Научная статья на тему 'Особенности освещения СМИ экономической тематики в кризисный период (сравнительный анализ)'

Особенности освещения СМИ экономической тематики в кризисный период (сравнительный анализ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
361
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРИЗИС / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ / «ОБНАДЕЖИВАЮЩИЕ» ПУБЛИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАМЕТКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коноплев Д. Э.

Уникальность каждого авторского журналистского материала предполагает, что он публикуется, опираясь исключительно на совокупность имеющихся у автора фактов и мнений, высказываемых экспертами или непосредственно самим автором в отношении этих фактов. В данной статье мы пытаемся выяснить насколько различаются опубликованные независимо друг от друга в разных изданиях в периоды начальной фазы кризисов 1998 и 2008 годов материалы, посвященные экономической тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности освещения СМИ экономической тематики в кризисный период (сравнительный анализ)»

В Германии на предприятиях с числом занятых более 100 человек предусмотрено образование так называемых экономических комиссий, состоящих из членов производственного совета и представителей работодателя, которые занимаются решением только экономических вопросов.

Если количество работников превышает 500 человек, то на немецких предприятиях могут создаваться наблюдательные советы, право выдвижения кандидатур в которые имеют производственные советы и высшие производственные организации данной отрасли. Кроме того, участие трудящихся в управлении может осуществляться и через назначаемого наблюдательным советом Директора по труду, в ведении которого находятся кадровые вопросы, вопросы социальной сферы и заработной платы.

Практика управления немецкими предприятиями показывает, что подобная политика привлечения трудящихся к управлению способствует развитию их трудовой активности, мотивации и, в конечном итоге, улучшению конечных результатов производства.

Таким образом, стимулирование на основе участия в управлении в настоящее время достаточно широко распространено в мире и применяется на многих крупных предприятиях. В некоторых странах (например, в Австрии, Дании, Голландии, Швеции) необходимость участия персонала в управлении законодательно закреплена. Для России опыт развитых стран в области стимулирования труда является ценным, так как проблема низкой мотивации труда на наших предприятиях существует, и предпринимаемые попытки внедрения современных разработок зачастую оказываются неэффективными. В этой связи положительный опыт воздействия на персонал, осуществляемый стимулированием труда на основе участия в управлении в развитых странах, может являться отличным примером для российских предприятий.

Примечания

1 Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала. М., 2005. С. 134.

2 Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М. : Вильямс, 2005. С. 59.

3 Булыгин М. М. Стимулирование труда в США // Человек и труд. 2005. № 5. С. 32.

4 Солдатов А. В. Зарубежный опыт стимулирования труда // Человек и труд. 2006. № 4. С. 28.

5 Грачев М. В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М., 2003. С. 85-87.

УДК 070

Д. Э. Коноплев

ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ СМИЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ В КРИЗИСНЫЙПЕРИОД (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

Уникальность каждого авторского журналистского материала предполагает, что он публикуется, опираясь исключительно на совокупность имеющихся у автора фактов и мнений, высказываемых экспертами или непосредственно самим автором в отношении этих фактов. В данной статье мы пытаемся выяснить насколько различаются опубликованные независимо друг от друга в разных изданиях в периоды начальной фазы кризисов 1998 и 2008 годов материалы, посвященные экономической тематике.

Ключевые слова: экономическое мышление, кризис, персонифицированные публикации, «обнадеживающие» публикации, информационные заметки.

© Д. Э. Коноплев, 2012.

Для сравнения мы выбрали публикации в газете «Коммерсантъ» «Российской газете», «Комсомольской правде» и журнале «Профиль» пришедшиеся на начальную фазу (в том числе в информационном аспекте) финансовых кризисов 1998 и 2008 годов соответственно. Для 1998 года - это период с 17 августа по 31 декабря, для 2008 года - с 15 сентября (дата обращения инвестиционного банка Lehman Brothers в суд с заявлением о банкротстве и просьбой о защите от кредиторов) по 31 декабря. Все материалы, посвященные кризисной тематике за рассмотренный период можно условно разделить на три несоразмерные группы. Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

Публикации, посвященные персонам, связанным с кризисом. Самая многочисленная группа публикаций, представляющих собой как непосредственно интервью с различными экспертами, политиками и экономистами, так и обзорные статьи с соответствующими ссылками на авторизованные мнения. Важно отметить, что во всех рассматриваемых материалах, относящихся к данной группе, мнение цитируемых источников (особенно если мы говорим об интервью) отождествляется с мнением автора. В качестве примера подобной публикации можно привести интервью с главным специалистом банка Credit Suisse First Boston по стратегии на российском рынке в газете «Коммерсантъ» от 22 октября 1998 года. В начале материала, озаглавленного: «С таким государством опасно работать», журналист спрашивает эксперта, собирается ли банк, который представляет последний расширять свое присутствие на российском рынке.

