Б01: 10.12731/2218-7405-2015-7-9 УДК 316.42; 316.622
ЛАЙФЛОГГИНГ (LIFELOGGING):
НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ АРХИВОВ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Маркеева А.В.
В настоящий момент множество людей во всем мире ежедневно собирают в цифровых архивах посредством специализированных девайсов, социальных сетей и мобильных приложений разнообразные данные о событиях своей жизни и обмениваются ими с другими людьми. Значительное ускорение темпов жизни, с одной стороны, и избирательность человеческой памяти, с другой, усиливают желание современного человека иметь простые в использовании аналитические инструменты для анализа своей жизни.
Целью данной статьи является исследование теоретических и прикладных вопросов развития лайфлоггинга, определение проблем и перспектив его развития в современных условиях.
Метод проведения работы: теоретический анализ научной литературы по проблемам развития лайфлоггинга; анализ Интернет-источников, существующих мобильных приложений, девайсов и других инструментов лайфлоггинга.
Результаты. Несмотря на рост популярности среди пользователей во всем мире различных инструментов лайфлоггинга, повышение исследовательского интереса к распространению новой социальной практики цифровой архивации жизни, лайфлог-гинг, социальные последствия его развития недостаточно теоретически освещены. В статье приведены существующие в зарубежной научной литературе подходы к определению лайфлоггинга; на основе анализа существующих лайфлоггинговых приложений и девайсов систематизированы направления его использования лайфлоггинга: исследовательские и образовательные цели; медицинские и бизнес-задачи и др.; определены перспективы развития лайфлоггинга.
Ключевые слова: лайфлоггинг; лайфлоггинговая система; персональный цифровой архив; социальная практика.
LIFELOGGING:
THE WAYS OF USING AND THE SOCIAL CONSEQUENCES OF DEVELOPMENT
Markeeva A.V.
Today many people all over the world have archived and shared with other people their life data. Life activities are tracked using devices, social networks and Apps in the hope of better understanding human performance.
Purpose: to research the theoretical aspects of lifelogging; to identify threats and trends of liffelogging's development.
Methodology: a theoretical analysis of literature on the issue of lifelogging; a analysis of sites and lifelogging's devices, social networks and Apps.
Results. Lifelogging become a new mainstream social practice. The theoretical aspects and the social consequences of its development aren't deeply researched and need to be discussed.
This article has attempted to reflect on the challenges lifelogging poses to scientists; to systemize the main goals of lifelogging using: research and educational purposes; medicine and business goals and others.
Keywords: lifelogging; personal digital archive; lifelogging system; social practices.
Введение
Современные информационные технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни человека, они не только позволили привнести новое качество жизни, но и совершили «переворот» в мировоззрении современного человека, привели к переосмыслению базовых человеческих ценностей, связанных с семьей, работой, отношением к предметам физического мира, к изменению отношения человека к своей жизни и к самому себе. Все становится временным: работа, дом, отношения. На первый план выходит - ежедневная генерация гигантского объема персональной информации, стремление даже не запечатлеть, а заархивировать, оцифровать личные впечатления и опыт, что, в конечном счете, порождает стремление создать новую «онлайновую» личность пользователя. Футурологи прогнозируют, что растущие возможности по сбору и обработке информации будет столь же значимым фактором формирования репутации человека, его личностного бренда, как профессиональная занятость и доход. Это будет способствовать не только к активному распространению нового типа инструментов
и технологий, позволяющих записывать всю информацию, обрабатывать ее с помощью программного обеспечения на предмет распознавания объектов и психологических реакций индивида, определения пространственных координат, но и оказывать влияние на популяризацию нового типа социальных практик, таких как ведение лайфлога, на формирование новых типов социально-трудовых отношений. Прогнозируется, что в ближайшее десятилетие появится и новый тип работы - терабайтер (terabyties) - человек, основной задачей которого будет производство свыше терабайта новой информации в день [13;35].
Ускорение темпов жизни современного человека, повсеместное проникновение снек-культуры во все сферы жизнедеятельности, усиливающееся желание современного человека упростить свою жизнь привело к передаче значительной части повседневных дел, функций и задач на аутсорсинг, способствовало появлению новых информационных технологий, обеспечивающих сбор и анализ поведения индивида с наименьшими усилиями с его стороны. Так, среди пользователей стало популярной идея полностью «оцифровать» свою жизнь, создать персональные цифровые архивы, хранящие информацию обо всех аспектах личности человека и окружающей его среде (лайфлоггинг). Одним из стимулов развития лайфлоггинга было стремление доверить фиксацию и запоминание любых моментов человеческой жизни не памяти, а устройству. Например, основой проекта MyLifeBits Гордона Белла было документирование всех событий жизни с помощью устройства Sense Cam.
