Научная статья на тему 'Базовые концепты экономического мышления в журналистских текстах в условиях экономического кризиса'

Базовые концепты экономического мышления в журналистских текстах в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
141
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ МОТИВИРОВАННОГО ОПТИМИЗМА / КОНЦЕПТ МОТИВИРОВАННОГО ПЕССИМИЗМА / КОНЦЕПТ УСЛОВНОЙ ОБЪЕКТИВИЗАЦИИ / КРИЗИС / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коноплев Дмитрий Эдуардович

Принято считать, что в условиях экономической турбулентности, спада производства и высоких инфляционных ожиданий средства массовой информации, прежде всего, должны точно фиксировать текущее состояние экономики и предоставлять аудитории по возможности наиболее точные прогнозы развития событий, опираясь на мнения наиболее авторитетных экспертов. Однако реальные механизмы формирования экономического мышления в СМИ в значительной степени отличаются от заявленного идеала. В данной статье мы пытаемся охарактеризовать основные концепты экономического мышления в условиях финансового кризиса и обозначить ключевые моменты в их формировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базовые концепты экономического мышления в журналистских текстах в условиях экономического кризиса»

тельным ресурсом для современных деловых людей. Наряду с получившим широкое распространение бизнес-романом, он расширяет границы информированности читателя, дает практические рекомендации и многочисленные поводы для размышления. Поэтому девизом делового журнала с полным правом может стать заглавие известной книги Э. Голдратта «Цель: процесс непрерывного совершенствования», в котором четко сформулирована основополагающая для бизнеса идея неуклонного роста и развития.

Список литературы

1. Сычева, А. Бизнес-кейс в художественной обработке [Электронный ресурс] / А. Сычева. - URL : http://old.e-xecutive.ru/reading/ newfolder2926/article_3759/ (Дата обращения: 12.09.2011).

2. Вырковский, А. В. Деловые журналы США и России : прошлое и настоящее [Текст] / А. В. Вырковский. - М. : МедиаМир, 2009. -160 с.

Дмитрий Эдуардович Коноплев

Челябинский государственный университет

БАЗОВЫЕ КОНЦЕПТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВЖУРНАЛИСТСКИХ ТЕКСТАХ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Принято считать, что в условиях экономической турбулентности, спада производства и высоких инфляционных ожиданий средства массовой информации, прежде всего, должны точно фиксировать текущее состояние экономики и предоставлять аудитории по возможности наиболее точные прогнозы развития событий, опираясь на мнения наиболее авторитетных экспертов. Однако реальные механизмы формирования экономического мышления в СМИ в значительной степени отличаются от заявленного идеала. В данной статье мы пытаемся охарактеризовать основные концепты экономического мышления в условиях финансового кризиса и обозначить ключевые моменты в их формировании.

Ключевые слова: концепт мотивированного оптимизма, концепт мотивированного пессимизма, концепт условной объективизации, кризис, экономическое мышление.

Принципиальным отличием освещения экономической тематики в СМИ в кризисные периоды принято считать так называемый пессимистичный подход, при котором реальная экономическая ситуация в прессе подается с изрядной долей гиперболизации. Однако для того, чтобы объективно оценить тот концепт (под которым мы предлагаем понимать совокупность выразительных средств, призванных создать определенный ракурс восприятия и понимания информации читателем) экономического мышления, который формируют современные средства массовой информации, мы должны четко разделить сложившиеся стереотипы и реальную ситуацию. В самом ли деле в периоды экономических кризисов пресса провоцирует панические настроения, или само развитие ситуации диктует в каждом конкретном случае ракурс восприятия того или иного

экономического процесса? Для того чтобы прояснить данный вопрос обратимся к конкретным материалам СМИ.

Так в статье Татьяны Зыковой «Священный рубль» («Российская газета», № 4829 от 16 января 2009 года), читаем: « Падение рубля в этом году не имеет никакой экономической основы и искусственно создано негативными ожиданиями игроков валютного рынка, заявил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. «Как может обваливаться рубль, если золотовалютные резервы сохраняются, среднегодового падения нефтяных цен не было, коллапса экономики не произошло. Говорить сегодня о девальвации рубля - то же самое, как рассуждать о девственной беременности», - пояснил Тосунян. Банкир уверен, что рубль может также неожиданно и подняться, то есть изменить свой тренд...»

