Научная статья на тему 'Селф-трекинг как практика квантификации телесности: концептуальные контуры'

Селф-трекинг как практика квантификации телесности: концептуальные контуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1841
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / СЕЛФ-ТРЕКИНГ / ЛАЙФЛОГГИНГ / НОСИМЫЕ И МОБИЛЬНЫЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ / EMBODIMENT / HEALTH / SELF-TRACKING / LIFE-LOGGING / WEARABLE AND MOBILE FITNESS TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ним Евгения Генриевна

Статья посвящена малоизученному феномену цифровой квантификации телесности в повседневной жизни, возникшему благодаря распространению носимых и мобильных фитнес-технологий. В ней представлен обзор недавних исследований, внесших весомый вклад в концептуализацию цифрового селф-трекинга. Рассматривая различные подходы и направления в изучении селф-трекинга, автор фокусируется на трех аспектах: проявлениях и дискурсах селф-трекинга, его стилях и практиках, а также социальных контекстах и эффектах. В анализируемых работах показано, как трекеры физической и социальной активности способны менять повседневные практики людей и как пользователи взаимодействуют с фитнес-технологиями, интерпретируют количественные данные и конструируют свою телесную идентичность. При этом эффективность инструментов селф-трекинга связывается с их «социальностью» и «разумностью», достигаемыми благодаря антропоморфизации цифровых устройств и созданию культуры шеринга. Также подчеркивается, что практика селф-трекинга выходит за рамки индивидуального опыта, осуществляя активную экспансию в различные социальные миры, а в перспективе может стать неотъемлемой чертой «сенсорного общества». Обобщая результаты текущих исследований, автор приходит к выводу, что дальнейшая концептуализация цифрового селф-трекинга должна учитывать всю его сложность и многовекторность. С одной стороны, селф-трекинг продуктивен, поскольку позволяет расширять возможности самопознания и самоуправления, с другой может иметь дисциплинирующий, дискриминирующий, принудительный и отчуждающий характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-tracking as a Practice of Quantifying the Body: Conceptual Outlines

The article addresses the understudied phenomenon of digital quantification of the body and everyday life, which has arisen due to the proliferation of wearable and mobile fitness technologies. The author reviews a number of recent studies which have contributed significantly to the conceptualization of digital self-tracking. Examining various approaches and directions in the study of self-tracking the author focuses on three aspects: a) on the manifestations and discourses of self-tracking; b) on its styles and practices; and c) on its social contexts and effects. The works under review show how trackers of physical and social activities can transform people’s everyday practices and how users interact with fitness technologies, interpret quantified data and construct their own embodied identity. Importantly, the efficiency of self-tracking tools is associated with their “sociability” and “intelligence” the qualities achieved through the anthropomorphizing of digital devices and creating a culture of sharing. It is also underscored that the practice of self-tracking goes beyond individual experience, actively invading other social worlds, and may eventually become an inherent feature of a “sensor society”. Summarizing the outcomes of current research, the author comes to the conclusion that further conceptualization of digital self-tracking must take into account its complex and multi-vector nature. On the one hand, self-tracking is productive, as it contributes to the broadening of possibilities for self-knowledge and self-management, but on the other hand, it can have disciplining, discriminating, coercive and alienating effects.

Текст научной работы на тему «Селф-трекинг как практика квантификации телесности: концептуальные контуры»

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ, 2018, №38

СЕЛФ-ТРЕКИНГ КАК ПРАКТИКА КВАНТИФИКАЦИИ ТЕЛЕСНОСТИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КОНТУРЫ Евгения Генриевна Ним

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

20 Мясницкая ул., Москва, Россия nimeg@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена малоизученному феномену цифровой квантификации телесности в повседневной жизни, возникшему благодаря распространению носимых и мобильных фитнес-технологий. В ней представлен обзор недавних исследований, внесших весомый вклад в концептуализацию цифрового селф-трекинга. Рассматривая различные подходы и направления в изучении селф-трекинга, автор фокусируется на трех аспектах: проявлениях и дискурсах селф-трекинга, его стилях и практиках, а также социальных контекстах и эффектах. В анализируемых работах показано, как трекеры физической и социальной активности способны менять повседневные практики людей и как пользователи взаимодействуют с фитнес-технологиями, интерпретируют количественные данные и конструируют свою телесную идентичность. При этом эффективность инструментов селф-трекинга связывается с их «социальностью» и «разумностью», достигаемыми благодаря антропоморфизации цифровых устройств и созданию культуры ше-ринга. Также подчеркивается, что практика селф-трекинга выходит за рамки индивидуального опыта, осуществляя активную экспансию в различные социальные миры, а в перспективе может стать неотъемлемой чертой «сенсорного общества». Обобщая результаты текущих исследований, автор приходит к выводу, что дальнейшая концептуализация цифрового селф-трекинга должна учитывать всю его сложность и многовекторность. С одной стороны, селф-трекинг продуктивен, поскольку позволяет расширять возможности самопознания и самоуправления, с другой — может иметь дисциплинирующий, дискриминирующий, принудительный и отчуждающий характер.

Ключевые слова: телесность, здоровье, селф-трекинг, лайфлоггинг, носимые и мобильные фитнес-технологии. Благодарности: Статья подготовлена в ходе проведения исследования «Медиатизация заботы о себе: как цифровые фитнес-технологии меняют телесные, пространственные и коммуникативные практики» (грант № 17-01-0077) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"» (НИУ ВШЭ)» в 2017-2018 гг. и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100». Для ссылок: Ним Е.Г. Селф-трекинг как практика квантификации телесности: концептуальные контуры // Антропологический форум. 2018. № 38. С. 172-192. URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/038/nim.pdf

ANTROPOLOGICH ESKIJ FORUM, 2 018, NO. 38

SELF-TRACKING AS A PRACTICE OF QUANTIFYING THE BODY: CONCEPTUAL OUTLINES Evgenia Nim

National Research University Higher School of Economics 20 Myasnitskaya Str., Moscow, Russia nimeg@mail.ru

Abstract: The article addresses the understudied phenomenon of digital quantification of the body and everyday life, which has arisen due to the proliferation of wearable and mobile fitness technologies. The author reviews a number of recent studies which have contributed significantly to the conceptualization of digital self-tracking. Examining various approaches and directions in the study of self-tracking the author focuses on three aspects: a) on the manifestations and discourses of self-tracking; b) on its styles and practices; and c) on its social contexts and effects. The works under review show how trackers of physical and social activities can transform people's everyday practices and how users interact with fitness technologies, interpret quantified data and construct their own embodied identity. Importantly, the efficiency of self-tracking tools is associated with their "sociability" and "intelligence" — the qualities achieved through the anthropomorphizing of digital devices and creating a culture of sharing. It is also underscored that the practice of self-tracking goes beyond individual experience, actively invading other social worlds, and may eventually become an inherent feature of a "sensor society". Summarizing the outcomes of current research, the author comes to the conclusion that further conceptualization of digital self-tracking must take into account its complex and multi-vector nature. On the one hand, self-tracking is productive, as it contributes to the broadening of possibilities for self-knowledge and self-management, but on the other hand, it can have disciplining, discriminating, coercive and alienating effects. Keywords: embodiment, health, self-tracking, life-logging, wearable and mobile fitness technologies. Acknowledgements: The article was prepared within the framework of the Academic Fund Program at the National Research University Higher School of Economics (HSE) in 2017-2018 (grant no. 17-01-0077) and by the Russian Academic Excellence Project "5-100".