Следует признать, что стремление человека документировать свою жизнь имеет долгую историю. С древности человек стремился запечатлеть в рисунках, передать в устных сказаниях, описать различные события жизни. С усовершенствованием технологий (фото и видеотехники, диктофонов и т.д.) развивались возможности по сбору, а главное хранению разного типа информации о жизни человека, но лишь с появлением цифровых технологий пользователи получили возможность не только собирать, но эффективно систематизировать, хранить и быстро обращаться к личным архивам. Широкое распространение движения Quantified self, основанного в 2007 г. Г. Вулфом и К. Келли., позволило не только организовать сообщество пользователей со всех уголков мира, преследующих цель разработать, апробировать инструменты для получения полезной информации, значения из количественных персональных данных людей, но и создало моду на распространение различных инструментов фиксации жизни в пользовательской среде [17].
Однако сугубо прагматичная цель, связанная с сохранением воспоминаний, под воздействием моды все чаще выносит на поверхность негативные аспекты новой социальной практики. Философы и социологи отмечают, что лайфлоггинг становится частью бесконечного «ме-
дийного спектакля», имеющего целью конструирование виртуального, далеко от реальности образа современного человека. Стремление документировать все детали своей жизни и предоставлять к ним доступ любому желающему связывают с потерей идентичности современного человека, с желанием заполнить пустоту и «экзистенциальную скуку» иллюзией динамики жизни [1, 7]. Сторонники набирающего в Интернет популярность движения цифровых отшельников (The Digital Nomad Movement) наоборот указывают, что полное перенесение жизни человека в онлайн открывает новые возможности для самореализации и повышения личной эффективности. Они полагают, что новые цифровые технологии предоставляют современному человеку свободу и время понять самого себя, выделить самое важное в жизни, избавится от стереотипов, навязанных современным обществом потребления. В этой связи они отмечают, что лайфлоггинг становится «виртуальным зеркалом», позволяющим человеку посмотреть на себя со стороны, проанализировать свою жизнь, а также способом оптимизировать повседневную жизнь, найти необходимый баланс между разными видами активности, формировать новые паттерны поведения [17].
Миллионы пользователей во всем мире активно формируют персональные архивы с помощью приложений и гаджетов для лайфлоггинга, что свидетельствует о желании людей создавать, записывать, сохранять жизненный опыт, ощущения и впечатления, а также делится ими с окружающими.
Теоретические подходы к определению лайфлоггинга
Несмотря на активное распространение практики формирования персональных цифровых архивов, в научном плане лайфлоггинг, социальные последствия его распространения для развития человека и общества недостаточно полно изучены. Как правило, при рассмотрении содержания лайфлоггинга исследователи делают акцент на отдельных составляющих новой социальной практики.
Наиболее часто лайфлоггинг определяют как «процесс цифровой архивации жизни человека» [8]. Ряд исследователей делают упор на основной задаче лайфлоггинга - устранении слабости человеческой памяти, указывая, что лайфлоггинг представляет собой социо-техниче-ский подход, основанный на современных информационных технологиях, который пытается решить проблему забывания, свойственного человеческой памяти, путем разработки систем, которые бы «записывали абсолютно всё» [9; 37, 40]. Еще одна позиция в определении данного понятия связана с переносом центра внимания со сбора личной информации о человеке на регистрацию информации о внешней среде. Сторонники данного подхода отмечают, что со-
временные инструменты лайфлоггинга могут эффективно записывать не только персональные данные, но и вести тотальный сбор информации о факторах внешней среды, фактически оцифровывая контекст, в котором происходит жизнь человека [18].
В последние годы растет число исследователей, которые указывают на необходимость учета жизненного опыта, эмоций, ощущений человека посредством лайфлоггинга. Они справедливо утверждают, что первично фиксация эмоциональных переживаний человека не учитывалась в рамках разрабатываемых лайфлоггинговых систем, что приводило к тому, что формируемые цифровые архивы, не были полными, личностно окрашенными [15].
