современном обществе : материалы Всероссийской научной конференции. - Хабаровск, 2007. - С. 82-84.
5. Динаев, Б.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов в вузах пожарно-технического профиля / Б.М. Динаев // Вестник государственного университета управления. - 2009. - № 11. - С. 13-16.
6. Ключников, А.В. Исследование подготовленности курсантов инженерных институтов МЧС Республики Беларусь во взаимосвязи с их профессиональной деятельностью / А.В. Ключников, А.Г. Нарскин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 11 (93). - С. 49-54.
REFERENCES
1. Vladimirov, V.A., Vorobiev Yu.L., Osipov V.I. and Shoigu S.K. (2002), Natural Hazards and Society. publishing house “Crook-Prestizh”, Moscow.
2. Bariev, E.R. (2006), “The Role of agencies and units of Emergency Situations in the system of national security of the Republic of Belarus”, Management problems: scientific journal, No. № 4, pp. 57-60.
3. Bondarenko, L.Y. (2008), The preparation of firemen and rescuers, publishing house “Medical training”, Moscow.
4. Gavrilenko, E.S. Gavrilenko T.V. and Barmina O.S. (2007), “The adaptation problem of the rescuers of the Ministry of Emergency Situations in the stressful conditions”, Physical Education and sport in modern society: materials of All-Russian scientific conference, Khabarovsk, pp. 82-84.
5. Dinaev, B.M. (2009), “Students’ professional applied physical education in the fire-engineering institutes”, The reporter of the State University of Management, No. 11, pp. 13-16.
6. Kluchnikov, A.V. and Narskin A.G. (2012), “The research of the students’ competence in the correlation with their professional occupation in the engineering institutes of the Ministry of Emergency Situations in the Republic of Belarus”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 93, No. 11, pp. 49-54.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.01.2014.
УДК 378.014
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оксана Сергеевна Павлюк, аспирант,
Хмельницкий национальный университет (ХНУ), Украина, г. Хмельницкий
Аннотация
В статье отображены результаты исследования реального состояния составляющих, показателей и элементов самосовершенствования преподавателя физического воспитания в процессе профессиональной деятельности. В качестве методики исследования использовались анкеты, разработанные нами для изучения теоретико-методического уровня, компьютерной грамотности. Педагогическое общение определялось с помощью самооценки преподавателя собственного уровня общительности, для определения физических качеств были подобраны тесты оценки физической подготовленности с учётом возрастных показателей. В результате исследования выявлены элементы самосовершенствования педагогов, которые наиболее развиты и отстающие стороны профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания.
Ключевые слова: самосовершенствование, преподаватель физического воспитания, профессиональная деятельность, компьютерная грамотность, педагогическое общение, физические качества, теоретико-методическая подготовленность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p133-139
DEFINING THE ACTUAL INDEXES OF SELF-IMPROVEMENT OF THE PHYSICAL-TRAINING TEACHER IN THE PROCESS OF THE OCCUPATIONAL
ACTIVITY
Oksana Sergiivna Pavliuk, the post-graduate student,
Khmelnitsky National University, Ukraine, Khmelnitsky
Annotation
This article deals with the results of the actual indexes and elements of the self-improvement of the physical-training teachers in the process of the occupational activity. We used the questionnaire for the investigation of the theoretical and methodical level, computer knowledge. Pedagogical communication has been defined with the help of self-appraise of the teacher of his or her communication level. We made tests for checking the physical abilities according to the age. In the result of this research, we found elements of the self-improvement of teachers, who are the best specialists in the field of physical training.
Keywords: self-improvement, physical-training teacher, occupational activity, computer knowledge, pedagogical communication, physical abilities, theoretical and methodological preparation.
ВВЕДЕНИЕ
Как бы качественно и грамотно не был построен учебный процесс в вузе, он не может полностью обеспечить формирование высококвалифицированного специалиста. Огромные изменения происходят с работником в процессе профессиональной деятельности, обусловленные как особенностями, спецификой труда так и общественноэкономическим прогрессом. Именно поэтому актуален вопрос непрерывного образования. Особенно это касается педагогов, поскольку они должны обладать всеми инновациями в педагогической сфере, новейшими технологиями, методиками преподавания и др.
