Научная статья на тему 'Традиционная культура как основа межкультурной коммуникации на евразийском пространстве'

Традиционная культура как основа межкультурной коммуникации на евразийском пространстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1522
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Евразия / евразийская культура / традиционная культура / народное искусство / народная педагогика. / Eurasia / Eurasian culture / traditional culture / folk art / folk pedagogy

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Спирина Марина Юрьевна

Одной из существенных черт современного образования, развивающегося в рамках стран евразийского пространства, является его интернационализация. В статье раскрывается потенциал традиционной культуры евразийских народов в совершенствовании образовательной деятельности современных государств Евразии, внедрения ее принципов в формирование системы научного и образовательного взаимодействия нынешних граждан стран евразийского пространства. Знакомство с традиционной культурой и искусством является одновременно и наиболее простым, и эффективным средством духовного развития подрастающего поколения. Активное включение подрастающего поколения в сферу традиционной культуры позволяет укрепить у детей и юношества национальный иммунитет, воспитать чувства добропорядочности, ответственности, любви к Родине, бережное отношение к природе, стремление сохранить себя как часть Природы, способствует возрождению генетической и культурной памяти детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional culture as the basis for cross-cultural communication in Eurasia

One of the essential features of modern education, developing in the framework of the Eurasian space, is its internationalization. The article reveals the potential of traditional culture of the Eurasian peoples in improving the educational activities of the modern states of Eurasia, implementing its principles in the formation of the system of scientific and educational interaction between the current citizens of the countries of the Eurasian space. Learning traditional culture and art is at once the most simple and effective means of spiritual development of the younger generation. Active involvement of the younger generation in the field of traditional culture helps to strengthen children and youth’snational immunity, raise a sense of honesty, responsibility, love of country, respect for nature, the desire to preserve themselves as a part of Nature, helps the revival of the genetic and cultural memory of the children.

Текст научной работы на тему «Традиционная культура как основа межкультурной коммуникации на евразийском пространстве»

Traditional culture as the basis for cross-cultural communication in Eurasia

Spirina Marina Yurievna, Candidate of Historical Sciences, Vice-Rector on Scientific Affairs, Interregional Institute of Economics and Law at the EurAsEC IPA. The Russian Federation, 194044, St. Petersburg, 14/1 Smolyachkov str,. E-mail: mus931@inbox.ru.

Abstract. One of the essential features of modern education, developing in the framework of the Eurasian space, is its internationalization. The article reveals the potential of traditional culture of the Eurasian peoples in improving the educational activities of the modern states of Eurasia, implementing its principles in the formation of the system of scientific and educational interaction between the current citizens of the countries of the Eurasian space. Learning traditional culture and art is at once the most simple and effective means of spiritual development of the younger generation. Active involvement of the younger generation in the field of traditional culture helps to strengthen children and youth'snational immunity, raise a sense of honesty, responsibility, love of country, respect for nature, the desire to preserve themselves as a part of Nature, helps the revival of the genetic and cultural memory of the children.

Keywords: Eurasia; Eurasian culture; traditional culture; folk art; folk pedagogy.

ДэстYPлi мэдениет еуразиялык ке^слктеп мэдениетаралык карым-катынас не^ ретшде

Спирина Марина Юрьевна, тарих гылымдарыныц кандидаты, ЕурАзЭК; ПАА жанындагы экономика жэне кукык е^раралык институтыныц гылыми жумыс женшдеп проректоры. Ресей Федерациясы, 194044, Санкт-Петербург к, Смолячкова к, 14/1 y^ E-mail: mus931@inbox.ru.

ty^m. Осы замангы б^м берудеп елеулi сипаты дамушы елдердеп оныц еуразиялык шецбер кецютИнде интернационалдануы болып табылады. Макалада заманауи Еуразиялык халыктардыц дэстYрлi гылыми жэне б^м беру кызметш жетiлдiруде мемлекеттердщ мYмкiндiктерi ашылып керсетiледi, сонымен катар оныц кагидаттарын енгiзу ^азфп мемлекеттердщ мэдениетшщ казiрri замангы бом беру жYЙесiн калыптастыру Yшiн езара ю-кимыл элеуетi ашыла тYседi. ДэстYрлi мэдениетпен жэне енермен таныстыру ескелец урпакты дамытуда тиiмдi эрi бiр мезгiлде карапайым руханикуралы болып табылады. ©скелец урпакты улттык иммунитет,кайырымдылыкка, жауапкершiлiк, махаббат сезiмiн дэстYрлi мэдениетшщ саласына белсендi тартуга ныгайтуга мYмкiндiк бередi, табигатка укыпты карау, Отанга деген махаббат, езiн табигаттыц бiр белiгi ретiнде сезiну, балалар мен жасеспiрiмдерге генетикалык жэне мэдени жадысын кайта жацгыртуга ыкпал етедi.

