Научная статья на тему 'Социальные последствия экономического кризиса в России - 2009 год'

Социальные последствия экономического кризиса в России - 2009 год Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ / СКРЫТАЯ БЕЗРАБОТИЦА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ржаницына Л., Рыбальченко С.

Рассматривается влияние экономического кризиса на уровень жизни населения, в частности уровень заработной платы, уровень безработицы экономически активного населения. Анализируется эффективность мер Правительства по социальной поддержке населения. Прогнозируется развитие социальной сферы и социального самочувствия населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные последствия экономического кризиса в России - 2009 год»

Л. РЖАНИЦЫНА,

доктор экономических наук, профессор главный научный сотрудник Института экономики РАН

С. РЫБАЛЬЧЕНКО, Высшая школа экономики

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РОССИИ -

2009 ГОД

Рассматривается влияние экономического кризиса на уровень жизни населения, в частности уровень заработной платы, уровень безработицы экономически активного населения. Анализируется эффективность мер Правительства по социальной поддержке населения. Прогнозируется развитие социальной сферы и социального самочувствия населения.

Ключевые слова: уровень жизни, реальные доходы, скрытая безработица, потребительский кредит, антикризисные меры.

Общая оценка

В настоящее время социальные составляющие кризиса выступают сугубо как продолжение экономических проблем падения производства, инфляции, снижения прибыли, поступлений налогов в бюджет от коммерческой деятельности Он затронул практически все составляющие уровня жизни.

Таблица 1

______________Основные показатели уровня жизни по данным Росстата

Показатели Данные за август 2009 Изменение за январь-август 2009 г. к январю-августу 2008 г., (в %)

Реально располагаемые доходы, % 99,3

Заработная плата

- номинальная, руб. в месяц 18306 109,0

- реальная, в % 96,7

Пенсия 127,4

- номинальная, руб. в месяц 5151 (июль)

-реальная, в % 108,7

Оборот розничной торговли, млрд. руб. 1226,1 95,3

Объем платных услуг населению, млрд. руб. 383,8 96,5

Безработные, тыс. чел.

- по методу МОТ 6,1 142,3

- официально зарегистрированные 2,1 146,1

Население с доходом ниже прожиточного минимума

- абсолютная численность, млн. чел* 24,5 (1кв.) 107

- доля в населении, в % 17,4 (1 кв.)

* первый квартал 2008 г. численность - 23 млн. чел, доля в населении - 16,3%.

Пострадало экономически активное население, занятое в реальном секторе, среднеобеспеченное, но больше всего пострадали малообеспеченные семьи с детьми. Кризис особенно остро сказался на жителях моногородов, а также на положении молодежи, начинающей трудовую биографию.

Снижение реальных доходов населения

Реальные доходы населения за январь-август 2009 г. сократились на 0,7% х, в основном за счет роста цен при ограниченном увеличении заработной платы и предпринимательского дохода. Причем, если заработная плата в номинальном выражении повысилась на 9 %, то цены за этот период возросли на 12,8%. Больше всего увеличились тарифы ЖКХ - 119,6% (сфера государственного регулирования) 2, цены на продовольствие - 111,7% 3.

В результате выросла численность малообеспеченного населения с доходами ниже прожиточного минимума. В первом квартале 2009 г. число бедных граждан составило 24,5 млн., что на 1,5 млн. больше, чем в первом квартале предыдущего года. Соответственно доля бедных возросла до 17,4%, против 16,3%. В минимальной потребительской корзине цены традиционно растут быстрее, чем в среднем (более 15%) 4.

Снижение доходов приводит к увеличению числа малообеспеченных семей с детьми. Они стали составлять большинство среди бедных домашних хозяйств, в то время как в благополучном 2007 г. их доля была менее 50%. Компенсационные же выплаты на детей практически не смогли повлиять на процесс семейной бедности. По экспертным оценкам, средний размер ежемесячного пособия на ребенка в России составляет примерно 300 руб. в месяц при уменьшении реальной заработной платы более, чем на 500 руб. в месяц.

