Литература:
1. Беспалова, Т.А. Аспекты здоровья: Учеб.-метод. пособие / Т.А. Беспалова. - Саратов, 2019 - 71 с.
2. Богданова, Л.П. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы: учеб. пособие / Л.П. Богданова. - Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2010. - 64 с.
3. Пирогова, Е.А. Совершенствование физического состояния человека: Учеб.-метод. пособие / Е.А. Пирогова -Киев: Здоровья, 1989. - 167 с.
4. Положение об организации учебных занятий по физической культуре и спорту по программам бакалавриата и программ специалитета в АНО ВО «Российский новый университет». - М., РосНОУ, 2017. - 44 с.
5. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности: монография / [Л.Г. Уляева, Е.В., Мельники др.] под. общ. ред. Л.Г. Уляевой. - М.: издатель Мархотин П.Ю., 2014. - 236 с.
6. Физическая культура: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С.И. Бочкарева, Кокоулина О.П., Копылова Н.Е., Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов А.Г. - М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. - 344 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, и.о. заведующего кафедрой физического воспитания и спортивной медицины Магомедов Гамзат Хасратович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин Циздоева Мадина Асолтовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); ассистент кафедры физического воспитания и спортивной медицины Абдулкеримов Шахбан Магомедович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала)
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье раскрыты современные информационно-компьютерные технологии, используемые в индивидуализации физического воспитания студентов вузов. Цифровое пространство занимает равную степень значимости с объективной реальностью, а в некоторых областях современной жизни людей происходит почти полное замещение оффлайн пространства онлайновым. Помимо развития, собственно, самой цифровой среды, в последние годы значительными темпами растет повсеместное использование всевозможных компьютерных устройств оснащенных цифровыми протоколами, обеспечивающих широкополосный доступ в интернет-пространство. Существующая система образования, основанная, прежде всего на традиционных методических установках, воспитание выпускника ВУЗа и молодого специалиста в соответствии с требованиями современного информационного общества представляется весьма затруднительным. Многими специалистами отмечается, в частности, что в настоящее время в нашей стране идет обновление всей системы образования, прежде всего ориентированное на включение российской образовательной среды в глобальную информационно-образовательную сферу. Использование ИКТ дает возможность не только развитию и активизации их физической активности, но и развитию и расширению арсенала профессиональных навыков преподавателей и инструкторов по физическому воспитанию.
Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии, индивидуализация, физическое воспитание, студенты, гаджеты, обучение.
Annotation. The article reveals modern information and computer technologies used in the individualization of physical education of university students. Digital space occupies an equal degree of importance with objective reality, and in some areas of modern people's lives, there is an almost complete replacement of off-line space with online. In addition to the development of the digital environment itself, in recent years, the widespread use of all kinds of computer devices equipped with digital protocols that provide broadband access to the Internet space has been growing at a significant pace. The existing education system, based primarily on traditional methodological guidelines, the education of a university graduate and a young specialist in accordance with the requirements of the modern information society is very difficult. Many experts note, in particular, that the entire education system is currently being updated in our country, primarily focused on the inclusion of the Russian educational environment in the global information and educational sphere. The use of ICT makes it possible not only to develop and activate their physical activity, but also to develop and expand the arsenal of professional skills of teachers and physical education instructors.
Key words: information and computer technologies, individualization, physical education, students, gadgets, training.
Введение. Одной из основных характеристик современного общества является самое широкое проникновение информационных и компьютерных технологий во все сферы его жизни. Очень большое время проводится студентами в так называемом «цифровом пространстве», и доля этого времени в распорядке дня современного человека постоянно увеличивается.
На данном этапе социокультурного развития общества, можно с уверенностью сказать, что цифровое пространство занимает равную степень значимости с объективной реальностью, а в некоторых областях современной жизни людей происходит почти полное замещение офф-лайн пространства онлайновым. Пришедшийся на 2020-2021 год пик пандемии COVID-19 наглядно продемонстрировал если не тотальное превалирование виртуальной реальности над оффлайн пространством, то, во всяком случае, уверенно выдвинул развитие последней в ряд важнейших общественных запросов. Помимо развития, собственно, самой цифровой среды, в последние годы значительными темпами растет повсеместное использование всевозможных компьютерных устройств оснащенных цифровыми протоколами Bluetooth и Wi-Fi, обеспечивающих широкополосный доступ в интернет-пространство. Эти технические устройства имеют возможность свободно коммуницировать как между собой, мастер-компьютером, цифровой средой так и непосредственно с пользователем и передавать большие объемы информации на заданный URL либо выводить на дисплей в режиме реального времени. Эти цифровые устройства оснащены весьма удобным интерфейсом, совместимы со всеми видами носимых и стационарных коммуникаторов и обладают весьма рациональным энергопотреблением, что делает их достаточно автономными от источников питания в течение очень продолжительного времени. Следует заметить также, что
взаимодействие таких приборов с цифровой средой большей частью происходит без участия человека в нем, программа и интерфейс позволяют пользователю лишь по мере надобности обновлять данные и контролировать основные показатели их работы. В современной IT-среде все больше получает распространение концепция развития интернет-вещей (the Internet of Things - IoT). Интернет вещей (IoT) способен объединять устройства в некоторую компьютерную сеть и помогает им обрабатывать, собирать, анализировать и передавать необходимые цифровые данные другим объектам этой сети посредством специализированного софта, приложения или посредством HTTP-протоколов.
