убедительно свидетельствует, что трудовой и инновационный потенциал персонала предприятий вполне можно мобилизовать для достижения бизнес-целей при сравнительно незначительных затратах. При этом происходит становление современного конкурентоспособного персонала, способного решать сложные экономические и социальнопсихологические задачи перехода к экономике знаний.
6. Полагаем, что опыт ОАО «Уралэлектромедь» заслуживает широкого распространения на российских предприятиях.
7. В ходе глобализации российские предприятия оказались в условиях острой конкуренции. Слабые конкурентные позиции множества предприятий вызваны не только сравнительно отсталой технико-технологической базой производства, но во многом неэффективной системой стимулирования труда. В практике зарубежных фирм находят широкое применение современные системы стимулирования персонала участием в капитале, управлении, экономии издержек и т. д. Особенное внимание уделяется системам стимулирования инновационной активности персонала. Японские, североамериканские, европейские фирмы уделяют исключительное внимание развитию человеческого капитала и, особенно, реализации интеллектуального потенциала персонала, видя в этом главный фактор высокой конкурентоспособности. К сожалению, российский менеджмент персонала находится на низком уровне. Опросы топменеджеров российских предприятий обнаруживают явную недооценку а порой и непонимание решающей роли персонала предприятий в судьбе российской экономики.
Список литературы
1. Радаев, В. В. Понятие капитала, формы капитала и их конвертация [Текст] / В. В. Радаев // Общественные науки и современность. - 2002. -Т.3.-№4.
2. Горшенин, В. П. Управление инновационным потенциалом персонала корпорации [Текст] / В. П. Горшенин : дис. ... д-ра экон. наук. - Челябинск, 2006.
УДК 338.1
КоноплевДмитрий Эдуардович
Челябинский государственный университет
ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИКАККРИТЕРИЯ КОРРЕЛЯЦИИКОНЦЕПТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СМИ С РЕАЛЬНЫМСОСТОЯНИЕМЭКОНОМИКИ
В ситуации, когда возникает необходимость сопоставить концепты экономического мышления, формируемые СМИ, с реальной экономической ситуацией (или общественным мнением), мы должны выработать базовые критерии оценки этой самой ситуации. В данной статье мы пытаемся определить те факторы, которые имеют принципиальное значение в оценке состояния экономики, экономических тенденций и внутреннего состояния аудитории СМИ.
Ключевые слова: корреляция, контекстная маркированность, динамика безработицы, задолженность по зарплате, биржевые индикаторы, индекс потребительских цен, индекс потребительской активности, состояние банковского сектора, состояние промышленного сектора.
© Д. Э. Коноплев, 2011.
Проблема взаимодействия журналистского текста экономической тематики и текущей экономической ситуации предполагает наличие нескольких вариантов корреляционных отношений. Первый вариант - совпадение ситуации, описываемой журналистом в авторском материале, с состоянием национальной экономики. В таком случае следует говорить о том, что публикация может быть рассмотрена как объективный материал. Второй вариант - явная конфронтация авторских выкладок с объективной действительностью. В подобной ситуации мы можем говорить о наличии так называемой контекстной маркированности, под которой следует понимать намеренное или спонтанное искажение фактов, мнений, а также неправильную интерпретацию экономических данных, находящихся в распоряжении журналиста. Последний, третий вариант, является промежуточным звеном между ранее обозначенными возможностями корреляции и предусматривает как наличие объективных данных, так и неправильных либо намеренно искаженных сведений, проникающих в текст.
В данной статье мы не предполагаем рассматривать мотивацию журналиста, делающего осознанный или неосознанный выбор в пользу того или иного варианта. Наша задача состоит в том, чтобы определить критерии оценки объективной экономической ситуации, на основании которых можно оценить тот или иной материал на экономическую тему.
Важно отметить, что одной из особенностей массовой коммуникации является мно-говекторность процессов определяющих как экономическое мышление в рамках общественного мнения, так и сегменты средств массовой информации транслирующих тот или иной экономический концепт. Другими словами, мы должны четко осознавать, что существует объективная картина экономических процессов в любой отдельно взятый момент времени на определенной территории, и существует общественное мнение относительно экономической картины, которое различается в зависимости от уровня дохода конкретного человека, его социального статуса, уровня образования и так далее. В данной статье мы не ставили перед собой задачу определить все возможные варианты восприятия экономической ситуации разными группами населения. Мы обращаемся лишь к основным показателям экономической ситуации, с тем или иным успехом отражающих текущую ситуацию в экономике.