To cite: Nim E., 'Self-treking kak praktika kvantifikatsii telesnosti: kontseptualnye kontury' [Self-tracking as a Practice of Quantifying the Body: Conceptual Outlines], Antropotogicheskijforum, 2018, no. 38, pp. 172-192. U R L: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/038/nim.pdf

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ 2018 № 38 172 .-

Евгения Ним

Селф-трекинг как практика квантификации телесности: концептуальные контуры

Статья посвящена малоизученному феномену цифровой квантификации телесности в повседневной жизни, возникшему благодаря распространению носимых и мобильных фитнес-технологий. В ней представлен обзор недавних исследований, внесших весомый вклад в концептуализацию цифрового селф-трекинга. Рассматривая различные подходы и направления в изучении селф-трекинга, автор фокусируется на трех аспектах: проявлениях и дискурсах селф-трекинга, его стилях и практиках, а также социальных контекстах и эффектах. В анализируемых работах показано, как трекеры физической и социальной активности способны менять повседневные практики людей и как пользователи взаимодействуют с фитнес-технологиями, интерпретируют количественные данные и конструируют свою телесную идентичность. При этом эффективность инструментов селф-трекинга связывается с их «социальностью» и «разумностью», достигаемыми благодаря антропоморфизации цифровых устройств и созданию культуры шеринга. Также подчеркивается, что практика селф-трекинга выходит за рамки индивидуального опыта, осуществляя активную экспансию в различные социальные миры, а в перспективе может стать неотъемлемой чертой «сенсорного общества». Обобщая результаты текущих исследований, автор приходит к выводу, что дальнейшая концептуализация цифрового селф-трекинга должна учитывать всю его сложность и многовекторность. С одной стороны, селф-трекинг продуктивен, поскольку позволяет расширять возможности самопознания и самоуправления, с другой — может иметь дисциплинирующий, дискриминирующий, принудительный и отчуждающий характер.

Ключевые слова: телесность, здоровье, селф-трекинг, лайфлоггинг, носимые и мобильные фитнес-технологии.

В настоящее время мы наблюдаем процесс дигитализации и квантификации телесности посредством электронных носимых устройств. Использование всевозможных девайсов и приложений для мониторинга здоровья и физической активности становится заметным трендом повседневной жизни, приобретая все более массовый характер И если фитнес-браслеты и умные часы остаются в значительной мере нише-вым продуктом, популярным среди молодежи и любителей спорта, то медицинские и фитнес-приложения для смартфонов рассчитаны на достаточно широкую аудиторию . В разработку цифровых платформ здоровья вовлечены такие IT-гиганты, как Apple, Google и Samsung, и в целом ожидается, что сегмент рынка цифровых фитнес-технологий будет интенсивно расти

С помощью устройств самомониторинга пользователи могут измерять различные биометрические показатели: число шагов, количество потраченных калорий, качество сна, артериальное давление и пульс, уровень стресса и т .д . Активность тела постоянно оцифровывается, превращаясь в коллекцию данных для персональной аналитики

Евгения Генриевна Ним

Национальный

исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия nimeg@mail.ru

Предполагается, что, корректируя свои привычки с помощью подобных технологий, можно улучшить самочувствие, привести себя в желаемую форму и в целом оптимизировать свою жизнь . В англоязычной исследовательской литературе интересующий нас феномен квантификации телесности маркируется концептом "self-tracking", а также рядом смежных и синонимичных понятий, таких как "life-logging", "self-surveillance", "quantified self" и "personal informatics"1 .

В российском сегменте социальных наук понятие селф-трекинга активно пока не циркулирует (по крайней мере поисковая система "Google Академия" не знает такого слова), и данная статья призвана восполнить этот пробел . Не претендуя на полную историографию вопроса, мы представим обзор ключевых траекторий изучения селф-трекинга, фокусируясь на трех аспектах: проявлениях и дискурсах селф-трекинга, его стилях и практиках, а также социальных контекстах и эффектах квантификации телесности . Это позволит понять, в каких направлениях происходит текущая концептуальная сборка селф-трекинга, а также каковы перспективы дальнейшей концептуализации этого социального феномена

Феномен и дискурсы селф-трекинга

В самом общем виде концепт селф-трекинга описывает биометрические практики, направленные на регулярный мониторинг, запись и измерение особенностей человеческого поведения или телесных функций [Lupton 2016a: 2]. Хотя цифровые фитнес-технологии стали активно развиваться в течение последних десяти лет, сам феномен селф-трекинга не является принципиально новым в истории человечества . Рефлексивные методы отслеживания и документирования жизни своего и чужого тела существуют на протяжении многих столетий В некоторых семьях до сих пор жива традиция измерять рост ребенка, делая отметки на косяке двери. Использование таких устройств, как весы, становится распространенным с конца

1 Лайфлоггинг — практика документации своей повседневной жизни с помощью носимых цифровых устройств (камер, датчиков и др.) в течение определенного периода времени. Лайфлоггинг необязательно связан с идеями самооптимизации (как селф-трекинг) и часто выполняет функцию компьютеризированной памяти. Самонаблюдение — концепт, развиваемый в рамках surveillance studies, где также различаются «слежение сверху» (surveillance) и «слежение снизу» (sousveillance). Персональная информатика и персональная аналитика — термины, чаще используемые в исследованиях взаимодействия человека и компьютера. "Quantified Self" — название сообщества, объединенного вокруг одноименного сайта, члены которого используют данные носимых устройств и мобильных приложений в целях самопознания и самоулучшения. В настоящее время концепт "quantified self" отсылает к любым практикам цифрового селф-трекинга. В данной статье перечисленные термины используются в синонимичном контексте, более детально они рассмотрены в ряде работ [Lupton 2016a; Neff, Nafus 2016; Selke 2016].

XIX в . , при этом прибор переместился из приватного кабинета врача на улицу, в публичные скверы и магазины, а затем в интимное пространство дома [Crawford, Lingel, Karppi 2015: 481]. Со временем в домашний обиход вошли различные средства телесного самоконтроля, чаще используемые только при необходимости: термометры, тонометры, глюкометры, пульсокси-метры, шагомеры, алкотестеры, тесты на беременность. Дневниковые записи, в которых люди фиксируют свои физические и душевные состояния, основываясь на субъективных ощущениях, также можно отнести к инструментам селф-трекинга .

При этом сам телесный опыт до появления цифровых селф-трекеров переживался в основном как качественный, а не количественный. Например, еще в 1984 г. Мишель де Серто писал, что шаги не могут быть измерены статистически, поскольку каждый из них уникален в своих тактильных и кинестетических свойствах [De Certeau 1984: 97]. Ходьба здесь мыслится как способ присвоения городского пространства; индивидуализированная «риторика» прогулки, по де Серто, не поддается воспроизведению и калькуляции (в отличие от предписанных маршрутов) . Однако, как замечает Джеймс Гилмор [Gilmore 2016: 4], носимые устройства типа Fitbit (первый из цифровых фитнес-девайсов, запущенный в 2008 г. ) переводят шаги в количественные данные, мобильные приложения типа MapMyRun превращают пространственную навигацию в автоматические операции отслеживания и картографирования Качественный характер шагов приобретает количественное измерение, которое начинает доминировать в восприятии владельцев носимых фитнес-устройств . Более того, люди подстраивают свои пешеходные и иные практики под рекомендации этих устройств, например выбирая маршруты, позволяющие набрать «нужное» количество шагов . Писатель и дизайнер Крейг Мод руководствовался этим мотивом, определяя, какие места и достопримечательности Парижа он намерен посетить Когда однажды он забыл свой фитнес-браслет Fitbit в отеле, то вначале чувствовал опустошение от того, что его шаги по Парижу не были измерены и учтены, однако затем все же смог насладиться красотой города без использования девайса [Mod 2012]. Информанты нередко признаются исследователям, что не могут начать какую-то деятельность (бегать, гулять, тренироваться, есть, спать, работать, заниматься сексом) без включения опции слежения и генерирования данных, в противном случае она ощущается как бесцельная, как «пустое» время1 .