ТYЙiн сездер: Евразия; евразиялык мэдениет; дэстYрлi мэдениет; халык енерi; халык педагогикасы.

Традиционная культура как основа межкультурной коммуникации на евразийском пространстве

Спирина Марина Юрьевна, кандидат исторических наук, проректор по научной работе Межрегионального института экономики и права при МПА ЕврАзЭС. Российская Федерация, 194044, г.Санкт-Петербург, ул.Смолячкова, д.14/1. E-mail: mus931@inbox.ru.

Аннотация. Одной из существенных черт современного образования, развивающегося в рамках стран евразийского пространства, является его интернационализация. В статье раскрывается потенциал традиционной культуры евразийских народов в совершенствовании образовательной деятельности современных государств Евразии, внедрения ее принципов в формирование системы научного и образовательного взаимодействия нынешних граждан стран евразийского пространства. Знакомство с традиционной культурой и искусством является одновременно и наиболее простым, и эффективным средством духовного развития подрастающего поколения. Активное включение подрастающего поколения в сферу традиционной культуры позволяет укрепить у детей и юношества национальный иммунитет, воспитать чувства добропорядочности, ответственности, любви к Родине, бережное отношение к природе, стремление сохранить себя как часть Природы, способствует возрождению генетической и культурной памяти детей. Ключевые слова: Евразия; евразийская культура; традиционная культура; народное искусство; народная педагогика.

УДК 37.01

Традиционная культура как основа межкультурной коммуникации на евразийском пространстве

Спирина М.Ю.

Меж различными мирами Связь держать не прочь мы сами, Мысли мудрой быстрым током Свяжем Запад мы с Востоком.

И.В.Гёте

Современная наука оперирует многими новыми понятиями, которые ранее не изучались. К их числу относится и то явление, получившее наименование «межкультурные коммуникации». По мнению большинства авторов, это понятие впервые использовали Г.Трейгер и Э.Холл в работе «Культура и коммуникация. Модель анализа» (1954). Они определили такую коммуникацию как идеальную цель, к которой должен стремиться человек в своем желании как можно лучше и эффективнее адаптироваться к окружающему миру. В литературе термин «межкультурная коммуникация» используется наряду с такими синонимами, как «кросскультурная или межэтническая коммуникация» (иногда — «межкультурная интеракция»). После введения этого понятия в научный оборот исследователи довольно быстро стали продвигаться в теоретической разработке данного явления, выделив важным направлением своей работы анализ наиболее характерных его черт. Полагаем, что не менее важно знать историю вопроса, историю взаимоотношений людей, народов, обществ и государств, в разное время проживавших и функционировавших на евразийском континенте. Сегодня межкультурную коммуникацию принято рассматривать как «всегда межперсональную коммуникацию в специальном контексте, когда один участник обнаруживает культурное отличие другого. Такая коммуникация вызывает множество проблем, связанных с разницей в ожиданиях и предубеждениях, которые свойственны каждому человеку и, естественно, разные в разных культурах» (Electronic 2013). По мнению исследователей, на процесс коммуникации влияют также возраст, пол, профессия, социальный статус коммуникантов, их толерантность, предприимчивость, личный опыт.

Процесс коммуникации является чрезвычайно сложным, включающим в себя причины, формы, виды, типы и результаты коммуникации. Большинство зарубежных и отечественных специалистов, изучающих проблемы межкультурных коммуникаций, считают, что межкультурная коммуникация возможна лишь при условии принадлежности коммуникантов к разным культурам и осознании ими всех культурных явлений, не принадлежащих к их культуре, как чужих. По их мнению, отношения являются межкультурными, если участники процесса коммуникации не только прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, но и одновременно знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного общения. Такие исследователи полагают, что в коммуникативном процессе выявляются и характерные, и незнакомые свойства других культур, тождество и инакомыслие, привычное и новое в отношениях, представлениях и чувствах, возникающих у партнеров по коммуникации (Structure 2013).

Однако, чтобы понять особенности межкультурных коммуникаций на евразийском пространстве, следует иметь в виду особенности общения и взаимодействия культур евразийских народов в различные исторические периоды. В связи с этим напомним о выделении учеными такого фактора, как временной контекст. Его обычно определяют как хронологический период, в котором происходит коммуникативная ситуация. В различные периоды времени взаимоотношения между участниками (партнерами) коммуникации складываются по-разному. Вот об этих различиях и не следует забывать. Почва для общения народов Евразии складывалась разными способами. Это были мирные и немирные способы объединения тех или иных территорий, на которых представители разных культур вступали в разнообразные контакты. К ним мы можем отнести военные походы (завоевания), в результате которых образовывались древние, средневековые и иных времен империи; торговые отношения, когда складывались великие торговые пути (из самых известных — шелковый и чайный); конфессиональная интеграция (в ходе её формировались миры христианский, мусульманский, буддистский, др.).

