Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ КЛАВИШИ В АЛГОРИТМАХ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ СРЕДСТВ АККОРДЕОНА'

ЭВОЛЮЦИЯ КЛАВИШИ В АЛГОРИТМАХ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ СРЕДСТВ АККОРДЕОНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККОРДЕОН / КЛАВИША / ЭВОЛЮЦИЯ / КЛАВИАТУРА / ЭРГОНОМИКА / ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / ДИАТОНИКА / ХРОМАТИКА / УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ / ОРГАННО-ФОРТЕПИАННАЯ КЛАВИАТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кравцов Н.А.

В статье показана эволюция форм клавиш, формировавшихся на различных исторических этапах развития клавишных музыкальных инструментов. Выявлены эргономические корни появления модификаций клавиш в различных типовых хроматических клавиатурах и их разновидностях. Впервые изучены в поле эргономической системы человек-машина функциональные свойства клавиш, обоснованы и определены их оптимальные формы в различных типах хроматических клавиатур аккордеона. На основе исследования найдены новые формы клавиш, существенно расширяющие контуры звуковой парадигмы инструмента. Решение, обеспечивающее доступ к нереализованным акустическим свойствам, лежит в опыте применения в русле многолетней эксплуатации аккордеона с клавиатурой системы Кравцова, где успешно функционировали форма клавиш в виде выпуклых многогранников и размещение рядов в одной плоскости. Заимствование апробированных идей из конструкции системы Кравцова в трёхрядные клавиатуры аккордеона обеспечивает инструменту полный комплект артикуляционных средств, создающих ему среди современных клавишных инструментов передовые позиции в современной музыкальной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE KEY IN THE ALGORITHMS OF THE ACCORDION ARTICULATION MEANS

The article shows the evolution of the forms of keys, which were formed at various historical stages of the development of keyboard musical instruments. The ergonomic roots of the appearance of key modifications in various typical chromatic keyboards and their varieties are revealed. For the fist time the functional properties of the keys were studied in the field of the human-machine ergonomic system, their optimal forms in various types of chromatic accordion keyboards were substantiated and determined. On the basis of the research, new forms of keys have been found that significantly expand the contours of the sound paradigm of the instrument. The solution that provides access to unrealized acoustic properties lies in the experience of using the Kravtsov system in line with the long-term operation of the accordion with the keyboard, where the shape of the keys in the form of convex polyhedrons and the arrangement of rows in the same plane successfully functioned. Borrowing proven ideas from the design of the Kravtsov system into three-row accordion keyboards provides the instrument with a full set of articulatory means, creating for it the leading positions in modern musical culture among modern keyboard instruments

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ КЛАВИШИ В АЛГОРИТМАХ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ СРЕДСТВ АККОРДЕОНА»

Музыка в ее художественных параллелях

и взаимосвязях

DOI: 10.26086/NK.2021.60.2.008 УДК 781.91

© Кравцов Николай Александрович, 2021

Санкт-Петербургский государственный институт культуры (Санкт-Петербург, Россия), кандидат искусствоведения, профессор кафедры народного инструментального искусства, заслуженный деятель искусств РФ E-mail: kravtsov@accordionkravtsov. ru

ЭВОЛЮЦИЯ КЛАВИШИ В АЛГОРИТМАХ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ СРЕДСТВ АККОРДЕОНА

В статье показана эволюция форм клавиш, формировавшихся на различных исторических этапах развития клавишных музыкальных инструментов. Выявлены эргономические корни появления модификаций клавиш в различных типовых хроматических клавиатурах и их разновидностях. Впервые изучены в поле эргономической системы человек-машина функциональные свойства клавиш, обоснованы и определены их оптимальные формы в различных типах хроматических клавиатур аккордеона. На основе исследования найдены новые формы клавиш, существенно расширяющие контуры звуковой парадигмы инструмента. Решение, обеспечивающее доступ к нереализованным акустическим свойствам, лежит в опыте применения в русле многолетней эксплуатации аккордеона с клавиатурой системы Кравцова, где успешно функционировали форма клавиш в виде выпуклых многогранников и размещение рядов в одной плоскости. Заимствование апробированных идей из конструкции системы Кравцова в трёхрядные клавиатуры аккордеона обеспечивает инструменту полный комплект артикуляционных средств, создающих ему среди современных клавишных инструментов передовые позиции в современной музыкальной культуре.