Изложение основного материала статьи. IoT-гаджеты работают большую часть времени самостоятельно, при этом пользователи могут вносить изменения в их настройки и давать доступ к запрошенным данным. IoT-сети могут работать в режиме реального времени и как правило включают в себя некоторое количество смарт-устройств и облачной платформы на которую они передают первичные данные посредством закрепленных протоколов связи.
Вместе с задействованием Big Data для работы IoT-систем принципиальное значение имеет уровень опыта оператора, степень сложности устройства, возможность широкополосного доступа в сеть Интернет и аналитика баз данных (концепция ABCDE - analytics, BigData, connection, devices and experience). В этой пятерке ключевым выступает аналитика, которое позволяет объединить устройства и полученные данные с них (output Data), отсюда и становится очевидной возможность оптимизировать по времени и содержанию любой сколько-нибудь продолжительный процесс.
В начале сессии, устройства считывают необходимые данные - например, о температуре и влажности воздуха в спортивном зале, артериальном давлении и частоте пульса оператора, и после соответствующей обработки отправляют эти данные в «облако». Соответствующий программный бот обрабатывает их и выкладывает в зону авторизованного доступа, защищая их при этом алгоритмами высокой степени кодировки.
По данным некоторых современных исследований (IoT Analytics) наиболее широкое распространение IoT технологии получили в транспортных системах, розничной торговле, управлении системами жизнеобеспечения мегаполисов, промышленности и системе здравоохранения. Широкого внедрения таких технологий в системе образования специалистами пока не отмечается. Тем не менее, в самые насущные задачи развития системы среднего и высшего образования в России сегодня включаются задачи повсеместной цифровизации и внедрения в нее новейших информационно-компьютерных технологий (ИКТ). В стране срочно требуется создание единой образовательной информационной среды, построенной на базе всех структур управления этой системой и повсеместно включающей в себя все образовательные учреждения и организации. Речь идет о всеобщей компьютеризации образования, обеспечение широкого доступа к этой системе обучающихся, педагогов и всех участников образовательного процесса, в разной степени принимающих в нем непосредственное участие. Все эти меры, в конечном счете смогут существенно повысить качество и доступность образования в нашей стране.
Весьма насущным представляется включение в компетентностную сферу молодых специалистов системных знаний, сформированных умений и устойчивых навыков в областях:
- получения самообразования, самостоятельной ориентировки в изменяющихся условиях рынка труда, умения мыслить системно и строить логические схемы построения задач и поиска путей их решения, в том числе при помощи информационных технологий;
- успешной интеграции в профессиональное сообщество, построения индивидуальных образовательных траекторий в целях повышения собственной профессиональной компетентности;
- поддержания высокого уровня профессиональной продуктивности, в том числе с использованием самых современных информационно-компьютерных технологий.
Если не менять существующую систему образования, основанную, прежде всего на традиционных методических установках, часто никак не связанных с ИКТ, воспитание выпускника ВУЗа и молодого специалиста в соответствии с требованиями современного информационного общества представляется весьма затруднительным. Многими специалистами отмечается, в частности, что в настоящее время в нашей стране идет обновление всей системы образования, прежде всего ориентированное на включение российской образовательной среды в глобальную информационно- образовательную сферу.
Отличительной чертой последнего времени в системе физического воспитания стало ощутимое падение уровня мотивации к самостоятельным и регулярным занятиям двигательной активностью, вследствие чего значительно снижается посещаемость учебных занятий по элективным дисциплинам физической культуры и как результат наблюдается снижение уровня физической подготовленности и общего состояния здоровья студентов ВУЗов. Пик пандемии, который пришелся на 2020-2021 гг., еще раз это достоверно продемонстрировал. Студенты в связи с уходом на дистантную форму обучения, стали значительно меньше времени уделять занятиями разными формами физической активности.
