Научная статья на тему 'ЭРГОНОМИКА ВЫБОРНОЙ ОРГАННО-ФОРТЕПИАННОЙ КЛАВИАТУРЫ АККОРДЕОНА'

ЭРГОНОМИКА ВЫБОРНОЙ ОРГАННО-ФОРТЕПИАННОЙ КЛАВИАТУРЫ АККОРДЕОНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККОРДЕОН / КОНЦЕРТИНА / ГОТОВО-ВЫБОРНАЯ КЛАВИАТУРА / ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК-МАШИНА" / ХРОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КЛАССИФИКАЦИЯ / ACCORDION / CONCERTINA / READY-TO-USE KEYBOARD / ERGONOMIC CONVERSION / "MAN-MACHINE" SYSTEM / CHROMATIC SYSTEM / CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кравцов Н.А.

В статье выявлены исторические причины появления готово-выборных аккордеонов с тремя разными системами клавиатур, обусловленные эволюцией клавиатур клавишных инструментов, и, в частности гармоник. Обратившись к истории развития аккордеонно-баянного исполнительства, автор статьи выявляет следующие направления формирования и развития клавиатур: это модель К. Демьяна, различные обновления концертины Ч. Уитстона, и, наконец, совмещение обеих идей К. Демиана и Ч. Уитстона в одной конструкции. Все преобразования аккордеонов опираются на принципы эргономичности, среди которых выделяются универсализм, адаптивность, помехоустойчивость и резервирование. Следуя положениям системы «человек-машина», показан путь эргономического преобразования органно-фортепианной клавиатуры (далее ОФК) с целью адаптации ее в готово-выборную систему. Улучшение эргономических свойств органно-фортепианной клавиатуры привело к созданию и внедрению в практику аккордеонного искусства ее разновидности - клавиатуры системы Кравцова. Результаты исследования позволили автору сократить эффективно функционирующие клавиатуры до двух. Были выполнены следующие преобразования: сжаты черные клавиши ряда полутонов встык без просветов, клавиши выборной клавиатуры, как и клавиши готового аккомпанемента, выполнены в виде кнопок, два крайних ряда размещены ступенчато, а из существующих подходов конструирования выбрана система «C-Griff», опирающаяся на теорию нейрофизиологических «зеркальных» рефлексов. С данной клавиатурой (далее КСК) линия заимствованной ОФК обрела эволюционную органологическую законченность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ERGONOMICS IN THE PIANO ACCORDION KEYBOARD

The article considers the phenomenon of Crimean Tatar song and romance in the aspect of the category «genre stylistic”. The article reveals the historical reasons for the appearance of ready-made accordions with three different keyboard systems, caused by the evolution of keyboards of keyboard instruments, and, in particular, harmonics. Turning to the history of the development of accordion and button accordion performance, the author of the article identifies the following directions of the formation and development of keyboards: this is the model of K. Demyan, various updates of the concertina by C. Wheatstone, and, finally, the combination of both ideas of K. Damian and C. Wheatstone in one design. All accordion conversions are based on the principles of ergonomics, among which are universalism, adaptability, noise immunity and redundancy. Following the provisions of the «man-machine» system, the way of ergonomic transformation of the organ-piano keyboard (hereinafter OFK) is shown in order to adapt it to a ready-to-elect system. Improvement of the ergonomic properties of the organ-piano keyboard led to the creation and introduction into the practice of accordion art of its variety - the Kravtsov system keyboard. The research results allowed the author to reduce effectively functioning keyboards to two. The following transformations were performed: the black keys of a number of semitones were compressed end-to-end without gaps, the keys of the selected keyboard, like the keys of the ready-made accompaniment, were made in the form of buttons, the two outermost rows were arranged in steps, and the C-Griff system was chosen from the existing design approaches, based on the theory of neuro-physiological «mirror» reflexes. With this keyboard (hereinafter referred to as KSK), the line of the borrowed OFK acquired an evolutionary organological completeness.