Существенное значение в этом аспекте отводится вопросам профессионального самосовершенствования специалиста. Самосовершенствование преподавателя в процессе профессиональной деятельности способствует повышению уровня педагогического мастерства, приобретению новых и совершенствованию приобретенных знаний и умений, необходимых для продуктивной педагогической деятельности.
Проведенный теоретический анализ литературы, посвященный профессиональной деятельности, детальный анализ самой педагогической деятельности преподавателя физического воспитания, позволил нам определить главные составляющие профессионального самосовершенствования, к которым были отнесены: физическое самосовершенствование, теоретико-методическое самосовершенствование, самосовершенствование компьютерной грамотности и самосовершенствование педагогического общения. К физическому самосовершенствованию отнесены физические качества (сила, координация, быстрота, гибкость, выносливость), физиологические показатели (сердечно-сосудистая и дыхательная системы), морфологические показатели (жировой и мышечный компоненты), двигательные умения (объем движений и техника движений). Среди показателей теоретико-методического самосовершенствования нами выделены знания (основ здорового образа жизни, форм проведения занятий, средств физического воспитания, методов контроля (самоконтроля), терминологии, инновационных подходов). Самосовершенствование компьютерной грамотности включает в себя умение работать с информацией (Интернет, использование электронных ресурсов), навыки работы с компьютером (работа с офисными программами, работа с операционной системой), умение использовать компьютерные технологии (Moodle - модульная динамическая объектно-ориентированная среда для обучения; электронный документооборот). Самосовершенствование педагогического общения включает в себя невербальное (жестикуляция, мимика, пантомимика) и вербальное (словарный запас, выразительность речи, диалог, монолог, полилог) [1].
Дальнейшее построение процесса профессионального самосовершенствования преподавателя невозможно без установления исходного состояния его показателей. Определение реального состояния позволит выявить отстающие стороны, на которые нужно в дальнейшем обращать основное внимание и уделять больше времени. Именно эти обстоятельства определили цель дальнейшего нашего исследования, которая состояла в определении реального состояния преподавателя физического воспитания.
МЕТОДИКА
Тестирование реального состояния показателей, элементов и составляющих было проведено педагогами физического воспитания высших учебных заведений. Во время тестирования проводилось педагогическое наблюдение с целью установления степени достоверности результатов. Полученные результаты были переведены в баллы. Для этого использовалась 9-ти бальная пропорциональная шкала. После этого все оценки были обработаны с помощью методов математической статистики.
Для определения таких составляющих профессионального самосовершенствования как теоретико-методическая, педагогическое общение, компьютерная грамотность, были использованы специальные анкеты. Все ответы были оценены в 1, 0,5 и 0 баллов. Максимальная оценка, которую могли получить специалисты, была 8, которая указывала на достаточно высокий уровень знаний или умений, а минимальной оценкой было - 0. Это позволило уравнять значения в тестах с физической подготовки с максимальными результатами других составляющих профессионального самосовершенствования. В свою очередь это дало нам возможность сравнивать результаты тестирования и анкетирования различных сторон самосовершенствования преподавателя, которые измеряются как в количественных, так и в качественных показателях.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Констатирующий эксперимент показал (рис. 1), что наилучшие оценки среди составляющих самосовершенствования отвечают теоретико-методической подготовленности преподавателя физического воспитания - это в среднем составляют 6,96 балла. Ввиду этого можно утверждать, что наибольшее внимание преподаватели физического воспитания уделяют самосовершенствованию собственных профессиональных знаний для того чтобы владеть современными педагогическими технологиями, инновациями в сфере физического воспитания. Компьютерная грамотность педагога находится на втором месте с показателем 5,53 балла. Этот результат мы объясняем тем, что одним из требований современного образования является использование компьютерной техники, которая необходима для повышения качества учебного процесса, так и для полноценной профессиональной деятельности. Педагогическое общение преподавателя физического воспитания имеет 5,25 балла. Такая оценка указывает на то, что общение преподавателя физического воспитания со студентами требует большего совершенствования. Оценка физического состояния педагога составляет 5,20. Это объясняется тем, что большинство преподавателей стали меньше времени и внимания уделять совершенствованию своих физических качеств.
