Умение разобраться, понять и произнести организованно каждое из них тренирует мышление, дает масштаб осознания, предлагает способ конструирования в мыслительной деятельности и обеспечивает способность воспринимать неограниченные по величине произведения, глубоко проникать в их суть, понимать причинно-следственную связь явлений, получать радость творчества, ощутить себя полноправным соавтором творца произведения.
Список литературы /References
1. Бланше Э. Современная фортепианная техника. СПб.: Композитор, 1999. 82 c.
2. Борухзон Л., Морено С. Гаммы и арпеджио. СПб.: Композитор, 1998. 79 c.
3. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Музыка, 1977. 130 c.
БАЯН И АККОРДЕОН В УЗБЕКИСТАНЕ Тихонов А.С. Email: Tikhonov17165@scientifictext.ru
Тихонов Анатолий Степанович - старший преподаватель, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: большой и сложный путь прошла гармоника от возникновения до появления современных баянов и аккордеонов. Для сравнения: скрипка, духовые инструменты и современный орган существуют с XVI века, фортепиано с XVIII века, а баяну и аккордеону чуть больше 120 лет. За такой небольшой срок эти два инструмента от примитивной гармоники доросли до концертных баянов и аккордеонов, пользующихся большой популярностью во всем мире. В наше время баян и аккордеон звучат на крупных концертных сценах наравне со скрипкой, фортепиано и другими классическими инструментами.
Ключевые слова: баян, аккордеон, гармоника, инструмент, звукоизвлечение, музыка, мелодия, мастер, строй.
BAYAN AND ACCORDION IN UZBEKISTAN Tikhonov A.S.
Tikhonov Anatoliy Stepanovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT PERFORMANCE ON FOLK INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the harmonica has traveled a long and difficult path from its inception to the appearance of modern button accordions and accordions. For comparison: the violin, wind instruments and the modern organ have existed since the 16th century, the piano from the 18th century, and the button accordion and accordion are just over 120 years old. In such a short period of time, these two instruments have grown from a primitive harmonica to concert button accordions and accordions, which are very popular all over the world. Nowadays, button accordion and accordion sound on large concert stages along with violin, piano and other classical instruments.
Keywords: button accordion, accordion, harmonica, instrument, sound production, music, melody, master, tuning.
УДК 078
Их возможности выросли от примитивных народных мелодий до классических произведений всех эпох, от органной музыки до современной. Много написано для этих инструментов эстрадной и джазовой музыки. Вспомним известного аргентинского композитора Астора Пьяцолло (автора многих танго), который большое количество своих произведений сам исполнял на бандеоне (разновидность гармоники).
Первые гармоники появились во второй половине XVIII века в связи с изобретением нового способа звукоизвлечения органным мастером Ф. Киршником. Источником звука стал металлический язычок, свободно проскакивающий в голосовой планке под действием струи воздуха. Появились инструменты, основанные на новом звукоизвлечении. Нам известны мастера, способствующие развитию гармоники.
Это немецкий мастер Х. Бушман, венский мастер К. Демиан, итальянские мастера П. Сопрани и М. Даллапе и др. Большой путь прошла гармоника и в России. Благодаря оружейнику из Тулы И. Сизову, мастеру-конструктору из Петербурга П. Стерликову, мастеру П. Чулкову, мастеру-конструктору В. Хагстрему и др. стало возможным появление баяна.
Большую роль в распространении гармоники в России сыграли немецкие и венские гармоники. Более популярными были венские. На их основе русские мастера конструировали свои модели. В каждый области были свои умельцы. Появились тульские, череповецкие, саратовские, вятские, ливенские, елецкие и др. гармоники. Тульские гармоники стали проникать в Среднюю Азию и Кавказ. Там местные умельцы переделывали их и приспосабливали под национальную музыку: Абхазия, Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Адыгея, Татария и др. регионы. Появилась и узбекская гармоника, которая хорошо приспособлена под национальную музыку: танцы и пляски. Очень развита музыкально Хорезмская область Узбекистана. Здесь играют на гармони мужчины и женщины.