Текст научной работы на тему «ЭРГОНОМИКА ВЫБОРНОЙ ОРГАННО-ФОРТЕПИАННОЙ КЛАВИАТУРЫ АККОРДЕОНА»

Проблемы теории и истории исполнительства

DOI: 10.26086/NK.2020.57.3.006 УДК 78.06

© Кравцов Николай Александрович, 2020

Санкт-Петербургский государственный институт культуры (Санкт-Петербург, Россия), кандидат искусствоведения, профессор кафедры народного инструментального искусства, заслуженный деятель искусств РФ E-mail: kravtsov@accordionkravtsov. ru

ЭРГОНОМИКА ВЫБОРНОЙ ОРГАННО-ФОРТЕПИАННОЙ КЛАВИАТУРЫ АККОРДЕОНА

В статье выявлены исторические причины появления готово-выборных аккордеонов с тремя разными системами клавиатур, обусловленные эволюцией клавиатур клавишных инструментов, и, в частности гармоник. Обратившись к истории развития аккордеонно-баянного исполнительства, автор статьи выявляет следующие направления формирования и развития клавиатур: это модель К. Демьяна, различные обновления концертины Ч. Уитстона, и, наконец, совмещение обеих идей К. Демиана и Ч. Уитстона в одной конструкции.

Все преобразования аккордеонов опираются на принципы эргономичности, среди которых выделяются универсализм, адаптивность, помехоустойчивость и резервирование. Следуя положениям системы «человек-машина», показан путь эргономического преобразования органно-фортепианной клавиатуры (далее ОФК) с целью адаптации ее в готово-выборную систему. Улучшение эргономических свойств органно-фортепианной клавиатуры привело к созданию и внедрению в практику аккордеонного искусства ее разновидности — клавиатуры системы Кравцова. Результаты исследования позволили автору сократить эффективно функционирующие клавиатуры до двух. Были выполнены следующие преобразования: сжаты черные клавиши ряда полутонов встык без просветов, клавиши выборной клавиатуры, как и клавиши готового аккомпанемента, выполнены в виде кнопок, два крайних ряда размещены ступенчато, а из существующих подходов конструирования выбрана система «C-Griff», опирающаяся на теорию нейрофизиологических «зеркальных» рефлексов. С данной клавиатурой (далее КСК) линия заимствованной ОФК обрела эволюционную органологическую законченность.

Ключевые слова: аккордеон, концертина, готово-выборная клавиатура, эргономическое преобразование, система «человек-машина», хроматическая система, классификация

© Kravtsov Nikolay A., 2020

Saint Petersburg State University of Culture (St. Petersburg, Russia), Candidate of Art, Professor

of the Department of Folk Instrumental Art, Honored Artist of the Russian Federation

ERGONOMICS IN THE PIANO ACCORDION KEYBOARD

The article considers the phenomenon of Crimean Tatar song and romance in the aspect of the category «genre stylistiThe article reveals the historical reasons for the appearance of ready-made accordions with three different keyboard systems, caused by the evolution of keyboards of keyboard instruments, and, in particular, harmonics. Turning to the history of the development of accordion and button accordion performance, the author of the article identifies the following directions of the formation and development of keyboards: this is the model of K. Demyan, various updates of the concertina by C. Wheatstone, and, finally, the combination of both ideas of K. Damian and C. Wheatstone in one design.

All accordion conversions are based on the principles of ergonomics, among which are universalism, adaptability, noise immunity and redundancy. Following the provisions of the «man-machine» system, the way of ergonomic transformation of the organ-piano keyboard (hereinafter OFK) is shown in order to adapt it to a ready-to-elect system. Improvement of the ergonomic properties of the organ-piano keyboard led to the creation and introduction into the practice of accordion art of its variety — the Kravtsov system keyboard. The research results allowed the author to reduce effectively functioning keyboards to two. The following transformations were performed: the black keys of a number of semitones were compressed end-to-end without gaps, the keys of the selected keyboard, like the keys of the ready-made accompaniment, were made in the form of buttons, the two outermost rows were arranged in steps, and the C-Griff system was chosen from the existing design approaches, based on the theory of neuro-physiological «mirror» reflexes. With this keyboard (hereinafter referred to as KSK), the line of the borrowed OFK acquired an evolutionary organological completeness.

Key words: accordion, concertina, ready-to-use keyboard, ergonomic conversion, «man-machine» system, chromatic system, classification

В истории формирования и развития музыкальных инструментов эволюция клавиатур гармоник представляла собой один из наиболее длительных, сложных и одновременно необычайно интересных процессов. До XIX века клавиры снабжались только одной клавиатурой — орган-но-фортепианной (далее ОФК). В ходе эволюции клавиатурных хроматических систем аккордеонов сложилась ситуация, при которой исполнитель должен владеть двумя и более клавиатурными системами. Чтобы понять почему так произошло, необходимо обратиться к истории возникновения и развития аккордеона.

