• составить с товарищами коллективный коллаж «осенний хоровод» из гербарных листьев своего дерева;
• составить синквейн о своём дереве.
В некоторых классах по инициативе учителей и учащихся был реализован краткосрочный информационный коллективный проект «Красная книга». В одном классе дети составили альбомы «Красная книга животных Алтайского края» и «Красная книга растений Алтайского края», где были представлены рисунки и описание редких и исчезающих видов. В другом классе ребята оформили альбом «Красная книга грибов и лишайников Алтайского края». Также младшие школьники написали сочинения «Я хочу защитить хищника...», приняли участие в конкурсе на лучший экологический плакат по защите животных.
Сквозным проектом, реализуемым в течение всех лет обучения детей в начальной школе, было написание сказок и создание коллективной книги «Экологические сказки». Мы использовали различные методические приёмы сочинения экологических сказок, исходя из уровня творчества детей, их возрастных и индивидуальных особенностей:
• сказка на новый лад: известной детям сказке (например, «Репка») придать экологический характер;
• сказка на заданный сюжет: учитель предлагает детям сюжет сказки, её героев, а их задача - придумать её содержание (работа может быть в четвёрках или парах);
• приём эмпатии: «превратиться» в какой-либо предмет или объект природы (например: снежинка, капелька, берёзка и пр.) и придумать историю от его имени: «О чём просит берёзка», «О чём рассказала капелька» и т.п.;
• сочинение «по цепочке»: учитель говорит первое предложение сказки, где указываются главные герои и дальше идёт сочинение сказки всем классом «по цепочке»;
• своя сказка: более сложная работа, когда сочинение сказки идёт самостоятельно, дети работают индивидуально или в микро-группах (могут быть присвоены номинации за сказки);
Библиографический список
• нарисуй сказку - проиллюстрировать сочинённую сказку;
• сказка-небылица - придумать и отразить в содержании сказки то, чего не может быть в реальности (например, по аналогии со сказкой «Путаница» К. Чуковского или рассказа «Фантазёры» Н. Носова);
• сказочный театр: сказка инсценируется в классе на уроке, или её театрализация является продуктом проектной деятельности детей и проводится на внеклассном мероприятии;
• лучшая семья сказочников: ребёнок сочиняет сказку вместе со своими родителями, оформляет её рисунками и выступает на внеклассном мероприятии и пр. - вариантов работы очень много.
Учителю важно корректировать работу детей, показывать грамотные примеры наполнения сказки именно экологическим содержанием, отмечать глубину представленного в сказке материала, не забывать за занимательностью работы учеников про необходимость отражения сложного теоретического и воспитательного материала, его осознания и понимания учениками.
Резюмируя сказанное, можно констатировать, что процесс формирования экологической культуры личности предполагает, прежде всего, организацию многоэтапной, постоянной, целенаправленной работы, ориентированной на закрепление навыков принятия решений в выборе приемлемого варианта экологической деятельности - формирование мобильной, динамичной поведенческой системы. Названная система может быть представлена следующей логико-структурной схемой: выработка экологических убеждений учащегося на основе обретаемых знаний и опыта ^ устойчивая мотивация на самосозидание и созидание экологически здоровой среды ^ готовность к правильному взаимодействию с природой и самоконтролируемая активность в оздоровлении природной среды. В данном ключе проектная технология обладает значительным потенциалом, эффективно сочетаясь с другими педагогическими технологиями.
1. Либеров А.Ю. Экодидактика: экосистемная методология проектирования обучения: практико-ориентированная монография. Москва: Институт экономических стратегий, 2007.
2. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.
3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: «Академия», 2007.
4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. Москва: АРКТИ, 2009.
5. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: методическое пособие. Москва: Центр «Педагогический поиск», 2006. References
1. Liberov A.Yu. 'Ekodidaktika: 'ekosistemnaya metodologiya proektirovaniya obucheniya: praktiko-orientirovannaya monografiya. Moskva: Institut 'ekonomicheskih strategij, 2007.
2. Cvetkova I.V. 'Ekologiya dlya nachal'noJshkoly. Igry iproekty: populyarnoe posobie dlya roditelej i pedagogov. Yaroslavl': «Akademiya raz-vitiya», 1997.
3. Polat E.S. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: «Akademiya», 2007.
4. Pahomova N.Yu. Metod uchebnogo proekta v obrazovatel'nom uchrezhdenii: posobie dlya uchitelej i studentov pedagogicheskih vuzov. Moskva: ARKTI, 2009.