Очевидно, что в данном материале журналист, цитируя слова эксперта, идеализирует сложившуюся экономическую ситуацию. Примечательно также то, что цитируемый источник - президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян - является заинтересованным лицом и высказывает мнение, отвечающее его корпоративным интересам. Тосунян заявляет: «Как может обваливаться рубль, если золотовалютные резервы сохраняются, среднегодового падения нефтяных цен не было, коллапса экономики не произошло». Однако золотовалютные резервы Центробанка на момент выхода газеты (16 января 2009 года) составляли $ 390 млрд., что на 16 % меньше, чем два месяца назад ($ 460 млрд.). Среднегодовое падение нефтяных цен на марку WTI составило 70,1 % со $ 147 за баррель (11 июля 2008 года) до $ 44 за баррель (16 января 2009 года). Таким образом, из сказанного Гарегином Тосуняном бесспорным фактом является только то, что коллапса экономики не произошло. Что же касается девальвации рубля, то по разнице курса между датой выхода газеты и началом ноября 2008 года (условная дата начала кризиса), рубль подешевел к доллару на 20 %, вопреки мнению банкира. Соответственно, мы можем здесь не только уверенно говорить о том, что автор публикации не нагнетает страхи перед разворачивающимся кризисом, но и наоборот создает у читателя чувство ложной надежды, выдавая ни на чем не основанные оптимистические прогнозы.

Данный формат оценки ситуации в экономике может отражать оптимизм автора и более сдержанно. Так в материале Дмитрия Дмитри-енко «Путин не ждет второй волны глобального кризиса» в газете «Ведомости» от 6 октября 2011 года, автор цитирует премьер-министра РФ: «Мы <...> призываем не нагнетать. Я согласен с теми экспертами, которые считают, что мы находимся в стадии выхода из кризиса. Он, видимо, я согласен здесь, будет продолжительным, затяжным, но это всё-таки подъём».

В данном фрагменте выступления Владимира Путина присутствует как признание сложности сложившейся ситуации, так и сдержанный оптимизм касательно дальнейшего развития событий. В самом тексте статьи журналист воздерживается от негативных оценок текущей ситуации и полностью опирается на цитируемый источник. Однако даже в том случае, когда авторы публикаций на кризисную тематику говорят от своего имени принцип сдержанности

одерживает верх над объективными данными. Так, например, в статье Максима Буйлова «Кризис подождет до выборов» (журнал «Коммерсантъ-Деньги от 26 сентября 2011) читаем: «...у нас есть основания для оптимизма - и в гораздо большей степени, чем у европейцев или американцев. Ведь у нас в следующем году выборы президента. А кто же в такой год разрешит случиться кризису? Бывший глава Банка России Виктор Геращенко рассказывал, что, когда он был в США, ему глава Федеральной резервной системы показывал внутренний документ, в котором указано, за чем должна следить ФРС в предвыборный год. Там было три основных пункта: инфляция, реальные доходы населения и занятость. В ответ на недоуменный вопрос российского главного банкира, при чем здесь занятость, американский заметил, что все друг с другом связано, а избиратель должен идти на выборы счастливым. И уж если американский избиратель должен идти на выборы счастливым, то российский должен голосовать в полном восторге. Так что нашему кризису придется подождать до2014 года».

Важно отметить, что журналист считает достаточным один единственный приведенный им довод, который кратко можно обозначить как - «в период выборов власти заинтересованы, чтобы кризиса не было». Однако здесь ничего не сказано о том, насколько власти могут контролировать ситуацию, каково положение дел в экономике на данный момент, и, наконец, на основании чего автор пришел к выводу, что российские власти используют какие-либо меры сдерживания кризисных факторов. Отдельный вопрос - чем обусловлен выбор 2014 года, до которого, как пишет журналист «кризису придется подождать», ведь грядущий выборный период в России завершится президентской кампанией в марте 2012 года. Также вызывает сомнения корректность сравнения американских политических традиций и особенностей отечественных избирательных кампаний, между которыми можно при желании обнаружить массу принципиальных различий.

Необходимо также отметить такую характерную черту оптимистично ориентированных материалов как неконкретность. В качестве примера здесь можно привести фрагмент статьи Павла Миледина в журнале Forbes за сентябрь 2011: «Обама, покажи какой ты мужик, и арестуй главу S&P Джона Чемберса. Они обрушили экономику в 2008 году и сейчас сделают это снова», - написал в своем твиттере

американский режиссер Майкл Мур. Снижение кредитного рейтинга США с ААА до АА+ агентством Б&Р и последовавшее за ним цунами, обрушившееся на фондовые рынки во всем мире, стало еще одним доказательством набирающей популярность теории: система координат в мировой экономике меняется - стирается грань между развитыми и развивающимися странами», - замечает журналист. Однако далее по тексту никак не конкретизируется, какие последствия повлекло снижение кредитного рейтинга США, и на основании каких фактов автор пришел к выводу о размывании границ между развитыми и развивающимися странами. Пример же с Майклом Муром выглядит избыточным и неинформативным.

