Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ХРОМАТИЧЕСКИХ КЛАВИАТУР ГАРМОНИК И ИХ МЕСТО В ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКЕ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ'

ЭВОЛЮЦИЯ ХРОМАТИЧЕСКИХ КЛАВИАТУР ГАРМОНИК И ИХ МЕСТО В ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКЕ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККОРДЕОН / КОНЦЕРТИНА / БАЯН / ГАРМОНИКА / ЭВОЛЮЦИЯ КЛАВИАТУР / ДИАТОНИКА / ХРОМАТИКА / ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА СЛАВЯН / ACCORDION / CONCERTINA / BUTTON ACCORDION / HARMONICA / KEYBOARD EVOLUTION / DIATONIC / CHROMATIC / TRADITIONAL MUSIC OF THE SLAVS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кравцов Н.А.

В статье рассматриваются линии эволюции диатонических и хроматических клавиатур гармоник в период c XIX по XX вв. Особое внимание уделяется вопросам происхождения инструментов, практически одновременному открытию принципа функционально-аккордовой системы исполнения К. Демиана и Ч. Уитстона. Обосновывается причина возникновения интереса к данным инструментам в бытовой народной сфере и любительской среде домашнего музицирования. Показаны направления усовершенствования диатонических и хроматических клавиатур. Используя метод сравнительного анализа и историзма, автор проводит параллель между усовершенствованием гармоник и интенсивным развитием клавишных инструментов в ту же эпоху, выявляя основные характерные черты развития на том или ином этапе становления клавиатур и доказывая близость указанных процессов. Обоснованы и определены различные пути интеграции гармоник в традиционную музыку славянских народов - болгарского, чешского, сербского, а также русского. Отдельное внимание уделяется специфике строения гармоник в различных областях России - саратовской, владимирской, тульской и пр., эти инструменты имеют особые акустические и визуальные отличия. Указанные в данной статье наблюдения позволяют лучше понять специфику строения аккордеонов, баянов и гармоник, истоки и пути национально-исторических трансформаций данных инструментов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF CHROMATIC HARMONIC KEYBOARDS AND THEIR PLACE IN THE TRADITIONAL MUSIC OF SLAVIC PEOPLES

The article discusses the evolution lines of diatonic and chromatic harmonic keyboards from the 19th to the 20th centuries. Particular attention is paid to the origin of instruments, the almost simultaneous discovery of the principle of a functional-chord system of performance by C. Demian and C. Wheatstone. The reason for the interest in these instruments in the everyday folk sphere and in the amateur environment of home music making is grounded. The directions of improvement of diatonic and chromatic keyboards are shown. Using the method of comparative analysis and historicism, the author draws a parallel between the improvement of harmonics and the intensive development of keyboard instruments in the same era, identifying the main characteristic features of development at one or another stage of the formation of keyboards and proving the proximity of these processes. Various ways of integrating harmonics into the traditional music of the Slavic peoples - Bulgarian, Czech, Serbian, as well as Russian - are justifid and defied. Special attention is paid to the specifi structure of harmonics in various regions of Russia - Saratov, Vladimir, Tula, etc., these instruments have special acoustic and visual differences. The observations indicated in this article make it possible to better understand the specifis of the structure of accordions, button accordions and harmonics, the origins and ways of national-historical transformations of these instruments.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ХРОМАТИЧЕСКИХ КЛАВИАТУР ГАРМОНИК И ИХ МЕСТО В ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКЕ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ»

Проблемы теории и истории исполнительства

DOI: 10.26086/NK.2020.55.1.008 УДК 786.7

© Кравцов Николай Александрович, 2020

Санкт-Петербургский государственный институт культуры (Санкт-Петербург, Россия), кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ E-mail: kravtsov@accordionkravtsov. ru

ЭВОЛЮЦИЯ ХРОМАТИЧЕСКИХ КЛАВИАТУР ГАРМОНИК И ИХ МЕСТО В ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКЕ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