5. Romanovskaya M.B. Metod proektov v uchebnom processe: metodicheskoe posobie. Moskva: Centr «Pedagogicheskij poisk», 2006.
Статья поступила в редакцию 9.04.15
УДК 37.011
Kozhemyakina L.A., postgraduate, Aesthetic Education and Cultural Studies Department, Moscow Institute of Open Education; culture expert, research worker, International Centre-Museum n. a. Nicholas Roerich (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
BASIC EURASIAN COMMON CULTURAL VALUES AS A FOUNDATION FOR THE EURASIAN EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article concerns the actualization of common moral and spiritual values, which have strong harmonizing, consolidative and unifying significance for Eurasian educational environment. The author substantiates the idea that common cultural values form the core of every national culture. The research emphasizes the necessity to unite dialectically two principles in the educational policy of CIS countries: the priority of common cultural values and the principle of preservation and development of national cultural foundations of education. The article discloses the importance of the artistic heritage of the famous Russian artist, scientist and public figure Nicholas Roerich for the modern educational system. His art helps to realize the spiritual unity of the symbols of both East and West, cultivates among younger generations the ideas of culture of peace, cooperation, mutual understanding and respect among peoples and helps the youth to understand the unique cultural diversity of Eurasia. The Roerich's art helps to accumulate the powerful spiritual and cultural potency of Eurasian educational environment by nourishing the understanding of such ideas as universal humanity, "universal sympathy" and beauty of each national culture among CIS citizens. The author comes to conclusion that both nation and society need to have a culture-centric orientation which will stimulate the cultural potential of each nation and provide harmonious development of multiple CIS ethnoses, sharing the common history and united by common cultural values such
as: the superiority of spiritual above material, universal humanity, national self-consciousness, patriotism, conciliarism, brotherhood of nations, communality (cooperation), collectivism etc.
Key words: Eurasian educational environment, culture, dialog of cultures, common human values, Nicholas Roerich's heritage, moral and spiritual ideals.
Л.А. Кожемякина, аспирант каф. эстетического образования и культурологии МИОО, культуролог, сотрудник
Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха, г. Москва, E-mail: [email protected]
БАЗОВЫЕ ЕВРАЗИЙСКИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В статье рассматривается проблема актуализации духовно-нравственных, общекультурных (общечеловеческих) ценностей, которые обладают мощным гармонизирующим, консолидирующим, объединяющим значением для евразийского образовательного пространства. Автор обосновывает идею о том, что базовые общечеловеческие (общекультурные) ценности являются системообразующим фактором, ядром каждой национальной культуры. При этом в исследовании обращается внимание на то, что в образовательной политике государств СНГ необходимо диалектически совмещать два принципа: приоритет общечеловеческих ценностей и принцип сохранения и развития национально-культурной основы образования. В статье раскрывается значимость для современного образования творческого наследия выдающегося русского художника, учёного и общественного деятеля Николая Рериха. Созданные им картины помогают осознать смысл духовного единства священных Образов и символов Востока и Запада, воспитывают подрастающее поколение в духе культуры мира, сотрудничества, взаимопонимания и уважения между нациями и народами, помогают учащимся осознать уникальность культурного многообразия Евразии. Воспитывая у граждан СНГ понимание всечеловечности, «всемирной отзывчивости», красоты каждой национальной культуры, творчество художника способствует созиданию мощного духовно-культурного потенциала евразийского образовательного пространства. В заключении автор делает вывод о необходимости культуроцентрической ориентации в обществе, в государстве, которая будет способствовать созиданию культурного потенциала каждой нации и народа, что обеспечит качественное, полноценное развитие многочисленных этносов СНГ, объединённых общностью исторических судеб и едиными общекультурными ценностями, такими как: приоритет духовного над материальным, всечеловечность, национальное самосознание, патриотизм, соборность, братство народов, общинность (кооперация), коллективизм и др.
Ключевые слова: евразийское образовательное пространство, культура, диалог культур, общечеловеческие ценности, творческое наследие Николая Рериха, духовно-нравственные идеалы.
Создание Содружества Независимых Государств (СНГ) открывает широкие возможности для совместного экономического, социального и политического развития стран-участников договора, создаёт условия для интенсификации научного, образовательного и культурного сотрудничества между евразийскими народами. В настоящее время предпосылками формирования единого образовательного пространства в Евразии-СНГ являются: территориально-географическое и биосферное единство; наследство советской системы образования; интегрирующая роль русского языка; культурно-историческая общность евразийских народов; наличие евразийских общекультурных ценностей. Единство России-Евразии, во многом обусловлено «единством духовно-мифологических корней и ценностных представлений, а также психологической совместимостью (комплементарностью по выражению Л.Н.Гумилева) различных этносов < ... > (тюрско-го, славянского, угро-финского, монгольского и т.д.)» [1, с. 4].