Все обозначенные примеры мы предлагаем рассматривать как выражающие один концепт экономического мышления - концепт мотивированного оптимизма. Сразу следует оговориться, что в данной статье мы не затрагиваем вопросов мотивации того или иного журналиста при публикации материала, оптимистичный настрой которого может быть подвергнут сомнению. В нашем случае важно лишь зафиксировать сам факт реализации такого концепта, который создает у потенциального читателя определенные «обнадеживающие» представления.

Другой подход реализуется в концепте, который мы предлагаем обозначать как концепт условной объективизации. Отличительными особенностями данного подхода является широкое использование некомментируемых фактов и ограниченное число авторизованных мнений. Другими словами, когда мы читаем о кризисе в рамках новостных жанров, не сбивающихся на прогнозы и необоснованные выводы, мы имеем дело с обозначенным концептом.

Вместе с тем мы также понимает и условность объективности данного концепта - несмотря на то, что автор может не комментировать новости и не ссылаться на цитируемые источники, непосредственно особенность отбора материала может детерминировать объективность публикуемых сведений. Так факты, о которых журналист (намеренно или нет) умолчал, могут оказать серьезное влияние на восприятие объективности текста, если их предоставить читателю для сопоставления с авторским материалом.

Примером концепта условной объективизации может служить статья Ольги Таназ в Оаге-ta.ru «Доллар стал лучшим из худших», в которой автор обращает свое внимание главным

образом на неоспоримые факты: «Американская валюта продолжает стремительно расти. В понедельник доллар поднялся до 30,87 рублей. Рубеж в 31 рубль будет пройден на текущей неделе, уверены экономисты <...> Рубль упал к бивалютной корзине до годового минимума: ее стоимость выросла на 15 копеек, до 35,95 рубля против 35,8 рубля в пятницу <.. .> В конце прошлой недели главы минфинов и центробанков еврозоны, собравшиеся в польском Вроцлаве, не смогли согласовать шаги по преодолению долгового кризиса. В результате евро дешевеет по отношению к 14 из 16 основных мировых валют. В паре с долларом евро опустился до $ 1,3697 (с $ 1,3796), в паре с японской иеной до 105,08 (с 105,95) иены, в паре со швейцарским франком до 1,2067 (с 1,2083) франка».

Еще один концепт экономического мышления, реализуемый журналистами - Концепт мотивированного пессимизма - мы предлагаем рассматривать как ситуацию, при которой журналист главным образом останавливается на негативных прогнозах и рассматривает преимущественно отрицательные стороны кризисных явлений в экономике. Как правило, данный концепт можно отследить на уровне заголовков, таких например, как: «Рубль проиграет», «Греки потеряли на кризисе здоровье», «Сбербанк скупает проблемы», «Кризис и выборы выдавили капитал», «Рубль в истерике», «Консервации России» и так далее. Примечательно, что концепт подобного рода используется в СМИ только в исключительных случаях. Как правило, ни падение курса рубля, ни проблемы на фондовом рынке не вызывают у журналистов серьезного беспокойства - негативные факторы, характеризующие кризис, таким образом если и не игнорируются, то в известной степени преуменьшаются. Основными примерами использования концепта мотивированного пессимизма в данном случае могут служить публикации, касающиеся проблемы кризиса за рубежом. Здесь (по причинам, на которых мы намеренно не останавливаемся в данной статье) авторы более свободно высказываются о негативных сторонах кризиса и его потенциальных сценариях развития.

Например, в статье «В Белоруссии резко поднялись цены на основные продукты питания» («Российская Газета» от 20 сентября 2011) читаем: «В Белоруссии дорожают основные продукты питания: хлеб, молочная продукция и мясо. Отпускные цены на хлеб ржаной и ржа-но-пшеничный <.. .> увеличиваются на 10 про-

центов, говорится в постановлении Минэконо-мики.<...> Также на 10 процентов <...> на пастеризованное коровье молоко, кефир, сметану и творог. На 20 процентов <...> на говядину и свинину в тушах, полутушах и четвертинах. Перечислив еще несколько категорий товаров, которые подорожают, автор заключает: «Правительство Белоруссии прогнозировало, что в этом году инфляция не превысит 7,5-8,5 процентов. Впоследствии годовой прогноз из-за девальвации был увеличен до 55 процентов».