Физическое состояние преподавателя физического воспитания является важной составляющей в его педагогической деятельности. Именно поэтому в исследовании реального состояния показателей профессионального самосовершенствования преподавателя была проведена самооценка физического состояния с помощью подобранных тестов физической подготовленности.
Педагогическое общение
Теоретике методическая подготовленно сть
Компьютерная грамотность
Физическая подготовленность
0 2 4 6 8
6,96
5,53
Рис. 1. Реальное состояние профессионального самосовершенствования преподавателя
физического воспитания
На основании анализа результатов тестирования (рис. 2) было выявлено, что лучший показатель среди физических качеств в тестировании гибкости и составляет 6,93 балла. Несколько меньший показатель в тестировании выносливости - 6,02 балла. Индекс развития мускулатуры преподавателя физического воспитания составляет 5,56 балла. Силовые качества - 5,35 балла, и 5,30 - проба Руфье, которая характеризует деятельность сердечно-сосудистой системы. Оценка координационных способностей составляет 4,86 балла, и 4,14 - результаты тестирования дыхательной системы.
15 „ 18
4 12 14 ю г Л
1 ЙЕ ЙЩГ 1 ІІ іЦЦ ; | ■' , я 10 Ш 13 1 і » V 222з
Рис. 2. Оценка элементов реального состояния профессионального самосовершенствования преподавателя физического воспитания
1 - сила, 2 - координация, 3 - быстрота, 4 - гибкость, 5 - выносливость, 6 - сердечно-сосудистая система, 7 - дыхательная система, 8 - мышечный компонент, 9 - умение работать с информацией Интернет, 10 - использование электронных ресурсов, 11 - работа с офисными программами, 12 -работа с операционной системой, 13 - умение использовать МооШе, 14 - электронный документооборот, 15 - знание основ здорового образа жизни, 16 - знание форм проведения занятий, 17 - знание методики проведения занятий; 18 - знание средств физического воспитания, 19 - знание методов контроля (самоконтроля), 20 - знание терминологии, 21 - знание инновационных подходов, 22 - жестикуляция, 23 - мимика, 24 - пантомимика 25 - словарный запас, 26 - выразительность речи, 27 - диалог, 28 - монолог; 29 - полилог.
Наименьший показатель 3,42 бала у такого физического качества как быстрота. Изучение компьютерной грамотности проводилось на основании разработанной нами анкеты, в которой педагоги оценивали собственные умения работы с компьютером и знания в области компьютерных технологий.
В процессе исследования компьютерной грамотности преподавателя физического воспитания были выявлены (рис. 2), высокие показатели в умении педагогами вести электронный документооборот в собственной педагогической деятельности - 7,01 балла.
Современный преподаватель должен самостоятельно уметь работать на компьютере, создавать и вести электронные журналы, заполнять электронную документацию, выполнять различного рода отчетность - именно поэтому педагоги концентрируют свое внимание на совершенствовании этой составляющей компьютерной грамотности.
На втором месте - работа с операционной системой компьютера и составляет 6,99 балла. К этим умениям мы отнесли: умение создавать, удалять, переименовывать и восстанавливать файлы и папки; загружать файлы из Интернета; записывать, хранить, копировать и перемещать информацию с различных носителей (диски, флешки и т.д.); создавать ярлыки для файлов которые часто используются; осуществлять поиск информации на компьютере; устанавливать, настраивать операционную систему; настраивать доступ к ресурсам персонального компьютера. Самостоятельная работа с компьютером невозможна без этих умений, поэтому работа с операционной системой преподавателя физического воспитания получила такой высокий средний балл. Использование электронных ресурсов в собственной педагогической деятельности была оценена в 5,80 балла. В настоящее время большой доступ к различным электронным ресурсам (электронные журналы, электронные книги; базы данных; официальные документы, учебные материалы; публикации, диссертации, электронная аудио- и видеоинформация; поисковые системы, сайты; мультимедийные продукты), что дает возможность использовать их для подготовки к учебным занятиям, использование их для научной деятельности и обмена информацией между специалистами. Несколько меньше оценка в работе с МооШе - 5,35 балла. Ее можно объяснить тем, что не все преподаватели физического воспитания могут создавать курс, наполнять материалом для обучения, разрабатывать опросники, создавать презентации. Использование офисных программ преподаватели физического воспитания оценили в 4,06 балла и использования средств Интернет в своей профессиональной деятельности 4,00 балла. Это свидетельствует о том, что преподаватели не в достаточной степени умеют использовать различные офисные приложения и не все средства Интернет используют в своей профессиональной деятельности.