Актуализация в сознании людей евразийских общекультурных ценностей особенно необходима при существующей в российском обществе практике навязывания «достижений» западной техногенно-потребительской цивилизации (приоритет материального над духовным, личной выгоды над общим благом, национальный эгоизм, моральный релятивизм, приспособленчество, неограниченное потребление и др.).
По мысли академика В.С. Степина, глобальные кризисы человечества (экологический, энергетический, антропологический, духовно-нравственный и др.) являются продуктом ускоренного развития техногенной цивилизации, обратной стороной её научных, экономических и социальных достижений. Учёный считает, что сегодня глобальная стратегия развития всего человечества должна быть связана с поиском новых ценностных ориентиров и соответственно новых путей цивилизационного развития. На смену односторонней трансляции ценностей техногенной цивилизации (романо-германской), по мысли философа, приходит диалог культур, предполагающий равноправное партнёрство и уважение к культурным традициям стран, относящихся к традиционалистскому типу цивилизационного развития [2].
В связи с вышеизложенным, приведём слова одного из основоположников евразийства Н.С. Трубецкого: « ... Россия-Евразия всё время не перестаёт стремиться к тому, чтобы быть самой собой и вновь вполне вступить на свой природный исторический путь после слишком затянувшейся диверсии подражания западноевропейским образцам и учениям. Надо, чтобы это стихийное стремление, наконец, стало сознательным. Будущая Россия-Евразия должна сознательно отвергнуть дух европейской цивили-
зации и построить свою государственность и свою культуру на совершенно иных, неевропейских основаниях» [3, с. 288].
В евразийском теоретическом наследии культура является центральным понятием, обладающим ярко выраженной социальной направленностью. Народ, так же как и «культуру и культурно-исторические миры, они [евразийцы - Л.К.] понимают как особого рода «симфоническую личность»» [4, с. 480], которая является соборным единством всех национальностей и индивидуумов. Основой евразийского учения является идея культурного единства народов Евразии - единства в многообразии, которое есть симфоническое звучание множества национальных культур, представляющих в своей совокупности гармоничное единое целое - высшую соборную «культуру-личность». В пространстве СНГ принцип «единство в многообразии» реализуется в жизни через межкультурный, межэтнический, межконфессиональный диалог, который по принципу резонансного эффекта приведёт к усилению культурного потенциала каждого евразийского народа.
Идея диалога, полифоничности культур, раскрывающая бытие как гармоничное единство множества элементов, осуществима, на наш взгляд, на основе приоритета духовно-нравственных, общекультурных (общечеловеческих) ценностей, которые обладают всеобъединяющим значением. Базовые общечеловеческие (общекультурные) ценности являются системообразующим фактором, ядром каждой национальной культуры. Единая гуманистическая система вечных общечеловеческих (общекультурных) ценностей обеспечивает существование, единство и развитие человеческого рода, которому ещё только предстоит осознать свою общность.
Необходимо отметить, что большинство учёных признают существование универсальных общечеловеческих ценностей, их эволюционное значение. В.П. Большаков считает, что подобные ценности, порождённые в процессе развития разных культур, могут и должны быть основой их движения к культурному единству [5, с. 314]. Л.Г. Круглова в своём исследовании называет триаду общекультурных ценностей - истину, добро и красоту - высшими ценностями культуры, представляющими собой смыслообразу-ющий центр человеческой духовности [6, с. 294]. А.П. Валицкая утверждает, что актуальной задачей образования является ориентация его содержания на освоение ценностных (духовных) констант отечественной и мировой культуры [7, с. 494]. Перечислим основные характеристики общечеловеческих (общекультурных) ценностей: фундаментальность; универсальность; вечность / абсолютность; являются ценностями духовного мира; первичность по отношению ко всем остальным ценностям.
Таким образом, мы приходим к выводу, что культура, ориентированная на духовные общечеловеческие (общекультурные) ценности добра, истины и красоты, является мощным гармонизирующим, консолидирующим, объединяющим фактором, как для отдельных людей, так и для всего человечества. Николай Рерих писал: «Лишь во имя ценностей Культуры человечество может преуспевать. В самом корне этого священного для нас понятия заключено всё почитание Света, всё служение Благу» [8, с. 72].
