12. Ivanova S.S. Physical Culture Teacher Professional Activity Problems in Polyethnic Educational Organization / Svetlana S. Ivanova, Elena V. Bystritskaya, Irina Y. Burkhanova, Anastasiya V. Stafeeva, Yuriy S. Zhemchug // Eurasian J Anal Chem 2017;12 (Interdisciplinary Perspective on Sciences 7b):1615-1620
13. Маясова T.B., Лекомцева A.A., Юсифов К.Д. Проблема отношения к здоровью и здоровому образу жизни студентов-первокурсников [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №3(11). С. 4 URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive
Педагогика
УДК:378.1
заведующая кафедрой физической культуры Коммерческая Светлана Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Иванова Светлана Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Анфилова Надежда Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет имени Р. Н. Алексеева» (г. Нижний Новгород)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА У СТУДЕНТОК ВУЗА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАЙ-БО АЭРОБИКИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема избыточной массы тела у современной студенческой молодежи и пути решения ее в рамках процесса физического воспитания в вузе. Изучены методические и физиологические основы фитнес- аэробики, основные принципы планирования тренировочных нагрузок для достижения тренировочного эффекта и снижения массы тела. Представлены методические основы фитнес-тренировок для девушек -студенток на основе использования тай-бо аэробики в учебном процессе по физическому воспитанию с целью коррекции избыточной массы тела и повышения показателей функциональных возможностей.
Ключевые слова: физическое воспитание в вузе, избыточная масса тела, фитнес- тренировки, тай-бо аэробика, коррекция телосложения, функциональные возможности.
Annotation. The article deals with the problem of overweight in modern students and ways to solve it in the framework of physical education in high school. We study the methodological and physiological basis of fitness aerobics, the basic principles of planning training loads to achieve a training effect and weight loss. Methodical bases of fitness trainings for female students on the basis of use of tai-Bo aerobics in educational process on physical education for the purpose of correction of excess weight and increase of indexes of functional opportunities are presented.
Keywords: physical education in high school, overweight, fitness training, tai - Bo aerobics, physique correction, functionality.
Введение. В настоящее время быстрыми темпами эпидемия ожирения распространяется среди молодежи. В большинстве регионов мира количество таких больных неуклонно растет и удваивается каждые три десятилетия [5, 6]. По медицинским данным большинство молодых людей не имеют диагноза «ожирение» в документации, которая содержится в амбулаторных поликлиниках, и следовательно не были консультированы специалистами и не получили профилактических и лечебных рекомендаций. Исследования медицинских работников в Российской Федерации, свидетельствуют, что избыточный вес и ожирение чаще встречаются у юношей, чем у девушек.
В условиях мировой глобализации, с появлением информационно-технических устройств, облегчающих учебную деятельность, резко сократилась двигательная активность студентов по сравнению с предыдущими десятилетиями [2]. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей обучающихся, к большим физическим и эмоциональным нагрузкам, что ведет к снижению уровня здоровья молодых людей, и как следствие ухудшению обмена веществ и набору лишнего веса.
Обучение в вузе предъявляет повышенные требования к здоровью студентов: резко возросшая учебная нагрузка, стремительное изменение привычного ритма жизни и круга общения, часто смена места проживания и качества питания вызывают сильный стресс и оказывают выраженное негативное влияние на физическое и психическое здоровье учащихся [1]. Повышается психоэмоциональная напряженность студентов, истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, возрастает вероятность заболеваний. Однако, используемые в настоящее время на занятиях по дисциплине «Физическая культура» средства вузе, не способствуют оптимизации физического состояния обучающихся и не повышают интерес к занятиям различными видами физкультурной деятельности. Особенно, эта тенденция наблюдается у девушек - студенток, когда для них, в силу взросления, проблема лишнего веса начинает становиться особенно актуальной [6, 7].
Одним из средств, повышающих мотивацию к занятиям физической культурой и имеющую высокую оздоровительную ценность является различные виды фитнес-программ, в частности, оздоровительной аэробики. Огромный эмоциональный заряд от занятий аэробикой бесспорен, а оздоровительное значение положительных эмоций само по себе очень существенно, в том числе, для формирования мотивации к здоровому образу жизни.
