но мобилизацию функций оценки расстояния и зрительного анализатора при адекватном утомлении сенсорных систем и высоких значениях психомоторной выносливости. Вариация структуры и содержания комбинаций интервальных заданий в разных дисциплинах проводится с учетом психофизиологического статуса для повышения адаптационных возможностей организма кикбоксеров.
На основе результатов исследования можно сделать предположение о том, что различия в реакции организма на нагрузку обусловлены ее спецификой в разных дисциплинах кикбоксинга.
Полученные данные можно использовать в виде модельных характеристик на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белых, С.И. Особенности тактики кикбоксинга / С.И. Белых, О.С. Олейник // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 25-29.
2. Сабирова, И.А. Анализ соревновательной деятельности в различных дисциплинах кикбоксинга / И.А. Сабирова, И.В. Битюцких // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 259-262.
3. Дифференцированный подход к психологической подготовке кикбоксеров / Ф.В. Салу-гин, В.Г. Турманидзе, А.А. Фоменко, А.В. Салугин, А.Ю. Шредер // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 272-277.
REFERENCES
1. Belykh, S.I. and Oleinik, O.S. (2019), "Features tactics kickboxing", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, pp. 25-29.
2. Sabirova, I.A. and Bityutskih, I.V. (2019), "Analysis of competitive activities in various kick-boxing disciplines", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, pp. 259-262.
3. Salugin, F.V., Turmanidze, V.G., Fomenko,A.A., Salugin, A.V. and Shreder,A.Yu. (2019), "Differentiated approach to the psychological preparation of kickboxers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 171, No. 5, pp. 272-277.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.09.2019
УДК 796.011
ТИПОВОЙ ПОРТРЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МОСКВЫ
Елена Юрьевна Федорова, доктор биологических наук, профессор,
Валентина Николаевна Пушкина, доктор биологических наук, профессор, Ирина Николаевна Гернет, кандидат медицинских наук, доцент, Андрей Евгеньевич Сизов, ассистент, Московский городской педагогический университет (МГПУ), Москва
Аннотация
Представлены результаты изучения качественных и количественных показателей двигательной активности обучающихся общеобразовательных организаций г. Москвы обоих полов, полученные с использованием индивидуальных носимых устройств - фитнес-трекеров. Установлено, что для 8,2% обучающихся вне зависимости от пола и возраста характерны низкие значения данного показателя; для 3,4% - высокие значения показателя относительно гигиенической нормы.
Ключевые слова: фитнес-трекер, двигательная активность, аэробная зона, анаэробная зона, максимальное потребление кислорода.
TYPICAL PORTRAIT OF PHYSICAL ACTIVITY OF STUDENTS OF GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF MOSCOW
Elena Yuryevna Fedorova, the doctor of biological sciences, professor, Valentina Nikolaevna Pushkina, the doctor of biological sciences, professor, Irina Nikolaevna Gernet, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Andrey Evgenievich Sizov, the assistant, Moscow City University, Moscow
Annotation
The results of the study of qualitative and quantitative indicators of motor activity of students of general educational institutions of Moscow of both sexes, obtained with using the individual wearable devices, fitness trackers, are presented. It was found that 8.2% of students, regardless of gender and age, are characterized by low values of this indicator; for 3.4% - high values of the indicator relative to the hygiene norm.
Keywords: fitness tracker, physical activity, aerobic zone, anaerobic zone, maximum oxygen consumption.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день особое внимание в рамках государственной социальной политики РФ уделяется мероприятиям по улучшению здоровья детей и подростков, основными слагаемыми которых можно считать использование средств физического воспитания и формирование физической культуры с самого раннего возраста [7].
Преодоление негативных последствий интенсивной учебно-познавательной деятельности у школьников необходимо рассматривать как одно из звеньев общей системы физического воспитания. В связи с этим практический интерес представляет вопрос целенаправленного развития у детей важнейших физических качеств, в том числе двигательной активности, способной снижать неблагоприятное воздействие чрезмерных учебных нагрузок на состояние здоровья школьников [1, 4, 5].