Также в силу активного совершенствования аналитических функций лайфлоггинг стал рассматриваться как эффективный способ, «процесс цифрового самоанализа» жизнедеятельности индивида. В этой связи речь идет о появлении нового исследовательского метода, который может быть применен для различных целей (личностных, образовательных, управленческих, маркетинговых и т.д.) и в различных ситуациях. Особенностью метода является активный подход к получению и обработке информации. Он подразумевает большую, нежели раньше свободу в предоставлении персональной информации другим пользователя [16], а также создает специфическую исследовательскую ситуацию, когда субъект становится объектом собственного наблюдения.
Следует отметить, что ряд специалистов пытаются отделить лайфлоггинг от других инструментов по сбору персональных данных (блоггинга, архивов цифровых фотографий, и т.д.), считая, что последние аккумулируют селективную информацию, созданную и распространяемую для специальной аудитории; требуют от пользователя больших усилий по созданию, хранению и распространению информации. Лайфлоггинг же требует меньше усилий со стороны пользователя, так как основан на максимально упрощенных инструментах сбора данных, при этом в противовес селективным системам сбора информации аккумулирует информацию всеохватывающе. Анализ существующих лайфлоггинговых систем позволяет говорить о том, что такое разграничение было возможно и характерно для начального развития лайфлоггинга, когда упор делался на развитие тотальных систем сбора информации. В настоящий момент наряду с ними, как правило, имеющими ограниченное количество пользователей, происходит развитие селективных лайфлоггинговых систем. Селективность в этом случае отражается либо в ограничении объема собираемой информации, либо выделении специфической активности (строго ограниченных видов деятельности), либо в сборе информации о местах, где эта деятельность происходит [18; 73]. Таким образом, мы наблюдаем тенденцию активной интеграции лайфлоггинга с другими онлайновыми и оффлайновыми системами сбора персональной информации.
Направления использования лайфлоггинга
Анализ практики ведения лайфлогов, пользователей, активно применяющих в повседневной жизни различные приложения и девайсы для фиксации и анализа событий, позволяют выявить следующие направления их использования лайфлоггинга:
■ новый метод изучения повседневной жизни человека, выявления паттернов поведения (исследовательские цели). Неполнота количественных данных, получаемых с помощью опросов; сложность и многогранность человеческого поведения, а также существенное изменение условий жизнедеятельности современного человека, привели к изменению исследовательской парадигмы (Listening is a new asking): от практики задания вопросов к слушанию, к попытке увидеть за стандартными ответами, обусловленными, как правило, следованием моделям социально приемлемого поведения, реальные мысли и желания людей. Однако методологическая ограниченность применения результатов, полученных с помощью качественных методов, создавала значительные сложности для социологов в использовании полученной информации об инсайтах человеческого поведения.
В настоящий момент современные информационные технологии предоставляют социологам новые возможности. Алгоритмы анализа Big data; системы, построенные на методе машинного обучения (например, Крипта компании Yandex) открывают новые возможности получать репрезентативные данные о поведении людей без использования опросных методов, новые возможности слушать людей (через анализ общения пользователей в социальных медиа), а с недавних пор - еще и видеть инсайты человеческого поведения. Последняя возможность столь актуальная для понимания паттернов повседневного поведения реализуется с помощью лайфлоггинга. Например, один из известных лайфлог-активистов Н. Фелтон анализирует паттерны своего поведения посредством сбора большого количества персональных данные и метаданных. Источниками таких данных выступают sms, телефонные переговоры, e-mail, переписка в социальных сетях и данные оффлановой почтовой переписки. Результаты своего анализа он визуализирует посредством инфографики и предоставляет свободный доступ к ним всем желающим [12]. Количество последователей ежедневной оцифровки своей жизни, как отмечалось выше, растет, увеличивая массив данных о реальном поведении людей.
■ инструмент самомотивации человека. Лайфлоггинг становится эффективным инструментом избавления от вредных привычек, излишнего трудоголизма или обретения новых, в том числе профессиональных навыков. Ведение дневника, самоанализ действий,
отслеживание физической и социальной активности, визуализация достижений (вплоть до дней, часов и минут), возможность продемонстрировать достижения друзьям в социальных сетях, безусловно, оказывают положительный эффект на изменение образа жизни человека. Во многом, благодаря не только удобным интерфейсам приложений, предоставляемым возможностям для анализа поведения, но и тому, что действует инструмент социальных обязательств. Например, большую популярность получили в последние годы приложения, связанные с поддержанием здорового образа жизни. Лайф-логгинговое приложение Pact использует систему материального стимулирования для того, чтобы сформировать у пользователей привычку к здоровому образу жизни. Если пользователь добивается установленной цели - получает денежное вознаграждение, если - нет, лишается денег. Получив возможность обращаться к моделям своего поведения, имея в руках понятный аналитический инструментарий, показывающий зависимость поведения от отдельных факторов, событий, человек способен корректировать свое поведение;
■ инструмент оцифровки человеческого сознания, в частности, как попытка нивелировать слабости человеческой памяти, связанные с избирательностью воспоминаний, а также со спецификой самого механизма воспоминаний, который обуславливает искажение любого воспоминания, каждый раз, когда человек к нему обращается. Поэтому и первые энтузиасты лайфлоггинга, и ряд пользователей сейчас используют лайфлоггинг как инструмент «тотальной» регистрации событий жизни [8, 12]. Такая фиксация позволяет возвращаться к данным событиям в любой момент и избегать проблемы их искажения.