Вначале гармоники были примитивные: диатонический строй, небольшой диапазон, разные звуки при нажатии одной и той же клавиши на разжим и сжим меха, правая клавиатура одно или двухрядная. Затем появились хроматические в обеих клавиатурах, правая клавиатура 3-5и рядные, на разжим и сжим были одинаковые звуки (унисонная настройка).
В ХХ веке баян и аккордеон стали стремительно развиваться. Появились замечательные исполнители на баяне: Ю. Казаков, А. Беляев, В. Бесфамильнов, В. Галкин, Ю. Вострелов, Ф. Липс, В. Петров и др. Многие баянисты стали занимать престижные места на Международных конкурсах. Появилась оригинальная музыка для баяна и аккордеона. Нужны были качественные инструменты: четырехголосные, многотембровые, готово-выборные. Многие мастера-конструкторы разработали новые современные конструкции. На Московской экспериментальной фабрике В. Колчин создаёт баяны "Россия" и "Аппасионату". В 1970 г. Ю. Волкович -выдающийся конструктор, изобретает баян «Юпитер". Этот инструмент стал самым совершенным до сих пор. В Кирове в 1965 г. талантливым мастером Н. Самоделкиным сконструирован первый готово-выборный баян серийного производства "Рубин". Он дал возможность учащимся музыкальных школ и училищ освоить готово-выборную систему. В Воронеже открылась фабрика "Акко", которая выпускает баяны и аккордеоны.
Полное профессиональное музыкальное образование состоит из 3-х этапов: музыкальная школа - музучилище (колледж, лицей) и музыкальный ВУЗ. Очень важным звеном в становлении музыканта является начальное образование. Ведь с него начинается путь в большую Музыку, которая открывает ребёнку мир прекрасного. И здесь велика роль педагога: его уровень знаний, кругозор, авторитет,
умение доходчиво объяснить и показать на инструменте как надо правильно сыграть. Учащиеся с большим уважением относятся к педагогам-исполнителям.
В послевоенное время стали открываться музыкальные кружки, а затем студии. Дать полного профессионального образования они не могли, так как учили детей только игре на инструменте.
С 50-х годов в Узбекистане стали открываться детские музыкальные школы (ДМШ). Появилась возможность обучения музыке детей. Базой для подготовки квалифицированных педагогов становятся муз. училища. За этот период только в Ташкенте было открыто 30 музыкальных школ. В ДМШ появились отделы: фортепиано, струнных инструментов, баяна и аккордеона, духовых и народных инструментов, теоретический отдел. Музыка в то время была очень престижна. В музыкальных школах обучалось от 500 до 1000 человек. В каждой школе был класс баяна и аккордеона. Количество детей на отделах было от 30 до 50 человек (сейчас осталось только несколько школ, где преподают баян и аккордеон). Для привлечения детей к обучению музыке надо давать концерты в общеобразовательных школах с хорошо продуманной программой силами учащихся и педагогов ДТТТМИ Многие дети никогда не слышали живого исполнения. Знают только компьютер.
Раньше создавались оркестры баянистов и аккордеонистов. Проводились регулярно конкурсы "Юные таланты". Позже он был переименован в конкурс им. Кари-Якубова.
Баян и аккордеон вышли на мировую арену. У нас в Узбекистане лидером стал аккордеон. Баянистов, к сожалению, стало мало. В 60-70-е годы в консерваторию принимали только баянистов. Аккордеон считался "буржуазным" инструментом.
В республике была очень развита художественная самодеятельность при дворцах, клубах, предприятиях, где работало много баянистов и аккордеонистов.
В ДМШ-4 г. Ташкента из числа преподавателей был создан квартет баянистов (руководитель Анатолий Тихонов). В составе ансамбля А. Тихонов (1-й баян), К.