Несмотря на имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе многочисленные работы, посвященные роли физического воспитания в развитии детей школьного возраста, остаются неизученными вопросы мониторинга количественных и качественных характеристик двигательной активности, в том числе нагрузок различной метаболической направленности, детей школьного возраста, что послужило основанием для проведения настоящего исследования.
МЕТОДИКА
Для проведения исследования была сформирована репрезентативная выборка в количестве 500 обучающихся общеобразовательных организаций г. Москвы обоего пола (таблица 1).
Возраст Девушки Юноши Всего
8-9 лет 93 112 205
10-11 лет 93 88 181
12-13 лет 38 59 97
14 лет 11 8 19
Всего 235 267 502
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, а также лица, отнесенные к специальным медицинским группам, к участию в исследовании не привлекались, учитывая их детерминированные нозологические особенности.
Для организации и проведения исследования использовались фитнес-трекеры - индивидуальные носимые устройства, форм-фактором которых является наручный полиуре-тановый браслет для ежедневного использования.
Программно-аппаратный компонент фитнес-трекера и пользовательский интерфейс устройства соответствовал модели Xiaomi Mi Band 3 или аналогам. Вышеназванные модели носимых устройств способны фиксировать и обрабатывать следующие параметры физической активности:
- продолжительность и качество сна;
- частота сердечных сокращений (далее - ЧСС), включая минимальные, максимальные, и средние значения;
- количество шагов;
- пройденное расстояние [11, 13, 14].
На основе полученных данных устройства автоматически рассчитывают такие параметры, как продолжительность нагрузки в аэробной, анаэробной зоне, продолжительность физической работы на уровне максимального потребления кислорода (далее - МПК).
Текущий и оперативный контроль объема и интенсивности физических нагрузок у обучающихся, с учетом всех форм занятий физической культурой и спортом (как в учебное, так и во внеучебное время), осуществлялся в течение 30 календарных дней путем скрининга физиологических показателей, в том числе динамики сердечной деятельности.
Статистическая обработка полученных в ходе эксперимента данных проводилась с использованием программного обеспечения Microsoft Excel 2010 и Statistika 10.0. Уровень достоверности различий изучаемых показателей определяли с помощью критерия Стью-дента. Результаты считали статистически значимыми при p <0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Одним из показателей, который учитывает фитнес-трекер для корректной обработки и интерпретации сигналов, а также обусловливает параметры физической активности, является масса тела. Как и возраст, этот показатель не может быть отслежен устройством самостоятельно и вводится в соответствующем поле программного обеспечения непосредственно пользователем. Безусловно, для корректной оценки соответствия массы тела возрастному периоду гораздо объективнее использовать индекс массы тела, однако, он в соответствующих алгоритмах работы устройства не учитывается и в настоящем исследовании не оценивается.
Нормативные границы разработаны Всемирной организацией здравоохранения, при этом они определены без учета ростовых параметров и соответствуют возрастным особенностей девушек и юношей, что отвечает задачам исследования. Также, нормативные значения сравнены с массивом данных открытого сегмента информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с применение технологий Big Data (Data mining), при этом существенных и статистически значимых отличий не выявлено [12].
В настоящем исследовании определены медианные значения для каждого возраста и пола, определены верхние и нижние границы нормы. Проведенная на основе этих данных оценка массы тела школьников обоих полов показала, что наибольшее достоверное (p <0,001) превышение возрастной нормы характерно для юношей 14 лет (62,5%), наимень-шее-для юношей 12-13 лет - 10,2%. Аналогичная закономерность выявлена и в группах девушек: превышение возрастной нормы характерно для возраста 14 лет - 18,2%, наименьшее - для возраста 12-13 лет - 2,6%.
Наличие акселерометра в использованных моделях фитнес-трекеров позволило с определенной долей достоверности (p<0,01) оценить продолжительность сна, по динамике и нормативным значениям которой представленным Американской академией медицины сна (American Academy of Sleep Medicine) можно судить о степени достаточности и адекватности физических нагрузок, а также о психическом состоянии ребенка, общем состоянии его здоровья. Помимо самой продолжительности сна, существенное значение имеет продолжительность фазы быстрого сна, определяемая акселерометром на основании микроколебаний мышц во время сна и снижения частоты сердечных сокращений.