1 Например, один из информантов признался этнографам, что если он забывает надеть свой браслет Fitbit перед началом игры в футбол, то он продолжает играть, однако чувствует раздражение, поскольку время кажется потраченным зря [Pink, Fors 2017: 232].

При этом важным моментом является возможность поделиться своими данными с другими — показатели и достижения становятся более значимыми, когда оцениваются внешним сообществом . Цифровая квантификация телесности выходит за рамки индивидуального опыта, возникает культура селф-трекинга, которая осуществляет активную экспансию в различные социальные миры (спорт, медицину, семью, работу, образование, страхование и т.д . ) .

Флагманом этой культуры стало глобальное движение и сообщество "Quantified Self" (QS), основанное в 2007 г. редакторами американского журнала "Wired" Гэри Вулфом и Кевином Келли . Его многочисленные адепты, следующие девизу «самопознание через цифры», делятся опытом самоизмерения на региональных встречах и ежегодных международных конференциях в Европе и Америке1 . В них принимают участие не только активисты QS, но и политики, разработчики технологий селф-трекинга, ученые, врачи-клиницисты . На сайте QS представлено более 500 инструментов для самостоятельного отслеживания физической и социальной активности, а также множество видеоматериалов, презентующих методы и результаты применения технологий селф-трекинга. Кроме того, в 2012 г . на базе Университета прикладных наук Ханзе (Нидерланды) был создан Quantified Self Institute (QSI), который наряду с прикладными исследованиями развивает собственные образовательные программы бакалаврского уровня. Среди них — майнор "Global Health & Quantified Self" (и летняя школа с одноименным названием), а также майноры "Healthy Ageing" и "Honours Minor in Research Skills", предполагающие изучение различных аспектов селф-трекинга2 .

В настоящее время название "Quantified Self" отсылает не только к сообществу и его сайту quantifiedself. com, но также является общим обозначением всех цифровых практик, связанных с самостоятельным измерением биометрических данных. В этом широком смысле QS является синонимом селф-трекинга

Понятие селф-трекинга уже включено в Оксфордский словарь английского языка, где определяется как «практика систематической записи информации о своей диете, здоровье или деятельности, как правило, с помощью смартфона, с целью выявления поведенческих моделей, которые могут быть скоррек-

В частности, 19 апреля этого года на территории Калифорнийского университета в Сан-Диего прошел Quantified Self Symposium 2018, предыдущая конференция проводилась 17-18 июня 2017 г. в Амстердаме совместно с Quantified Self Institute при Университете прикладных наук Ханзе. См. сайт Института QS: <http://qsinstitute.com/services/education/>.

тированы, чтобы помочь улучшить свое физическое или психическое благополучие» [Oxford Dictionaries 2018]. Проблематика селф-трекинга все чаще фигурирует в СМИ и социальных медиа — цифровое самоизмерение становится популярным в обществе культурным трендом . Возрастающий интерес к данному феномену также разделяют представители самых разных областей науки, от медицины, информатики и мобильного дизайна до социологии и этнографии1 . Изучение QS происходит на пересечении таких направлений, как исследования медиатизации, сенсорных технологий, телесности и повседневности, цифрового здоровья, данных и алгоритмов, практик наблюдения и контроля (surveillance studies) и т .д .

При этом в корпусе QS-литературы прослеживаются два ключевых дискурса, которые мы обозначим как «эмансипирующий» и «критический» .

В первом случае акцентируется освобождающий потенциал практики цифрового селф-трекинга, проявляемый в расширении возможностей самопознания и контроля над многими аспектами своей жизни, включая улучшение физического, психического и социального благополучия Важным направлением здесь является изучение и разработка эффективных систем персональной информатики, предназначенных для сбора и анализа личных данных, а также мотивации пользователей к изменениям своего поведения [Li et al . 2010; Rooksby et al . 2014; Epstein et al. 2015; Kersten-Van Dijk et al. 2017]. Еще один значительный пласт литературы, поддерживающей дискурс самооптимизации, посвящен перспективам использования технологий селф-трекинга в области цифрового здоровья, где они могут способствовать снижению рисков заболеваний и улучшению коммуникации пациентов и врачей [Swan 2009; 2012; Turner-McGrievy et al. 2013; Wang et al. 2014; Topol 2012; 2015]. В целом для «эмансипирующей» перспективы характерны представления о том, что количественные данные позволяют получить когнитивный доступ к самим себе, обнаруживая ранее скрытые паттерны и взаимосвязи, что они более надежны, объективны, интеллектуальны и перформативны в сравнении с чувственным опытом и что в конечном итоге цифры отражают наше истинное «я» [Lupton 2016b: 65]. Оснащенное сенсор-

1 Этот интерес проявляется и в организации ряда научных конференций по данной тематике, в частности "Metric Culture: The Quantified Self and Beyond" (7-9 июня 2017 г., Aarhus Institute of Advanced Studies, Дания); "Monitoring the Self: Negotiating Technologies of Health, Identity and Governance" (8-10 ноября 2017 г., Helsinki Collegium for Advanced Studies, Финляндия); "Laboring Bodies and the Quantified Self" (5-6 октября 2018 г., University of Mannheim, Германия). Отметим также широкую географию научных публикаций о селф-трекинге: данной проблематикой занимаются исследователи из США, Европы, Австралии и Восточной Азии. Российские ученые только начинают осваивать это предметное поле.

ными датчиками тело уподобляется экспериментальной лаборатории, информационной машине (работу которой можно оценить в терминах затрат, состояний и производительности) или «умной» вещи, интегрированной в цифровую среду наряду с другими смарт-объектами .

Критическая оптика, развиваемая преимущественно в рамках социальных наук, артикулирует ряд противоречий и проблем, связанных с распространением QS-культуры [Whitson 2013; Lupton 2016a; Neff, Nafus 2016; Selke 2016; Ajana 2018]. Основываясь прежде всего на работах Мишеля Фуко [Foucault 1986 (1984); 2004], ряд авторов рассматривают селф-трекинг как дисциплинарную практику «заботы о себе», а сами фитнес-девайсы — как нормативные инструменты биопедагогики, побуждающие людей конструировать «идеальные» тела [Ruckenstein 2014; Lupton 2016a; Fotopoulou, O'Riordan 2017]. Объектом критической рефлексии становится политика неолиберализма, которая целиком возлагает на гражданина ответственность за свое здоровье и благополучие, мягко принуждая его к эффективному самоконтролю, в том числе посредством цифрового трекинга [Kelly 2013]. Культура лайфлоггинга также подпитывается идеологией «метрической власти» [Beer 2016] и «датаизма» [Van Dijck 2014], основанной на вере в плодотворную силу алгоритмов и больших данных, в то время как последние включены в процессы социальной категоризации, дискриминации и исключения Кроме того, в постсноуденов-ском мире озабоченность исследователей вызывают вопросы приватности и безопасности дата-систем, включая амбивалентное отношение общества к проблеме конфиденциальности персональных данных [Spiller et al . 2018]. Используемые для селф-трекинга платформы не нейтральны, собираемая и обрабатываемая ими информация может служить коммерческим и управленческим интересам третьих лиц, извлекающих выгоду из добровольного цифрового труда [Till 2014].