Таким образом, журналист однозначно указывает на дальнейший ход развития ситуации. Стоит также отметить, что в данном материале нет и намека на оптимистичные сценарии развития событий, а все данные представлены в предельно сжатом виде как перечень фактов, на основании которых выводы должен делать непосредственный читатель. Подобным образом строится и материал, основанный на интервью с главой международного комитета Госдумы Константином Косачевым, опубликованный «Интерфаксом» 27 мая 2011: «.все более настораживают новости из США. Экономика трещит по швам куда как громче белорусской. Госдолг достиг 100 % ВВП <.. .> американский бюджет "уже третий год подряд сводится с дефицитом в $ 1,5 трлн, для затыкания дыр ежемесячно привлекается дополнительно порядка $180 млрд новых кредитов". В результате такой политики <.. .> американцы полностью выбрали законодательно установленный долговой лимит в $ 14,3 трлн. "Чтобы не допустить дефолта по кредитным обязательствам, американский Минфин вынужден принимать чрезвычайные меры."». Далее по тексту Косачев говорит, что «.в ближайшей перспективе исполнительной и законодательной власти США предстоит договориться о том, за счет каких ресурсов пополнять пустую казну».

При этом мы должны понимать, что и механизмы решения экономических проблем в американской экономике, и источник дополнительных средств в казне (пресловутый «печатный станок», напрямую кореллирующий с размером американского госдолга) широко известны. Таким образом, существует конкретная причина, по которой о них не говорит господин Косачев, а следом за ним и автор материала. Вопрос о сущности этой причины должен быть рассмотрен в рамках мотивации в данном виде концепта, о чем, как говорилось выше применительно к другому концепту экономического мышления, мы сознательно умалчиваем в дан-

ной статье, поскольку данный вопрос требует отдельного рассмотрения.

В итоге, рассматривая проблему концептов экономического мышления, мы будем выделять концепт мотивированного оптимизма, концепт мотивированного пессимизма и концепт условной объективизации. Для каждого из этих концептов важно также обозначить и условия, при которых они формировались.

Концепт мотивированного пессимизма следует рассматривать как самый первый концепт экономического мышления в постсоветской журналистике - впервые писать об экономических кризисах в негативном ключе современная российская пресса стала в 1992 году после начала реформ правительства Е. Т. Гайдара, известных как «шоковая терапия». Концепт условной объективизации как полноценный инструмент в журналистском арсенале появляется во второй половине 1990-х годов, когда СМИ все чаще стали освещать ситуацию в экономике и на фондовом рынке как каждодневную рутину. Что касается концепта мотивированного оптимизма, то его принято, с одной стороны, связывать со стабилизацией экономики в 2000-е годы и с формированием корпоративной культуры и самоцензуры в СМИ - с другой. Для каждого из концептов также можно говорить о феномене так называемой инерции - сохранении скорости распространения транслируемых концептом принципов за рамками периодов, которые породили этот концепт. Этим в частности можно объяснить большое число публикаций «оптимистичного» характера начиная с мирового финансового кризиса 2008-2009 года и продолжающихся по настоящий момент, когда приближение второй волны кризиса становится все более очевидным.

Вместе с тем необходимо помнить, что объективно существующие факты и концепты экономического мышления, реализуемые в журналистских текстах, имеют довольно сложную корреляцию с общественным мнением или тем, что выдается за общественное мнение. Вот, например, в 1998 году кризис перетряхнул всю российскую финансовую систему сверху донизу. Прекратили свое существование крупнейшие банки страны: «Инкомбанк», «СБС-Агро», «Менатеп», «Мост-банк», многие производства разорились. А владельцев долей в иностранных компаниях кризис практически не затронул. Рядовые же граждане России приняли на себя основной удар. Стоит ли говорить, что умеренные публикации по кризисной

тематике, по инерции еще выходившие и после августа 1998, вызывали главным образом раздражение читателей, чье экономическое мышление находилось в явном конфликте с реализуемыми СМИ концептами.

Список литературы

1. Coyne, С. J. Media, Development, and Institutional Change (New Thinking in Political Econ-

omy) [Text] / C. J. Coyne, P. T. Leeson. - Edward Elgar Publishing, 2009. - 173p.

2. Heyne, P. The Economic Way of Thinking [Text] / P. Heyne, P. J. Boettke, D. L. Prychitko. -Prentice Hall, 2007. - 456 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.