Научная статья на тему 'Основные мировоззренческие и методологические принципы музейно-педагогической программы «Диалог культур “Восток-Запад”» в Центре-Музее имени Н. К. Рериха'

Основные мировоззренческие и методологические принципы музейно-педагогической программы «Диалог культур “Восток-Запад”» в Центре-Музее имени Н. К. Рериха Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
212
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО Н. К. РЕРИХА / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / MUSEUM / EDUCATION / CREATIVE WORK NICHOLAS ROERICH / UNIVERSAL CULTURAL VALUES / DIALOG BETWEEN CULTURES OF EAST AND WEST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кожемякина Лариса Анатольевна

В статье раскрывается значимость культурно-образовательного потенциала Международного Центра-Музея имени Н. К. Рериха, который недостаточно востребован в современной системе образования. Идея Единства всего сущего: человека и Бога, человека и природы, человека и космоса, Востока и Запада является ведущей идей художественного, литературного и философского творчества Николая Рериха. Автором сформулированы основные мировоззренческие и методологические принципы музейно-педагогической программы «Диалог культур “Восток-Запад”» в культурно-образовательном пространстве Центра-Музея имени Н. К. Рериха: принцип актуализации общечеловеческих (универсальных) ценностей; принцип единства человека человечества космоса; принцип диалога культур «Восток-Запад», диалога православных и буддийских образов в творчестве художника; принцип единства эстетического, этического и философского подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Ideological and Methodological Principles of Educational Program Named «Dialog between the Cultures of “East and West”» in the International Centre-Museum Named after Nicholas Roerich

The article refers to the importance of cultural education which appears to be a significant part of educational activities of International Centre-Museum named after Nicholas Roerich. Importance of cultural values seems to be underestimated in modern educational system. The main idea of Nicholas Roerich’s art is rooted in deep connection and unity of all creation unity of man and God, man and nature, man and Universe, unity of East and West. In this work author formulates the main ideological and methodological principles of educational program named «Dialog between the cultures of East and West» which is to take place in the International Centre-Museum named after Nicholas Roerich. These principles include: the principle of actualization of the universal cultural values in modern society; the principle of unity between man-society-universe; the principle of the dialog between cultures of East and West, which is personalized in orthodox Christian and Buddhist images of Nicholas Roerich’s art; the principle of unity of esthetic, ethical and philosophical approaches.

Текст научной работы на тему «Основные мировоззренческие и методологические принципы музейно-педагогической программы «Диалог культур “Восток-Запад”» в Центре-Музее имени Н. К. Рериха»

Л. А. Кожемякина. Основные мировоззренческие и методологические принципы

7. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор : очерки теории. Л., 1985. 304 с.

8. Аверьянов В. В. Традиция и традиционализм в научной и общественной мысли России (60-90-е годы XX века) // Общественные науки и современность. 2000. № 1. С. 68-77.

The Tradition in the Cultural Space: the Paradigms of the Research

E. S. Goryachko

Saratov State University

83, Astrakhanskaya, Saratov, 410002, Russia

E-mail: [email protected]

The article is devoted to understanding of the cultural tradition. The main provision of the article is that the preservation of cultural norms acts as a pledge of successful existence of a man and the mankind. Some basic concepts of the understanding of the tradition in the cultural space are interpreted in the article. In the article is noted, that characteristic feature of the study of the cultural tradition long time was methodological syncretism, non allowed to lay down the characteristic features of the cultural tradition as the object of culturological analysis. In west-european philosophy is noted culturological approach of enlighteners (G. Vico), hermeneutical (V. Diltey, G.-G. Gadamer) and social-psychological (M. Weber) approaches. In domestically philosophy is noted on ontological approach (E. S. Markaryan) to the study of the cultural tradition. Key words: tradition, cultural space, cultural studies approach.