Мы считаем, что евразийцы и Рерих близки в своем понимании сущности культуры, её истинного значения. Приоритет духовного над материальным является, по мысли евразийцев, уникальной ценностью народов России-Евразии. Д.С. Лихачев точно заметил, что «о народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живёт» [9, с. 71].
Следующей важной проблемой в связи с обозначенной темой исследования является вопрос о диалектике общечеловеческого и национального в евразийском образовательном пространстве. Согласно мнению евразийцев, полнота проявления общечеловеческих ценностей находится в прямой зависимости от полноты реализации творческого потенциала и своеобразия национальных евразийских культур. По мысли Н.С. Трубецкого, формирование национального самопознания приведёт к постижению уникальности и неповторимости природы народов, к утверждению их самобытности и умения быть самими собой. Различая ложный и истинный национализм, мыслитель определяет последний как форму самопознания народа. Истинный национализм должен строиться на «самодовлеющем познании» и миролюбивом отношении ко всякой иной национальной самобытности. Н.К. Рерих также определяет истинный национализм как характерное звучание народа, полное творческих возможностей [10, с. 148]. Художник писал, что национализм не есть шовинистическое ненавистничество, но именно лучшее выявление достойнейшей сущности народа, которое в формуле своей имеет культуру всечеловечности [10, с. 147]. Таким образом, русские мыслители - представители евразийского мировоззрения, утверждают неразрывное единство истинного национализма и «действительной культуры». Диалектическое единство общечеловеческих и национальных ценностей прекрасно раскрыл С.Л. Франк: «Укорененность в родной почве, ведя к расцвету духовной жизни, тем самым расширяет человеческий дух и делает его восприимчивым ко всему общечеловеческому» [11, с. 151].
Русский народ, являя народам Евразии «всемирную отзывчивость» (Ф.М. Достоевский) и «культуру всечеловечности» (Н.К. Рерих), обладая удивительной способностью ассимилировать культурные достижения иных народов, постигать их душу, стал истинным объединителем многонациональной Евразии. Россия в великом подвиге труда и свершения, транслируя такие общечеловеческие духовные ценности, как соборность, всеединство, патриотизм, приоритет духовного над материальным, общинность, всепрощение, альтруизм, раскрыла миру общечеловеческую правду [4, с. 116]. По утверждению П.Н. Савицкого, «явственнее, чем другие народы, русские имеют одновременно две родины: Россию и мир» [4, с. 183].
На наш взгляд все вышеперечисленные ценности актуализированы в творческом наследии великого русского художника, учёного, путешественника и общественного деятеля Николая Рериха. По мысли философа А.В. Иванова, современное развитие евразийского мировоззрения невозможно без учёта идейного и общекультурного наследия Рерихов [12, с. 187]. И в этом мы с ним полностью согласны. Воспитывая у граждан СНГ понимание всечеловечности, «всемирной отзывчивости», общинности (кооперации), братства, сотрудничества народов, уникальности каждой национальной культуры, творчество Н.К. Рериха способствует созиданию мощного духовно-культурного потенциала евразийского образовательного пространства.
Творческое наследие русского художника (художественное, литературное и эпистолярное) является духовным постижением закона Всеединства, закона единства всего сущего «всё во всём», закона «единства в многообразии», закона единства человека и Бога, человека и космоса, человека и природы. Постижение универсальных законов развития мира (макрокосма) обуславливает совершенствование (эволюцию) как отдельного человека (микрокосма), так и всего общества (государства). Человек, человечество и космос существуют в единстве, основой которого является понимание и применение в жизни универсальных законов эволюции (нравственно-этических принципов), провозглашённых великими философами, основателями мировых религий, святыми и подвижниками. Именно осознание в бытии
Высочайшего [13, с. 74] является важнейшей основой эволюции человечества, основой воспитания культуры духа и сердца у подрастающего поколения.
Через всё творчество художника проходит тема Учителя и Наставника. Некоторые его картины посвящены этой тематике: «Тень Учителя» (1932), «Заветы Учителя» (1927), «Приказ Учителя» (1947) и др. Понятие Учителя - это ведущее эволюционное понятие. Учителя дают людям знание, этические законы, религиозные учения, объясняют устройство мироздания. Каждый народ оберегает свои святыни, нравственные и религиозные идеалы. Почитание учителей, героев, подвижников является основой духовного единства народа, общества, семьи, государства. Н.К. Рерих пишет о единстве святых всех религий: «Святые < ... > общечеловечны, принадлежат всему миру, как ступени истинной эволюции человечества» [14, с. 89].