Возрастающие трудности в очередной раз показали, что именно семьи с детьми первыми попали в зону риска, и федеральный уровень власти должен более активно влиять на их положение, в том числе за счет введения федерального ежемесячного пособия на несовершеннолетнего ребенка дополнительно к региональному. При ограниченности и растущем дефиците региональных бюджетов, эффективно справиться с этой проблемой они не могут. К примеру, даже в проекте бюджета Москвы (!) на 2010 г. не находится средств на индексацию пособий на детей.

К сожалению, в Программе антикризисных мер Правительства РФ в 2009 г. реализован ограниченный комплекс мер социальной поддержки семей с детьми: индексированы федеральные пособия, перенесен срок выплаты материнского капитала на покрытие долгов по ипотеке, разрешена выплата единовременного пособия на второго ребенка в 12 тыс. руб. за счет материнского капитала. А расходы на детей растут, и государство должно усилить семейно-демографическую политику, чтобы сохранить наметившийся в предыдущие годы прогресс рождаемости. По информации Росстата, в июле текущего года зарегистрировано на 200 рождений меньше в сравнении с 17 тыс. новорожденных в июне. А именно июль был девятым месяцем после кризиса.

Все свои финансовые возможности по социальной поддержке населения в условиях кризиса Правительство направило в адрес пенсионеров. Пенсия в 2009 г. увеличилась больше, чем был рост инфляции. В июле 2009 г. она составила в среднем 5,1 тыс. руб., что выше июля 2008 г. на 27%. Тем самым реальная пенсия с учетом роста потребительских цен увеличилась на 12%, что создает благоприятную картину на фоне общего снижения реальных доходов населения.

1 Росстат.

2 Данные за год: август 2009 г к августу 2008 г.

3 Мясо 15,5%, рыба - 24,6%, сахар-песок - 26,8%, в августе прошлого года на эти продукты темп роста цен был ниже, чем сейчас. Самое удивительное, что плодоовощная продукция летом в августе 2009 г. была дороже, чем зимой в декабре 2008 г.

4 Это явление нередко называют «социальной инфляцией», она традиционна для пореформенной экономической ситуации в России.

Вместе с тем определять реальную пенсию, как это делают статистики, через учет общего роста индекса цен по средней потребительской корзине товаров и услуг неправильно. Объективнее было бы применять специальный для этой группы населения процент инфляции, учитывая особенности структуры их потребления: высокая доля продуктов питания, расходов на лекарства, на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В 2009 г. услуги ЖКХ, цены на продовольствие, на лекарства составили позиции, особо значимые для пожилых людей и инвалидов. Они росли опережающими темпами. К примеру, цены на лекарства повышались вдвое быстрее, чем все остальные, и в августе

2009 г. медикаменты были дороже, чем в 2008 г. на 25,5%, а против декабря - на 16,5 % (при среднем темпе по всем покупкам - 8,1%).

Соглашаясь с актуальностью поддержки пенсионеров, следовало бы иметь в виду, что лица старше трудоспособного возраста составляют среди населения, живущего за чертой бедности, по данным Росстата за 2008 г., 12,6%, тогда как дети - 22,6%.

Массовая безработица экономически активного населения

Если выстроить шкалу влияния кризиса на общество, он больше всего затронул экономически активное население, прежде всего наемных работников в промышленности и строительстве, служащих коммерческих фирм, офисный персонал, обслуживающие и посреднические организации. Данные категории составили основной профессиональный контингент уволенных, переведенных на сокращенное рабочее время, отправленных в неоплачиваемый отпуск, пострадавших от невыплат заработной платы, ее снижения.