References

1. Shatskiy E. Utopiya i tradiziya (Utopia and tradition). Moskow, 1990. 456 p.

2. Chetvertakova Sh. V. Kulturologicheskiye podchody k metodologii izusheniya tradiziyi (Kulturological approaches to the methodology of research of tradition). Analitika kulturologii (Analytics of kulturology), 2010, no. 1, pp. 59-68. Available at: www.analiculturolog.ru/ journal/archive/item/253-article_14-8.html (accessed 23 April 2014).

3. Dilthey W. Einleitung in die Geisteswissenschaften: Versuch einer Grunlegung für das Studium der Gesellschaft und Geschichte. Gesammelte Schriften: in XXVI bd. Göttingen, 1990. Bd. I. 429 s. (Rus. ed.: Diltey V. Sobraniye sochineniyi: v 61. T. 1. Vvedenie v nauki o duche. Moskow, 2000. 730 p.)

4. Gadamer H.-G. Gesammelte Werke: in 8 bd. Bd. 2.: Hermeneutik. Wahrheit und Methode. Tübingen, 1993. 515 s. (Rus. ed.: Gadamer Kh.-G. Istina i metod: Osnovy filosofskoy germenevtiki. Moskow, 1988. 704 p.)

5. Weber M. Einige zentrale Begriffe der Sozioligie. München, 1987. 697 s. (Rus. ed.: Veber M. Osnovniye soziologicheskiye ponyatiya. Izbranniye proizvedeniya. Moskow, 1990, pp. 602-643).

6. Markaryan E. S. Uzlovye problemy kulturnoy traditsii (The nodal problems of cultural tradition). Sovets-kaya etnografiya (Soviet ethnography), 1981, no. 2, pp. 64-98.

7. Chistov K. V. Narodniye tradizii i folklore: ocherki teorii (The public traditions and folklore: essays of theory). Leningrad, 1985. 304 p.

8. Averyanov V. V. Tradiziya i tradizionalizm v nauchnoyi i obshestvennoui misli Rossii (60-90-e godi XX veka) (Tradition and traditionalism in scientific and public thought of Russia (60-90 years of XX centure). Obchestvenniye nauki i sovremennost (The public sciences and modernity), 2000, no. 1, pp. 68-77.

УДК 37. 017. 92

ОСНОВНЫЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «ДИАЛОГ КУЛЬТУР "ВОСТОК-ЗАПАД"» В ЦЕНТРЕ-МУЗЕЕ ИМЕНИ Н. К. РЕРИХА

Кожемякина Лариса Анатольевна -

сотрудник Международного Центра-Музея имени Н. К. Рериха, культуролог, аспирант кафедры эстетического образования и культурологии, Московский институт открытого образования E-mail: [email protected]

В статье раскрывается значимость культурно-образовательного потенциала Международного Центра-Музея имени Н. К. Рериха, который недостаточно востребован в современной системе образования. Идея Единства всего сущего: человека и Бога, человека и природы, человека и космоса, Востока и Запада является ведущей идей художественного, литературного и философского творчества Николая Рериха. Автором сформу-

лированы основные мировоззренческие и методологические принципы музейно-педагогической программы «Диалог культур "Восток-Запад"» в культурно-образовательном пространстве Центра-Музея имени Н. К. Рериха: принцип актуализации общечеловеческих (универсальных) ценностей; принцип единства человека - человечества - космоса; принцип диалога культур «Восток-Запад», диалога православных и буддийских

© Кожемякина Л. А., 2014

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 3

образов в творчестве художника; принцип единства эстетического, этического и философского подходов. Ключевые слова: музей, образование, творчество Н. К. Рериха, общечеловеческие ценности, диалог культур.