Поляков (2-й баян), Н. Ткаченко (тенор), Л. Фитерман (баян контрабас). Позже вместо Л. Фитермана стала играть О. Амелина. За 27 лет существования квартетом было дано более 300 концертов: в концертных залах столицы, в воинских частях, в музыкальных и общеобразовательных школах, дворцах и домах культуры, заводах и фабриках. Самыми запоминающимися стали концерты в окружном госпитале им. Боровского для раненых воинов-интернационалистов.
В 1918 г. решением правительства была утверждена Туркестанская Народная консерватория. Были открыты классы фортепиано, пения, струнных, духовых и узбекских народных инструментов. Желающих обучаться было очень много. В 1924 г. произошла реорганизация Народной консерватории в Государственный техникум -первое музыкальное учебное заведение в Узбекистане. В 1936 г. музыкальный техникум был переименован в музыкальное училище. Ему в 1939 г. было присвоено имя Хамзы Х.Н.
В 1943 г. для инвалидов Великой Отечественной войны в музыкальном училище был открыт класс баяна. Первыми выпускниками класса баяна стали П.А.Николаев, И.М.Степанов, Н.Г.Трошин (1947 г.) Педагогом по классу баяна был Борис Федорович Гиенко. В годы войны он служил в Иране. Был баянистом в ансамбле песни и пляски. В дальнейшем - известный композитор, профессор кафедры композиции Ташкентской Государственной консерватории. После окончания училища Петр Алексеевич Николаев становится заведующим отдела баяна. Он руководит им с 1947 по 1986 годы. В 1952 г. происходит объединение отдела баяна и он становится доступным для всех желающих.
В 50-е годы музыкальное училище окончили такие музыканты как А.Е. Пушкин, В.М. Климов, В.А.Михайлов и др. В эти годы на отделе работали: И.М. Степанов, Н.Г. Трошин, В.В. Тропынин, А.Е. Пушкин, В.М. Климов и др. В 60-е годы М.В.
Маевский, С.В. Якубов, Т.А.Хомяков, Г.А. Хомякова, позднее В.К. Галкин, Ю.Б. Булатов. С 1987 г. руководителем отдела баяна становится М.В. Маевский. Он 50 лет проработал в училище. С 2003 г. работают М.В. Маевский, Р.И. Черепков, И.М. Мирхидоятов и А.С. Тихонов.
В училище был создан оркестр баянистов и аккордеонистов, которым руководил А.Е.Пушкин. Оркестр был высокого уровня. Играли Д. Россини, Ф. Листа, П. Чайковского, произведения композиторов Узбекистана. В 70-годы оркестр возглавил Т.А. Хомяков (домрист по специальности). Он создал из баянистов оркестр русских народных инструментов "Дружба", который вёл концертно-просветительскую работу. Том Александрович был хорошим дирижером и талантливым руководителем.
С 2004 г. оркестр возглавил А.С. Тихонов - концертный исполнитель, педагог и дирижёр. Он вновь возродил оркестр русских народных инструментов "Вдохновение". Оркестр давал много концертов и не только в Ташкенте, пользовался большой популярностью. Репертуар его обширный: русские народные песни, классика от А. Вивальди до современных композиторов, произведения композиторов Узбекистана, песни военных лет. С этим оркестром выступали вокалисты - солисты ГАБТ им. А. Навои. Оркестр вёл не только концертную деятельность, но и учебную. С ним выпускники сдавали Государственную программу по дирижированию.
За время существования училища, а затем колледжа было выпущено много талантливых исполнителей и педагогов для училищ республики. Некоторые их них продолжили своё образование в высших учебных заведениях.
Ташкентская государственная консерватория в течение длительного времени была единственным высшим музыкальным учебным заведением во всей Средней Азии и Казахстане. Она была открыта в 1936 году. Начался процесс взаимообогащения национальных культур всего бывшего Союза. В становлении консерватории большую помощь оказали преподаватели Киевской, Московской, Ленинградской и Одесской консерваторий.
22 июня 1941 г. состоялся первый выпуск консерватории. В этот трагический для всей страны день началась война. Многие педагоги и студенты пошли в армию и попали на фронт. Некоторые из них погибли за Родину.
