical training and sport specialists at the secondary and higher school. They show the great potential in using the computer technologies in schoolchildren ’s and students ’ physical education, in particular, in the process of their physical training.

Ключевые слова: информатизация физического воспитания, компьютерные

технологии, автоматизированная информационная система, управление учебным процессом, управление физической подготовкой студентов.

Keywords: physical education informatization, computer technologies, automatized information system, educational process management, students’ physical training management.

Одной из ведущих тенденций в развитии современного общества является его ярко выраженная информатизация, что обусловливает необходимость все более широкого внедрения информационно-

компьютерных технологий и в сфере образования [1. С. 18-19; 2. С. 332; 4. С. 54-57; 7. С. 237-240]. Использование современных ИКТ в образовании способствует:

- совершенствованию стратегии отбора содержания образовательных программ, методов и организационных форм обучения в соответствии с задачами развития личности в условиях информационного общества;

- расширению видов учебной деятельности при условии реализации современных технологий;

- переходу от иллюстративнообъяснительного обучения к

проблемному, творческому, что предусматривает овладение учащимися

умениями самостоятельно приобретать новые знания, используя технологии информационного взаимодействия с имитационными моделями объектов, процессов, явлений [7. С. 230-236].

Изучение вопроса применения компьютерных технологий в области физической культуры и спорта показало, что эта проблема является актуальной. Из проведенного исследования

литературных источников очевидно, что компьютерные технологии позволяют совмещать функции накопления, длительного хранения, анализа, систематизации огромных и полезных массивов информации,

индивидуализации, оценки

подготовленности обучаемого по каждому из известных двигательных качеств. Вполне возможен

индивидуальный «компьютерный»

подход и, в частности, персонализация рекомендаций по коррекции, например, выявленных отставаний в физической

подготовленности путем их вывода на печатающее устройство по запросу пользователя. Все отмеченное лежит в основе управления процессами развивающего воздействия в области физической культуры.

К сожалению, несмотря на высокий потенциал современных ИКТ, они не нашли еще широкого применения в образовательной деятельности

специалистов по физической культуре и спорту. Большинство из них не подготовлены к работе в условиях информатизации как профессионально, так и психологически; не имеют четкого представления о том, где и с какой целью использовать возможности персонального компьютера, какие программные продукты должны это обеспечить, как работать в условиях информатизации общества.

Приобретение компьютерной

грамотности позволит изменить построение процесса обучения, стиль общения, методы преподавания. С другой стороны, создание технологий с использованием учебной компьютерной техники по предмету «Физическая культура» предоставит возможность учащимся самостоятельно исследовать, например, структуру того или иного упражнения, опробовать на экране монитора варианты техники его выполнения, соотнести их с конечным результатом, скорректировать свои действия на основе рефлексии, сформировать в мышлении модель разучиваемого физического упражнения [5. С. 45-47].

По мнению П. К. Петрова, в качестве основных направлений использования компьютерной техники в области физической культуры и спорта можно выделить:

- создание и использование программ контроля и самоконтроля знаний по различным спортивно-педаго-гическим дисциплинам;

- обучающие мультимедиа системы;

- создание и использование баз данных;

- моделирование компьютерных соревнований, тактических действий и педагогического процесса;

- использование для обслуживания соревнований;

- использование в организации и проведении научных исследований;

- автоматизированные методы психодиагностики;

- автоматизированные методы спортивно-педагогической деятельности;

- автоматизированные методы функциональной диагностики [3. С. 6-9].

В связи с этим логично заключить, что данный спектр применения компьютера должен найти свое отражение в квалификационных характеристиках специалистов, в требованиях Федерального

государственного образовательного стандарта третьего поколения. Таковые представлены в виде следующих общекультурных и профессиональных компетенций выпускника по профилю «Физическая культура» (направление подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация

«бакалавр»)):

- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

- готов применять современные

методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного

процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- способен использовать

возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебновоспитательного процесса (ПК-4).

Большие потенциальные

возможности в физическом воспитании школьников и студентов видятся в использовании компьютерных

технологий (КТ) в процессе физической

подготовки учащихся, где КТ функционируют как в качестве средства, так и метода развивающего образовательного воздействия на учащихся.