Безусловно, исследовательский ландшафт, формирующийся вокруг изучения селф-трекинга, не сводится к двум описанным дискурсивным полюсам, но демонстрирует растущее многообразие теоретических подходов и эмпирических методов Особый интерес для антропологов и социологов представляют различные практики и стили селф-трекинга, а также то, как пользователи воспринимают технологии самоконтроля и интерпретируют полученные данные

Практики и стили селф-трекинга

Особенности взаимодействия пользователей со своими трекерами и «цифровыми двойниками» (визуальными репрезента-

циями собственной деятельности в виде данных)1 изучались в целом ряде исследований

По результатам интервью с пользователями цифровых фитнес-технологий британский исследователь Джон Руксби и его коллеги [Rooksby et al . 2014] идентифицировали пять стилей селф-трекинга: направленный (directive), документальный (documentary), диагностический (diagnostic), вознаграждающий (collecting rewards) и фетишизированный (fetishised) . В основе этой типологии лежит различие целей и мотивов приверженцев лайфлоггинга

Направленный трекинг предполагает постановку и систематическое достижение конкретной цели, например снижение веса или выполнение программы тренировок При этом цель часто подсказывается самим устройством — таковы десять тысяч шагов, стандартно рекомендуемые педометрами . Документальный трекинг не претендует на ощутимые изменения активности и образа жизни, хотя со временем может превратиться в регулярный мониторинг первого типа . Люди могут отслеживать качество сна, пройденное расстояние или потребление продуктов эпизодически, из чувства любопытства и желания получить документированную историю, которой можно поделиться в социальных медиа . Диагностический трекинг является относительно редкой практикой, поскольку ориентирован на аналитический поиск взаимосвязей между двумя и более вещами. Например, один из участников опроса установил с помощью технологий лайфлоггинга, что его проблемы с желудком возникали в результате сочетания лекарств с конкретными продуктами; другой информант специально приобрел фитнес-браслет Jawbone UP, чтобы выяснить причины своей разбитости по утрам при адекватной продолжительности сна [Rooksby et al. 2014: 1168]. Вознаграждающий стиль самомониторинга поддерживается различными поощрениями цифровой «заботы о себе» . Эти премии и бонусы могут быть как символическими (в виде «медалей», «таблиц лидеров» и других геймифициро-ванных индикаторов достижений), так и материальными, включая получение подарочных карт Amazon или снижение размера страховых взносов (для держателей полисов тех страховых компаний, которые имеют партнерские маркетинговые программы с производителями фитнес-трекеров) . Наконец, фетишизированный трекинг свойственен адептам движения "Quantified Self" и цифровым «гикам», питающим чистый ин-

1 Говоря о «цифровых двойниках», мы подразумеваем концепт "data double", развиваемый в рамках исследований селф-трекинга Минной Рукенштейн [Ruckenstein 2014]. Он описывает конверсию человеческих умов и тел в потоки данных, которые могут быть пересобраны в визуальные образы с целью их персонального восприятия и взаимодействия с ними.

терес к новейшим гаджетам и технологиям . Кроме того, носимые устройства и бренды могут быть атрибутами престижа и моды, подчеркивающими статус их владельцев .

Типология Джона Руксби и его коллег позволяет понять намерения пользователей носимых фитнес-устройств, но не учитывает социальные контексты их использования, упуская герменевтику отношений между людьми и их девайсами . Австралийские исследователи [Lyall, Robards 2018] установили в ходе глубинных интервью три невзаимоисключающие роли, атрибутируемые пользователями своим фитнес-трекерам: инструмент, игрушка и наставник. В последнем случае за трекерами признается способность обучать людей и даже управлять их жизнью — качества, присущие социальным субъектам

Другие авторы обнаруживают более явную тенденцию антро-поморфизации носимых устройств [Rettberg 2018; Ruffino 2018]. Хотя технологии являются нечеловеческими агентами, их потребители довольно часто видят в них социальные существа, «говорящие» им, когда и сколько нужно ходить, стоять, спать, есть и т . д . [Kreitzberg et al . 2016: 99]. Восприятие средств документирования повседневной жизни в качестве компаньонов само по себе не ново, в частности это относится к бумажным дневникам, которые на протяжении долгих лет служили людям молчаливыми собеседниками [Rettberg 2018: 32]. Но если бумажные дневники и многие другие инструменты QS выступают в роли пассивных слушателей и вместилищ информации, то сегодня развиваются технологии, обладающие собственной «личностью» и способные сами вступать в диалог и рассказывать истории . Например, приложение Lark, чей интерфейс похож на мессенджер, общается с пользователями на разговорном английском, желает им доброго утра, поощряет различные виды деятельности, напоминает о необходимости отдыха, а порой даже пытается шутить . При этом пользователь не может отвечать приложению на естественном языке, вместо этого предлагается выбрать один из небольшого числа возможных ответов. Еще больший антропоморфизм демонстрируют спортивные наушники Vi от компании LifeBeam, оснащенные биодатчиками и искусственным интеллектом В них «живет» персональный голосовой тренер, который является аналогом Apple Siri и позиционируется как «друг для вашего фитнеса», всегда готовый помочь . Именно социальность и «разумность» фитнес-технологий привлекают потребителя, и к ним стремится современная индустрия мобильных и носимых устройств Эту маркетинговую стратегию тесной взаимосвязи человека и девайса тонко декодирует британский медиаисследователь Паоло Руффино, использующий романтическою метафору

для описания своих двухлетних «отношений» с браслетом Nike+FuelBand, закончившихся расставанием [Ruffino 2018].

Безусловно, электронные фитнес-технологии могут восприниматься не только как «значимые другие», но и как «часть себя», размывая границу между телом и его «цифровым двойником» . Они формируют телесную самость, часто задавая рамки интерпретаций и ощущений собственных физических состояний. Иными словами, пользователи начинают субъективно ощущать себя уставшими или отдохнувшими, похудевшими или набравшими вес, здоровыми или недомогающими именно в процессе восприятия «объективных» визуализаций их биометрических данных. Приведем одно автоэтнографическое свидетельство: «Мы (приложение и я) совместно сконструировали цифровую модель моего я <...> Обратная связь от этой модели часто имела приоритет над тем, что я физически ощущал . Когда я не ел "достаточно" белка, я чувствовал себя слабее, когда у меня было слишком много сахара, я чувствовал себя толще . Это были отложенные реакции, повторное прочтение моего тела из модели» [Williams 2013]. Для автора этой рефлексии остается открытым вопрос о том, приближает ли цифровая модель его самого к нему самому или, напротив, отдаляет

Отметим, что оптика селф-трекинга работает не только на индивидуальном, но и на межличностном уровне, когда пользователи делятся своей биометрией друг с другом . Так, один из информантов сообщил этнографам, что учитывает данные о качестве сна и физической активности своей жены, чтобы предвидеть настроение, в котором она вернется домой с работы . Если показатели говорят о низком уровне физической активности и плохом сне, то он готовится быть более нежным и предупредительным, встречая ее дома [Pink, Fors 2017: 233]. В этом случае использование технологий трекинга способствует большему взаимопониманию в семье В то же время тот факт, что понимание состояния близкого человека требует использования цифрового девайса, говорит об ослабленной способности «считывать» другого непосредственным образом Эта способность как бы «протезируется» фитнес-технологией, личные отношения глубоко медиатизируются

Несмотря на то что приведенные выше примеры свидетельствуют о заметном и многоаспектном влиянии селф-трекинга на жизнь людей, в большинстве случаев, если речь не идет о членах сообщества "Quantified Self", эти эффекты имеют селективный, временный или сглаженный характер [Didziokaitè et al . 2017]. Многие пользователи действительно достигают поставленных целей с помощью подобного самоконтроля: сбра-