В системе физического воспитания студентов ВУЗа практикуются самые различные типы учебных и внеучебных форм занятий, на всем протяжении курса обучения.
Общепринятые формы учебных занятий в основном представлены:
- учебно- тренировочными занятиями;
- индивидуально-групповыми консультациями;
- выполнение самостоятельных и контрольных заданий под руководством преподавателей.
В свою очередь внеучебные формы занятий чаще всего представлены:
- физической и рекреационной нагрузкой в режиме учебного дня;
- самостоятельных секционных и клубных занятиях;
в рамках организации массовых оздоровительных мероприятий в рамках университета [4, С. 661].
Все вышеперечисленные формы большей частью являются обязательными и мало учитывают индивидуальные особенности студентов. Более того, они совсем не учитывают личные интересы и приоритеты студентов, различные веяния моды в этой сфере. Все эти явления негативно влияют на формирование и поддержку мотивации у студентов к занятиям самостоятельной двигательной активностью.
В этой связи представляется весьма актуальным такой практический подход к физвоспитанию, при котором различные формы двигательной активности не диктуются студентам, а избираются мим самостоятельно, на основе личных предпочтений, интересов и возможностей.
В этом случае занятия физической культурой действительно станут рассматриваться студентами как основа самостоятельного и инициативного двигательного самовыражения. Можно будет говорить о высокой степени индивидуализации физического воспитания студентов.
Исходя из вышесказанного, нам представляется весьма перспективным такой подход к индивидуализации физического воспитания, при котором:
- в практику физического воспитания включаются самые различные формы учебных и внеучебных занятий, которые выбирают сами студенты на основе своих личных предпочтений, мотивов и возможностей;
- индивидуализированной системой построения тренировок для повышения уровня физической подготовленности
студента, посредством использования ИКТ;
- адекватным цифровым сопровождением работы системы взаимодействия «преподаватель - студент», включающим в себя обеспечение надежной и информативной обратной связью с постоянным доступом.
Внедрение информационных технологий, различных цифровых устройств и гаджетов в повседневную практику физического воспитания становится актуальным запросов времени. В педагогическом плане становится понятным что внедрение информационных, компьютерных и облачных технологий становится весьма оправданным средством в повышении с одной стороны - заинтересованности студентов в физическом воспитании, а с другой стороны - в значительном преобразовании самого его процесса в сторону большей индивидуализации, ориентированности на конкретную личность студента.
Фитнес-трекеры, фитнес браслеты и другие носимые устройства могут стать самым доступным и действенным способом решения этой проблемы. Фитнес браслет - компьютерное устройство, рассчитанное на мониторинг различных видов физических проявлений жизнедеятельности пользователя, таких как количество сделанных шагов за сутки, преодоленных дистанций, REM фазы сна, и др. Этот гаджет в большинстве случаев заключен в легкий углепластиковый корпус, для эргономичного и удобного расположения на запястье кисти пользователя. Фитнес браслет соединяется по протоколу Bluetooth с любым электронным коммуникатором пользователя, и далее с облачным сервисом, который управляет программой тренировок и двигательной активностью. Пользователь может открыть доступ к аккаунту своему тренеру или наставнику, или санкционировать отправку суточного отчета по своей двигательной активности и основным показателям физического состояния на электронный адрес или мессенджер аккаунт тренера. Таким образом, возникает и работает активная субъект-субъектная двусторонняя связь между преподавателем и учеником [3, С. 113].
Примеров практической реализации таких программ достаточно много. Например, в некоторых скандинавских странах ЕС программы, которые привносят технические новшества на занятия физической культуры и спорта, предназначены для решения этой проблемы со здоровьем путем мониторинга активности студентов на протяжении всего обучения в ВУЗе. Интерактивные Технологии Здоровья (IHT) недавно начали партнерство с Sœchers, чтобы внедрить систему отслеживания сердечного ритма и активности Training area на занятия двигательной активностью по всей стране. В дополнение к комплексной программе, которая включает в себя рабочие листы, постановку целей и ведение журнала, фитнес-трекеры отслеживают частоту сердечных сокращений и уровни активности студентов на протяжении всех занятий в спортивном зале и сообщают пользователям и инструкторам, был ли достигнут уровень оптимальной активности на этих занятиях [2, С. 855].