Ключевые слова: аккордеон, клавиша, эволюция, клавиатура, эргономика, функциональность, диатоника, хроматика, универсальность, органно-фортепианная клавиатура

© Kravtsov Nikolay A., 2021

Saint Petersburg State University of Culture (St. Petersburg, Russia), Candidate of Art,

Professor of the Department of Folk Instrumental Art, Honored Artist of the Russian Federation

EVOLUTION OF THE KEY IN THE ALGORITHMS OF THE ACCORDION ARTICULATION MEANS

The article shows the evolution of the forms of keys, which were formed at various historical stages of the development of keyboard musical instruments. The ergonomic roots of the appearance of key modifications in various typical chromatic keyboards and their varieties are revealed. For the first time the functional properties of the keys were studied in the field of the human-machine ergonomic system, their optimal forms in various types of chromatic accordion keyboards were substantiated and determined. On the basis of the research, new forms of keys have been found that significantly expand the contours of the sound paradigm of the instrument. The solution that provides access to unrealized acoustic properties lies in the experience of using the Kravtsov system in line with the long-term operation of the accordion with the keyboard, where the shape of the keys in the form of convex polyhedrons and the arrangement of rows in the same plane successfully functioned. Borrowing proven ideas from the design of the Kravtsov system into three-row accordion keyboards provides the instrument with a full set of articulatory means, creating for it the leading positions in modern musical culture among modern keyboard instruments.

Key words: accordion, key, evolution, keyboard, ergonomics, functionality, diatonic, chromatics, versatility, organ-piano keyboard

«Клавиша (через польск. klawisz, от лат. clavis — ключ) — в музыкальных инструментах рычаг, при помощи которого извлекается звук» [8, с. 823].

Идею античной «машины», а точнее - «ме-ханы», нам помогают понять Архимедовы механизмы (287-212 годы до н. э.). По-видимому, той самой первой «машиной» среди музыкальных инструментов стал гидравлос — водяной орган, созданный Героном. Это устройство подавало воздух под воздействием давления воды через компактную батарею «ключей» — то есть имело клавиатуру.

Постепенно выдвижные клавиши гидравлосов были вытеснены нажимными клавишами, как более эффективно отвечающими эргономическим законам функционирования механизма и физиологии движения человека.

С этого момента эволюция машины-клавиатуры происходила на фоне развития диатонических, энгармонических и хроматических органов и струнных клавишных инструментов, пока не приобрела на иконографических источниках XIV и XV веков современные очертания.

Поэтому до появления аккордеона К. Де-миана в 1829 году все клавишные инструменты снабжались исключительно органно-фортепиан-ной клавиатурой (далее ОФК). Заимствование ОФК в аккордеоны было вызвано органичным и логически обоснованным стремлением воспользоваться предшествующим исполнительским опытом клавирной музыки. Изначально основной целью в конструировании аккордеона было компактное размещение ОФК в маленьком портативном корпусе. Естественно, решение лежало в сокращении всех размеров клавиш. У первых хроматических аккордеонов их размеры были меньше даже клавиш переносного портатива. Соответственно уменьшался шаг клавиши (расстояние между центрами клавиш). Моментами он составлял 14 мм против 22 мм у ОФК. Такие условия на ОФК еще больше усложняли игру на участках белых клавиш, заключенных между черными клавишами. Их размеры были различными и формировались во взаимосвязи со способом звукообразования. Сравним крупные клавиши органного ножного мануала с маленькими клавишами клавикордов, на которых играли четырьмя пальцами, что, в прочем, не мешало И. С. Баху извлекать еще и звуковую вибрацию (ВеЬи^).

Ранний период формирования ОФК наполнен рядом существенных преобразований: • увеличение количества клавиш происходило на фоне формирования равномерно-темперированного строя, который постепенно вытеснил пифагорейский;

• с расширением художественно-выразительных свойств инструментов неизбежно увеличивался диапазон клавиатур и соответственно количество клавиш на клавиатурном щите;

• для научных целей изготавливались клавиатуры, имеющие даже 52 клавиши и 104 звука в одной октаве. Например, гармониум Эйт-ца.