сывают вес, улучшают самочувствие или спортивные результаты и т д Но, вероятно, значительная их часть в дальнейшем «забрасывает» фитнес-приложения и устройства либо использует их в фоновом режиме, интересуясь данными лишь время от времени. Почему это происходит? Возможны разные причины: исчезает мотивация при достижении цели, возникает напряжение в связи с обнаружением сбоев и неточности измерений, раздражает трудоемкость внесения данных (когда это нужно делать вручную), получаемая информация представляется тривиальной, находится новый объект развлечений (если это было «игрушкой»), действуют соображения безопасности или нежелание стать зависимым от технологии, возникает разочарование в самой идее «измеряемого я» . Отношения людей с конкретными фитнес-устройствами и брендами начинаются, развиваются и завершаются, однако сама тенденция кванти-фикация телесности и повседневной жизни неуклонно растет

Социальные контексты селф-трекинга

Привлекательность культуры QS во многом связана с тем, что это культура шеринга, она создает сообщества и поддерживается ими Именно возможность делиться своими биометрическими данными с другими через социальные медиа или специальные цифровые платформы является одним из ключевых факторов популярности практики селф-трекинга. Например, такие трекеры, как Strava, Endomondo, Garmin Connect или Runkeeper, имеют функции социальных сетей, позволяющих пользователям устанавливать связи друг с другом . Facebook, Twitter и Instagram также активно используются лайфлоггера-ми для коммуникации Крупнейшей шеринговой платформой является сайт самого сообщества "Quantified Self", объединяющий более 70 тысяч членов по всему миру1 .

Как отмечает Рашель Кент [Kent 2018: 66], вуайеристский взгляд других в социальных медиа работает как мотивирующий инструмент . Посты, лайки, комментарии, взаимное наблюдение за «прогрессом» и дух соревнования стимулируют пользователей продолжать селф-трекинг и стремиться к улучшению своих результатов . Медийная репрезентация работы над своим здоровьем маркирует выбор «правильного» стиля жизни, демонстрируя способность к самоменеджменту, высоко ценимую в культуре неолиберализма с его специфическим типом "governmentality" и биовласти [Rose 2006; Miller, Rose 2008]. При этом формируемый образ «здорового я» фактически становится коллективным продуктом, произведенным онлайн-

1 <http://qsinstitute.com/about/what-is-quantified-self/>.

сообществом . Его конструирование происходит с учетом неявных ожиданий и норм, разделяемых сетевым фитнес-комьюнити . В частности, во избежание критики не следует демонстрировать излишний фанатизм и чрезмерно идеализировать свое тело и образ жизни . При этом визуальные репрезентации тел или диет должны быть эстетически приятными . «Реальное» физическое тело остается здесь скрытым, замещаясь количественными данными, а также тщательно выстроенными нарративами и образами, по которым другие оценивают его состояние В ходе глубинных интервью с респондентами, регулярно обменивающимися трекинг-данными в социальных медиа, Кент обнаружила интересную тенденцию: чем больше лайфлоггеры «шерят» и обсуждают свои практики с сообществом, чем больше лайков и фолловеров имеют, тем «здоровее» они себя чувствуют [Kent 2018: 66—73]. Эта «здоровая» идентичность является коллективной конструкцией, которая может не вполне отражать «реальное» положение дел, тем более что данные фитнес-девайсов и приложений, на которых она базируется, не обладают высокой точностью измерений

Подобные выводы подтверждают ранее высказанную Джеймсом Гилмором [Gilmore 2016: 2531] мысль о том, что социальность фитнес-технологий, связанная с опциями шеринга, позволяет видеть в них не только количественный, но и качественный феномен В эти технологии «добавлено» общество, поэтому, помимо прочего, они имеют социализирующее влияние

Есть еще один важный момент, характеризующий участие общества в практиках цифрового самоконтроля До сих пор мы рассматривали селф-трекинг преимущественно как частное занятие и личный выбор человека, однако не всегда он является таковым Культура лайфлоггинга распространяется на многие сегменты социального мира, все больше обретая навязанный характер . Австралийский социолог Дебора Люптон [Lupton 2016a: 115—138] выделила пять режимов самомониторинга в зависимости от того, насколько добровольно и с какими целями он ведется: инициативный (private), стимулируемый извне (pushed), коммунальный (communal), принудительный (imposed) и эксплуатируемый (exploited) .

Инициативный трекинг является личным, добровольным выбором лайфлоггера и может преследовать самые разные цели: от познания и конструирования своей телесности до игровых экспериментов с данными Приватный характер этой мониторинговой практики как нельзя лучше выражает концепт "п=1", разделяемый членами сообщества "Quantified Self" . Он подразумевает, что персональная информатика должна оставаться

именно персональной, в какой-то мере даже оказывая «мягкое сопротивление» победному шествию больших данных [Nafus, Sherman 2014], к которым проявляют усиленный интерес третьи лица — государственные и коммерческие корпорации .

Стимулируемый извне селф-трекинг характеризует внешнее влияние, исходящее от другого социального актора (работодателя, страховой компании, родителей или образовательного учреждения) . Например, сотрудникам предприятия предлагается использовать фитнес-браслет в рамках корпоративной оздоровительной программы . И хотя цифровой мониторинг своего самочувствия и продуктивности здесь относительно добровольный, это в большей степени ответ на внешнее поощрение или пропаганду . Лишь тонкая грань отделяет этот модус от принудительного селф-трекинга, когда у человека практически не остается выбора в том, использовать ли фитнес-устройство и разрешать ли посторонним (скажем, работодателю) просматривать свои личные данные . С учетом того, что эта практика начинает институализироваться, отказ от участия в подобных программах чреват потерей лучших карьерных возможностей или других социальных привилегий

Коммунальный селф-трекинг, рассмотренный выше, прежде всего присущ тем, кто регулярно делится своими биометрическими данными с другими . При этом совместность может проявляться не только в соревнованиях и дискуссиях с другими лайфлоггерами, но и в гражданских инициативах в форме кра-удсорсинга, когда люди мониторят, например, свои беговые и велосипедные маршруты или показатели здоровья, чтобы они стали частью большой базы данных. Эту информацию затем могут использовать местные власти и градостроители, стремящиеся реализовать концепцию «умного» и «здорового» города . Другой хорошей иллюстрацией является онлайн-плат-форма "PatientsLikeMe", созданная для обмена данными между пациентами с одними и теми же заболеваниями . Однако в этом случае загружаемая пользователями уникальная информация становится доступна представителям медицинской и фармацевтической индустрий Персональная информатика превращается в коммерциализированные большие данные

Эксплуатируемый фитнес-трекинг — это то, к чему, по всей видимости, неуклонно мигрируют другие модусы самомониторинга . В современной экономике цифровых знаний биометрические данные конвертируются в ценный товар, бесплатно произведенный самими лайфлоггерами, в то время как результаты их труда используются другими акторами [Till 2014]. Учитывая, что оцифрованные человеческие тела становятся узлами в интернете вещей, генерируя информацию и обмениваясь

ею с другими умными объектами, в недалеком будущем выйти за пределы «сенсорного общества» [Andrejevic, Burdon 2015] будет довольно сложно, как и проследить путь персональных данных.