В статье рассматриваются линии эволюции диатонических и хроматических клавиатур гармоник в период c XIX по XX вв. Особое внимание уделяется вопросам происхождения инструментов, практически одновременному открытию принципа функционально-аккордовой системы исполнения К. Демиана и Ч. Уитстона. Обосновывается причина возникновения интереса к данным инструментам в бытовой народной сфере и любительской среде домашнего музицирования. Показаны направления усовершенствования диатонических и хроматических клавиатур. Используя метод сравнительного анализа и историзма, автор проводит параллель между усовершенствованием гармоник и интенсивным развитием клавишных инструментов в ту же эпоху, выявляя основные характерные черты развития на том или ином этапе становления клавиатур и доказывая близость указанных процессов. Обоснованы и определены различные пути интеграции гармоник в традиционную музыку славянских народов — болгарского, чешского, сербского, а также русского. Отдельное внимание уделяется специфике строения гармоник в различных областях России — саратовской, владимирской, тульской и пр., эти инструменты имеют особые акустические и визуальные отличия. Указанные в данной статье наблюдения позволяют лучше понять специфику строения аккордеонов, баянов и гармоник, истоки и пути национально-исторических трансформаций данных инструментов.

Ключевые слова: аккордеон, концертина, баян, гармоника, эволюция клавиатур, диатоника, хроматика, традиционная музыка славян

© Kravtsov Nikolay A., 2020

Saint Petersburg State University of Culture (St. Petersburg, Russia), Candidate of Art, Professor,

Honored Artist of the Russian Federation

E-mail: kravtsov@accordionkravtsov. ru

EVOLUTION OF CHROMATIC HARMONIC KEYBOARDS AND THEIR PLACE IN THE TRADITIONAL MUSIC OF SLAVIC PEOPLES

The article discusses the evolution lines of diatonic and chromatic harmonic keyboards from the 19th to the 20th centuries. Particular attention is paid to the origin of instruments, the almost simultaneous discovery of the principle of a functional-chord system of performance by C. Demian and C. Wheatstone. The reason for the interest in these instruments in the everyday folk sphere and in the amateur environment of home music making is grounded. The directions of improvement of diatonic and chromatic keyboards are shown. Using the method of comparative analysis and historicism, the author draws a parallel between the improvement of harmonics and the intensive development of keyboard instruments in the same era, identifying the main characteristic features of development at one or another stage of the formation of keyboards and proving the proximity of these processes. Various ways of integrating harmonics into the traditional music of the Slavic peoples — Bulgarian, Czech, Serbian, as well as Russian — are justified and defined. Special attention is paid to the specific structure of harmonics in various regions of Russia — Saratov, Vladimir, Tula, etc., these instruments have special acoustic and visual differences. The observations indicated in this article make it possible to better understand the specifics of the structure of accordions, button accordions and harmonics, the origins and ways of national-historical transformations of these instruments.

Keywords: accordion, concertina, button accordion, harmonica, keyboard evolution, diatonic, chromatic, traditional music of the Slavs

Зародившиеся в XIX столетии гармоники изначально стали развиваться по двум линиям. Первая линия идет от изобретения К. Демианом (Ciyrill Demian) аккордеона [5, с. 22], а вторая — от создания английским физиком Ч. Уитстоном (Charles Wheatstone) концертины [5, с. 25]. Эти открытия в 1829 году разделяет чуть больше двух недель. В первой трети XX столетия обе линии объединились и образовали третью — готово-выборных (Converter) с хроматическими клавиатурами гармоник.

Более двухсот лет прошло с момента создания австрийцем армянского происхождения Кириллом Демианом механизма для новой клавиатуры гармоники (6 мая 1829 года), которая обеспечила инструменту долгожительство в мировой музыке.

Рис. 1. Аккордеон К. Демиана

Рис. 2. Концертина Ч. Уитстона

Изучая фактологический материал, можно увидеть, что изобретение было сразу замечено обществом на бытовом уровне. Относились к нему как к музыкальной безделице, а в большинстве своем — как к детской игрушке. В таком качестве, на простейшем уровне, она скоро впервые появилась в России на Нижегородской

ярмарке и оказалась «хитом продаж», после чего началось ее производство российскими мастерами и распространение среди народов Российской империи.