Следует отметить, что лайфлоггинг открывает новые возможности в области технопроте-зирования и разработки социальных роботов. Специалисты по социальному прогнозированию считают, что созданные благодаря лайфлоггингу цифровые архивы памяти в условиях технологического прорыва в области создания искусственного тела, позволят создавать «авата-ры» человека. В частности, проект «Россия 2045» Дмитрия Ицкова ставит перед собой задачу к 2045 году сформировать эффективные инструменты переноса человеческой памяти, особенностей личности в новые оболочки [6].
■ инструмент решения целого ряда маркетинговых задач. Данные, получаемые с помощью лайфлоггинга, помогают компаниям дешевле и быстрее персонализировать товар или услугу под потребителя. Например, благодаря слежению за активностью пользователя Yandex радио может формировать индивидуальный плей-лист, четко подстроен-
ный под каждый тип социальной активности. Системы геолокации, присутствующие в современных приложениях лайфлоггинга, позволяют оптимизировать систему продвижения компаний (рекламу, размещение торговых площадей, выстраивания дистрибутивных каналов и т.д.). Отдельного внимания со стороны маркетологов заслуживают возможности лайфлоггинга в качестве эффективного элемента системы рекомендаций. Нахождение референтных лиц в Интернете (трендсеттеров), ведущих лайфлоги позволяет организациям использовать развивающийся тренд потребительского поведения: рекомендации других потребителей - как значимый фактор выбора товаров и услуг. Например, один из ведущих трендсеттеров российской молодежи Елена Шейдлина в сервисе микроблогов Tumblr имеет свыше 100 тыс. постоянных подписчиков своего лайфлога и за счет поддержки и взаимодействия с рядом шоу-румов продвигает определенные бренды, формирует для своих последователей стиль жизни [5]. Согласно результатам исследовательского центра Google потребители большое внимание обращают на наличие рекомендаций о товарах и услугах: при этом значение имеет и количество рекомендаций, и оценки, выставленные в них, и наличие фото или видео материалов об использовании [20]. Маркетологи сходятся во мнении, что этот тренд будет усиливаться, способствуя популяризации лайфлоггинга как инструмента стратегии продвижения компаний;
■ технология сбора и хранения информации, прежде всего, научной и учебной, её систематизация и возможность быстрого доступа к ней больших групп пользователей. В России пока не получило широкого распространения применение лайфлоггинга в образовательном процессе, в то время как за рубежом разработаны и апробированы несколько систем лайфлоггинга (например, ChittyChatty) для повышения эффективности учебного процесса, в частности усвоения материалов лекций и практических занятий, ведения конспектов; проведены ряд исследований эффективности их комбинации с традиционными способами фиксации и усвоения учебного материала;
■ лайфлоггинг как «способ вдохновения». Например, художник и скульптор Стефан Кар-трайт (Stephen Cartwright) убежден, что данные, полученные с помощью лайфлоггинга, могут не только стать основой вдохновения для создания предметов искусства, но и позволяют людям лучше понять мир и самих себя, оторвавшись от рутины жизни. На протяжении нескольких лет он пишет картины, создает скульптуры на основе собранных за несколько лет персональных данных, например, о количестве миль, которые проехал на велосипеде, а также данных об окружающем мире, например, о температуре и силе ветра [10].