Как показали исследования, продолжительность сна около 50% юношей всех возрастных групп (за исключением 14 лет) характеризуется нижней границей нормы, в возрасте 14 лет этот показатель достигает 75%. Качество сна, при этом находится в пределах нормы у 60% юношей всех возрастных групп (за исключением 14 лет), в возрасте 14 лет этот показатель достигает 75%. В группах девушек достоверных возрастных отличий по продолжительности сна не выявлено; число обследованных, характеризующихся значением данного показателя на нижней границе нормы, так же, как и медиане, составило порядка 45%. Качество сна около 70% девушек всех возрастов (за исключением 14 лет) находилось в пределах медиальных значений; 27,3; 36,4 и 36,4% девушек в возрасте 14 лет имели качество сна на уровне медианы, нижней границы и ниже нормы соответственно.
Полученные результаты свидетельствуют, что часть обучающихся (19,9%) испытывает на себе действие некоторых факторов, препятствующих использованию времени сна для полноценного отдыха.
К числу таких факторов можно отнести:
- недостаток физической активности;
- чрезмерные физические и психические нагрузки;
- неправильный режим сна и отдыха, режим учебной и досуговой деятельности;
- интенсивный эмоциональный фон или повышенная физиологическая возбудимость нервной системы.
Основным параметром физической активности, который отслеживается фитнес-тре-кером путем фотометрии и регистрации электрохимических сигналов на коже человека, является частота сердечных сокращений. ЧСС - наиболее лабильный, информативный и надежный параметр для оценки физической активности, уровня и характера функциональной нагрузки, а также наиболее важный параметр для использования в работе алгоритмов устройства.
В целях получения достоверных сведений об уровне физической активности обучающихся общеобразовательных организаций нами проанализирована средняя продолжительность физической работы в аэробной зоне в день за изучаемый период. Такой подход позволят учесть все виды физической активности, в том числе определить вклад урока физической культуры в общий уровень физической активности. Полученные усредненные данные за 30 календарных дней позволяют оценить физическую активность обучающихся по пятиуровневой шкале, от низкой до высокой исходя из среднего времени в день, когда обучающийся находится в зоне аэробной нагрузки поддерживающего типа (рисунки 1, 2; таблицы 2, 3).
70 -
60 -
50 -
40 -
30 -
20 -
10 -
0 -
низкая активность активность ниже среняя активность активность выше высокая активность среднего среднего
8-9 лет 10-11 лет 12-13 лет 14 лет
Рисунок 1 - Уровень физической активности у юношей, %
Рисунок 2 - Уровень физической активности у девушек, %
Таблица 2 - Параметры физической активности у обучающихся по возрастам
Параметр выборки Доля обучающихся, %
8-9 лет 10-11 лет 12-13 лет 14 лет
Низкая активность 7,8 8,8 7,2 10,5
Активность ниже среднего 21,0 21,0 20,6 15,8
Средняя активность 45,9 44,2 48,5 31,6
Активность выше среднего 22,0 22,1 20,6 42,1
Высокая активность 3,4 0,0 0,0 0,0
Таблица 3 - Параметры физической активности у девушек и у юношей вне зависимости от возраста___
Параметр Юноши Девушки
Число обучающихся Доля, % Число обучающихся Доля, %
Низкая активность 24,0 9,0 17,0 7,2
Активность ниже среднего 51,0 19,1 53,0 22,6
Средняя активность 131,0 49,1 96,0 40,9
Активность выше среднего 51,0 19,1 62,0 26,4
Высокая активность 10,0 3,7 7,0 3,0
Всего 267,0 100,0 235,0 100,0
Таблица 4 - Параметры физической активности по всему массиву выборки
Параметр Число обучающихся Доля, %
Низкая активность 41,0 8,2
Активность ниже среднего 104,0 20,7
Средняя активность 227,0 45,2
Активность выше среднего 113,0 22,5
Высокая активность 17,0 3,4
Всего 502,0 100,0
ВЫВОДЫ
Полученные с помощью фитнес-трекеров данные по количественным и качественным характеристикам двигательной активности школьников обоих полов вне зависимости от возраста показали, что 28,9% обследованных необходимо повышать длительность двигательной активности, рекомендуя учитывать при помощи гаджетов и индивидуальных фитнес-трекеров количество выполненных в сутки шагов, доводя индивидуальные показатели до гигиенической нормы - 15-20 тысяч шагов в сутки. Регулярные аэробные нагрузки средней и малой интенсивности в объеме гигиенической нормы позволят школьникам улучшить переносимость физических и умственных нагрузок, настроение и психическое состояние, будут способствовать укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутко, М.А. Педагогическая технология регулирования двигательной активности детей младшего школьного возраста в образовательной среде : дис. ... канд. пед. наук / Бутко М.А. - Калининград, 2015. - 220 с.