А. Г. Венецианов. «Девушка с гармоникой» 1844 г.

Поражает тот факт, что портативная, где-то даже примитивная, гармоника оказалась способной ответить бытовым запросам людей эпохи Александра Пушкина, Михаила Глинки, Фредерика Шопена, Роберта Шумана, Гектора Берлиоза, Александра Дюма. Немногие изобретения могут так долго быть полезными. Гениальность идеи К. Демиана в том, что он нажатием одной кнопки получал звучание целого аккорда, что упрощало игру. По этой причине он назвал инструмент «аккордеоном», а вскоре и все инструменты с этой системой стали обозначаться с помощью данного понятия (das Akkordion — немецкий, accordeon — французский, accordion — английский). Появившиеся в России диатонические аккордеоны получили название «гармоника» (в быту «гармонь», «гармошка»), в Польше — «harmonijka», в Сербии и Македонии — «хармоника», в Болгарии — «хар-моничен», в Словении — «harmonica». В Италии, где быстро стало развиваться производство диатонических гармоник в силу близкого географического положения к Балканскому по-

луострову, у диатонического аккордеона также закрепилось распространенное по южному региону Европы обозначение «1а fisarmoшka». Как видно, у всех его имен общий от музыкальной терминологии корень — «гармония». Правда, у итальянцев оно было этимологически связано с названием стационарных больших язычковых «органов» — фисгармоний и затем было перенесено на гармоники. Если следовать логике инструментоведческого подхода, то многие инструменты, о которых идет речь в этой статье, при наличии у них клавиш-аккордов, должны называться диатоническими аккордеонами, а не гармониками. Чтобы не создавать сложностей в понимании текста, автор сохраняет исторически сложившуюся терминологию, пусть и не всегда точную. В то же время в некоторых конструкциях инструментов встречаются гармоники, не имеющие в звучании клавиш-аккордов «от Демиана». Этой темы автор коснется в тексте ниже.

Современный ареал распространения инструментов широк, и включает все континенты. Интерес к нему в настоящее время исторически обусловлен функциональным назначением и особенностями строения. Фактически исполнитель мог создать простейший ритмо-гармонический аккомпанемент к пению и танцу. Это свойство обеспечило аккордеону особое внимание славянских и европейских народов в досуговые часы. Кроме того, инструмент был маленький, компактный и помещался в небольшую сумочку, что делало возможной и удобной его транспортировку для исполнения музыки на природе, на народных праздниках и гуляниях. Одновременно нечто подобное происходило в России с гитарой — таким же портативным и многоголосным инструментом. А для кочующих табором цыган портативная гитара издревле была неотъемлемой частью их жизни, направленной на сохранение музыкальных традиций культуры предков. Возможно, поэтому, для более гармоничного звучания инструмента с вокалом, в России классическую шестиструнную гитару снабдили седьмой басовой струной.

Укрепившись в сознании музыкантов как инструмент, решающий задачу исполнения аккордовых функций, гармоника вошла во второй этап своего развития. Мастера и музыканты начали вести поиски мелодической клавиатуры, чтобы сделать аккордеон (гармонику), полноценным портативным инструментом. Поэтому клавиатура К. Демиана была перенесена в левый полукорпус (как видно по сохранившимся

материалам, заявленная клавиатура К. Демиана находилась со стороны правой руки) [5, с. 25]. С этого момента начались поиски клавиатур для правого полукорпуса.

Рис. 3. Аккордеон, прототип с рояльной клавиатурой (в 1860 г. изготовлен во Франции), прототип современных хроматических гармоник

Данный процесс, в конечном итоге, быстро интегрировался в эволюционное развитие мировой музыки и, в первую очередь, традиционной музыки многих народов. Идея заимствования ор-ганно-фортепианной клавиатуры в конструкции других язычковых инструментов использовалась и ранее (например, бибельгармоника, оркестрион, элодикон, фисгармония и прочее).