Самое серьезное последствие кризиса - массовая безработица. Борьба с ней нашла отражение в антикризисной политике: из 157 млрд. руб. бюджетных ассигнований на активную политику занятости направлено 77,7 млрд. руб. 5. В конце августа 2009 г. безработных, по методологии МОТ 6, было 6,2 млн. чел., или 8,1% экономически активного населения. В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 2,1 млн. чел., в том числе 1,8 млн. чел. получали пособие по безработице.

Кроме того, процветает скрытая безработица - более 2 млн. чел. в августе находились в вынужденных отпусках, трудились неполное рабочее время. В этих цифрах отразилось сезонное снижение незанятых. По прогнозам специалистов к концу года, когда сезонные факторы будут нивелированы, ожидается увеличение безработных до 10% экономически активного населения.

Среди зарегистрированной численности в 2,1 млн. чел. женщин насчитывается 1,6 млн., или 54%. Но среди всех безработных, включая незарегистрированных, учтенных по методу МОТ, соотношение по полу обратное - женщины составляют только 45%. Значительную часть из 6,2 млн. безработных составляет молодежь в возрасте до 25 лет (1,8 млн. чел., или 28%(!). По данным Министерства образования и науки, около 10% выпускников 2009 г. не смогут найти работу. Предприниматели требуют наличия у них трудового стажа. В таких случаях за рубежом используются специальные программы выплат для работодателя.

5 Политика в сфере противодействия безработице разнообразна. Сейчас произошел поворот к активным ее формам, средства на них впервые превысили средства на выплату пособий. В начале настоящего кризиса рекомендовались временные и общественные работы, а теперь Комитет по труду и социальной политике Госдумы подчеркивает необходимость несколько переориентировать регионы на создание постоянных рабочих мест.

6 Тех, кто ищет работу и готов приступить к ней.

В формате антикризисной политики занятости, чтобы снизить давление на рынок труда со стороны женщин, рационально продлить оплату отпуска по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет. Для мужчин и молодежи необходимо переобучение, включение в малый бизнес, более активное замещение свободных рабочих мест, временное переселение в местности, где требуется рабочая сила. В условиях кризиса и инфляции, безусловно, необходимо повысить минимальные выплаты по безработице. Возможно, следует вернуться к системе обязательного социального страхования на случай увольнения.

Самый остросоциальный вопрос последствий безработицы - моногорода, где с падением спроса ликвидируются предприятия, составляющие основу жизни их населения, и нет другой работы. Вот несколько примеров. Пикалево известно; не менее известно Тольятти - 750 тыс. населения, 110 тыс. работников «Автоваза» плюс 40 тыс. обслуживающих производств - сокращение грозит по крайней мере 27 тыс. чел. Нижний Тагил - 379 тыс. жителей, под угрозой Уралвагонзавод с 36 тыс. работников. Тутаев, Ярославская область, - 41,2 тыс. жителей, закрывается моторный завод с 3 тыс. чел. Гаврилов-Ям, Ивановская область, - 18,2 тыс. населения, одно предприятие -

ликвидируется льнозавод с 1,2 тыс. работников, Дальнегорск, Приморский край, - 50 тыс. жителей, ликвидируются горнохимический и металлургический комплексы - 5,5 тыс. рабочих и служащих. Всего в России около 460 таких городов и около 330 поселков городского типа. В них проживает около 25% населения 7. На их долю до кризиса приходилось 40% ВВП.

Правительство в 2010 г. окажет поддержку примерно 200 из них. 14 августа 2009 г. премьер-министр страны В. Путин подписал распоряжение кабинета министров РФ о выделении из средств федерального бюджета на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов 58,2 млрд. руб. Возможно, для помощи моногородам будут использованы и резервы правительства РФ, специально отложенные для помощи регионам - это еще 150 млрд. руб. Однако со стороны предпринимательского сообщества универсальные механизмы по разрешению ситуаций типа Пикалево не разработаны 8.