Сегодня также существуют огромные территории, структурно и органически объединенные в одну социальную систему, обладающую своими культурными традициями. Ученые исследуют европейскую, азиатскую, африканскую, американскую культуры. Их выделяют по континентальному признаку и масштабности. Такие культуры получили название макрокультур. Внутри таких макрокультур проявляются и субкультурные различия, и общие черты. Между макрокультурами существуют глобальные различия, которые влияют на их коммуникации друг с другом. Культура Евразии обладает особенностями, которые отличают её от других макрокультур, но пока еще они изучены недостаточно глубоко и объективно.

В составе каждой макрокультуры можно выделить микрокультуры (или субкультуры), которые представляют собой общественные группы, характеризующиеся своими культурными особенностями. Каждая микрокультура имеет одновременно черты сходства и различия со своей «материнской» культурой, благодаря чему их представители одинаково воспринимают мир. Но материнская культура отличается от микрокультуры этнической и религиозной принадлежностью, географическим расположением, экономическим состоянием, демографическими характеристиками, социальным статусом их членов. Иными словами, субкультурами называются культуры разных социальных групп и слоев внутри одного общества; связь между субкультурами протекает внутри этого общества и является вертикальной. В зависимости от сочетания и значения тех или иных факторов в каждой социокультурной группе формируются свои ценностные ориентации, выражающиеся в специфическом отношении к природе, времени, пространству, характеру общения, характеру аргументации в ходе общения, личной свободе индивида, природе самого человека.

Мы предлагаем обратить особое внимание на евроазиатскую культуру, учитывая именно континентальный признак и исторический аспект взаимодействия культур в евразийском пространстве. Обращаем внимание на то, что определение «евразийский» используется в данной статье в историко -географическом, а не в экономико-политическом понимании, присущем большинству исследователей современного этапа евразийской интеграции. Культурные связи выступают постоянным и существенным компонентом общения между народами и государствами, в результате чего создаются, сохраняются и накапливаются ценности, нормы, знания, происходит взаимное

обогащение разных культур. В истории континента имели место нарушения нормальных отношений между народами, что прерывало (или просто затрудняло) культурные контакты. Однако, взаимодействие культур сохранялось, хотя и принимало своеобразные формы. Сегодняшний день принес значительное расширение культурного взаимодействия евразийских народов и межкультурной коммуникации их представителей.

Недостаточная изученность истории культурных взаимодействий имела своим результатом научную некорректность утверждений ряда исследователей, которые полагали, что некоторые общества долгое время развивались почти полностью изолированно, без внешних контактов, следствием чего явились длительная стагнация, отсталость и утрата значительной части собственного культурного достояния (например, у многих коренных народов Севера континента). В культурных связях могут принимать участие и большие, и малые народы, этносы, имеющие свою государственность и не имеющие её. Безусловно, влияние большого народа (нации или цивилизации) несравненно масштабнее, чем малых этнических групп, но и последние оказывают определенное культурное воздействие на соседей в своем регионе, вносят свою лепту в мировую культуру. ХХ век дал новые сведения в понимании культурного взаимодействия, поэтому во многих современных международных документах формулируется принцип равноправия культур, что подразумевает устранение каких-либо правовых ограничений и духовного подавления стремлений каждой этнической или национальной группы придерживаться своей культуры и сохранять свою самобытность, но при этом нельзя забывать об историческом взаимодействии евроазиатских культур, тем более что культурный евро-азиатский текст оказался практически неизученным.

Евразия является колыбелью древнейших цивилизаций, представляя собой самый большой континент на планете Земля не только по своим размерам, но и по количеству народов, обитающих на её просторах и создавших собственную самобытную, неповторимую, удивительную культуру1. Эта изначальная культура получила название традиционной (народной) культуры. Она включает в себя три базисные составные части: материальную культуру, культуру социального управления (самоуправления) и духовную культуру. Эта культура есть важнейшая составная часть историко-культурного наследия народов Евразии. Такие компоненты, как народное зодчество, устное народное творчество, народное музыкальное, танцевальное, театральное и прикладное творчество образуют народную художественную культуру или традиционное искусство в целом.

