Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЫНКА ФИТНЕС-БРАСЛЕТОВ КАК ОДНОГО ИЗ БЫСТРОРАСТУЩИХ СЕГМЕНТОВ СФЕРЫ «УМНОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ»'

АНАЛИЗ РЫНКА ФИТНЕС-БРАСЛЕТОВ КАК ОДНОГО ИЗ БЫСТРОРАСТУЩИХ СЕГМЕНТОВ СФЕРЫ «УМНОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1401
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА / ФИТНЕС-БРАСЛЕТ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ МЕДИЦИНА / ИННОВАЦИИ / ФИТНЕС-ГАДЖЕТЫ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / SMART ELECTRONICS / FITNESS BRACELET / PHYSICAL ACTIVITY / DIGITAL MEDICINE / INNOVATION / FITNESS GADGETS / PANDEMIC COVID-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова А.В., Зарубалова К.В.

В данной статье представлен анализ рынка фитнес-браслетов, исследуется их роль и влияние на жизнь людей в современном обществе. В рамках рассматриваемого вопроса было определено не только целевое назначение данного продукта и главные производители, специализирующиеся на производстве компьютеризированных фитнес аксессуаров, но и был составлен рейтинг самых популярных и актуальных версий фитнес-трекеров на потребительском рынке. Влияние пандемии COVID-19, которое заметно отразилась на экономике Российской Федерации, также было рассмотрено в статье с точки зрения воздействия на спрос и количество производимых фитнес-трекеров. Также в статье обозначена целевая аудитория с определением возрастного диапазона носимых устройств. Данная работа подразумевает исследование влияния фитнес-браслетов на сферу здравоохранения в области цифровой медицины, а также использование фитнес-гаджетов для мониторинга состояния основных показателей организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FITNESS BRACELETS MARKET AS ONE OF THE FAST-GROWING SEGMENTS OF THE SPHERE OF "SMART ELECTRONICS"

This article presents an analysis of the fitness bracelets market, examines their role and impact on people's lives in modern society. Within the framework of the issue under consideration, not only the intended purpose of this product and the main manufacturers specializing in the production of computerized fitness accessories were determined, but also a rating of the most popular and relevant versions of fitness trackers in the consumer market was compiled. The impact of the COVID-19 pandemic, which had a significant impact on the economy of the Russian Federation, was also discussed in the article in terms of its impact on demand and the number of fitness trackers produced. The article also identifies the target audience with the definition of the age range of wearable devices. This work involves the study of the impact of fitness bracelets on the healthcare sector in the field of digital medicine, as well as the use of fitness gadgets to monitor the state of the main body indicators.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЫНКА ФИТНЕС-БРАСЛЕТОВ КАК ОДНОГО ИЗ БЫСТРОРАСТУЩИХ СЕГМЕНТОВ СФЕРЫ «УМНОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ»»

Анализ рынка фитнес-браслетов как одного из быстрорастущих сегментов сферы

«умной электроники»

Analysis of the fitness bracelets market as one of the fast-growing segments of the sphere of

"smart electronics"

Родионова А.В.

студент 3 курса ин-та Бизнес-школы Череповецкий государственный университет

РФ, г. Череповец e-mail: missanastasia1934009@gmail.com

Rodionova A. V.

3rd year student institute of Business School Cherepovets State University Russia, Cherepovets e-mail: missanastasia1934009@gmail.com

Зарубалова К.В.

студент 3 курса ин-та Бизнес-школы Череповецкий государственный университет

РФ, г. Череповец e-mail: zarubalovak@mail.ru

Zarubalova K. V.

3rd year student institute of Business School Cherepovets State University Russia, Cherepovets e-mail: zarubalovak@mail.ru

Научный руководитель Крылова Н.П.

доцент кафедры экономики и управления, кандидат педагогических наук Череповецкий государственный университет

РФ, г. Череповец e-mail: ntlkrylova@rambler.ru

Scientific adviser Krylova N.P.

PhD, associate professor of State University of Cherepovets

institute of Business School Cherepovets State University Russia, Cherepovets e-mail: ntlkrylova@rambler.ru

Аннотация.