Художественный музей сегодня является одним из ведущих факторов в создании единого культурно-образовательного пространства в системе взаимодействия «музей - школа». Руководитель Российского центра музейной педагогики и детского творчества профессор Б. А. Столяров считает, что наиболее оптимальной моделью продуктивного взаимодействия музея и системы образования являются музейно-педагогические программы, разработанные с учетом специфики коллекции конкретного художественного музея и современных педагогических методик [1, с. 30]. Музеи, которые организуют образовательную деятельность, согласуя ее с темами школьных программ, выполняют дополнительную функцию по отношению к базовому образованию. Такое сотрудничество школы и музея, выполняющее функцию иллюстрации учебного курса, Л. М. Ванюшкина определяет как «модель соподчинения» [2, с. 111].

Вторым вариантом взаимодействия, основанным на сотрудничестве и взаимном обогащении пространств школы и музея, является «модель партнерства» [2, с. 111], цель которой -раскрытие образовательного потенциала музея, а не следование логике школьных учебных программ. Безусловно, музею следует учитывать содержание дошкольного, школьного и вузовского образования, но при этом не стоит его дублировать и тем более - заменять. Музею необходимо найти ту содержательную нишу, которая откроет новые грани знакомых тем, расширит горизонт познания и создаст условия для исследовательской практики и многообразного творчества.

Пространство Центра-Музея им. Н. К. Рериха в Москве обладает огромным духовным и культурно-образовательным потенциалом, который недостаточно востребован в современной системе образования. Реализация образовательной функции музея, установление постоянных связей с общеобразовательными учреждениями является в настоящее время одним из главных направлений деятельности Музея им. Н. К. Рериха.

Творческое наследие Николая Константиновича Рериха, раскрывающее смысл духовного единства священных Образов и символов Востока и Запада, воспитывает подрастающее поколение в духе Культуры Мира, сотрудничества, взаимопонимания и уважения между нациями и народами. Символический образ, созданный ху-

дожником, помогает выйти за пределы конкретного исторического момента и осознать то Непреходящее, которое по своей сущности созвучно и современным социальным, общественным и философским проблемам. Художник, творя мир Высшей реальности, мир вечных истин, своим творчеством объединяет в сознании прошлое, настоящее и будущее, что и является истинной задачей искусства.

Созданные художником Образы Святых и подвижников, основателей мировых религий устремляют человечество на эволюционный путь сотрудничества, взаимопомощи и общины, к труду на Общее Благо, помогают нам понять, что именно осознание в бытии Высочайшего [3, с. 74] является важнейшей основой эволюции человечества, основой воспитания подрастающего поколения, воспитания культуры духа и сердца.

Картина Н. К. Рериха «Будда-Победитель» (1924) (серия «Знамена Востока») посвящена основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме Шакьямуни (V в. до н.э.). Будда в переводе с санскрита - «Просветленный», тот, кто овладел совершенным знанием. В собрании откровений Будды (Итивуттака) сказано: «Любовь, освободительница ума, вмещает в себе всё, сияя, сверкая и излучая» [4, с. 90]. Своим последователям Будда завещал, что только сострадание избавит человечество от страдания. Прекрасен завет Учителя ученикам: «Подобно матери, охраняющей свое единственное дитя своей жизнью, воспитывайте в себе такую беспредельную любовь ко всем существам» [4, с. 89].

Именно невежество, по мысли Учителя, является источником и первопричиной всех бедствий человечества. Оно «является причиной всех человеческих страданий, заставляя нас ценить то, что недостойно быть ценимым, страдать там, где не должно быть страдания, и, принимая иллюзию за реальность, проводить нашу жизнь в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наиболее ценным» [4, с. 39].

Радость познания и мышления, труд на общее благо, устремление к единству, отречение от чувства личной собственности - вот срединный Путь совершенствования, который показал Будда. На картине мы видим, что грозные облики отступают и золотой Свет истинного знания побеждает мир Майи, иллюзии.

В 1922 г. Рерих пишет серию «Санкта», посвященную Преподобному Сергию Радонежскому - Водителю и покровителю Земли Русской, духовный труд которого способствовал объединению княжеств, укреплению государственности и победе русского народа в многовековой битве с монголо-татарами. «И высятся главы храмов.

