Научная статья на тему 'Образовательный потенциал деловых изданий'

Образовательный потенциал деловых изданий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
168
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛ / БИЗНЕС-РОМАН / АУДИТОРИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Голова Ксения Вячеславовна

В статье проводятся аналогии между такими важными современными образовательными ресурсами, как деловой журнал и бизнес-роман, а также намечаются перспективы их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный потенциал деловых изданий»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

Ксения Вячеславовна Голова

Челябинский государственный университет

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕЛОВЫХ ИЗДАНИЙ

В статье проводятся аналогии между такими важными современными образовательными ресурсами, как деловой журнал и бизнес-роман, а также намечаются перспективы их развития.

Ключевые слова: деловой журнал, бизнес-роман, аудитория, образовательная функция журналистики.

Широко распространено мнение, что любая остановка в развитии ведет к упадку и деградации. Это нетрудно объяснить, ведь действительность крайне изменчива, она с каждым днем диктует все больше правил и требований, и те, кто отказывается подчиниться, остаются в стороне. В мире деловых отношений это наиболее очевидно. Современному бизнесмену, руководителю, специалисту в области экономики необходимо не только владеть прочным теоретическим базисом, но и быть в курсе отечественных и зарубежных новаций. Для этого существует ряд образовательных ресурсов, который не ограничивается учебниками и справочниками по менеджменту и маркетингу. Например, многие деловые люди повышают уровень образования, заканчивая различные школы МВА, а также посещают тренинги, проводимые специалистами в той или иной области. При этом они приобретают или развивают необходимые им в профессиональной сфере навыки.

Важным звеном в этой цепи является и регулярное чтение. Конечно, круг чтения у каждого конкретного человека индивидуален, однако можно общим для деловых людей является стремление к расширению своих познаний о законах бизнеса и о различных его нюансах. В настоящее время с этой задачей лучше всего справляются, с одной стороны, бизнес-романы, с другой стороны, - деловые журналы.

Такое сопоставление неслучайно, поскольку и первые, и вторые ресурсы расширяют читательскую панораму восприятия действительности, при этом предлагая материал для анализа и примеры нестандартных решений. Как извлечь пользу из кризиса, как отличить провальный проект от перспективного, как увеличить прибыль - эти и другие вопросы

постоянно волнуют бизнесменов и руководителей. Цена неверных ходов часто оказывается слишком высокой, поэтому здесь просто необходимы бдительность, дальновидность и расчет. Научиться им можно не только на собственном опыте, но и на опыте других людей, который можно почерпнуть со страниц книг и журналов.

Широкое распространение в деловой среде получил жанр бизнес-романа (например, «99 франков» Ф. Бегбедера, «Цель» Э. Гольдрат-та, «Boss: бесподобный и бесполезный» Р. Иммельмана, «Путь камикадзе» Э. Йордана, «Deadline. Роман об управлении проектами» Т. ДеМарко и др.). Этот жанр выводит читателя из академического круга классических учебников и предлагает теорию в новой форме. Речь идет о вживлении реципиента в текст, в котором на бытовом уровне порой даются новаторские теоретические выкладки. Герой бизнес-романа - обычный менеджер среднего или высшего звена, для которого его жизнь неотделима от его работы. Сосуществуя в этих двух планах, он постоянно наблюдает за действительностью, размышляет о закономерностях, действующих в мире бизнеса. Он на собственном опыте постигает все премудрости бизнеса: как найти решение неразрешимых задач, как обойти все подводные камни, как не сдаться, а выйти победителем из непростой ситуации. В итоге, постепенно погружаясь в чтение, читатель вместе с героем приходит к неким открытиям, которые и станут для него руководством к действию.

По словам А. Сычевой, «бизнес-роман - это некий художественный кейс, практическое решение конкретной бизнес-ситуации, может быть, даже целой серии небольших кейсов. Или, если взглянуть на это под несколько дру-

гим углом, рассказ о тех проблемах, с которыми сталкиваются многие менеджеры в своей ежедневной работе <.. .> С одной стороны, это художественная литература, поскольку присутствуют вымышленные персонажи, диалоги и сюжет; с другой стороны, документальная литература, поскольку затрагиваются реальные проблемы отрасли, бизнеса и специалистов, анализируются рабочие конфликты» [1]. По сути, бизнес-роман - это деловая информация, приведенная в систему и изложенная в доступной форме, иными словами это художественное отражение реальных ситуаций, событий и проблем, с которыми сталкивался автор.

Деловые люди в обсуждении рабочих вопросов часто советуют друг другу почитать тот или иной бизнес-роман, а затем высказать свое мнение о границах применимости изложенных в нем стратегий и тактик для данного конкретного бизнеса. То есть знакомство с деловой беллетристикой становится одним из показателей профессиональной информированности.

В один ряд с деловой беллетристикой правомерно будет поставить деловую прессу. Дело в том, что и та, и другая не просто предлагают готовые решения, но позволяют самостоятельно приходить к ним (с некоторой помощью авторов). Более того, деловой журнал зачастую содержит обзорные статьи, посвященные конкретным бизнес-романам, то есть он расширяет профессиональный и интеллектуальный кругозор делового человека.

Деловой журнал изначально подразумевает под собой нечто большее, чем просто периодическое издание для определенной аудитории. Это неизменный спутник, помощник и советчик делового человека, помогающий ориентироваться в динамичном мире бизнеса. Он содержит в себе как готовые решения, подсказки, так и комментарии специалистов и реальные истории, рассказанные участниками тех или иных событий.

