УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
К.А. МАРИНЧЕНКО, старший преподаватель кафедры физического воспитания Невинномысского государственного гуманитарно-технического университета, г. Невинномысск
Тел 8(4862) 76-12-25.
пути ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования в вузе компетенции профессионально-личностного самосовершенствования у будущих преподавателей физической культуры и спорта.
Автор утверждает: компетенция профессионально-личностного самосовершенствования представляет собой систему профессионально-личностных качеств, определяющих способность специалиста к непрерывному повышению своей эффективности в профессиональной области и культурно-личностному росту.
Ключевые слова: физическая культура, студенты, профессиональная компетентность, компетенции, профессионально-личностное самосовершенствование.
Динамизм социально-экономических преобразований в России, возрастание роли творческой личности в этих процессах, гуманизация и демократизация общественных отношений, интеллектуализация труда и человеческой деятельности повышают требования к профессиональной подготовке специалистов. На современном этапе развития системы образования ее отличительной особенностью можно считать динамичность, инновационность и интенсивность. Изменения в социальной сфере и технологиях, как правило, служили источником новых моделей специалистов. Современный «парадигмальный сдвиг» в гуманитарную сферу изменяет наше мышление: сегодня требуется специалист, выступающий субъектом социально-производственных инноваций. Это важно подчеркнуть: не выпускник, подготовленный «под заказ производства», а специалист, который выступит субъектом, инициатором, проводником новых социальных и технологических идей.
Эта образовательная ситуация требует разработки методологических регуляти-вов построения компетентностных (многоуровневых) образовательных моделей, ориентированных на подготовку специалистов, нацеленных на инновационные модели профессиональной деятельности, оперативно реагирующих на все изменения в ней, способных к быстрой перестройке своих профессиональных качеств.
Профессиональное образование выполняет свою роль, когда выпускник становится субъектом инноваций во всех предметно-культурных областях, видах деятельности, которые он осваивает, выступая как субъект учения, общения, социально-проектной деятельности и в первую очередь как субъект организации собственного образования, выбора его содержания и дальнейших маршрутов.
Компетенция профессионально-личностного самосовершенствования, на наш взгляд, представляет собой систему профессионально-личностных качеств, определяющих способность специалиста к непрерывному повышению своей эффективности в профессиональной области и культурно-личностному росту. В состав компетенции профессионально-личностного самосовершенствования входят: творческие жизненные ценности и нравственно обоснованные установки на карьерный рост; опыт
© К.А. Маринченко
саморазвития и саморегуляции; действенные профессиональные знания, умения, навыки, ориентировка в профессиональных ситуациях, требующих усовершенствования способов деятельности; готовность ставить и решать профессиональные задачи, требующие отхода от стереотипов и самоизменения.
С точки зрения компетентностного подхода профессиональная компетентность будущего преподавателя по физической культуре и спорту складывается из ключевых и базовых компетентностей. Под ключевыми компетентностями понимаются наиболее универсальные, необходимые как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сфере деятельности, такие как: готовность к решению проблем, конструктивная коммуникация, сотрудничество с себе подобными и т.д., являющиеся как бы «ключом к успеху» в современном мире. К базовым компетентностям, отражающим специфику его профессиональной деятельности, мы относим: педагогическую, организационно-управленческую и физкультурно-спортивную. Компетенция профессионально-личностного саморазвития интегрирует в себе оба блока компетенций.
Ценности физической культуры проявляются в особенностях основных компонентов культуры, в сознании, чувствах, поведении, которые позволяют человеку удовлетворять свои потребности и служат ориентирами социальной и профессиональной активности, направленной на достижение общественно значимых целей. В систему ценностных ориентаций человека входят и те высшие ценности - идеалы, на основе которых складывается вся система целеполагания и мотивации человеческой деятельности, обеспечивающие не только безопасность повседневного бытия, но прежде всего устремленность к развитию, совершенствованию, духовному возвышению над обыденностью. Сама эта повседневность более или менее соотносится с этими высшими ориентирами. Противоречия, здесь возникающие, создают динамику внутренней культуры личности, определяя траекторию ее развития, в конечном итоге -весь жизненный путь человека. Чем больше индивид усвоит соответствующих знаний о необходимых действиях, упражнениях и т.п., тем выше его возможность более эффективно планировать собственные движения, анализировать и корректировать их выполнение, определять более рациональные пути, ведущие к достижению цели. При этом только мотивы - мысли и чувства, имеющие личностный смысл, побуждают личность к совершению той или другой деятельности, в результате которой она приобретает определенную ценность
для него, превращает внешне заданные цели во внутренние потребности личности. В процессе физического упражнения задействованы такие виды образной памяти, как двигательная, тактильная (осязательная) и вестибулярная, связанные с запоминанием сигналов, поступающих в кору головного мозга с проприорецепторов, с рецепторов кожи и вестибулярного аппарата.