Художник, объединив в серии «Знамена Востока» (1924
- 1925) основателей мировых религий, великих святых и подвижников Востока и Древней Руси (Будду, Лао-цзы, Конфуция, Нагарджуну, Моисея, Христа, Магомета, Сергия Радонежского и др.), показал путь к осознанию и применению в жизни закона «единство в многообразии». Что же объединяет учения Будды, Лао-цзы, Конфуция, Моисея, Христа, Магомета и других подвижников? Устремление к беспредельному духовному совершенствованию, к единству, к сотрудничеству, к взаимопомощи, к труду на общее благо.
Идея Всеединства человечества на основе общечеловеческих универсальных ценностей любви, знания и красоты, т.е. культуры является одной из ведущих, основополагающих идей мировоззрения Н.К. Рериха. Мировое единство, по мысли художника, возможно только на основе культуры, на основе признания её сокровищ мировым достоянием. «Всемирное значение имеют культурные духовные ценности человечества» [8, с. 72], - утверждал мыслитель.
Н.К. Рерих является автором «Международного договора по охране Художественных и Научных Учреждений, Миссий и Коллекций» (известен как Пакт Рериха), главной задачей которого является защита материального и нематериального (духовного) культурного наследия человечества в мирное и военное время. Символом Пакта Рериха стало Знамя Мира, которое «имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения» [8, с. 35]. В очерке «Знамя Мира» Н.К. Рерих пишет: «Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это
- прошлое, настоящее и будущее, объединённое кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры» [8, с. 276]. В очерке «Договор» мыслитель так раскрывает смысл Знамени Мира: « .знамя есть знак, есть символ общечеловеческих сокровищ» [8, с. 280].
Сохранение, актуализация общекультурных ценностей (по выражению Н.К. Рериха, «объединительных знаков») является фундаментом становления общечеловеческого сознания и мышления. Художник был убеждён, что «поверх всех разделений существует великое единение, доступное лишь немногим» [10, с. 187]. Создавая картину «Матерь Мира» (1924), он верил в то, что каким бы именем не называлась Великая Матерь: Мадонна, Матерь Кали, Преблагая Дуккар, Иштар, Куанин, Мириам, Белая Тара, Радж-Раджесвари, Ниука - она объединит Восток и Запад и всё человечество. «Все эти благие образы, - писал художник, -как добрые знаки единения» [10, с. 169]. Как педагог и историк культуры Николай Рерих считал, что «моральный импульс сохранения общекультурных ценностей должен быть широко возвещён и укреплён в сознании народном, начиная от первых школьных дней» [15, с. 78].
Велика преобразующая роль искусства в нашей жизни и главное его назначение - напитывать душу, сознание человека прекрасными образами Красоты, Добра и Любви. Именно искусство, на наш взгляд, является важнейшим фактором формирования общечеловеческого сознания и мышления. Н.К. Рерих считал искусством лишь то искусство, которое несёт людям радость и красоту, будит добрые чувства и лучшие устремления. Напутствие великого гуманиста актуально и в XXI веке: «Учиться радости, учиться видеть лишь доброе и красивое! < ... > И нам недосуг станет всматриваться в ненавистное. Отойдёт ликование злобы» [16, с. 182]. Как художник, педагог и общественный деятель, Рерих всегда стремился сделать искусство, творчество достоянием народа, а не трапезой избранных. Мыслитель подчёркивал, что искусство - это душа народа, и пока оно живо, жив и непобедим народ. «Об искусстве ли думать?! Да, да, именно
об Искусстве и Культуре нужно думать во все времена жизни, и в самые тяжкие. Во всех условиях нужно хранить то, чем жив дух человеческий» [13, с. 146], - писал художник. Н.К. Рерих был убеждён, что искусство, неразрывно связанное с духовно-нравственными идеалами, пробуждающее в людях лучшие качества духа, способно быть объединителем человечества.
Подводя итог нашим размышлениям, мы можем сказать, что евразийство - это путь развития человечества, постулирующий глубинное родство евразийских народов на основе вечных общечеловеческих (общекультурных) ценностей добра, истины и красоты. В ходе совместного исторического развития народы Евразии создали и осуществили в жизни общие, тысячелетиями проверенные духовно-культурные идеалы и ценности. Возрождение и творческое переосмысление смысложизненных ориентиров - духовных скреп евразийской культуры, обладающих особой объединительной и структурообразующей ролью, - залог новой геополитической интеграции стран СНГ. На наш взгляд, базовыми евразийскими общекультурными ценностями являются:
1. Приоритет духовного над материальным - это доминирование религиозных, духовных и культурных ценностей над техническим прогрессом, материальным благополучием и культом телесного наслаждения и комфорта техногенно-потребительской цивилизации.