С 1829 года выдающееся изобретение австрийца Кирилла Демьяна ознаменовало новую эпоху в эволюции клавишных инструментов. Его клавиатура извлекала путем нажатия одной клавиши не один тон (как это было всегда у клавиров), а аккорд. В дальнейшем, при наличии таких клавиш у гармоник, инструменты стали называть «аккордеонами»1. Дополненная к концу XIX столетия двумя рядами басовых клавиш, она сформировалась в левом полукорпусе как басо-аккор-довый аккомпанемент. Эта система позволила эффективно функционировать аккордеону и обеспечила портативному инструменту широкое и быстрое распространение по всему миру.

Другая линия, повлиявшая на формирование аккордеона, способного ответить требованиям академической музыки, идет также от 1829 года и связана с созданием английским ученым Чарлзом Уитстоном концертины. Гектор Берлиоз описывает ее в своем «Большом трактате о современной инструментовке и оркестровке...» как оркестровый инструмент [1]. Вершиной развития идеи Ч. Уитстона двух мелодических клавиатур у гармоник является ряд гармоник, сконструированных мастерами разных стран, в том числе и в России. Это диатонический бандонеон Г. Банда; гармонеон [2, с. 93]; аккордеон c ОФК Баканова (1900); аккордеон с трехрядной клавиатурой бельгийской системы (баян), изготовленный братьями Киселевыми (1906), и аккордеон с системой трехрядной клавиатуры Стерлигова (1910) [3, ^ 98]. Современники, игравшие на этих инструментах, стремились найти применение аккордеону в жанрах академической и церковной музыки, где все голоса фактуры, в отличие бытовой музыки, функционально самостоятельны. В то же время на инструментах без ба-со-аккордового аккомпанемента не могли быть исполнены произведения в духе фольклорных и городских бытовых традиций, что также обедняло и сужало их функциональное использование.

Рис. 1. Аккордеон с мелодическими голосами в левом полукорпусе, где клавиши органно-фортепианной клавиатуры выполнены в форме кнопок

Желание исполнять произведения академической музыки, в которой голоса свободно функционируют, являлось естественным и было вызвано стремлением и возможностью исполнить оригинальный текст, написанный композитором, без купюр и упрощений. Поэтому музыканты стали заказывать инструменты с двумя левыми съемными полукорпусами, каждый из которых снабжался одной из двух клавиатур (Рис. 2).

Рис. 2. Левые, заменяемые у баяна полукорпуса с готовой и выборной клавиатурами.

Мастер С. З. Новиков. 1912 г.

Музей гармоники имени А. Мирека

В отличие от зарубежных аккордеонных мастеров, которые низкие тона стали располагать в верхней части полукорпуса, С. З. Новиков разместил низкие тона выборной клавиатуры внизу. Этот принцип сохранен в конструкции современных баянов.

На раннем этапе развития инструмента идея реализовывалась в изготовлении комбинированных клавиатур, состоящих одновременно из басо-аккордовой и трехрядной хроматической системы. При этом трехрядная клавиатура согласовывалась всегда с клавиатурой правого полукорпуса. Она размещалась или с края левого по-

лукорпуса (Рис. 3), или ближе к меху за басо-ак-кордовой системой (Рис. 4).

Рис. 3. Баян с комбинированной системой мастера А. А. Глаголева (начало пятидесятых годов, Московская баянная фабрика)

I •>•?>

ш

Щ

Рис. 4. Девятирядная система готово-выборного аккордеона фирмы HOHNER (последняя треть XXстолетия)

В 1963 году моим родителям удалось приобрести на Лейпцигской ярмарке аккордеон «S-5 Weltmaister» с комбинированной выборной левой клавиатурой. В СССР это была большая редкость. Вскоре я, как учащийся Таллинского музыкального училища (теперь оно носит имя Георга Уотса) класса аккордеона Леопольда Вигла, выступил в концертном зале Таллинской государственной филармонии, исполнив органную «Токкату и фугу» d-moll И. С. Баха. На аккордеоне было неудобно играть из-за его больших габаритов и труднодоступных рядов кнопок выборной системы, которые располагались далеко от края грифа.