Что касается аккордеона с его заимствованной ОФК, то он откликался на все известные ее преобразования, которые адаптировались к аккордеонной звуковой парадигме. Кратко их необходимо перечислить:

• клавиатура Пауля Янко, с двумя рядами целотонного звукоряда при дублировании рядов превращалась в трех- (рис. 1), четырех- и даже шестирядную (рис. 2).

Рис. 1. Трехрядная клавиатура П. Янко

Рис. 2. Шестирядная клавиатура П. Янко с продолговатыми овальными клавишами

• однорядная клавиатура С. Киселенко, не обнаруженная в инструментах, но получившая внимание в дискуссиях специалистов (рис. 3);

Рис. 3. Объединенная форма клавиш тонов и полутонов ОФК системы С. Кисиленко

• двух-мануальные аккордеоны с органно-фор-тепианной клавиатурой, а также со вторым съемным мануалом Э. А. Борисенко (рис. 4) [1, с. 81];

• системы клавиатур с клавишами в форме «лопаточек» итальянского и финского производства (рис. 5) [10, с. 98].

I1 II III «I ММ I ш1

Рис. 4 (слева). Съемный второй мануал ОФК Э. А. Борисенко Рис. 5. Аккордеон с квадратными клавишами финского производства 1942 года

Рассматривая функционирование клавиши в рамках той или иной системы хроматической клавиатуры аккордеона, мы обнаруживаем, что информационное поле этой темы освещено крайне скудно. В основном она рассматривается в учебно-методической литературе, где ее связывают в исполнительском процессе с аппликатурной нумерацией пальцев. Ее роль в организации игрового процесса, эффективности действия пальцев на ее игровых площадках в отечественных ин-струментоведческих трудах мало изучены. Это не относится к специальным клавишам клавиатур для научных опытов систем Эйтца, Бозанкета, Гельмгольца, Штейнера, функции которых раскрыты в их научных трудах.

В конструкции клавишных аккордеонов автор усматривает две функции, которые несет клавиша как элемент клавиатурного устройства. Первая функция определяется ее различным взаиморасположением с другими клавишами в типовых системах [4]. Вторая — алгоритмом действий, где форма клавиши непосредственно связана с особенностью звукообразования и артикуляционными свойствами звукоизвлечения.

На первых диатонических гармониках клавиша была такой же формы как у ранних диатонических органов — в виде продолговатых пластин. Их незатейливая функциональность вполне устраивала исполнителей на ранних инструментах, которые воспринимались как детские игрушки.

Впервые форма игровой площадки в виде кнопки появляется у диатонических клавиатур гармоник в первой половине XIX столетия. Ареалом распространения «молодого» инструмента

становится деревенская и городская среда. На иллюстрации (рис. 6) — однорядная саратовская диатоническая гармоника с 10 тонами [7, с. 46].

Рис. 6. Саратовская гармоника

В XIX столетии мастерами для увеличения звукоряда инструмента применялось оригинальное решение. Чтобы не увеличивать габариты всего инструмента они размещали у одной диатонической клавиши два различных звука — один возникал на движение меха в направлении от правого полукорпуса («разжим»), другой — в направлении к правому полукорпусу («сжим»). Это позволяло увеличивать звукоряд в два раза.

Клавиши, изначально имевшие форму продолговатых пластин, долгое время сохранялись как функционально достаточно эффективные и привычные элементы клавиатур. Дальнейшее увеличение звукоряда повлекло за собой увеличение количества клавиш, которые можно было разместить только в дополнительном ряду.

Последним достижением в создании двухрядных гармоник, имеющих у одной продолговатой клавиши разный звук на «разжим» и «сжим», стала хроматическая гармоника Н. И. Белоборо-дова (рис. 7) [7, с. 62].

Рис. 7. Гармоника Н. И. Белобородова

Помимо двухрядных клавиатур (рис. 8) дальнейшее увеличение количества клавиш звукоряда привело к созданию трех- (рис. 9), четырех- и даже пятирядных систем (рис. 10).