Искусство всегда играло важнейшую роль в жизни человечества, занимая в ней центральное, господствующее положение и исполняя функцию ведущей силы, формирующей культуру. В искусстве всегда присутствовало стремление к человеческому и общественному усовершенствованию, к добру и благу, принимавшее в разные эпохи у разных народов конкретно-исторические формы. По самой своей природе искусство словно предназначено для всестороннего развития личности путем художественного воздействия на человека и развития его универсальных способностей. Однако сегодня оно уступило ведущие позиции науке и технике. Это вовсе не означает, что современный и будущий человек сможет существовать без искусства, без художественного творчества, без высокого императива. В самой природе

1 В понимании культуры мы разделяем точку зрения М.С.Кагана и Э.С.Маркаряна, трактовавших культуру с деятельностной точки зрения.

искусства заключена направленность на развитие и обогащение индивида, его духовного мира, а через него и общества. Э.А.Бурдель писал: «Искусство - это дух, претворяющий мир в материале. Искусство - это человек, связующий материю и дух. <...> Искусство - это вся вселенная, воссозданная в одном человеке» (БигСеГ 1968, Р.79-80).

Культурные контакты народов евразийского континента насчитывают не одну сотню тысячелетий. В своем развитии эти контакты имели разные формы, прошли разные пути эволюции. Образование и распространение «бродячих» сюжетов фольклорных произведений, создание и обмен произведениями прикладного искусства имели своим результатом как материальные, так и нематериальные свидетельства формирования разнообразных связей между народами евразийского континента. Рассмотрим некоторые этапы исторического развития евразийского культурного ландшафта, приведем наиболее известные примеры и выделим те элементы традиционного искусства, что приобрели особую значимость в развивающемся процессе евразийской интеграции. Исследование некогда существовавшего единого поля евразийской культуры затруднено тем, что зачастую исторический опыт культурных отношений между народами, проживающими, как в непосредственной близи, так и на значительном расстоянии друг от друга, утрачен, не был зафиксирован, или не включен в научный оборот. Вместе с тем, континентальная история сохранила многочисленные примеры того, как контактировали евро-азиатские народы в разные исторические периоды в разных областях культуры, в разных сферах деятельности. Мы не будем затрагивать военные, торговые, религиозные взаимодействия, но остановимся на традиционной (народной) культуре и традиционном прикладном искусстве, имеющих особую значимость в процессе осуществления и развития континентального культурного ландшафта.

История Древнего Мира и средневековья содержит свидетельства существования единого евразийского культурного пространства в разные хронологические периоды. В древние и средневековые времена произведения традиционного прикладного искусства «путешествовали» в качестве предметов торговли по всему континенту и за его пределами. Так, например, хакасы Енисея в обмен на пушнину получали такие диковинки, как произведения танских ювелиров, а в Китае обнаружены агатовый ритон и среднеазиатские серебряные сосуды с тюркскими надписями (йагкеуюИ 1976, Р.55, 56). В XIII в. русские пленные, захваченные монголами во время нашествия на Русь, попали в столицу Юаньской империи - Пекин. Среди них были и высокопрофессиональные ремесленники - художники, работавшие по дереву, кости, металлу.

Изобретённый в Китае бело-голубой глазурованный фарфор расространнился во многих странах (с востока на запад континента). В Иране фарфоровое производство возникло в таких регионах, как Керман, Исфахан, Тебриз, и на побережье Персидского залива. Появился свой фарфор в России и Германии. В формировании новых направлений прикладного искусства в древности и средние века принимали участие и сами народные мастера, вступая тем самым в межкультурную коммуникацию. Имели место и противоположно направленные культурные взаимодействия - в Поднебесную уже в ХХ в. пришла масляная живопись из европейских стран, сегодня она получила там значительное развитие. Европейские деятели культуры высоко оценивали искусство азиатских стран. Так, в ходе развития европейского романтизма отчетливо прослеживается ориентирование на искусство Востока.

Азиатский Восток рассматривался европейским и русским романтизмом как своеобразный резерв культурной эволюции Европы (ТигсЫп 1981, Р.13). Активно этот резерв использовался деятелями культуры и искусства в рамках исторического стиля европейского и русского модерна на рубеже XIX -XX вв. В последующее время в связи с расширением миграционных процессов взаимовлияние евразийских культур приобрело новые масштабы. В ХХ-ХХ1 вв. влияние восточного искусства усиливается вследствие усиления миграции азиатского населения а европейские страны и следовательно привнесения туда «восточного элемента», входящего в самые разные сферы человеческой деятельности.