Павел Александрович Гвоздев предложил иной вариант модернизации инструмента и совме-

стил две линии с помощью оригинальнои схемы комбинирования кнопок аккордов с рояльноИ клавиатурой, выполненной также в форме кнопок, и дублирующим смещенным рядом белых клавиш (Рис. 5). Талантливый музыкант, педагог и изобретатель П. А. Гвоздев вел с этим инструментом активную исполнительскую деятельность.

Рис. 5. Баян с готово-выборной системой Гвоздева

Информация об изобретении и создании переключателя с готовой клавиатуры на выборную очень скудна. Конструкторское решение, объединившее творческие идеи талантливых изобретателей, описано в «Справочнике о гармонике» известного ученого, историка-инструментоведа А. М. Мирека, где он сообщает: «В 1929 году мастер П. Стерлигов впервые изготовил левую клавиатуру с переключением готового аккомпанемента на выборный (авторское свидетельство № 49 651)» [2, с. 101]. Благодаря этому труду мы точно знаем, что первый из отечественных аккордеонов с переключателем был создан в Ленинграде. Системы с переключателями стали называться «готово-выборными».

Изготовленные зарубежными фирмами системы с переключателем на выборную, получили название «Convertor».

С созданием в мировой практике современных концертных готово-выборных аккордеонов сформировались два подхода в их конструировании. Размещение кнопок выборной клавиатуры устанавливалось в зависимости от системы правой клавиатуры — «С-Griff» или «B-Griff». Различие в конструкциях увеличивалось из-за того, что у выборной клавиатуры «C-Griff» кнопки находились в зеркальном положении относительно правой клавиатуры. Получалось, что у системы

«B-Griff» низкие звуки размещаются внизу, а у «C-Griff» — наверху. Развернулась серьезная дискуссия между сторонниками единого клавиатурного щита (как у ОФК), разделенного полукорпусами баяна (B-Griff), и приверженцами теории нейрофизиологических «зеркальных» рефлексов, сформировавшихся у человека за многие тысячелетия (C-Griff). Например, в России, еще в 1910 году, П. А. Стерлиговым был изготовлен баян с «зеркальной» выборной клавиатурой [2, с. 92] (см. Рис. 6).

Рис. 6. Выборный баян с «зеркальной» системой клавиатуры Стерлигова (1910)

В начале 1960-х годов компания «Музпром» начала выпускать готово-выборные аккордеоны (далее баян2) с трехрядной клавиатурой системы «B-Griff». Этот исторический момент определил дальнейшее развитие отечественной аккордеон-но-баянной культуры как начало нового этапа в музыке для клавишных инструментов. Этому во многом способствовала система музыкального образования СССР: в музыкальных вузах начали открывать соответствующие кафедры для подготовки высококвалифицированных специалистов-исполнителей. Репертуар обогатился яркими оригинальными сочинениями для баяна. Сильнейшей творческой мотивацией для композиторов стала идея применить новые для клавишных инструментов композиционные и художественно-выразительные средства, выявляющие специфику звучания концертных баянов.

Таким образом, третья линия эволюции хроматических гармоник — совмещение обеих идей К. Демиана и Ч. Уитстона в одной конструкции — возникает из-за естественного желания музыкантов адаптировать молодой инструмент для функционирования в сфере жанров академической музыки.

На фоне развития выборных трехрядных систем по принципу «левая по правой» в кон-

струкции аккордеона, с его заимствованной ОФК, осуществить аналогичные преобразования было невозможно. Клавиши ОФК имели форму, которая отличалась от формы кнопки готового аккомпанемента. Отказаться от кнопок в аккордовом звучании означало лишить инструмент идеи К. Демиана. Но даже если их выполнить в форме кнопок, как это предложил, например, П. А. Гвоздев, то диапазон ее составил бы всего 3,5 октавы, что на 30% меньше, чем у баяна.

По мнению экспертного совета фабрики музыкальных инструментов «Красный Партизан», в состав которого вошли помимо автора-председателя известные баянисты и педагоги Ленинграда Б. Г. Беньяминов, В. И. Кириллов и Ю. Я. Лихачев, эффективней было оснастить отечественный клавишный аккордеон трехрядной выборной системой «B-Griff». Иначе, по мнению совета, отставание в профессиональной подготовке аккордеонистов в вузах становилось критическим.