2. Соборность - это духовная общность многих совместно живущих людей, важнейший принцип социального единения, организации и управления.
3. Всечеловечность - это способность понять, принять, признать и по-достоинству оценить красоту каждой национальной культуры как уникальной составляющей единого культурного пространства стран СНГ
4. Общеевразийский патриотизм: это осознание принадлежности к единой соборной общности - евразийскому братству народов; приоритет общеевразийских интересов над национальными (региональными); первенство духовного, культурного родства, общности исторических судеб над национальными (этническими) особенностями.
5. Братство народов - это феномен межэтнического духовного родства - «собор народов»; - ключевая составляющая русской национальной идеи; - модель равноправного сотрудничества народов, объединённых стремлением утвердить межнациональный мир и согласие.
6. «Здоровый национализм» - это возрождение национального самосознания народов; - это «характерное звучание народа, полное творческих возможностей»; - это «лучшее выявление достойнейшей сущности народа» (Н.К. Рерих).
7. Принцип «единство в многообразии». Культурное многообразие евразийских народов - это стратегическое достояние и главное богатство СНГ Принцип равновеликости, равноценности подразумевает сохранение и развитие самобытной национальной культуры, бережное отношение к истории, литературе, языку, традициям народов Евразии.
8. Консолидирующая и синтезирующая роль русской культуры и русского языка. Русский народ, являя «культуру все-человечности» и «всемирной отзывчивости», обладая качествами доброжелательности и самоотвержения, предоставил народам Евразии широкие возможности для сохранения, развития всех национальных культур во всем их многообразии и красоте.
9. Общинность (кооперация) - это форма социального взаимодействия людей на основе сотрудничества, солидарности и взаимопомощи. Можно также сказать, что кооперация - это взаимодействие (сотрудничество) людей во всём комплексе его материальных (экономических) и духовных (культурных) аспектов. И это взаимодействие характеризуется сложением возможностей, энергий, мощным «добавочным» эффектом.
10. Коллективизм - коллективное начало как принцип общественной жизни и деятельности людей, противоположный индивидуализму.
11. Природа, бережное к ней отношение. Сохранение родной земли, природы - это гарантия духовного и физического здоровья будущих поколений. Сущностью духовно-экологической системы мировоззрения, на наш взгляд, является осознание единства ми-
Библиографический список
крокосма и макрокосма, что означает, прежде всего, принятие нравственно-экологического императива, бережное отношение ко всему живущему, к окружающей среде, разумное ограничение потребляемых природных ресурсов.
12. Вольная самоорганизация [17, с. 157] - способность личности, народа (культуро-личности) к самоопределению, к свободному волеизъявлению. В контексте нашего исследования, мы считаем, что именно свободно развивающиеся общественные формы культуры способны объединить творческие созидательные силы общества, тем самым помогая государству утверждать в людях высокие идеалы гуманизма и миролюбия и способствовать становлению человека, обладающего целостным мировоззрением, высокой культурой и нравственностью, ценностно-смысловыми установками, а также социально-активной жизненной позицией.
Мы считаем, что вышеперечисленные евразийские общекультурные духовные ценности, выполняющие значимую объединяющую роль, являются основой, фундаментом реально существующей системы идейных предпочтений, оценок, смысловых установок, поведенческих стратегий миллионов людей самых разных национальностей, обитающих на обширном евразийском культурно-историческом пространстве.
Современная система воспитания и образования, основанная на высоких идеях гуманизма, любви, толерантности, согласия и взаимного уважения людей друг к другу, должна быть всецело ориентирована на возрождение вечных духовных ценностей единого евразийского культурно-географического мира. Особая роль, на наш взгляд, в становлении общего евразийского образовательного пространства принадлежит музеям - важнейшим социокультурным институтам, которые: являются важными центрами сохранения и трансляции культурного, исторического, природного и научного наследия народов Евразийского региона; выполняют консолидирующую функцию в деле образования и эмоционально-нравственного воспитания молодого поколения; являются активно действующими культурными, научными и духовными центрами [18].