Для того чтобы понять феномен развития кнопочных клавиатур, надо сравнить его с формированием клавиатур клавишных инструментов. На раннем этапе происходили существенные преобразования:

1. Выдвижные клавиши диатонических гидравлосов (водяных органов) постепенно были вытеснены нажимными клавишами.

2. Начали устанавливаться определенные размеры клавиш у различных инструментов в зависимости от способа их звукообразования. Сравним крупные клавиши органов, спинетов и маленькие клавиши клавикордов, на которых играли четырьмя пальцами и извлекали звуковы-сотную вибрацию (Bebung).

3. С расширением инструментальных художественно-выразительных свойств инструментов неизбежно увеличивался диапазон клавиатур.

4. Увеличение количества клавиш происходило параллельно с разработкой равномерно темперированного строя.

5. Для научных целей изготавливались клавиатуры, имеющие даже 52 клавиши и 104 звука в одной октаве (например, гармониум Эйтца).

На развитие всех видов клавиатур гармоник оказали прямое воздействие третий и четвертый этап формирования рояльной клавиатуры. Что касается клавишного аккордеона, то его клавиатура откликалась на все известные эксперименты и преобразования органно-форте-пианной клавиатуры, которые адаптировались, не разрушая его звуковую специфику. Кратко их необходимо перечислить: это целотонная двухрядная клавиатура Пауля Янко, которая при дублировании основных рядов превращалась в трех- [Рис.4, Рис.5]1, четырех- [6, с. 83] и даже шестирядную; однорядная клавиатура С.Кисе-ленко (не найден образец инструмента с клавиатурой, но известны дискуссии профессионалов о его целесообразности); двухмануальный аккордеон с органно-фортепианной клавиатурой (как у органа) [Рис.7]2; двухмануальный аккордеон с клавишами в форме «лопаточки» [6. с. 96] итальянского производства; а также запатентованный второй мануал на правой клавиатуре клавишного аккордеона Э. А. Борисенко (г. Донецк, Украина) [1, с. 81].

Рис. 4

Рис. 6

Клавиатура Янко оставила в истории гармоник такой же заметный след, как и фортепиано. Здесь уместно напомнить о реформаторском проекте К. О. Ерёменко, который предложил внедрить инструмент с клавиатурой Янко в симфонический оркестр [2].

Рис. 7

Рис. 9

В XIX веке наметился активный поиск клавиатур для аккордеона К. Демиана. Везде, где диатонический лад лежал в основе традиционной музыки, местными «мастерами-кустарями» и мастерами зарождающегося промышленного производства изготавливались кнопочные гармоники. Естественно, каждый из них создавал клавиатуру, способную отвечать запросам покупателей в первую очередь своего региона. Примитивные диатонические гармоники становились выгодным в экономическом отношении товаром, успешно удовлетворяющим потребности массовой культуры Англии, Австрии [6, с. 80], Бельгии, Германии [6, с.73], Италии [5, с. 27], России, Франции.

Рис. 9. Диатоническая гармоника, 1857 г.

(Германия)

Рис. 10. Диатоническая гармоника Паоло Сопрани, 1872 г. (Италия)

Рис.11. Диатоническая гармоника, 1890 г. (Австрия)

В то же время интерес к диатоническим гармоникам проявляли славянские народы Балканского полуострова, потому что устное народное творчество было основано на функциональных соотношениях, в которых преобладал хроматический лад, а также на не темперированных народных инструментах. Поэтому на Балканах диатонические гармоники можно было услышать чаще в городской среде.

В противоположность этому широкое распространение среди славянских народов получили диатонические гармоники в России, Белоруссии, Украине, Чехии, Словакии, Польше. Различные по изготовлению мастеровые решения приводятся ниже [Рис.12, 13, 14]3. Они всегда были желанными на народных гуляньях и празд-

никах. Автор в семидесятых годах присутствовал на реке Мизень в Архангельской области на празднике «Иванов день». Гармонисты, которых сопровождали «под ручку» две певицы, несколькими тройками ходили по берегу и звонко пели лирические песни и частушки. И хотя жизнь во многих селах и деревнях трех республик в XXI веке тихо угасает, гармоники еще можно там услышать.