Снижение реальной заработной платы

В частном секторе зарплата больше всего снизилась, в абсолютном выражении, среди работников металлургической промышленности - 94,9% 9, производства металлоизделий - 94,5%, минеральных продуктов - 91%, деревообработки - 99,2%, издательства и полиграфии - 98,7%, в строительстве - 94,8%, оптовой торговле, кроме автомобилей и мотоциклов - 98%. В этой самой «пострадавшей» группе произошло прямое падение реальной зарплаты на 5,6%. Далее следует группа отраслей, заработки в которых повысились, но ниже, чем составила инфляция. Среди них: добыча полезных ископаемых, угольная и горнорудная - 104,3%, нефтехимия и химия - 104,1-105,2%, производство машин и оборудования - 102,8%, пищевая - 107,4%, обувная, кожевенная, текстильная и швейная - 108,7-109,1%, целлюлозно-бумажная - 110,2%, розничная торговля - 109,4%, гостиницы и рестораны - 107,8%, финансовая деятельность - 105,2%. Они составили основную численность работников коммерческого сектора, реально потерявших в заработной плате.

В государственном секторе, живущем за счет бюджета, дела обстоят пока лучше. Несмотря на всяческие заявления о моратории на повышение оплаты в государственном управлении (включая обеспечение военной безопасности, социальное страхование),

7 Доклад Института региональной политики (ИРП) «Моногорода России: как пережить кризис?».

8 Выступление в рамках правительственного часа в Совете Федерации 17.06.2009.

9 Июнь 2009 г. к июню 2008 г.

заработки в июне 2009 г. здесь составили 111,2% к июню 2008 г., т.е. практически была компенсирована инфляция, а за первое полугодие 2009 г. показатель роста был даже выше ее - 113,7%.

В то же время ситуация в образовании и здравоохранении неоднозначна. Номинально благополучная, она, по июньским данным, в целом за полгода реально отставала от роста цен (соответственно, 109,6% и 105,9%).

Очевидно, что уменьшение заработной платы - основного источника дохода семей -опасно прежде всего для низкооплачиваемых граждан, и в этом состоит одно из видимых социальных проявлений кризиса. Даже удвоенный МРОТ 10 не достиг прожиточного минимума, что ставит вопрос о его очередном повышении до обязательного стандарта, определенного законом.

Задолженность по зарплате

Трудности с заработками активизируют проблему долговых обязательств. Среди них -задолженность по заработной плате, задолженность по потребительским кредитам, по оплате ЖКХ, алиментов.

С начала 2009 г. отмечалась негативная тенденция по росту просроченной задолженности по заработной плате, которая на 1 июля 2009 г. составила 7,2 млрд. руб., или 2% от месячного фонда заработной платы. Абсолютное большинство должников -97% - частные предприниматели. Но, как отмечает Генеральная прокуратура,

приводимая статистика не учитывает долгов по заработной плате на малых

предприятиях, ликвидация их нуждается в особых усилиях со стороны органов

государственной власти.

Очень важная проблема, которая выявилась в ходе кризиса, - долги по заработной плате обанкротившихся предприятий. Их работники отнесены законом ко второй категории кредиторов, они, как правило, редко получают средства. Кроме того, в

соответствии с законом о банкротстве, требования кредиторов по зарплате, не

удовлетворённые по причине отсутствия достаточного имущества должника, не подлежат исполнению. Это создаёт хронические, очень тяжёлые долги и требует принятия соответствующих законодательных мер.

Что касается обязательств государства по заработной плате, то долги региональных бюджетов по социальным отраслям формально минимальны, причем, конечно, больше они по местному самоуправлению, конкретно отвечающему за функционирование учреждений по услугам населению. Но здесь, в частности, не посчитаны долги бюджетов на введение в образовании, здравоохранении, культуре, социальном обслуживании новых систем оплаты труда (НСОТ) меры, которая далеко не завершена.