Средняя заработная плата. Уровень средней заработной платы принято считать одним из основных критериев экономического благополучия в стране. Однако особенности публикации официальной статистики по зарплате в России делают данный критерий непригодным для прикладного исследования. Прежде всего, из-за того, что исследование проводится Росстатом один раз в два года, и статистика мгновенно устаревает. Другим проблемным вопросом остается и сама методика подсчета, предполагающая включение в выборку и федерального и регионального сегмента таким образом, что высокие федеральные зарплаты уравновешивают низкие региональные. Подобным образом интегрирование разных социальных групп в рамках среднего арифметического приводит к тому, что, например, зарплата топ-менеджера крупной корпорации в среднем арифметическом с двадцатью служащими дает средний показатель, превышающий зарплату служащих не менее чем в 15 раз. Зачастую подобные сведения легко могут быть обнаружены в официальной статистике.
Так, рост доходов работников культуры Приморского края в 2010 году может быть обусловлен данными, опубликованными губернатором Приморского края Сергеем Дарь-киным в декларации о доходах, где указано, что его жена, актриса краевого драмтеа-тра Лариса Белоброва заработала в 2010 году 1,073 млрд рублей. По статистике, жители Приморья, занятые в сфере «организации отдыха и развлечений, культуры и спорта» (к ним относятся и театральные актеры), получали в прошлом году примерно по 13 тысяч рублей в месяц. Тем самым, Белоброва зарабатывала в 6878 раз больше своих среднестатистических коллег. Однако если ее доходы учесть в фонде оплаты труда обычных
работников культуры (их в Приморье 12,8 тысяч человек), то их средний заработок возрастет сразу до 20 тыс. руб. в месяц и почти вплотную приблизится к средней зарплате по региону в целом (около 21 тысячи рублей). Каждый подобный факт снижает ценность статистики по средней зарплате и в то же время делает такую статистику, приводимую в журналистском тексте как объективный показатель уровня жизни населения очевидным контекстным маркером. Основываясь на вышеизложенных фактах, мы считаем оправданным не рассматривать данные о средней заработной плате в качестве критерия оценки экономической ситуации.
Количество безработных. Официальные данные по количеству безработных также следует признать небезупречными, поскольку существует очевидная разница между гражданами, состоящими на учете в службе занятости, теми, кто получает пособие по безработице и теми, кто не имеет работы, но не стоит на бирже труда. С точки зрения здравого смысла все эти группы являются безработными, но не все они учитываются в статистике. Кроме того, человек который перестал по тем или иным причинам искать работу, не имея постоянного рабочего места, вообще не считается безработным. То же относится и к группам, временно обладающим социальным статусом, оценка которого с точки зрения наличия работы не осуществляется. Так, в официальной статистике не отражаются данные по учащимся, не имеющим постоянной работы (прежде всего, студентам), что, с нашей точки зрения, является очевидным фактором формирования целого пласта так называемой скрытой безработицы.
В данном случае мы предлагаем использовать безработицу в качестве критерия оценки экономической ситуации только опираясь на динамику прироста (или снижения) числа безработных, публикуемую Росстатом (без учета абсолютных показателей).
Задолженность по зарплате. Поскольку официальная статистика по задолженности по зарплате оперативно и в полном объеме публикуется Росстатом, мы предлагаем использовать эти данные в оценке экономической ситуации в том виде, в каком они размещаются федеральной службой государственной статистики.
Биржевые индикаторы. Здесь мы предлагаем оценивать такие факторы, как курс рубля по отношению к курсу доллара и евро (бивалютная корзина), индексы РТС и ММВБ и их динамику, дефицит (либо профицит) консолидированного бюджета, а также цену за баррель нефти марки Brent, на основании которой рассчитывается стоимость российской марки Urals. Все необходимые данные публикуют как сами биржи, так и Центральный банк России.
Инфляция и индекс потребительских цен. Нам представляется важным при рассмотрении состояния экономики опираться на такие данные, как инфляция и индекс потребительских цен. Вместе с тем необходимо отметить, что официальная статистика по инфляции имеет четкую тенденцию к занижению реальных показателей инфляции за счет низкомаржинальных товаров и товаров высшего ценового сегмента, показывающих нулевую либо отрицательную инфляционную динамику. В данном случае наиболее репрезентативным следует считать индекс потребительских цен и тарифов, публикуемый федеральной службой государственной статистики. Именно на этот индекс мы и будем опираться при оценке экономической ситуации в ее инфляционном аспекте.