Первый промышленный образец аккордеона на фабрике был изготовлен на заказном участке, которым руководила А. И. Ковзан. Инструмент, созданный известным ленинградским мастером П. А. Александровым имел ряд удачных эргономических решений. Аккордеон имел небольшой вес и ширину корпуса 18 мм (как у аккордеона со стандартными басами). Его можно увидеть в Санкт-Петербургском музее музыкальных инструментов, который размещен в здании бывшего Дворца графа Шереметева, что находится на набережной реки Фонтанки. Однако этот инструмент не пошел в массовое производство. «Музпром» провел для всех советских баянных фабрик конкурс на лучшую механику для готово-выборной клавиатуры. Победила работа мастера кировской баянной фабрики Н. Ф. Са-моделкина. В 1971 он завоевал Первую премию за разработку готово-выборного механизма для массового механизированного производства. Конструкция была технологически оптимальной для производства и обслуживания, так как верхняя часть была съемной, что облегчало ее сборку и ремонт. Баяны с механикой Н. Ф. Самоделкина имели трехголосный бас, но этого было недостаточно для полноценного звучания инструмента. Конструкция имела серьезные недостатки, противоречащие основам эргономики. Показатели эффективности функционирования инструмента упали из-за увеличения габаритов инструмента, ширина которого достигла 23 см (против 18,5 см у модели П. А. Александрова), и угла наклона клавиатурного щита относительно боковой крышки левого полукорпуса, составившего почти 90 градусов.

Первые аккордеоны с механикой Н. Ф. Са-моделкина имели негативные отзывы. Несмотря на это, «Красный Партизан» отказаться от рекомендаций «Музпрома» не мог. Для исправления негативных эргономических свойств, возникших в конструкции из-за механики Н. Ф. Самоделки-на и с целью улучшения функций готово-выборного аккордеона, фабрика заключила официальный договор с кафедрой народных инструментов Санкт-Петербургского государственного института культуры имени Н. К. Крупской на научно-исследовательские работы. В состав исследовательского коллектива вошли Н. А. Кравцов (руководитель), доцент В. П. Бирюков, старший преподаватель В. П. Соколов, доцент В. А. Дада-шев и старший преподаватель В. А. Шляпников. В результате наклона основания механики был достигнут необходимый угол для клавиатурного щита и уменьшился размер ширины инструмента на 1,5 см. По окончании научного исследования в 1974 году была создана новая модель аккордеона, получившая название «Ленинград». За ее внедрение в производство фабрики «Красный Партизан» мастер В. В. Шитов и конструктор М. И. Перцов-ский были удостоены правительственных наград.

К середине 70-х годов ХХ столетия все готово-выборные хроматические аккордеоны и баяны, оснащались в левом полукорпусе только хроматическими трехрядными системами «С-Griff» или «B-Griff».

Трудно не согласиться с оценкой новой конструкции готово-выборного аккордеона, имеющего в правой части ОФК, а в левой — трехрядную систему, известного профессора Российской академии музыки имени Гнесиных Б. М. Егорова. Он писал в журнале «Музыкальная жизнь»: «Выборная система аккордеона <...> создает новые трудности для освоения инструмента, так как строится по образцу правой клавиатуры баяна в зеркальном или параллельном расположении кнопок. Следовательно, аккордеонисту необходимо ориентироваться в трех системах клавиатур: фортепианной, кварто-квинтовой с готовыми аккордами и выборной баянной, — что несравненно сложнее, чем на готово-выборном баяне, где всего 2 системы клавиатур» [4, с. 10].

И действительно, для аккордеонистов, играющих на ОФК, процесс обучения серьезно усложнился. Аналогов, где бы музыканту, чтобы стать профессиональным артистом, необходимо овладеть игрой на трех (!) клавиатурных системах, в инструментальном исполнительстве не существует. Следует учесть, что левая рука помимо мануальных действий выполняет еще одну важную функцию — обеспечивает подачу воздушного потока

на металлические язычки инструмента. Во всяком случае, идентичных функциональных перегрузок у других инструментальных культур не замечено.