К примеру, по данным мониторинга ЦК профсоюза работников здравоохранения, на новые системы оплаты труда перешли 43 субъекта РФ, 16 субъектов будут вводить их поэтапно в течение 2009 г., для 9 субъектов срок перехода отложен до 2010 г., у 10 субъектов срок не определен. Характерно финансовое недообеспечение новых условий оплаты труда: 6 регионов дополнительно выделили 30% ФОТ, 19 регионов - от 7,5 до 26%, 18 регионов провели мероприятие без выделения средств, что обычно связано с сокращением численности, замораживанием зарплаты (за полгода заработки в здравоохранении, например, выросли в среднем всего на 5,9%, видимо, только за счет удвоения величины минимальной заработной платы санитаркам и аналогичным

10 с 1 января 2009 г. он стал равен 4330 руб.

категориям). Результат предсказуем - ухудшение обслуживания населения в столь остро востребованной сфере социальных услуг.

К этому добавляются недостатки доведения вниз ассигнований бюджета. Так, по данным Счетной Палаты, на финансирование ФЦП «Предупреждение и борьба с социально опасными болезнями» в первом полугодии 2009 г. выделено всего 8,4%. Подобный дефицитный режим финансирования государственных услуг, ведущий к снижению их объема и качества, вполне может рассматриваться гражданами как несоблюдение обещания Правительства о выполнении в условиях кризиса своих социальных обязательств. Из обязательств власти нельзя исключать социальнокультурные услуги, их сокращение будет отрицательно расценено по крайней мере 60 миллионами граждан, в т.ч. работниками с детьми и пенсионерами, в них особенно нуждающимися. Широко известны постоянные жалобы граждан на

неудовлетворительное медицинское обслуживание, отсутствие детских садов,

подросткового спорта. Чувствительность граждан к подобным проблемам, безусловно, усиливается, когда уменьшаются доходы, растут потребительские цены и тарифы в сфере платных услуг.

Невозврат потребительских кредитов

Широко озвученная в последнее время тема невозвратов по банковским кредитам свидетельствует о серьезных социальных проблемах обеспеченного населения. Опубликованные ЦБ данные свидетельствуют о мощном влиянии финансового кризиса на этот сектор кредитования, считают эксперты. В 2009 г. негативный процесс невозврата долгов продолжится, утверждают аналитики.

По данным ЦБ на 1 ноября 2008 г., объем задолженности по потребительским кредитам составил 81 млрд. руб. По данным банков, в кризис объем такой задолженности стал возрастать в 2 раза быстрее, чем ранее - на 4-6% ежемесячно. С учетом указанных темпов за истекшие месяцы 2009 г. можно говорить уже о цифре порядка 100 млрд. руб.

В числе социальных последствий кризиса надо отметить и долги россиян по ипотечным кредитам. Они выросли в IV квартале 2008 г. почти вдвое - до 6,73 млрд. руб. За весь же 2008 г. задолженность выросла в 15 раз - до 12,1 млрд. руб. Ипотечные кредиты в 2008 г. предоставлял каждый второй российский банк. Общая просрочка по займам в рублях выросла в 13 раз - до 5,8 млрд. руб., по валютным кредитам - в 17 раз. Так быстро долги граждан перед банками еще не росли. В целом долговая доля ипотечных кредитов в валютном кредитном портфеле пяти крупнейших российских банков уже достигла 10%. Это означает, что фактически не погашается каждый десятый банковский ипотечный кредит. По данным ВЦИОМ (публикация от 14 июля 2009 г.), только 2 % опрошенных пользуются государственной помощью. Проблема так остра, что в Думе появился проект по введению системы банкротства физического лица.