Вследствие повышенной способности к саморазвитию традиционная (народная) культура становится сегодня определяющим фактором национального самосознания. Её позитивный социокультурный потенциал, направленность на самосохранение этноса стали основой, на которой формировались экономическая, социокультурная и образовательная деятельность в различных регионах Евразии. Развитие традиционной культуры и искусства обеспечивает возможность преодоления многих проблем и аномалий, возникших и прогрессирующих в общественной жизни евразийских народов на протяжении последних десятилетий, при расширении и обретении новых форм межкультурной коммуникации между представителями евразийских и теперь уже народов иных континентов (вспомним в связи с этим значительное расширение объемов трудовой миграции).

Мировой опыт показывает, что наиболее успешной стратегией достижения высокой межкультурной компетентности является интеграция - сохранение собственной культурной идентичности при овладении культурой других народов. Евразии пришлось пережить (и сегодня это положение сохраняется) многие сложные процессы, главным из которых в коммуникационном аспекте является противопоставление Востока и Запада евразийского континента. Такую ситуацию О.Л. Фишман определила как «существование на разных планетах» ^эИтап 2003, Р.13). Однако, сегодня евроазиатским народам ближе другой подход: «Восток-Запад - два полушария единого мозга. Ни одна из сторон не может обойтись без другой: начинает саморазрушаться» (Опдог'еуа 2007, Р.72). Россия в симбиозе «Европа - Азия» играет роль своеобразного медиатора. Её культура интегрировала как западные, так и восточные веяния, и это находило отражение в самых разных видах искусства, в том числе и народного.

Мы полагаем, что традиционное прикладное искусство можно рассматривать как первоначальный язык, на котором говорило всё тогдашнее человечество. Традиционное искусство в культуре народов континента занимает важнейшее место, поскольку соединяет в себе духовное и материальное, общечеловеческое и региональное (локальное), прошлое и будущее. Культурное общение современных евроазиатских народов происходит, главным образом, благодаря тем базовым характеристикам, которые отличают этот вид художественного творчества населения континента. Традиционное искусство евроазиатских народов, зачастую далеко отстоящих друг от друга, обладает множеством общих черт и мотивов, возникших в сходных условиях или унаследованных из общего источника. А.С.Канцедикас утверждал: «Сама природа народного искусства, в котором сквозь многообразные национальные обличья проступает связь с антеевой землей каждого и всех народов, позволяет сквозь покров наружно экзотического почувствовать и увидеть единые корни материальной и

духовной культуры» (КапсеС1каэ, 1982, Р. 33). Такой язык общения вырабатывался при участии самых разных народов и стран, среди которых особо необходимо выделить Срединную империю (Китай). Этот народ и это государство занимают особое место в формировании единого евразийского культурного пространства, где создавались стимулирующие условия межкультурной коммуникации. Достаточно вспомнить влияние китайского прикладного искусства на европейскую художественную промышленность.

История современного общества не знает ни одного периода или этапа, где бы не обнаруживалось влияние культуры. Читая свою Нобелевскую лекцию, Д.Норт подчеркнул эффект «зависимости от предыдущей траектории развития», создаваемый именно культурой (N01! 2004, Р.88-103). Каждое поколение в ходе своего развития обучается, опираясь на представления, почерпнутые из коллективного знания. Такое коллективное знание сохраняет традиционная культура, являющая собой корневую основу всего «древа» культуры. Она выступает как органическая часть самой природы, сохраняющая во все времена жизненные связи с окружающей средой, этнической общностью, с землей, формирующая жизненную силу в культуре каждого этноса. Её «генеральной функцией» исследователи определили «воспроизводство человеческого в человеке», укрепление связей личности с общечеловеческим при сохранении национальной укоренённости. Это происходит благодаря мировоззренческим универсалиям, на основании которых функционирует и развивается огромное количество надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, представленных в виде различных кодовых систем и составляющих «тело культуры». В.С. Стёпин подчеркивает, что они организуют в целостную систему сложнейший набор различных феноменов культуры и выступают в качестве базисных структур социокода, играют роль своего рода ДНК социальной жизни. Они определяют, какие знания, верования, ценностные ориентации, целевые установки, образцы деятельности и поведения будут преимущественно регулировать поведение, общение и деятельность людей, формировать их социальную жизнь ^орт 2006, Р.18). Система мировоззренческих универсалий представляет собой культурно-генетический код, в соответствии с коим воспроизводятся социальные организмы. Именно таким культурно-генетическим кодом предстаёт традиционное искусство народов евразийского континента.