Представитель Credit Suisse отвечает: «Предложение поменять долговые обязательства на участие в капитале российских банков не представляет интереса. Для нас вопрос стоит так: прибыльно это или нет. Сейчас в России кризис, и трудно предсказать, когда он закончится <...> нереально обсуждать большие инвестиции, особенно в страну, по вине которой мы потеряли много денег. Да и не совсем понятно, что российские банки сейчас собой представляют». Далее интервьюер интересуется какие условия работы в России устроили бы эксперта. Эксперт замечает, что главное « ...это политическая стабильность и условия для инвестиций. Еще четкий банковский надзор, который пока в России очень слаб, особенно за форвардными сделками. ЦБ должен более строго регулировать эти вещи <...>

надо сначала договориться о реструктуризации долгов по ГКО. Потом мы должны понять, будет ли Россия платить по внешним долгам и продолжать обслуживать еврооблигации. Третий вопрос более общий: какого экономического курса будет придерживаться Россия?».

В итоге представитель банка склоняется к оптимистичному сценарию развития событий: «Кризис показал, что есть надежные банки и есть ненадежные. Надежные возвращали кредиты, мы будем развивать бизнес с ними». С осторожным оптимизмом пишет

о кризисе и Геннадий Сысоев в «Коммерсанте» от 25 августа 1998 года: «Сразу после назначения Виктора Черномырдина исполняющим обязанности премьера заместитель директора-распорядителя МВФ Стэнли Фишер заявил, что «большая семерка» может предоставить России дополнительную помощь <...> совет Белого дома Кремлю схож с немецкими пожеланиями: восстановить доверие инвесторов. Представитель американской администрации счел нужным подчеркнуть, что в США хорошо знают Черномырдина и конструктивно сотрудничали с ним в прошлом. Это сотрудничество было возобновлено уже вчера. И. о. премьера РФ поговорил по телефону со своим старым партнером по российско-американской комиссии вице-президентом США Альбертом Гором. И остался доволен беседой». Необходимо отметить, что число материалов подобного рода за данный период в 1998 и 2008 году примерно одинаково (50 % и 40 % соответственно по отношению к общему числу публикаций во всех трех группах). Наиболее существенные различия между числом публикаций в 1998 и 2008 году отмечается во второй группе, которую можно условно назвать «Обнадеживающие публикации».

«Обнадеживающие» публикации представляют собой журналистские материалы, в которых излагаемые факты подаются с определенной долей оптимизма, а основной объем текста, содержащий выкладки по текущей ситуации находится в подчиненном положении по отношению к небольшим фрагментам текста, в которых автор материала или соответствующий цитируемый источник высказывает свое, «обнадеживающее» читателя мнение. Так, например, в газете «Комсомольская правда» от 11 декабря 2008 года в материале Михаила Горшкова «Молодые ученые получили по миллиону» читаем: «В Москве 9-10 декабря прошел I Российский молодежный инновационный конвент, организованный Федеральным агентством по делам молодежи. Более тысячи молодых россиян, живущих и работающих в разных регионах страны и даже за границей, представили на форуме свои работы. Авторы лучших проектов награждены премиями по

1 миллиону рублей каждая. На конвенте ждали президента Дмитрия Медведева. И он приехал в заключительный день форума. Выступил перед молодыми учеными. Заверил их: государство будет тратить на инновационное развитие России миллиарды рублей <...> как сказал Дмитрий Медведев, создание инновационной системы - одна из главных задач власти и бизнеса <...> это должна быть большая государственно-частная программа, - отметил глава государства, - Она должна быть ориентирована в будущее - на годы вперед». Примечательно, что в том же самом месяце, когда президент говорил об инновационном развитии, в России начались массовые сокращения на производствах. Другим примером обнадеживающей публикации может служить материал под названием «Ответственность власти и солидарность общества» в «Российской газете» от 12 декабря 2008 года, где цитируются слова Юрия Лужкова: «Мэр Москвы Юрий Лужков уверен, что нынешняя сложная ситуация в мировой экономике дает России шанс сделать шаг вперед и выйти из трудностей окрепшей. «Нынешний кризис означает для нас конец сугубо экспортно ориентированной экономики. Рост последних лет был восстановительным, и его возможности в основном исчерпаны. Мы объективно перешагнули рубеж, когда система производительных сил еще советского периода или устарела, или работает на производство неконкурентоспособной продукции».