Проблемы и перспективы развития лайфлоггинга
Следует отметить, что проблемы первоначального развития лайфлоггинга, связанные с доступностью и стоимостью технологии для пользователей, в настоящий момент решены. Стоимость гаджетов и программного обеспечения падает каждый год, количество приложений и их стоимость такова, что позволяет удовлетворить потребности любой целевой группы. Проблемы развития лайфлоггинга в настоящий момент находятся в содержательной сфере. Например, ряд исследований по лайфлоггингу наглядно демонстрируют, что существующие системы в силу отсутствия основополагающих принципов построения, не всегда эффективно решают поставленные задачи - например, связанные с поддержанием памяти [9; 46, 47; 18; 75]. Необходимо признать, что лайфлоггинг является незаменимой технологией для ряда групп (например, людей, страдающих болезнью Альцгеймера), однако в других случаях, когда он применяется не для медицинских целей, возникают проблемы. Тотальные системы записи и хранения всей возможной информации часто не дают должного эффекта, люди редко обращаются к сохраненным данным.
Во-первых, проблема в том, что человек желает иметь не только архив фактов, событий, но чувств, переживаний, эмоций. Осмысления нашего прошлого - важный элемент человеческой жизни. Как уже отмечалось выше, не все инструменты лайфлоггинга, особенно на первоначальном этапе развития позволяли учитывать социально-психологическое состояние индивида. Современные лайфлоггинговые системы пытаются решить эту проблему. Например, специалисты медиалаборатории Массачусетского технологического университета, пытаются интегрировать биосенсоры, отслеживающие физиологические реакции, дневниковые системы и цифровые инструменты для сбора психологических данных о повседневной жизни людей, для составления и визуализации их активности и психологических реакций. Уже сейчас любой человек на основе персональных данных, полученных с помощью лайфлоггинга, может составить собственные карту счастья и карту стрессовых ситуаций [14]. Также в рамках реализуемых в Университете проектов ученые интегрируют отдельные функции лайфлоггинга в повседневные предметы интерьера, упрощая сбор данных, а также делая сам процесс сбора и извлечения информации более «человечным», понятным, удобным современному человеку. В целом, развитие лайфлоггинга будет двигаться в направлении предоставления больших возможностей для рефлексии человеческого опыта, для определения связи физической и социальной активности людей с их эмоциональным состоянием, состоянием здоровья в различных жизненных ситуациях. Аналитические возможности инструментов лайфлоггинга будут значительно возрастать.
Во-вторых, объем накапливаемой информации в условиях недостаточной технологической подстройки под персональную систематизацию, приводит к снижению мотивации пользования цифровыми архивами [9; 42, 43; 18; 75; 21]. Вероятно, принцип «больше информации -лучше», без должной технологической персонализации систем, не действует, а создает дополнительный информационный шум, затрудняет извлечение нужной информации. Поэтому в техническом плане упор в развитии лайфлоггинга будет сделан на легкость и простоту извлечения информации, нахождения ее в огромном массиве данных.
В-третьих, по мнению психологов, существует еще одна проблема лайфлоггинга - большинство его инструментов направлены на поддержку ретроспективной памяти (сбор информации о том, что произошло), в то время как современный человек в условиях ускорения темпа жизни имеет больше проблем с тем, чтобы вспомнить то, что он хотел сделать (проспективная память). Сохранить в памяти намерения, вовремя получить напоминание о том, что хотел сделать человек, способствовать реализации этих намерений - технологическая задача для создателей лайфлоггинговых систем [18; 75; 19]. Её решение требует учета результатов социологических и психологических исследований при разработке лайфлоггинговых систем.
Развитие инструментов лайфлоггинга в настоящий момент идет в 3-х направлениях:
1) развитие специализированных мобильных приложений лайфлоггинга;
2) развитие носимых девайсов, встраивание функций лайфлоггинга в существующие устройства;
3) расширение функций социальных сетей.