Оздоровительная аэробика является эффективным и доступным средством привлечения девушек к активному здоровому образу жизни, биологически целесообразным для женского организма и способствующим нормализации веса тела и коррекции телосложения.
Целью исследования явилось теоретическое обоснование и изучение методических основ использования средств фитнес-тренировок на основе тай-бо аэробики в процессе физического воспитания у девушек -студенток, обучающихся в вузе.
В качестве рабочей гипотезы предполагалось, что методические основы фитнес-тренировок и разработка методики коррекции избыточной массы тела у студенток вуза на основе использования тай-бо аэробики будет способствовать снижению веса тела девушек, коррекции телосложения и повышению показателей функциональных возможностей.
Изложение основного материала статьи. В процессе анализа научной и методической литературы было проанализировано современное состояние проблемы лишнего веса у современной молодежи. Изучались анатомо-физиологические особенности девушек 17-21 года, а также оздоровительное влияние фитнес-упражнений на организм человека и его физическое состояние.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что, «повышение показателей лишнего веса у большинства молодых людей связано со снижением двигательной активности детей и нарушением их питания. Очень популярными среди студентов, страдающих ожирением являются хлебобулочные изделия, сладкие десерты, т.е. легкоусвояемые углеводы и твердые жиры (фаст-фуд, полуфабрикаты), сладкие напитки (соки, газировка, чаи) при недостаточном употреблении клетчатки, белка, воды». «При этом большинство студентов ведут малоподвижный образ жизни (не занимаются спортом, не посещают занятия по физическому воспитанию), много времени проводят у телевизора или компьютера, испытывают интенсивную умственную нагрузку, способствующую гиподинамии» [4].
Фитнес -аэробика как один из компонентов оздоровительной тренировки вбирает в себя многие движения из различных видов спорта (каратэ, кикбоксинга, гимнастики и др.) и создает новые виды: кикбо, каратэ-аэробика, сайклинг и др. В данных тренировках применяются достижения науки и практики в области оздоровительных систем разных народов и континентов (йога, элементы китайской гимнастики ушу, цигун и др.
Углубленные знания о физиологических механизмах фитнес-тренировки, в частности оздоровительной, позволяют представить процесс как монолитное, многоуровневое целое, дифференцированное на части, содержание и организация которого определяются целевыми задачами и объективными предпосылками, исходящими из закономерностей адаптации организма к конкретному режиму мышечной деятельности [3].
С целью снижения жировых запасов с пользой для здоровья необходимо соблюдать следующие требования:
- нормализовать работу всех органов и систем, от которых зависят обменные процессы в организме;
- увеличивать силу, выносливость и эластичность мышц для обеспечения большей подвижности и активности человека в повседневной деятельности, улучшения самочувствия и самооценки;
- активизировать нейрогуморальные механизмы, способствующие выбросу липотропных гормонов и нейромедиаторов (вид биологически активных веществ), мобилизующих жировые депо во время тренировки, и сохранению их высокой концентрации после нее для освобождения и сжигания жира из подкожных жировых депо; повысить уровень основного обмена после занятий в течение одного-двух дней;
- тренировка не должна быть энергоемкой, т. к. большой энергорасход значительно снижает углеводные запасы в организме, что приводит к повышению аппетита после занятий. Кроме того, активное и интенсивное сжигание калорий во время тренировки - практически бесполезное занятие, если ставится задача стабильного и долговременного снижения веса, жир сжигается после тренировки, когда повышается основной обмен и потребляется низкокалорийная пища [2].
При наличии информации о функциональных возможностях индивида можно регламентировать интенсивность, объем, кратность занятий, их содержание, а также наметить их структуру, т. е. сформировать конкретную программу оздоровительной тренировки. При определении объема и кратности тренировочных нагрузок следует учитывать следующие основные закономерности:
1. Чем выше интенсивность нагрузки, тем меньше должен быть ее объем.
2. Чем ниже функциональная готовность занимающихся, тем ниже должны быть интенсивность и объем нагрузки и выше ее кратность в недельном цикле занятий. Например, при допустимой пиковой нагрузке 150160 уд./мин достаточно 2-3-разовых занятий в неделю; при пороге мощности нагрузки, характеризуемой 100 уд./мин, необходимы ежедневные занятия (1-2 раза в день) по 15-20 мин.