Фитнес-браслет весьма эффективно используется на занятии ФК, и после его завершения студенты и преподаватель автоматически получают электронное письмо с данными о частоте сердечных сокращений, потраченными калориями, уровнем активности и тем, были ли достигнуты их цели. Информационные и компьютерные технологии способны значительно повысить эффективность самостоятельных занятий студентов двигательной активностью, заставить их серьезно задуматься о поддержании своего здоровья, показать точную и актуальную информацию о важнейших показателях работы организма и наметить пути и возможности для их дальнейшего улучшения. Облачный сервис IHT, созданный для этих целей, уже прошел тестирование с более чем 200 000 студентов в 2019 году.
Согласно его данным, студенты, которые носили нагрудный датчик и участвовали в программе поощрений Huawei Sport Challenge, отметили 95-процентное увеличение вовлеченности обучающихся в занятия по физической культуре.
Менее продвинутый в техническом отношении зональный трекер, который контролирует только частоту сердечных сокращений, позволяет преподавателям отслеживать успеваемость ученика и устанавливать цели тренировки на основе личных уровней физической подготовки человека. В дополнение к предоставлению в реальном времени обратной связи с пульсометром на дисплее, он отправляет все собранные данные через облако на портал программного обеспечения тренера для объективной оценки [1, С. 59].
Контролируя частоту сердечных сокращений ученика, в состоянии покоя и на среднем и высоком уровнях активности, он раскрывает общую картину здоровья пользователя и того, как его сердечно-сосудистая система справляется с предложенной нагрузкой [5, С. 73].
Для сбора показателей функционального состояния и динамики физической подготовленности студентов, в ходе исследования нами применялся фитнес-браслет Xiaomi Mi Smart Band 5. Данный компьютерный высокоточный прибор -это последнее поколение фитнес-браслетов от компании Xiaomi. В этой модели Xiaomi делает максимальный упор на спортивную составляющую его программного обеспечения (software).
В Mi Smart Band 5 спортивные функции поставлены во главу угла. Браслет умеет отслеживать велоспорт, бег, ходьбу, плавание. Помимо этого, браслет распознаёт и отслеживает целых 11 видов двигательной активности. Сюда входит гребной тренажер, бег, йога, орбитрек, велосипед, плавание, велотренажер, скакалка, беговая дорожка, силовая ходьба и свободная двигательная активность. Попутно Band 5 50% точнее фиксирует ЧСС в процессе измерений.
В Band 5 заложены алгоритмы распознавания качества сна. Если ранее подобные гаджеты могли фиксировать только легкий и глубокий сон, то в Band 5 теперь заложено отслеживание REM-фазы. REM фаза - это Rapid Eye Movement, т.е. так называемый «быстрый сон».
Прочие функции у многих фитнес-браслетов совпадают. Можно его использовать, чтобы читать уведомления, смотреть погоду, переключать музыку, использовать, чтоб спускать затвор при съёмке на смартфон.
Фитнес браслет Band 5 - оснащен функцией NFC, позволяющей использовать его для оплаты покупок. Заплатить в кафе, в парке, да где угодно, в месте оборудованном NFC порталом. В данном случае Band 5 - это ещё один шажок на пути освобождения рук оператора. Например, отправляясь гулять по парку, можно не брать дополнительно рюкзак или сумку на тренировку. В отличие от многих других фитнес-браслетов, например от Apple Watch браслет от Xiaomi ещё меньше и легче, поэтому рука меньше устает от его ношения.
Большие возможности браслет Band 5 открывает для осуществления двигательной активности под руководством инструктора или преподавателя. По прошествии некоторого времени, преподаватель может видеть, как подопечный прогрессирует еженедельно, ежемесячно или даже из года в год, и может отправлять по электронной почте студентам обновления информации. Используя фитнес-браслеты в целях мониторинга активности студентов, преподаватели могут пассивно отслеживать динамику и характер проделанной работы - и, поскольку эти программы являются общевузовскими, полученные данные могут следовать за ними в течение их обучающего курса, собирая информацию о здоровье до тех пор, пока студент не станет выпускником. Эти данные помогут проследить, в частности, влияет ли двигательная активность на успехи в учебе или почему у студентов могут возникнуть повышенное давление в конце учебного дня. Поэтому при организации актуальных занятий в рамках программы по физическому воспитанию студентов весьма желательно применение новых информационных технологий и такая форма организации занятий во многих аспектах существенно выигрывает у традиционной формы [6, С. 31].
В нашей стране, только немногочисленные вузы используют централизованно закупленные фитнес-браслеты для внедрения современных технических средств на занятиях студентов по физическому воспитанию.
Преподаватели кафедр физической культуры при помощи таких технологий могут разнообразить и обновить структуру этих занятий, сделав их более интересными и привлекательными для нынешнего поколения студентов.