В целом деловое издание призвано знакомить читателей с новостями в области экономической теории и практики, становясь при этом рупором современной экономики. Наряду с этим в тематический арсенал многих изданий входят новости науки, культуры и социальной жизни. Эти сферы тесно связаны с финансовым миром, и любые перемены в них могут как негативно отразиться на конкретных участках делового мира, так и стать поводом для выгодного инвестирования. Все зависит от ситуации и грамотного комментария к ней.

Не вызывает сомнений тот факт, что деловой журнал - это прежде всего качественное издание, которое соответствует всем параметрам качественной прессы. Среди таковых можно назвать достоверность и точность информации, ее безусловную ценность для аудитории, наличие серьезной аргументированной аналитики. По словам А. В. Вырковского, деловую прессу можно определить «как тип качественной прессы, предоставляющей информацию, критически необходимую читателю для принятия наиболее эффективных решений в финансовой, корпоративной (управленческой) либо профессиональной деятельности» [2. С. 61]. В итоге деловой журнал призван быть «лоцманом» в бурном море бизнеса, он должен смотреть вперед и указывать читателю траекторию движения.

Во-первых, ценность делового издания прежде всего заключается в информации, которая «позволяет делать деньги» или умножать существующие доходы. Здесь должны быть хорошая презентационность, «читабельность» при полном отсутствии «гламура» (а именно: светских новостей, моды, скандалов из жизни звезд шоу-бизнеса и пр.).

Во-вторых, от делового журнала ожидается не просто свежая информация (ее гораздо проще и быстрее можно найти в сети Интернет), но серьезные комментарии, аргументированная аналитика. То есть журнал должен быть селективным, только в этом случае его можно считать эффективным.

И, в-третьих, читателям нужна профессиональная информация. Специалистам требуется все больше знаний и навыков, практических примеров и опыта других людей и компаний. И задача СМИ как раз и состоит в том, чтобы оперативно откликаться на потребности своей аудитории в той или иной информации. Ведь востребованы не просто перечни чужих успехов и достижений, но деловые практики (то, что называется benchmarking - использование лучших практик других предпринимателей, позволяющее оценивать и сопоставлять ситуации).

В перечне видов необходимой информации значатся также исследование отечественных и, в большей степени, мировых рынков и конъюнктур, история брендов, экономический прогноз: в каких отраслях намечается рост, а в каких спад, как изменяется совокупный национальный спрос.

С уверенностью можно сказать, что деловой журнал является перспективным образова-

тельным ресурсом для современных деловых людей. Наряду с получившим широкое распространение бизнес-романом, он расширяет границы информированности читателя, дает практические рекомендации и многочисленные поводы для размышления. Поэтому девизом делового журнала с полным правом может стать заглавие известной книги Э. Голдратта «Цель: процесс непрерывного совершенствования», в котором четко сформулирована основополагающая для бизнеса идея неуклонного роста и развития.

Список литературы

1. Сычева, А. Бизнес-кейс в художественной обработке [Электронный ресурс] / А. Сычева. - URL : http://old.e-xecutive.ru/reading/ newfolder2926/article_3759/ (Дата обращения: 12.09.2011).

2. Вырковский, А. В. Деловые журналы США и России : прошлое и настоящее [Текст] / А. В. Вырковский. - М. : МедиаМир, 2009. -160 с.

Дмитрий Эдуардович Коноплев

Челябинский государственный университет

БАЗОВЫЕ КОНЦЕПТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВЖУРНАЛИСТСКИХ ТЕКСТАХ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Принято считать, что в условиях экономической турбулентности, спада производства и высоких инфляционных ожиданий средства массовой информации, прежде всего, должны точно фиксировать текущее состояние экономики и предоставлять аудитории по возможности наиболее точные прогнозы развития событий, опираясь на мнения наиболее авторитетных экспертов. Однако реальные механизмы формирования экономического мышления в СМИ в значительной степени отличаются от заявленного идеала. В данной статье мы пытаемся охарактеризовать основные концепты экономического мышления в условиях финансового кризиса и обозначить ключевые моменты в их формировании.

Ключевые слова: концепт мотивированного оптимизма, концепт мотивированного пессимизма, концепт условной объективизации, кризис, экономическое мышление.

Принципиальным отличием освещения экономической тематики в СМИ в кризисные периоды принято считать так называемый пессимистичный подход, при котором реальная экономическая ситуация в прессе подается с изрядной долей гиперболизации. Однако для того, чтобы объективно оценить тот концепт (под которым мы предлагаем понимать совокупность выразительных средств, призванных создать определенный ракурс восприятия и понимания информации читателем) экономического мышления, который формируют современные средства массовой информации, мы должны четко разделить сложившиеся стереотипы и реальную ситуацию. В самом ли деле в периоды экономических кризисов пресса провоцирует панические настроения, или само развитие ситуации диктует в каждом конкретном случае ракурс восприятия того или иного

экономического процесса? Для того чтобы прояснить данный вопрос обратимся к конкретным материалам СМИ.

Так в статье Татьяны Зыковой «Священный рубль» («Российская газета», № 4829 от 16 января 2009 года), читаем: « Падение рубля в этом году не имеет никакой экономической основы и искусственно создано негативными ожиданиями игроков валютного рынка, заявил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. «Как может обваливаться рубль, если золотовалютные резервы сохраняются, среднегодового падения нефтяных цен не было, коллапса экономики не произошло. Говорить сегодня о девальвации рубля - то же самое, как рассуждать о девственной беременности», - пояснил Тосунян. Банкир уверен, что рубль может также неожиданно и подняться, то есть изменить свой тренд...»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.