Возможности КТ заключаются в создании «информационного банка» данных, систематизации педагогической информации, в оперативном

предоставлении ее по запросу пользователя, применении информации в учебных целях, анализе и оценке результатов педагогических воздействий по принципу обратной связи.

В данном процессе особая роль отводится учащемуся как активному пользователю компьютерными

программами, что позволяет расширить границы индивидуализации процесса подготовки специалиста и является важной предпосылкой для

использования компьютерных

технологий в учебном процессе с целью управления физической подготовкой учащихся. Особо важным это обстоятельство является для высшей школы, так как модельная характеристика (компетентности)

выпускника педагогического вуза (заложена в ФГОС ВПО третьего поколения - 050100 Педагогическое

образование) предусматривает в качестве основных следующих знаний и умений:

- устойчивого представления о роли

физической подготовки в

общекультурном, профессиональном развитии специалиста;

- знание основ физической подготовки и здорового образа жизни;

- умение использовать физкультурноспортивную деятельность для

укрепления здоровья, жизненных и профессиональных целей (ОК-5; ПК-7) [8].

Для принятия управленческого решения педагог должен иметь

соответствующий «инструмент»,

обеспечивающий результативное

осуществление коррекции проявляемых физических качеств. Решение данной проблемы мы видим в заложенных возможностях компьютерной

контролирующей и обучающей

программы, которая анализирует результаты педагогического контроля и выдает конкретные рекомендации в соответствии с уровнем

подготовленности студентов.

Принятие управленческого решения с помощью компьютерной техники возможно, как было отмечено, если преподаватель имеет навыки

пользователя, уверенно работает на компьютере, владеет самой

компьютерной программой,

позволяющей ему осуществлять управление. Преподаватель должен иметь технологическую связь с такой программой, знать содержание каждого упражнения, которые «предлагает» компьютер, и особенности воздействия их на организм студента.

Однако этим не ограничивается принятие управленческих решений. Важное место в данном процессе отводится формированию и

осуществлению оперативных

управленческих решений

непосредственно в процессе

практических занятий, в ходе контролируемой самоподготовки, и все это - в органической взаимосвязи с выданными компьютерными

рекомендациями по воздействию на «отстающие» двигательные качества. При этом преподаватель должен уметь разъяснить студенту то, что ему непонятно в компьютерных

рекомендациях.

Повышение качества управления подразумевает обоснование методики контроля в процессе физической подготовки студентов. Под «контролем», как правило, понимается наблюдение с целью проверки. В свою очередь, наблюдение - это целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.

Педагогический контроль можно условно подразделить на

непосредственный педагогический

контроль, что включает в себя взаимосвязь преподавателя и обучаемого и на применение компьютерных технологий: регистрация полученной

информации, анализ полученных данных, математическая обработка и т. д.

Педагогический контроль в системе «преподаватель - студент» заключается в том, что преподаватель контролирует исходный уровень физической подготовленности и полученный

результат заносит в протокол регистрации контрольного теста, затем полученные результаты переносятся в сводный журнал.

Для управления развитием

физических качеств с помощью компьютерной техники необходимо соответствующее информационное и программное обеспечение. В частности, на основе анализа специальной

литературы по данной проблеме, нами предложена методика информационного обеспечения, которая отражена на схеме (рис.).

Для оценки эффективности

применения компьютерных технологий на занятиях по физической культуре применяются, как правило, три основных критерия:

- эффективность управленческих решений;

- сравнительные затраты рабочего

времени преподавателя физической культуры при использовании

компьютерных технологий и без них;

- изменения показателей физической подготовленности учащихся.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Справочная информация о студентах: Ф.И.О., пол, год поступления в вуз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация о физическом развитии студентов: наименование показателей физического развития, их результаты в конкретном семестре обучения

«Оценочные таблицы»: включают модельные параметры отдельных тестов, характеризующих состояние физической подготовленности студентов

Графические модели управления развитием физических качеств: вертикальные и горизонтальные «ветви» - уровни, где указываются результат испытания и рекомендуемые тренировочные воздействия

Программы-комплексы упражнений: содержание,

дозировка, темп выполнения, интервалы отдыха и методические указания

СТУДЕНТЫ

Рис. Компоненты методики информационного обеспечения при управлении развитием физических качеств студентов на основе КТ

Первый критерий содержит

«экспертную оценку» рекомендуемых комплексов упражнений реализуемой программы. Второй критерий отражает сравнительные затраты рабочего времени при двух методах управления -с помощью КТ и без них. Третий критерий характеризует общую

величину сдвигов в уровне развития двигательных качеств как следствие использования КТ.