В рамках первого направления лайфлоггинговые приложения в настоящий момент являются узкоспециализированными, четко дифференцируются по выполняемым функциям. Наибольшую популярность имеют:
■ приложения для сохранения событий (Experial, In Flow и т.д.), основная их цель сбор субъективных, в том числе эмоциональных оценок о прожитом дне, и их визуализация;
■ приложения для ведения онлайновых дневников (Day one, Memoir, Hey day и т.д.). Основная задача данных приложений - группировка воспоминаний, событий для формирования дневника жизни. Данные приложения, как правило, строятся на загрузке и систематизации уже размещенной в различных социальных медиа информации пользователя. По желанию лайфлоггера, приложения уведомляют его о необходимости заполнить дневник, тем самым мотивируя человека к ведению дневника; синхронизируются с дру-
гими устройствами, дают возможность делиться информацией с другими пользователями. Они эффективно решают проблему группировки и систематизации уже имеющейся информации с наименьшими усилиями самого пользователя; ■ приложения для фиксации социальной активности (Sage, Daytum, Choronos и т.д.). Используя, встроенные в смартфоны и другие гаджеты датчики геолокации (GPS), определения физической активности (данные пульса, сжигаемых калорий и т.д.), они позволяют формировать цифровой портрет жизни современного человека. При этом не только сохраняют данные о предыдущей социальной и физической активности человека (ретроспективные моменты), но и используют проспективную память (анализируя поведение пользователя, например, ежедневный поход в магазин; посещение выставок или кинотеатров; его разговоры и переписку в социальных сетях), информируют пользователя о необходимости совершения определенного действия. Следует отметить, что наибольшее распространения в данном типе приложений получили так называемые фитнес-дневники или дневники здорового образа жизни (Endomondo, Human, Argus, Pact, Body Wise, All in Yogo, Cardio, Water balance и др.). Обусловлено это, на наш взгляд, тем, что наиболее активные пользователи мобильных приложений лайфлоггинга - это молодые люди, представители поколения Y и Z. Одной из ведущих ценностных ориентаций представителей данных поколений является стремление контролировать здоровье и поддерживать здоровый образ жизни как важный показатель социального статуса. Именно для этой категории пользователей только в 2015 году появилось 4400 онлайновых приложений для контроля здоровья в Европе [11; 3].
Основными двигателями рынка носимых девайсов (браслеты, камеры, очки, видеорегистраторы и т.д.) для лайфлоггинга являются как крупные IT-компании и производители электроники и бытовой техники (Autographer, Narrative Clip Wearable Camera, Snap Cam, Casio EX-FR10 Split Camera, Google Class, Sony SmartBand, HAPIfolk и др.), так и старт-апы (например, финансирование для производства камеры Memoto было собрано на краудфандиндиговой платформе Kickstarter). Они, с одной стороны, активно интегрируют функции фиксации событий и характеристик жизни своих покупателей в различные типы продвигаемых товаров, услуг или сервисов, с другой, - развивают отдельные продукты, позволяющие человеку контролировать и рационализировать отдельные аспекты своей жизни. За последние 2 года был создан новый, быстро растущий рынок гаджетов и программного обеспечения для продвижения культуры лайфлоггинга.
Следует отметить также активность социальных сетей, в попытке интегрировать желание пользователей фиксировать и делиться событиями своей жизни, и растущий интерес коммерческих компаний к систематизации накопленных данных о пользователях для создания товаров и услуг, их более эффективного продвижения. Следует отметить, что именно социальные медиа создают моду на лайфлоггинг, делают лайфлоггинг поистине массовым. Например, развитие приложения с функциями социальных сетей Instagram, объединяющего в настоящий момент 200 млн. пользователей по всему миру, сделало доступным и популярным видео и фотоавтоэтнографию. Безусловно, не всё из того фото и видео контента, который загружается в сеть, можно отнести к лайфлоггингу, но развивающиеся системы анализа, систематизации и фильтрации различных форматов контента позволят в ближайшем будущем создавать полноценные лайфлоггинговые архивы.
Заключение
В заключении, хотелось бы отметить, что будущее лайфлоггинга в технологическом плане связано с интеграцией всех трех представленных направлений. В дальнейшем такая интеграция будет приводить, с одной стороны, к активному использованию компаниями и организациями информации, получаемой с помощью лайфлоггинга, для модернизации существующих товаров и услуг, с другой - будет способствовать наделению существующих предметов, устройств функциями и возможностями, позволяющими человеку собирать, архивировать различные данные о своей жизни. Реализацию этой тенденции можно наблюдать, например, в проекте CityHome (микроквартира, обстановка которой может меняться под жизненный цикл человека) [4; 235].
Следует признать, что инструменты лайфлоггинга, данные, аккумулируемые в персональных цифровых архивах, в настоящий момент недооценены специалистами в области совершенствования организационных процессов, в частности в сфере управления персонала. Широкое распространение лайфлоггинга позволит компаниям значительно снизить издержки при отборе и найме сотрудников, поскольку предоставляет новые возможности в совмещении профиля потенциального кандидата и компании-работодателя. Также внедрение таких систем может помочь в оптимизации рабочего процесса, так как они позволяют фиксировать все события (с привязкой к времени, месту и сотрудникам, включенным в трудовой процесс). Значительные изменения в связи с развитием новой практики коснутся и образовательных систем. Как отмечалось выше, уже сейчас разрабатываются и тестируются лайфлоггинговые приложения для совершенствования процесса обучения. Также данные, полученные с помощью, лайфлоггинга могут способствовать индивидуализации образовательных продуктов.