Выводы. Таким образом, применение современных технических средств для организации самостоятельной двигательной активности студентов, например, фитнес-браслетов, даёт возможность не только развитию и активизации их физической активности, но и развитию и расширению арсенала профессиональных навыков преподавателей и инструкторов по физическому воспитанию. Активно внедряя в свою педагогическую практику различные цифровые устройства и задействуя другие актуальные виды ИКТ, профессорско-преподавательский состав кафедр физического воспитания и спорта многих российских вузов имеет возможность значительно разнообразить свою компетентностную сферу и существенно обогатить свой педагогический опыт взаимодействия со студентами, в том числе и дистантного, необходимость актуального развития которого еще раз наглядно продемонстрировала пандемия COVID 19.
Литература:
1. Васильева, Н.И. Использование мобильных приложений в аспекте повышения мотивации обучающихся к занятиям физической культуры и ведению здорового образа жизни / Н.И. Васильева // Мир педагогики и психологии. - 2019. - № 12 (41). - С. 59-67.
2. Великанова, Е.С. Применение мобильных приложений для оптимизации занятий физической культурой и спортом / Е.С. Великанова // Аллея науки. - 2019. - Т. 2. - № 12 (39). - С. 855-858.
3. Пак, Л.И. Фитнес-трекеры в студенческой жизни / Л.И. Пак, Ю.А. Польщикова // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее: сборник статей XXV Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. Пенза: Наука и Просвещение. - 2019. - С. 113-114.
4. Токсонбаев, Р.Н. Цифровизация образования - основополагающий фактор развития будущего / Р.Н. Токсонбаев, А.А. Абдыкадыров // Преемственность в образовании. - 2019. - № 23 (10). - С. 661-664.
5. Филимонова, С.И. Инновационное содержание обучения по физической культуре и спорту будущих предпринимателей / С.И. Филимонова, Л.Б. Андрющенко, Ю.О. Аверясова. - Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 3 (75). - С. 73-76.
6. Шутова, Т.Н. Деятельностно-ориентированные и цифровые технологии в профессиональной переподготовке инструкторов и тренеров по спорту: монография / Т.Н. Шутова, Л.Б. Андрющенко, К.Э. Столяр и др. - М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2020. - 248 с.
Педагогика
УДК 373
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Магомедова Зухра Залимхановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры
педагогики и психологии Миназова Зарема Магомедовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный);
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета
педагогики и психологии Азизова Наира Исметовна
Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» в г. Дербенте (г. Дербент)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье раскрыты теоретические аспекты психологической адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательной организации. Развитие и успешность ребенка в социуме во многом будет зависеть от процесса его психологической адаптации в образовательной организации. Автором изучены исследования ученых, занимавшихся проблемой адаптации в адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста. А так же изучены психические свойства присущие этой возрасту. Автор приводит условия, способствующие успешной адаптации ребенка в образовательной организации. Приходит к выводу, что адаптация детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательной организации прошла успешно необходимо использовать различные мероприятия для родителей, для учителей, для воспитателей и для администрации, а также подбирать различные дидактические, психолого-педагогические методы и средства для детей с учетом их состояния здоровья.
Ключевые слова: аспекты, психологическая адаптация, дети, дошкольный возраст, младший школьный возраст, образовательная организация.
Annotation. The article reveals the theoretical aspects of the psychological adaptation of children of preschool and primary school age in an educational organization. The development and success of a child in society will largely depend on the process of his psychological adaptation in an educational organization. The author studied the studies of scientists involved in the problem of adaptation in the adaptation of children of preschool and primary school age. And also studied the mental properties inherent in this age. The author gives the conditions that contribute to the successful adaptation of the child in an educational organization. He comes to the conclusion that the adaptation of children of preschool and primary school age in an educational organization was successful; it is necessary to use various activities for parents, teachers, educators and administration, as well as select various didactic, psychological and pedagogical methods and means for children, taking into account their health status.
Key words: aspects, psychological adaptation, children, preschool age, primary school age, educational organization.
Введение. Проблема особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к учебной деятельности всегда вызывает особый интерес у педагогов, психологов, а также родителей будущих учеников. Этой проблеме посвящено множество трудов как с психологическим, так и с педагогическим уклоном. Педагоги, психологи, родители сходятся во мнении, что процесс школьной адаптации, один из самых важных моментов - это первые дни обучения, в которые, закладывается вся последующая роль в развитии индивида.
Начало школьной жизни - серьезное испытание для многих детей, связанное с резким изменением образа жизни. До школы, в детском саду, дети могли каждый день играть, гулять, а днем спать. В школе всё иначе: меняется ведущий тип