Индекс потребительской активности. Под индексом потребительской активности мы предлагаем понимать инструмент измерения потребительской реальности, отражающий динамику домашнего потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав потребительской корзины, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. В качестве источника сведений об индексе потребительской активности следует рассматривать еженедельно обновляющиеся сведения, публикуемые исследовательской группой «Ромир». Сюда же мы предлагаем вклю-
чать сведения об энергопотреблении населения, публикуемые Агентством по прогнозированию балансов в электроэнергетике.
Совокупное количество банковских вкладов, состояние банковского и промышленного сектора. В данном случае мы предлагаем учитывать в оценке экономической ситуации сведения, публикуемые агентством по страхованию вкладов, а также ключевые индексы, подсчитываемые Институтом экономической политики им. Е. Т. Гайдара.
В итоге мы имеем шесть ключевых индикаторов, оценивая динамику которых, можно определить реальное состояние экономики: безработица, задолженность по зарплате, биржевые индикаторы, индекс потребительских цен, индекс потребительской активности, состояние банковского и промышленного сектора. Каким образом могут быть подсчитаны представленные параметры и как объективно оценивать каждый из них? В данном случае мы считаем оправданным высчитывать средний показатель по всем шести параметрам, учитывая временные рамки того или иного периода, когда был опубликован журналистский материал. В качестве периодов имеет смысл выделять кризисный и стабильный этапы функционирования экономики. В то же самое время следует отметить, что само выделение подобных периодов представляет собой отдельную проблему, которую мы оставляем за рамками данной статьи.
Для оценки того или иного индикатора из представленного перечня необходимо произвести замер в начале, середине и конце исследуемого периода, или в установленных публикацией журналистского текста границах (лучше всего - в течение месяца публикации, чтобы была возможность проследить динамику), если экономический период не является завершенным или его определение представляет известные трудности. Далее необходимо произвести расчет среднего арифметического по представленным классификационным параметрам. Методика оценки в данном случае имеет массу вариантов реализации. Мы предлагаем использовать принцип подсчета положительных явлений (снижение инфляции, рост потребительской активности, потребления электричества и т. д.) в виде единиц на классификационной шкале, а отрицательных явлений (положительная динамика по безработице, индексу потребительских цен и т. д.) в виде минус единиц. Соответствующие параметры задаются процентными показателями самого явления и особенностями исследовательских задач. Например, при положительной динамике безработицы на расчетный процент соответствующий показатель состояния экономики уменьшится на количество единиц, соотносимое с этим процентом.
В данном случае мы можем непосредственно оценивать и сам экономический период. Соответственно при переходе общего индекса по шести параметрам в минус можно говорить о кризисном периоде, при стабильных показателях совокупного индекса выше нуля - о стабильном периоде. Разумеется, это упрощенная картина, однако в целом обозначенный подход строится именно по представленному принципу.
Данная методика позволяет оценивать совокупный результат как сумму единиц и минус единиц. Вместе с тем необходимо отметить высокую ресурсозатратность данной технологии, в связи с чем, мы предлагаем использовать представленный принцип подсчета только в тех случаях, когда оценка текущего экономического положения затруднена или в экономической картине присутствуют серьезные противоречия. В остальных случаях оценка экономической ситуации может производиться на основании рассмотрения только ключевых параметров, необходимых для понимания проблемы (в тексте про возросшие продажи отечественных автомобилей - сравнительная статистика по продажам, в материале про повышения уровня жизни пенсионеров - соотношение прибавки к пенсии с ростом тарифов и цен на товары повседневного спроса и продукты и т. д.). Однако стоит признать, что чаще всего определение объективного состояния экономики носит априорный характер и связано с представлениями самого исследователя о ситуации в экономике. Чтобы избежать субъективности подобного рода можно оценивать
только завершенные периоды по вышеобозначенным шести параметрам, избегая и ненужной детализации (в случае с оценкой соотношения каждого конкретного текста с экономической ситуацией вне целого периода) и получая при этом репрезентативный результат.
Каким образом реализуется подобная методика на практике? В качестве примера рассмотрим статью «Минэкономразвития РФ не видит предпосылок для второй волны кризиса», опубликованную в Российской газете 5 августа 2011 года. В начале материала читаем: «Минэкономразвития РФ не находит ничего угрожающего для мировой экономики в ситуации, которая происходит на торговых площадках США, и не видит предпосылок для второй волны кризиса. В “черный четверг” падение на мировых рынках шло по всем фронтам. В США на фоне обеспокоенности как за американскую, так и за мировую экономику в целом по итогам торгов в четверг фондовые индексы в рухнули на 4-5 % на фоне опасения инвесторов касательно того, что национальная экономика может снова войти в рецессию».