Л. А. Кожемякина. Основные мировоззренческие и методологические принципы

И все время идет внутренняя духовная работа» [5, с. 101], - писал Рерих о времени Преподобного Сергия. И как продолжение мысли художника звучат названия его картин: «И Мы трудимся» (1922), «И Мы приносим Свет» (1922), «И Мы открываем врата» (1922). Святые Обители, монастыри, созданные Сергием, явились центрами возрождения русского народа, в них закладывались основы единения, общинного бытия, самоотверженного и бескорыстного труда.

В 1924-1925 гг. во время Центрально-Азиатской экспедиции художник пишет серию «Знамена Востока». Объединив в этой серии великих духовных Учителей Востока и Древней Руси (картина «Сергий Строитель»), Н.К. Рерих показал путь к Единству на основе Культуры, на основе древнего закона «единство в многообразии».

Интересна картина «Конфуций Справедливый» (1925) (серия «Знамена Востока»). Цель совершенствования в Древнем Китае - быть благородным человеком, следовать воле Неба [6, с. 450]. Конфуций утверждал, что человек должен стать сотрудником Неба и Земли. Главной добродетелью для китайского философа является жень — любовь к людям. Великий мыслитель так объяснил ученикам смысл человеколюбия: «Вне дома относись к людям, словно встретил важных гостей < ... > Не делай человеку того, чего не пожелаешь себе. Не допускай вражды в государстве, не допускай вражды в семье» [6, с. 381]. Конфуций и в жизни явил пример ученого, государственного деятеля, пример благородного мужа, познавшего волю Неба и объединившего в себе «пять добродетелей»: человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость.

Картина «Чаша Христа» (1925) посвящена известному историческому событию - молению Христа в Гефсиманском саду в ночь перед взятием под стражу. В одиночестве, наедине со Вселенной изобразил художник Великого Путника, готового принять Чашу страданий ради всего человечества, во имя его духовного преображения, сущность которого отражена в тексте Нового Завета, когда «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа» [7, Деяния, 4, 32], «одно тело и один дух» [7, Ап. Павел, к Ефес., 4, 4].

Картина «Знаки Христа» (1924) (серия «Знамена Востока») образно передает нам завет любви деятельной, созидающей, ведь сказано: «Царство Божие силою берется». Истинно - ногою человеческой, истинно рукою человеческою в труде каждого дня созидается Храм будущего. Только собственными усилиями человечество может подняться по ступеням эволюции.

Цель эволюции - единство человека, человечества и Космоса, ибо как говорит мудрость Востока: Высший Принцип - «закон великий единства жизни соединяет всё Сущее» [8, § 266]. И ещё одна созвучная мысль: «каждый микрокосм ответствен и за макрокосм <. > Связь микрокосма с макрокосмом есть основа мира» [9, § 253].

Человек, человечество и Космос существуют в единстве, основой которого является понимание и применение в жизни важнейших законов (принципов) космической эволюции. Человек, храня в сердце и уме заповеди основ, данные великими философами, основателями мировых религий, святыми и подвижниками, может прийти к пониманию сущности единства микро- и макрокосма, сущности космического сознания.

Велика преобразующая роль искусства: именно сердце - Твердыня Пламенная - помогает осознать прекрасные мысли и образы, т. е. понять, принять и применить их в жизни, претворяя их в качества духа. Николай Константинович утверждал, что «Искусство и Знания - основа Эволюции» [10, с. 367] человечества. Великий гуманист считал искусством лишь то искусство, которое несёт людям радость и красоту, будит добрые чувства и лучшие устремления. Напутствие Н. К. Рериха актуально и в XXI в.: «Учиться радости, учиться видеть лишь доброе и красивое! И нам недосуг станет всматриваться в ненавистное. Отойдёт ликование злобы» [11, с. 182].