Общественный Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха - это значимый культурный, научный и духовный центр, ведущий важную, объединительную работу в общечеловеческом масштабе, осуществляющий тесное сотрудничество с учреждениями культуры, образования, науки, социальной защиты и искусства. Главной социальной функцией музея как феномена культуры, как высшего учреждения единства, сочетавшего с древнейших времён функции хранения, документирования, исследования, образования и воспитания, является формирование мировоззрения человека, актуализация вечных гуманистических ценностей. Именно благодаря общественным формам культуры, люди, приобщившиеся к реализации общего дела, актуализируют в своей жизни такие общекультурные ценности как кооперация (сотрудничество), нестяжательское отношение к жизни, коллективизм, соборность и вольная самоорганизация.
Понимание культуры как «почитания Света», как единства базовых общечеловеческих универсальных духовных ценностей является ключевым в образовательной концепции Музея имени Н.К. Рериха. Творческое наследие Н.К. Рериха является актуальным для современного образования, т.к. раскрывает смысл духовного единства священных Образов и символов Востока и Запада, воспитывает подрастающее поколение в духе Культуры Мира, сотрудничества, взаимопонимания и уважения между нациями и народами, помогает учащимся осознать духовную уникальность русской культуры и народов Евразии. Культура в понимании выдающегося русского художника и мыслителя Николая Рериха имеет глобальное, социокультурное значение, т.к. именно устремление к вечным идеалам и ценностям объединяет индивидуальности, этносы, национальности и религии. Культуроцентрическая ориентация в обществе, в государстве, созидание культурного потенциала каждой нации и народа способно обеспечить качественное, полноценное развитие многочисленных этносов СНГ, объединённых общностью исторических судеб и едиными общекультурными ценностями.
1. Иванов А.В. Основы евразийского мировоззрения. Дельфис. 2001; 3: 4-6.
2. Степин В.С. Современные цивилизационные изменения и диалог культур. Наследие Л.Н. Гумилева и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы: сборник статей Международного научного конгресса, посвященного 100-летию со дня рождения Л.Н. Гумилёва, 1-3 октября, Санкт-Петербург: РГПУ им. Герцена, 2012: 13-27.
3. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. Москва: Аграф, 1999.
4. Савицкий П.Н. Избранное. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
5. Большаков В.П. Глобализация, поликультурность и универсальные ценности культуры. Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международ. Лихачёвские научные чтения, 13-14 мая, Санкт-Петербург: СПб ГУП, 2010: 313-314.
6. Круглова Л.К. Основы культурологи: учебник. Санкт-Петербург: СПГУВК, 1994.
7. Валицкая А.П. Ценности культур и образование. Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международ. Лихачёвские научные чтения, 13-14 мая, Санкт-Петербург: СПб ГУП, 2010: 493-494.
8. Знамя Мира. Москва: Международный Центр Рерихов, 2005.
9. Лихачёв Д.С. Письма о добром. Санкт-Петербург: Азбука, 2013.
10. Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.
11. Франк С.Л. Пушкин об отношении между Россией и Европой. Вопросы философии. 1988; 10: 147 - 155.
12. Иванов А.В. Мировоззрение семьи Рерихов и учение евразийцев. Живая этика и наука. Москва: Международный Центр Рерихов, 2013; Вып II: 178-191.
13. Рерих Н.К. Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991.
14. Рерих Н.К. Восток - Запад. Москва: Международный Центр Рерихов, 1994.
15. Рерих Н.К. Листы дневника. Москва: Международный Центр Рерихов, 1995; Т. II.
16. Рерих Н.К. Глаз добрый. Москва: Художественная литература, 1991.
17. Попков Ю.В. Евразийский вектор ценностных доминант у народов Южной Сибири, Восточного Казахстана и Монголии. Наследие Л.Н. Гумилёва и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы: сборник статей Международного научного конгресса, посвященного 100-летию со дня рождения Л.Н. Гумилёва, 1-3 октября. Санкт-Петербург: РГПУ им. Герцена, 2012: 149 - 159.
18. Якушкина М.С. Формирование международных образовательных связей в условиях развития единого социокультурного пространства СНГ. Педагогическое образование в государствах - участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теории и практика: сборник научных статей V Международной научно-практической конференции, 25-26 октября. Санкт-Петербург: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012: 68 - 73.
References
1. Ivanov A.V. Osnovy evrazijskogo mirovozzreniya. Del'fis. 2001; 3: 4-6.
2. Stepin V.S. Sovremennye civilizacionnye izmeneniya i dialog kul'tur. Nasledie L.N. Gumileva i sud'by narodov Evrazii: istoriya, sovremen-nost', perspektivy: sbornik statej Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa, posvyaschennogo 100-letiyu so dnya rozhdeniya L.N. Gumileva, 1-3 oktyabrya, Sankt-Peterburg: RGPU im. Gercena, 2012: 13-27.