3. Повторные нагрузки в оздоровительной тренировке допускаются лишь после полного восстановления функций.
Различные режимы физических упражнений, продолжительность занятия, их чередование и общее количество в недельном цикле могут привести к разным эффектам [4].
Для поддерживающего эффекта достаточно 2-3 занятий в неделю при средней их продолжительности 20-30 мин. Занятия могут проводиться в любое время дня, но прием пищи должен быть не позже, чем за полтора часа до тренировки, и не раньше, чем через полтора часа после.
Для достижения тренирующего эффекта необходимы частые или продолжительные занятия: 5-6 раз в неделю по 20-30 мин или 3 раза по 45-60 мин. Направленность занятий может быть различной: на развитие физических качеств или общефункциональное воздействие. При планировании фитнес- тренировки следует учитывать чередование направленности тренирующего воздействия нагрузок. Наибольший оздоровительный эффект и снижение веса наблюдаются при чередовании тренировок на аэробную выносливость и силу:
- при 6-разовых занятиях рекомендуется выполнять три раза кардиопрограмму и три раза - силовую;
- при 5-разовых тренировках следует чередовать занятия по следующей схеме: одну неделю выполнять три кардиотренировки, две силовые, на следующей - две кардиотренировки, три силовые и т. д;
- при 3-разовых занятиях можно работать по схеме: одну неделю выполнять две кардиотренировки, одну силовую, на следующей - одну кардиотренировку, две силовые. Силовую тренировку следует выполнять в три этапа: базовая силовая подготовка; тренировка, направленная на развитие силовой выносливости; собственно силовая тренировка.
Таким образом, в результате анализа научных и методических источников по вопросам оздоровительного влияния фитнес-упражнений на организм человека выявлено, что в настоящее время существует необходимость совершенствования физического воспитания девушек - студенток основе использования оздоровительных видов аэробики целью снижения веса тела, достижения гармоничности телосложения и повышения показателей физической подготовленности.
Из достаточного большого количества видов оздоровительной аэробики эффективным и незаурядным видом физической активности может стать одно из популярных и эффективных направлений оздоровительной тренировки на современном этапе, система занятий тай-бо. Однако по причине
недостаточного учебно-методического обеспечения и отсутствия научных исследований, рассматривающих влияние данной системы на организм человека, этот вид двигательной активности характеризуется высокоинтенсивными физическими нагрузками, который доступен только людям с высоким уровнем подготовленности [7].
Тай-бо - одна из фитнес-систем, в которой объединены западные и восточные подходы к оздоровлению и укреплению организма. Тай-бо - это совокупность аэробных упражнений и различных видов восточных единоборств. В тай-бо эффективно сочетается кардионагрузка и интенсивная проработка мышц. Эта система особенно рекомендуется для желающих достичь максимального результата по снижению веса. Занятия тай-бо укрепляет мышечную систему.
Особенности проведения учебно-тренировочных занятий с элементами тай-бо:
- «в работу включаются мышцы рук, ног, брюшного пресса и спины;
- высокая кардио-нагрузка тренирует сердечно-сосудистую систему и направлена на быстрое сжигание жировых отложений;
- интенсивный темп выполнения сложнокоординационных упражнений развивает быстроту реакции и выносливость;
- адаптированные для любого возраста и уровня подготовки удары ногами и руками помогают освоить элементы самообороны и справиться со стрессом» [7].
Удары руками, ногами и другие упражнения, используемые на тренировках тай-бо максимально естественны и физиологичны, поскольку строение опорно-двигательного аппарата современного человека изначально предопределено эволюционной необходимостью в защите и нападении с целью сохранения и поддержания жизни. Занятия тай-бо не предусматривают спаррингов, поэтому бить никого не придется, однако, технике выполнения ударов, их точности уделяется достаточно внимания. В результате регулярных тренировок сформируется так называемый динамический стереотип, что позволит нервной системе задействовать во время ударов только необходимые мышечные группы и сделает движения более рациональными и эффективными.
Во время занятий тай-бо выполняются не только отдельные удары и упражнения, но и их комбинации, причем некоторые их таких комбинация достаточно сложные и даются далеко не сразу. Таким образом, тренируются координация движений и вестибулярный аппарат, что является прекрасной профилактикой травматизма. Выполнение ударных техник, имитация поединка помогают найти выход скрытой агрессии, негативным эмоциям, таким образом, занятия тай-бо способствуют достижению душевного комфорта и предупреждают развитие психологического стресса.