Органы чувств, единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание, получают, накапливают информацию и передают ее в мозг. Психические процессы ощущения и восприятия являются первичными образами объективной действительности, чувственной ступенью познания. Они находят свое продолжение в представлениях и воображении в виде полученного опыта. Опыт откладывается в память, которая, в свою очередь, используется как продукт отражения действительности в поведении субъекта педагогической деятельности. Вся эта цепочка находит отражение в мышлении как высшей форме психических процессов.
В процессе освоения двигательных навыков составляется ориентировочная основа деятельности благодаря созданию полноценного представления об изучаемом действии: создание зрительного образа двигательного действия, основанного на наблюдении, логического (смыслового) образа, основанного на знаниях, и двигательного (ки-нестезический), опирающегося на предыдущий двигательный опыт личности. В процессе занятий акцентируется внимание на поиске смысла выполняемых действий, мысли о себе, построении образа и модели будущей профессиональной жизни, создании ситуаций для выбора творческих моментов, собственной критической оценки своих мыслей.
Построение образа и модели развития в процессе физического воспитания осуществляется с учетом особенностей своего организма (сомати-ки, характера, потенций и т.д.), которые в дальнейшем находят отражение в поведении личности.
Разные виды деятельности потребляют разное количество внимания. Для сохранения информации в памяти всегда требуется поддержание непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти; при долговременном запоминании в этом нет необходимости. В кратковременной памяти мы «живем», а в долговременной памяти храним знания, придающие смысл, значение нашему непосредственному существованию. Кратковременная память, или иконическая (сенсорная), с более коротким периодом удержания ин-
формации в виде сенсорных следов, оставленных только что действующим стимулом, выполняет важную функцию отбора, дальнейшей обработки и сохранения существенной информации. В процессе утомления снижается эффект обучения за счет того, что знания могут быть переданы не полностью, не в полном объеме, что совершенно естественно.
Организация познавательного процесса с учетом и рациональным включением особенностей мышления студента позволяет увидеть в каждом свое, индивидуальное, работать адресно, целенаправленно, системно, развивая ту или иную мыслительную операцию. Оперативное мышление студентов связано со многими психофизиологическими свойствами: памятью, вниманием, темпераментом, различными двигательными реакциями. От скорости мыслительных процессов, «быстроты ориентировки, действий, решений», их пере-ключаемости, подвижности зависит способность начинающих студентов к решению новых задач, возникающих при изменении ситуаций, а также эффективность принимаемых решений в сложнейшей обстановке. Центральные процессы, обеспечивающие выбор двигательной программы, принятие решения и запуск моторных команд, осуществляют обработку поступающей информации (синтез и анализ), сличение выполняемой программы с заранее сформированной моделью действия, определение цели.
Одним из главных свойств саморегулирующей биологической системы является способность к предвидению. С функцией предвидения связано формирование цели, построение акцептора действия. Процесс антиципации оказывается включенным практически во все структурные компоненты деятельности, выступая в качестве необходимого условия формирования цели деятельности, ее планирования, постановки задач и определения адекватного состава действий. Процессы антиципации проявляются в той или иной форме при решении человеком задач в различных уровнях деятельности. Это субсенсорный, сенсомотор-ный, перцептивный, представленческий и речемыслительный уровни (6).
Антиципация субсенсорного уровня (неосознаваемого) включается в нервно-мышечные пред-настройки и движения, обеспечивающие тонические и познотонические эффекты, и оказывается представленной в механизмах идеомотор-ного акта. Процессам антиципации этого уровня присущ универсальный характер ввиду их обязательного участия в регуляции любого вида деятельности.
Сенсомоторный уровень антиципации отражается при решении двигательных задач различного содержания: простые, сложные реакции, задачи зрительно-моторного слежения, а также зрительно-двигательной координации и управления моторными действиями. Эффективность сенсо-моторной антиципации обусловлена характеристиками внешнего источника информации, адекватностью их восприятия и ведущим критерием двигательной задачи, в соответствии с которым оптимизация антиципационных эффектов может осуществляться по критериям точности, быстроты, предпочтительности.
Перцептивный уровень антиципации обеспечивается и во времени, и в пространстве: глазомерные оценки, поиск маршрутов движения, осуществление сложной зрительно-моторной координации.
