Научная статья на тему 'Традиционные ценности как основа диалога культур Евразии'

Традиционные ценности как основа диалога культур Евразии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
186
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционные ценности / научное изучение / диалог культур / евразийская интеграция. / traditional values / scientific study / dialogue of cultures / Eurasian integration.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционные ценности как основа диалога культур Евразии»

Спирина М.Ю.

к.и.н., проректор по научной работе Университета при МПА ЕврАзЭС

mus931@inbox.ru

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ДИАЛОГА КУЛЬТУР ЕВРАЗИИ

Ключевые слова: традиционные ценности, научное изучение, диалог культур, евразийская интеграция.

Keywords: traditional values, scientific study, dialogue of cultures, Eurasian integration.

Одну из важнейших проблем государств-участников евразийской интеграции образуют взаимоотношения и взаимодействия людей, принадлежащих разным этносам, конфессиям, культурам. Культурные контакты народов евразийского континента имеют свое прошлое, настоящее и будущее, характеризуются разными формами и путями эволюции. Сегодня вряд ли кто-нибудь будет отрицать необходимость взаимодействия, взаимообогащения цивилизаций и культур, дальнейшего развития межкультурных коммуникаций, особенно в свете евразийской интеграции и Большого евразийского партнерства. До наших дней дошли как материальные, так и нематериальные свидетельства формирования разнообразных связей между жителями разных регионов евразийского пространства. Исследование их затруднено отсутствием активного интереса к историческому опыту культурных отношений между народами, проживающими на континенте как в непосредственной близи, так и на значительном расстоянии друг от друга.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (2015) к «традиционным российским духовно-нравственным ценностям» относит «приоритет духовного над материальным, защиту человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины».

Традиционные ценности носят базовый, фундаментальный, стержневой, основополагающий, системообразующий характер. Они имеют истоки в прошлом, являются результатом исторического саморазвития ценностной системы этноса, нации, цивилизации. Традиционные ценности обеспечивают идентификацию личности, общества, цивилизации среди других личностей, обществ, цивилизаций. Они содержат потенциал будущего развития человека, общества, государства. «Традиции - душа держав», - подчёркивал А.С. Пушкин.

На основании этого к традиционным ценностям допустимо отнести традиционное прикладное искусство, произведениями которого издавна обменивались евразийские насельники. Сегодня над ними по-прежнему довлеет цитата из Дж.Р. Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Такую ситуацию О.Л. Фишман определила как «существование на разных планетах». В XXI в. точка зрения начала меняться. Т.П. Григорьева определила ситуацию так: «Восток-Запад — два полушария единого мозга. Ни одна из сторон не может обойтись без другой: начинает саморазрушаться».

Изучать исторический диалог Востока и Запада континента и роли России в нем сложно. Имеющихся на сегодня сведений явно недостаточно; результаты исследований принадлежат разным отраслям научного знания; исследователям необходим трансдисциплинарный подход. На просторах Евразии в формировании единого культурного текста сыграло важную роль традиционное прикладное искусство евроазиатских народов. Оно связано теснейшими временными и пространственными узами. В евразийских контактах важное место занимали народные мастера, ремесленники, представители других сфер культуры, торговцы, способствовавшие физическому перемещению предметов искусства по всему евразийскому континенту. Нельзя оставить без внимания, как деятельность русских мастеров, захваченных монголами во время нашествия на Русь, так и воздействие тюркских и других народов на культуру России. Отдельный объект исследования составляет роль китайского прикладного искусства, произведения которого поступали в восточные регионы континента через среднеазиатских купцов-посредников, по «отрогам» Великого шелкового пути. Евразийское взаимодействие приобретало разные формы, в том числе и в сфере художественного образования. В XVIII в. первый русский император посылал молодежь обучаться различным видам искусства не только в Европу, но и в Китай. Так, М.Н. Кречетова приводит сведения о русских учениках, отданных в Пекине в обучение китайским художествам.

В евразийском культурном взаимодействии изучение истории, эволюции, различных форм бытования, других теоретических и практических вопросов традиционного прикладного искусства приобретает особую актуальность потому, что в нём закреплены «самые непосредственные, а поэтому и самые фундаментальные представления о вечном порядке и гармонии мироздания, о незыблемости круговорота жизнедающих сил Природы. Такие образы с полным основанием можно назвать концептуальными», - писал Г.К. Вагнер. С учетом достижений сопредельных наук (философии, социологии, экономической теории, культурологии, этнологии, др.) пока мало изученное традиционное прикладное искусство евразийских народов можно определить как константу социокультурных и иных взаимодейст-

вий, как основу современного диалога евразийских народов, на базе которой можно выработать методику решения насущных проблем современного мира.

Система традиционных ценностей, к которым относится и традиционное прикладное искусство, составляет культурно-генетический код, в соответствии с коим воспроизводятся социальные организмы. Этот вид искусства непосредственно связан с материальным производством, с природной средой, со всей социальной практикой народа, его общественным и семейным бытом, со всем укладом жизни, что определяет своеобразный «прикладной» характер всех видов народного творчества. В нем соединены материальная и духовная составляющие человеческой жизнедеятельности, национальное и общечеловеческое.

Традиционное прикладное искусство составляет фундамент современной культуры, корневую систему национальной культуры. «Генеральной функцией» выступает «воспроизводство человеческого в человеке», воссоздание связей личности с общенародным, общечеловеческим при сохранении национальной укоренённости. Научные знания в этой сфере помогут точно определить методы включения традиционного искусства и культуры в жизнедеятельность современного человека, в культурный диалог евразийских государств.

Этот вид искусства помогает человеку сохранять в себе человечность, развивать те компоненты личности, отсутствие или слабое развитие которых всерьёз беспокоит специалистов: творческое мышление, интуицию, уверенность в своих силах, самостоятельность в решениях, оптимизм, духовное и физическое здоровье и др. Произведения традиционного прикладного искусства содержат знаковую систему, которая широко используется как исконный, но технологически обновленный язык, как визуальный ресурс актуализации культурного наследия (традиционных ценностей) различных народов огромного евразийского континента - Большой Евразии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.