Теоретико-методическая подготовленность специалиста определялась с помощью разработанной нами анкеты, в которой были вопросы, которые касались теоретикометодического компонента.
Полученные результаты исследования теоретико-методического компонента преподавателя физического воспитания (рис. 2) свидетельствуют о том, что лучше педагоги обладают знаниями средств физического воспитания и это составляет - 7,67 балла. Знание средств физического воспитания играет важную роль в педагогическом процессе, ведь от этого зависит качество проведения занятий. Немного меньше оценка знание основ здорового образа жизни - 7,53 балла. Преподаватели физического воспитания должны обладать этими знаниями в совершенстве для того, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни среди студентов и на собственном примере демонстрировать основы здорового образа жизни. Также высокий показатель знания форм проведения занятий преподавателем физической культуры - 7,24 балла. Специалист по физическому воспитанию для полноценной педагогической деятельности должен обладать различными формами проведения занятий и профессионально-прикладной направленности, тренировочными занятиями по видам спорта, с лечебной целью, оздоровительными занятиями, общей физической подготовки и другие. Знание методики проведения занятий также неотъемлемый компонент педагогической деятельности преподавателя, ведь кроме методов организации и осуществления учебных действий и операций должны хорошо владеть методами контроля и самоконтроля, методами стимулирования и мотивации учебной деятельности и именно поэтому он был оценен в 7,09 балла. В 6,72 балла было оценено владения преподавателем физического воспитания терминологии физической культуры и спорта. Это можно объяснить тем, что преподавателю вуза необходимо общаться грамотно со студентами, вести объяснения используя научную терминологию, давать четкие и понятные
команды для выполнения тех или иных упражнений, уметь вести судейство в любом виде спорта согласно общепринятой терминологии. Отрасль педагогики развивается, появляются новые методики, технологии, формы организации занятий, меняются стили педагогической деятельности, обновляются цели и содержание образования - это приводит к тому, что каждому педагогу нужно самостоятельно овладевать этими знаниями, но не всегда хватает времени или желания. Поэтому знания инновационных подходов преподавателя физического воспитания были оценены в 6,40 балла. Методы контроля, или самоконтроля получили 6,08 балла. Это можно объяснить тем, что не всегда и не все методы контроля или самоконтроля известны педагогам, и не всегда используются в профессиональной деятельности.
Самооценка педагогического общения была применена с целью определения реального уровня педагогического общения. С помощью метода средних величин были определены средние показатели каждого элемента педагогического общения и определена средняя оценка педагогического общения как составляющей педагогического самосовершенствования. Проведя детальный анализ показателей уровня педагогического общения преподавателя физического воспитания (рис. 2) мы обнаружили, что лучше педагоги обладают умением общаться в форме диалога - 6,14 балла.
Именно диалог является формой взаимодействия, которая помогает преодолеть трудности и устранить «барьеры» педагогического общения. Диалог - это форма продуктивного, бесконфликтного, конструктивного общения, это проявление уважения и доверия друг к другу во время общения, когда разговор происходит на приоритетных началах (позиции студента и преподавателя одинаковы), обсуждаются возможности поиска согласия, определение в общих средствах устранения «барьера» общения [2, С. 253].