Нацеленность на будущее - смысл антиципации на уровне представлений. Наиболее сложный уровень психического отражения, в основе которого лежат речемыслительные процессы, составляют первичные и вторичные образы предметов, знаки и знаковые системы, в которых в обобщенной форме запечатлен накопленный человеческий опыт (2).
В эмоциях и чувствах отражается отношение к содержанию познаваемого, связанное с волевыми проявлениями, - способность сознательно управлять своим поведением и деятельностью. Воля как важнейший системообразующий компонент характера проявляется настойчивостью в достижении своих целей, которая заметно выражена в структуре характера людей с высоким уровнем интеллекта и образования. О волевых изменениях можно судить по показателям самообладания и целостности действий, которые помогают преодолеть вредные привычки, ненужные желания, усталость (5).
Психофункциональные состояния возникают как целостные реакции личности на внешние и внутренние стимулы, направленные на достижение полезного результата. Выделяют ряд явлений, регулирующих функциональные состояния. Мотивация - то, ради чего выполняется конкретная деятельность; содержание самого труда, характер задания, степень его сложности; сложность задания является главной детерминантой уровня активации нервной системы, на фоне которой осуществляется данная деятельность; величина воздействия сенсорной нагрузки, опосредуемая его значимостью и прямо связанная с выполняемой деятельностью; исходный фоновый уровень, сохраняющий след от предшествующий деятельности
субъекта; индивидуальные особенности субъекта.
Психофункциональные состояния представляют собой системные реакции как причинно обусловленные явления, реакция личности, обладающей способностью экстренной самоорганизации, динамически и адекватно приспосабливающейся к изменению внешней и внутренней среды. Состояния внешне проявляются в сопутствующих им переживаниях различных чувств: усталости, скуки, страха, бодрости и т.д. (6).
Ряд ценных черт личности не появляются сами собой, а вырабатываются, совершенствуются в течение жизнедеятельности. Они существуют в тесной взаимосвязи в виде психических процессов (ощущение, восприятие, память), состояний (активность, бодрость, усталость) и психических свойств. Свойства более стойкие, чем процессы и состояния, но не являются неизменными; свойства изменяются в результате биологического развития, под влиянием социальных условий, воспитания и самовоспитания.
Целостный организм на основе нервных, гуморальных и информационных механизмов объединяет множество слаженно взаимодействующих функциональных систем, часто принадлежащих к разным структурным образованиям и обеспечивающих своей содружественной деятельностью адаптацию к окружающей среде.
В физкультурно-спортивной деятельности свобода вербального общения крайне ограничена из-за лимита времени и соответственно требует краткости, четкости, ясности подбираемых слов. Для физкультурно-спортивной деятельности характерны преимущественно коллективные взаимодействия участников между собой или с окружающим миром в противоборстве, взаимосодей-ствии и общении. Связь взаимодействующих людей во взаимном обмене информацией и эмоциями, то есть общение в физическом воспитании, осуществляется в сочетании вербальных и невербальных способов. Иногда речь вообще отсутствует в связи с быстротечностью игровых ситуаций, дефицитом времени для передачи информации и т.д. Взаимодействие чаще осуществляется посредством невербальных средств коммуникации: мимических (выражение лица, взгляд); тактильных (прикосновения рук, объятия, пожатия рук); пластических (поза, жесты, движения, темпо-ритм). Биологические предпосылки реагирования на невербальное поведение представляют собой единый блок с биологическими предпосылками эмоционального контакта, эмоционального «реагирования», подражания, имитации. Социальные детерминанты экспрессивного поведения созда-
ются на основе культурно-специфических условий как развитие потребности в контакте, формировании культурно-специфических норм интерпретации невербального поведения.
Принято считать, что эффективность общения определяется степенью совпадения того, что мы хотим передать другому, с тем, что понял этот другой. Понять другого - значит почувствовать, осознать, что он хотел сказать, выразить. Успешность распознавания, интерпретации экспрессии окружающих людей является важным профессиональным качеством учителя. Умение слушать и видеть определяется по системе признаков, относящихся к определенному состоянию внимания, мышления, чувств и воли. Состояния радости и гнева характеризуют стенические аффекты, для которых свойственна пантомимико-соматическая активность. Умение выразить свое «Я» в учебной деятельности в виде свободы движений, пластической легкости и проявления удовольствия от свободы своего «Я» в движении нередко оказывает высокий эффект в социальной адаптации через физическое воспитание как базовом факторе развития начинающих студентов (5).