В данной статье представлен анализ рынка фитнес-браслетов, исследуется их роль и влияние на жизнь людей в современном обществе. В рамках рассматриваемого вопроса было определено не только целевое назначение данного продукта и главные производители, специализирующиеся на производстве компьютеризированных фитнес аксессуаров, но и был составлен рейтинг самых популярных и актуальных версий фитнес-трекеров на потребительском рынке. Влияние пандемии COVID-19, которое заметно отразилась на экономике Российской Федерации, также было рассмотрено в статье с точки зрения воздействия на спрос и количество производимых фитнес-трекеров. Также в статье обозначена целевая аудитория с определением возрастного диапазона носимых устройств. Данная работа подразумевает исследование влияния фитнес-браслетов на сферу здравоохранения в области цифровой медицины, а также использование фитнес-гаджетов для мониторинга состояния основных показателей организма.

Annotation.

This article presents an analysis of the fitness bracelets market, examines their role and impact on people's lives in modern society. Within the framework of the issue under consideration, not only the intended purpose of this product and the main manufacturers specializing in the production of computerized fitness accessories were determined, but also a rating of the most popular and relevant versions of fitness trackers in the consumer market was compiled. The impact of the COVID-19 pandemic, which had a significant impact on the economy of the Russian Federation, was also discussed in the article in terms of its impact on demand and the number of fitness trackers produced. The article also identifies the target audience with the definition of the age range of wearable devices. This work involves the study of the impact of fitness bracelets on the healthcare sector in the field of digital medicine, as well as the use of fitness gadgets to monitor the state of the main body indicators.

Ключевые слова: умная электроника, фитнес-браслет, физическая активность, цифровая медицина, инновации, фитнес-гаджеты, пандемия COVID-19.

Key words: smart electronics, fitness bracelet, physical activity, digital medicine, innovation, fitness gadgets, pandemic COVID-19.

Носимые устройства приобретают массовую популярность среди российских пользователей. Драйвером рынка служат спортивные устройства, мотивирующие людей следить за физическими нагрузками и вести здоровый образ жизни. Так, в настоящее время для контроля физической активности многие люди используют различные фитнес-гаджеты: пульсометры, шагомеры, умные часы, а также фитнес-браслеты. Особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделить именно фитнес-браслетам. Преимущество данного гаджета заключается в том, что он даёт людям возможность не только следить за своей физической активностью (подсчитывать количество шагов, пройденное расстояние, сожженные калории), но и контролировать физическое состояние (следить за пульсом, сном, давлением). В связи с совершенствованием технологий, данные, получаемые от использования браслета, предоставляются их владельцу достаточно точными и приближенными к реальным значениям. Всего пару лет назад в области изготовления фитнес-браслетов насчитывалось несколько известных производителей. В настоящее время на рынке данной области функционирует множество компаний. Лидерами продаж являются гаджеты от китайской фирмы «Xiaomi». Большой популярностью также пользуется продукция известного бренда «Apple» (часы «Apple Watch»), весьма востребованы браслеты «Fitbit», «Garmin», «Samsung». Хорошо известны смартчасы «Asus VrvоWatch», часы-пульсометр «FitBit Surge» и «Runtastic», биодатчик-трекер «WMe2», браслет «Slims», определяющий шаги и температуру тела, и «Bactrack Skyn» c измерением уровня алкоголя и потоотделения. Спортсмены предпочитают «Polar LOOP», измеряющий пульс, но при этом требуется отдельный нагрудный кардиодатчик [6].

Если рассматривать лидеров данного рынка, то топ фитнес-браслетов, которые рекомендуются к покупке в 2020 г., представлен в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная таблица лучших фитнес-трекеров (браслетов) за 2020 год, составлено авторами по

материалам сервиса TopFitnesBraslet [3]

Название фитнес-трекера (браслета) Страна-производитель Время автономной работы Рейтинговая оценка