2. Галимов, Р.Р. Состояние двигательной активности школьников в современных условиях их обучения и воспитания / Р. Р. Галимов, А. Г. Муталов // Медицинский вестник Башкортостана. -2012. - Т. 7. - № 5. - С. 211-218.
3. Пегов, В.А. Сопряженность двигательного и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста / В.А. Пегов, К.А. Тарасевич // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии : материалы 2-ой международной научно-практической конференции. -Екатеринбург, 2013. - С. 224-226.
4. Effectiveness of activity trackers with and without incentives to increase physical activity (TRIPPA): a randomized controlled trial / E.A. Finkelstein, B.A. Haaland, M. Bilger, A. Sahasranaman, R.A. Sloan, E.E.K. Nang, KR Evenson // Lancet Diabetes Endocrinol. - 2016 Dec. - No. 4 (12). - P. 983-995.
5. Dawson, M.C. CrossFit: Fitness cult or reinventive institution? / M.C. Dawson // International Review for the Sociology of Sport. - 2015. - URL : https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/down-load?doi=10.1.1.948.9782&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 01.09.2019).
6. Mayer-Schonberger, V. Big Data: A Revolution That Will Transform How We Live, Work, and Think / V. Mayer-Schonberger, K. Cukier. - New York : Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company, 213. - 242 p.
7. McGrath, M.J. Sensor Technologies : Healthcare, Wellness and Environmental Applications / M.J. McGrath, C.N. Scanoil. - New York : Apress, 2013. - 336 p.
8. Millington, B. Fit for prosumption: interactivity and the second fitness boom / B. Millington // Media, Culture and Society. - 2016. - Vol. 38. - No. 8. - P. 1184-1200.
REFERENCES
1. Butko, M. A. (2015), Pedagogical technology for regulating motor activity of children ofprimary school age in the educational environment, dissertation, Kaliningrad.
2. Galimov, R.R. and Mutalov, A.G. (2012), "The state of motor activity of schoolchildren in the modern conditions of their training and education", Medical Bulletin of Bashkortostan, Vol. 7, No. 5, рр. 211-218.
3. Pegov, V.A. and Tarasevich, K.A. (2013), "Conjugation of motor and intellectual development of children of primary school age", Problems of the development of physical culture and sports in the new millennium, materials of the 2nd international scientific and practical conference, Ekaterinburg, pp, 224-226.
4. Finkelstein, E.A., Haaland, B.A., Bilger, M., Sahasranaman, A., Sloan, R.A., Nang E.E.C. and Evenson, K.R. (2016), "Activity Tracking Effectiveness with and without incentives for increased physical activity (TRIPPA): a randomized, controlled trial", Lancet Diabetes Endocrinol, No. 4 (12), pp. 983-995.
5. Dawson, M.C. (2015), "CrossFit: Fitness cult or reinventive institution?", International Review for the Sociology of Sport, available at: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/down-load?doi=10.1.1.948.9782&rep=rep1&type=pdf.
6. Mayer-Schonberger, V. and Cukier, K. (2013), Big Data: A Revolution That Will Transform How We Live, Work, and Think, Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company, New York.
7. McGrath, M.J. and Scanoil, C.N. (2013), Sensor Technologies: Healthcare, Wellness and Environmental Applications, Apress, New York.
8. Millington, B. (2016), Fit for prosumption: interactivity and the second fitness boom, Media, Culture and Society, Vol. 38, No. 8, pp. 1184-1200.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.09.2019