Фантазируя об этих перспективах, Дебора Люптон пишет, что, вероятно, вскоре нас ждут стулья, отслеживающие, как долго человек на них сидит; разделочные доски, записывающие привычки приготовления пищи; диваны, выталкивающие засидевшихся хозяев; трехмерные принтеры, которые готовят пищу на основе ежедневных данных о физической активности людей [Lupton 2016a: 139—148]. Селф-трекинг может стать неотъемлемым элементом повседневной жизни, и это отнюдь не цифровая (анти)утопия . Как и любая другая инновация, цифровой селф-трекинг — многомерное и сложное явление, его влияние на жизнь людей разновекторно: создавая новые возможности, он одновременно порождает риски и противоречия . Если социальные издержки этой технологии окажутся слишком высоки, в обществе неизбежно будут возникать тактики сопротивления, направленные на ограничение ее масштабов и эффектов

Заключение

Исследования селф-трекинга только начинают оформляться в самостоятельное междисциплинарное направление, возникающее на пересечении многих областей — от социологии и этнографии до компьютерных и медицинских наук

Приведенный обзор имеющихся публикаций по данной теме позволяет нам сделать ряд обобщений, отражающих ключевые траектории концептуализации феномена QS в рамках медиа-и культурных исследований

Во-первых, цифровые фитнес-технологии конструируют телесную идентичность, воспринимаемую посредством данных («вы есть ваши данные») . Но «цифровой двойник» — это не зеркало, отражающее «реальное» состояние ума и тела, а редуцированная модель Взаимодействие с этой моделью может происходить по-разному: в одном случае между ней и «телесной самостью» имеется «зазор», позволяющий фиксировать несоответствия между репрезентацией своих состояний в виде данных и собственными ощущениями; в другом случае сами эти телесные ощущения отчасти обусловлены интерпретацией данных, т . е . сформированы моделью . Так или иначе, трекинг-технологии способствуют самопознанию, а «объективистский» или «конструктивистский» модус восприятия данных зависит от ряда когнитивных и социальных факторов .

Во-вторых, технологии селф-трекинга способствуют изменениям в повседневной жизни, позволяя модифицировать рутинные практики (физические, пространственные, коммуникативные, потребительские, трудовые и т.д. ) . Используя фитнес-устройства, люди могут добиваться поставленных целей — высыпаться, снижать вес, больше двигаться, продуктивнее работать. Однако остается не вполне понятным, в какой мере эти достижения являются заслугой QS-технологий, хотя их стимулирующая способность признается самими потребителями . Это требует постановки вопроса о том, где находится источник мотивации: в самом устройстве, человеке или обществе? На наш взгляд, этот источник распределен: даже самый вдохновляющий интерфейс эффективен только при наличии персональной мотивации, которую во многом формирует социальная среда. Трекеры — инструменты биополитики, в них заложен императив заботы о себе и идеал здоровья, который разделяет потребитель

В-третьих, главным отличием современных технологий тре-кинга от предыдущих (например, механических весов) является их социальность и «разумность», что означает возможность двухсторонней коммуникации Эта возможность реализуется двумя путями: через антропоморфизацию инструментов лайф-логгинга и создание культуры шеринга . Прежде всего, само фитнес-устройство становится активным компаньоном, способным поддерживать «человеческий» диалог со своим владельцем, с развитием технологий искусственного интеллекта этот тренд будет только усиливаться . Кроме того, компаньонами лайфлоггера являются другие люди, с которыми он или она делится своими биометрическими данными в социальных медиа и совместно конструирует свое «здоровое я» В обозримой перспективе к этому фитнес-комьюнити присоединятся умные вещи, мониторящие состояние и активность человека в фоновом режиме

В-четвертых, хотя сегодня селф-трекинг может быть личным хобби, движением или субкультурой, он постепенно захватывает разные социальные миры, приобретая черты принуждения и эксплуатации . В этом контексте селф-трекинг следует рассматривать как сложный многовекторный феномен . С одной стороны, это потенциально продуктивная практика, позволяющая расширять возможности самоуправления и снижать различные индивидуальные и социальные риски С другой — селф-трекинг может иметь дисциплинирующий, дискриминирующий, отчуждающий и манипулятивный характер . Поэтому дальнейшие социальные исследования цифровых технологий самоизмерения не должны терять фокус критической рефлексии

Благодарности

Статья подготовлена в ходе проведения исследования «Медиатизация заботы о себе: как цифровые фитнес-технологии меняют телесные, пространственные и коммуникативные практики» (грант № 17-010077) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"» (НИУ ВШЭ)» в 2017—2018 гг. и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100» .

Библиография

Ajana B. Self-tracking: Empirical and Philosophical Investigations . Cham:

Palgrave Macmillan, 2018 . 155 p . Andrejevic M, Burdon M. Defining the Sensor Society // Television and

New Media. 2015 . Vol . 16 . No . 1. P. 19-36 . BeerD. Metric Power. L.: Palgrave Macmillan, 2016 . 223 p . Crawford K, Lingel J., Karppi T. Our Metrics, Ourselves: A Hundred Years of Self-tracking from the Weight Scale to the Wrist Wearable Device // European Journal of Cultural Studies . 2015 . Vol . 18 . No . 4-5 . P.479-496 . De Certeau M. The Practice of Everyday Life . Berkeley, CA; Los Angeles,

CA: The University of California Press, 1984. 229 p . Didziokaite G., Saukko P., Greiffenhagen C. The Mundane Experience of Everyday Calorie Trackers: Beyond the Metaphor of Quantified Self // New Media and Society . 2017, March 24 . P . 1-18 . Epstein D. A., Ping A., Fogarty J., Munson S. A. A Lived Informatics Model of Personal Informatics // Proceedings of the 2015 ACM International Joint Conference on Pervasive and Ubiquitous Computing . N . Y. : ACM, 2015 . P . 731-742. Fotopoulou A., O'Riordan K. Training to Self-care: Fitness Tracking, Biopedagogy and the Healthy Consumer // Health Sociology Review. 2017 . Vol. 26 . No . 1 . P. 54-68 . FoucaultM. The History of Sexuality. Vol. 3: The Care of the Self / Trans . by

R. Hurley. N . Y. : Pantheon Books, 1986 [1984]. 279 p . Foucault M. Naissance de la biopolitique: Cours au College de France

(1979-1979) . P. : Gallimard-Le Seuil, 2004. 368 p . Gilmore J.N. Everywear: The Quantified Self and Wearable Fitness Technologies // Media and Society. 2016 . Vol. 18 . No .11. P . 25242539

Kelly P. The Self as Enterprise: Foucault and the Spirit of 21st Century

Capitalism . Farnham: Gower Publishing, 2013. 228 p . Kent R. Social Media and Self-tracking: Representing the "Health Self" // Ajana B . (ed. ). Self-tracking: Empirical and Philosophical Investigations . Cham: Palgrave Macmillan, 2018 . P . 61-76 . Kersten-Van Dijk E.T., Westerink J.H.D.M., Beute F., IJsselsteijn W.A. Personal Informatics, Self-Insight and Behavior Change: A Critical Review of Current Literature // Human-Computer Interaction 2017 . Vol. 32. No . 5-6 . P. 268-296 .

KreitzbergD.S.C., Dailey S.L., Vogt T.M., Robinson D, Zhu Y. What Is Your Fitness Tracker Communicating?: Exploring Messages and Effects of Wearable Fitness Devices // Qualitative Research Reports in Communication. 2016 . Vol. 17 . No . 1. P . 93-101.

Li I., Dey A., Forlizzi J. A Stage-based Model of Personal Informatics Systems // Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems. N .Y. : ACM, 2010 . P . 557-566.

Lupton D. The Quantified Self: A Sociology of Self-tracking . Malden, MA: Polity, 2016a . 240 p .

Lupton D. You Are Your Data: Self-tracking Practices and Concepts of Data // Selke S . (ed. ) . Lifelogging . Digital Self-tracking and Life-logging — between Disruptive Technology and Cultural Transformation. Wiesbaden: Springer VS, 2016b . P. 61-80 .