3. Trubeckoj N.S. Nasledie Chingishana. Moskva: Agraf, 1999.
4. Savickij P.N. Izbrannoe. Moskva: Rossijskaya politicheskaya 'enciklopediya (ROSSP'EN), 2010.
5. Bol'shakov V.P. Globalizaciya, polikul'turnost' i universal'nye cennosti kul'tury. Dialog kul'tur i partnerstvo civilizacij: stanovlenie global'noj kul'tu-ry. X Mezhdunarod. Lihachevskie nauchnye chteniya, 13-14 maya, Sankt-Peterburg: SPb GUP, 2010: 313-314.
6. Kruglova L.K. Osnovy kul'turologi: uchebnik. Sankt-Peterburg: SPGUVK, 1994.
7. Valickaya A.P. Cennosti kul'tur i obrazovanie. Dialog kul'tur i partnerstvo civilizacij: stanovlenie global'noj kul'tury: X Mezhdunarod. Lihachevskie nauchnye chteniya, 13-14 maya, Sankt-Peterburg: SPb GUP, 2010: 493-494.
8. Znamya Mira. Moskva: Mezhdunarodnyj Centr Rerihov, 2005.
9. Lihachev D.S. Pis'ma o dobrom. Sankt-Peterburg: Azbuka, 2013.
10. Rerih N.K. Tverdynya plamennaya. Riga: Vieda, 1991.
11. Frank S.L. Pushkin ob otnoshenii mezhdu Rossiej i Evropoj. Voprosy filosofii. 1988; 10: 147 - 155.
12. Ivanov A.V. Mirovozzrenie sem'i Rerihov i uchenie evrazijcev. Zhivaya 'etika inauka. Moskva: Mezhdunarodnyj Centr Rerihov, 2013; Vyp II: 178-191.
13. Rerih N.K. Vrata vbuduschee. Riga: Vieda, 1991.
14. Rerih N.K. Vostok- Zapad. Moskva: Mezhdunarodnyj Centr Rerihov, 1994.
15. Rerih N.K. Listy dnevnika. Moskva: Mezhdunarodnyj Centr Rerihov, 1995; T. II.
16. Rerih N.K. Glaz dobryj. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1991.
17. Popkov Yu.V. Evrazijskij vektor cennostnyh dominant u narodov Yuzhnoj Sibiri, Vostochnogo Kazahstana i Mongolii. Nasledie L.N. Gumileva i sud'by narodov Evrazii: istoriya, sovremennost', perspektivy: sbornik statej Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa, posvyaschennogo 100-letiyu so dnya rozhdeniya L.N. Gumileva, 1-3 oktyabrya. Sankt-Peterburg: RGPU im. Gercena, 2012: 149 - 159.
18. Yakushkina M.S. Formirovanie mezhdunarodnyh obrazovatel'nyh svyazej v usloviyah razvitiya edinogo sociokul'turnogo prostranstva SNG. Pedagogicheskoe obrazovanie v gosudarstvah - uchastnikah SNG: sovremennye problemy, koncepcii, teorii i praktika: sbornik nauchnyh statej V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 25-26 oktyabrya. Sankt-Peterburg: FGNU IPOOV RAO, 2012: 68 - 73.
Статья поступила в редакцию 15.04.15
УДК 378
Kulchitsky, V.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
PREVENTION OF SCOLIOSIS THE STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AS A MEANS OF IMPLEMENTATION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES. This article discusses the problems of health protection of the younger generation at the present stage of the development of the society. The main emphasis is made on the prevention of diseases of spine: scoliosis among students. In Stavropol State Pedagogical Institute since 2011 under the guidance of V.E. Kulchitsky, the work of students research problematic group of "Resources functional state of organism of students" began. The main purpose was the detection and prevention of postural disorders in students. The paper presents practical experience in the implementation of the program aimed at restoring correct posture among junior students with the aim of preventing the development of scoliosis. The value of this activity is to encourage students to promote healthy lifestyles among youth.
Key words: health care, posture, spine, scoliosis, prevention, rehabilitation.
В.Е. Кульчицкий, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
ПРОФИЛАКТИКА СКОЛИОЗА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В данной статье рассматривается проблема здоровьесбережения молодого поколения на современном этапе развития общества. Основной акцент ставится на профилактике заболевания позвоночника - сколиоз среди студенчества. В Ставропольском государственном педагогическом институте с 2011 года под руководством автора реализовала свою деятельность