В этих условиях кнопка оказалась функционально более приспособленной в трехрядных хроматических системах клавиатур, звукоряд

которых мастерами быстро был доведен до больших размеров — 64 тонов и полутонов. Попытка заменить кнопку на квадратную форму была осуществлена на фабриках Италии и Финляндии (рис. 11) [10, с. 96].

Рис. 8 (слева). Диатоническая двухрядная гармоника с кнопками (Австрия). [10, с. 80] Рис. 9. Бологовская гармоника трехрядная с кнопками. [7, с. 59]

Рис. 10. Новоржевская 5-рядная гармоника 1900 года. С клавишами в виде лопаточек. Музей русской гармоники Альфреда Мирека (фото автора с разрешения администрации)

Рис. 11. Клавиатура системы «С-От{ с тремя дублирующими рядами и клавишами в форме квадратов

Как видно на рисунке, соседние в ряду клавиши имеют контактные ребра в полный размер ребра. Смещение рядов относительно друг друга на половину шага клавиши вдвое сокращает соприкасающиеся размеры ребра. Такое решение препятствует перемещению пальцев по клавишам с разных рядов клавиатуры. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что ребра у клавиши не везде одинаковые. Кроме того, одно ребро, обращенное к более низкому ряду, имеет скругление, чтобы как-то смягчить недостаток формы при скольжении или переходе на ступен-

чато размещенный соседний ряд. И все же это не позвляет исполнителю в полной мере овладеть функциональными свойствами и обедняет поли-тру артикуляционных качеств. Здесь мы сталкиваемся с фактом, когда форма клавиши тесно связана с процессами звукоизвлечения и негативно влияет, например, на алгоритм штриха legato. По этой причине квадратная форма клавиш не нашла дальнейшего применения в исполнительской практике, хотя ее дизайн, по мнению автора, выглядит предпочтительно.

Клавиши в форме кнопки оказались эргономически более эффективными, чем квадратные еще потому, что заложенные между кнопками шпации (расстояния между боковыми ребрами клавиш) смягчили недостатки квадратных кнопок. Поясним более подробно.

Важным функциональным качеством кнопки являются создавамые ею одинаковые условия для рук мужчины и ребенка. Это достигается благодаря увеличению размеров шпаций (см. рис. 12).

Рис. 12. Схема функционирования шпации (выполнена автором)

На рисунке хорошо видна разница между радиусом 1 окружности игровой площадки и вектором 2, с включенным в его длину размером шпации, которая и увеличивает игровое пространство для игры крупными пальцами.

Рис. 13. Форма кнопок со скругленными ребрами игровых площадок современного аккордеона итальянского производства (фото автора)

На рис. 13 видно, что для эффективного управления информационным каналом ребра кнопки скруглены. Известно, что три фазы зву-

коизвлечения, на которые в шестидесятых годах прошлого столетия указал польский профессор Лех Пухновский [7], создают под воздействием целенаправленных исполнительских усилий яркую парадигму инструмента. В этих условиях процесс алгоритмов артикуляционных приемов получает многообразное функциональное поле для достижения художественных задач, которое формируется под воздействием пальцевых, меховых и комбинированных штрихов.

На рис. 14 изображены кнопки без скругле-ния ребер. Непонятно, какими соображениями и положениями эргономической «системы человек-машина» [2] руководствовалась конструкторская мысль изготовителя.

kl

Рис. 14. Не скругленные ребра кнопок трехрядной клавиатуры

В то же время в функционировании клавиши есть серьезный недостаток, связанный с особенностями конструкции хроматической клавиатуры. Ступенчатое размещение рядов клавиш (особенно при прожатой кнопке на нижнем ряду) не позволяет осуществить скольжние пальца с клавиши на клавишу — важнейший прием игры при исполнении legato (при скольжении с верхнего ряда на клавишу нижнего ряда условия созданы почти идеальные). Получается,что конструкция неадекватно функционирует. Те же недостатки мы обнаруживаем в ОФК, которые создаются из-за разновысотного размещения белых и черных клавиш. Скольжение пальцев с белой на черную затруднено.