Актуальность использования

компьютерных технологий с позиции автоматизации управления физической подготовкой студентов представляется обоснованной и подтверждается

недостаточно активной и эффективной работой кафедр физического воспитания высших учебных заведений г. Махачкалы.

Так, нами было установлено, что как такового «банка информации» о физической подготовленности студентов у преподавателей физической культуры не имеется: вся информация в основном сводится к учету успеваемости, которая отражается в журнале. Но показатель успеваемости не позволяет установить, какие двигательные качества «отстают» в развитии у конкретного студента, какие индивидуально направленные физические упражнения (и в каком объеме) он должен выполнять для достижения нормативного уровня подготовленности.

Таким образом, основная позиция в управлении - информация о физическом состоянии студента -

«неудовлетворительная». Как следствие, качество управленческих решений также оказывается неудовлетворительным: без наличия «банка информации» они принимаются несистемно, носят общий характер, сводящийся зачастую к тому, что студенту даются не конкретные программы-комплексы упражнений, а общие устные рекомендации типа «больше времени уделять

физподготовке».

Практически не осуществляются в учебном процессе контроль за эффективностью педагогических

воздействий и соответствующая их коррекция. Следовательно, процесс управления физической подготовкой учащихся можно оценить как «неуправляемый». Вся работа по физической подготовке студентов определяется не по конечному результату, а чаще всего по объему выполненной работы (используемые критерии - время, расстояние, количество повторений).

Все вышеотмеченное послужило основанием для исследования возможности и эффективности применения компьютерных технологий с целью автоматизации управления физической подготовкой студентов.

Прежде всего необходимо обосновать и разработать методику использования КТ, для чего нами был определен объем информации, необходимый для эффективного управления физической подготовкой студентов (как правило, он заключается в пяти показателях развития двигательных качеств, получаемых с помощью тестирования).

Соответственно, из специальной литературы были выбраны известные информативные тесты, доступные для выполнения студентами (в них входили и показатели, используемые в учебной программе по ФК) с определенной аутентичностью, гарантирующей их информативность - степень точности теста, с какой он измеряет способность, для оценки которого используется; их надежность - воспроизводимость показателя при повторных выполнениях теста; объективность - изменение показателя теста при различных испытаниях.

Таким образом, нами были выделены три уровня показателей тестов: высокий, средний и низкий, - каждый из которых, в свою очередь, подразделялся на три подгруппы, на основе чего была составлена оценочная таблица, в которой каждому показателю соответствовало девять контрольных значений, расположенных в таблице слева направо по убывающему уровню.

Следующим этапом исследования послужил выбор программ-комплексов упражнений, направленных на определенное двигательное качество с целью повышения его уровня - от низкого (отстающего) до среднего (нормативного). Комплексы упражнений и их дозировка подбирались на основе данных литературы, обобщенного и собственного педагогического опыта.

Была построена графическая

зависимость между уровнем развитости двигательного качества и определенной программой-комплексом упражнений на принципе граф-модели. Граф-модели являлись основой программы,

закладываемой в компьютер. Получив информацию о состоянии двигательного качества, компьютер, на базе внесенной

граф-модели, выдавал соответствующую программу-комплекс упражнений.

Результаты тестирования кодировались по принципу файлов и вносились в компьютер, который выдавал

информацию: какие качества являются «отстающими», какие сдвиги произошли по сравнению с предыдущим обследованием и какие программы-комплексы упражнений рекомендуются.