Наиболее обобщенным индикатором проблем в сфере торговли и потребительских услуг населению выступает даже не ограничение товарооборота, а ситуация с самой эластичной составляющей спроса, на которой можно экономить, - покупка платных услуг. Добавим падение рынка жилья (строительство его сократилось за полугодие на 15%), туризма (в первом полугодии 2009 г. уехало отдыхать за границу на 137 тыс. чел. меньше, т.е. 85% от уровня предшествующего полугодия). Это очередное свидетельство о переживаемых средним классом трудностях и, вероятно, об уменьшении его численности, что противоречит провозглашенной стратегии его роста.

Социальное самочувствие населения

Несмотря на улучшение ряда экономических показателей, 75% россиян, опрошенных исследовательским центром БирегрЪ, не считают, что кризис позади. Самые мрачные прогнозы развития экономики России дают 85% россиян в возрасте 40—50 лет. Причем уровень дохода на настрой россиян не влияет. Разница в ответах граждан, зарабатывающих менее 15 тыс. руб. в месяц, и тех, чей доход превышает 40 тыс. руб., составила всего 5%. Чаще всего в скором завершении кризиса убеждены молодые люди 25—30 лет, таких по результатам исследований всего 12%. БирегрЪ опросил 3 тыс. человек в семи федеральных округах.

ВЦИОМ рисует несколько иную картину: 49% жителей страны считают, что дела в стране идут на лад. Доля граждан, адаптировавшихся к переменам, неустанно возрастает: с 55% в июле до 59% в сентябре. Все меньше становится россиян, негативно оценивающих происходящее: с 58% в марте 2009 г. до 35% в сентябре. ВЦИОМ опросил 1600 человек в 42 областях п.

10-11 июня 2009 г. ФОМ провел телефонные опросы в двух российских моногородах -Оленегорске (Мурманская область) и Байкальске (Иркутская область). Эти города были выбраны как типологически близкие городу Пикалево, где, как известно, ситуация перешла критическую отметку и потребовала вмешательства премьер-министра. В каждом городе были опрошены по 250 человек. В Байкальске ситуация находится буквально на грани взрыва: почти 100% опрошенных оценивают положение в городе и на комбинате как плохое, негативно отзываются о деятельности владельцев предприятия. 70% опрошенных готовы принять участие в акциях протеста и оценивают их вероятность как высокую. При этом нужно учесть, что опрос в городе был проведен сразу после того, как рабочим погасили задолженность по зарплате и они прекратили голодовку. О событиях в Пикалево слышали большинство опрошенных и в Байкальске, и в Оленегорске, и в обоих городах действия жителей Пикалево получили практически единодушное одобрение.

Негативное влияние на уровень протестных настроений оказывает и поведение высокодоходных групп населения в условиях кризиса.

Нет прямых свидетельств роста дифференциации в уровнях жизни. Росстат публикует прежний децильный коэффициент - порядка 16 раз. Есть расчеты ВЦУЖ, подтверждающие усиление внутрираспределенческих различий в доходах населения в иной, чем принято, группировке.

Явный элемент раздражения для общества составляют доходы топ менеджеров. По публикациям, руководителям госкорпораций, директорам банков, в промышленности и страховании с государственным участием по итогам 2008 г ориентировочно было выплачено более 5 млрд. руб. И в кризис члены правления ВТБ во втором квартале 2009 г. получили 62 млн. руб., размер вознаграждений членам правления в текущем году составил 338 млн. руб., членам правления ВТБ-24 - 15 млн. руб. 12. Для сравнения: сумма из федерального бюджета на поддержку ежемесячных пособий на детей в малообеспеченных семьях, многодетных родителей, семей с детьми-инвалидами, студентов составила 4,9 млрд. руб.

Общественное мнение разошлось со статистикой в вопросе о ситуации с правонарушениями. Хотя нет статистических свидетельств об ожидаемом вале преступности в условиях массовой безработицы 13,но, по обследованию ВЦИОМ (10 апреля 2009 г. ), половина россиян отмечала, что в их местности жизнь стала опаснее.

Социальная ситуация в 2010 г.

11 «РБК-дейли» от 24.09.09.