Надо сказать, что на аккордеонах прием скольжения пальцев с клавиши на клавишу занимает важное место в технике исполнения интервальных пассажей, аккордов с широкоразне-сенными голосами и полифонической фактуры. Такой широкий круг традиционных формул музыкального языка становиться заложником несовершенства конструкции, искажает артикуляционные свойства инструмента и обедняет художественные намерения композитора и исполнителя.

Анализ функцирнирования клавиш в разных системах клавиатур показал, что разновысот-

ное размещение клавишных рядов на клавиатурном щите у ОФК и трехрядных клавиатур является причиной неполноценного функционирования системы «человек-машина». Оно предстает как слабое звено в информационном поле звуковой парадигмы.

Вместе с тем, как это ни парадоксально, путь преодоления проблемы подсказывает конструкция ОФК, где техника скольжения пальцев по ряду семи белых клавиш, размещенных в одной плоскости, соответствует артикуляционным задачам. Поэтому ликвидировать недостатки звукоизвле-чения, вызываемые неровностями рядов клавиш, надо путем размещения всех клавиш тонов и полутонов в одной плоскости. В проекте необходимо реконструировать кнопку как элемент таким образом, чтобы расширились ее функции в информационных каналах СЧМ. При выравнивании рядов существующего скругления ребра кнопки явно недостаточно, и сложно переходить на соседнюю, в которую будет трудно не упереться.

Кнопка также должна получить усовершенствование, ведь ее форма ранее была приспособлена для ступенчатой клавиатуры. При этом необходимо сохранить ее существующие эргономические свойства. С целью создания оптимальных условий скольжения надо покрыть клавиатурный щит полностью игровыми площадками клавиш встык без просветов. Роль шпации будет ограничена только тем, чтобы соседние ребра при игре не цеплялись друг за друга. Для этого максимально подходит форма квадрата. Но эту геометрическую фигуру надо также преобразовать, чтобы она отвечала процессам и потребностям, обусловленным условиями алгоритмических задач. Потребностей две. Первая — необходимо создать удобное скольжение среди соседствующих клавиш, независимо от того, в каком ряду они находятся. Вторая — следует создать одинаковые условия игры для маленьких и больших пальцев.

Чтобы решить первую задачу, надо в соседствующих рядах клавиш увеличить размеры контактных ребер. На рис. 15 показано по какому геометрическому принципу это можно осуществить. Сумма гипотенуз двух прямоугольников (вектор а1-б1) увеличивает длину ребер соседних клавиш до необходимых размеров. Осуществив со всеми соседними клавишами аналогичные геометрические операции, мы превратим квадратную форму клавиш в шестигранник (рис. 16).

На рис. 16 семь из двенадцати октавных шестигранников имеют соседствующие ребра, которые артикуляционно связаны между собой. Практически достигнут максимальный результат в хроматических трехрядных системах клавиатур.

Вторая задача решается путем создания выпуклого игрового шестигранника и скругления всех ребер. На рис. 17 и рис. 18 изображена предлагаемая форма клавиш в двух проекциях.

из-за сложности монтажа и установки шести валиков-цилиндров на одной клавише.

Рис. 15. Схема увеличения длины ребер у клавиш

I 1

Рис. 16. Фрагмент соседствующих клавиш-шестигранников (фото автора)

Рис. 17 (слева). Вид спереди (фото автора) Рис. 18. Вид сбоку (фото автора)

Оптимальные скругления найдены автором в ходе эмпирических экспериментальных работ с клавиатурой системы Кравцова (далее КСК) и обладают необходимыми условиями для скольжения. Надо напомнить, что самые идеальные условия скольжения созданы в клапанной механике деревяных духовых инструментов, где на ребрах соседних игровых площадках клапанов встроены вращающиеся цилиндрики. На рис. 19 изображено такое приспособление у фагота.

К сожалению, заимствовать эту конструкцию в аккордеон не представляется возможным

Рис. 19. Вращающиеся валики-цилиндры у ребер игровых площадок фагота

Авторская адаптация ОФК в конструкцию хроматического аккордеона, начатая с 1981 года, с целью его полноценного функционирования в аккордеонной культуре, вылилась сегодня в жизнеспособное и перспективное информационное устройство. Как разновидность ОФК клавиатура системы Кравцова сохраняет творческое наследие клавиров прошлого, вплоть до такого артикуляционного элемента, как единой аппликатурной топографии. В условиях оригинального репертуара для баяна и клавиров, сформировались оптимальные радиусы скругления ребер у КСК. На рис. 20 представлен фрагмент КСК со скругленными клавишами.