Рис. 12. Вологодская гармоника, 1887 г.

Рис. 14. Псковская гармоника, 1903 г.

Рис. 13. Саратовская гармоника, 1882 г.

«Родоначальницей» диатонических гармоник у восточных славян стала тульская гармоника, которая появилась в начале 30-х годов XIX века — фактически вскоре после появления аккордеона К. Демиана [4, с. 41]. В ее конструкции были использован принцип «двух звуков в одной клавише», зародившийся ранее в губных гармониках, где на «вдох» и «выдох» один канал давал два звука. Этот простейший принцип способствовал портативным размерам корпуса инструмента, что было важно в быту. Так, например, при семи клавишах инструмент имел 14 звуков. Линия гармоник, имеющая два звука у одной клавиши, оказалась популярной у любителей игры. С этим принципом звукоизвлечения изготавливались на территории Российской Империи череповки, саратовские, бологовские, петербургские гармоники. В Польше к началу ХХ столетия была популярна диатоническая гармоника с десятью клавишами-кнопками. Гармонисты играли также на европейских диатонических инструментах двухрядных немецких, двухрядных венских, имеющих два звука на одной клавише-кнопке.

Рис. 15. Семиклавишная тульская гармоника, начало 30-х годов XIX века

Другую линию ранних диатонических гармоник, где звук на одной клавише не менялся, составила довольно многочисленная группа инструментов. Впервые такой тип инструментов русские мастера стали изготавливать в Вятской губернии [4, с. 48]. По такому же принципу выпускались ливенки, елецкие, сибирские (фисовые), рояльные, северянки (хромки). Позднее этот принцип звукоизвлечения нашел свое место в конструкции современных хроматических клавишных и кнопочных аккордеонов.

Рис. 16. Вятская гармоника, 50-е годы XIX века

На формирование ряда диатонических гармоник серьезное влияние оказала знаменитая концертина Чарлза Уитстона, которая бала запатентована им двумя неделями позднее аккордеона К. Демиана (англ. Charles Wheatstone, патент, Лондон, 1829). Описание концертины как нового оркестрового инструмента дал знаменитый французский композитор Гектор Берлиоз в своем труде «Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке...». Она отличалась двумя мелодическими клавиатурами в правом и левом полукорпусах, звукоряды которых не настраивались в темперации органа, рояля или какого-нибудь другого клавишного инструмента.

В дальнейшем были созданы хроматические гармонеоны (для проведения культовых служб), в которых левая партия снабжалась только мелодической клавиатурой без готовых аккордов. Интересно, что в России музыканты также заказывали диатонические гармоники без аккордов. В них низкие мелодические звуки как бы были предназначены для исполнения генерал-баса. Среди этих интересных гармоник бытовали «черепашки Невского», ливенки, касимовские, сибирские (фисовские).

Далее идеи Ч. Уитстона находили свое воплощение в немецких концертинах и бандонео-нах Г. Банда и Э. Куссерова. Линия концертины с различными звуками на «разжим» и «сжим»

обогатила наше представление о возможностях инструментов. Отношение к гармоникам заметно изменилось после создания в России хроматической оркестровой гармоники Н. И. Белобородова, которого поддержал Л. Н. Толстой, а в Германии — бандонеона Г. Банда, играя на котором аргентинский композитор Астор Пьяццолла своим творчеством обеспечил ему необычайную популярность и бессмертие.

В процессе бытования диатонические гармоники расширили свой диапазон. Чтобы сохранить старые габариты инструментов, мастера укорачивали клавиши одного ряда через одну. Прикрепляя к краям укороченного ряда кнопки, они получали два ряда клавиш-кнопок и увеличенный диапазон. Постепенно, с расширением диапазона диатонические клавиатуры «обрастали» двумя, тремя и даже четырьмя рядами кнопок (как у новоржевской, которую в обиходе ласково называли «тальяночкой»). Напомним, что этой тенденции были подвержены конструктивные решения известных мастеров Италии, Германии, Франции, Белорусии, Украины, Кавказа, Прибалтики.