Таким образом в эволюции аккордеона с ОФК создалась ситуация, которая решала только сиюминутную тактическую задачу. Не останавливаясь на достигнутом, велись поиски новых конструктивных решений. С развитием науки эргономики понятия функциональности устройств стали рассматриваться с позиции системы «человек-машина» (далее СЧМ), характеризуемой вносимых в нее свойствами, в результате исполнительской деятельности человека. Оптимальное решение было найдено, когда в выборную клавиатуру инструмента вмонтировали клавиатуру системы Кравцова как разновидность ОФК. Эта клавиатура была выстроена в результате модернизации ОФК по известным эргономическим положениям СЧМ. Генетическое родство двух клавиатур сняло основную проблему «трех клавиатур», приведя исполнительские функции на готово-выборном аккордеоне к изучению только двух систем. Попутно удалось освободить инструмент от возникших разрывов в информационном поле между функционированием линии «ОФК -КСК» и трехрядными выборными клавиатурами.

Этого удалось достичь, благодаря замене клавиш-многогранников системы Кравцова на кнопки, что, к сожалению, ухудшило условия скольжения с клавиши на клавишу, так необходимые при исполнении штриха legato на инструменте. Эта потеря вынужденная, так как сохранение идеи Демиана могло осуществиться только при форме клавиш в виде кнопок.

В то же время остальные эргономические функции системы «человек-машина» (далее СЧМ), улучшенные благодаря конструктивным преобразованиям ОФК, удалось сохранить в информационном поле выборной КСК. Обоснованные преобразования проекта позволили сохранить позитивные функциональные свойства, привнесенные ранее трехрядными клавиатурами, в исполнительское аккордеонное искусство и в контуры обновленной парадигмы.

Среди свойств, присущих исполнительской деятельности человека, эргономика выделяет универсализм, адаптивность, помехоустойчивость и резервирование [5, с. 22].

В соответствии с положениями, преобразования по СЧМ, обеспечивающие эффективную адаптацию в условиях конструкции готово-выборной системы аккордеона, состоят в следующем:

• во-первых, для уменьшения площади клавиатурного щита ОФК осуществляется сжатие черных клавиш ряда полутонов встык без про-

светов, а для сохранения вытесненных просветов белых клавиш создается вспомогательный ряд. Благодаря чему расстояние между октавными клавишами сокращается на 30%. Это позволяет разместить полный диапазон выборной клавиатуры, сложившийся в практике трехрядных систем аккордеона, в том числе и баяна;

• во-вторых, для сохранения идентичности форм клавиш выборной клавиатуры КСК с клавишами готового аккомпанемента, они также выполнены в виде кнопок (см. Схему 1), при этом, на месте изготовленных в форме изогнутых многогранников игровых площадках белых клавиш, установлены две кнопки;

)00000®0000 О О О О О О Q © О Ф

Схема 1. Готово-выборная клавиатура системы Кравцова

• в-третьих, с целью приведения к идентичности аппликатур выборной системы КСК и ОФК, два крайних ряда размещены ступенчато, что обеспечило необходимые условия для удобного функционирования большого пальца (см. Рис. 7)3;

Рис. 7. Ступенчатое размещение двух крайних рядов кнопок КСК

• в-четвертых, из двух существующих подходов в конструировании современных выборных систем «B-Griff» и «C-Griff», последняя опирается на теорию нейрофизиологических «зеркальных» рефлексов, сформировавшихся у человека за

многие тысячелетия. В представленном решении (см. Схему 1) зеркальное движение обеих рук направлено на согласованность акустического звучания инструмента с нотографической записью хроматического звукоряда — от баса вверх к дисканту. Исследование показало идентичность аппликатур и топографии размещения пальцев внутри позиций для правой и левой клавиатур аккордеона. Не менее важно, что обе предложенные клавиатуры как разновидности ОФК имеют с ней прямую генетическую связь. Родство настолько очевидное, что легко обнаруживается в единой аппликатуре для основных технических формул. На Схеме 2 показана единая аппликатура исполнения гаммы для трех клавиатур.

В результате следования положениям СЧМ на практике правая и левая выборная КСК показали общие характеристики функционирования.

Универсализм проявился в том, что все аппликатуры базовых технических формул (гаммы, аккорды и арпеджио) для правой и левой руки идентичны с аппликатурами ОФК [6].