Однако помимо позитивных моментов, развитие лайфлоггинга будет сопровождаться негативными последствиями, связанными, прежде всего, с утратой конфиденциальности частной жизни. Такой объем хранимой личной информации и открытый доступ к ней может быть использован как коммерческими организациями, так и государственными институтами для управления поведением людей, для усиления надзора над их трудовой деятельностью и личной жизнью. В этой связи обсуждение учеными, практиками и общественностью последствий популяризации лайфлоггинга для развития общества и человека становится как никогда актуальным.
Список литературы
1. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. - М.: Добросвет, 2009. 260 с.
2. Лайфлоггинг как инструмент digital-стратегии. Vein Technologies. 07.04.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.cossa.ru/articles/216/70824/ (дата обращения 19.06.2015).
3. Леонтьев С. Следи за собой. Обзор лучших приложений для лайфлоггинга/ Hi-tech Вести. 24.11.2013[Электронный ресурс]. URL: http://hitech.vesti.ru/news/view/id/3448 (дата обращения 08.06.2015).
4. Роуз Д. Будущее вещей. - М.: Альпина нон-фикшн, 2015. 344 с.
5. Сайт Шейдлина Е. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sheidlin.com/, http://vk.com/ id19184342 (дата обращения 03.07.2015).
6. Стратегическое общественное движение «Россия -2045» Манифест. [Электронный ресурс]. URL: http://2045.ru/transhumanism (дата обращения 09.06.2015).
7. Яковлева Е. В поисках идентичности: эпатаж как след современности // Науковi записки На-цюнального ушверситету «Острозьска академiа». Серия «Культурология». 2014. Вып. 14. Ч. 1. С. 72-78.
8. Bell,G., & Gemmell, J. Total recall. - New York, NY: Dutton, 2009.
9. Bergman O., Brockmeier J., Clough P., Kalnikaite V., Sellen A., Petrelli D., Whittaker S., Villar N. Socio-Technical Lifelogging: Deriving Design Principles for a Future Proof Digital Past // Human-Computer Interaction, 2012. Vol. 27. Pp. 37-62.
10. Cartwright S. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stephencartwright.com/projects/data-topography—pattern-slumps/ (дата обращения 05.07.2015).
11. EU countries mHealth App Market ranking 2015. 11 May 2015 [Электронный ресурс]. - http:// research2guidance.com/r2g/research2guidance-EU-Country-mHealth-App-Market-Ranking-2015.pdf
12. Felton N. [Электронный ресурс]. - URL: http://feltron.com/FAR13_07.html (дата обращения 05.07.2015).
13. Frey T. The Coming of the Terabyters: Lifelogging for a Living // The Futurist, January-February 2011. Pp. 35-36.
14. Hernandez J., McDuff D., Fletcher R., Rosalind W. Picard. Inside-Out: Reflecting on your Inner State // Work-in-progress in Pervasive Computing, San Diego, CA, March 18-22, 2013. -[Электронный ресурс]. http://affect.media.mit.edu/pdfs/13.Hernandez.McDuff.Fletcher.Picard-PerCom.pdf
15. Ivonin L., Huang-Ming Chang, Wei Chen, Rauterberg M. Unconscious emotions: quantifying and logging something we are not aware of // Personal and Ubiquitous Computing. №17, 2013. Pp. 663-673.
16. Jones D. All the moments of our lives: self-archiving from Christian Boltanski to Lifelogging // Archives and Records: The Journal of the Archives and Records Association. Spring 2015. Vol. 36. Is. 1. Pp. 29-41 http://dx.doi.org/10.1080/23257962.2015.1010149
17. The Quantified Self [Электронный ресурс]. http://quantifiedself.com/
18. Sellen A., Whittaker S. Beyond total capture: A constructive critique of lifelogging // Communications of the ACM. №53(5). 2010. Pp. 70-77.
19. Sellen A., Louie G., Harris J., and Wilkins A. What brings intentions to mind?
20. An in situ study of prospective memory // Memory 5, July 1997. Pp. 483-507.
21. The ZMOT Handbook. Ways to win shoppers at the zero moment of truth. Google Inc, 2012. 71 с.
22. Whittaker S., Bergman C. and Clough, P. Easy on that trigger dad: A study of long-term family photo retrieval // Personal and Ubiquitous Computing. № 14(1). 2010. Pp. 31-43.