Рис. 20. ОФК клавиатура системы Кравцова

В отличие от современных баянных эта форма клавиш обеспечивает полноценное акустическое legato в сложной фактуре таких пьес, как «Провожание» из цикла для баяна «Узоры луговые» Г. Г. Шендерёва (Пример 1).

В настоящем проекте универсальность формы предлагаемой клавиши позволяет применить ее во всех современных хроматических системах аккордеона. На рис. 21 показано конкретное решение клавиатуры системы «B-Griff» с новой формой клавиши, элементом, расширяющим информационную сферу воздействия исполнителя на «машину»-инструмент.

Улучшение условий скольжения на хроматических клавиатурах различных систем не только приводит к полноценному исполнению фактуры в штрихе legato, но и привносит новые звукоряды в штрихе glissando. Так скольжение по

углам соседних клавиш тонов и полутонов в системах «B-Griff» (рис. 21) или «C-Griff» позволит

прожать 8-клавиш из октавы вместо 4-х ранее. Линия скольжения обозначена красным цветом.

Пример 1. Фрагмент из пьесы для баяна Г. Г. Шендерёва «Провожание» (номер в кружочке обозначает номер пальца, которым надо играть в дополнительном ряду)

Рис. 21. Системы «B-Griff» с новой формой клавиши

Рис. 22. Линия скольжения для glissando из 8-ми звуков системы «B-Griff»

DO RE I FA kSOL i LA i DO

А Ä# А? \Ау\

В разновидности ОФК на КСК тот же прием озвучит десять звуков вместо семи.

В конструкции ОФК, заимствованной в аккордеон, происходит коррекция формы клавиш с целью приспособить их к особенностям звукообразования и звукоизвлечения. Так из-за уменьшенного шага сократилась для игры площадь узких участков белых клавиш, размещенных даже в больших просветах между черными клавишами — соответственно Ьи es-fis. Чтобы адаптировать клавишу к функциональным особенностям, стали снимать фаски-канавки на соседствующих ребрах обеих белых клавиш.

Ниже, на белых клавишах, появились овальные торцевые ребра, которых мы не встретим у роялей и других клавиров. Это вызвано тем, что при исполнении широко разнесенных голосов в оригинальных сочинениях для баяна и клавиров большой палец вынужден смещаться на край. Для того чтобы не зацепить соседнюю клавишу, закругляют ее торцевую часть (рис. 24).

Рис. 23. Линия скольжения для глиссандо из 10-ти звуков КСК

Рис. 24. Скругление торцевой части клавиш ОФК аккордеона

Экспертиза информационных каналов хроматических систем аккордеона, где задействованы клавиши, показала, что их функциональное соответствие в поле эволюции типов клавиатур находится на удовлетворительном уровне. Неэффективным элементом в организации алгоритмической линейки процессов звукоизвлечения является устаревшая форма клавиш и ступенчатое размещение их рядов на клавиатурных щитах ОФК и трехрядных систем. Решение, обеспечивающее доступ к нереализованным акустическим и артикуляционным свойствам, надо искать в результатах эксплуатационной практики аккордеонов с КСК, которая ведется автором с 1981 года. Апробация показала, что форма клавиш в виде выпуклых многогранников и размещение их рядов в одной плоскости обеспечивает успешное функционирование информационных каналов, что существенно расширяет контуры звуковой парадигмы инструмента.