Примечательно, что обнадеживающих материалов подобного рода в период острой фазы кризиса 2008 года было порядка 40 % относительно совокупного объема публикаций по данной тематике. Показатель по 1998 году варьируется в районе 25 %. Тем не менее, обнадеживающих публикаций в период финансового кризиса 1998 года также предостаточно. Характерным примером таких публикаций может служить материал Светланы Рагимовой «Внештатники наступают» в журнале «Профиль» от 17 ноября 2008 года, в целом повторяющий логику рассмотренной выше публикации с цитатой Лужкова: «Вопреки прогнозам, IT-компании подверглись не менее серьезному влиянию кризиса, чем представители других видов бизнеса. Многие потеряли крупные заказы, кто-то и вовсе свернул целые направления деятельности, абсолютно все страдают от задержек с оплатой счетов даже за выполненные проекты. Но не все так плохо: заказчики начинают более тщательно изучать преимущества, которые могут дать бизнесу информационные технологии. И если раньше, допустим, ERP внедряли, чтобы компания хорошо выглядела в глазах инвесторов, то теперь руководители внимательно изучают, каким образом то или иное решение способно сократить издержки, дать дополнительный импульс развитию бизнеса и обеспечить превосходство в конкурентной борьбе». Еще один пример обнадеживающей публикации мы находим в статье Юлии Шмаровой «Друг в беде не просит», опубликованной также в журнале «Профиль» (14 сентября 1998 года). Вначале автор отмечает: «Хорошая новость, господа: банковские ГКО разморозили. Вы удивлены? Многие коммерческие банки тоже удивились, когда 8 сентября получили телеграмму ЦБ России, в которой говорилось о прекращении ломбардного кредитования коммерческих банков под залог ГКО <...> Самое страшное - неизвестность. В этом

смысле клиентам СБС-АГРО хорошо. С ними все ясно. Частным вкладчикам нужно либо переводить деньги в Сбербанк, либо идти в суд, а юрлицам ничего не остается, кроме как ждать лучших времен. Например, в надежде, что глава СБС Александр Смоленский договорится с новым председателем ЦБ о предоставлении банку помощи. Можно уповать на национализацию банка и опять-таки оказание ему государственной поддержки». Однако далее по тексту оптимизм уравновешивается официальной статистикой: «С 31 августа ЦБ не провел ни одного платежа СБС-АГРО, заблокировав даже те деньги, которые продолжали поступать в адрес его клиентов». Затем журналист снова возвращается к своему умеренно-оптимистичному сценарию: «Нет худа без добра - на кризисе заработают некоторые заемщики проблемных банков. Теперь, вместо того чтобы отдавать кредиты по полной программе, они могут погасить их, скажем, наполовину. Клиенты, которым задолжал банк (как правило, это «замороженные» остатки средств на расчетных счетах либо депозиты), готовы получить с лопнувшего партнера хоть что-то. Вот с ними-то и следует заключить договор по переуступке прав требования. Фактически вы отдадите им часть денег, которые должны были вернуть банку». В следующем абзаце автор вновь возвращает читателя в суровую реальность: «Клиентам и вкладчикам Инкомбанка все эти события не предвещают ничего хорошего. В случае поглощения банка неминуемо произойдет сортировка клиентуры на «хорошую» и «плохую». В этой ситуации мелкие и средние фирмы могут остаться ни с чем. Частным вкладчикам же имеет смысл воспользоваться предложением Сергея Дубинина и перевести свои деньги в Сбербанк. Ну и еще одна дорога - традиционная. В суд».

В публикациях о последнем на сегодняшний день финансовом кризисе данных уравновешивающих авторский оптимизм становится значительно меньше, в кратких статьях такие сведения фактически исчезают, как, например, в материале Анны Горбашовой «Merry Crizis!» (журнал «Профиль» от 17 ноября 2008 года): «С середины декабря для участников рынка event-услуг начинается горячая пора. Популярные артисты в течение месяца успевают выступить на 30-50 корпоративных и клубных вечеринках за гонорары, в полтора-два раза превышающие обычные. Организаторы праздников и владельцы площадок, где они проводятся, за это время зарабатывают суммы, составляющие до половины их годового бюджета. Точнее, зарабатывали в докризисные годы - в настоящее время многие российские компании вынуждены значительно сокращать расходы <...> участники event-рынка осознают, что в этом году ожидать особой щедрости от корпоративного Деда Мороза не стоит, но при этом не унывают и даже пытаются превратить кризис в повод для праздничных шуток».