Благодаря традиционной культуре в межкультурной коммуникации представители разных позиций по отношению к природе могут найти общий язык. Исследователи пишут о доминировании в индустриальных странах представления о человеке как «царе» природы, когда утверждается, что человек властвует над природой, находящейся в его распоряжении. Одновременно отмечается, что для японской и китайской культур характерна позиция, когда человек и природа находятся в гармоничном сотворчестве, когда все поступки и виды деятельности человека осуществляются в соответствии с природой. Имеется еще вариант подчинения человека природе, характерный для обществ с натуральным ведением хозяйства. Традиционная культура вбирает в себя всю совокупность материальной и духовной деятельности, выражающей нераздельность связи человека с природой. В ней культивировалось уважительное и бережное отношение к деревьям, лесам, озёрам, горам, рекам и прочим природным объектам. Национальная природа в ней - не просто географическая или экологическая среда обитания или сырье и материал для труда, но, по определению Г.В.Гачева, «Природина народу, «скрижали завета» (Gachev 1992, Р.7).

Каждая культура имеет свой собственный язык, который необходимо выучить, прежде чем на нем общаться. Важно помнить, что на поступки людей из другой системы времени нельзя реагировать точно так же, как на те же поступки людей из своей временной системы. Такая позиция воспитывается в традиционной культуре, где важнейшую составляющую образует высокий императив, включающий уважение к другим (то, что сегодня получило название «толерантность»).

Современное евразийство часто упрекают в том, что оно не является системой представлений и ценностей, укорененной в толще народной жизни и отечественном культурном наследии. Однако, такой упрек нельзя признать существенным, ибо базисом жизни любого этноса выступает его традиционная культура. «Народ, растративший своё культурное наследие, не в состоянии сохранить ни среду обитания, ни свою политическую независимость, ни свою самобытность», - считал А.С.Панарин (Рапапп 1989, Р.175). Традиционное искусство играет важнейшую роль в самоидентификации человека, формировании национального самосознания. Традиции, созданные народом на протяжении веков и тысячелетий, образуют неисчерпаемую кладовую, они выступают как символ, знак культуры. Современные исследователи изучают возрастание мифологизации современной культуры, поскольку у разных народов и государств проявляется возрастание интереса к традиционному искусству своего, соседних и отдаленных народов, столь характерное для современного мирового культурного текста.

До сих пор разнообразие культур является источником творческих способностей человечества и основанием взаимоуважения различных народов. Традиционная культура и искусство могут служить источником не только сохранения, но и подъема региональных, хозяйственных, общественно-бытовых, культурных потенциалов. Благодаря этому появляется возможность противостоять унификаторскому влиянию глобализации, полнее раскрыть творческий потенциал всех человеческих сообществ, создать условия для эффективного функционирования разнообразных институтов и процессов, поднять на новый уровень и придать новые оттенки межкультурным коммуникациям. В связи с этим феномен традиционного искусства евразийских народов приобретает судьбоносное значение.

Многие учёные считают сегодня, что для выработки новых принципов стратегии устойчивого развития мира необходимо решить множество научных и практических задач, полагая важнейшими из них формирование новой культуры и нового человека с новым типом мышления. В этом аспекте традиционная культура содержит образец идеальной совершенной личности, которую отличает, в первую очередь, высокая нравственность, духовное и физическое здоровье. У всех народов нравственность тесно связана с умением человека преодолевать трудности, выполнять определённые обязанности, проявлять волевые черты характера (упорство, терпеливость, настойчивость, трудолюбие). Народный идеал человека, как правило, связан с такими компонентами личности, как ответственность, терпеливость, человечность, самостоятельность, ум, здоровье, любовь к Родине, уважительное отношение к представителям других культур и др. Г.Н.Волков называет его «народным идеалом совершенного человека». Сегодня, когда всерьёз обсуждается «постчеловеческое будущее», формирование нового человека образует важнейшую цель воспитания и образования, в том числе и при подготовке государственных служащих.

Для современного мира крайне важна еще и та роль интегратора общества, которую играет традиционная культура (и искусство). В образно-художественной форме традиционное искусство выражает философские, нравственные, правовые, экологические, педагогические, иные воззрения, и эта связь в высшей степени органична и неразрывна. Интегрирующей является связь со средой обитания и жизнедеятельности, с трудовой деятельностью и бытом народа, пронизывающая все виды традиционной культуры. Важное значение в связи с этим приобретает сфера образования, в том числе и профессионального.

Народная педагогика (обучение и воспитание) образуют особую сферу традиционной культуры. Этнопедагогика, как наука, изучающая ее методы и содержание, является базисной характеристикой системы непрерывного образования. Народная педагогика содержит в себе потенции интегративной образовательной системы: целостное восприятие мира, неразрывность теории и практики, сочетание научных знаний и практических умений и навыков; высокий императив. Особая роль в народной педагогике принадлежит личности Учителя. Суть высокопрофессионального педагогического уровня преподавателя заключается в том, что доступность в обучении достигается максимально возможным сжатием и упрощением материала без снижения его научности и социальной значимости. Современное образование обязано сочетать воспитание национального самосознания, укоренения в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации (родина, семья, родной язык, народ, его история, вера и др.) с созданием благоприятных условий для включения человека в прошлое и настоящее мировой культуры на основе диалога культур, открытой коммуникации в духе взаимоуважения и взаимопонимания.