Xiaomi Mi Band 5 Китай 6 дней 9,3

Xiaomi Mi Band 4 Китай 10 дней 9,0

HONOR Band 5 Китай 5 дней 8,9

Huawei Band 4 Pro Китай 5 дней 8,9

OPPO Band Китай 5 дней 8,8

HUAWEI Band 4 Китай 6 дней 8,8

Samsung Galaxy Fit Южная Корея 4 дня 8,7

Xiaomi Mi Band 4C (Redmi Band) Китай 5 дней 8,7

Xiaomi Hey Plus 1S Китай 10 дней 8,7

Garmin Vivosmart 4 США 4 дня 8,5

KaiHai H66 Plus Китай 4 дня 8,1

GSMIN CD01 Китай 6 дней 8,0

Исходя из данных таблицы 1, можно сделать вывод о том, что абсолютным лидером на рынке фитнес-браслетов является Xiaomi Mi Band 5. Данное устройство имеет более высокие показатели (рейтинговое значение - 9,3), которые оценивались по 10-ти бальной шкале с точностью до десятых частей, чем у аналогичных гаджетов. Основными критериями оценки при составлении рейтинга являлись следующие: дизайн, качество дисплея, автономность, функционал, удобство использования со смартфоном.

Следует обратить внимание на то, что данный рейтинг составлен сервисом TopFitnesBraslet, в котором указано, что рейтинг не является рекламой представленных устройств, так как при его составлении объективно рассматривались как плюсы, так и все минусы каждой модели. Кроме того, на сайте представлена развернутая методика формирования рейтинга и оценки фитнес-браслетов.

Рынок фитнес-браслетов на сегодня выступает в качестве одного из самых быстрорастущих сегментов сферы «умной электроники». Так, объединённой компанией «Связной | Евросеть» были подведены итоги продаж носимых устройств во втором квартале 2019 года. За этот период общая сумма продаж составила 4,9 млрд. рублей. В штуках рынок вырос на 113%, а в деньгах - на 89%. Самыми популярными носимыми гаджетами стали фитнес-трекеры, на которые пришлось 60% рынка [1]. По итогам 1 квартала 2020 года рынок носимых устройств снова увеличился. Так, за анализируемый период в России было продано более 1,4 млн. фитнес -трекеров и умных часов на общую сумму почти 8,7 млрд. рублей, что больше в сравнении с 2019 годом на 54% в натуральном выражении и 43% в денежном. Рост продаж в «Связном» за аналогичный период составил 15% в штуках и 8% в деньгах. С января по март наиболее высокую динамику роста в очередной раз продемонстрировали фитнес-трекеры. Так, россияне приобрели почти 1 млн. устройств на общую сумму 2,5 млрд. рублей, что больше прошлогодних показателей на 61% натуральном выражении и 64% в денежном. Кроме того, средняя цена фитнес-трекера в России выросла на 2% и составила 2,5 тыс. рублей.

Высокий спрос на данную категорию товаров в первом квартале 2020 г. был обусловлен прошедшими новогодними и гендерными праздниками, в которые фитнес-трекеры являются одними из наиболее популярных подарков. Следует также обратить особое внимание на пандемию COVID-19, которая значительным образом отразилась на большинстве сфер жизни людей в 2020 г., заставив, в числе прочего, обратить пристальное внимание на собственное здоровье. Именно это и стало причиной неожиданно бурного роста рынка умных аксессуаров, которые люди стали всё чаще покупать для контроля собственных жизненных показателей и заботы о здоровье. По подсчётам аналитической компании Canalys, фитнес-браслеты испытают взлёт потребительского спроса по итогам 2020 г. на 3,8% относительно уровня прошлого года. Кроме того, отмечается, что данные гаджеты сохранят высокую востребованность и после неминуемой победы над пандемией [2]. На наш взгляд, в этом прослеживается психологический аспект: люди боятся вируса и стремятся оставаться здоровыми, больше заниматься спортом и двигаться, а смарт-браслеты становятся отличным тому мотиватором.

Действительно, тренд использования фитнес браслетов охватил миллионы занимающихся спортом. Однако согласно опросу Manor Medical Center большинство покупателей прекращает постоянное использование браслетов. Исследование показало, что 8% купивших браслет перестали использовать его полностью и 15%

делают это только во время тренировок. Исключение составляют только молодые люди. Из них 29% купивших гаджет использует его регулярно. Основными причинами, заставившими владельцев этих устройств прекратить использование, были: потеря приверженности к фитнес-программе, диете или ЗОЖ (36% опрошенных владельцев устройств), сложный ручной ввод информации (31%), информация, полученная от устройства не соответствовала ожиданиям (27%), связанное с устройством программное не было достаточно хорошим (20%). «Эффект инноваций», который повлиял на потребителей, прошёл, и производителям этих устройств необходимо найти доводы, для необходимости использования потребителями в течение долгого времени [4].