Далее автор цитирует неназванного представителя Минэкономразвития: «Не может быть второй волны кризиса, с того, что просели рынки. Прикажете видеть вторую волну всякий раз, как рынки несколько качнутся? Они и должны то проседать, то подниматься <.. .> нет никакого коллапса, банки не рухнули, компании не разорились, откуда эти разговоры про кризис - я не понимаю <.> долговые проблемы ЕС и, в частности, Греции, не могут вызвать вторую волну кризиса <...> ничего кардинально плохого в еврозоне нет». В конце материала приводятся данные по основным биржевым индексам: «Фондовый рынок РФ начал торги пятницы падением более чем на 3 %, в первые полчаса торгов индексы потеряли уже более 4 %: индекс РТС вернулся к уровням мая текущего года, а индекс ММВБ - к отметкам декабря 2010 года. На 14.00 московского времени индекс ММВБ опустился на 2,74 % - до 1576,35 пункта. Индекс РТС снизился к этому времени на 2,68 % - до 1788,47 пункта. Цены на нефть, которые значительно упали накануне, в пятницу начали восстанавливать позиции, и к середине дня фьючерс на нефть марки Brent стоил чуть больше 108 долларов».
В целом мы можем отметить, что материал носит обнадеживающий характер, хотя автор указывает и не внушающие оптимизма данные по фондовому рынку, которые, впрочем, могут быть не до конца понятны потенциальному читателю, поскольку журналист никак не комментирует приведенные цифры. Оценим соотношение реальной экономической картины и ситуации, изложенной в тексте.
Для этого рассмотрим период публикации - август 2011 года - с точки зрения его близости к кризисному или стабильному состоянию экономики. В августе 2011 безработица показала положительную динамику (+4,91 %), задолженность по зарплате +4,58 %, биржевые индексы снизились (указаны в самой статье), нефть марки Brent незначительно подорожала. Индекс потребительских цен за август -0,2 %, цена на бензин +0,7 %. Индекс потребительской активности упал по России в диапазоне от -3,7 % до -5,1 %. Промышленное производство по отношению к прошлому году выросло на +7 %, розничная торговля на +3 %, доходы от производства упали на 1 %, а инвестиции в экономику на11,8 %.Банковскийсекторосталсябезизменений. Как мы видим экономическая ситуация остается достаточно сложной. Отсюда возникает вопрос - объективно ли с точки зрения автора приводить цитаты из неназванного источника в духе «откуда эти разговоры про кризис - я не понимаю», «ничего кардинально плохого в еврозоне нет» и так далее. Вообще, примечательно, что журналист приводит мнение лишь одного эксперта минэкономразвития, хотя ряд фактов, представленных в материале, не вызывает оптимизма. В данном случае мы можем с уверенностью говорить, что в тексте присутствует явное противоречие между реальной экономической ситуацией и картиной, формируемой автором, а также внутритекстовые противоречия, поскольку у материала нет единой
концепции. Однако акцент на позитивную трактовку ситуации автором, так или иначе, проявляется в словах цитируемого источника. О таком подходе к журналистским материалам пишет, например, Ноэм Хомски в «Политэкономии массмедиа»: «вопреки представлению о журналистах как придирчивых, дотошных и вездесущих в поиске правды, реальная практика показывает, что они защищают экономические, социальные и политические интересы привилегированных групп, которые доминируют в обществе, государстве и глобальном порядке» [3].
С реализацией обозначенного сценария мы и сталкиваемся в данном материале «Российской газеты». Другое дело, что для подтверждения высказанного Хомски мнения необходимо не только осознавать противоречие между концептом экономического мышления, предлагаемом в авторском тексте и реальной экономической картиной, но и понимать, с какой целью публикуются те или иные данные и какую картину экономической реальности они в конечном итоге формируют.
Список литературы:
1. Архипов, А. Утверждение нового экономического мышления и задачи теории, образования и воспитания [Текст] / А. Архипов // Российский экономический журнал. -1997. - С. 95.
2. Gault, F. Innovation Strategies for a Global Economy: Development, Implementation, Measurement and Management [Text] / F. Gault. - Edward Elgar Publishing, 2010. -211 p.
3. Herman, E., Chomsky N. Manufacturing Consent: The Political Economy of the Mass Media [Text] / E. Herman, N. Chomsky. - Pantheon Publishing, 2002. - 480 p.