12 « Советская Россия» № 101. 17-09. С.2.

13 Ростат отмечает только небольшое увеличение доли особо тяжких преступлений, растрат и взяточничества.

Анализ проекта бюджета 2010 г. выявляет сохранение сложившейся зоны риска снижения реальных доходов экономически активного населения, прежде всего заработной платы. По прогнозу МЭР, рост средней зарплаты работников организаций (без предприятий малого бизнеса) оценивается в номинале как 9-10 % при инфляции на том же уровне.

Таблица 2

Снижение доходов населения в 2009-2010 гг.

Темп в реальном выражении (в %) 2009 2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реальные доходы на душу населения -4,1 0,4

Оплата труда в бюджетном секторе 2,9 -7,1

Пенсии 14,5 38,3

Оплата труда в частном секторе -13 -5,2

Из наиболее важных «нет» отметим то, что не будет повышена минимальная заработная плата. Она и в 2009 г. не достигала прожиточного минимума из-за серьезной инфляции, тем более его отставание увеличится с учетом планируемого роста потребительских цен на 9%. Это значит, что число и доля бедных будет и далее увеличиваться.

Еще одной серьезной проблемой на 2010 г. станет то, что не будут увеличены ставки оплаты труда бюджетников - медиков, учителей, библиотекарей, разве что только за счет сокращения их численности. Как известно, бюджетники - ответственность регионов, она не снижается при ухудшении поступлений, а трансферты из федерального бюджета, по мнению аналитиков, не компенсируют потери.

Многие из федеральных социальных обязательств передаются на уровень регионов. Напомним, в частности, новый порядок финансирования детского загородного отдыха (около 20 млрд. руб.). В соответствии с законом о замене единого социального налога страховыми взносами Фонд соцстраха предоставлять его теперь не будет. И хотя Минфин уверяет, что передает все деньги субъектам полностью, но, судя по прошлому опыту, гарантированность этой льготы для семей с детьми снижается. К сожалению, исчезают из бюджетной росписи и 4 млрд. руб., ранее отчисляемых на медицинское страхование детей и подростков.

Кроме того, объявлено о прекращении федерального софинансирования реализации полномочий, закрепленных за субъектами обязательств в отношении региональных льготников (семей с детьми, пенсионеров). Речь идет о компенсации платы за детский сад, о ежемесячных пособиях на детей, льготах местного значения для пенсионеров, которых поддерживали федеральными средствами при монетизации. Как известно, в 2005 г. государство с удовольствием отдало большинство финансово необеспеченных социальных прав граждан (так называемые «нефинансируемые мандаты») с федерального уровня на уровень территорий. На местах это были жилье, проезд, лекарства, т.е. льготы по очень расходоемким законам - «О ветеранах», «О государственной социальной помощи», «О пособиях гражданам, имеющим детей», «Об инвалидах», особенно по знаменитому 122-ФЗ 2004 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов». Такие изъятия неприятны даже на фоне увеличения пенсий в связи с валоризацией на 40%. Пенсия должна в среднем достигнуть в конце 2010 г. 7,65 тыс. руб. в месяц, что не так уж много по нынешним ценам потребительской корзины с учетом дороговизны жилья, лекарств, платных бытовых услуг. Даже минимум на проживание, практически без лекарств, промтоваров, ремонта предметов длительного пользования, проезда, который сейчас в

большинстве регионов не будет возмещаться, жесткости предоставления жилищной субсидии на оплату квартиры и коммунальных услуг, парикмахерской, мытья в бане, постороннего ухода и многого другого, составит по расчетам в 2010 г. 4,78 тыс. руб.