Адаптивность подразумевает расширение диапазона приспособляемости системы к меняющимся условиями ее функционирования. КСК позволяет в топографии позиций сохранять идентичность с ее традиционными вариантами ОФК. КСК создает возможности для расширения меняющихся условий по отношению к входным сигналам.

Помехоустойчивость осуществляется через имеющиеся у человека информационные каналы с разными нейрофизиологическими механизмами (зрение, осязание и т. д.) Они помогают использование дублирующего восприятия исполнителем в повышении помехоустойчивости и помехозащищенности систем. Расширением аппликатурной вариативности создаются дополнительные условия, обеспечивающиеся вспомогательным рядом ставших доступными узких участков клавиш, имевшихся в ОФК [6, с. 11-144].

Резервирование у профессионального музыканта возможно в расширяющихся пределах, и взаимосвязано со спецификой реализации у него компенсации непредусмотренных отказов, действия которых заранее неизвестны. Уровень надежности СЧМ при сбое в работе с системой во многом обеспечивает эту надежность благодаря общности позиционной топографии у ОФК и ее разновидности — КСК, которые размещены в правом и левом полукорпусе.

Таким образом, органно-фортепианная клавиатура, заимствованная аккордеоном, остается базовой в музыкально-эстетическом воспитании, традиционных и массовых жанрах музыкальной

Схема 2. Идентичность аппликатуры и топографии внутри позиции на трех клавиатурах при исполнении гаммы С^т

культуры (фолк, джаз, рок, кроссовер и т. п.). Улучшение ее эргономических свойств привело к созданию и внедрению в практику аккордеонного искусства ее разновидности — клавиатуры системы Кравцова, которая привнесла новые оттенки элементам парадигмы, зародившейся в функционировании трехрядных систем клавиатур. С клавиатурой системы Кравцова линия заимствованной органно-фортепианной клавиатуры в конструкцию аккордеонов с хроматическим строем обрела эволюционную органологическую законченность.

Примечание

1 Справедливости ради, аккордеоном следует называть и все диатонические гармоники, имеющие клавиши-аккорды.

2 Баян — отечественная разновидность аккордеона с системой трехрядной клавиатуры «B-Griff», получившая в Санкт-Петербурге с легкой руки П. Е. Стерлигова поэтическое название «баян», в честь легендарного древнерусского певца-гусляра Бояна.

3 Здесь и далее фото автора.

Литература

1. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке / с доп. Р. Штрауса; пер., ред. вступ. ст. и комм. С. П. Горчакова. М.: Музыка, 1972. Т. 2. Ч. I. 308 с. Ч. 2. С. 309-532.

2. Мирек А. М. Справочник по гармоникам. М.: Музыка, 1968. 131 с.

3. Мирек А. М. Из истории аккордеона и баяна. М.: Музыка, 1967. 195 с.

4. Егоров Б. М. Нужны хорошие баяны // Музыкальная жизнь. 1972. № 6. С. 10.

5. Введение в эргономику / под ред. В. П. Зин-ченко. М.: Советское радио, 1974. 352 с.

6. Кравцов Н. А. Таблицы аппликатур гамм, аккордов и арпеджио для готово-выборного аккордеона. СПб.: Изд. СПбГУКИ, 2012. 148 с.

References

1. Berlioz, G. (1972), Bol'shoj traktat o sovremennoj instrumentovke i orkestrovke [A large treatise on modern instrumentation and orchestration], Ed. entry article and comm. S. P. Gorchakova, vol. 2, part I and part 2, Music, Moscow, Russia.

2. Mirek, A. M. (1968), Spravochnik po garmonikam [Handbook of harmonics], Music, Moscow, Russia.

3. Mirek, A. M. (1967), Iz istorii akkordeona i bayana [From the history of the accordion and button accordion], Music, Moscow, Russia.

4. Egorov, B. M. (1974), "Good accordions are needed", Muzykal'naya zhizn' [Musical life], no. 6, p. 10.

5. Zinchenko, V. P. (ed.) (1974), Vvedenie v ergonomiku [Introduction to ergonomics], Soviet radio, Moscow, Russia.

6. Kravtsov, N. A. (2012), Tablicy applikatur gamm, akkordov i arpedzhio dlya gotovo-vybornogo akkordeona [Tables of fingering scales, chords and arpeggios for a ready-made accordion], SPbGUKI, Saint Petersburg, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.