Для оценки показателей физического состояния студенток, а также с целью выявления динамики снижения массы тела и коррекции телосложения нами была разработана система комплексного мониторинга за исследуемыми показателями.
Для оценки гармоничности телосложения студенток использовались следующие индексы:
- индекс пропорциональности между окружностью грудной клетки и ростом стоя (%) равен окружности грудной клетки (см.) деленный на рост стоя (см.) и умноженный на 100%.
- индекс пропорциональности между длиной ног и длиной туловища (%) равен (рост стоя (см.) минус рост сидя (см.)) поделенный на рост сидя (см.) и результат помноженный на 100%.
- индекс крепости телосложения ИКТ (индекс Пинье). Выражает разницу между ростом и суммой массы тела и окружностью грудной клетки в фазе выдоха.
Также наблюдениям подлежал индекс массы тела человека (ИМТ), показатель идеального веса (ИВ) (формула Лоренца), ряд антропометрических показателей. Для оценки функциональных возможностей студенток использовался индекс Гарвардского степ-теста, определяющий уровень восстановительных реакций после физических нагрузок, а также пробы Штанге и Генчи, характеризующие уровень функционирования дыхательной системы девушек.
Выводы. Таким образом, изучение физиологических механизмов фитнес-тренировки, методических основ планирования нагрузок на занятиях оздоровительной аэробикой позволяют рекомендовать направление тай-бо к использованию в учебном процессе по физическому воспитанию в вузе с целью снижения массы тела и коррекции телосложения, повышения функциональных резервов организма, а также для снятия психоэмоциональной напряженности студентов и повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Литература:
1. Быстрицкая Е.В., Стафеева А.В. Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и решении//Вестник мининского университета. №4(2). 2015. С.26-28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25286581 (дата обращения: 2.02.2018)
2. Ivanova S.S. Physical Culture Teacher Professional Activity Problems in Polyethnic Educational Organization / Svetlana S. Ivanova, Elena V. Bystritskaya, Irina Y. Burkhanova, Anastasiya V. Stafeeva, Yuriy S. Zhemchug // Eurasian J Anal Chem 2017;12 (Interdisciplinary Perspective on Sciences 7b):1615-1620
3. Маясова T.B., Лекомцева A.A., Юсифов К.Д. Проблема отношения к здоровью и здоровому образу жизни студентов-первокурсников [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №3(11). С. 4 URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive
4. Мигунова Ю.В. К вопросу о состоянии здоровья детей и подростков // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России Материалы VII Всероссийской научно -практической конференции с Международным участием в 2-х частях. 2015. С. 111 - 116.
5. Стафеева А.В., Дерябина АЛ. Повышение функциональной подготовленности девушек 18-25 лет средствами степ-аэробики//Фундаментальные исследования. №2 -19. 2015. С.4315-4318.
6. Стафеева А.В., Воронин Д.И. Теоретико-методические предпосылки использования восточных оздоровительных систем в решении проблем сохранения здоровья студентов//Высшее образование сегодня. 2013. №10. С. 68-74. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=20924176 (дата обращения: 17.02.2018)
7. Червякова Е.Э., Седых Н.В., Кивихарью И.В. Занятия тай-бо в системе физического совершенствования девушек// Царскосельские чтения. 2016. №4. С.322-324.
8. Чимаров В.И. О стратегических ориентирах формирования здоровья детей в образовательных учреждениях // Образование и наука, 2013. № 1(3). С.87.
Педагогика
УДК: 372. 8
кандидат культурологии, доцент Кондратьева Людмила Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); магистрант направления подготовки 51.04.03
Социально-культурная деятельность Рыбаков Андрей Владимирович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)
ОБУЧЕНИЕ МЕТОДИКЕ ФАНДРАЙЗИНГА В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-
КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос формирования профессиональной компетентности менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры. Особое внимание уделено обучению методике фандрайзинга, как фактору формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, что особенно актуально в новых социально-экономических условиях.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, менеджер социально-культурной деятельности, профессиональные качества менеджера социально-культурной деятельности, обучение фандрайзингу.