Программа была направлена на развитие двигательных качеств студентов, где главной целью ставилось доведение состояния «отстающих» двигательных качеств до

«нормативного» уровня и выше, что и было положено в основу разработанной программы управления физической подготовкой студентов.

Для исследования эффективности предложенной программы был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты (54 юноши) 1-го курса филиала Дагестанского государственного педагогического

университета в г. Избербаше.

Разница в процессе управления физической подготовкой между

экспериментальной (ЭГ) и контрольной группами (КГ) состояла в том, что в первой использовались компьютерные технологии, а во второй - общепринятая методика. В ЭГ осуществлялся не только

исходный и итоговый контроль физической подготовленности, но и контроль на промежуточных этапах, что в корне меняло процесс управления, так как позволяло получить картину физической подготовленности в ее динамике, оценивать результаты педагогических воздействий и корректировать их. Компьютерная обработка информации позволяла выявлять у студента отстающие качества и выдавать рекомендации, то есть программы-комплексы соответствующих упражнений в напечатанном виде. По существу разница была не в двух вариантах управления, а в том, что в ЭГ применение компьютерных технологий по разработанной методике позволяло осуществлять реальное управление физическим развитием, тогда как в КГ управление этим процессом фактически носило формальный характер.

По результатам проведенного исследования было установлено, что у студентов ЭГ отмечалось более выраженное, чем в КГ, повышение уровня двигательных качеств, но самое важное - это повышение произошло преимущественно за счет нормализации уровня отстающих физических качеств (табл.).

Таблица

Показатели прироста уровня физической подготовленности студентов 1 курса ЭГ и КГ после эксперимента

Результаты исследования

Тесты Группы Исходные показатели Конечные показатели Общий Р

М1 ±m1 М2 ±m2 прирост

Бег 100 м (сек) ЭГ КГ 13,5 13,4 0,05 0,04 13,2 13,5 0,08 0,04 0,3 -0,1 <0,05

Челночный бег 10x10 м ЭГ КГ 27,5 27,9 0,2 0,2 27,0 28,3 0,2 0,4 0,5 -0,4 <0,05

Бег (кросс) 5000 м ЭГ 24,30 0,2 23,58 0,4 0,32 <0,05

(мин, сек) КГ 24,44 0,2 24,47 0,6 -0,03

Наклон вперед (± см) ЭГ КГ -3,1 -3,2 0,3 0,7 -1,5 -3,0 0,4 0,3 1,6 0,2 <0,05

Подтягивание на перекладине (кол-во раз) ЭГ КГ 10,5 10,1 0,3 0,3 12,4 10,7 0,6 0,6 1,9 0,6 <0,05

Итак, управление физической подготовкой, основанное на

компьютерных технологиях, более

результативно (в сравнении с

общепринятой методикой), что выражается в значительном повышении уровня развития двигательных качеств у студентов к концу эксперимента.

Результаты исследования позволяют полагать, что применение компьютерных технологий в управлении физической подготовкой студентов не только дает

лучший эффект, но и является условием выбора для оптимального управления этим процессом.

Примечания

1. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Информационная культура специалиста как фактор внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2001. № 12. С. 18-19. 2. Педагогика / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др. / под ред. Л. П. Крившенко. М., 2004. 432 с. 3. Петров П. К. Современные информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту (возможности, проблемы, перспективы) // Теория и практика физической культуры. 1999. № 10. С. 6-9. 4. Петров П. К., Дмитриев О. Б., Ахметзянов Э. Р. Современные информационные технологии в системе повышения квалификации и непрерывном образовании специалистов по физической культуре и спорту (проблемы и пути решения) // Теория и практика физической культуры. 2001. № 12. С. 54-57. 5. Петров П. К. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в условиях информатизации общества // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 5. С. 45-47. 6. Семенов Л. A. Содержание и нормативные основания оценки физической подготовленности при проведении мониторинга // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 6. С. 16-20. 7. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд. М. : Издательский центр «Академия», 2009. 400 с. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование. URL:http://www.fgosvpo.ru 9. Хасин Л. А., Рафалович А. Б. Тест для оценки

физической подготовленности студентов институтов физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1995. № 12. С. 43-48.

Статья поступила в редакцию 30.07.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.