Назовем еще некоторые аспекты системы народного воспитания. Приобщение ребенка с раннего возраста к культуре своего народа способствует возрождению генетической и культурной памяти детей и развитию их духовного потенциала. Традиционная культура и искусство обладают значительными возможностями по гармонизации социально-семейной среды, укреплению и улучшению межпоколенных отношений. Активное включение подрастающего поколения в сферу традиционной культуры позволяет укрепить у детей и юношества национальный иммунитет, воспитать чувства добропорядочности, ответственности, любви к Родине, сохранить природу и себя в ней. Она тем самым способствует развитию творческого отношения к миру, поддержанию определённого уровня духовной активности и духовного богатства на основе опыта, приобретённого человечеством и собственным народом в ходе его исторического развития (Бртпа 2014, Р.302-306).

Культурное развитие Евразии проявляется во взаимосвязи этнических культур, традиционное искусство которых образует их важную составную часть. М.А.Некрасова формулирует особость традиционного искусства следующим образом: «Традиционное прикладное искусство есть явление органическое, есть сама природа, что сохраняет и формирует во времени сознание человека, неизменно живущего своей причастностью к народному целому, чувством своего места в космосе». Оно составляет фундамент современной культуры, корневую систему национальной культуры, образует крепкий фундамент развития межкультурных коммуникаций. Все аспекты традиционной евразийской культуры необходимо глубоко исследовать, поскольку только научные знания в этой сфере помогут точно определить

методы включения традиционного искусства и культуры в жизнедеятельность современного человека, в культурный диалог современных государств Евразии, в систему межкультурных коммуникаций обитателей евразийского пространства.

Список литературы/ Эдебиеттер ^iüi

1. Бурдель Э.А. Искусство скульптуры. / Пер. с франц. Вступ. ст., сост. и коммент. В.Н. Прокофьева. - М.: Искусство, 1968. - 311 с.

2. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры (гуманитарный комментарий к естествознанию). -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1992. - 320 с.

3. Григорьева Т.П. Философия красоты // Вопросы философии. - 2007. - № 1. - С. 61-74.

4. Норт Д. Функционирование экономики во времени. Нобелевская лекция // Отечественные записки. - 2004. - № 6. - С.88-103.

5. Панарин А.С. Стиль «ретро» в идеологии и политике. (Критические очерки французского неоконсерватизма). - М.: Мысль, 1989. - 220, [2] с.

6. Развитие представлений В.И. Вернадского о ноосфере. - М.: Философское общество СССР, Общественный институт ноосферы, 1991. - 193с.

7. Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси. - М.: Изд-во АН СССР, 1948. - 782 с.

8. Спирина М.Ю. Древние гуманитарные технологии в современном образовании // Инновационные подходы в системе высшего профессионального образования в структуре сетевого обучения: Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и аспирантов (с международным участием) (28-29 ноября 2014 г.) / Под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. Казань: НОУ ВПО «Университет управления "ТИСБИ"», 2014. - 392 с. - С.302-306.

9. Стёпин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии. - 2006. -№ 2. - С. 16-26.

10. Структура межкультурной коммуникации [Электронный ресурс] // We are linguists. - URL: http://wearelinguists.narod.ru/materials/mkk/Struktura.html. (дата обращения 06.06.2013).

11. Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. - М., Искусство, 1981. - 550 с.

12. Фишман О.Л. Китай в Европе: миф и реальность (XIII-XVIII вв.). - СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. - 544 с. (Серия «Orientalia»).

13. Межкультурная коммуникация [Электронный ресурс] // Grandars.ru. - URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/mezhkulturnaya-kommunikaciya.html#a1 (дата обращения 06.06.2013).

Reference

Burdel' 1968 - Burdel', JeA 1968, Iskusstvo skul'ptury, Per. s franc. Vstup. sost. i komment. V.N. Prokof'eva, Iskusstvo, Moscow, 311 p. (Burdel', JeA 1968, The Art of sculpture, Per. s franc. Vstup. sost. i komment. V.N. Prokof'eva, Iskusstvo, Moscow, 311 p.). (in Rus). Fishman 2003 - Fishman, OL 2003, China in Europe: myth and reality (XIII-XVIII centuries), Peterburgskoe vostokovedenie, Saint-Petersburg, 544 p. (Fishman, OL 2003, Kitaj v Evrope: mif i real'nost' (XIII-XVIII vv.), Peterburgskoe vostokovedenie, Saint-Petersburg, 544 p.). (in Rus). Gachev 1992 - Gachev, GD 1992, Nauka i nacional'nye kul'tury (gumanitarnyj kommentarij k estestvoznaniju), Izd-vo Rostovskogo universiteta, Rostov-na-Donu, 320 p. (Gachev, GD 1992, National Science and culture (humanitarian review in the natural Sciences), Izd-vo Rostovskogo universiteta, Rostov-na-Donu, 320 p.). (in Rus). Grigor'eva 2007 - Grigor'eva, TP 2007, Filosofija krasoty, Voprosy filosofii, № 1, P. 61-74. (Grigor'eva,