Это значит, что преподаватели физического воспитания хорошо умеют вести двусторонний обмен информацией со студентом в форме вопросов и ответов. Ведь при выполнении заданий на занятии по физическому воспитанию у студентов могут возникать разного рода вопросы о механизме влияния физической нагрузки на организм, об упражнениях которые необходимо выполнять для развития той или иной группы мышц и другие. Общение в форме полилога оценивается в 5,74 балла. Полилог - это дискуссия или беседа трех или более участников. Так как проведение занятия по физическому воспитанию несколько отличается от других академических занятий, так и здесь преподаватели часто используют общения со студентами в форме полилога при обсуждении различных вопросов физического воспитания - потому и хорошо владеют ими. Сразу три составляющие педагогического общения получили одинаковое количество баллов - 5,65 (словарный запас, выразительность речи, монолог). Это указывает на то, что словарный запас, или набор слов которым владеет преподаватель физического воспитания необходимо совершенствовать, чтобы не использовать слов паразитов и жаргонных слов при проведении занятий. Выразительность речи - это такие особенности его структуры поддерживающих интерес слушателей. Так как преподаватели физического воспитания привыкли общаться в виде команд, поэтому они не уделят значительного внимания выразительности собственного общения. Общение в виде монолога более свойственно во время доклада, лекции, выступления, объяснения и обращения к студентам, оно не в достаточной мере, и не всегда используется на занятии по физическому воспитанию. В 4,79 балла оценили преподаватели умение жестикулировать во время проведения занятий. Несколько ниже оценка умения использовать мимику 4,65 балла. В наименьшее количество баллов было оценено использование пантомимики в профессиональной деятельности - 3,70 балла.
ВЫВОДЫ
Проведя детальный анализ всех составляющих реального состояния профессионального самосовершенствования преподавателя физического воспитания, можно сде-
лать выводы, что лучше педагоги обладают знаниями средств физического воспитания (7,67), несколько уступают знания здорового образа жизни (7,54), также хорошо преподаватели владеют формами проведения занятий (7,24), прекрасно знают методику проведения занятий (7,09), также умеют самостоятельно вести электронный документооборот (7,01).
В результате проведенного исследования было выявлены отстающие составляющие профессионального самосовершенствования преподавателя физического воспитания, к которым относятся: использование пантомимики в педагогическом общении (3,69), физическое качество - быстрота (3,41), использование средств Интернет в собственной профессиональной деятельности (4,0), использование ряда офисных программ (4,06) и показатели дыхательной системы (4,13).
Проведенное нами исследование реального состояния составляющих, показателей и элементов, отнесенных к самосовершенствованию преподавателя в процессе профессиональной деятельности, позволили выявить отстающие стороны профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания.
Полученный материал в дальнейшем будет использоваться при разработке педагогической технологии, направленной на самосовершенствование преподавателя физического воспитания в процессе профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Павлюк, О.С. Складові процесу професійного самовдосконалення викладача фізичного виховання / О.С.Павлюк // Актуальні проблеми розвитку спорту для всіх: досвід, досягнення, тенденції : матеріали міжнар. наук.-нракт. конф., Тернопіль, 25-27 жовтня 2012 р. - Тернопіль, 2012. - С. 369-372.
2. Подоляк, Л.Г. Психологія вищої школи : підручник / Л.Г. Подоляк, В. І. Юрченко. - 2-е вид. - Киев : Каравела, 200S. - 352 с.
REFERENCES
1. Pavlyuk O.S. (2012), “Defining professional improving component parts of a physical training teacher”, Topical problems of sport development for everybody: experience, achievements, tendencies: Papers of The International scientific conference, Ternopil, 25-27 Oct. 2012, Ternopil, pp. 369-372.
2. Podolyak, L.H. and Yurchenko, V.I. (200S), Psychology of the high school: manual. 2 ed., publishing house “Caravel”, Kiev, Ukraine.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.01.2014.
УДК 797.21
СИНХРОНИЗИРОВАННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ
Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье исследованы возможности обучения военно-прикладному плаванию на основе синхронизированного освоения разнонаправленных навыков. Сформулировано понятие динамических объединений. Выявлено, что одновременное формирование разнонаправленных навыков предпочтительнее последовательного обучения, разнесенного но времени. Установлено, что навыки прикладного плавания являются основой для формирования динамических объединений в условиях водной среды. Представлены результаты педагогического эксперимента, характеризующие изменения показателей в плавании и стрельбе с воды.
Ключевые слова: военно-прикладное плавание, стрельба с воды, синхронизированное