Annotation. In the article the issue of formation of professional competence of managers of social and cultural activity in high schools of culture is considered. Particular attention is paid to teaching the method of fundraising, as a factor in the formation of professional competence of future specialists, which is especially important in the new socio-economic conditions.
Keywords: professional competence, manager of social and cultural activities, professional qualities of the manager of social and cultural activities, training in fundraising.
Введение. Значительные преобразования, происходящие в социально-экономической сфере, активно развивающиеся рыночные социально-экономические отношения стали причиной значительного возрастания требований, предъявляемых к профессиональной подготовке специалистов социально-культурной сферы. На рынке труда сложились условия жесткой конкуренции, в которых очень непросто становится найти себя и свое место в профессиональном сообществе молодому специалисту с традиционной социокультурной вузовской подготовкой. Именно поэтому для вузов культуры, занимающихся подготовкой менеджеров социально-культурной деятельности, актуальным становится вопрос необходимости подготовки специалистов, соответствующих уровню развития современного общества, специалистов, которые будут активно участвовать в социально-культурных процессах, независимо от того в социокультурных организациях какой формы собственности они будут работать. Обучение в вузе - первая ступень профессионального становления, и проблема формирования профессиональной компетентности специалиста именно на этом этапе становится достаточно значимой. Об этом свидетельствует и тот факт, что данная проблема стала предметом рассмотрения ряда авторов. В.Е. Новаторов, Г.Л. Тульчинский, В.В. Чижиков, Л.С. Жаркова, Л.Н. Галенская, О.И. Карпухин и др. свои труды посвятили осмыслению теоретических проблем формирования профессиональной направленности менеджера социально-культурной деятельности. Отечественные исследователи К.К. Платонов, В.Д. Шадриков, Е.А. Климов, В.А. Пономаренко разработали психологические подходы к проблеме изучения профессиональной компетентности. Молодые ученые также не обошли своим вниманием данную проблему. В своих диссертационных исследованиях Т.М. Давыденко, Л.А. Алексеева, Т.А. Бирюкова, Л.С. Новикова исследовали проблемы формирования профессиональных качеств менеджера социально-культурной деятельности и ряд сходных проблем. Тем не менее, процесс формирования профессиональной компетентности будущих менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры в новых социально-экономических условиях заслуживает пристального внимания.
Нужно отметить, что определенные предпосылки для научного решения данной проблемы к настоящему времени уже сложились. Предпосылки социального характера - существует потребность в специалистах, способных к конструктивной деятельности, к преобразованиям; теоретические - опубликован ряд научных работ и методических разработок в педагогике и психологии, методике профессионального образования; практические - накоплен передовой опыт развития творческого потенциала.
Профессионально компетентным менеджер социально-культурной деятельности может считаться, если уровень его образования достаточно высок, необходимые навыки развиты, имеется профессионально-деловой опыт, развиты организаторские способности. Следовательно, профессиональная компетентность менеджера социально-культурной деятельности - это качественный показатель профессиональной деятельности, который основан на умениях и навыках.
Изложение основного материала статьи. Профессиональная компетентность менеджера социально-культурной деятельности проявляется как в умении управлять учреждением культуры в целом, так и в умении проявлять предпринимательские качества, умении предвидеть и оценивать ситуацию, просчитывать возможные пути развития и результаты, что особенно актуально в современных условиях, когда организации социально-культурной сферы в России претерпевают дефицит средств, а значит, вынуждены искать дополнительные источники финансирования. Однако для того, чтобы поиск был эффективным, нужно уметь правильно организовать фандрайзинговую работу. Формируя профессиональную компетентность менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры, на наш взгляд, особое внимание необходимо уделить обучению фандрайзингу как инструменту поиска и привлечения дополнительных финансовых средств.
Для того, чтобы уметь правильно находить и использовать источники финансирования, будущему менеджеру социально-культурной деятельности нужно ознакомиться с методиками фандрайзинга. Существует две категории методик: внешнее финансирование - извлечение средств извне организации и самофинансирование - поиск средств в рамках одной организации. К методам внешнего финансирования относятся: финансирование из бюджета, финансирование и взносы от коммерческих структур, заявка на грант. Финансирование из бюджета - в данном случае госструктура сама должна быть заинтересована в том,