Краткие «пугающие» информационные заметки представляют третью группу кризисных публикаций, носящих, главным образом информационный характер и не имеющих оценочного сегмента. Иногда достаточно одного заголовка, чтобы весь текст сообщения стал ясен: «Вслед за Visa Int. карты ряда российских банков блокировала American Express» (газета «Коммерсантъ» за 22 октября 1998 года). Количество подобных материалов в представленных изданиях за рассмотренный нами период начала кризисов как в 1998, так и в 2008 году практически одинаково (немногим больше 20 %). По концепции содержания эти материалы также следует признать идентичными.

Заметка «Сбербанк валюту в долг больше не дает» в газете «Комсомольская правда» от 25 декабря 2008 года: «Крупнейшая финансовая организация России отказалсь от кредитов в долларах и евро. «Мы еще в ноябре рекомендовали своим клиентам не брать кредиты в иностранной валюте, а сейчас временно приостановили их выдачу до следующего распоряжения руководства», - объяснила директор управления общественных связей Сбербанка России Ирина Кибина. В банке говорят, что так пытаются минимизировать риски, связанные с возможным ростом «просрочки» по валютным кредитам. Дело в том, что дальнейшие поведение курса валют никто предсказать не может».

Материал в газете «Коммерсантъ» от 15 декабря 2008 года: «Суверенные рейтинги защитили от роста»: «Moody's считает валютный курс ЦБ стабильно неадекватным. Рейтинговое агентство Moody's пересмотрело прогнозы суверенного рейтинга РФ (уровень Baal) и рейтингов восьми госбанков с «позитивных» на «стабильные». Это означает «существенное снижение вероятности повышения рейтинга» - Moody's оставляет РФ рейтинг не выше Baal не менее чем на «ближайшие 12-18 месяцев». По мнению агентства, власти РФ тратят слишком много резервов на поддержку рубля, что в Moody's считают «неадекватной политикой <...> В пятницу замглавы Минэкономики РФ Андрей Клепач заявил, что «рецессия началась», и пообещал как минимум два квартала падения ВВП. По его словам, «большой спад» будет в ноябре-декабре 2008 года. По итогам года рост промпроизводства сократится до 1,9 %, а ВВП вырастет меньше ожидавшихся 6,8 %. Насколько Минэкономики снизит прогноз роста на 2008 год, Андрей Клепач не сказал, объяснив это тем, что прогноз согласовывается».

Публикация «Страна не закрывается. Но ориентироваться надо на свое производство, считает Дмитрий Медведев» в «Российской газете» от 12 декабря 2008 года: «Дмитрий Медведев в ходе визита в Курган заявил, что Россия готова снизить объемы нефтедобычи для поддержания цен на «черное золото» на мировом рынке. «Мы должны защищаться. Это наша доходная база - и по нефти, и по газу», - сказал глава государства. По его словам, наша страна также может принять участие в работе действующих организациий производителей сырья. На совещании с губернаторами Уральского федерального округа Медведев признал: «Мы в целом неэффективны. Экономика развивается совершенно не по правильному сценарию». Президент считает необходимым «оптимизировать процессы, происходящие на рынке труда», то есть обойтись без сокращения кадров при спасении предприятий и компаний».

Как мы видим из вышеобозначенных примеров, краткие «пугающие» информационные заметки строятся по схожей схеме: яркий заголовок, заявление официального лица и при необходимости соответствующая статистика. Кроме того, краткие информационные материалы можно признать единственным видом публикаций на начальной стадии финансового кризиса, в которых не прослеживается контекстной маркированности. Последняя, как определенный содержательный акцент, навязываемый автором читателю с наибольшей очевидностью обнаруживается в так называемых «обнадеживающих» материалах. И здесь ключевую роль играет не столько непосредственно изложение журналистом каких-либо фактов, сколько умолчание о других фактах, более значимых и очевидных для посвященных. Так в уже цитировавшемся материале «Друг в беде не просит», автор говорит о вкладчиках банка СБС-АГРО: «клиентам СБС-АГРО хорошо. С ними все ясно. Частным вкладчикам нужно либо переводить деньги в Сбербанк, либо идти в суд...».