Lyall B., Robards B. Tool, Toy and Tutor: Subjective Experiences of Digital Self-tracking // Journal of Sociology. 2018 . Vol . 54 . No . 1. P . 108124.

Miller P., Rose N. Governing the Present: Administering Economic, Social and Personal Life Cambridge: Polity, 2008 254 p

Mod C. Paris and the Data Mind // The Morning News . 2012 . <http://www . themorning news . org/article/paris-and-the-data-mind> .

Nafus D., Sherman J. This One Does Not Go Up to 11: The Quantified Self Movement as an Alternative Big Data Practice // International Journal of Communication. 2014 . Vol. 8 . P . 1784-1794.

NeffG, Nafus D. Self-tracking . Cambridge; L . : MIT Press, 2016 . 248 p .

Oxford Dictionaries . Oxford: Oxford University Press, 2018 . <https://en. oxford dictionaries com/definition/self-tracking>

Pink S, Fors V. Self-tracking and Mobile Media: New Digital Materialities // Mobile Media and Communication. 2017 . Vol. 5 . No . 3 . P . 219-238 .

Rettberg J.W. Apps as Companions: How Quantified Self Apps Become Our Audience and Our Companions // Ajana B . (ed . ) . Self-tracking: Empirical and Philosophical Investigations . Cham: Palgrave Mac-millan, 2018 . P . 27-42.

Rooksby J., Rost M., Morrison A., Chalmers M.C. Personal Tracking as Lived Informatics // Proceedings of the 32nd Annual ACM Conference on Human Factors in Computing Systems . N .Y. : ACM, 2014 . P . 11631172 .

Rose N. The Politics of Life Itself: Biomedicine, Power, and Subjectivity in the Twenty-first Century. Princeton: Princeton University Press, 2006 368 p

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ruckenstein M. Visualized and Interacted Life: Personal Analytics and Engagements with Data Doubles // Societies . 2014 . Vol . 4 . No . 1 . P.68-84.

Ruffino P. Engagement and the Quantified Self: Uneventful Relationships with Ghostly Companions // Ajana B . (ed. ) . Self-tracking: Empirical and Philosophical Investigations . Cham: Palgrave Macmillan, 2018 . P.11-26 .

Selke S. (ed ) Lifelogging Digital Self-tracking and Lifelogging — between Disruptive Technology and Cultural Transformation Wiesbaden: Springer VS, 2016 .376 p .

Spiller K., Ball K., Bandara A., Meadows M, McCormick C., Nuseibeh B, Price B.A. Data Privacy: Users' Thoughts on Quantified Self Personal Data // Ajana B . (ed. ) . Self-tracking: Empirical and Philosophical Investigations . Cham: Palgrave Macmillan, 2018 . P . 111—124 .

Swan M. Emerging Patient-driven Health Care Models: An Examination of Health Social Networks, Consumer Personalized Medicine and Quantified Self-tracking // International Journal of Environmental Research and Public Health . 2009 . Vol . 6 . No . 2 . P . 492-525 .

Swan M. Health 2050: The Realization of Personalized Medicine through Crowdsourcing, the Quantified Self, and the Participatory Biocitizen // Journal of Personalized Medicine . 2012. Vol. 2 . No . 3 . P. 93-118 .

Till C. Exercise as Labour: Quantified Self and the Transformation of Exercise into Labour // Societies . 2014 . Vol. 4 . P. 446-462.

Topol E. The Creative Destruction of Medicine: How the Digital Revolution Will Create Better Health Care . N .Y. : Basic Books, 2012. 303 p .

Topol E. The Patient Will See You Now: The Future of Medicine Is in Your Hands. N .Y. : Basic Books, 2015 . 364 p .

Turner-McGrievy G.M., Beets M.W., Moore J.B., Kaczynski AT, Barr-Anderson D.J, Tate D.F. Comparison of Traditional versus Mobile App Self-monitoring of Physical Activity and Dietary Intake among Overweight Adults Participating in an mHealth Weight Loss Program // Journal of the American Medical Informatics Association. 2013 . Vol . 20 . No . 3 . P . 513-518 .

Van Dijck J. Datafication, Dataism and Dataveillance: Big Data between Scientific Paradigm and Ideology // Surveillance and Society . 2014 . Vol. 12 . No . 2. P . 197-208 .

Wang J., Wang Y., Wei C., Yao N., Yuan A., Shan Y., Yuan C. Smartphone Interventions for Long-term Health Management of Chronic Diseases: An Integrative Review // Telemedicine Journal and E-Health. 2014 . Vol. 20 . No . 6 . P. 570-583 .

Whitson J.R Gaming the Quantified Self // Surveillance and Society . 2013 . Vol. 11. No . 1-2. P . 163-176 .

Williams K. The Weight of Things Lost: Self-knowledge and Personal Informatics // Personal Informatics. 2013 . <http://www.per-sonalinformatics . org/docs/chi2013/ williams . pdf> .

Self-tracking as a Practice of Quantifying the Body: Conceptual Outlines

Evgenia Nim

National Research University Higher School of Economics 20 Myasnitskaya Str. , Moscow, Russia nimeg@mail . ru

The article addresses the understudied phenomenon of digital quantification of the body and everyday life, which has arisen due to the proliferation of wearable and mobile fitness technologies . The author reviews a number of recent studies which have contributed significantly to the conceptualization of digital self-tracking. Examining various approaches and directions in the study of self-tracking the author focuses on three aspects: a) on the manifestations and discourses of self-tracking; b) on its styles and practices; and c) on its social contexts and effects The works under review show how trackers of physical and social activities can transform people's everyday practices and how users interact with fitness technologies, interpret quantified data and construct their own embodied identity Importantly, the efficiency of self-tracking tools is associated with their "sociability" and "intelligence" — the qualities achieved through the anthropomorphizing of digital devices and creating a culture of sharing It is also underscored that the practice of self-tracking goes beyond individual experience, actively invading other social worlds, and may eventually become an inherent feature of a "sensor society" Summarizing the outcomes of current research, the author comes to the conclusion that further conceptualization of digital self-tracking must take into account its complex and multi-vector nature . On the one hand, self-tracking is productive, as it contributes to the broadening of possibilities for self-knowledge and self-management, but on the other hand, it can have disciplining, discriminating, coercive and alienating effects

Keywords: embodiment, health, self-tracking, life-logging, wearable and mobile fitness technologies

Acknowledgements

The article was prepared within the framework of the Academic Fund Program at the National Research University Higher School of Economics (HSE) in 2017-2018 (grant no . 17-01-0077) and by the Russian Academic Excellence Project "5-100" .

References

Ajana B . , Self-tracking: Empirical and Philosophical Investigations. Cham: Palgrave Macmillan, 2018, 155 pp .

Andrejevic M . , Burdon M . , 'Defining the Sensor Society', Television and New Media, 2015, vol . 16, no . 1, pp . 19-36 .

Beer D . , Metric Power. London: Palgrave Macmillan, 2016, 223 pp .

Crawford K . , Lingel J . , Karppi T . , 'Our Metrics, Ourselves: A Hundred Years of Self-tracking from the Weight Scale to the Wrist Wearable Device', European Journal of Cultural Studies, 2015, vol . 18, no . 4-5, pp . 479-496 .

De Certeau M . , The Practice of Everyday Life. Berkeley, CA; Los Angeles, CA: The University of California Press, 1984, 229 pp .

Didziokaite G . , Saukko P. , Greiffenhagen C . , 'The Mundane Experience of Everyday Calorie Trackers: Beyond the Metaphor of Quantified Self, New Media and Society, 2017, March 24, pp . 1-18 .