TP 2007, Philosophy of beauty, Questions of philosophy, № 1, P. 61-74.). (in Rus). Mezhkul'turnaja kommunikacija Nd - Mezhkul'turnaja kommunikacija Nd, Grandars.ru retrieved 06 June 2013, <www.grandars.ru/college/sociologiya/mezhkulturnaya-kommunikaciya.html#a1>.

(Intercultural communication Nd, Grandars.ru retrieved 06 June 2013, <www.grandars.ru/college/sociologiya/mezhkulturnaya-kommunikaciya.html#a1>.). (in Rus). Stjopin 2006 - Stjopin, VS 2006, Filosofija i jepoha civilizacionnyh peremen, Voprosy filosofii, № 2, P. 16-26. (Stjopin, VS 2006, Philosophy and the epoch of civilizational changes, Problems of philosophy, № 2, P. 16-26). (in Rus).

Nort 2004 - Nort, D 2004, Funkcionirovanie jekonomiki vo vremeni. Nobelevskaja lekcija, Otechestvennye zapiski, № 6, P. 88-103. (North, D 2004, Economic performance through time. Nobel lecture, Otechestvennye zapiski, № 6, P. 88-103.). (in Rus).

Panarin 1989 - Panarin, AS 1989, Stil' «retro» v ideologii i politike. (Kriticheskie ocherki francuzskogo neokonservatizma), Mysl', Moscow, 220 p. (Panarin, AS 1989, "Retro" Style in ideology and politics. (Critical essays on French, neo-conservatism), Mysl', Moscow, 220 p.). (in Rus).

Razvitie predstavlenij 1991 - Razvitie predstavlenij V.I. Vernadskogo o noosfere 1991, Filosofskoe obshhestvo SSSr, Obshhestvennyj institut noosfery, Moscow, 193 p. (The development of ideas of V.I. Vernadsky about noosphere 1991, Filosofskoe obshhestvo SSSR, Obshhestvennyj institut noosfery, Moscow, 193 p.). (in Rus).

Rybakov 1948 - Rybakov, BA 1948, Remeslo drevnej Rusi, izd-vo AN SSSR, Moscow, 782 p. (Rybakov, BA 1948, Craft of ancient Russia, izd-vo AN SSSR, Moscow, 782 p.). (in Rus).

Spirina 2014 - Spirina, MJu 2014, Drevnie gumanitarnye tehnologii v sovremennom obrazovanii, Innovacionnye podhody v sisteme vysshego professional'nogo obrazovanija v strukture setevogo obuchenija: Materialy itogovoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i aspirantov (s mezhdunarodnym uchastiem) (28-29 nojabrja 2014 g.), Pod red. F.G. Muhametzjanovoj, NOU VPO «Universitet upravlenija "TISBI"», Kazan', 392 p. - P. 302-306. (Spirina, MJu 2014, Ancient human technologies in modern education, Innovative approaches in the system of higher professional education in the structure of network learning: proceedings of the final scientific-practical conference of teachers and graduate students (with international participation) (28-29 Nov 2014), ed. by F.G. Muhametzjanovoj, NOU VPO «Universitet upravlenija "TISBI"», Kazan', 392 p. - P. 302-306). (in Rus).

Struktura mezhkul'turnoj kommunikacii Nd - Struktura mezhkul'turnoj kommunikacii Nd, We are linguists retrieved 06 June 2013, <www.wearelinguists.narod.ru/materials/mkk/Struktura.html. (The structure of intercultural communication Nd, We are linguists retrieved 06 June 2013, <www.wearelinguists.narod.ru/materials/mkk/Struktura.html>). (in Rus).

Turchin 1981 - Turchin, VS 1981, Jepoha romantizma v Rossii. K istorii russkogo iskusstva pervoj treti XIX stoletija. Ocherki, Iskusstvo, Moscow, 550 p. (Turchin, VS 1981, The Age of romanticism in Russia. The history of Russian art of the first third of the XIX century. Essays, Iskusstvo, Moscow, 550 p.). (in Rus).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.