Главная задача искусства в нашем понимании заключается в формировании мировоззрения человека, расширении, утончении его сознания. Именно искусство осуществляет синтез прекрасного, познавательного и священного, т. е. эстетического, научного и этического, что является отражением вечного закона триединства: «Любовь - Знание - Красота», который и выражает сущность Культуры, её истинное предназначение.

В результате исследования мы определили основные мировоззренческие и методологические принципы построения комплексной педагогической модели «музей-школа» - музей-но-педагогической программы «Диалог культур "Во сток-Запад" в культурно-образовательном пространстве Центра-Музея имени Н. К. Рериха»:

1) актуализации общечеловеческих (универсальных) ценностей;

2) единства человека - человечества - кос -моса;

3) диалога культур «Восток-Запад», диалога православных и буддийских образов в творчестве Н. К. Рериха;

Философия

23

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 3

4) единства художественно-эстетического, духовно-нравственного и философского подходов.

Музейно-педагогическая программа является моделью (рисунок), т.е. обобщенным мысленным образом конкретного типологически воспроизводимого способа осуществления обра-

зовательного процесса в музейной среде. Цель, задачи, содержание, учебно-тематический план, формы и методы обучения музейно-педагогиче-ской программы «Диалог культур "Восток-Запад"» как комплексной педагогической модели «музей-школа» обусловлены вышеперечисленными принципами.

Модель как обобщенный мысленный образ образовательного процесса в пространстве музея

Идея Всеединства человечества на основе общечеловеческих этических ценностях Любви, Знания и Красоты, т. е. Культуры, сущность которой «есть почитание Света», является основополагающей в мировоззрении и творчестве русского художника, поэтому системообразующим ядром музейно-педагоги-ческой программы «Диалог культур "Восток-Запад"» в Международном Центре-Музее имени Н. К. Рериха как комплексной педагогической модели формирования единого культурно-образовательного пространства «музей-школа» является понимание Культуры как единства базовых общечеловеческих универсальных ценностей. Именно ценности духовного мира, идеалы, Образы и символы направляют эволюцию человечества, ведут его к единству. Мир причин, мир идей, законов, принципов обусловливает существование мира проявленного, вещественного мира Культуры. Универсальные (общечеловеческие) ценности осуществляют «диалог культур» между эпохами, народами и людьми и, что самое главное, обеспечивают существование, единство и эволюцию человека -человечества - космоса.

Список литературы

1. Столяров Б. А. Теория и практика образовательной деятельности художественного музея : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1999. 43 с.

2. ВанюшкинаЛ. М. Внеаудиторное образование - путь в новое образовательное пространство. СПб., 2003. 224 с.

3. РерихН. Врата в будущее. Рига, 1991. 227 с.

4. Рокотова Н. Основы буддизма. Новосибирск, 2001. 144 с.

5. РерихН. Цветы Мории ; Пути Благословения ; Сердце Азии. Рига, 1992. 261 с.

6. Переломов Л. С. Конфуций : «Лунь юй». М., 1998. 588 с.

7. Новый завет Господа нашего Иисуса Христа. СПб., 1998. 292 с.

8. Учение Живой Этики. Беспредельность : в 2 ч. М., 2009. Ч. 1. 472 с.

9. Учение Живой Этики. Надземное. М., 1996. 413 с.

10. Рерих Н. К. Листы дневника : в 3 т. М., 1995. Т. 2. 512 с.

11. РерихН. К. Глаз добрый. М., 1991. 223 с.

О. М. Ломако. Герменевтика социальной действительности в проблемном поле философии

The Main Ideological and Methodological Principles of Educational Program Named «Dialog between the Cultures of "East and West"» in the International Centre-Museum Named after Nicholas Roerich

L. A. Kozhemyakina

International public organization

«The International Centre of the Roerichs»

3/5, Pereulok Malyy Znamenskiy, Moscow, 119019, Russia

E-mail: [email protected]