Одновременно с расширением диапазона диатонического звукоряда в гармониках, стали появляться дополнительные ряды кнопок с целью насыщения их хроматическим строем. Это происходило путем размещения диатонических звукорядов от разных тональностей в отдельном ряду — как это было выстроено в двухрядной черепашке Варшавского. Например, в бологовской гармонике три ряда диатоники строились в последовательности: 1-й ряд в Ре мажоре; 2-й ряд в Соль мажоре; 3-й ряд в До мажоре. А Н. И. Бе-лобородов к До мажору в белому ряду клавиш добавил ряд черных клавиш в тональности Си мажор с пропущенным тоном «ми», который уже находился в белом ряду До мажора.

Подобного рода преобразования в гармониках происходили исключительно в отдельных регионах и не проявлялись на других территориях. В то же время они оставили заметный след в истории создания хроматических кнопочных систем и были предвестниками появления трехрядных хроматических клавиатур, о которых необходимо говорить отдельно. Во всяком случае, самым очевидным и простым путем к 12-ступенному хроматическому равномерно темперированному строю, был путь к заимствованию проверенной веками органно-фортепианной клавиатуры. В ходе эволюции кнопки — аккорды К.Демиана начали размещаться на левой клавиатуре в басо-аккордовой системе «StradeПa». Система «StradeПa», изобретенная Мариано Даллапе (Милан, Италия) и, вероятно, не запатентованная, была впоследствии

клонирована почти всеми итальянскими компаниями. И когда к ней была добавлена органно-фор-тепианная правая клавиатура, в истории гармоник открылась новая страница. Они стали быстро интегрироваться в массовую музыкальную культуру. Хроматический звукоряд и ритмо-гармони-ческий аккомпанемент обеспечили распространение клавишного аккордеона по всей территории проживания славянских народов. Клавишные хроматические аккордеоны постепенно стали вытеснять не темперированные духовые и струнные народные инструменты из традиционных ансамблей музыки славян. Потребность в инструментах резко возросла. В странах проживания славянских народов в Польше, Чехословакии было налажено промышленное производство. В СССР с 1936 года на фабрике «Красный Партизан» стали выпускать хроматические клавишные аккордеоны [3, с. 165].

Рис. 17. Первые аккордеоны фабрики «Красный Партизан» (1936, г. Ленинград)

В Болгарии с первой половины ХХ века традиционный аккордеон с клавишной клавиатурой занял ведущее место в ансамблях, сольной игре и с успехом использовался как аккомпанирующий инструмент. Сегодня он стал настолько востребованным, что потеснил некогда популярные не темперированные традиционные: смычковый инструмент годулку и духовой ковал.

У сербов в начале ХХ столетия хроматические кнопочные инструменты появились несколько раньше клавишных [6, с. 93]. Объяснить это можно тем, что распространенные в городской среде диатонические трехрядные гармоники «венки» были очень похожи на трехрядные хроматические клавиатуры новых инструментов итальянского и французского производства. К этому следует добавить, что у двух- и трехрядных диатонических гармоник звукоряд смешивался с хроматическими звуками. Такой переходный тип инструмента в Италии имел даже свое назва-

ние «семитонато», а в России «хромка». В связи с этим формировался особенный «хроматический подход» в организации игры у музыканта.

Рис. 17Хроматический кнопочный аккордеон французского производства 1932 г.

Впрочем, одновременно с этим процессом, появление клавишного аккордеона обозначилось стремительной его интеграцией в народную музыку южных славян. Это явление обусловлено исключительно богатой орнаментикой, в которой соседствующие с основным тоном вспомогательные тона находятся в интервале малой секунды. Что невозможно было воспроизвести на гармониках диатонического звукоряда.