Показано, что само по себе выполнение физических упражнений не вызывает изменений в отношениях сотрудничества, но с помощью соответствующей информации и целенаправленной педагогической деятельности его можно положительно изменить. Благоприятные взаимоотношения способствуют обеспечению качества, совершенства и целостности физкультурно-спортивной деятельности личности, ее социальной, эмоциональной и нравственной самоорганизации и саморегуляции, отражая процесс общения и обмена опытом ее участников. В педагогической подготовке основная функция преподавателя вуза -приобщение студента к общекультурным и профессиональным ценностям, что предполагает построение определенной системы взаимоотношений между ними, основанных на принципах доверия, сотрудничества, взаимоуважения, а также совместное соразвитие, сотворчество.
Зная формы проявления отношений, владея ими, педагог получает возможность осмысленно и целенаправленно влиять на отношения выпускников колледжей, контролировать темпы и направление в развитии их ценностных позиций. Этого можно достичь только при понимании обучения как лич-ностно опосредованного процесса взаимодействия и общения преподавателей и студентов. Процесс сотрудничества, сотворчества по технологии осознанных действий, ориентированных на результат, укрепляет его психологическое и физическое
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
здоровье, способствует эффективной социальной адаптации к обучению в высшей школе.
В учебно-тренировочной деятельности между субъектами процесс общения осуществляется в виде объяснений, рассказа, убеждения, экспрессии, внушения, заражения. Правильно подбирая репертуар речевых воздействий, влияя на мотивационную сферу, пользуясь выразительными средствами - жестами, мимикой, пантомимикой, имитацией движения, темпом, ритмом, интонацией, начинающий студент нарабатывает свой собственный стиль общения, который может перенести на дальнейшую учебную деятельность.
Динамику коммуникативных качеств в процессе физического воспитания можно определить по характеру взаимодействия с партнером в виде подсказок, использования подсчета, подачи команд, красивого показа упражнений, применения подвижных игр и ритмической гимнастики, терпимости к взглядам и поведению других.
Технология обучения вербальному и невербальному общению включает изучение своих личностных особенностей, индивидуальности; установление недостатков в личностном общении; работу по преодолению негативных последствий в стиле общения, овладение элементами общения в студенческой среде.
Формирование навыков общения в процессе физического воспитания осуществляется в системе последовательных заданий. На первом этапе решаются задачи приобретения навыков межлич-
ностного общения. Решение этих задач осуществляется с помощью упражнений для овладения техникой психологической релаксации (снятие напряженности, «расхлябанности», сутулости); упражнений на развитие внимания, предметной наблюдательности, сенсорной культуры; упражнений на опознание своих и чужих процессов и состояний.
На втором этапе решаются задачи приобретения навыков внутригруппового общения, управления ходом возникшей ситуации и принятия конкретных решений во взаимодействиях в процессе проведения подвижных игр, упражнений в парах, согласованности действий в танцевальных движениях.
Таким образом, созданные в ходе занятий физической культурой и во внеучебной физкультурно-спортивной деятельности ситуации, требующие проявления нравственно-волевой саморегуляции, готовности к командному взаимодействию, стремления к самореализации и др. качеств, являются значимыми для адаптации в среде вуза. Успешное формирование общения обеспечивается при проявлении интереса к особенностям личности, уважении к проявлениям мнений другого, соучастии, положительном подкреплении. Эффективная социальная адаптация выпускников колледжа к обучению в вузе позволяет привить навыки использования своих учебных умений, межличностного общения и психофизиологического состояния; сформировать у студентов убеждение в необходимости совершенствования качества знаний для успешной профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Найн А.Я. Инновации в педагогике профессионального образования. -Челябинск, 2004. - 61 с.
2. Омаров Д. Как научить студента быть студентом //Высшее образование в России. - 2006. - № 3. - С. 70-72.
3. Павленко Н.Ю. Адаптация студентов к учебному процессу в вузе в условиях инновационного обучения // Методика вузовского преподавания: Тез. конф. - Челябинск: ЧГПУ, 2003. - С. 19-21.
4. Проблемы адаптации студентов младших курсов к условиям вуза / Под ред. А.И. Рувинского. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 143 с.
5. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000. - 448 с.
6. Хакунов Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа. - Краснодар, 1995. - 32 с.
КА. MARINCHENKO
WAYS OF FORMATION TO HIGH SCHOOL OF THE COMPETENCE OF IS PROFESSIONAL-PERSONAL SELF-IMPROVEMENT AT THE FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS
In article pressing questions of formation in high school of the competence of is professional-personal self-improvement at the future teachers of physical training and sports are considered.
The author approves, the competence of is professional-personal self-improvement, represents system of the is professional-personal qualities defining capacity of the expert to continuous increase of the efficiency in professional area and cultural-personal growth.
Key words: physical training, students, professional competence, the competence, is professional-personal self-improvement.