В рамках исследования также следует обратить внимание на аудиторию производителей компьютеризированных фитнес аксессуаров. Целевыми потребителями являются молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет. Отметим, что 98% респондентов в этой возрастной группе заявили, что данные устройства контроля помогли им в поддержании здоровья. С другой стороны, 30% респондентов в возрастной группе 50 лет и выше, заявили, что не видят никакой ценности в данном устройстве. Опрос также показал, что потребители, имеющие медицинские проблемы, чаще носят фитнес-браслеты, чем потребители без проблем со здоровьем [4].

Согласно результатам ежегодного обзора «The Industry Pulse» американской компании Change Healthcare, имеющей стратегическое партнерство с Google Cloud, при поддержке некоммерческой организации HealthCare Executive Group (HCEG) были выявлены главные приоритеты отрасли здравоохранения. Выборка исследования включала данные 2000 опрошенных, с которыми взаимодействуют организации, при этом 50% респондентов отметили, что в настоящий момент наиболее актуальными устройствами для мониторинга своего состояния являются различные фитнес-трекеры. Отмечается, что 41% выделили средства для мониторинга состояния основных показателей организма, как наиболее влияющие сегодня на развитии цифровой медицины [5].

Таким образом, рынок фитнес-трекеров - один из самых быстрорастущих сегментов в сфере «умной электроники». В данной нише еще пару лет назад функционировало лишь несколько компаний. Однако сейчас на рынке представлено множество производителей, специализирующихся на производстве данных гаджетов, лидером среди которых является китайская компания Xiaomi Mi. Популярность фитнес-браслета обусловлена тем, что это носимое устройство является удобным инструментом для повышения эффективности тренировок и отдыха для любителей и профессионалов спорта. Данный гаджет позволяет проанализировать свою ежедневную физическую активность в любое удобное время, самостоятельно оценить свое состояние, не прибегая к помощи врача. Для новичков фитнес-браслет может стать дополнительным мотиватором и напоминанием. Кроме того, пандемия COVID-19 привела к тому, что люди стали более пристально следить за своим здоровьем, что сказалось и на рынке фитнес-браслетов: продажи значительно увеличились. Однако стоит обратить внимание на то, что после покупки пользователи данного гаджета достаточно быстро теряют к нему интерес. Поэтому производителям следует сконцентрироваться на преимуществах применения браслетов в таких областях, как спорт, медицина, а также на предпочтениях потребителей в возрасте от 50 лет, которые не видят ценности в данном устройстве, хотя именно оно может стать их помощником в контроле за здоровьем.

Список используемой литературы:

1. Информационно-аналитическое агентство NBPrice.RU: новости, обзоры, аналитика о лаптопах, смартфонах и носимых устройствах [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nbprice.ru/info/details/23370/ (дата обращения: 10.11.2020).

2. Рынок носимых IoT- гаджетов в 2020 г. [Электронный ресурс] // Технологии и средства связи. -URL: https://www.tssonline.ru/news/rinok-nosimih-iot-gadjetov-v-2020g-prodolzhit-rost (дата обращения: 10.11.2020).

3. Топ лучших фитнес браслетов в 2020 году [Электронный ресурс] // TopFitnesBraslet. - URL: https://topfitnesbraslet.ru/rejting (дата обращения: 10.11.2020).

4. Фитнес браслеты - мониторинг будущего [Электронный ресурс] // Manor Medical Center. - URL: https://manormedicalgroup.com/novosti/fitnes-braslet-monitoring-budushhego/ (дата обращения: 10.11.2020).

5. Цветкова, А.Б. Оценка восприятия цифровой медицины молодежным сегментом потребителей [Электронный ресурс] / А.Б. Цветкова, А.В. Шишкин // Статистика и экономика. - 2018. - №6. - С. 46-56. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/otsenka-vospriyatiya-tsifrovoy-meditsiny-molodezhnym-segmentom-potrebiteley (дата обращения: 10.11.2020).

6. Ярмолинский В., Высокие технологии самоконтроля [Электронный ресурс] / В. Ярмолинский // Наука и инновации. - 2016. - №166. - С.28-29. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysokie-tehnologii-samokontrolya (дата обращения: 10.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.