Главное социальное достижение 2010 г. - валоризация старых пенсий. Она потребует в

2010 г. 0.,5 трлн. руб., а с учетом остальных обязательств увеличение пенсионных расходов приближается к 1,4 трлн. руб. При этом, если в 2009 г. на покрытие дефицита бюджета ПФ сумма межбюджетных трансфертов из ФБ оценивается Минфином в 355 млрд. руб., то в 2010 г. эта цифра составит 1166 млрд. руб. При этом следует учесть, что все это явится чистой нагрузкой на доходы бюджета, ибо повышение страховых взносов в ПФ с 20 до 26 % (или примерно 700 млрд. руб. дополнительных поступлений) отложено до 2011 г. по просьбе предпринимателей, переживающих не лучшие времена. Столь подавляющая пенсионная направленность бюджета в условиях кризисного падения доходов не позволяет реализовать не менее назревшую меру - поднять минимальный размер пособия по безработице. Также не будет реализована и предлагаемая Комитетом по делам семьи, женщин и детей Госдумы актуальная мера - введение пособия по уходу за ребенком в возрасте от 1, 5 до 3 лет, чтобы снизить давление женской рабочей силы на рынок труда, уменьшить численность безработных.

В результате для всех отраслей государственных услуг для населения (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание и помощь, ЖКХ) из-за пенсионной нагрузки бюджетам приходится снижать ассигнования не только относительно, но в абсолютном выражении. При этом сокращение больше у консолидированных бюджетов субъектов, при сохранении тех же обязательств, (у федерального оно составит 3,3%, у региональных - 4,2%). При этом межбюджетные трансферты регионам сокращаются до 76%. Естественно хуже становится наполнение государственных целевых программ на всех уровнях, не появилась даже долгожданная антиалкогольная программа, о которой говорил Президент. Однако для справедливости скажем - при общей экономии лучше опираться на национальные проекты, сохраняя традиционные приоритеты в социальном управлении. Но они и ранее принципиально не меняли общую ситуацию, не изменят и далее.

Таблица 3

Сокращение бюджетных расходов на государственные услуги для населения (млрд.

руб.)

Направления социальных расходов Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты регионов

Сумма на 2010 г. Сокращение против 2009 г. Сумма на 2010 г. Сокращение против 2009 г.

Жилищно-коммунальное хозяйство 137,7 -5,2 755 -88,1

Образование 398,7 -14,4 1264,9 -13,9

Культура, кинематография, искусство, СМИ 108,2 -6,5 193 -6,5

Здравоохранение 332,6 -15,6 677,3 -26,6

Социальная политика 328,7 -2,6 1001,1 -34,4

Итого социальных расходов 1305,9 -44,3 3891,3 -169,5

Напряжение в социальных расходах государства - решительный повод использовать новые управленческие технологии, которые наработала наука. Мы много лет предлагали формировать целевые бюджеты по социальным группам населения (например, Детский бюджет), перейти к дифференцированным по полу и возрасту социальным стандартам и

финансовым нормативам в сфере социальных услуг, внедрить актуарные расчеты в пенсионное и другие отрасли социального страхования, применять систему социальных контрактов экономической реабилитации семей в трудной жизненной ситуации. Подобный список новаций можно было бы продолжить по желанию управленцев.

Наконец, следует коренным образом поднять качество статистики социальной сферы, социальных измерителей процессов, без чего не достичь эффективных решений. На этой основе постоянный серьезный мониторинг наиболее слабых социальных зон, требующих государственно-общественного регулирования, позволит активно принимать необходимые позитивные решения с ориентацией на выход из кризиса с перспективой на развитие.

L. RZHANITSINA, doctor of economic sciences, professor Senior Researcher of the Institute of Economics S. RYBALCHENKO, Higher School of Economics

SOCIAL CONCEQUENCE OF ECONOMIC CRISIS

The paper distinguishes the consequences of the economic crisis for standards of living, particular wages, unemployment of the economically active population. It analyzes the efficiency of the state policy on social support and predict the development of social sphere and social well-being of the population.

Keywords: quality of life, real incomes, hidden unemployment, consumer credit, crisis measures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.