Epstein D .A. , Ping A. , Fogarty J . , Munson S .A. , 'A Lived Informatics Model of Personal Informatics', Proceedings of the 2015 ACM International Joint Conference on Pervasive and Ubiquitous Computing. New York: ACM, 2015, pp . 731-742.

Fotopoulou A. , O'Riordan K. , 'Training to Self-care: Fitness Tracking, Biopedagogy and the Healthy Consumer', Health Sociology Review, 2017, vol. 26, no . 1, pp . 54-68 .

Foucault M . , The History of Sexuality, vol . 18, The Care of the Self, trans . by R. Hurley . New York: Pantheon Books, 1986 [1984], 279 pp .

Foucault M . , Naissance de la biopolitique: Cours au College de France (1979— 1979). Paris: Gallimard-Le Seuil, 2004, 368 pp .

Gilmore J. N . , 'Everywear: The Quantified Self and Wearable Fitness Technologies', Media and Society, 2016, vol . 18, no . 11, pp . 25242539

Kelly P , The Self as Enterprise: Foucault and the Spirit of 21st Century Capitalism. Farnham: Gower Publishing, 2013, 228 pp .

Kent R. , 'Social Media and Self-tracking: Representing the "Health Self"', Ajana B . (ed. ), Self-tracking: Empirical and Philosophical Investigations. Cham: Palgrave Macmillan, 2018, pp . 61-76 .

Kersten-Van Dijk E . T . , Westerink J . H . D . M . , Beute F. , IJsselsteijn W.A. , 'Personal Informatics, Self-Insight and Behavior Change: A Critical Review of Current Literature', Human-Computer Interaction, 2017, vol 32, no 5-6, pp 268-296

Kreitzberg D . S . C . , Dailey S . L. , Vogt T. M . , Robinson D . , Zhu Y. , 'What Is Your Fitness Tracker Communicating?: Exploring Messages and Effects of Wearable Fitness Devices', Qualitative Research Reports in Communication, 2016, vol. 17, no . 1, pp . 93-101.

Li I . , Dey A. , Forlizzi J . , 'A Stage-based Model of Personal Informatics Systems', Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems. New York: ACM, 2010, pp . 557-566 .

Lupton D . , 'You Are Your Data: Self-tracking Practices and Concepts of Data', Selke S . (ed. ), Lifelogging. Digital Self-tracking and Life-

logging — between Disruptive Technology and Cultural Transformation. Wiesbaden: Springer VS, 2016, pp . 61-80 .

Lupton D . , The Quantified Self: A Sociology of Self-tracking. Maiden, MA: Polity, 2016, 240 pp .

Lyall B . , Robards B . , 'Tool, Toy and Tutor: Subjective Experiences of Digital Self-tracking', Journal of Sociology, 2018, vol. 54, no . 1, pp 108-124

Miller P . , Rose N . , Governing the Present: Administering Economic, Social and Personal Life. Cambridge: Polity, 2008, 254 pp .

Mod C . , 'Paris and the Data Mind', The Morning News, 2012 . <http://www . themorning news . org/article/paris-and-the-data-mind> .

Nafus D . , Sherman J . , 'This One Does Not Go Up to 11: The Quantified Self Movement as an Alternative Big Data Practice', International Journal of Communication, 2014, vol . 8, pp . 1784-1794.

Neff G . , Nafus D . , Self-tracking. Cambridge, London: MIT Press, 2016, 248 pp

Oxford Dictionaries. Oxford: Oxford University Press, 2018 . <https://en. oxford dictionaries . com/definition/self-tracking> .

Pink S . , Fors V. , 'Self-tracking and Mobile Media: New Digital Materialities', Mobile Media and Communication', 2017, vol. 5, no . 3, pp . 219-238 .

Rettberg J . W. , 'Apps as Companions: How Quantified Self Apps Become Our Audience and Our Companions', Ajana B . (ed . ), Self-tracking: Empirical and Philosophical Investigations. Cham: Palgrave Mac-millan, 2018, pp . 27-42.

Rooksby J . , Rost M . , Morrison A. , Chalmers M . C . , 'Personal Tracking as Lived Informatics', Proceedings of the 32nd Annual ACM Conference on Human Factors in Computing Systems. New York: ACM, 2014, pp. 1163-1172.

Rose N . , The Politics of Life Itself: Biomedicine, Power, and Subjectivity in the Twenty-first Century. Princeton: Princeton University Press, 2006, 368 pp .

Ruckenstein M . , 'Visualized and Interacted Life: Personal Analytics and Engagements with Data Doubles', Societies, 2014, vol. 4, no. 1, pp 68-84

Ruffino P . , 'Engagement and the Quantified Self: Uneventful Relationships with Ghostly Companions', Ajana B . (ed . ), Self-tracking: Empirical and Philosophical Investigations. Cham: Palgrave Macmillan, 2018, pp.11-26 .

Selke S (ed ), Lifelogging. Digital Self-tracking and Lifelogging — between Disruptive Technology and Cultural Transformation Wiesbaden: Springer VS, 2016, 376 pp .

Spiller K. , Ball K. , Bandara A. , Meadows M . , McCormick C . , Nuseibeh B . , Price B A , 'Data Privacy: Users' Thoughts on Quantified Self Personal Data', Ajana B . (ed. ), Self-tracking: Empirical and Philosophical Investigations. Cham: Palgrave Macmillan, 2018, pp . 111— 124 .

Swan M . , 'Emerging Patient-driven Health Care Models: An Examination of Health Social Networks, Consumer Personalized Medicine and Quantified Self-tracking', International Journal of Environmental Research and Public Health', 2009, vol . 6, no . 2, pp . 492—525 .

Swan M . , 'Health 2050: The Realization of Personalized Medicine through Crowdsourcing, the Quantified Self, and the Participatory Biocitizen', Journal of Personalized Medicine, 2012, vol . 2, no . 3, pp.93-118 .

Till C . , 'Exercise as Labour: Quantified Self and the Transformation of Exercise into Labour', Societies, 2014, vol. 4 . pp . 446-462.

Topol E . , The Creative Destruction of Medicine: How the Digital Revolution Will Create Better Health Care. New York: Basic Books, 2012, 303 pp

Topol E . , The Patient Will See You Now: The Future of Medicine Is in Your Hands. New York: Basic Books, 2015, 364 pp .

Turner-McGrievy G . M . , Beets M . W. , Moore J. B . , Kaczynski A. T. , Barr-Anderson D . J . , Tate D . F. , 'Comparison of Traditional versus Mobile App Self-monitoring of Physical Activity and Dietary Intake among Overweight Adults Participating in an mHealth Weight Loss Program', Journal of the American Medical Informatics Association, 2013, vol. 20, no . 3, pp . 513-518 .

Van Dijck J . , 'Datafication, Dataism and Dataveillance: Big Data between Scientific Paradigm and Ideology', Surveillance and Society, 2014, vol. 12, no . 2, pp. 197-208 .

Wang J . , Wang Y. , Wei C . , Yao N . , Yuan A , Shan Y. , Yuan C . , 'Smartphone Interventions for Long-term Health Management of Chronic Diseases: An Integrative Review', Telemedicine Journal and E-Health, 2014, vol. 20, no . 6, pp . 570-583 .

Whitson J . R. , 'Gaming the Quantified Self ', Surveillance and Society, 2013, vol . 11, no . 1-2, pp . 163-176 .

Williams K , 'The Weight of Things Lost: Self-knowledge and Personal Informatics', Personal Informatics, 2013 . <http://www. personalinformatics . org/docs/chi2013/ williams . pdf> .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.