The article refers to the importance of cultural education which appears to be a significant part of educational activities of International Centre-Museum named after Nicholas Roerich. Importance of cultural values seems to be underestimated in modern educational system. The main idea of Nicholas Roerich's art is rooted in deep connection and unity of all creation - unity of man and God, man and nature, man and Universe, unity of East and West. In this work author formulates the main ideological and methodological principles of educational program named «Dialog between the cultures of East and West» which is to take place in the International Centre-Museum named after Nicholas Roerich. These principles include: the principle of actualization of the universal cultural values in modern society; the principle of unity between man-society-universe; the principle of the dialog between cultures of East and West, which is personalized in orthodox Christian and Buddhist images of Nicholas Roerich's art; the principle of unity of esthetic, ethical and philosophical approaches.

Key words: museum, education, creative work Nicholas Roerich, universal cultural values, dialog between cultures of East and West.

References

1. Stolyarov B. A. Teoriya i praktika obrazovatelnoy deyatel-nosti khudozhestvennogomuzeya: avtoref. dis. ... d-raped. nauk (Theory and Practice of an art museum educational activity: abstract of the thesis of the doctor of education). St.-Petersburg, 1999. 43 p.

2. Vanyushkina L. M. Vneauditornoye obrazovaniye - put v novoye obrazovatelnoyeprostranstvo (Out-of-school education is a way to new educational field). St.-Petersburg, 2003. 224 p.

3. Rerikh N. Vrata v budushcheye (Gateways to the future). Riga, 1991. 227 p.

4. Rokotova N. Osnovy buddizma (Foundations of the buddhism). Novosibirsk, 2001. 144 p.

5. Rerikh N. TsvetyMorii; Puti Blagosloveniya; Serdtse Azii (Flowers of Morya; Path of Blessing; Heart of Asia). Riga, 1992. 261 p.

6. Perelomov L.S. Konfutsiy: «Lun yuy» (Confucius: «Lu-nyu»). Moscow, 1998. 588 p.

7. Novyy Zavet Gospoda nashego Iisusa Khrista (The New Testament of Our Lord and Savior Iesus Christ). St.-Petersburg, 1998. 292 p.

8. Ucheniye Zhivoy Etiki. Bespredelnost: v 2 ch. (The living ethics teachings. Infinity: in 2 part). Moscow, 2009, pt. 1. 472 p.

9. Ucheniye Zhivoy Etiki. Nadzemnoye (The Living Ethics Teachings. Supermundane). Moscow, 1996. 413 p.

10. Rerikh N. Listy dnevnika : v 3 t. (Diary Leaves: in 3 vol.). Moscow, 1995, vol. 2. 512 p.

11. Rerikh N. Glaz dobryy (Good Eye). Moscow, 1991. 223. p.

УДК 167:316.3

ГЕРМЕНЕВТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ ФИЛОСОФИИ

Ломако Ольга Михайловна -

доктор философских наук, профессор кафедры теоретической и социальной философии, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу социальной действительности философским методом герменевтики. Раскрываются сложность и многоаспектность социальной действительности: она включает в себя историю и традицию, язык и деятельность, жизненный мир и социальные институты. Как важные формы социальной действительности определяются социализация и образование, основанные на герменевтическом понимании мира: речь идёт о герменевтически понимаемом педагогическом отношении, которое ориентируется на коммуникативное признание Другого. Оно направлено на поиск взаимопонимания и консенсуса в современном мультикультурном социальном пространстве. Осмысление социальной действительности как целого и разработка эффективных способов коммуникации раскрываются через такие

понятия, как герменевтическое отношение, коммуникативное действие, социальный опыт, интерсубъективность. Ключевые слова: герменевтика, социальная действительность, понимание, история, традиция, память, герменевтический опыт, коммуникация, коммуникативное действие, язык, интерактивность, социальная философия.

Существование в современном мультикультурном мире поставлено перед радикальным вопросом о том, как жить с Другим. Расширение национально-этнических конфликтов определяет необходимость поиска эффективных способов открытия единых оснований диалога и

© Ломако О. М., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.