References
1. Baudrillard J. Prozrachnost't zla [The Transparency of Evil]. - Moscow, 2009. P. 260.
2. Lifelogging as an instrument of digital strategy. Vein Technologies. 07.04.2014. http://www.cossa. ru/articles/216/70824/ (accessed June, 19, 2015).
3. Leontiev S. Sledi za soboy [Watch yourself]. Hi-tech Vesti. 24.11.2013. http://hitech.vesti.ru/ news/view/id/3448 (accessed June, 8, 2015).
4. Rose D. Budushhee veshhej [Enchanted objects]. - Moscow, Alpina non-fiction, 2015. P. 344.
5. Sheidlina E. http://www.sheidlin.com/, http://vk.com/id19184342 (accessed June, 3, 2015)
6. Strategicheskoe obshhestvennoe dvizhenie «Rossija -2045» Manifest [Russia-2045. Strategic Social Initiative]. - http://2045.ru/transhumanism (accessed June, 9, 2015).
7. Yakovleva E. V poiskah identichnosti: jepatazh kak sled sovremennosti [In search of indentify: epatage as a modern/with-modern temporality]. Naukovi zapiski Nacional'nogo universitetu «Ostroz'ska akademia», Serija «Kul'turologija», 2014. Vol. 14(1). Pp. 72-78.
8. Bell, G., & Gemmell, J. (2009). Total recall. - New York, NY: Dutton.
9. Bergman O., Brockmeier J., Clough P., Kalnikaite V., Sellen A., Petrelli D., Whittaker S., Villar N. Socio-Technical Lifelogging: Deriving Design Principles for a Future Proof Digital Past. HumanComputer Interaction. 2012. Vol. 27. Pp. 37-62.
10. Cartwright S. http://www.stephencartwright.com/projects/data-topography—pattern-slumps/ (accessed June, 5, 2015).
11. EU countries mHealth App Market ranking 2015. 11 May 2015. http://research2guidance.com/ r2g/research2guidance-EU-Country-mHealth-App-Market-Ranking-2015.pdf
12. Felton N. http://feltron.com/FAR13_07.html (accessed June, 5, 2015).
13. Frey T. The Coming of the Terabyters: Lifelogging for a Living. The Futurist, January-February 2011. Pp. 35-36.
14. Hernandez J., McDuff D., Fletcher R., Rosalind W. Picard. Inside-Out: Reflecting on your Inner State. Work-in-progress in Pervasive Computing, San Diego, CA, March 18-22, 2013. http://af-fect.media.mit.edu/pdfs/13.Hernandez.McDuff.Fletcher.Picard-PerCom.pdf
15. Ivonin L., Huang-Ming Chang, Wei Chen, Rauterberg M. Unconscious emotions: quantifying and logging something we are not aware of. Personal and Ubiquitous Computing. № 17, 2013. Pp. 663-673.
16. Jones D. All the moments of our lives: self-archiving from Christian Boltanski to Lifelogging. Archives and Records: The Journal of the Archives and Records Association. Spring 2015. Vol. 36. Is. 1. Pp. 29-41. - http://dx.doi.org/10.1080/23257962.2015.1010149
17. The Quantified Self. http://quantifiedself.com/
18. Sellen A., Whittaker S. Beyond total capture: A constructive critique of lifelogging. Communications of the ACM. № 53(5), 2010. Pp. 70-77.
19. Sellen A., Louie G., Harris J., and Wilkins A. What brings intentions to mind?
20. An in situ study of prospective memory // Memory 5, July 1997. Pp. 483-507.
21. The ZMOT Handbook. Ways to win shoppers at the zero moment of truth. Google Inc, 2012. P. 71.
22. Whittaker S., Bergman C. and Clough, P. Easy on that trigger dad: A study of long-term family photo retrieval. Personal and Ubiquitous Computing. № 14(1). 2010. Pp. 31-43.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Маркеева Анна Валерьевна, доцент кафедры социологии организаций и менеджмента Социологического факультета, кандидат социологических наук
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Ленинские горы, д. 1, стр. ЗЗ г. Москва, 119991, Россия e-mail: anna_markeeva@mail.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 3645-0048
DATA ABOUT THE AUTHOR
Markeeva Anna Valerevna, Associate Professor of the Œair of Sociology of Organizations and Management, PhD in Sociology
Lomonosov Moscow State University 1/33, Leninskie gori, Moscow, 119991, Russia e-mail: anna_markeeva@mail.ru