Кроме этих результатов исследование показало, что:

• процесс совершенствования форм клавиш современных типов клавиатур обуславливается меняющимися требованиями к их художественно-игровым свойствам;

• современная клавиша является важным функциональным элементом в различных клавиатурных устройствах, а ее информативное поле органично формируется по законам эргономической СЧМ и запросам аккордеонной музыкальной культуры;

• форма ее игровой площадки трансформируется во взаимосвязи с акустическими особенностями звукообразования и расширяющейся палитрой артикуляционных средств инструмента;

• возникающая модификация клавиш различных хроматических клавиатурных систем аккордеона, подчиняется его единой специфике алгоритмов звукообразования;

• функция клавиши в аккордеонных хроматических клавиатурных системах определяется понятием универсализм эргономической системы «человек-машина» (СЧМ), который обеспечивается ее трех-объемной выпуклой формой, позволяющей полноценно раскрыть комплекс художественно-выразительных свойств, заложенных в акустической природе инструмента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Борисенко Э. А. Об органной и клавирной музыке И. С. Баха и некоторые особенности исполнения ее на аккордеоне. Донецк: Лебедь, 2001. 100 с.

2. Введение в эргономику / под ред. В. П. Зин-ченко. М.: Советское радио, 1974. 352 с.

3. Ерёменко К. О. О перспективах развития симфонического оркестра. Киев: Муз. Украина, 1974.264 с.

4. Кравцов Н. А. Классификация систем хроматических клавиатур клавишных музыкальных инструментов // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2020. № 69 (4). С. 96-110.

5. Кравцов Н. А. Эргономика в органно-форте-пианной клавиатуре аккордеона // Временник Зубовского института. 2020. № 3. С. 80-93.

6. Мирек А. М. Из истории аккордеона и баяна: Возникновение, производство, усовершенствование и распространение гармоники. М.: Музыка, 1967. 195 с.

7. Мирек А. М. Справочник по гармоникам. М.: Музыка, 1968. 131 с.

8. Музыкальная энциклопедия. Т. 2 / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская Энциклопедия, 1974.960 с.

9. Castelfidardo e la storia fisarmónica italiana: guida al civico Museo Internazionale della Fisarmónica. Castelfidardo: [senza casa ed.], 2003.89 p.

10. Frati Z. Castelfidardo e la storia della fisarmonica. Ancona: [senza casa ed.], 1988. 179 p.

11. Puchnowski W. Szkole miechowania I artikulacji akordeonowej. Krakow, PWM, 1964. 160 s.

References

1. Borisenko, E. A. (2001), Ob organnoy i klavirnoy muzyke I. S. Bakha i nekotoryye osobennosti ispolneniya yeyo na akkordeone [About the organ and clavier music of I. S. Bach and some features of its performance on the accordion], Lebed, Donetsk, Ukraine.

2. Zinchenko, V. P. (ed.) (1974), Introduction to ergonomics [Introduction to ergonomics], Soviet radio, Moscow, USSR.

3. Eremenko, K. O. (1974), O perspektivakh razvitiya simfonicheskogo orkestra [About the prospects for the development of a symphony orchestra], Musical Ukraine, Kiev, Ukraine.

4. Kravtsov, N. A. (2020), "Classification of systems of chromatic keyboards of keyboard musical instruments", Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A. Ya. Vaganovoy [Bulletin of the Academy of Russian Ballet], no. 69 (4), pp. 96-110.

5. Kravtsov, N. A. (2020), "Ergonomics in the organ-piano accordion keyboard", Vremennik Zubovskogo instituta [Annals of the Zubovsky Institute], no. 3, pp. 80-93.

6. Mirek, A. M. (1967), Iz istorii akkordeona i bayana: Vozniknoveniye, proizvodstvo, usovershenstvovaniye i rasprostraneniye garmoniki [From the history of the accordion and button accordion: The emergence, production, improvement and distribution of the harmonica], Muzika, Moscow, Russia.

7. Mirek,A. M. (1968), Spravochnikpo garmonikam [Handbook of harmonics], Muzika, Moscow, Russia.

8. Keldysh, Yu.V. (ed.) (1974), Muzykal'naya entsiklopediya [Musical encyclopedia], vol. 2, Soviet Encyclopedia edition, Moscow, Russia.

9. Castelfidardo e la storia fisarmonica italiana: guida al civico Museo Internazionale della Fisarmonica (2003), Senza casa ed., Castelfidardo, Italy.

10. Frati, Z. (1988), Castelfidardo e la storia della fisarmonica, Senza casa ed., Ancona, Italy.

11. Puchnowski, W. (1964), Szkole miechowania I artikulacji akordeonowej, PWM, Krakow, Poland.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.