Вместе с тем журналист умалчивает о том, что банк на момент написания статьи находился в процессе подготовки к банкротству, а руководство СБС-АГРО покинуло Россию, что особого оптимизма у вкладчиков не вызывало. То же самое относится и к цитате из материала «Ответственность власти и солидарность общества»: «Нынешняя сложная ситуация в мировой экономике дает России шанс сделать шаг вперед и выйти из трудностей окрепшей. Нынешний кризис означает для нас конец сугубо экспортно ориентированной экономики. Рост последних лет был восстановительным, и его возможности в основном исчерпаны».

Очевидно, что заявления о «восстановительном росте» и экономике, которая выйдет из трудностей «окрепшей» являются ни чем иным как попыткой сформировать у читателя не обоснованный оптимизм касательно преодоления кризиса. Хотя несбывший-ся прогноз, данный цитируемым источником всегда можно списать на изменившуюся рыночную конъюнктуру, мы должны ясно представлять, что как автор материала, так и цитируемый источник прекрасно понимают всю условность подобных заявлений. Их

экономическое мышление a priori ориентировано на немотивированный оптимизм. Как отмечает академик Л. И. Абалкин в «Логике экономического роста»: «В массовом экономическом мышлении, которое исповедуют представители власти и связанных с ними финансовых структур, часто говорят о том, что у нас много денег, - в том числе накопленных «под матрасом». Называют разные цифры <...> однако при этом авторы даже не задумываются, что эти деньги не являются капиталом и - в строгом смысле слова - деньгами, поскольку не выполняют присущих им функций. Это - еще один пример низкой методологической культуры массового сознания и принимаемых на его основе решений государственной властью».

Герберт Шиллер в «Информации и экономике кризиса» делает предположение, что обнадеживающая информация воспринимается ее авторами не как введение аудитории в заблуждение, а исключительно с точки зрения ее потенциальной полезности для преодоления кризисных явлений.

Вместе с тем в отдельных случаях сам журналист указывает в тексте на парадоксальность слов цитируемого лица. Так, в статье «Пермские крайние меры» (газета «Коммерсантъ» от 15 декабря 2008 года) читаем: «Заемщики не платят по ипотеке в регионах, лидирующих по числу безработных: агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) зафиксировало трехкратный рост просроченной задолженности по ипотечным кредитам в Пермском крае в октябре. Это стало следствием резкого роста безработицы в регионе, который лидирует по этому показателю в РФ. В других регионах операторы АИЖК начинают получать первые заявления от заемщиков, которые не в состоянии платить по кредиту.

В АИЖК заявили, что не знают, из-за чего в Пермском крае так резко выросла просрочка, и изучают ситуацию. В КАМА-банке, крупнейшем в крае партнере АИЖК, не смогли оценить причины роста просрочки. «В октябре мы не наблюдали ухудшения ситуации с погашением, - сообщила газете «Коммерсантъ» председатель правления КА-МА-банка Наталья Мельник. - Однако сейчас уже получаем заявления от граждан, потерявших работу и просящих реструктурировать их задолженность»». Получается, что автор текста сознательно приводит слова представителя АИЖК, который искренне не понимает, почему потерявшие работу жители Пермского края не оплачивают ипотеку. Стоит отметить, что эта единственная публикация подобного рода за весь период начальной фазы кризиса 2008 года.

Принципиально важным следует также считать тот факт, что в целом материалы обнадеживающего характера имеют положительную динамику на начальном этапе кризисов, если сравнивать данные за 1998 и 2008 год, что, безусловно, требует отдельного изучения. В целом соотношение между публикациями, посвященными конкретным персонам, обнадеживающими материалами и «пугающими» информационными заметками для начального этапа кризиса 2008 года (2:2:1) по отношению к начальному этапу кризиса 1998 года (2:1:1) со всей очевидностью сместилось в сторону преобладания «обнадеживающих» публикаций. Между тем на сегодня нет определенного ответа на вопрос с чем это связано: с изменением экономических условий в стране, с подвижками в экономическом мышлении или же с информационными задачами стоящими перед современными журналистами, что предусматривают определенный ракурс подачи проблем и встраивание их в определенный политический контекст.

Список литературы

1. Абалкин, Л. Логика экономического роста [Текст] / Л. Абалкин. - РАН : Институт экономики, 2002. - 228 с.

2. Schiller, Н. Information and the Crisis Economy: (Communication and Information Science) [Text] / Н. Schiller. -Ablex Publishing, 1984. - 152 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.