В 1947 г. директором консерватории (ныне ректором) назначается Мухтар Ашрафи - композитор и дирижёр. Он автор опер "Буран" и "Дилором", балета "Амулет любви", двух симфоний, сочинений для духового оркестра и другие.
В 1957 г. в консерватории открывается заочное отделение. В 1948 г. была открыта кафедра узбекских народных инструментов. Заведующим кафедрой был назначен А.А. Адылов. Это стало событием для развития исполнительства на народных инструментах.
В 1957 г. в консерваторию поступает первый студент по классу баяна - Климов Виктор Михайлович. Его преподавателем опять же становится Б.Ф. Гиенко (о нём писалось раньше). В 1962 г. В.М.Климов заканчивает Ташгосконсерваторию и его назначают преподавателем по классу баяна. Он грамотныймузыкант, хорошо знающий баян.
За время работы в ТГК В.М. Климов подготовил много квалифицированных педагогов для работы в училищах по классу баяна, которые были в каждой области. Многие их них стали директорами школ, заведующими отделами баяна в училищах, грамотными педагогами. Среди них П. Сотниченко, П. Буров, В. Гусаров, Р.И. Черепков, Р.И. Макаренко ("Заслуженный артист Узбекистана"), А.С. Тихонов, М.В. Маевский, И.М. Мирхидоятов и другие.
В 1971 году состоялся Первый Республиканский конкурс молодых исполнителей на узбекских народных инструментах и баяне. Лауреатом этого конкурса стал выпускник ТГК А.С. Тихонов (класс педагога В.М. Климова). Его выступление было записано на грампластинку. С 2011 года класс баяна и аккордеона в Государственной
консерватории Узбекистана ведёт старший преподаватель Тихонов А.С. Есть в классе способные и талантливые студенты, которые имеют звания лауреатов Международных конкурсов. Но у нас есть проблема - нет хороших профессиональных инструментов. Все инструменты старые. Им по 40-50 лет. Ни одного готово-выборного аккордеона, а баяны только марки "Рубин". Но студенты не унывают. В этом году Государственной консерватории Узбекистана 85 лет. Студенты класса баяна-аккордеона готовят программу для выступления на праздничном концерте.
Список литературы /References
1. Мирек А. Гармоника. Прошлое и настоящее. Москва, 1994.
2. Имханицкий М. Из истории баянного и аккордеонного искусства. Москва, 2006.
ОБ УЗБЕКСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКЕ В ТРАКТАТАХ-
БАЯЗАХ Игамбердиева Г.А. Email: Igamberdieva17165@scientifictext.ru
Игамбердиева Гуллола Абдувохидовна - старший преподаватель, кафедра подготовки педагогов по вокалу и инструментальному исполнительству, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в трактатах-баязах, составленных самими носителями традиций и знатоками - практиками узбекской традиционной музыки, понятие шуъбе как раз таки имело смысл только части, которая идентифицируется по ритмической основе - усулю («для каждой части определили отдельный усуль»). Тогда как все многочастные структуры - инструментальная и вокальная сферы, разделы и группы частей внутри макомного цикла определяются только по объединяющему фактору (ладообразованию и ладовой системе), а не расчленяющему усулю. Ключевые слова: музыка, маком, инструментарий, произведение, вокал, жанр, теория, практика, трактат, баяз.
ABOUT UZBEK TRADITIONAL MUSIC IN TREATISES-BAYAZ
Igamberdieva GA.
Igamberdieva Gullola Abduvokhidovna - Senior Teacher, DEPARTMENT TRAINING OF TEACHERS IN VOCAL AND INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in treatises-bayaz, compiled by the bearers of traditions and experts in Uzbek traditional music, the concept of shube just made sense only for a part that is identified by a rhythmic basis - usul ("a separate usul was identified for each part"). Whereas, all multipart structures - instrumental and vocal spheres, sections and groups of parts within the maqom cycle are determined only by the unifying factor (mode formation and modal system), and not by the dismembering usul.
Keywords: music, maqom, instrumentation, work, vocals, genre, theory, practice, treatise, bayaz.
УДК 78.01