С внедрением в музыкальную жизнь славянских народов хроматических аккордеонов К. Демиана, наступает новый этап их усовершенствования. С повышением качества звучания инструментов и расширения круга их художественно-выразительных свойств, все явственнее в обществе проявляются намерения и тенденции к внедрению хроматических гармоник в более сложное искусство — академическую музыку. Стало очевидным, что ни идея Ч. Уитстона, ни идея К. Демиана не в состоянии в отдельности осуществить этот эволюционный прыжок. С конца XIX и начала ХХ веков стали появляться инструменты, где в левом полукорпусе совмещались конструкторские идеи обоих замечательных изобретателей. В конечном счете, к середине прошлого столетия были найдены оптимальные конструкторские решения, которые определили новую третью линию в эволюции гармоник — хроматические готово-выборные (Converter) клавишные и кнопочные аккордеоны. Но этот интересный этап в историческом развитии гармоник в тематику настоящей статьи не входит.

Изучение эволюционных процессов формирования клавиатур гармоник показало:

С начала XIX века ранние аккордеоны К. Демиана снабжались диатоническими кнопоч-

ными клавиатурами, которые с успехом интегрировались в массовую культуру восточных славян и городской быт славянских народов Балканского полуострова. В фольклорной среде южных славян они внедрялись вяло.

Концертины Ч. Уитстона сразу рассматривались современниками как новые оркестровые инструменты симфонического оркестра. Параллельно они интегрировались в городскую среду европейских стран, в том числе и Российской Империи. В музыкальный фольклор концертины не внедрились. Играть на двух мелодических мануа-лах народную музыку оказалось сложнее, чем на аккордеонах с готовыми аккордами К. Демиана.

Сформировавшиеся в первой четверти ХХ века хроматические кнопочные и клавишные аккордеоны К. Демиана получили всеобщее распространение в нематериальной традиционной музыке большинства славянских народов Европы, Российской Империи и СССР.

Примечания

1 Рис. 4, Рис. 5 — Авторские снимки из фонда «Civico Museo Intemazionale della Fisarmonika» в г. Кастельфидардо (Италия).

2 Рис.7 — Авторские снимки из фонда «Civico Museo Internazionale della Fisarmonika» в г. Ка-стельфидардо (Италия).

3 Авторские снимки из фонда Музея русская гармоника имени А. М. Мирека.

Литература:

1. Борисенко Э. А. Об органной и клавирной музыке И. С. Баха и некоторых особенностях исполнения ее на аккордеоне. Донецк: ООО «Лебедь», 2001. 100 с.

2. Ерёменко К. О. О перспективах развития симфонического оркестра. Киев: Муз. Украина, 1974. 264 с.

3. Мирек А. М. Из истории аккордеона и баяна: Возникновение, производство, усовершенствование и распространение гармоники. М.: Музыка, 1967. 195 с.

4. Мирек А. М. Справочник по гармоникам. М.: Музыка, 1968. 131 с.

5. Castelfidardo e la storia fisarmónica italiana: guida al civico Museo Internazionale della Fisarmónica / a cura B. Bugiolacci. Castelfidardo, 2003.89 p.

6. Frati Z. Castelfidardo e la storia della fisarmonica. Ancona, 1988. 179 p.

References:

1. Borisenko, E. (2001), About the organ and keyboard music of J. S. Bach and some features of its performance on the accordion, Lebed, Donetsk, Ukraine.

2. Eremenko, K. (1974), On the prospects of development of the Symphony orchestra, Muzykalnaja Ukraina, Kiev, Ukraine.

3. Mirek, A. (1967), From the history of the accordion and accordion: the Occurrence, production, improvement and distribution of harmonics, Muzyka, Moscow, Russia/

4. Mirek, A. (1968), Reference harmonics, Muzyka, Moscow, Russia.

5. Castelfidardo and the Italian accordion history: guide to the civic International accordion Museum (2003).

6. Frati, Z. (1988), Castelfidardo and the history of the accordion, Ancona, Italy/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.